Охарактеризуйте типы социальных движений. Охарактеризуйте основные социальные движения в странах Европы и США в начале XX в. В чём состояла их преемственность по отношению к движению XIX в.? Что было новым? Причины возникновения социальных движений

Социальные движения - это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединя­ются представители разных социальных групп. Социаль­ные движения - сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д.

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.



Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы - это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую "Утопию", слова "утопия" и "утопический" означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его "Республики" и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока "строители" совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин "революция" применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как "промышленная революция", "сексуальная революция". Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.

Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия, Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией.

Стадия распада движения. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.

Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем, определявшим культурное течение как процесс, в котором "небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам.

Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп - мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, они ставят своей целью изменение ситуации: в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения любого уровня формулируется его программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Механизмы присоединения к движению специалистычаще всего объясняют через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и “прочность” движения, успешное достижение целей.

Поиск сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях он может происходить буквально “на улице”, когда организуется сбор подписей в целях поддержки какой-либо акции. В движениях более высокого уровня поиск сторонников происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, подвергшиеся репрессиям; в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» инициаторы – профессиональная группа и т. д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. Обычно человек принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, оценивает свою готовность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи движения.

Коротко остановимся на двух теориях, объясняющих причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он обнаруживает, что лишен чего-то значимого в сравнении с другими. И это побуждает человека присоединиться к определенному социальному движению. Оппоненты данной теории справедливо отмечают упрощение проблемы, которое выражается в том, что в этой теории абсолютизируется один из факторов и не принимаются в расчет другие факторы, которые в действительности могут иметь место.

Другая теория – теория мобилизации ресурсов утверждает, что человек, решая для себя вопрос о присоединении к какому-либо движению, руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае, по мнению Г. М. Андреевой, также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов . Таким образом, вопрос о механизмах присоединения людей к социальным движениям требует дальнейшей разработки.

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинствав любом массовом, в том числе социальном движении. В связи с тем, что социальные движения объединяют представителей разных социальных групп, характеризуются специфическими формами действий, в социальных движениях с неизбежностью выделяется большинство и меньшинство. Игнорирование позиции меньшинства может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

Современный французский психолог С. Московичи считает, что меньшинство может рассчитывать на влияние в движении только при определенных условиях. Главное из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух “сечениях”: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными. Важен стиль переговоров и наличие определенных умений. Особо значимы умения идти на компромиссы, “снимать” излишнюю категоричность, отделять идею от её носителя, разрабатывать варианты продуктивных решений.

Третья проблема, возникающая в социальном движении, – это проблема лидера . Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Он должен наиболее полно выражать в своей активности базовые ценности, “дух” данного движения. Он должен уметь отстаивать цели, принятые участниками. Кроме того, он должен быть внешне привлекательным для довольно большой массы людей. Эти качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп .

Резюме

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. К большим социальным группам относят два вида групп: устойчивые группы, сложившиеся в ходе исторического развития, и стихийные группы, возникающие всякий раз случайно на короткий период времени. Большие устойчивые группы – это социальные классы, этнические группы, профессиональные и половозрастные группы. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика. Большие (устойчивые) группы отличаются от малых групп по ряду признаков: а) в больших группах, в отличие от малых, непосредственного общения нет, каждый каждого знать не может; б) в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, традиции, обычаи; в) в них складывается ифункционирует специфический язык. В структуре психологии больших устойчивых групп выделяют две составные части: а) психический склад группы и б) эмоциональную сферу группы. Психический склад группы является достаточно устойчивым образованием, а эмоциональная сфера – более подвижной частью групповой психологии. К психическому складу принято относить социальный или национальный характер, нравы, традиции, обычаи. В эмоциональную сферу входят потребности, интересы, настроения. Важнейшей из этнических групп является нация. Под нацией обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе и общим языком. Основными регуляторами деятельности и поведения нации являются национальные традиции и обычаи. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Эмоциональную сторону психологии нации составляют национальные чувства и настроения. Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и ценностям. Этнические стереотипы – своеобразные шаблоны восприятия, в соответствии с которыми определенным нациям приписываются определенные психологические характеристики. Главный отличительный признак взаимодействия в стихийных группах заключается в том, что здесь возникает стихийная передача эмоционально насыщенной информации, и ситуация взаимодействия характеризуется тем, что личность практически “снимает” с себя персональную ответственность за происходящее, утрачивает личный контроль над ситуацией. В стихийных группах три механизма воздействия: психическое заражение, внушение, подражание. Психическое заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида психическим состояниям других. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Чем большие группы отличаются от малых групп?

2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?

3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?

4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?

5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?

6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?

7. В чем опасность этнических стереотипов?

8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).

9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.

10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?

11. Что понимается под социальными движениями?

12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?

Краткая характеристика социальных движений

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя затем само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во вторую очередь, они ставят своей целью изменение ситуации˸ в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. Третий аспект заключается в том, что в ходе организации движения любого уровня формулируется ᴇᴦο программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в какой-либо степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы˸ именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на базе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта˸ механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Краткая характеристика социальных движений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Краткая характеристика социальных движений" 2015, 2017-2018.

Социальные движения – особый класс социальных явлений, представляющий собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем :

    широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за охрану окружающей среды и т.п.),

    локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.)

    движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации).

Общие черты всех уровней социальных движений:

      Оно базируется на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

      Всякое социальное движение имеет в качестве цели измене­ние ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе.

      В ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

      Движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, например, допустимо ли насилие как одно из средств.

      Всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации манифестации, митинги, съезды и пр.

Важными являются три вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

1.Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Они в большей степени обоснованы чисто эмоциональными реакциями на происходящее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов зависят основательность и «прочность» движения, прогноз на успешное выполнение целей.

Рекрутация сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на улице», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движе­нии за гражданские права инициаторами могут быть люди, незаконно пострадавшие, подвергшиеся репрессиям. В современной, литературе предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других.

Теория мобилизиции ресурсов делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы.

2.Соотношение позиций большинства и меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движении. Учитывая неоднородность социальных движений, объединение в них представителей разных социальных групп, а также специфические формы действий (высокий эмоциональный накал, наличие разноречивой информации), можно предположить, что во всяком социальном движении актуальна проблема выделения «несогласных», решительных и т.д. Иными словами, в движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

Характеристика условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: а) последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух «сечениях»: б) в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и в) диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными; г) необходима проработка также и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к продвижению по пути поиска продуктивного решения.

3.Проблема лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют и удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

(Рабочее, национально-освободительное)

Рабочее движение . Быстрое промышленное развитие стран Европы и США, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений.

Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американс-кая федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеоб­щая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выд­вигали требования повышения зарабо-тной платы и установления 8-часового рабочего дня.

В США активным было движение фермеров . Объединяясь в «фермерские аль­янсы» (союзы), фермеры организовывали хранение и сбыт своей про­дук-ции, выступали против монопольных цен на перевозки, которые ус­танавливали железнодорожные корпорации, они также выступали против земельных спекулянтов.

В Италии в начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков . Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, напада­ли на муниципалитеты (местные органы власти) и помещичьи усадь­бы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги. В 1901 г. была образована Национальная федерация трудящихся кресть­ян. Выступления крестьян безжалостно подавлялись полицией и правительственными войсками.

В 1907 г. Франция была потрясена выступлением крестьян-виноделов. Оказавшись в бедственном экономическом положе­нии, они потребовали от правительства помощи, отказывались платить налоги. Крестьяне объединились в Генеральную конфедерацию виноде­лов, провели несколько крупных демонстраций. В этот период во Франции участились выступления учителей, работников почт, телеграфа, железных дорог. Они добивались повышения своего крайне низ­кого жалованья. В ответ на это правительство инициировало закон, запрещавший государственным служащим организовывать проф­союзы и проводить забастовки.

В начале XX вв. активизировалось феминист­ское движение . Его участницы выступали за равноправие жен­щин с мужчинами в важнейших сферах жизни. Перед первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространяв­шееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австра­лии и Новой Зеландии. На производстве женщины за равный с мужчинами труд по­лучали в 1,5-2 раза меньшую оплату. Женщины были нерав­ноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете или юристом. Нетерпимость подобного положения стала осознаваться осо­бенно остро, по мере того как женщины все больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Активистки феминистского движения устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса. Достичь поставленных целей феми­нисткам удалось лишь после первой мировой войны.



Национально-освободительная борьба в Индии . Противники колониального режима в 1885 г. объединились в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В его руководстве были сторонники лояльной оппозиции колониза-торам. Но на рубеже веков в ИНК появилось и радикальное направление, вы-ступавшее за активную борьбу против англичан. Все большую популярность получали лозунги свадеши (отечественное производство) и сварадж (собст-венное правление). С начала 1906 г. движение свадеши стало принимать форму мас­совых выступлений. Произошли забастовки железнодорожников. В ходе стачечной борьбы были созданы профсоюзы. В ответ британцы раз-вернули репрессии против радикальных лидеров ИНК.

Вверх