Русская журналистика XIII века. "куранты", "вестовые письма", "столбцы" Первая рукописная газета 17 веке

Д. РОХЛЕНКО, историк-архивист.

Первая печатная петровская газета "Ведомости" (поначалу Петр I называл ее курантами) сегодня представляет огромный интерес не только как своеобразное зеркало давно ушедшей жизни страны, источник сведений об исторических событиях, экономике, культуре, быте и языке начала XVIII века. газета оставила свой след и в русском обществе, формировавшемся в ходе Петровских реформ. Как отмечал Н. А. Добролюбов, на страницах "Ведомостей" "в первый раз русские увидели всенародное объявление событий военных и политических".

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гравюра П. Гунста, сделанная с портрета молодого Петра I работы художника Кнеллера. 1697 год.

Заглавный лист "Ведомостей" 1704 года.

Печатный двор в Москве. Гравюра конца XVII века.

Заглавный лист "Ведомостей", изданных в Петербурге, о чем свидетельствует и гравюра А. Ф. Зубкова.

Напечатанный киноварью первый абзац сообщения о победе русской армии под Полтавой.

Образец набора, сделанного церковными (слева) и гражданскими литерами.

Оттиск страницы гражданской азбуки с исправлениями Петра I.

В бурную эпоху, когда "Россия молодая мужала с гением Петра", одним из многочисленных нововведений царя-реформатора стало издание первой русской печатной газеты. 16 декабря 1702 года Петр I подписал указ, вместивший всего две, но весомые фразы: "Великий государь указал: по ведомостям о военных и всяких делах, которыя надлежат для объявления Московскаго и окрестных Государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ без мотчания (не мешкая, без промедления. - Прим. Д. Р .), а из Монастырскаго приказа те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы послать из Монастырскаго приказа памяти". (Здесь и далее указы и другие документы, в том числе и отрывки из газеты "Ведомости", цитируются с сохранением грамматических и иных особенностей оригиналов.)

Из указа следует, что сбор исходных материалов для газеты возлагается на органы центрального управления России - приказы. Но возникает закономерный вопрос: почему в указе говорится о печатании неких курантов, а не газеты? Объяснение простое: слово "газета" появилось в русском языке много позже. В 1809 году стала издаваться "Северная почта" - официальный орган почтового департамента Министерства внутренних дел, в подзаголовке которого впервые стояло слово "газета".

В Московской Руси еще до Петра I, в Посольском приказе составлялись рукописные ведомости - их чаще тогда называли "Куранты". Чиновники Посольского приказа включали в них переводы отдельных статей из иностранных газет, сведения, получаемые из донесений содержавшихся за границей информаторов (своеобразных "специальных корреспондентов"), а также из перлюстрированной частной переписки проживающих в Москве иностранцев со своими родственниками и друзьями. По существу, куранты выполняли роль дипломатических конфиденциальных документов и предназначались только для узкого круга читателей - царя и его приближенных. Правда, читателями их можно было назвать лишь условно: рукописный текст им читали вслух чтецы - из дьяков "государевой думы".

Это название, "куранты", Петр и использовал для обозначения нового печатного издания. Однако от номера к номеру название первой газеты менялось, наряду с "Ведомостями Московского государства" использовались и иные: "Ведомости московские", "Российские ведомости", "Реляции", "Эссенция из французских печатных газетов" и другие. К комплекту "Ведомостей" за 1704 год был приложен общий титул, наиболее полно отражавший их содержание: "Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах".

Первые номера газеты появились 16 и 17 декабря 1702 года, однако они сохранились лишь в виде рукописных копий. Наиболее полный комплект "Ведомостей", изданный в 1903 году к 200-летию газеты, начинается с номера от 2 января 1703 года. Эту дату (13 января по новому стилю) с 1992 года отмечают как День российской печати.

Указ об издании газеты датируется 1702-м годом неслучайно. Северная война началась для России неудачно. Потерпев поражение под Нарвой, русская армия потеряла всю артиллерию. И вот теперь, когда Россия напрягала все силы, чтобы дать отпор войскам Карла XII, необходимо было убедить народ в необходимости продолжать войну со шведами, объяснить значение некоторых мер правительства, например конфискации колоколов у церквей для переливки их на пушки. Наконец, надо было сообщить населению страны, что заводы наращивают выпуск оружия и боеприпасов, что у царя помимо русских войск имеется поддержка со стороны народов России...

Очень характерно в этом отношении содержание номера от 17 декабря 1702 года. Прежде всего, в нем сообщается о торжественном, после успешных боевых операций, въезде Петра I в Москву, о том, что царь "завоеванныя шведцкия алтилерия многое число привез, которую взял в Мариенбурге и Слюсенбурге". Далее речь идет об обещании "великаго владельца Аюки-Паши" доставить 20 тысяч своих вооруженных воинов, об открытии месторождений железной руды, серы, селитры, то есть материалов, необходимых для дальнейшего ведения войны со шведами.

В том же духе выдержан и следующий номер (от 2 января 1703 года). Он информирует читателей: "На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, 40 000 пудов". Далее куранты сообщают о разработке природных богатств, "от чего чают немалую прибыль Московскому государству".

Любому делу, которое Петр начинал, он отдавал весь пыл своей души. Вот и новое детище - газету называл "любезнейшим органом". Царь отбирал для нее поступающий материал, помечал карандашом места для перевода из статей иностранных газет и, как видно из сохранившихся рукописных оригиналов, нередко собственноручно правил текст. Петр не только редактор, но и один из наиболее деятельных сотрудников газеты: он передавал для публикации известия о военных действиях, письма в Сенат, царевичу Алексею, императрице Екатерине и многое другое.

Трудно даже представить повседневную занятость Петра множеством государственных дел, и все же он находил время не только прочитывать "Ведомости", но и отмечать упущения редакции. Об этом узнаем, например, из письма графа Н. А. Мусина-Пушкина, начальника Монастырского приказа (а именно в его ведении находились "Ведомости"), директору Московской типографии Федору Поликарпову. Письмо было отправлено 4 марта 1709 года из Воронежа, где Петр в это время следил за ходом строительства боевых кораблей. "Присланные от тебя куранты неугодны, - пишет Мусин-Пушкин. - Изволил Великий Государь говорить, не надобно писать "Реляция", но "Ведомости", писать из котораго места присланы. И ты, исправя, печатай и передавай в народ... А в конце надо писать: печатано в Москве 1709 лета марта... а не так, как у вас напечатано".

Вначале "Ведомости" печатали лишь в Москве на Печатном дворе, а с 1711 года - в Москве и Петербурге. В 1722 году издание газеты вновь переводится в Москву. Здесь ее редактировал Федор Поликарпов, а петербургскую с 1711 года - директор Петербургской типографии Михаил Аврамов; в 1719 году его сменил сотрудник Коллегии иностранных дел Борис Волков. В ту пору редакторы газеты (как, впрочем, и сегодня) занимались не только творчеством, но и массой организационных дел. Тому свидетельство - переписка Б. Волкова с типографией. Любопытно письмо, в котором он требует ускорить выпуск очередного номера, поскольку запоздавший номер читатели "не почтут за новости, но за какой-либо меморий для гисториков". Звучит вполне современно. Среди аргументов, с помощью коих Волков пытался воздействовать на типографию, была и ссылка на мнение государя о "Ведомостях": "Сии куранты нравны его императорскому величеству, который сам соизволит их прочитывать и погодно собирать, яко всекуриозный в литературе монарх". (В XVIII веке слово "куриозный" использовалось не только в значениях "примечательный", "интересный", "редкий", но и "любознательный".)

Вплоть до 1710 года "Ведомости" набирались церковным шрифтом. И вдруг 29 января 1710 года появляется указ об утверждении гражданского алфавита. В его разработке участвовал сам Петр - об этом говорят его собственноручные исправления на первых оттисках гражданской азбуки.

Первый комплект нового шрифта был отлит в Голландии, отчего его иногда называли "Амстердамский". В гражданский шрифт не вошли некоторые греческие буквы, ненужные для передачи русской речи. Начертание букв упростилось, благодаря чему стало проще набирать текст, а главное, читать его. Первый номер "Ведомостей", напечатанный гражданским шрифтом, вышел уже 1 февраля 1710 года. Однако и после того, думая о малограмотном читателе, обучавшемся по часослову и Псалтыри, наиболее важные номера иной раз печатали как гражданскими, так и церковными литерами.

Как выглядела первая русская газета? Формат на протяжении всего издания был одинаков - в двенадцатую долю печатного листа с очень узкими полями (площадь такой газетной страницы примерно на одну треть больше страницы журнала "Наука и жизнь"). Оформление "Ведомостей" постепенно улучшалось. В зависимости от места издания заглавные листы украшали гравюры, изображавшие либо Москву, либо Петербург. Появились виньетки, в некоторых номерах первые абзацы наиболее важных сообщений печатали киноварью.

Газета выходила нерегулярно. Например, в 1703 и 1704 годах было выпущено по 39 номеров, в 1705 году - 46, в последующие годы количество номеров сокращалось иногда до нескольких в год. Тираж также колебался: рекордным стал выпуск 4000 экземпляров (когда Екатерина родила Петру наследника), чаще же он составлял 100-200 экземпляров. Подписки на "Ведомости" не было. Газету продавали обычно по цене 1-2 деньги, иногда 3-4 деньги (монета достоинством в полкопейки). Но надо было как-то приобщить простой люд к чтению газеты. И тогда, по распоряжению Петра, в трактиры стали передавать номера бесплатно, а в порядке поощрения первых читателей угощали там чаем.

Последовательно просматривая годовые комплекты "Ведомостей", видишь, как постепенно меняется состав публикуемых материалов, они становятся разнообразнее. В начальный период основу курантов составляли переводы из иностранных газет, главным образом немецких и голландских. При этом из поступающих в редакцию переводов в "Ведомости" не включалась информация, которая могла бы нанести какой-либо ущерб достоинству России, ее армии и союзников. Об этом говорят пометки на сохранившихся оригиналах "Ведомостей": "Сей статьи в народ не пускать". Первая газета и первая цензура!

Постепенно растет доля оригинальных материалов. Правда, в большинстве случаев они публиковались анонимно, хотя известно, что среди авторов "Ведомостей" были сподвижники Петра I, видные государственные деятели и дипломаты: Федор Апраксин, Гавриил Головкин, Василий и Григорий Долгорукие, Борис Куракин, Петр Толстой, Петр Шафиров. Наряду с краткими сообщениями публиковались и сравнительно крупные статьи, до 300 строк. Использовались различные литературные жанры - информация, обзоры, фельетоны и памфлеты.

О чем писали "Ведомости"? В газете не было тематических рубрик, поэтому многие номера представляют собой пеструю смесь самых разнообразных сведений - от описания морского сражения до рекламы целебных свойств олонецких вод, "которые чрез многих болящих освидетельствованы...". И тем не менее в этом информационном калейдоскопе можно выделить главные темы публикуемых материалов. На протяжении почти двадцати лет в центре внимания курантов находились события Северной войны. Газета сообщала о победах русской армии и флота, о боевых действиях союзников. Чтобы подчеркнуть важность события, использовали появившиеся возможности тогдашней полиграфии. Так, первый абзац сообщения о разгроме шведов под Полтавой был выделен - напечатан киноварью.

Хотя Петр и пытался иногда скрыть военные неудачи, однако "Ведомости" постоянно приводили данные о потерях русских войск. Вот лишь один из примеров. В реляции о победе в морском сражении у полуострова Гангут 25-27 июля 1714 года наряду с реестром захваченных шведских кораблей и сообщением о количестве взятых в плен офицеров, матросов и солдат противника указывается: "Наших на том бою побито всего офицеров, такоже ундер офицеров сухопутных и морских и рядовых солдат и матросов 124, ранено 342".

Но вот Северная война завершилась, подписан Ништадтский мирный договор, и "Ведомости" в номере от 12 сентября 1721 года сообщают читателям главный итог войны: "Корона шведская вечно уступает нам Лифляндию, Эстляндию, Ингерию и значительную часть Карелии, с городами Ригою, Ревелем, Нарвою, Перновом, Выборхом и Кексхольмом".

Первая русская газета широко освещала дела развивающейся промышленности и торговли. В ней можно найти и общую оценку экономической ситуации в стране: "Купеческие, мануфактурные и всякие рукодельные дела зело успевают". И тут же конкретные факты, говорящие о росте производства и освоении новых технологий: "в Адмиралтействе на стапелях 11 кораблей, в том числе один чают нынешнею осенью спустить". "Ведомости " сообщали, что на литейном дворе в Петербурге вылиты пушки "на новый манер разных калибров 20 штук"; что "в добром порядке" развиваются шелковые, шерстяные и чулочные мануфактуры, а "в государстве обретающиеся материалы и минералы весьма изрядно выходят". Читатели могли узнать, что в Москве 200 человек учатся мануфактурному делу, и "простой народ к сим наукам особливую охоту показывает", а на реке Ахтубе, в Казанской губернии, построен селитровый завод. Газета сообщала о завершении строительства Вышневолоцкого канала, связавшего Волгу с Балтийским морем, о том, что "морской флот в 30 больших купецких кораблей счастливо на Темзу реку пришел", и т. п.

На своих страницах "Ведомости" писали о глубоких изменениях, происходивших в области просвещения и распространения гражданской литературы, например, о том, что по приказу царя расширяется сеть школ, в том числе и специальных, что в Москве "в математической штюрманской школе учатся более 300 человек и добре науку приемлют". В 12-м номере за 1710 год впервые публикуется библиографический обзор - "Реестр новым книгам гражданским, которые по указу Царскаго Величества напечатаны новоизобретенною Амстердамскою азбукою".

"Ведомости", несомненно, расширяли кругозор читателей, знакомя их с жизнью европейских стран, популяризируя географические знания, систематически разъясняя географические термины и т.п.

После смерти Петра I его "любезнейший орган" просуществовал менее двух лет. Постепенно сужалась тематика публикуемых материалов, она все более ограничивалась описанием официальных торжеств. Газета выходила очень редко: в 1727 году появилось всего четыре номера. В том же году газету передали в ведение Академии наук, и с 1728 по 1914 год она уже выходит под названием "Санкт-Петербургские ведомости".

На Спасской башне Московского кремля стояли странные часы совершенно невероятной конструкции. Это древние славянские часы, часы тартарские, которыми пользовались повсеместно и по-видимому многие века.

Часы Тартарии

Если поискать информацию про первые русские часы, то наткнемся на википедию, на статью о часах на Спасской башне.

Возможно что некоторые с удивлением узнают о необычных русских часах не похожих на современные и даже начнут гуглить дальше и найдут много для себя сюрпризов.

Первые русские часы. Официальная версия.

Считается, что часы в Москве впервые появились в 1404 г. Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича, недалеко от Благовещенского собора.

Первое документальное упоминание об этих первых часах находим в Лицевом Летописном своде (Троицкой летописи). Сама летопись приводится Карамзиным в томе 5 Истории государства Российского. Названа летопись по имени Троице-Сергиева монастыря, где хранилась. Написана полууставом XV в. на пергаменте. Обнаружена в библиотеке монастыря в 1760-х гг. академиком Петербургской АН Г. Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара 1812. Возможно, является списком свода митрополита Киприана 1408.

"В лето 6912 князь великий Василеи Дмитриевич замысли часник и поставие на своем дворе за церковью за святым Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно , страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухещрено. Мастер же и художник сему бяше некоторые чернец, иже от святыя Горы пришедыи, родом Сербин, именем Лазарь. Цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев."

Итого, переняли часовое дело сразу и как есть, и начали строить после кремля такие-же повсеместно.

Но, читаем "История науки и техники" ч. 2, У/П Автор А. А. Шейпак:

"Первые московские часы были изготовлены монахом Лазарем Сербиным в 1404 году по заказу князя Владимира Дмитриевича сына Дмитрия Донского. Этот инок прибыл в Москву с Афона где находилось несколько православных монастырей, расспостранявших византийскую культуру среди славян. Они были установлены в одной из башеннок белокаменного Кремля , недалеко от того места где сейчас находится Благовещеннский собор. Часы эти были устроены особенным образом . Обыкновенно в в часах вращается стрелка, а циферблат остается неподвижным. Тут же было наоборот: циферблат вращался, а неподвижной оставалась стрелка. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами, которое было укреплено на стене над циферблатом. В довершение того, на циферблате, было обозначено не 12 часов как обычно а целых семнадцать ."

Стоп! Может автор А. А. Шейпак ошибся? Или он на сайт "История России" не заходит? Может у него сомнения закрадываются по поводу самого "Лицевого летописного свода" найденным "светилом российской истории" с "незапятнанной" репутацией Г. Ф. Миллером?

Шейпак Анатолий Александрович - организовал кафедру «Электротехника, теплотехника, гидравлика и энергетические машины».

Доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской Академии Транспорта, профессор и действительный член Международной Академии Наук Сан-Марино, член Международной Академии Наук и Искусств, член научно-методического совета по механике и председатель научно-методической комиссии по гидравлике Федерального агентства по образованию.

Автор свыше 200 печатных работ: 3 монографии, 11 учебных пособий (1 с грифом Минобразования, 2 с грифом НМС), один учебник (с грифом УМО), 8 типовых и примерных учебных программ), сорок изобретений (20 из них используются в промышленности). 35 статей и докладов на научных конференциях издано за рубежом.

"В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» - куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления , они показывали дневное время - каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов , остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа ."

О реставрированных после пожара 1654 года часах как одной из достопримечательностей Москвы того времени писал австрийский посол А. :

"Главные часы к востоку на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близ большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают часы дня от восхода до захода солнца. В летний солнцеворот, когда бывают самые длинные дни, часы эти показывают и бьют до 17, и тогда ночь продолжается 7 часов. Прикрепленное сверху к стене неподвижное изображение солнца образует стрелку, показывающую часы, обозначенные на вращающемся часовом круге. Это самые богатые часы в Москве".

Augustin Meyerberg; 1622-1688) - австрийский барон, путешественник и дипломат. Сообственно рисунок часов сохранился в его альбоме "Альбомъ Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг. "

Возможно ли, что господин Шейпак спутал Выраченые часы 17 века с установленными в 15 веке? Странно, но такая ошибка часто встречается.

Был еще историк Иван Егорович Забелин написавший книгу "Домашняя жизнь русских царей".

Иван Егорович Забелин (17 сентября 1820, Тверь - 31 декабря 1908 , Москва) - русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы.
Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук (1884), почётный член Императорской Академии наук (1907), инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

В его книге, читаем следующее:

"Мы не знаем, какой конструкции была механика этих часов. Указные, или узнатные, круги или колеса, т. е. циферблаты, устраивались только с двух сторон, одно в Кремль, другое в город, и состояли из дубовых связей, разборных на чеках, укрепленных железными обручами. Каждое колесо весило около 25 пудов. Средина колеса покрывалась голубою краскою, лазорью, а по ней раскидывались золотые и серебряные звезды с двумя изображениями Солнца и Луны. Очевидно, что это украшение изображало небо. Вокруг в кайме располагались указные слова, т. е. славянские цифры, медные, густо вызолоченные, всего 24 , между ними помещались получасные звезды, посеребренные. Указные слова на Спасских часах были мерою в аршин, а на Троицких – в 10 вершков. Так как в этих часах вместо стрелки оборачивался сам циферблат , или указное колесо, то вверху утверждался неподвижный луч, или звезда с лучом вроде стрелки, притом с изображением Солнца."

Забавно, не правда ли, что описание часов полностью сходиться кроме той детали, что в книге говорится о 24 цифре а на картинке к тексту их 16!!!

Эта картинка настолько похожа на рисунок Мейерберга, что я сначала решил, что это она и есть, но посчитайте буквы!

Случайно ли число 13 вдруг пропущено? Именно пропущено так как дальше по славянскому счету идет 14, 15, 16, 17.

Все это очень странно и кажется вся эта пляска с количеством часов в сутках старых русских часов не от незнания а намеренное искажение правды.

Староверы, точнее называющая себя "Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов" говорят что считается день по 16 часов в сутках.

"Час - разделен на 144 части, часть - разделена на 1296 долей, доля - разделена на 72 мгновения, мгновение - разделено на 760 мигов, миг - разделен на 160 сигов, сиг - разделен на 14000 сантигов.
День - сутки, изначально был разделён на 16 часов.
Неделя - 9 дней. Дни называются: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Инглинги считают эти названия реконструкцией, приводя в качестве аргументов цитаты из сказок П. Ершова.
Месяц - 40 дней (чётный) или 41 день (нечётный). Всего 9 месяцев: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет."

Даже можно на форумах найти как на базе обыкновенных часов сделать старые русские . Но, тут 16 часов и 13 на своем месте а не так как в в книге Забелина и не 17 как у Мейерберга.

Они утверждают что их часы настоящие старинные и никакого отношения к "русским часам" спасской башни не имеют.

По поводу 17 и 24 часов есть такое объяснение:

"На этих "старых" часах нет деления на 17. Там также 24 часа в сутках. Эти часы показывали попеременно дневное и ночное время. В зависимости от числа и месяца количество "дневных" и "ночных" колебалось от 7 до 17. Т.е. например, зимой было 7 "дневных" и 17 "ночных" часов. В марте 12 "дневных" и 12 "ночных", а в мае 17 "дневных" и 7 "ночных". Всего, все равно, 24 часа в сутках. В-общем, это такие же часы, что и сейчас, только показывающие еще дневную и ночную продолжительность суток))".
...То есть, если, к примеру, весной в какой-то период времени 14 ночных темных часов, а оставшиеся 10 - дневные, такой циферблат должен был крутиться (стрелка же неподвижна) до цифры 14, а потом прокрутиться назад на цифру 1 и с нее снова считать уже дневные часы."

Казалось бы данное описание все объясняет и вопросов тут нет. Но не много ли несоответсвий то тут то там чтобы закрывать тему?

Еще одна странность заключается на мой взгляд в том, что бытует утверждение, что отсчет в русских часах шел против часовой стрелки как сейчас, но все существующие картинки это никак не подтверждают. Буквы должны в этом случае идти справа налево по кругу а не слева направо как в случае с вращающимся циферблатом так и в версии со стрелками.

Но, как бы то ни было, сколько было часов в сутках это же важно! Часы на Спасской башне (пока продолжим говорить только о них, для простоты) не игрушка, не модный девайс! Конечно, опять все русские дикие и тупые и часы первые видите-ли нам иностранец построил и конечно же монах.

Но с чего это вдруг он решил установить систему которую никто никогда и нигде до этого не использовал?

Прямо та же история, что и с Кириллом и Мефодием! Вам не казалось странным, что два монаха зачем-то изобрели славянам азбуку а не взяли просто и не дали греческие буквы "дикарям"? И почему Лазарь ставит часы не как у всех, а все делает ровно наоборот?

  1. Не стрелка крутится а циферблат.
  2. Крутится циферблат в противоположную сторону (то есть против часовой стрелки как принято сейчас).
  3. 17 часов видимо все таки в сутках и никаких не 24.
  4. Часы астрономические, час в зависимости от времени года и местоположения.

Надо же понимать, что часами этими люди пользовались, они по ним жили, так воспринимали мир и время. Это не шутки!

Позвольте еще немного из книги "Домашняя жизнь русских царей":

"Кстати, сообщим несколько подробностей о башенных часах, которые были совершенно необходимы во дворце из-за многочисленности живших и работавших там должностных лиц, крупных и мелких, обязанных или явиться, или приготовить что ко времени, к назначенному часу. Употребление карманных, или зепных,часов в то время было весьма незначительно, частью по их редкости и дороговизне, потому что русского часового производства почти не существовало и русские мастера карманных часов были такой же редкостью, как и самые часы русского производства; а к тому же и немецкие часы, которые все-таки достать было легче, хоть и задорого, по своему разделению времени не соответствовали русским и, следовательно, были неудобны для употребления. Русские часы делили сутки на часы дневные и на часы ночные, в зависимости от восхода и заката солнца, так что в минуту восхода на русских часах бил первый час дня, а при закате – первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество дневных часов, а также и ночных постепенно изменялось следующим образом, как записано в тогдашних святцах."

Часы были не диковина какая-то. Были они необходимы и ими пользовались. Хочется только спросить, а что за границами дворца часы не были так необходимы? А в других городах?

Все авторы замечают, что часы были неточные, некоторые говорят даже о том, что они и вовсе не были механическими, а поворачивали круг часовщики руками.
Грубость же работы выводят из самой идеи что русские такие бестолковые, что день мерили по световому дню и час был не фиксированный.

А что если это было миропонимание, а не простая блажь? Как трудно привыкнуть к переводу на летнее и зимнее время сейчас, какая низкая производительность труда в темное время суток знает каждый, даже когда просто пасмурно работа уже не та. Человек - это часть природы а не машина, почему же мы считаем, что нам подходит машинный отсчет времени на часы минуты и секунды, искусственно созданные часовые пояса и законодательные переходы на зимнее-летнее время?

Были ли примитивными якобы первые русские часы если механизм умел мерить время в зависимости от дня а не подкручивался вручную часовщиками? Хоть многие и предполагают, что часовщики подводили каждый день часы то так то сяк вручную, но это ли не бред? Зачем тогда вообще вешать часы?

Сами же неоднократно заявляют, что часы европейцев, даже карманные, не были такой уж диковинкой, но и в 17 веке продолжают ставить часы на русский манер даже на главной площади страны.

Так же, весьма не охотно говорят и о том, что часов было много по России. Больше же говорят о часах Московских а не Русских - Horologium Moscoviticum как о какой-то диковинке на вроде часов в советском магазине игрушек "Детский Мир".

"Действительно, в конце XVI ст. в 1585 г., башенные часы стояли уже на трех воротах Кремля, с трех его сторон: на Фроловских, или Спасских, на Ризположенских, ныне Троицких, и на Водяных, что против Тайника, или Тайницких.
Часы стояли в деревянных шатрах или башнях, специально для этой цели достроенных на воротах. При каждых часах находился особый часовник, а при Ризположенских даже двое, которые наблюдали за исправностью и починками механики. В начале XVII ст. упоминаются часы и на Никольских воротах. В 1624 г. старые боевые часы Спасских ворот были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю, а вместо них построены новые, в 1625 г., англичанином Христофором Галовеем, который для этих часов тогда же выстроил над воротами вместо деревянного высокий каменный шатер в готическом вкусе, украшающий ворота и до сих пор. При этом русский колокольный литец Кирило Самойлов слил к часам 13 колоколов. Часы, следовательно, были с перечасьем, или с музыкой."

Русских часов было много

Часы на Спасской башне были не единственные. И остальные часы были исполнены, наверняка, по тому же принципу. Европейские часы не пользовались спросом не из за цены, а потому, что они были другие, их не использовали на Руси, народ, люди мерили жизнь и понимали время по другому.

По свидетельствам нидерландского путешественника Н. Витсона (60 годы 17 века), у русских «часов мало, а где таковые имеются, там вращается циферблат, а стрелка стоит неподвижно: она направлена вверх, показывая на цифру вращающегося циферблата ...».

То, что в Лицевом Летописном своде говорится о 12 часах много может сказать и о самой его достоверности в целом. Тут и истории с монахам Лазарем можно и нужно усомнится. Не представляю себе как в 15-ом веке ставится одна система а в 17-ом выдумывается совершенно якобы невиданная доселе другая! А потом эта другая, как бы неудобная и неточная заменяется опять на прежнюю. Это не просто история о часах, это серьезное дело!

То и дело говорят о часах на спасской башне дабы сложилось впечатление, что они были уникальны и единственны в своем роде. Не с целью показать что на Руси счет времени был другой, а что якобы получается наоборот, поставлены однажды по глупости, лишь бы не как у всех. Сами часы путают, то ли в 15 веке то ли в 17 то ли на Спасской башне то ли во дворе князя а то на одной из башенок белокаменного кремля. Вся эта болтовня уводит внимание от главного, делает сам факт наличия таких часов как бы курьезным, как единичный случай ничего не говорящем о той настоящей истории, о том как жили наши предки.

Поскольку самих часов не сохранилось, достоверной информации нет, авторы строят свои предположения на основании документов сохранивших указания о ценах на часы, количестве часовщиков, оплаты мастерам итд. Делают исходя из них выводы о плохом качестве и неудобстве самой системы.

Только в 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны, «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами за 42 474 рубля. Но это в Москве, а сколько еще оставалось по России в пользовании русских часов?

Петр Первый и куранты

Немного света на всю эту чехарду догадок и противоречащих друг другу фактов проливает история с заменой древних русских часов.

В 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны , «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами за 42 474 рубля.

Посмотрим опять как это выглядело раньше. Итак, было:


На что я хочу обратить внимание - на утверждение что часы "переделаны" или как еще пишут "заменены".

Простите, у меня или глаз нету, или это просто наглая ложь. Не переделаны и не заменены, а выдраны, уничтожены, стерты из памяти, а место установки заложено кирпичом. А сверху присобачили знакомые нам сегодня куранты. Которые, кстати, по размеру даже не влезают, должны быть немного меньше, да и не в стиль с самой башней если хоть чуть-чуть приглядеться. Циферблат не вписывается в арку, а закрывает ее скрывая под собой ее части. Нахлобучили по-быстрому и всех делов.

Даже колонны по бокам арки пришлось подломить, одни пеньки остались. Все это явно говорит о том, что были заказаны часы не специально, а куплены первые попавшиеся в спешке. А что может быть за спешка? Стояли- стояли несколько веков часы на башне и вдруг раз!?

Правда сейчас, это даже не те голландские часы, а в 1770 году их заменили английскими курантами, что кстати, много говорит о их качестве, простояли меньше 70 лет в отличие от старой системы. Кстати в 17 веке бычoк (4 года) или 40 трехсаженных бревен и 1 большой прибойный гвоздь стоили 1 рубль (Из книги Мельниковой А.С. "Булат и Злато"). У меня нет информации по 18 веку но, можно даже на этом примере представить что такое 42 474 рубля.

Я не любитель острых высказываний, стараюсь больше предполагать или лучше поставить лишь вопрос перед читателем чтобы он решил сам.
Но, елки-палки. Какое переделывание!?

К слову, с обратной стороны, такая же пустая арка c таким же окошком. Нижний циферблат старинных часов был на две стороны, а верхняя часть, где сейчас куранты - на четыре стороны! Вся Россия эту картинку каждый год видит в ночь трансляции поздравления страны пРезидентом, мало кому понятно правда с чем, но еще меньше тех, кто задумывается над пустотой в арке на Спасской башне.

Разгребая "факты" не мог отделаться от ощущения, что важная информация затирается а выпячивается всякая ерунда. Как будто специально бесконечные детали о том кто сколько рублей получил или потратил, да какое сукно, да сколько часовщиков, да в каком году. Вся эта кажущаяся на первый взгляд, важная статистика яйца выеденного не стоит, мало того, что одни и те же события от автора к автору скачут во времени и перевираются, да еще и толку то в них никакого нет.
Не о устройстве часов, не о их принципе работы, не о количестве таких же ни у кого нет не малейшего представления, а только догадки. И все это обильно перемешано с рассказами что в таком-то году был пожар, а в таком то году переделали часы, а то ли установили новые и опять сняли и сделали другие. Все это для отвода глаз, хочу я вам заявить. Чтоб сам черт ногу сломал. Увести от главного. У нас была своя древняя система счета времени и свои часы!

Понятно, что Россия у ней особенная стать и ее аршином общим не измерить. Но, в то время как везде стараются беречь древнее наследие, сохранять по возможности любую мелочь, не разумно ли было бы оставить, пусть устаревшие, пусть вышедшие из строя часы, они же даже как декоративный элемент, украшение очень хороши! Оставить для потомков, чем выламывать, продавать их на лом и ставить первое-попавшееся даже не подходящее по размеру убожество.

Я понимаю, что есть и было больше и более важных проблем, но вся эта история с русскими часами в примере с Спасской башней не иначе как сокрытие правды и явное злостное вредительство.

Дополню еще одним рисунком вида Кремля из сочинений Таннера (1678 г) где якобы башня на воротах с искусно сделанными часами есть только почему-то там стрелки! Не говоря о том, что выше, там где сейчас куранты, часов вообще нет.

Хотя вот, пожалуйста, у Олеария все на местах.

Ну и вот, 1800ые, и то что стало после указа П1:



С той частью часов, что занимала место нынешних курантов, старорусских до голландских, вообще мне до сих пор не понятно. По рисунку я насчитал 12 делений и там какие то похоже зодиакальные знаки, видимо это месяца. Стрелок там не видно, не известно была ли эта часть статической, декоративной, что вряд ли, но может быть, или имела механизм.

Получается, у Таннера или не Спасская башня или явный подлог, так как даже причислить рисунок к более позднему не удается. Все равно часы не на своем месте.Можно предположить, что под видом Фроловской(Спасской) башни, возможно, нам подсовывают Троицкую, но сравнив Таннера с Олеарием видно что это одна и та же башня. Даже ракурс на рисунке тот же и купола церквей внутри Кремля совершенно совпадают.

Кстати, на Троицкой, как нетрудно заметить, часы то же раньше были, а теперь, как на Спасской пусто, голые кирпичи да окошко.Причем, как и на Спасской, там две арки под часы и будет не лишним предположить что украшены они были такой же парой русских часов как и Спасская.

Халтура

На вручении государственной премии 2011 года В. Молотков, реставратор часовщик музея Эрмитаж сказал:

"В России сложилось так, что русские люди часы выкидывали. Потом приехали немцы. Понимаете, немцы – люди аккуратные, они сделали вывески в Москве, в Петербурге «Чиним часы» и написали ещё по-немецки, потому что, может быть, и иностранцы были в этих городах. По-немецки старые часы – это «alte Uhren». Когда у барина часы останавливались, он звал дворецкого и говорил: вот часы встали, отнеси-ка их халтурщику. Дело в том, что «альте урен» звучит как «халтура»." [ Стенограмма ] [ Видео ]

Результаты немецкой починки мы хлебаем и по сей день. Вот такая вот она - халтура.

Итог

Еще не понятно? Путанно? Если поставить все обратно с головы на ноги - то станет все ясно. Эти часы и их строй четко соответсвует с древней системой счета -Шестнадцатиричной системе счисления. Ведь число "16" пришло к нам из глубин истории как основное, базовое число.

1 аршин равен 16 вершкам (71,12см). Это мера длинны, как вы понимаете.
1 осьминник равен 1/8 десятины (мера площади), а 1/8 -как раз часть целого числа, равного 16.
1 пуд равен 16 килограммам, но тут нужно говорить ещё о некоторых особенностях русской шкалы весов. Дело в том, что пуд делится на фунты, а их 32! (2х16). Фунт, состоит из лотов, где лот равен шести золотникам по 32 доли каждый. А одна доля (самая мелкая единица измерения словян) ровняется 0,0444 современного грамма!

Вся система мер, счета, времени это единая система. Забегая вперед скажу, применительно к часам - часы не просто были на башнях а они были на КАЖДОЙ башне, на сооружениях которые мы называем храмами, а точнее - звонницами. И слово час - не от церковной службы, а наоборот церковная служба от часа. Я все вам подробно расскажу и покажу.

Продолжение следует...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Описание

Газета была рукописной и готовилась дьяками Посольского приказа специально для Алексея Михайловича. Источником информации из-за границы служили иностранные газеты, письма русских людей из-за рубежа, отчёты послов («статейные списки»), новости внутри страны поступали из различных приказов .

Первоначальное название первой русской газеты позаимствовано у одной из заграничных газет. Латинское слово «currens» означает «текущий». Названия газеты неоднократно менялись: «Куранты», «Ведомости», «Вестовые письма», «Вести». Окончательно выпуск «Курантов» был упорядочен в 1660-1670 годах боярином Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокиным .

Внешне газета представляла собой узкие листы склеенной бумаги, исписанные столбцом сверху вниз. Такие столбцы текста порой были длиной несколько метров.

О том, как собирались материалы для газеты, свидетельствует следующий документ того времени:

«Государю царю… Алексею Михайловичу холопи твои Ивашко Репнин, Сенька Углецкой челом бьем. В нынешнем в 1664 году августа 29 сказывал нам, холопам твоим, переводчик Лазарь Циммерманов, прислал де к нему, к Лазарю, изо Пскова переводчик Ефим Рентуров куранты о вестях, и мы холопи твои велели те куранты ему перевести, а по переводу те куранты печатаны в Прусской и в Амбургской землях, и те куранты и с них перевод, запечатав твоею, великого государя новгородскою печатью, послали к тебе, великому государю, к Москве мы холопи твои с новгородским стрельцом с Яшкой Савельевым того же числа. А на Москве, государь, велели мы, холопи твои, ему, Яшке, явиться и отписку и куранты и перевод подать в Посольском приказе дьякам думным Лариону Лопухину со товарищи».

Вести-Куранты – название продолжающегося издание Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук. В издании опубликованы обзоры европейской прессы (куранты), а также другие вестовые материалы XVII столетия. Название придумано в 1970-х гг. лингвистами для обозначения документов из фонда № 155 Российского государственного архива древних актов. В XVII в. каких-либо "Вестей-Курантов" не существовало.

Куранты – обзоры иностранной прессы, которые с середины XVII столетия изготавливали в Посольском приказе для царя и Боярской Думы. Практика составления таких обзоров складывалась на протяжении многих лет. Еще в XVI в. в Россию проникали отдельные экземпляры европейских «летучих листков». Иностранные газеты начали попадать в Москву в начале 20-х гг. XVII столетия (вскоре после того, как они появились в Европе). Однако европейская пресса доставлялась в Посольский приказ не регулярно, а от случая к случаю. Ее роль в общем потоке информации была незначительной. На основе этих изданий было невозможно составлять обзоры, которые дали бы хоть сколько-нибудь полную картину политической жизни Европы. В русских документах такие материалы называли «вестями», так же, как, к примеру, сообщения дозорных казачьих станиц или отписки воевод. Ситуация стала меняться к середине XVII в. В это время количество доставляемых в Россию газет существенно увеличилось. Тогда в русском языке для их обозначения стали использовать специальное слово – «куранты» (наиболее ранняя фиксация – 1649 г., регулярное использование – с конца 1650-х гг.). В какой-то момент у дипломатического ведомства России появилась возможность из большой массы материалов отбирать наиболее нужную и интересную информацию – т.е. составлять обзоры публикаций европейской прессы. Эти обзоры были не аналитическими, а информационными – их готовили для того, чтобы предоставить членам русского правительства фактические сведения обо всех важнейших событиях политической жизни Европы. Подавляющее большинство привозимых в Россию в XVII столетии газет печатались на немецком и голландском языках. Информацию из них отбирали для курантов переводчики Посольского приказа. В заглавии русских текстов обычно указывали, что это «переводы с цесарских (галанских) курантов». Царь Алексей Михайлович лично интересовался иностранными газетами и неоднократно пытался наладить их регулярную доставку в Россию. Этого удалось добиться лишь в 1665 г., когда между голландцем Яном ван Сведеном и приказом Тайных дел был заключен договор, по которому голландский предприниматель обязался организовать почту и раз в две недели привозить в Москву известия о европейских событиях. С этого времени куранты составляли регулярно. Начиная с 1670-х гг. переводчики не только выбирали и переводили статьи, но и составляли комментарии географического, политического и социально-экономического характера, которые делались на полях основного текста. Составленные переводчиками черновики переписывали набело в двух экземплярах подьячие Посольского приказа. Один из чистовых экземпляров предназначался для царя, а другой для Боярской Думы.

Бытует ошибочное мнение, что куранты были первой русской газетой. С этим мнением нельзя согласиться, поскольку куранты для публичного распространения не предназначались.

Примечания

Литература

  • Вести-куранты. 1600-1639. / Под ред. С. И. Коткова. Тарабасова, Н. И.; Демьянов, В. Г.; Сумкина, А. И. - М.: Наука, 1972. - 348 с.
  • Вести-куранты. 1642-1644. / Под ред. С. И. Коткова. - М.: Наука, 1976.
  • Вести-куранты. 1645 −1646. - М.: Наука, 1980.
  • Вести-куранты. 1648-1650. - М.: Наука, 1983. - 396 с.
  • : Русские тексты. Ч. 1 / Изд. подгот. В. Г. Демьяновым при участии И. А. Корнилаевой. Завершение работы над изд. и подгот. к печати: Е. А. Подшивалова, С. М. Шамин. Под ред. А. М. Молдована и Ингрид Майер. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. - 856 c. ISBN 978-5-9551-0326-6
  • Вести-Куранты. 1656 г., 1660-1662 гг., 1664-1670 гг. : Иностранные оригиналы к русским текстам. Ч. 2. - М.: Языки славянских культур, 2008. - 648 с. ISBN 978-5-9551-0275-7

Богданов А. П. Внешняя политика России и европейская печать (1676-1689 гг.) // Вопр. истории. - 2003.- № 4. - С. 26-46.

Кобзарева Е. И. Известия о событиях в Западной Европе в документах Посольского приказа XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1988.

Корнилаева И.А. Акцентуированные Вести-Куранты (к проблеме издания) // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М., 2000. С. 291-296.

Шамин С. М. Доставка и обработка в Посольском приказе иностранных газет в царствование Федора Алексеевича. // Исследования по источниковедению истории Росси (до 1917 г.). М., 2003. С. 121-134.

Шамин С. М. Слово «куранты» в русском языке XVII – начала XVIII в. // Русский язык в научном освещении. 2007 г. №1 (13). С. 119–152.

Шамин С. М. Переводы иностранной прессы в русской книжной рукописной традициии до начала XVIII века: история изучения // Российская история. 2009. №2. С. 3–14.

Maier I. Pressmeddelanden till ryske tsaren under trettioariga krigets tid // Kultur och samhalle i sprakets spegel. En essasamling fran Sprakvetenskapliga fakul-teten. Uppsala, 1999, 83-94.

Maier I. Newspaper Translations in Seventeenth-Century Muscovy. About the Sources, Topics and Periodicity of Kuranty "Made in Stockholm" (1649) // Explorare necesse est. Hyllningsskrift till Barbro Nilsson. Stockholm, 181-190 (Acta Universitatis Stockholmiensis. Stockholm Slavic Studies, 2002, 28).

Maier I. Niederlandische Zeitungen ("Couranten") des 17. Jahrhunderts im Russischen Staatsarchiv fur alte Akten (RGADA), Moskau // Gutenberg-Jahrbuch, 2004, 191-218.

Maier I. Verbalrektion in den „Vesti-Kuranty" (1600-1660). Teil 2: Die prapositionale Rektion. Uppsala (Studia Slavica Upsaliensia, 45). 2006.

Maier I. „Ontsegh-brief van den Turckschen Keyser ...". Ein fiktiver Brief des tiirkischen Sultans an den Konig von Polen in russischer Ubersetzung (1621) // Ambrosiani, P. et al. (eds.) Яко благопеснивая птица. Hyllningsskrift till Lars Steensland. Stockholm 2006, S. 135-146 (- Acta Universitatis Stockholmiensis. Stockholm Slavic Studies, 32).

Maier I., Pilger W. Second-hand translation for tsar Aleksej Mixalovic – a glimpse into the “newspaper workshop” at Posol’skij prikaz (1648) // Russion Linguistics, 25. 2001. С.210-219.

Ссылки

  • [http://www.drevnyaya.ru/vyp/v2007.php И. Майер, С. Шамин

«ЛЕГЕНДАРНОЕ ПОСЛАНИЕ ТУРЕЦКОГО СУЛТАНА НЕМЕЦКИМ ВЛАДЕТЕЛЯМ И ВСЕМ ХРИСТИАНАМ» (1663–1664 г.). К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАМФЛЕТОВ ИЗ ПОСОЛЬСКОГО ПРИКАЗА В РУКОПИСНЫХ СБОРНИКАХ.]

  • С. М. Шамин "Сказание о двух стрцах": к вопросуо бытовании европейского эсхатологического пророчества в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

КУРАНТЫ ГАЗЕТА - обзоры иностранной прессы, составлявшиеся в середине - 2-й половине XVII века для русских царей и Боярской думы в Посольском приказе .

От-дель-ные эк-зем-п-ля-ры ев-ропейских га-зет по-па-да-ли в Русское государство с начала XVII века, но толь-ко с середины XVII века в По-соль-ском при-ка-зе ста-ли со-став-лять (пер-во-на-чаль-но не-ре-гу-ляр-но) об-зо-ры иностранной прес-сы. В это вре-мя в русском языке для обо-зна-че-ния га-зет ста-ло упот-реб-лять-ся за-им-ст-во-ван-ное специальное сло-во «ку-ран-ты» (наи-бо-лее ран-няя фик-са-ция - 1649 год; среднени-дерландское courant - га-зе-та, от французского courant - бе-гу-щий, те-ку-щий). «Куранты» ста-ли так-же на-зы-вать и об-зо-ры иностранной прес-сы.

По-дав-ляю-щее боль-шин-ст-во при-во-зи-мых в Русское государство га-зет име-ли немецкое и голландское про-ис-хо-ж-де-ние (хо-тя в отдельные пе-рио-ды по-сту-па-ли поль-ские, фран-цуз-ские, риж-ские и другие).

С начала 1670-х годов «Куранты» со-став-ля-лись до двух раз в не-де-лю. В середине 1670-х годов в сред-нем вы-пус-ка-лось около 7 ком-плек-тов «Курантов» в ме-сяц, а с начала 1680-х годов - 4 ком-плек-та. Ин-фор-ма-цию для «Курантов» от-би-ра-ли пе-ре-во-дчи-ки По-соль-ско-го при-ка-за (например, А. Д. Ви-ни-ус). С середины 1670-х годов пе-ре-во-дчи-ки не толь-ко вы-би-ра-ли и пе-ре-во-ди-ли ста-тьи, но и со-став-ля-ли ком-мен-та-рии гео-гра-фического, по-ли-тического и со-ци-аль-но- эко-но-мического ха-рак-те-ра, ко-то-рые де-ла-лись на по-лях основного тек-ста на-про-тив слов, по-ни-ма-ние ко-то-рых мог-ло быть за-труд-не-но. В част-но-сти, по-яс-ня-лись на-зва-ния мет-ро-ло-гических и де-неж-ных еди-ниц - ми-ли пе-ре-счи-ты-ва-лись в вёр-сты, английские фун-ты и датские кро-ны - в руб-ли. Со-ставлен-ные пе-ре-во-дчи-ка-ми чер-но-ви-ки пе-ре-пи-сы-ва-ли на-бе-ло в 2 эк-зем-п-ля-рах (для ца-ря и Бо-яр-ской ду-мы) по-дья-чие По-соль-ско-го при-ка-за. С середины 1670-х годов этим, как пра-ви-ло, за-ни-ма-лись со-труд-ни-ки Дон-ско-го по-вы-тья (от-де-ле-ния). Обыч-но «Куранты» из-го-тов-ля-лись в день дос-тав-ки га-зет.

Ин-те-рес русского пра-ви-тель-ст-ва к «Куранты» объ-яс-нял-ся тем, что во 2-й половине XVII века Русское государство не име-ло по-сто-ян-ных ди-пло-ма-тических пред-ста-ви-тельств за ру-бе-жом. По-это-му «Куранты» бы-ли един-ст-вен-ным ис-точ-ни-ком опе-ра-тив-ной ин-фор-ма-ции о по-ли-тической си-туа-ции в Ев-ро-пе, о том, как в иностранной прес-се ос-ве-ща-лись по-ли-тические со-бы-тия в Русском государстве. Осо-бое не-удо-воль-ст-вие ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча вы-зва-ли со-об-ще-ния ев-ропейской прес-сы об ус-пе-хах Ра-зи-на вос-ста-ния 1670-1671 годов. Сле-ди-ли в Мо-ск-ве и за тем, на-сколь-ко пра-виль-но в ев-ропейских га-зе-тах пи-шут ти-тул русского ца-ря. «Куранты» ока-за-лись так-же по-лез-ны-ми для борь-бы с рас-про-стра-не-ни-ем за-раз-ных за-бо-ле-ва-ний, так как по ним русское пра-ви-тель-ст-во сле-ди-ло за рас-про-стра-не-ни-ем эпи-де-мий в Ев-ро-пе. Ка-ран-тин-ные ог-ра-ни-че-ния, вве-дён-ные в 1660-1680-х годах на ос-но-ва-нии «Курантов», несколько раз пре-дот-вра-ща-ли воз-ник-но-ве-ние в Русское государстве эпи-де-мий. По-лу-чен-ные из «Куранты» све-де-ния русские ди-пло-ма-ты ак-тив-но ис-поль-зо-ва-ли при ве-де-нии ди-пло-ма-тических пе-ре-го-во-ров.

Ре-гу-ляр-ное зна-ком-ст-во с «Курантами» влия-ло на куль-ту-ру цар-ско-го дво-ра, рас-ши-ря-ло зна-ния русской по-ли-тической эли-ты о Ев-ро-пе. Отдельные из-вес-тия «Курантов» ока-зы-ва-лись вне стен По-соль-ско-го при-ка-за и ти-ра-жи-ро-ва-лись в ру-ко-пис-ной книж-но-сти (в основно это бы-ли пам-фле-ты, но-во-сти сен-са-ци-он-но-го ха-рак-те-ра, рас-ска-зы о чу-де-сах). В конце XVII века в ру-ко-пис-ной тра-ди-ции по-яв-ля-ют-ся «сме-хо-вые» «Куранты», па-ро-ди-рую-щие со-об-ще-ния иностранных га-зет.

В ред-ких слу-ча-ях вы-шед-шие за пре-де-лы По-соль-ско-го при-ка-за ста-тьи «Курантов» ста-но-ви-лись опас-ны-ми для русских вла-стей. Та-ко-во, например, «Ска-за-ние о двух стар-цах» (пе-ре-во-ды 1660-1680-х годов), в ко-то-ром рас-ска-зы-ва-лось о по-яв-ле-нии в различных го-ро-дах Ев-ро-пы двух про-по-вед-ни-ков, пред-ре-кав-ших ко-нец све-та. «Ска-за-ние…» во-шло в ста-ро-об-рядческую литературу, и ор-га-ны российского по-ли-тического сыс-ка про-дол-жа-ли бо-роть-ся с этим про-из-ве-де-ни-ем и в XVIII веке.

Царь Пётр I, оце-нив роль прес-сы в ев-ропейской жиз-ни, 16 декабря 1702 года из-дал указ, в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым пред-пи-сы-ва-лось пе-ча-тать «Куранты». В ре-зуль-та-те «Куранты» пре-вра-ти-лись в пер-вую русскую пуб-лич-ную пе-чат-ную газету «Ве-до-мо-сти» [пер-вый со-хра-нив-ший-ся до на-ших дней пе-чат-ный но-мер да-ти-ро-ван 2 января 1703 года]. При этом со-став-ле-ние об-зо-ров иностранной прес-сы для ди-пло-ма-тических нужд бы-ло во-зоб-нов-ле-но в по-след-ние го-ды жиз-ни Пет-ра I уже по-сле окон-ча-ния Северной вой-ны 1700-1721 годов

Тот факт, что «Куранты» не-пос-ред-ст-вен-но пред-ше-ст-во-ва-ли газете «Ве-до-мо-сти», по-зво-лил не-ко-то-рым ис-сле-до-ва-те-лям оши-боч-но ут-вер-ждать, что в XVII веке в Русском государстве су-ще-ст-во-ва-ла ру-ко-пис-ная газета «Ку-ран-ты», или «Вес-ти-Ку-ран-ты». В по-пу-ляр-ных ра-бо-тах за газету «Вес-ти-Ку-ран-ты» ино-гда при-ни-ма-ют ма-те-риа-лы од-но-именного ар-хив-но-го фон-да Российского государственного ар-хи-ва древ-них ак-тов (Фонд 155), ко-то-рый был сфор-ми-ро-ван в конце XVIII века для до-ку-мен-тов с «вес-тя-ми» (в том числе и «Куранты»), ко-то-рые по раз-ным при-чи-нам не во-шли в другие ар-хив-ные фон-ды [ма-те-риа-лы это-го фон-да с 1972 года пуб-ли-ку-ют-ся в се-рий-ном лин-гвис-тическом из-да-нии Института русского язы-ка АН СССР (с 1991 года РАН) «Вес-ти-Ку-ран-ты»].

Ис-точники:

Вес-ти-Ку-ран-ты. 1645-1646, 1648 годы. М., 1980 год

Вес-ти-Ку-ран-ты. 1648-1650 годы М., 1983 год

Вес-ти-Ку-ран-ты. 1651-1652, 1654-1656, 1658-1660 годы. М., 1996 год

Вести-Куранты. 1656, 1660-1662, 1664-1670 годы. М., 2008-2009 год. Ч. 1-2

  • Введение
    • Предмет истории книги
    • Краткий обзор основной литературы по истории русской и советской книги
    • Периодизация истории книги
  • Письменность и книжное дело на Руси IX-XV вв.
    • Происхождение славянского письма
    • Распространение письма в Древней Руси
    • Книги в Древней Руси X-XII вв. Тематика и типы книг
    • Памятники древнерусской книжной письменности XI-XIII вв.
    • Книжное дело на Руси XIV-XV вв.
    • Памятники книжной письменности XIV-XV вв.
    • Материал и орудия письма. Оформление рукописных книг
  • Начало книгопечатания и книжное дело в России в XVI в.
    • Общая характеристика книжного дела к началу книгопечатания
    • Тематика и типы рукописных книг. Памятники книжной письменности XVI в.
    • Причины введения книгопечатания в Московском государстве
    • Анонимная типография и безвыходные издания
    • Иван Федоров и Петр Мстиславец. Московский период деятельности
    • Деятельность Ивана Федорова в Литве и на Украине
      • Деятельность Ивана Федорова в Литве и на Украине - страница 2
    • Книгопечатание в Москве после отъезда Ивана Федорова. Его преемники - Андроник Невежа и Никифор Тарасиев
  • Книга в России в XVII в.
    • Общая характеристика книжного дела в XVII в.
    • Рукописная книга
    • Центры книжного дела
    • Тематика и типы рукописных книг
    • Рукописная газета «Куранты»
    • Запретная литература и цензура книг в XVII в.
    • Деятельность Московского печатного двора
    • Содержание и тематика печатных книг XVII в. Первые светские печатные книги
    • Книга в России в первой половине XVIII в.
    • Реформа азбуки и печати
    • Общая характеристика книжного дела
    • Начало книгопечатания в Петербурге
    • Тематика и типы изданий первой четверти XVIII в.
    • Первая русская печатная газета
    • Рукописная книга
    • Характеристика книжного дела в 1725-1750 гг.
    • Издательская деятельность Академии наук
    • Тематика и типы изданий
      • Тематика и типы изданий - страница 2
    • Книга в России во второй половине XVIII в.
    • Общая характеристика книжного дела. Указ 1783 г. о «Вольных типографиях»
    • Тематика и типы изданий
    • Издательская деятельность Московского университета
    • «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык»
    • Издательская деятельность Н.И. Новикова
      • Издательская деятельность Н.И. Новикова - страница 2
    • Издательская деятельность А.Н. Радищева
    • Издательская деятельность И.А. Крылова
    • Провинциальные издательства
    • Книга в пореформенной России (вторая половина XIX в.)
    • Общая характеристика книжного дела второй половины XIX в. Тематика книг
    • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в.
      • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в. - страница 2
      • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в. - страница 3
      • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в. - страница 4
    • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов
      • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов - страница 2
      • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов - страница 3
      • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов - страница 4
    • Издание «книг для народа»
    • Создание вольной русской печати за границей. Издательская деятельность А.И. Герцена
      • Создание вольной русской печати за границей. Издательская деятельность А.И. Герцена - страница 2
    • Нелегальные революционные типографии и издания 60-70-х гг. XIX в.
      • Нелегальные революционные типографии и издания 60-70-х гг. XIX в. - страница 2
      • Нелегальные революционные типографии и издания 60-70-х гг. XIX в. - страница 3
    • Издательская деятельность первых русских марксистских организаций. Начало издания и распространения в России произведений К. Маркса и Ф. Энгельса
      • Издательская деятельность первых русских марксистских организаций. Начало издания и распространения в России произведений К. Маркса и Ф. Энгельса - страница 2
  • Книга в России периода империализма (конец XIX-начало XX в.)
    • Законодательство о печати. Цензура
    • Общая характеристика книжного дела в 1895-1917 гг. Тематика книг
      • Общая характеристика книжного дела в 1895-1917 гг. Тематика книг - страница 2
    • Основные буржуазно-просветительные издательства конца XIX-начала XX в.
      • Основные буржуазно-просветительные издательства конца XIX-начала XX в. - страница 2
    • Прогрессивные издательства начала XX в.
      • Прогрессивные издательства начала XX в. - страница 2
    • Нелегальная издательская деятельность марксистских революционных организаций
      • Нелегальная издательская деятельность марксистских революционных организаций - страница 2
      • Нелегальная издательская деятельность марксистских революционных организаций - страница 3
    • Большевистские легальные издательства
      • Большевистские легальные издательства - страница 2
    • Выводы
    • Книга в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны (1917-1920 гг.)
    • Состояние полиграфической промышленности
    • Организация первых советских издательств
      • Организация первых советских издательств - страница 2
    • Частные и кооперативные издательства
    • Организация Государственного издательства РСФСР
    • Издание книг на языках народов СССР
    • Книга в период восстановления народного хозяйства и начала индустриализации (1921-1929 гг.)
    • Общее состояние книгоиздательского дела
    • Деятельность Госиздата
    • Деятельность других государственных и партийных издательств
    • Кооперативные и частные издательства
    • Организация издания книг на языках народов СССР
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание энциклопедий и справочников
    • Издание художественной литературы
    • Книга в период реконструкции народного хозяйства и упрочения социалистического общества (1930- 1941 гг.)
    • Перестройка издательского дела. Создание ОГИЗа (1930 г.)
    • Постановление ЦК ВКП(б) «Об издательской работе». Дальнейшая типизация издательств
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание сельскохозяйственных книг
    • Издание художественной литературы
    • Издание детских и юношеских книг
    • Роль А.М. Горького в развитии издательской деятельности
  • Книга в период Великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
    • Состояние полиграфической базы
    • Общее состояние книгоиздательского дела
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание военных и военно-технических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание художественной литературы
    • Книга в период восстановления народного хозяйства и завершения строительства социализма (1945-1958 гг.)
    • Восстановление и развитие полиграфической промышленности
    • Общее состояние книгоиздательского дела
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание сельскохозяйственных книг
    • Издание художественной литературы в послевоенный период
    • Издание детских книг
    • Книга в период развитого социализма и перехода к коммунизму
    • Состояние полиграфической базы
    • Общее состояние книгоиздательского дела
      • Общее состояние книгоиздательского дела - страница 2
      • Общее состояние книгоиздательского дела - страница 3
    • Издание общественно-политических книг
      • Издание общественно-политических книг - страница 2
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Выпуск энциклопедических изданий
    • Издание сельскохозяйственных книг
    • Издание художественной литературы
      • Издание художественной литературы - страница 2
    • Издание детских и юношеских книг
    • Выводы

Рукописная газета «Куранты»

В XVII в. зарождается русская периодическая печать. Родоначальником ее считаются рукописные «Куранты», или «Вести». Их появление было вызвано потребностью в информации о зарубежных событиях, об отношении иностранных держав к России. «Куранты» составлялись чиновниками Посольского приказа в одном экземпляре как дипломатические тайные документы.

Их писали на длинных - в несколько метров - узких листах бумаги, «столбом», т.е. сверху вниз (отсюда и название - «столбцы»). Читали «Куранты» вслух царю и приближенным боярам. Главное внимание «Куранты» уделяли военным событиям, придворной жизни, торговле и чрезвычайным происшествиям.

Самые ранние из сохранившихся номеров московских «Курантов» относятся к 1621 г. В последние два десятилетия XVII в. «Куранты» пишутся уже не в одном, а в нескольких экземплярах и постепенно утрачивают секретный дипломатический характер. Они просуществовали до 1701 г., послужив основой для создания в начале XVIII в. первой русской печатной газеты «Ведомости».

Вверх