Типология современной семьи. Типология семейных отношений. Типология семейных структур

Программа социологического исследования

Современная семья : характеристики и типология

Обоснование проблемы исследования.

Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”. Основными проблемами исследования могут выступать причины распада семьи, трудности, психологические барьеры, с которыми сталкивается семья на разных этапах развития, современная идеология семей. Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

Цель исследования.

На основании социологических исследований, рассмотрения проблем, различных ситуаций выработать свою точку зрения на понятие, характеристики и типологии современной семьи.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является понятие состава членов семьи, рассмотрение каждого участника семейных отношений, характеристики и типологию на разных возрастных этапах. Предметом же исследования является института семьи, социологическая роль в обществе.

Логический анализ основных понятий.

Семья- социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Типология семьи - присущие каждой семье в отдельности характерные черты, приспособление в обществе, поведение, психологическое отражение и т.д.

Гипотезы исследования.

Основная гипотеза: семья, ячейка общества, социальный институт.

Дополнительные гипотезы:

    Семья состоит из членов семьи.

    Каждый член семьи индивидуален.

    Каждая семья индивидуальна.

    Существуют семейные традиции.

    Счастливая семья- залог будущего.

Задачи исследования.

Для проверки основной гипотезы нужно определить понятие семьи, состава. Отношение общества к проблемам семьи, к созданию семьи, к финансовой стороне. Для проверки дополнительных гипотез выявить типологию семьи, индивидуальность и ее аспекты. Определить характеристики семейных отношений.

Определение выборочной совокупности.

Имеются результаты исследования социологического опроса на тему: “Характеристика семьи”, анализ семейных отношений, причины проблем финансового, психологического, физического характера. Рассмотрение понятия- проблемная семья.

Методы сбора информации.

Анализ данных, статистика из Центра исследования и статистики семей.

Социологический опрос людей разных возрастов.

Для адекватного анализа полученных данных необходимо учитывать фактор эмоционального состояния участников исследования., возвраст.

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Однако, существует несколькотипологических подходов к се-мье:

1) на основе исторического анали-за развития семьи и преемственности ее форм (матри-архальная семья, групповая, парная, патриархальная, моногамная);

2) на основе анализа структуры семьи и представленных в ней типов родства (нуклеарная, рас-ширенная, неполная, смешанная).

3) типология С. И. Голода (1998), основанная на анализе приоритетной значимости полюсов двух се-мейных осей (муж-жена; родители-дети).

Рассмотрим первую типологию семьи, основанную на историческом анали-зе развития семьи и преемственности ее форм. Наиболее древней формой социальной организации человека был род, который объединял всех людей, происходивших от одной праматери: ее дочерей, детей ее дочерей итак далее до бесконечности. Род представлял собой матриархальную семью, включавшую всебя всех потом-ков по женской линии.

Групповая семья опиралась на брак нескольких се-стер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть и не родственника-ми. Родство считалось по женской линии, так как от-цовство не устанавливалось достоверно. Признаки матрилинейности, отсчета ибольшей значимости родства по материнской линии наблюдаются у неко-торых народов, живших вконце Х1Х-начале XX в. (Голод С. И., 1998).

Парная семья основывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию лю-бой из сторон.

Патриархальная семья основывалась на браке од-ного мужчины с несколькими женщинами, она полигамна для мужчины, сопровождалась «затворничеством жен; сформировалась в период возникновения соб-ственности. Этот тип семьи определялся главенством мужчины в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность (отсчет по мужс-кой линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья — семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни (от древнегреч. Monos — один, единственный, gamos — брак). Этот тип семьи сложился примерно три тысячелетия назад (в первом тысячелетии до новой эры). Многие исследователи семьи в своих суждениях исходят из представлений, что патриархальная моногамная се-мья последних столетий в европейской жизни — это позитивный образец, а отклоне-ния от нее — это явления, достаточно негативно влияющие на социализацию человека.


Если говорить об изменениях в совре-менной семье, то наиболее очевидным можно считать изменение в социальном статусе женщины — выра-жающееся в стремление «состояться» профессионально и сделать карьеру. Из этого вытекают последующие из-менения, касающиеся непосредственно семьи. В силу экономической независимости, которую об-рела женщина в XX в., изменился ее статус в семье, и структура семьи стала двух либо одновершинной, но роль главы зани-мает женщина. Таким образом, мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.

Женщина все меньше времени уделяет семье и вос-питанию ребенка; репродукция ставится в подчинен-ное положение относительно карьеры. Отсюда следу-ет, что показатели детности современной семьи и численности населения индустриальных стран неуклонно снижаются. Функции воспитания постепенно передаются другим лицам — либо няне и гувернантке, либо государству. В случае передачи этих функций государству, как это было в советский период в России, вместо индивиду-альной опеки и непрестанной заботы близкого человека детей воспитывают в безликих отношениях государственные служащие. Эта замена опеки матери опекой государ-ства наиболее трагично влияет на психическое разви-тие ребенка , вызывая необратимые симптомы скры-той или явной материнской деривации.

Следующий подход описывает структуру семьи через численный со-став семьи, тип родства ироли, которые исполняют члены семьи. (Антонов А. И., Медков В. М., 1996; Антонов А. И., 1998).

Нуклеарная (ядерная) семья — состоит из представителей двух поколений — супругов и их де-тей, численный состав трое и более человек; представ-лена 8 типами семейных ролей: муж, жена (супруги друг для друга), отец, мать (родители для своих детей), сыновья, дочери (дети для своих родителей), братья, сестры (друг для друга). Из представленного набора ролей видно, что ролевой диапазон членов нуклеарной семьи достаточно обширный, что помогает членам та-кой семьи и, особенно, детям, осваивать значимые жиз-ненные навыки взаимоотношений с раннего возраста.

Расширенная семья — наиболее типичная в аграр-ных культурах семья. В настоящее время численность таких семей уменьшается, особенно в городах. Эта се-мья состоит из трех поколений — родителей одного из супругов, супругов и их детей. В ней представлены 12 типов семейных ролей (члены прародительской пары выполняют по 4 роли: дедушка, муж, отец, све-кор; члены родительской пары — по 3 роли: отец, муж, сын; дети — по 3 роли: сын, брат, внук), исполнение которых может создавать определенное напряжение и требует гибкости, так как некоторые члены семьи дол-жны исполнять одновременно и детские, и родитель-ские роли (например, когда мужчина является сыном для своих родителей и отцом для собственных детей).

Неполная семья — семья, чаще всего состоящая из двух человек, в которой не представлена хотя бы одна из супружеских или детских ролей. В большинстве случаев речь идет об одиноком родителе и его ребенке или о бездетной паре. Ролевой диапазон в такой семье обеднен, а межперсональная зависимость чрезмерна, что также создает напряжение в отношениях. Одинокий родитель может испытывать деривацию потребности в поддержке, понимании, интимности. Личностное развитие ребенка из неполной семьи замедляется из-за сложностей процесса идентификации. Финансовые ресурсы такой семьи нередко также ограничены.

Смешанная семья — это семья, состоящая из «осколков» (частей) прежних семей (Сатир В., 1992), например, одинокая женщина и вдовец с ребенком, разведенные мужчина и женщина со своими детьми от прежних браков. Сложности такой семьи состоят в том, что члены новой семьи связаны множеством взаимоотношенческих нитей с другими людьми за пре-делами данной, их связывают с ними те семейные роли, которые они исполняли в прежних семьях.

Третью типологию семей описывает С.И. Голод, выделяя три типа моногамных семей, кото-рые представляют разные семейные уклады. В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства.

С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи:

· традиционную патриархальную семью;

· современную детоцентрическую семью;

· супружескую (посредственную) семью.

Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной.

Патриархальная моногамная семья — семья, ос-нованная на доминировании старшего в роду мужчи-ны, зависимом положении жены — от мужа, детей — от родителей. В патриархальной семье сыновья не от-деляются от отцовской семьи, а приводят жен в семей-ный клан своего отца, дочери же уходят в семейные кланы мужей и теряют фамилию. Это семья, в которой наименование рода (фамилия), счет родства и право наследования ведутся по мужской линии, а виды ра-бот разделены между мужчинами и женщина-ми. Мужчины выполняют работы преимущественно по обеспечению семьи ресурсами, женщины — внут-ренние домашние работы.

Детоцентрическая моногамная семья возникла на рубеже XIХ-ХХ в. В связи с процессами эмансипа-ции и установлением социальных прав ребенка. Пока-затель детности снижается, повышается ценность ре-бенка в семье. Наряду с карьерой ребенок становится средоточием интересов родителей, и значительная часть бюджета семьи расходуется на обеспечение потребнос-тей ребенка, на его воспитание и образование. В связи с новыми потребностями семьи развивается индустрия специального детского питания, детской одежды, дет-ских игр и игрушек, детских музеев, детской литерату-ры, кино.

Появляется многообразие об-разовательных центров и обучающих программ, специально разрабатываются программы, облегчающие вхождение в профессиональную деятельность (профес-сиональное консультирование), увеличивается продол-жительность детства, а включение ребенка в систему труда отодвигается на более поздний срок. Ребенок привыкает быть главным, находиться в центре всей семьи, привыкает к тому, что все делается для него. Это приводит к возрастанию детского эгоцентризма.

Супружеская семья возникла в 60-е гг. XX в. Какрезультат совместного действия движений эмансипа-ции — женской и детской. Основная взаимоотношенческая линия, вокруг которой строится такая семья, — отношения между двумя людьми — мужем и женой. Эти отношения строятся на стремлении к максималь-ному раскрытию своей человеческой природы на ос-нове интимности и автономии.

Введение

1. Семья как социальный институт

2. Типология брака и семьи

2.1 Основные формы брака

2.2 Типология семей

2.3 Этапы развития семьи

3. Структура семьи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Семья - социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: это 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; 2) малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). В каждой конкретной семье необязательно должны иметься все три типа связей (например, неполную семью связывают только родительские узы), но наиболее крепкими являются такие семьи, где они представлены в комплексе.

Необходимость изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела.

Следовательно, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка используемой литературы.

1. Семья как социальный институт

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Термином «семья» принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

Упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и

Устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

2. Типология брака и семьи

2.1 Основные формы брака

Брак основа и ядро семьи - это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.

Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия. Второй тип брака, также широко распространенный в истории человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности.

Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.

Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины. На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.

Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей - главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья - сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок . Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению .

Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.

В XIX веке бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной. Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.

Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака - скорее наоборот.

2.2 Типология семей

Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства :

1) традиционная семья (ее признаки : совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина - владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи - мужчина );

2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда - эксплуататорский характер);

3) эгалитарная семья (семья равных ) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности :

1) патриархальная семья (основная функция - хозяйственно-экономическая : совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

2) детоцентристская семья (важнейшая функция - воспитание детей , подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

3) супружеская семья (ее основная функция - эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего .

Типологии по различным основаниям :

1) в зависимости от состава семьи : нуклеарная - родители и дети; расширенная - родители, дети и другие родственники; неполная - один из родителей отсутствует;

2) по этапу жизненного цикла : молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи);

3) по социальному составу : семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие.

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:

Нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;

Расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;

Неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.

Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.

У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.

Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен - правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.

Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия».

2.3 Этапы развития семьи

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак - образование семьи;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

Согласно Д. Олсона, цикл жизни семьи состоит из семи стадий: начала семейной жизни рождения ребенка и его дошкольного возраста, школьного возраста, подросткового возраста, взросления, постродительской стадии старения. В зависимости от природы и тяжести нарушений у ребенка и реакции на них семьи, стадии, через которые проходит семья особого ребенка, могут быть до некоторой степени уникальны. К некоторым семьям вообще невозможно применять модели, существующие в теории жизненных стадий, поскольку их жизненный цикл определяется нестандартными событиями, происходящими в жизни ребенка. Это может быть верно, например, для семьи ребенка с гемофилией, в которой заметный стресс создают периодические кровотечения. Такие события начинают новый цикл тревоги, новых нужд и приспособления к новым условиям.

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства:

Предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца;

Репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей;

Социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией);

Прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

3. Структура семьи

Семья - естественная группа, в ней со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую, межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач -- поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи -- одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С.Минухина: «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое -- структуру семьи . Реальность структуры -- это реальность другого порядка по сравнению с реальностью, индивидуальных членов». (Минухин С, Фишман Ч., 1998 (цит. по: Черников А. В., 2001, с. 29)).

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак.

В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей.

Первая -- это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. Вторая -- семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, один из родителей более рассудительный, а другой -- более эмоциональный.

Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными и дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.

В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность

Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи . В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию .

Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое.

Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей:

1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).

3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях).

4. Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи). Сбалансированными и обеспечивающими наиболее оптимальное семейное функционирование являются разделенный и связанный уровни сплоченности.

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин «иерархия» не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие «иерархия» используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи.

Одним из наиболее типичных нарушений структуры семьи по данному параметру является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает власти больше, чем имеется хотя бы у одного из родителей. На макросистемном уровне этот феномен проявляется в ситуации, когда определяющая позиция в воспитании детей занимается бабушками (дедушками), а не непосредственными родителями. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при наличии:

Межпоколенной коалиции (коалиции между ребенком и родителем против другого родителя);

Химической зависимости одного или обоих родителей;

Болезни или потери трудоспособности одного или обоих родителей;

Болезни или симптоматического поведения у ребенка, благодаря которым он приобретает чрезмерное влияние в семье и регулирует супружеские взаимоотношения.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме может выглядеть как ее чрезмерная иерархизированность или, наоборот, отсутствие в ней иерархической структуры.

Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью.

Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. При этом семья теряет способность изменяться и приспосабливаться к новой для нее ситуации. Появляется тенденция к ограничению переговоров, большинство решений навязывается лидером. По Д. Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована.

Система в хаотическом состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому.

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

Размер семьи (число ее членов).

Тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная).

Число детей в семье: малодетные семьи - 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста); среднедетные семьи - 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики); многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).

Заключение

Таким образом, семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным социальным институтом человеческого общества.

Семья более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Принято выделять следующие типы семей: в зависимости от формы брака выделяются моногамная (муж и жена) и полигамная (муж имеет несколько жен) семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Список использованной литературы

1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

3. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с.

4. Радугин А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 224 с.

5. Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание». Разделы «Человек», «Социальные отношения», «Общество», «Культура и духовная жизнь общества», «Познание» / К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.

6. Степаненко В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. Степаненко. - М.: МАНПО, 2005. - 531 с.

7. Тюгашев Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 275 с.

8. Шнейдер Л.Б.Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проспект, 2007. - 736 с.

Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой, знания о ней у большинства людей ограничиваются лишь разделением семей на хорошие (благополучные) и плохие (неблагополучные). Однако для того, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, такого, явно поверхностного, представления о разновидностях (типах) семьи, конечно, недостаточно. Наличие системы знаний о видах, формах, типах семей и особенностях отношений внутри каждой модели брачного союза позволяет более «профессионально» взглянуть на собственную семью, внимательнее относиться к возникающим в ней проблемам. Кроме того, различные типы семьи по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Использование многообразных типологий помогает получить более полную, многоцветную картину важнейших характеристик семьи в социальном и научном плане: брачности, разводимости, рождаемости, влияния семьи на вос­питание детей и т.п.

К тому же в определенной форме семейно-брачного союза возможно появление сходных (типичных) проблем, предположительное знание которых может оказаться существенным подспорьем в организации необходимой социальной или психологической помощи такой семье.

На сегодняшний день ученым пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. В списке различных форм современных семей насчитывается более сорока их разновидностей. В книге дается семейная классификация с учетом тех моделей, которые являются общими для большинства культур и при этом широко представлены в современной российской действительности. В качестве основания для предлагаемой типологии взяты существенные критерии, позволяющие выделить ту или иную форму семейной организации с учетом ее структуры, динамики и выполняемых функций. Как известно, нет семьи вообще. Есть семьи конкретные: городские и сельские, молодые и пожилые; семьи, принадлежащие к различным образовательным и социальным группам, и т. д. Важность выделения определенных типов семей объясняется также тем, что, несмотря на общность внутренних отношений, в них имеется своя специфика, обусловленная национальными, культурными, религиозными, возрастными, профессиональными и другими различиями.

Чем больше таких групп удается выделить, тем более обстоятельно и научно обоснованно исследуется семья, что, в свою очередь, позволяет людям избегать многих ошибок в построении своей семейной жизни, делать ее психологически комфортной и более счастливой.

Каждое общество предъявляет разные требования к характеру отношений между супругами, способам проявления заботы о нетрудоспособных членах семьи, участию людей в труде, организации быта, обеспечению безопасности членов семьи, проведению досуга и т. д. В зависимости от того, соблюдаются или не соблюдаются семьей эти требования, семейный союз отличается определенными особенностями, что, естественно, сказывается на семейной атмосфере в целом и психологическом благополучии каждого члена семьи.

Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях.

Первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включала в себя родственников и потомков одного отца с их женами, детьми и родственниками, рабов, в том числе, и наложниц. Латинское слово «фамилия» в древние времена означало совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Такая семья иногда насчитывала сотни человек. В различных модификациях патриархальная семья существовала у разных народов. На Руси она имела форму возглавляемой мужчиной большой семьи, состоящей из нескольких поколений ближайших родственников, которые жили под одной крышей и вели совместное хозяйство.

В период становления капиталистического способа производства на смену традиционной патриархальной пришла нуклеарная семья (от латинского «нуклеус» - ядро). Впервые название «нуклеарная» применительно к семье ввел в научный обиход американский социолог Ж.П. Мурдок в 1949 году. Та­кого рода семья состоит только из самых необходимых для ее образования членов - мужа и жены; она может быть как бездетной, так и включать сколько угодно детей.

Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определенным признакам.

1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих с ними в одном домохозяйстве).

2. По количеству детей : бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья.

3. По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) с детьми; с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками; прочие семьи.

4. По составу: неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая семья.

5.По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера).

6.По однородности социального состава : социально гомогенные (однородные) семьи (имеется схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.

7.По семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.

8. По типу ведущих потребностей , удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи с «физиологическим», или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; семьи с промежуточным типом потребления.

9.По особенностям существующего семейного уклада и организации семейного быта: семья - «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку); семья детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей); семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают); семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

10. По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

11.По характеру распределения домашних обязанностей: семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).

12.По типу главенства (распределению власти) семьи могут быть авторитарными и демократическими.

Авторитарная семья характеризуется строгим, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Муж (а иногда - жена) является монопольным главой, деспотичным хозяином. Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, на совместном принятии всех важных решений.

13. В зависимости от особых условий организации семейной жизни: студенческая семья и «дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, полярников, космонавтов, геологов и т.д.).

14.По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная (супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, высок авторитет мужа, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы), устойчивая (практически имеют те же особенности, что и благополучные семьи), педагогически слабая низкие воспитательные характеристики, предпочтение отдается физическому состоянию и самочувствию ребенка); нестабильная семья (высокий уровень неудовлетворенности обоих супругов семейной жизнью, включая свою роль и положение в семье, что приводит к непредсказуемости поведения); дезорганизованная (проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества: пьянство, архаичные отношения грубого диктата; внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет); социально-неблагополучная (низкий культурный уровень членов семьи, употребление алкоголя одним или обоими родителями); проблемная (отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать); конфликтная (наличие психологической несовместимости у супругов или членов семьи); распадающийся семейный союз (чрезмерно обострившаяся конфликтная ситуация в семье, фактически брак уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наибольшим психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии его личности); распавшаяся семья (ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но в какой-то мере сохраняет контакты с прежней семьей и исполняет еще часть функций).

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • типологию семей;
  • функции семьи;
  • структурные элементы семейной системы;
  • виды нарушений семейной коммуникации;
  • периодизацию жизненного цикла семьи;
  • роль семьи на каждом этапе индивидуальной жизни человека;

уметь

  • на основании анализа дополнительных материалов (социологических, статистических и др.) определять новые тенденции в развитии современной семьи;
  • определять задачи семьи на каждом этапе ее жизненного цикла;
  • определять, что может являться стабилизаторами семейной системы;
  • отделять нормативный кризис семьи от ненормативного;
  • выделять задачи семьи на этапе переживания нормативного и ненормативного кризиса;

владеть

Основными подходами к изучению семьи и анализу семейных отношений.

Семья как социальный институт

Общая характеристика семьи

Семья как социальный институт представляет собой совокупность социальных норм и культурных образцов, которые определяют систему поведения в соответствии с этими нормами, регулируют отношения внутри семьи, между членами семьи и между ними и обществом.

Заметим, что проблематика семьи и семейных отношений настолько широка и многогранна, что не может быть полноценно охвачена даже монографическими работами, и в настоящей главе мы вынуждены касаться лишь тех аспектов, где семья как социальный институт в наибольшей степени связана с контекстом развития.

Что же такое семья? Оказывается, на этот вопрос не так-то просто ответить. Существуют разные мнения относительно того, что является ядерным, сущностным в понятии "семья".

Наиболее часто "ядром" семьи считают супружескую пару с добавлением детей и родственников. Так, по определению Н. Я. Соловьева, семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство . Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители – дети), брачные отношения (муж – жена, супруги).

А. Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения . Таким образом, как отмечает В. Н. Дружинин, А. Г. Харчев включал в семью не только родственные и социальные, но и этические отношения, считая основной функцией семьи воспроизводство населения, духовное и физическое.

Семья является и социальным институтом, и малой социальной группой и, следовательно, подчиняется соответствующим законам функционирования. В. Н. Дружинин, конкретизируя это положение, считает, что "семья является социальным институтом, а конкретная семья – институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей" .

По мнению А. И. Антонова и В. М. Медкова, в основе семьи должно лежать триединое отношение "супружества – родительства – родства", только в этом случае можно говорить о семье как таковой . Согласно их точке зрения, брак без детей или родительство без супружества являются "осколочными" формами семьи и, соответственно, более адекватным термином для них является "семейная группа", т.е. группа людей, которые ведут совместное хозяйство и объединены только родительством, супружеством или родством (например, братья и сестры).

Поскольку "осколочных" семей становится все больше, появляются нетрадиционные формы семьи, все большее распространение получают гражданские браки, семьи с приемными детьми, патронатные семьи и т.д., явственно ощущается потребность в новом определении семьи. Учитывая современные тенденции в развитии семьи, Т. В. Андреева предлагает определять семью максимально широко, а именно "как контактную группу родственных лиц (или юридически приравненных к ним людей), составляющих единое целое и ощущающих себя этим целым" .

Институт семьи принципиально отличается от других социальных институтов не только сферой отношений, т.е. содержанием, которое им регулируется, но и другими позициями.

Прежде всего, семья как социальный институт сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека (в отличие, например, от школы или вуза, которые значимы лишь на определенном этапе жизни человека, хотя их влияние на судьбу человека, его будущее трудно переоценить).

Кроме того, институт семьи – самый динамичный социальный институт. Можно выделить, по крайней мере, три вектора развития семьи. Во-первых, семья изменяется в исторической перспективе. Поскольку институт семьи регулирует отношения семьи с обществом, а общественные формы и социальные условия постоянно трансформируются, то, следовательно, под воздействием этих трансформаций меняется и сама семья. Подробный анализ исторического развития семьи как социокультурного феномена дан в работах Ф. Арьеса и И. С. Кона . Изменения, происходящие в нашем обществе на современном этапе, вызвали и продолжают вызывать кардинальные изменения в институте семьи, чему мы все являемся живыми свидетелями. Во-вторых, семья развивается и как целостный организм, существуют определенные стадии развития семьи и закономерности их прохождения. По мере развития семьи изменяются не только ее функции, состав и структура, но изменяются сами члены семьи, а следовательно, и их отношения. И наконец, изменяются роль и функция семьи на протяжении индивидуальной жизни человека, по мере проживания им возрастных периодов.

Выделяют три исторических типа семьи: патриархальную (традиционная семья), детоцентристскую и супружескую (демократическая семья) .

В основе патриархального типа семьи лежат два основных принципа: на всех стадиях жизненного цикла семьи существует жесткая половозрастная субординация и отсутствует личностная избирательность. Патриархальная семья строится на отношениях доминирования – подчинения (авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа, а детей от родителей), т.е. родительская власть абсолютна, система воспитания авторитарна .

В детоцентристской семье приоритетом является воспитательная функция. Для такой семьи характерны относительное равноправие супругов, близость в отношениях супругов, родителей и детей. Воспитание детей является главным смыслом жизни семьи, главная задача родителей – обеспечение счастья ребенка. Детоцентристская семья обычно малодетная, время рождения и количество детей планируется супругами, ребенок в такой семье всегда желанен. Детско-родительские отношения пронизаны любовью и привязанностью.

Супружеская семья – новый, современный тип, который формируется в течение последних десятилетий. На первом плане в этой семье – забота семьи о развитии детей и каждого из супругов как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, симметричных, содержательных семейных отношений. В супружеской семье цель воспитания детей уступает место ценностям личностной автономии, самореализации всех членов семьи.

В современной семье особая роль отводится родительству. Любовь к детям – это понятие историческое, на протяжении веков оно претерпело серьезные изменения. Особую ценность родительство приобретает в XX в., когда на первый план в детско-родительских отношениях выходят привязанность, эмоциональная и духовная близость. В современном обществе период детства удлиняется, и именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Ответственность за детей (финансовую, моральную, социальную) родители несут вплоть до окончания школы, а часто – и до завершения высшего образования, т.е. до того момента, когда ребенок приобретает статус взрослого члена общества.

Еще одной характерной особенностью современной семьи является то, что в основе ее лежат (или должны лежать) любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Семья, как правило, основывается на чувстве – чувстве любви, которое определяет ее психологическую и нравственную атмосферу, характер взаимодействия членов семьи.

Свой взгляд на отношения в семье предлагает В. Н. Дружинин. По его мнению, поскольку семья является социальным институтом, а конкретная семья – институализированной социальной группой, она скрепляется отношениями доминирования – подчинения, ответственности и эмоциональной (психологической) близости . Между этими видами отношений, реализующимися в семье, существуют определенные связи. Роль лидера, главы семьи предполагает ответственность за семью в целом, а не только за отдельных членов семьи. По предположению В. Н. Дружинина, максимально стабильной является семья, где субъект ответственности и власти – одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. Нормальной можно считать семью, где ответственность за ее благополучие несет муж. При любых отношениях власти – подчинения в семье, при любой эмоциональной дистанции с членами семьи мужчина должен нести ответственность за семью. Семья терпит крах, когда мужчина либо не приобретает, либо теряет ответственность за семью как целое, либо по каким- либо причинам не может выполнять свои обязанности. Если мужчина теряет или не несет груз ответственности, семья является аномальной. Заметим, что при такой жесткости определения из понятия нормальной семьи выпадают семьи, где ответственность за семью несет женщина, т.е. довольно типичные российские семьи.

7.1.1.1. Типология семьи

В соответствии с различными критериями выделяют разные типы семей.

Так, по составу семьи можно выделить нуклеарную, расширенную, неполную и смешанную семью. Нуклеарная (или ядерная) семья состоит из супругов и их детей. В случае если семья бездетная, то семью составляют лишь супруги. Нуклеарная семья, в которую входят прародители или другие близкие родственники, называют расширенной (или пополненной) семьей. Смешанная семья (перестроенная) –это семья, в которой место супруга (или обоих супругов) занимает другой член семьи. Примером смешанных семей являются семьи, созданные в повторном браке, где у одного или обоих супругов есть дети от предыдущих браков. Неполная семья – это семья, в которой по причине развода или смерти отсутствует один из супругов. К неполным относятся и семьи, которые состоят из матери и ребенка (детей), рожденного (-ных) вне брака. Неполная семья относится к группе риска, прежде всего из-за того, что у детей в такой семье отсутствуют образцы для идентификации, образцы отношений мужчины и женщины, а также из-за функциональных перегрузок одного из членов семьи.

Другим критерием, по которому строится типология семьи, является количество детей. По этому критерию выделяют семьи бездетные, однодетные, малодетные и многодетные. Многодетной в наше время считают семью, имеющую трех и более детей.

Критерием типологии может быть также семейный стаж, особенности распределения ролей и характер взаимодействия в семье (по этому критерию выделяют авторитарные, демократические и эгалитарные семьи), место проживания (городские, сельские, проживающие в отдаленных районах семьи), социальная однородность семьи и др. Подробнее о типологии семьи см. в книге О. А. Карабановой .

7.1.1.2. Функции семьи

Семья реализует множество функций, зависящих и от специфики культурно-исторического контекста развития семьи, и от этапов ее жизненного цикла. Большинство авторов выделяют следующие функции:

  • репродуктивная (функция деторождения и воспроизводства населения). Эта функция является важнейшей социальной функцией семьи, поскольку она обеспечивает воспроизводство населения страны ;
  • функция воспитания детей также является важнейшей социальной функцией семьи. По мере взросления детей воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, изменяются лишь задачи, способы, тактика воспитания, формы сотрудничества и коммуникации родителей с ребенком. В наше время воспитательная функция становится все более значимой, поскольку увеличивается продолжительность детства, расширяются границы подростничества, родительские забота и опека простираются теперь не только на маленьких, но и на взрослых детей;
  • функция эмоциональной поддержки и принятия ("психотерапевтическая" функция) создает у членов семьи ощущение безопасности и принадлежности к группе, обеспечивает эмоциональное взаимопонимание, ощущение значимости и ценности своего "Я".

Безусловно, важнейшими функциями семьи являются экономическая, хозяйственно-бытовая, функция удовлетворения сексуально-эротических потребностей, рекреативная и др. Функции семьи образуют иерархическую структуру. Какие-то из них являются главными, какие-то – менее значимыми. Так, например, по мнению В. Н. Дружинина, всегда, во все времена и во всех культурах "единственной специфической функцией семьи" была социализация, другие же функции были дополнительными и менялись на протяжении веков . Иерархия функций не является застывшей, она зависит от истории семьи как социокультурного института, от истории конкретной семьи и от стадии жизненного цикла семьи.

7.1.1.3. Тенденции в развитии современной российской семьи

Изменения, которые происходят в нашем обществе, неизбежно влекут за собой и изменения в институте семьи. Практически всеми исследователями семьи разделяется положение о том, что в последние десятилетия семейная система претерпевает кризис, происходят глубокие трансформации родительских и супружеских ролей и другие изменения. Обобщение данных, которые приводят разные авторы, позволяет выделить следующие тенденции в развитии современной российской семьи (прежде всего мы опираемся на работы Т. В. Андреевой и О. А. Карабановой, а также на данные переписи населения 2011 г.) .

  • Переход от расширенных семей к нуклеарным. При этом наряду с тенденцией к нуклеаризации семей в России существует и противоположная тенденция – фактически нуклеарные семьи функционируют как расширенные (бабушки и дедушки ухаживают за внуками и помогают в их воспитании).
  • Многообразие брачно-семейных форм. Все больше распространение получают семьи нетрадиционного типа, основанные не на юридически узаконенных формах брака, а на таких формах партнерства, как гражданский брак, сожительство, пробный брак, гомосексуальные семьи, патронатные семьи и др.
  • Демократизация и эгалитаризация отношений в семье, переход к гибкой системе ролей, партнерству и взаимной поддержке. Эта тенденция проявляется, в частности, в появлении феномена "нового отцовства".
  • Стабильно высокое число разводов и связанный с этим рост числа неполных семей, чаще всего это семьи, где дети воспитываются матерью. Так, по данным последней переписи населения России, в 2010 г. число браков по отношению к разводам составило 2:1. Неполные семьи, где дети воспитываются одним родителем, составляют сегодня более половины от числа полных семей. Негативные последствия воспитания без отца и для мальчиков, и для девочек показаны многочисленными исследованиями.
  • Низкая рождаемость. Так, лишь в 2013 г. впервые за многие годы число рожденных превысило число умерших.
  • Диспропорция полов. Преобладание численности женщин над численностью мужчин в зрелом и пожилом возрасте. Это связано с большей продолжительностью жизни женщин и влечет за собой ухудшение шансов женщин на вступление в брак в зрелом возрасте и на повторный брак.
  • Рост количества детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспитанники интернатов, социальные сироты).
  • Высокое число бездетных семей (по данным последней переписи населения в 2010 г. число бездетных супружеских пар составило 30% от общего числа семей), в том числе увеличивается число бездетных семей в результате сознательного отказа от рождения детей.
  • Снижение числа вступающих в брак.
  • Высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга. Отсюда спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность.
  • Дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи. Доминирование женщины в семье приводит к психологическому исключению отца, даже если он фактически присутствует. Это, в свою очередь, влечет за собой формирование негативного мужского образа у детей, нарушает обретение полоролевой идентичности и у мальчиков, и у девочек.
  • Возрастание количества несовершеннолетних родителей (подростковое родительство).
  • Рост доли однодетных семей. Это повышает вероятность заключения браков между единственными детьми, что может усиливать разрушительные тенденции в семье .
  • Увеличение числа внебрачных рождений. Тенденция роста гражданских браков приводит к тому, что все больше

беременностей у женщин во всех возрастах происходит вне юридически оформленного брака. По данным, которые приводит В. П. Левкович, добрачная беременность в возрасте 16–17 лет составляет 95,6%, в возрасте 25–29 лет – 54,9%, у нас в стране более 40% женщин репродуктивного возраста регистрируют брак в состоянии беременности . Социологи отмечают, что многие пары только перспектива появления ребенка заставляет регистрировать брак, и эта тенденция к внебрачной беременности только будет усиливаться. Данный факт является довольно тревожным. По данным исследований, добрачная беременность увеличивает риск распада семьи .

  • Увеличение количества детей, воспитывающихся отчимом.
  • Рост числа семей с детьми, рожденными с применением новых технологий, в частности появление семей, где дети рождены "суррогатными" матерями.
  • Внешние границы современной семьи становятся все более размытыми, эта тенденция связана со все большей распространенностью гражданских браков, относительной легкостью разводов и вступления во второй и последующий браки, развитием практики замещающих семей и т.д.

Среди тенденций современной семьи следует отметить и разорванность поколений, отсутствие преемственности традиций и передачи опыта от поколения к поколению, что вызвано произошедшими социальными изменениями. Нарушение межпоколенных связей приводит к падению престижа родителей, но при этом необязательно приводит к возрастанию роли сверстников. Так, исследованиями показано, что значимость сферы отношений со сверстниками российских подростков снижается, а значимость конфликтов с родителями возрастает

Вверх