Традиционные формы и космические циклы. Читать онлайн "традиционные формы и космические циклы"

Каббала и наука чисел

Мы часто настаивали на том факте, что «священные науки», принадлежащие к определенной данной традиционной форме, реально составляют ее интегральную часть, по крайней мере, в качестве вторичных и подчиненных элементов, вовсе не представляя их как какие-то случайные добавления, более или менее искусственно к ней привязанные. Этот момент обязательно следует понимать и никогда не терять его из виду, если желают проникнуть хоть в малейшей степени в истинный дух традиции; тем более необходимо привлечь внимание к этому, что в наши дни довольно часто у тех, кто претендует на изучение традиционных учений, можно констатировать тенденцию не учитывать науки, о которых идет речь, либо по причине особой сложности, которой требует их усвоение, либо потому, что помимо невозможности втиснуть их в рамки современных классификаций, их присутствие особенно стеснительно для тех, кто старается свести их к экзотерической точке зрения и интерпретировать эти учения в терминах «философии» или «мистицизма». Не желая лишний раз распространяться о тщетности таких исследований, предпринятых «извне» и с совершенно профанными интенциями, мы еще раз напомним, поскольку постоянно видим своевременность этого, что искаженные концепции, к которым они неизбежно приходят, конечно, являются чем-то еще более худшим, чем простое незнание.

Иногда случается, что традиционные науки играют более важную роль, чем та, о которой мы только что говорили, и что помимо своей собственной ценности, присущей им самим по себе в их собственном порядке, они принимаются как символические средства выражения для высшей и сущностной части учения, хотя она становится совершенно непостижимой, если ее стремятся отделить от них. Именно это и происходит, когда речь идет о древнееврейской Каббале, с «наукой о числах», которая по большей части отождествляется с «наукой о буквах», так же как в исламском эзотеризме, в силу самого устройства двух языков, древнееврейского и арабского, которые, как мы только что отмечали, так близки друг к другу во всех отношениях.

Преобладающая роль науки о числах в Каббале представляет собою столь очевидный факт, что его не может обойти даже самый поверхностный наблюдатель, и почти невозможно для «критиков», исполненных в наибольшей степени предрассудков и предубеждений, отрицать или утаивать это. Тем не менее они не упускают случая дать этому факту ошибочные истолкования, чтобы втиснуть его как-нибудь в рамки своих предвзятых идей; мы предполагаем здесь развеять эти более или менее добровольные заблуждения, причина которых по большей части лежит в злоупотреблении слишком известным «историческим методом», который стремится видеть «заимствования» повсюду, где он констатирует определенное сходство.

Известно, что в университетской среде в моде предполагать связь Каббалы с неоплатонизмом, таким образом одновременно уменьшается и ее древность и ее значение; не принимается ли при этом в качестве бесспорного принципа, что все может происходить только от греков? К несчастью забывают, что сам неоплатонизм содержит множество элементов, ничего специфически греческого в себе не имеющих, и что как раз иудаизм в александрийской среде обладал значением, очень далеким от пренебрежения, хотя, если реально и были заимствования, то возможно, что они осуществлялись в направлении, противоположном тому, которое утверждается. Эта гипотеза была бы даже более правдоподобна, прежде всего потому, что усвоение чужого учения вовсе не согласуется с «партикуляризмом», который всегда был одной из доминирующих черт древнееврейского духа, а затем и потому, что если иметь в виду неоплатонизм, он в любом случае представляет собою относительно экзотерическое учение (т. е. лишь его «экстериоризацию», даже если оно и основано на данных эзотерического порядка) и как таковой он не может осуществлять реальное влияние на, по существу, инициатическую и даже «закрытую» традицию, каковой всегда была Каббала. Мы, впрочем, не видим ни того, имеется ли между ней и неоплатонизмом особенно впечатляющее сходство, ни того, чтобы числа в нем, в той форме, в какой он выражается, играли бы ту же роль, которая так характерна для Каббалы; к тому же, греческий язык вовсе не допускает этого, тогда как, мы повторяем, есть нечто, что свойственно самому древнееврейскому языку и что, следовательно, должно быть связано с самого начала с традиционной формой, выражаемой им.

Разумеется, неуместно было бы оспаривать, что традиционная наука чисел существовала также и у греков; она была там, как известно, основой пифагореизма, который не был просто философией, но он также носил характер посвящения; и отсюда Платон извлек не только всю космологическую часть своего учения, как он именно ее представляет в «Тимее», но также и свою «теорию идей», которая по сути есть лишь переделка, в соответствии с отличающейся терминологией, пифагорейских концепций о числах, рассматриваемых как принципы вещей. Если действительно хотят найти у греков предел сравнения с Каббалой, то необходимо было бы восходить к пифагореизму; но именно в этом как раз и проявляется вся бессодержательность положения о «заимствованиях»: здесь мы находим два инициатических учения, которые в одинаковой степени придают важное значение науке о числах; но наука это в обоих случаях представлена в радикально различающихся формах.

Здесь будет полезно сделать несколько замечаний более общего порядка: нормально, что та же самая наука встречается в разных традициях, так как истина, в какой бы области это ни было, не является монополией одной традиционной формы, исключающей другие; следовательно, этот факт не может вызывать удивление, разве что у «критиков», которые не верят в истину; но как раз противоположное этому было бы не только удивительно, но и довольно трудно постижимо. В этом нет ничего такого, что заключало бы в себе более или менее прямую коммуникацию между двумя различными традициями, даже в том случае, когда одна из них бесспорно более древняя, чем другая: разве нельзя констатировать определенную истину и выразить ее независимо от тех истин, которые уже были выражены до этого, и не является ли эта независимость тем более вероятной, что сама эта истина будет выражена фактически другим образом? Впрочем, следует отметить, что это ничуть не входит в противоречие с общим происхождением всех традиций; но передача принципов, исходя из этого общего происхождения, не влечет за собой необходимым и эксплицитным образом передачу всех разверток, которые там заключены, и всех тех приложений, которым они могут дать место; одном словом, все, что имеет дело с «приспособлением», может рассматриваться как собственно принадлежащее к той или иной частной традиционной форме, и если находят ее эквивалент в другом месте то потому что из одних и тех же принципов надлежит извлекать одинаковые следствия, каков бы ни был при этом особый способ, которым они выражались в том или другом случае (разумеется, с оговоркой относительно некоторых символических типов выражения, которые, будучи повсюду теми же самыми, должны рассматриваться как восходящие к изначальной Традиции). Впрочем, различия в форме, в основном, будут тем большими, чем дальше будут удаляться от принципов, чтобы спуститься к более случайному порядку; в этом заключается главная трудность понимания некоторых традиционных наук.

Как легко понять, эти наблюдения почти совсем снимают интерес к тому, что касается истока традиций или происхождения элементов, которые они в себе содержат, с «исторической» точки зрения, как ее понимают в профанном мире, потому что они делают совершенно бесполезным предположение какой-либо непосредственной преемственности; и даже там, где отмечается гораздо более близкое сходство между двумя традиционными формами, это сходство может объясняться не столько через «заимствования», часто довольно невероятные, сколько через «сродство», возникающее из определенного ансамбля общих или сходных условий (раса, тип языка, способ существования и т. д.) у народов, которым соответственно эти формы адресованы. Что касается реальных случаев преемственности, то не следует утверждать, что они должны быть полностью исключены, так как очевидно, что все традиционные формы не следуют непосредственно из изначальной Традиции, но что другие формы должны иногда играть роль посредников; но последние чаще всего полностью исчезли, и эти передачи, в основном, восходят к эпохам, настолько далеко удаленным, что обыкновенная история, поле исследования которой в целом очень ограничено, не может об этом иметь ни малейшего познания, не говоря уже о том, что средства, которыми осуществлялись эти передачи, вовсе не могут быть доступны ее методам исследования.

Все это только по видимости удаляет нас от предмета нашего рассмотрения, и возвращаясь к отношениям между Каббалой и пифагореизмом, мы может теперь поставить следующий вопрос: если ее и нельзя прямо вывести из последнего, так же, как и предположить, что она ему реально предшествует, и не только по причине слишком большого различия по форме, к которому мы еще вернемся более конкретным образом, то нельзя ли по крайней мере для обоих рассматривать общий источник происхождения, который был бы, согласно видению некоторых, традицией древних египтян (что, разумеется, отсылает нас гораздо дальше александрийского периода)? Такова, скажем сразу, теория, которой слишком часто злоупотребляли; в том, что касается иудаизма, то нам представляется невозможным, вопреки более или менее фантастическим утверждениям, открыть в нем хотя бы малейшее отношение ко всему тому, что можно узнать о египетской традиции (мы говорим о форме, которую одну только следует при этом рассматривать, потому что, с другой стороны, содержание во всех традициях с необходимостью должно быть тождественным); несомненно, более реальными связями были связи с халдейской традицией, были ли они ответвлением от нее или простым сродством, и настолько, насколько возможно поистине постичь что-нибудь в этих традициях, угасших уже столько веков тому назад.

Что касается пифагореизма, то вопрос, может быть, более сложен; а путешествия Пифагора, надо ли их понимать буквально или символически, не предполагают с необходимостью фактических заимствований из учений того или иного народа (по крайней мере, того, что касается существа дела, хотя это и возможно относительно некоторых частных моментов), но предполагают скорее установление и укрепление определенных связей с более или менее эквивалентными посвящениями. И действительно, представляется, что пифагореизм был скорее продолжением чего-то, что существовало до этого в самой Греции, и что неуместно искать где-нибудь в другом месте его первоначальный исток: мы хотим сказать о мистериях и, в частности, об орфизме, «реадаптацией» которого он был, в эту эпоху VI века до наступления христианской эры, в которой, при странном синхронизме, видны изменения форм, происходящие в традициях сразу почти всех народов. Часто говорят, что греческие мистерии сами были египетского происхождения, но столь общее утверждение является слишком «упрощенческим», если и могло так быть в некоторых случаях, как это было в элевсинских мистериях (о которых, кажется, при случае вспоминают чаще всего), то среди них существуют и другие, для которых это совершенно не приемлемо. Однако когда речь идет о самом пифагореизме или о предшествующем орфизме, то вовсе не в Элевсине следует искать «пункт приписки», а в Дельфах; а Дельфийский Аполлон является отнюдь не египетским, а гиперборейским, происхождение которого никоим образом нельзя отнести к древнееврейской традиции; таким образом, это привело нас с самой важной точке, касающейся науки о числах и тех различных форм, в которых она облекается.

Эта наука о числах представляется тесно связанной с наукой о геометрических формах; также, впрочем, обстоит дело и у Платона, который в этом отношении чистый пифагореец. В этом можно видеть выражение характерной черты эллинского менталитета, связанного, в основном, с рассмотрением визуальных форм; и действительно, известно, что среди математических наук греки особенно развивали именно геометрию. Тем не менее, в этом есть еще нечто большее, по крайней мере в том, что касается «священной геометрии», о чем и идет здесь речь: Бог «геометр» Пифагора и Платона, понимаемый в своем самом точном, можно сказать, «техническом» значении, есть не кто иной, как Аполлон. Мы не можем здесь развертывать эту тему, это завело бы нас слишком далеко, возможно, мы при случае вернемся к этому вопросу; сейчас нам достаточно отметить, что этот факт четко противостоит гипотезе об общем происхождении пифагореизма и Каббалы, и как раз в том пункте, в котором особенно стараются их сблизить и который, по правде говоря, является единственным пунктом, порождающим идею такого сближения, т. е. это видимое сходство двух учений, относящееся к той роли, какую в них играет наука о числах.

В Каббале эта наука о числах ни в коей мере не представляется связанной также и с геометрическим символизмом; легко понять, что это именно так, потому что этот символизм не может подходить народам-кочевникам, каковыми по существу были вначале древние евреи и арабы. Напротив, здесь мы находим нечто такое, чему нет эквивалента у греков: тесное единство, можно даже сказать во многих отношениях отождествление науки о числах с наукой о буквах на основании нуме-рических соответствий с ними; как раз это исключительно характерно для Каббалы и совершенно не встречается в других местах, по крайней мере в том же аспекте и в таком же развитии, кроме как в исламском эзотеризме, о чем мы уже говорили, т. е. в конечном счете, в арабской традиции.

На первый взгляд может показаться странным, что размышления такого рода оставались чуждыми грекам, потому что и у них буквы имеют нумерическую ценность (которая, впрочем, одинакова в древнееврейском и арабском алфавитах для тех букв, которые являются для них общими) и что у них даже никогда не было других знаков нумерации. Объяснение этого факта, тем не менее, достаточно просто: греческая письменность на самом деле есть лишь иностранное заимствование (либо «финикийское», либо «кадмейское», то есть восточное, если не делать особого уточнения, и сами имена букв являются свидетельством этого) и с самим языком в своем нумерическом или ином символизме на самом деле никогда не составляла единого тела, если так можно выразиться, Напротив, в таких языках, как древнееврейский и арабский, значение слов неотделимо от буквенного символизма, и невозможно было бы им дать полную интерпретацию, относящуюся к их самому глубокому смыслу, который на самом деле важен с традиционной и инициатической точки зрения (так как нельзя забывать, что речь здесь идет, по существу, о «священных языках»), не учитывая нумерическую ценность букв, из которых они состоят; отношения, существующие между нумерически эквивалентными словами, и замещения, которым они дают место, являются в этом отношении особенно очевидным примером. Следовательно, есть в этом нечто, как мы говорили вначале, что существенно зависит от конституции самих этих языков, что связано с ней собственно «органическим» образом, далеким от того, чтобы присоединяться извне, как это происходит с греческим языком, в конечном счете; и это начало, находящееся и в древнееврейском и в арабском языках, можно законным образом рассматривать как происходящее из общего истока этих двух языков и двух традиций, которые они выражают, то есть из того, что может быть названо «аврамической» традицией.

Теперь мы можем из этих размышлений извлечь значительные выводы: а именно, когда мы рассматриваем науку о числах у греков и у древних евреев, мы видим ее облаченной в две очень различающиеся формы и опирающиеся одна на геометрический символизм, а другая на буквенный символизм. Следовательно, возникает вопрос не о «заимствовании» с той или другой стороны, а только об эквивалентности, которая с необходимостью встречается между всеми традиционными формами; впрочем, мы полностью оставляем в стороне любой вопрос, в этих условиях не представляющий никакого подлинного интереса и, может быть даже неразрешимый, о «приоритете» реальной отправной точки, могущей оказаться далеко за пределами эпох, для которых можно установить хронологию, хоть сколько-нибудь строгую. Впрочем, гипотеза непосредственно общего происхождения также должна быть отвергнута, так как мы видим, с одной стороны, традицию, в которой эта наука составляет интегральную часть, восходящую к «аполлоновскому» истоку, то есть непосредственно гиперборейскому, а с другой, к «аврамическому» истоку, который, вероятно, и сам привязывает себя главным образом (как, впрочем, об этом говорят сами имена евреев и арабов) к традиционному течению, идущему от «потерянного на Западе острова».

Книга 1 Наука чисел. В данную книгу вошло несколько работ известного мыслителя и исследователя религиозных традиций Рене Генона, в том числе книга "Принципы исчисления бесконечно малых", посвященная связи математического символизма с традиционной" наукой чисел" . Речь идет об отрасли знаний, нашедшей свои отражения в нумерологии пифагорейцев, в древнееврейской Каббале, в учении о числе александрийского неоплатонизма, в иныхрелигиозно-философских учениях древности, широко использовавших числовой и геометрический символизм. Знакомство с книгой может стать весомым подспорьем для более глубокого изучения древней традиционной" науки чисел", для нового прочтения александрийцев, Ибн Араби, Платона и многих других, кого волновала тайна числа. Книга 2 Наука букв. В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова была долгое время лишена внимания исследователей, хотя под разными названиями она была известна во многих религиозных традициях Востока и Запада. Она опирается на восприятие Священного Писания как божественного присутствия в мире людей, а также на восприятие вселенной как Книги. Признаки существования науки букв обнаруживаются в исламской традиции, в древнееврейской Каббале и в западноевропейском Средневековье, в частности в поэзии Данте. Обращаясь кразличным формам науки букв, Р. Генон старается не противопоставить различные духовные учения и школы, но найти их общее основание.

Издательство: "Владимир Даль" (2013)

Дата смерти:
Школа/традиция:
Направление:

Западная философия, Восточная философия, эзотеризм

Период:
Основные интересы:
Значительные идеи:

Критика современности с точки зрения древних традиций; Возрождение западного эзотеризма на основе всё ещё живого восточного

Оказавшие влияние:
Испытавшие влияние:

В своих трудах он предлагает либо «представлять непосредственно некоторые аспекты метафизических доктрин Востока» , либо «адаптировать эти доктрины для читателей самым разумным и выигрышным образом, всегда строго придерживаясь их духа». Такие доктрины определены Геноном как «универсальный символ».

Биография

Рене-Жан-Мари-Жозеф Генон родился во французской буржуазной семье в городе . С ранней юности проявлял интерес к математике и философии. Быстро разочаровался в окружающем его обществе и в 1907 году переехал в , где участвовал в различных подпольных движениях. Ученик философа-неотомиста , автора фундаментального труда «Интегральный гуманизм» (другим известным его учеником и преданным другом был папа Павел VI), и мистика-эзотерика Жерара Анкосса (). Рене Генон был одно время епископом Гностической церкви под именем Тау Палингениус. Исследовал , и другие духовные учения. В принял . Его арабское имя - Абд-аль-Вахид Яхья (شيخ عبد الوحيد يحيى).

Генон начал публиковаться в 1920-х годах, после , которую в то время считали завершением всех . Рене Генон уже тогда начал критиковать западную цивилизацию за отсутствие духовности и следовании по ложному пути развития . В 1930 году Генон переехал в , где жил до самой смерти. Хотя в Рене Генон жил жизнью , принадлежа к тарикату , он постоянно публиковал в Европе свои труды, посвящённые различным аспектам Традиции.

Известный эзотерик и суфий Мишель Вальзан сказал однажды: «Явление Рене Генона - самое большое интеллектуальное чудо со времен Средневековья».

Работы Рене Генона отличаются фундаментальной критикой современного мира и призывом к интеллектуальной реформации. Он по-новому оценивает , традиционные науки, и пути духовной реализации, подвергает резкой критике психологические теории и различные формы иррационализма . Как и основоположник фундаментальной онтологии Мартин Хайдеггер, понимает современность как завершение цикла и преддверие новой исторической эпохи .

Рене Генон оказал огромное влияние на многих деятелей культуры, таких как , Фритьоф Шуон, Титус Буркхардт, .

Обзор доктрины

Примордиальная Традиция

Генон выступал адептом и толкователем некоего - Примордиальной (то есть первопорядковой, изначальной, лат. Primordialis ) Традиции. - целостная совокупность знаний сверхчеловеческого происхождения, относящихся к области Высшего Принципа (), к законам его проявления (манифестации) и направленных на осуществление реального отождествления человека с Высшим Принципом путем (посвящения). Истинное постижение этих знаний возможно лишь с помощью интеллектуальной (сверхрациональной, но не иррациональной) .

Единая Традиция, соотносимая с началом нынешней (то есть цикла существования данного человечества), характеризуется Геноном как « » . В дальнейшем, по мере нисходящего движения цикла, она подвергается отклонениям и адаптациям к условиям места, эпохи, расы, языка и т. д. В результате Примордиальная Традиция ныне существует в виде нескольких частных традиций, главные из которых - , . Западная традиция, в свое время представленная , подверглась к настоящему моменту наибольшему отклонению и даже искажению.

Сама изначальная, единая Традиция (в чистом виде) существует в современном мире только в скрытом, «затемненном» состоянии, в образе некоего недоступного царства (« ») .

Традиция не является частью «соответствующей» ей (например, суфизм - ), напротив, религия - законный посредник между Традицией и профанным «миром» . По сравнению с метафизической точкой зрения Традиции религиозная точка зрения является «не-высшей», ограниченной, поскольку рассматривает Абсолют как наделенного качествами , - только как проявленное, а человека - с позиции индивидуальной психологии.

Обращаясь к терминам и образам всех частных традиций, Генон особое внимание уделяет веданте, как наиболее авторитетной и разработанной системе метафизики .

Метафизика

Высший Принцип

В других частных традициях Высший Принцип именуется (дальневосточная традиция), (каббала).

Одним из аспектов (в условном смысле) Бесконечности является Универсальная , своеобразная воля Высшего Принципа к проявлению, тождественная его Всемогуществу, соотносимая Геноном с понятием . Внутри этой Универсальной Возможности имеются две взаимодополнительные области - Не-Бытие (фр. Non-Être ) и Бытие (фр. Être ). При этом Не-Бытие - это не «ничто», не «чистое небытие», а сумма возможностей, не осуществленных в проявленном Бытии, но по-своему реальных, поскольку они всегда содержатся в Бесконечности. Некоторые из этих возможностей подлежат проявлению, другие никогда не проявятся (так называемые «возможности непроявления»), однако существование «невозможности» (в полном смысле слова) логически противоречиво. Таким образом, Бесконечность и Возможность, по сути, не отличаются друг от друга.

Сам принцип проявленного Бытия также коренится в Не-Бытии. Этот принцип, или Единое , в совокупности с высшими состояниями самого Бытия может быть соотнесен с Богом религий (). Однако Единое или Сагуна Брахман (то есть обладающий свойствами) отличается от Высшего Принципа (Парабрахмана) только в , с «нашей» точки зрения. К этой Божественной Личности может быть отнесена известная формула , неким аналогом которой является и христианская .

Если «со стороны» Высшего Принципа проявление характеризуется как случайное, как метафизическая точка в океане Бесконечности, то внутри себя оно строго и подчиняется плану « ». Иерархический уровень в Универсальной Манифестации Генон называет «состоянием» (вертикальное измерение), а конкретное, частное проявление этого уровня - «модальностью» (горизонтальное измерение).

Проявление образует три ступени - неоформленное или сверхформальное (сверхиндивидуальное), тонкоформальное и грубоформальное (телесное). Лишь последние две характеризуются наличием формы (в терминах веданты « »), что для Генона близко понятию «индивидуальность». Следует помнить, что форма в западном, понимании - это аналог Сущности, в то время как рупа - скорее, чувственно воспринимаемый «вид».

Три ступени проявления уподобляются, соответственно, Мировому Духу (лат. Spiritus Mundi ), Мировой Душе (лат. Anima Mundi ) и Телу Мира (лат. Corpus Mundi ) . Важно отметить, что для Генона Дух (в узком смысле), или чистый интеллект () не противостоит материи, а является как бы отражением Принципа в зеркале Субстанции (первоматерии).

Сверхформальные состояния Генон иногда называет, согласно терминологии , «ангелическими». Тонкое проявление представляется в образе «золотого зародыша» () или Мирового Яйца, поскольку тонкоформальная манифестация является неким прототипом для грубоформальной (телесной).

Пять элементов телесного проявления (): земля, вода, огонь, воздух и их общее начало - эфир (). Им предшествуют тонкие умопостигаемые первоэлементы - «танматры».

Генон использует образ Колеса Мира как символа проявления . При этом наибольшей полнотой реальности и ценностью обладает то, что ближе к неподвижной оси этого Колеса, символизирующей действие Принципа в мире.

Космические циклы и историософия

Общая теория циклов

Проявление (манифестация) Высшего Принципа происходит циклически. Две фазы этой манифестации - сгущение и растворение (лат. coagula et solve ) - Генон уподобляет фазам дыхания или сердцебиения. Однако самый большой цикл проявления - - лишь символически описывается в форме временной протяженности, поскольку на этих уровнях манифестации существует только онтологическая, а не временная последовательность. Только меньшие, вторичные циклы - Манвантары - непосредственно «длятся» в мире телесного проявления.

Историософия

Истинный и Трансцендентный (Универсальный) Человек. Инициация

Антропология

Если необусловленный Атман в человеке - это Высшая Самость, то - сверхиндивидуальный, сверхрациональный интеллект, соответствующий сверхформальному проявлению, а (ментальность) - психическое и, одновременно, рациональное начало, связанное с тонким проявлением (с которым также связана - чувство индивидуального «Я»). Пять видов восприятия соответствуют пяти элементам телесного проявления (слух - эфиру, осязание - воздуху, зрение - огню, вкус - воде, обоняние - земле).

Инициация

Реальное отождествление человека и Высшего Принципа возможно лишь на пути инициации (посвящения). Эмпирический человек сначала должен целиком интегрировать свою индивидуальность, то есть совокупность телесных и внетелесных (тонкоформальных) модальностей, что превращает его в так называемого «Истинного Человека», находящегося как бы в центре Универсальной Манифестации. Движение к этому средоточию возможно из разных точек, что символизирует равноправие различных частных традиций. При этом такая интеграция происходит «по горизонтали». Главным переходом при инициации является преодоление границы между формальным (индивидуальным) и сверхформальным (сверхиндивидуальным) состояниями, являющееся «подъемом по вертикали», что трансформирует «Истинного Человека» в «Трансцендентного Человека» или «Универсального Человека» .

Достижение состояния «Истинного Человека» Генон называет «малыми мистериями», а состояния «Универсального Человека» - «великими мистериями». Центральным моментом в данном процессе является восприятие «духовных влияний», без чего невозможно раскрытие потенциальных возможностей индивидуальности («квалификаций») и их реальное осуществление (сам момент первоначальной инициации Генон уподобляет космическому Fiat Lux , «Да будет Свет», но на индивидуальном уровне).

Дальнейший переход из обусловленных (хотя и сверхиндивидуальных) состояний в необусловленное приводит человека к полному освобождению (), равнозначному сознательной реинтеграции с Высшим Принципом .

Модальность эмпирического человека - это только одна из неопределенного множества модальностей и состояний «Универсального Человека». Поскольку каждая возможность подлежит лишь единократному осуществлению, Генон отрицает как перерождение в человеческом теле. В посмертном существовании имеются два главных пути - продолжение существования в другом (нечеловеческом) индивидуальном состоянии, в том числе пребывание до конца цикла в виде «эмбриона» в («путь предков») или восхождение к сверхиндивидуальному состоянию («путь богов»).

Инициация возможна лишь в рамках регулярных инициатических организаций. В современном мире, однако, большая часть обществ, позиционирующих себя как эзотерические, имеют характер псевдоинициации.

Символизм и «традиционные науки»

Библиография

Книги в хронологическом порядке (по дате первой публикации)
  • «Введение в изучение индуистских доктрин» («Introduction générale à l’étude des doctrines hindoues», )
  • «Теософизм - история псевдорелигии» («Le Théosophisme - Histoire d’une pseudo-religion», )
  • «Заблуждение спиритов» («L’erreur spirite», )
  • «Восток и запад» («Orient et Occident», )
  • «Человек и его осуществление согласно Веданте» («L’homme et son devenir selon le Vêdânta», )
  • «Эзотеризм Данте» («L’ésotérisme de Dante», )
  • «Царь мира» («Le Roi du Monde», )
  • «Духовное владычество и мирская власть» («Autorité Spirituelle et Pouvoir Temporel», )
  • «Святой Бернар» («Saint-Bernard», )
  • «Символизм креста» («Le symbolisme de la croix», )
  • «Множественные состояния бытия» (Les états multiples de l’Être, )
  • «Восточная метафизика» («La metaphysique orientale», )
  • «Царство количества и знамения времени» (Le règne de la quantité et les signes des temps, )
  • «Заметки о посвящении» («Aperçus sur l’initiation», )
  • «Принципы вычисления бесконечно малых» («Les principes du calcul infinitésimal», )
  • «Великая Триада» («La Grande Triade», )
Посмертные издания
  • «Инициация и духовная реализация» («Initiation et réalisation spirituelle», )
  • « » («Aperçus sur l’ésotérisme chrétien», )
  • «Символы священной науки» («Symboles de la Science Sacrée», )
  • «Очерки о масонстве и компаньонаже» («Études sur la Franc-Maçonnerie et le Compagnonnage», )
  • «Очерки об индуизме» («Études sur l’Hindouisme», )
  • «Традиционные формы и космические циклы» («Formes traditionelles et cycles cosmiques», )
  • «Заметки об исламском эзотеризме и даосизме» («Aperçus sur l’ésotérisme islamique et le Taoïsme», )
  • «Comptes rendus»,
  • «Mélanges»,
Публикации на русском языке
  • Генон Р. Заметки об инициации // Символика креста / Рене Генон; Пер. с франц. Т. М. Фадеевой. - М .: Прогресс-Традиция, 2008. - 704 с. -

Наука чисел

Наука букв
В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова...

Читать полностью

Наука чисел
В данную книгу вошло несколько работ известного мыслителя и исследователя религиозных традиций Рене Генона, в том числе книга "Принципы исчисления бесконечно малых", посвященная связи математического символизма с традиционной "наукой чисел". Речь идет об отрасли знаний, нашедшей свои отражения в нумерологии пифагорейцев, в древнееврейской Каббале, в учении о числе александрийского неоплатонизма, в иных религиозно-философских учениях древности, широко использовавших числовой и геометрический символизм. Знакомство с книгой может стать весомым подспорьем для более глубокого изучения древней традиционной "науки чисел", для нового прочтения александрийцев, Ибн Араби, Платона и многих других, кого волновала тайна числа.
Наука букв
В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова была долгое время лишена внимания исследователей, хотя под разными названиями она была известна во многих религиозных традициях Востока и Запада. Она опирается на восприятие Священного Писания как божественного присутствия в мире людей, а также на восприятие вселенной как Книги. Признаки существования науки букв обнаруживаются в исламской традиции, в древнееврейской Каббале и в западноевропейском Средневековье, в частности в поэзии Данте. Обращаясь к различным формам науки букв, Р.Генон старается не противопоставить различные духовные учения и школы, но найти их общее основание.

Скрыть

Книга 1

Наука чисел
В данную книгу вошло несколько работ известного мыслителя и исследователя религиозных традиций Рене Генона, в том числе книга "Принципы исчисления бесконечно малых", посвященная связи математического символизма с традиционной "наукой чисел". Речь идет об отрасли знаний, нашедшей свои отражения в нумерологии пифагорейцев, в древнееврейской Каббале, в учении о числе александрийского неоплатонизма, в иных религиозно-философских учениях древности, широко использовавших числовой и геометрический символизм. Знакомство с книгой может стать весомым подспорьем для более глубокого изучения древней традиционной "науки чисел", для нового прочтения александрийцев, Ибн Араби, Платона и многих других, кого волновала тайна числа.

Наука букв
В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова была долгое время лишена внимания исследователей, хотя под разными названиями она была известна во многих религиозных традициях Востока и Запада. Она опирается на восприятие Священного Писания как божественного присутствия в мире людей, а также на восприятие вселенной как Книги. Признаки существования науки букв обнаруживаются в исламской традиции, в древнееврейской Каббале и в западноевропейском Средневековье, в частности в поэзии Данте. Обращаясь к различным формам науки букв, Р.Генон старается не противопоставить различные духовные учения и школы, но найти их общее основание.
Цена книги - 941 руб.

Вверх