Закон о самогоноварении в российской федерации. За решеткой круглый год: можно ли в России гнать самогон и чем это грозит? Есть ли запрет на продажу самогона

В сложившейся экономической ситуации россияне стали задумываться о приобретении самогонного аппарата, для личного использования или реализации – неизвестно. В сети уже появились многочисленные объявления о продаже этого приспособления. Цена на него начинается от 5 тыс. рублей – на первый взгляд, вложение выгодное. Только прежде, чем покупать, стоит узнать, что грозит за выгон самогона и можно ли его продавать.

Предусмотрен ли законодательством РФ запрет на самогоноварение?

В настоящее время законодательство РФ не содержит конкретного запрета на самогоноварение. Зато в федеральном законодательстве предусмотрены достаточные правовые основания, направленные на противодействие изготовлению с целью сбыта и реализации самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки, поэтому дополнительная правовая регламентация не нужна.

Можно ли гнать самогон на дому?

Российское законодательство, в отличие от советского, весьма лояльно к тем, кто в домашних условиях производит самогон. Раньше уже за наличие в доме самогонного аппарата сурово наказывали. Сейчас гнать самогон можно, но для личных целей – ответственность за это отсутствует. Но тем не менее, не исключено, что самогонщика периодически будут проверять на то, продает ли он свою продукцию или нет.

Можно ли торговать самогоном?

Деятельность по производству и розничной продаже алкогольной продукции вправе осуществлять только юридические лица, это регламентируется Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Поэтому продавать алкоголь, не имея на то необходимых документов, нельзя.

Чем грозит незаконная продажа самогона?

Продажа самогона или домашнего вина без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей и необходимых лицензий запрещена, и за это статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

Размер штрафа будет варьироваться от 500 до 5 тыс. рублей, кроме того, конфискуется изготовленная продукция, орудия производства и сырье.

Если изготовление с целью сбыта и реализации крепких спиртных напитков домашней выработки будет классифицировано как "Незаконное предпринимательство", "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", то по статьям 171 и 238 Уголовного кодекса Российской Федерации и по ряду других составов уголовного и административного законодательства штраф может достигнуть 300 тыс. рублей. Также за это могут наказать обязательными работами на срок от 180 до 240 часов либо арестовать на срок от четырех до шести месяцев.

Если что-то из описанного выше повлечет по неосторожности смерть двух или более лиц, виновных будет ждать лишение свободы на срок от 4 до 10 лет.

Здравствуйте, Адриан!

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;

розничной продажи спиртосодержащей продукции;

закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона.

4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

6 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.

8. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Лицензии на виды деятельности, указанные в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Статья 19. Порядок выдачи лицензий

1. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);

2.1) копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

4) копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля. В случае, если документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не представлен заявителем, такой документ (сведения, содержащиеся в нем) представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

8) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;

10) схема оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

11) расчет мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции, составленный в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объекту недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

13) копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

1.1. Предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы могут быть по усмотрению организации представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

При получении организацией заключения, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, должна обеспечиваться возможность подачи необходимых для получения такого заключения документов в электронной форме. В случае, если организация направила заявление о выдаче такого заключения в форме электронного документа, заключение должно выдаваться организации также в форме электронного документа, если иное не предусмотрено в заявлении.

1.2. Указанные в подпунктах 2.1 и 3 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Для получения организацией лицензии на один из видов деятельности по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такой организации документы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган:

2) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (за исключением заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении складских помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции). В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3.1. Для получения лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции организация представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4, 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

3) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

4) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии оборудования для учета объема перевозок продукции;

5) иные установленные Правительством Российской Федерации документы.

3.2. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ.

3.2 - 1. Предусмотренные пунктом 3.2 настоящей статьи документы могут быть представлены заявителем на бумажном носителе или в форме электронных документов.

3.3. Для получения заявителем лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такого заявителя документы, не предусмотренные соответственно пунктами 3 - 3.2 настоящей статьи.

4. Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

5. Документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.

6. Ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях.

Ведение государственного сводного реестра выданных лицензий на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Информация, содержащаяся в государственном сводном реестре выданных лицензий, является открытой и бесплатной для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

7. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

8. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.

9. Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является:

1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;

2) нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона;

3) наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по запросу лицензирующего органа;

4) несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

5) наложение органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

10. В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 настоящей статьи.

В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для хранения этилового спирта, спиртосодержащей продукции и (или) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи, если лицензиат является перевозчиком.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня их получения. Эти документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

При выявлении в представленных документах недостоверной информации и (или) нарушения лицензиатом требований статьи 8 настоящего Федерального закона лицензирующий орган принимает решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган документов в порядке, установленном настоящим пунктом, при условии отсутствия решения, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, или до истечения 45 дней при условии, что лицензирующим органом принято решение о допустимости использования данного оборудования.

Решение о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направляется в письменной форме лицензиату в течение трех дней после его принятия лицензирующим органом. В случае, если в уведомлении о приобретении основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указано на необходимость направления в электронной форме лицензиату лицензирующим органом всех связанных с рассмотрением такого уведомления документов, решение о недопустимости использования данного оборудования направляется в форме электронного документа лицензиату.

Лицензирующий орган до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводит обследование (проверку) лицензиата в целях установления соответствия данного оборудования лицензиата требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не допускается.

11. В случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника.

При переоформлении лицензии, выданной на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, в связи с реорганизацией организации в форме слияния, присоединения или преобразования документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3.2 настоящей статьи, не представляются.

12. В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

14. До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

15. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ.

16. Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или о продлении срока ее действия не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

7. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.

Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

18. За предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

19. В лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

20. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.


Политика государства в области производства и оборота алкогольной продукции неизменно вызывает повышенный интерес экспертов и населения. Винно-водочные акцизы повышают каждый год, иногда даже несколько раз. В связи с этим некоторые граждане перешли на алкоголь домашней выработки, который они стали изготавливать самостоятельно. Новости о том, что с нового года самогон в России будет снова под запретом, взбудоражили многих. Правда ли, что по доносам соседей будут изымать самогонные аппараты, а их владельцам начнут выписывать многотысячные штрафы - разбираемся в рубрике "Вопрос-ответ".

Что изменится на законодательном уровне?

Ответственность за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ужесточится в России. с 1 января 2018 года будет предусматривать ответственность за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Штраф от 30 до 50 тысяч рублей установлен для граждан, а если нарушение совершил индивидуальный предприниматель, штраф составит от 100 до 200 тысяч рублей. При этом, если лицо неоднократно подвергалось административному наказанию за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, к нему может быть применено уголовное наказание по аналогичной статье 171.4 УК РФ.

Получается, что если я гоню самогон для себя, меня теперь тоже могут оштрафовать?

Эта статья в первую очередь ориентирована на предпринимателей и организации, которые продают нелегально алкогольную продукцию, при этом не регистрируясь как производители.

Если вы, например, торгуете так называемой "казашкой" или самогоном, то и вам есть чего опасаться. На вас, как на физлицо, теперь могут выписать крупный штраф за продажу самогонки. Кстати, за перевозку немаркированной алкогольной продукции физлицами в объеме более 10 литров на одного человека с 2018 года предусмотрена административная ответственность.

Если вы изготавливаете самогон для личного употребления, вам нечего бояться. Главное – не возите его с собой в большем объеме, чем 10 литров.

Я слышал, что самогонные аппараты с нового года будут изымать. Это так?

Конфисковать могут технологическое оборудование для производства этилового спирта (самогонные аппараты в том числе), которое не зарегистрировано. Штраф для граждан составляет от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей, на юрлиц — от 100 до 150 тысяч рублей. Но эти нормы действуют в России уже с июля 2017 года.

Отметим, что регистрировать самогонный аппарат нужно только в том случае, если его производственная мощность составляет более 200 декалитров (2000 литров). Соответственно, если объем оборудования меньше (а в свободной продаже как раз предлагаются небольшие аппараты для личного пользования), никакой регистрации оно не подлежит, а его использование является абсолютно законным. Также нет запрета на производство алкоголя для личных нужд, но не для продажи.

Можно ли гнать самогон дома?

Российское законодательство, в отличие от советского, весьма лояльно к тем, кто в домашних условиях производит самогон. В СССР за хранение и использование самогонного аппарата можно было сесть на 15 суток с конфискацией оного. Сейчас такой нормы нет, гнать самогон можно, но для личных целей – ответственность за это отсутствует. Но тем не менее не исключено, что самогонщика периодически будут проверять на то, продает ли он свою продукцию или нет.

Современный рынок самогонных аппаратов разнообразен: их стоимость колеблется от двух тысяч рублей до трех тысяч евро за самые продвинутые мини-спиртовые заводики с компьютерным управлением.

В Уголовном кодексе (УК) РФ может появиться отдельная статья за незаконные производство и оборот нелицензионных алкогольных напитков. Соответствующий законопроект (есть в распоряжении «Известий») подготовило Министерство сельского хозяйства РФ. Кроме того, ведомство также предлагает увеличить штрафы за производство и оборот нелицензионного алкоголя, установить ответственность физлиц за его продажу и предусмотреть уголовную ответственность за неоднократную незаконную продажу спиртных напитков. В Минсельхозе утверждают, что законопроект поддержит отечественных производителей алкоголя, терпящих убытки из-за нелегальных производителей и продавцов.

Согласно законопроекту, УК предлагается дополнить ст. 171.3 «Незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, если это повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия». В качестве меры наказания предлагается либо штраф от 2 млн до 3 млн рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет и штрафом до 1 млн рублей. За преступление в особо крупном размере предусмотрен штраф от 3 млн до 4 млн рублей либо лишение свободы или принудительные работы на срок до 3 лет. За незаконное производство и оборот нелегального алкоголя «в особо крупном размере» либо при совершении преступления организованной группой предлагается штраф от 4 млн до 5 млн рублей либо лишение свободы или принудительные работы на срок до 6 лет.

Отметим, сейчас производство нелицензионного алкоголя классифицируется по ч. 3 ст. 14.17 КоАПа, предусматривающей штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией оборудования и продукции. Она продолжит действовать и в случае вступления предложенной статьи в УК для случаев, не повлекших крупного ущерба или вреда здоровью. Существующий штраф Минсельхоз предлагает повысить и взимать его в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.

Торговля нелегальным алкоголем сейчас трактуется как «незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена» (ст. 14.2 КоАПа, максимальный штраф для продавца - 2 тыс. рублей, для юрлица - 40 тыс. рублей).

Согласно предложениям Минсельхоза, в КоАПе предлагается отдельно обозначить персональную ответственность продавца нелицензионного спиртного. Для этого КоАП предлагается дополнить ст. 14.17.1 «Незаконная продажа алкогольной продукции», предусматривающей для преступившего закон гражданина штраф от 10 тыс. до 15 тыс. рублей с конфискацией продукции.

Также Минсельхоз предлагает ввести в УК ст. 171.4 «Незаконный сбыт алкогольной продукции». Применении статьи предполагается лишь в том случае, если преступление было совершено неоднократно. В качестве наказания предусматривается штраф от 50 тыс. до 80 тыс. рублей либо до 1 года исправительных работ.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что «в последнее время отмечается увеличение случаев производства и оборота» нелегального алкоголя.

« Высокая доходность деятельности по незаконному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также достаточно низкий размер административных штрафов за их совершение являются причиной роста числа указанных деяний, - считают в Мисельхозе.

В ведомстве отмечают, что «сложившаяся ситуация приводит к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижению конкурентоспособности алкогольной продукции, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке Российской Федерации и резкому снижению уровня его легальности».

Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз подтвердил, что рынок нелегальной алкогольной продукции в России активно растет.

Он растет последние 20 лет, особенно - последние 3 года. Сейчас 65% объема потребляемого россиянами алкоголя произведено нелегально. Больше всего нелицензионных крепких напитков - нелегальна половина потребляемого объема в этом сегменте, - говорит Дробиз.

По его мнению, ужесточение наказания за производство оборот паленой водки не сведет нелегальный рынок на нет, но «хорошо напугает» многих.

Этот рынок процветает, потому что покупать нелицензионную водку гораздо дешевле. От повышения стоимости спиртного россияне не начинают меньше пить, а ищут способ получить алкоголь дешевле, - говорит Дробиз.

Эксперт считает, что сокращению рынка нелегального алкоголя будет способствовать снижение цен на легальное спиртное либо повышение зарплат граждан.

Еще в 2013 году признано, что мы пьем так же, как и в Евросоюзе, - по 12,5 л спирта на душу населения в год. Но у нас в регионах средняя зарплата - 10 тыс. рублей в месяц, на них можно купить 40 бутылок легальной водки. А, например, француз, или немец, или любой другой житель стран Евросоюза на пособие по безработице может купить 200 бутылок водки. Из-за этой разницы в доступности растет нелегальный рынок, - уверен Дробиз.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе сообщил, что уголовные статьи применялись к торговцам нелицензионным алкоголем и ранее.

Их судили по ст. 171 УК как незаконных предпринимателей, это достаточно распространенная практика, - сказал Трапаидзе.

Отметим, упомянутая статья предусматривает штраф до 300 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев.

Трапаидзе считает, что ожидать значительного сокращения рынка нелегальной продукции из-за ужесточения ответственности не стоит.

Изменятся только санкции, а механизм борьбы меняться не будет. Как и прежде, всё зависит от работы правоохранительных органов, - утверждает юрист.

– Поправки, ужесточающие ответственность для самогонщиков, внесены депутатами в ст. 14.17 КоАП и Федеральный закон № 171 « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», который был принят еще в 1995 году, – отмечает Роман Савичев. – Нововведения потребовались в связи с двумя острыми проблемами. Первая: значительно вырос незаконный оборот левого алкоголя, производимого кустарным способом, в т. ч. так называемыми « гаражными самогонщиками», что, понятно, негативно влияет на пополнение казны акцизами. Вторая проблема вытекает из первой: низкокачественное зелье не только подрывает здоровье нации, но и все чаще приводит к летальному исходу. За примерами далеко ходить не надо: у всех еще в памяти трагедия, которая произошла в 2016 году в Иркутске, где 76 человек погибли, отравившись спиртосодержащими суррогатами…

С самогоноварением в нашей стране пытались бороться всегда, но без особого успеха. В 50-х годах прошлого века оно каралось штрафом в 100 рублей и общественными работами. Потом наказание ужесточили, самогонщиков стали сажать на срок от 2 до 7 лет, а часто и с конфискацией имущества.

Дошло до того, что некоторые колхозы стали испытывать нехватку работников, поэтому от драконовских мер пришлось отказаться. Очередной расцвет самогоноварения пришелся на горбачевский « сухой закон» (1985 г.), сопровождавшийся вырубкой виноградников. С тех пор государство усвоило простой урок: с производителями домашнего зелья бороться бесполезно. Пусть гонят. Но при одном условии: в разумных объемах и только для себя. Эти требования и содержит новый закон.

Итак, гражданин вправе без госрегистрации купить самогонный аппарат или даже мини-спиртзавод с программным управлением (они находятся в свободной продаже), если производственная мощность оборудования не превышает 200 декалитров, т.е. 2000 литров спирта в год. В среднем получается примерно 5,5 литра самогона в сутки. Если мощность чудо-аппарата больше, он подлежит обязательной госрегистрации в « Росалкогольрегулировании», куда нужно представить солидный пакет разных документов, затем получить лицензию, предварительно создав юрлицо или ИП (физлицам производство зеленого змия в промышленных масштабах запрещено). Все эти процедуры отнимут много времени и денег. А оно нужно рядовому самогонщику?! Кстати, если он попытается зарегистрировать свой аппарат мощностью более 2000 литров, то его, скорее всего, просто изымут. Так что нужно придерживаться разрешенной планки и ни в коем случае не продавать излишки соседям и даже родственникам. По новому закону штрафы за нарушения существенные.

Если у гражданина найдут незарегистрированное оборудование для производства самогона (спирта) мощностью более 2000 литров, то его оштрафуют на 3 – 5 тысяч рублей, а оборудование изымут. Должностное лицо заплатит за это нарушение от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, а юридическое лицо обеднеет на сумму от 100 тысяч до 150 тысяч.

Продажа алкоголя гражданином, который не является партнером организации, имеющей лицензию, грозит ему штрафом в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. За это же нарушение ИП заплатит еще больше – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Если же полиция поймает самогонщика на незаконной деятельности несколько раз, ему уже будет светить уголовная статья (ст. 174 УК РФ).

Кроме того, никто не отменял ст. 171 УКРФ, карающую за незаконное предпринимательство, принесшую государству или гражданам ущерб в крупном (2,25 млн) или особо крупном (10 млн) размере. За это грозит штраф от 300 до 500 тысяч рублей или колония от полугода до пяти лет. А по ст. 238 УК РФ сбыт некачественной продукции карается штрафом в 300 тысяч или тюрьмой на 2 года.

А если людей отравили суррогатом насмерть, то виновный сядет на срок до 10 лет. Кроме того нельзя не отметить и тот факт, что новым законом предусмотрен штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей просто за перемещение (даже в багажнике личного автомобиля) самодельного алкоголя в объеме более 10 литров на человека.

Резюмируем: официального запрета на самогоноварение для домашних нужд нет. Но готовьтесь к тому, что однажды по наводке обиженного соседа к вам постучится участковый, чтобы попытаться доказать, что вы гоните алкоголь на продажу. Так что будьте законопослушны. И на всякий случай помните, что полицейский может осмотреть жилое помещение, лишь имея на руках соответствующую санкцию суда.

Интересна вот еще какая деталь: в России самогоноварение для собственных нужд становится свое-образным хобби для вполне благополучных граждан, которые, видимо, недовольны качеством официально производимого алкоголя. И это качество подчас не гарантирует даже высокая цена. И здесь любопытен опыт европейских стран, где есть аналог нашего самогона (ракия, шнапс и т. д.). В Австрии, например, достаточно оплатить акцизный сбор за нужный объем, и тебе выдадут аппарат, куда встроен счетчик производимых литров. Выгнанную продукцию разрешается использовать и на продажу. В Германии упрощенный процесс лицензирования – можно идти со своей брагой в легализованные винокурни. В общем, государству выгодно не запрещать, а разумно контролировать этот процесс.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ответственность за производство и торговлю самогоном в 2018 году

Классический советский комедийный фильм «Самогонщики» высмеял незадачливых «предпринимателей», которые занимались незаконным производством алкоголя. Что и говорить, в СССР за самогоноварение можно было получить серьезный срок. Многие удивятся, однако в современном административном и уголовном законодательстве нашей страны также установлена ответственность, но не за производство, а за продажу самодельного алкоголя. Самогоноварение считается правонарушением или преступлением в зависимости от масштабов незаконной деятельности, только если его сопровождает реализация.

Предусмотрено ли уголовное наказание за выгонку самогона

Закон предусматривает наказание по пункту 1 статьи 271 УК за незаконную продажу алкоголя. По сути дела, это не ответственность за самогоноварение. Для себя вы можете производить любое количество домашнего алкоголя любого качества, а также употреблять этот напиток в любых количествах. Здесь вас ограничивают не статьи Уголовного кодекса, а лишь собственные представления о нормах пития.

  • если самогон производится на продажу. Совершенно неважно, происходит реализация из-под полы, например, односельчане знают, что у вас всегда «есть» и приходят, чтобы приобрести бутылочку, или через торговые точки по предварительному сговору с владельцем или продавцом;
  • если горячительный напиток продается в особо крупных размерах. Масштабы такой деятельности, как самогоноварение, оцениваются в национальной валюте: доход должен составлять свыше 1,5 миллионов рублей.

Именно сумма в 1,5 миллиона является разделом между административной и уголовной ответственностью. Самогоноварение и незаконная реализация алкоголя будут подпадать под суровое наказание статьи 171 именно после преодоления этого порога. Пункт 1 статьи 171 предусматривает такое наказание за самогоноварение (и продажу домашнего или кустарно изготовленного алкоголя):

  • штраф. Размер штрафа за самогоноварение может достигать 300 тысяч рублей или 2-годичного среднего дохода незадачливого изготовителя крепкого напитка;
  • другое наказание, которое предусматривает статья за самогоноварение, - исправительные работы, которые могут длиться немалое количество времени, - до 480 часов;
  • еще более суровое наказание - это лишение свободы на срок до полугода.

Обманчиво впечатление от того, что наказание за производство самогона и его продажу довольно мягкое. Силовики могут квалифицировать самогоноварение не только по пунктам статьи 271. Могут быть применены положения статьи 238. Она предусматривает наказание не только за самогоноварение, продажу и транспортировку самопального алкоголя, но и за то, что самогон низкого качества нанес или мог нанести серьезный вред здоровью покупателей.

Если действия были квалифицированы по одному из пунктов этой статьи, то наказание становится более суровым. Ответственность приобретает все те же формы, но более серьезные. Штраф остается прежним - до 300 тысяч рублей. Исправительные работы - до 360 часов. А вот ограничение свободы (условное наказание, например) - до 2-х лет. В серьезных случаях полное лишение свободы доходит до 2-х лет.

Санкции по КоАП РФ за изготовление и продажу

Закон не так суров, если масштабы реализации домашнего алкоголя незначительные. Ответственность за самогоноварение предусматривается Кодексом об административных правонарушениях. Это статьи 14.1 или 14.2. Варить самогон и продавать его можно до поры, пока не было зафиксировано правонарушение.

Если полиция квалифицирует действия самогонщика по пункту 1 статьи 14.1, то наказание последует за незаконную предпринимательскую деятельность. Чтобы продавать (не самогон, а вообще что-либо), нужно зарегистрировать бизнес - ИП или ООО. За несанкционированную торговлю предусмотрен штраф от 500 до 2 тысяч рублей. Это самое мягкое наказание за самогоноварение и продажу изготовленного кустарным способом алкоголя.

Но вряд ли органы правопорядка пойдут на такое мягкое наказание. Ответственность с высокой долей вероятности предстоит по второму пункту статьи 14.1. И караться будет отсутствие лицензии на продажу алкоголя. Неважно, самогон это, вино или брага. Штраф возрастает до 2-2,5 тыс. рублей. В обязательном порядке будет произведено изъятие самогонного аппарата, сырья, готовой продукции, которая подлежала реализации.

Третий вариант - ответственность за сбыт продукции, продажа которой ограничена законом. По большому счету, ответственность точно такая же: штраф от 1,5 до 2 тысяч рублей. Правонарушитель должен понимать, что силовые органы могут выбрать любой пункт КоАП из предусмотренных. Все будет зависеть от того, как будут квалифицированы действия незадачливого продавца.

Нужно отличать ответственность за самогоноварение и продажу домашнего алкоголя от более серьезных преступлений, которые касаются незаконного крупного производства. У всех на слуху массовые случаи отравления некачественной «левой» водкой. Конечно, самогоноварение не идет ни в какое сравнение с подпольным цехом по производству поддельных крепких напитков. Отличие - по следующим параметрам:

  • незаконное производство и распространение алкоголя;
  • объемы производства и реализации;
  • отсутствие акцизов, лицензий и разрешений на такую деятельность;
  • попытка выдать самогон за известные торговые марки алкоголя.

Такого рода деятельность влечет наказание по другим статьям, и оно обязательно будет куда более суровым, нежели наказание по статье за самогоноварение.

Самогон вне закона? Что нужно знать про новый закон о самогоноварении в РФ?

С 1 января 2018 года в России вступают в силу поправки в ряд нормативно-правовых актов, получивших общее название «закон о самогоноварении». Изменения призваны ужесточить контроль за производителями так называемого «домашнего алкоголя» – ограничить объемы производства такой продукции, чтобы она оставалась для домашнего потребления, а не наполняла рынок нелегальной алкогольной продукции, как это происходит сейчас.

Расскажем подробнее, что из себя представляет «закон о самогоноварении» 2018 года, какие ограничения придется соблюдать самогонщикам-любителям, действительно ли самогон объявили вне закона.

Рынок нелегального алкоголя

Все это побудило законодателей принять жесткие меры против производства нелегального алкоголя, одним из которых стало принятие так называемого «закона о самогоноварении» в 2017 году (17.09.2017), который вступает в силу с 1 января 2018 года.

Самогон вне закона?

Поправки КоАП РФ и ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» серьезно напугали любителей самогона.

Многие посчитали, что с 2018 года самогон в России вне закона. И, как во времена СССР, участковые уполномоченные будут ходить по квартирам и проверять, не гонит ли кто первач, а всех попавшихся производителей домашнего дистиллята ждет ответственность за самогоноварение. Однако это не совсем так. Тем, кто действительно «гонит» для собственного потребления в небольших масштабах, ничего не грозит.

Изменения в первую очередь ударят по «гаражным самогонщикам», которые производят алкоголь в малопромышленных масштабах на продажу. Именно такой алкоголь, который производится без лицензии и необходимого государственного контроля, чаще всего становится причиной смертельных отравлений.

Какие ограничения введены?

Регистрация происходит в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 666 от 30.05.2017.

К оборудованию для самогоноварения относятся и требуют регистрации (при наличии соответствующей производственной мощности):

  • перегонный аппараты;
  • аппараты и колонны для очистки и ректификации спирта;
  • установки для производства спирта.

В Росалкогольрегулирование для госрегистрации самогонщик должен предоставить:

  • заявление с указанием вида и места нахождения такого оборудования;
  • копии паспортов оборудования (при наличии) и (или) иные сведения, позволяющие его идентифицировать (в том числе содержащие заводской номер);
  • правоустанавливающие документы на оборудование.

При этом одной регистрации недостаточно. Само оборудование должно соответствовать строгим требованиям. Обладателям такого оборудования придется получать лицензию, а соответственно создать юридическое лицо либо ИП, потому что производство алкоголя физлицами в таких масштабах запрещено. Таким образом, обращение гражданина в Росалкогольрегулирование с документами о регистрации своего самогонного аппарата мощностью более 200 декалитров приведет либо к его изъятию, либо к консервации под надзором чиновников до тех пор пока все необходимы документы не будут получены, а государственные пошлины уплачены.

Ответственность и наказание за самогоноварение в России

По новому закону о самогоноварении в 2018 году предусмотрена ответственность за нарушение требований к производству и перемещению самодельных алкогольных напитков. В частности, в соответствии со ст. 14.17 КоАП РФ (так называемая «статья за самогоноварение»):

  • использование и владение незарегистрированным технологическим оборудованием для самогоноварения мощностью более 200 декалитров грозит владельцам штрафом от 3 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией этого оборудования;
  • введена ответственность за перемещение немаркированной (самодельной) алкогольной продукции в объеме более 10 литров на человека: штраф – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Для добросовестных производителей домашнего самогона для собственных нужд ничего не меняется. Аппараты для домашнего «перегона», как и раньше, находятся в свободной продаже. А участковых полиции, если они заходят осмотреть жилое помещение гражданина на предмет выявления незарегистрированного оборудования, без соответствующей санкции суда на порог можно не пускать.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен !⇒

Закон о самогоноварении в России с 2018 года

С 2018 года нелегальное самогоноварение в России будет запрещено. Данное положение закреплено во вновь введенных законах, поправках и постановлениях правительства, направленных на взятие под контроль оборота алкогольной продукции в стране. Значит ли это, что горячительные напитки больше нельзя будет готовить для домашнего использования, и насколько же суровые штрафы власти готовы ввести, чтобы образумить подпольных производителей?

Законодательные доработки

Запрет на самогоноварение в России с 2018 года регламентируется в статье 14.17.1 Кодекса об административных правонарушениях, введенной ФЗ №265 от 29 июля 2017 года. Здесь говорится о том, что самостоятельное физическое лицо, не находящееся в партнерских отношениях с официальной лицензированной предпринимательской или сельскохозяйственной организацией, не может заниматься производством и продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Важно! Вводимые меры не ограничиваются исключительно наложением взысканий. Запрет на самогоноварение с 1 января 2018 года будет предусматривать и возможность применения к правонарушителю уголовного наказания по статье 171.4 УК РФ в случае, если человека поймают на незаконной деятельности несколько раз.

Перегонка самогона для себя

Несмотря на то, что поправки в основном коснутся крупных подпольных поставщиков алкоголя, занимающихся его нелегальной реализацией, все же изменения не минуют и тех, кто ранее практиковал самогоноварение для незначительной продажи соседям, товарищам и знакомым. С 1 января 2018 года эти россияне также попадут под риск получения большого штрафа как физические лица. Сюда может присовокупиться и дополнительная административная ответственность, предусмотренная за распространение (перевозку) немаркированных спиртосодержащих напитков в объеме свыше 10 литров из расчета на одного человека (ст. 14.17.2 КоАП РФ).

Однако если горячительная продукция производится в меньших масштабах и исключительно для домашнего употребления, за ее законность можно не переживать. В этом случае конфисковать самогон или призывать к ответу его владельца представители госструктур будут просто не вправе.

Подробнее об изъятии аппаратов

Закон о самогоноварении, начинающий свое действие с 1 января 2018 года, разрешит сотрудникам властных государственных организаций изымать у жителей незарегистрированное оборудование для производства этилового спирта. За наличие одного такого инструмента грозят следующие штрафы:

  • для обычного россиянина – от 3000 до 5000 рублей;
  • для должностного лица – от 20000 до 50000 рублей;
  • для юридического лица – от 100000 до 150000 рублей.

При этом на законодательном уровне закреплено, что под обязательную регистрацию подпадают только такие установки, производственная мощность которых превышает 2000 литров. Это означает, что на оборудовании меньших габаритов заниматься перегонкой самогона можно будет без какой-либо сертификации и оформления, однако лишь в том случае, если после изготовления он пойдет исключительно на личное употребление. Сегодня таких аппаратов, ценовой диапазон которых составляет от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч евро, предлагается множество. Приобретение и самых обычных перегонных установок, и спиртовых мини-заводов с компьютерной системой управления оказывается официально разрешено при удовлетворении единственного вышеупомянутого условия.

Как было раньше

Российские власти не собираются проводить жестких регулирующих мероприятий в области индивидуального самогоноварения, не имеющего целью получение прибыли, по-видимому, ориентируясь на неудачный опыт политики СССР в 1950-х годах. Так, в это время некоммерческое производство алкоголя сначала каралось штрафом до 100 рублей и общественными работами на срок до 30 дней, однако затем все это заменилось уголовным наказанием от 2 до 7 лет заключения с риском полного изъятия имущества. Это не привело к фактическому улучшению ситуации, а, напротив, лишь ухудшило ее. Представители регионов не смогли отказаться от расслабляющих напитков, в то время как заводы и колхозы начали испытывать нехватку в работниках, которых массово отправляли в тюрьмы. Поэтому современное правительство планирует пойти по другому, более лояльному в отношении населения, пути.

Видео о запрете самогоноварения:

Самогоноварение в России с 2020 года

Алкоголь – одна из самых серьезных проблем в Российской Федерации в настоящее время. Представители системы здравоохранения страны бьют тревогу – население спивается, деградирует на глазах. Они предлагают сократить производство алкогольных напитков и уменьшить количество аналогичной продукции, ввозимой из-за рубежа.

Но это палка о двух концах, поскольку в таком случае резко увеличивается количество спиртосодержащей продукции домашнего производства, говоря простым языком, самогона. В этом материале обратимся к такой важной проблеме, как самогоноварение.

История самогоноварения в России

Интересно, что на самом деле жителям Древней Руси сей алкогольный напиток не был знаком, появился он на русских землях благодаря предприимчивым генуэзским купцам. Именно они подарили князю Дмитрию Ивановичу крепкий спиртной напиток, основанный на забродившем виноградном соке.

В XV столетии, опять же итальянцы предлагали алкоголь, но теперь в качестве универсального лечебного средства. Спустя 100 лет уже из России водка пошла на экспорт.

Российские дворяне занялись самогоноварением лишь в XVIII веке, причем сначала привилегию получили дворяне. Крепкий напиток они готовили исключительно для собственных нужд.

На производство водки существовала государственная монополия, производство самогона находилось под запретом, причем не только в Российской империи, но и СССР. Монополия государства была отменена только в 1992 году, но еще перед этим государство столкнулось с большой проблемой.

Горбачев, придя к власти, начал широкомасштабную антиалкогольную компанию. Это привело к резкому сокращению заводов по производству водки, ей подобных напитков, соответственно, к дефициту. Поэтому в это же время наблюдается резкий рост самогоноварения.

Закон о самогоноварении

В ноябре 1995 года в Российской Федерации был принят закон с длинным названием, который определял правила производства алкогольной продукции, оборота этилового спирта и другие вопросы, связанные с этим.

Почему-то в народе он получил название «Закона о самогоноварении», хотя, собственно, слово «самогоноварение» в нем не встречается ни разу.

С 1 января 2018 года в этот нормативно-правой акт внесены изменения и дополнения, которые касаются ужесточения мер.

Поскольку в данном законодательном акте ничего не говорится об самостоятельном изготовлении алкогольных напитков, то многие это трактуют, как разрешение на производство.

Зато в законе есть статья 26, один из пунктов ее говорит о том, что запрещается и поставка, и розничная продажа любой алкогольной продукции, которая произведена физическими лицами в домашних условиях.

Ограничения и наказание

Нужно учитывать, что законом об обороте алкогольной продукции, запрещены сбыт и продажа самогона, но ничего не говорится о производстве для собственных нужд. Поэтому, с одной стороны, выявлять случаи самогоноварения и наказывать за них не должны.

С другой стороны, к сожалению, на сегодняшний момент нет четких критериев, определяющих, хранящийся дома объем самогона произведен хозяином для себя любимого, либо для продажи. Как поведут себя в таком случае проверяющие и контролирующие органы, большой вопрос.

Естественно, каждый случай выявления производства алкоголя в домашних условиях будет фиксироваться. В интересах контролирующих органов «поймать» нарушителя, торгующего своей продукцией, а потому нарушающего закон.

Для организации торговли алкоголем необходима лицензия, гражданину, собирающемуся в домашних условиях варить самогон, получить ее нереально. А продажа без лицензии подпадает под действие Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Во-первых, нарушителю грозит штраф, причем довольно большой (минимальный – 500 рублей, максимальный 5 тысяч рублей). Естественно, будет конфискована вся выявленная продукция, а, кроме того, имеющееся сырье и оборудование.

Есть вариант, что проверяющие органы будут классифицировать нарушение не только по статье сбыт (продажа). Возможно применение наказаний по статье «Незаконное предпринимательство», а здесь наказание более серьезное, сумма штрафа может достигать величины 300 тысяч рублей, в отдельных случаях применима уголовная ответственность, ограничение свободы при отравлении и наступлении смерти пользователя.

Производство алкоголя в домашних условиях в 2020 году

Введение в действие изменений и дополнений в так называемый закон о самогоноварении, несомненно, сыграет свою роль в производстве домашней продукции.

Будет усилен контроль за производителями, с целью недопущения продажи такой продукции. Законопослушные же граждане могут продолжить эксперименты в области домашнего самогоноварения.

Вверх