Эссе педагога дополнительного образования Нуриевой Л.Б. «Я - педагог. Эссе: "Я — педагог дополнительного образования" Эссе учителя дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования предполагает специализацию на обучении детей вне школьной обязательной программы. Такой работник должен заниматься в первую очередь с объединениями учеников, например кружками по интересам. Зачастую работа педагога дополнительного образования предполагает курирование секций, студий. Такой взрослый должен направлять доверенный ему клуб, помогая детям реализовывать свой потенциал.

Важно и нужно

Педагог, занимающийся с детьми вне строго ограниченных рамок школьной программы, должен ориентироваться в области интересов доверенной ему молодежи, а также здраво оценивать способности тех, кто находится под его кураторством. Профстандарт педагога дополнительного образования предполагает умение работать с группами детей и способность комплектовать из них объединения, внутри которых работа будет слаженной и успешной.

Сложно и ответственно

Работать в такой специализации непросто. Занимающиеся дополнительным образованием детей педагоги должны самостоятельно определять оптимальные методики, формы для взаимодействия с доверенными им лицами. Нужно уметь подобрать такие воспитательные средства, которые покажут положительный результат при взаимодействии с конкретной группой, имеющей свои специфические особенности.

В то же время стандарт педагога дополнительного образования предполагает умение организовывать мероприятия с участием большого числа лиц, а также способность и опыт проведения постоянных занятий с группой учеников. Концерты, выставки, праздничные вечера - все это ложится именно на такого учителя, чьей основной задачей становится развитие творческого потенциала каждого доверенного ученика.

Должен…

Как следует из действующих на территории нашей страны стандартов, педагоги дополнительного образования - это такие лица, которые работают с учащимися вне рамок общеобразовательной программы, в то же время образовательная система должна учитываться при разработке каждого занятия. Ответственный за кружок, секцию учитель не просто должен поддерживать ее в рабочем состоянии. Именно педагоги дополнительного образования - это те люди, которые призваны заинтересовать учеников и сохранить их интерес при длительном посещении объединения.

…и обязан

Учитель должен с педагогической точки зрения уметь обосновать, почему он отдает предпочтение той или иной форме взаимодействия с группой. Задача педагогов дополнительного образования - это не только творческое развитие учеников, но еще и применение для этого новых, результативных методов, показывающих наилучшие результаты.

Научная работа для веселого времяпрепровождения

Не секрет, что педагоги дополнительного образования - это люди, которые должны профессионально, научно подходить к вопросу создания непринуждённой атмосферы. Дополнительное - это необязательное образование, поэтому учитель - то лицо, которое больше всех заинтересовано в высокой посещаемости его кружка. А это возможно только тогда, когда детям интересно. В то же время учитель обязан применять только педагогические методики. Вот и получается, что план педагога дополнительного образования - это целая научная работа, посвященная вопросу о том, как сделать познание нового для детей веселым и увлекательным процессом.

Долгий путь к успеху

Любой учитель, занятый в сфере дополнительного образования, должен уметь применять педагогические методики, психологические и физиологические. При этом педагог года дополнительного образования - это такой лучший учитель в своей области, который чувствует баланс между целесообразностью, затратами сил и времени и результативностью.

Новейшие технологии и проверенное опытом

В своей работе педагог дополнительного образования (вакансии, кстати, показывают, что такие специалисты получают довольно низкую зарплату) должен уметь применять новейшие технологические средства, вычислительные машины. Не будет лишним пользоваться источниками в интернете для поиска самых интересных решений и методик организации занятий. Образовательные ресурсы, которые должен применять в своей работе учитель, довольно разнообразны, и лучшие результаты показывают специалисты, пользующиеся советами разных изданий.

В то же время вакансии педагогов дополнительного образования наглядно демонстрируют, что в большинство современных школ принимают на работу только тех учителей, кто умеет обращаться с компьютером. Ситуация складывается таким образом, что администрация поощряет новые подходы к образовательному процессу, новые методы подачи информации детям так, чтобы им было интересно, и персонал должен подстраиваться под эти требования.

Для всех и каждого

Между прочим, специализированное образование нужно не только детям для реализации творческого потенциала. Довольно велик в наше время спрос на педагогов дополнительного профессионального образования. Их задача - занятия со взрослыми. Преимущественно это специальное профессиональное образование - повышение квалификации, расширение базы зданий об используемых в своей сфере методиках. Но не только: учителя для взрослых в рамках дополнительного образования также могут давать своим ученикам возможности для творческой самореализации.

Знания и опыт: совместная работа

С кем бы ни работал учитель, его задача - использовать новейшие методологические достижения, психологические подходы, педагогические приёмы, чтобы добиваться быстрого усвоения информации и сохранения высокого уровня интереса в аудитории. В то же время школьный учитель должен иметь представление о школьной гигиене, а также обладать определенной базой знаний по психологии разных возрастов. Это позволит успешно работать с любой аудиторией. Только лишь новейшие информационные системы не могут обеспечить достаточный объем информации по правилам поведения с классом, кружком, группой - нужно обладать рядом специфических профессиональных умений.

Уделяя внимание каждому

Задача занимающегося дополнительными образовательными программами учителя - внимательно относиться к каждому, кто изъявил желание записаться в кружок или секцию. При этом именно педагог - гарант соблюдения свобод, прав, положенных по Конституции каждому гражданину страны вне зависимости от возраста.

Одновременно с этим специалист в сфере дополнительного образования должен готовить образовательные программы и воплощать их в жизнь таким образом, чтобы все доверенные ему ученики развивались и открывали для себя что-то новое. Для этого нужно уметь прорабатывать программу, план, прикладывать усилия для воплощения в реальность задуманного.

Творческий подход к творческим личностям

Основная задача дополнительной образовательной программы - помощь в реализации себя для всех, кто в этом заинтересован. Это означает, что в зоне ответственности учителя - те, кто изъявил желание записаться в его кружок. Педагог должен отыскать путь к каждому ученику, открыть его, выявить его способности и оказать помощь в их развитии. Это позволит помочь воспитанникам в становлении на жизненном пути, поможет развиваться всем детям. Если ребенок удачно выбрал для себя кружок, а педагог ответственно отнесся к программе дополнительного образования, это позволит выявить все склонности молодого человека и сформировать навыки, которые пригодятся ему в будущем.

Задача педагога, ответственного за дополнительное образование, - это организация деятельности в самых разных формах и видах. При этом нужно учитывать особенности личности всех посещающих кружок, секцию. Конечно, среди учеников разных лет могут быть лица, довольно сильно отличающиеся друг от друга, и это вынуждает учителя подстраиваться под них, а не подстраивать детей под выработанную однажды программу. Задача учителя - мотивировать каждого доверенного ему школьника, чтобы тот захотел развить свои способности, узнать больше, стать образованнее.

Помогать и направлять

Педагог должен не просто уметь мотивировать доверенных ему воспитанников, но и задавать правильный вектор развития. В то же время его задача - обучить детей самостоятельности. Очень важно, чтобы школьники осознали - исследования могут контролироваться ими самими, если они в этом заинтересованы и готовы ответственно отнестись к задаче. Педагог, занимающийся внешкольной программой, учит доверенных ему детей связывать теорию и практику, показывает, что не нужно бояться проблем, и вместе с воспитанниками разбирает, как найти выход из сложной ситуации.

В то же время дополнительное обучение - это всегда активный и живой диалог, в котором участие принимают обе стороны: дети и взрослые. На дополнительных заданиях школьники должны выражать свое мнение, не боясь сказать что-то неправильно. Педагог учит детей обсуждать задачи, проблемы, вопросы, находить продуктивный выход из любой ситуации, а также анализировать происходящее в мире вокруг. Основная задача дополнительного образования - дать понять детям, что необходимо думать над всем происходящим, лишь после этого принимать решение.

Анализ и оценка

Педагог дополнительного образования должен быть в курсе достижений доверенных ему воспитанников. Его задача - вовремя уметь поддержать, повлиять и стимулировать в достижении поставленных целей. Кроме ощутимой помощи и поддержки задача учителя - проанализировать происходящее в жизни воспитанника, ученика, для чего необходимо уметь применять свои педагогические навыки и специфические профессиональные знания.

Еще одна важная задача педагога дополнительного образования - это умение оценить эффективность программы и понять, насколько успешно доверенные ему воспитанники овладевают навыками, заложенными в дополнительный образовательный курс вне рамок школьного обучения. При этом творческая деятельность также должна анализироваться и оцениваться совместными усилиями взрослых и детей. Все это позволяет активизировать познавательный интерес. Профессионалы рекомендуют прибегать к новейшим компьютерным технологиям, чтобы стимулировать интерес школьников и сделать процесс анализа более наглядным и точным.

Специальный поход

Педагог, занимающийся дополнительной образовательной программой, должен хорошо знать доверенных ему воспитанников, понимать уровень их потенциала и помогать в реализации наиболее перспективных личностей. Особенно талантливые ученики в любой момент должны иметь возможность получить поддержку от своего учителя, чтобы их дар мог развиваться без препон. Если в группе оказались ученики, имеющие отклонения в развитии, к ним также нужно практиковать особенно внимательный, мягкий, творческий подход, чтобы и сами дети, и окружающие их школьники чувствовали себя в безопасности, комфорте, среди дружески настроенных личностей.

Шаг за шагом: только вперед

Педагог должен не просто уметь собрать свою группу в классе, но и знать, как можно мотивировать участников кружка на массовое мероприятие. В его зоне ответственности будет организация такого события и поддержка интереса в группе участников. Для этого придется прибегнуть к опыту и знаниям, накопленным в области массовой работы. Одновременно с этим такой специалист должен уметь выступить в методическом совете, на собрании педагогов, выразить свое профессиональное мнение, провести презентацию составленного плана работ. Словом, несмотря на факт того, что дополнительное образование не входит в обязательную программу, ответственный поход в такой работе нужно практиковать нисколько не менее тщательно, нежели при работе в рамках установленной законами программы.

Работаем с детьми и их родителями

Дополнительное образование - это в первую очередь работа с детьми, но все же педагог вынужден контактировать и с их родителями. В частности, регулярно нужно организовывать родительские собрания, общаться со старшим поколением, донося информацию об их чадах, их потенциале, возможностях, нуждах. Учитель должен консультировать родителей, помогать им, а также оказывать посильную помощь в создании диалога между поколениями, что особенно сложно в подростковом бунтарском возрасте.

Безопасность - на первом месте

Педагог охраняет жизнь доверенных ему воспитанников и отвечает за их здоровье в рамках организованных им занятий. Он должен соблюдать правила безопасности, охраны труда, законы и порядки, установленные в нашей стране. В некоторых случаях педагог также координирует работу тех, кто ниже его по должности в своей школе и тоже занимается дополнительным образованием школьников.

Эссе «Я педагог дополнительного образования…»

Нам каждый год встречать и провожать

И каждый день глядеть в ребячьи души.

Нам каждый час единство с ними ощущать

И с каждым мигом становиться чище, лучше.

Я преподаю изобразительно искусство…

С детства я точно знала, что стану учителем рисования. Обучаясь в начальных классах, моя учительница увидела во мне творческие задатки и рекомендовала родителям отдать в художественную школу, именно с этого времени начался мой путь к будущей профессии. С девяти лет я начала посещать «художку». Не скажу, что это было просто, многочасовые уроки живописи и станковой композиции поначалу давались мне с трудом, но мне было очень интересно. Закончив своё обучение, мой преподаватель, Целуевская Елена Валентиновна, помогла организовать мне мою первую персональную выставку творческих работ «Стильные штучки», в выставочном зале городской газеты. Это и был первый толчок к моему развитию. Затем я училась в различных художественных студиях, набиралась творческого опыта и мастерства. Следующим шагом стало поступление в педагогический университет по специальности изобразительное искусство.

Я очень горжусь своими преподавателями. Благодаря их помощи я поверила в свои силы, поняла, что хочу связать свою будущую профессию с искусством, но не просто заниматься творчеством, а учить этому других, сделать уроки изобразительного искусства незабываемыми для каждого ученика.

Каким же должен быть современный учитель? Нельзя не вспомнить строки из стихотворения А.А.Жигайлова «Современный учитель»:

Современный учитель – он как Прометей-

Зажигает в сердцах детских пламя знаний.

И старается не отставать от детей,

Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими.

Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко:

“Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

Главный принцип в работе учителя для себя я определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда, но подавать положительный пример не так уж легко. Иногда ведь приходится в какой-то мере переделывать и себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. У каждого из нас есть недостатки, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках.

Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти огромный, интересный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь, его ты вместе с учениками, которых учишь, и которые учат тебя. Каждый учитель, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком, любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.

Размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаёшься вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем? Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я правильно делаю?»

Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя, раскрыть и развить. Кто поможет в этом? Конечно, учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методиками и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке – одна из моих задач.

Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу. Для работы можно использовать различные художественные и графические материалы, выбрать формат или один из вариантов задания. Большие возможности открылись и с появлением информационных технологий, новой техники, видео, фото, компьютерной графики. Ученики могут работать в малых группах, в парах, индивидуально.

Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских задач, арт-терапии. Я стараюсь прививать любовь к творчеству, развивать проектную деятельность: «Новая жизнь старых вещей», «Я не художник, я только учусь», «Батик», «Блеск цветных стёкол. Витраж», «Секреты глины», «Дизайн школьной формы» и др., организовывать совместный досуг и массовые мероприятия. В настоящее время я работаю над созданием выставки «Угранские пейзажи».

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Мой день плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. И что самое приятное, у меня столько всего еще впереди!

Мы постоянно на передовой,

На самом стыке будущего с прошлым,

Добра со злом, возвышенного – с пошлым,

А завтра снова предстоит незримый бой:

Очередной опасный марш-бросок

Под бомбами невежества и лени,

На мыс любви, добра и вдохновенья-

От бездн отчаянья на волосок…

Учителя – герои наших дней,

Бойцы могучей Армии Спасенья!

Участники великого сраженья

За наших подрастающих детей.

"Моё призвание- быть педагогом дополнительного образования".
Много лет назад я не могла предполагать, что когда-то стану учителем.
Учитель. Это слово и эта профессия с детства являлись чем-то божественным и не досягаемым для меня. Но после окончания образовательной школы, не сомневаясь ни минуты в выборе профессии, я решила стать учителем начальных классов. Но судьба распорядилась по-иному. После окончания Осинского педагогического училища у меня появилась возможность поработать в сфере дополнительного образования. И вот уже 19 лет являюсь педагогом дополнительного образования.
Многие считают, что эта работа не сложная. Но на самом деле, столкнувшись с этой профессией, считаю, что это не так. Работать и сложно, и интересно. Но, если любишь детей, любишь своё дело, даётся всё легко. Дополнительное образование мне дало возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои педагогические способности. Я постоянно совершенствую свои знания в профессии, повышаю свою профессиональную компетентность.
Цель моей работы- передать детям всё лучшее, что я умею, научить их видеть в обычном необычное, научить их видеть красоту в простом, преображать мир вокруг себя.
Моя работа направлена на решение комплекса учебных и воспитательных задач по формированию творческой личности учащихся средствами обучения прикладным творчеством. С учётом знаний учащихся полученных в школе и в учреждении дополнительного образования, возрастных особенностей детей, целенаправленно работаю по освоению ценностных представлений о народном творчестве, формированию эстетического вкуса воспитанников, развитию разнообразных положительных качеств личности, в том числе самоорганизации.
В дополнительном образовании в большинстве случаев, выбирая направления своей деятельности приходиться разрабатывать самостоятельно программу, в соответствии с нормативными документами дополнительного образования. Это составляет сложность в работе. Но от способностей, от знаний и умений педагога зависит уровень программы, уровень подготовки детей, и результат работы. Приходиться готовить наглядные пособия, дидактический материал, образцы. Сложность составляет и то, что дети не всегда приносят на занятия нужный материал, что многие дети не могут посещать занятия в связи с загруженностью в основной школе. Но с другой стороны, я считаю, что это моё призвание, и я люблю свою профессию, и я всегда ищу интересные формы и методы работы, стремлюсь к профессиональному росту, самореализации. Это и есть счастье, когда идёшь на работу как на праздник, когда тебя ждут пытливые глаза девчонок и мальчишек. И ты доволен, что у тебя все получается. Но тебе хочется стремиться к лучшему.
За время работы в сфере дополнительного образования, мною разработано 5 образовательных программ (модифицированных) по декоративно-прикладному творчеству и 2 программы авторизированные. Программы рецензированы научным руководителем краевого детского центра "Росток" г.Пермь- это программа "Лепка" (лепка из пластичных материалов) и "Чудесная мастерская" (направление декоративно-прикладное), которые рассчитаны на 3 года обучения для младшего школьного возраста. По моим программам работают несколько педагогов учреждения, которым я оказываю методическую помощь. (Приложение 1).
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
-принципы преемственности, систематичности и последовательности процесса обучения;
-принцип научности (предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; также определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ, методов обучения);
-принцип гражданственности (направлено на содержание образования, которое позволяет удовлетворить социальные и личностные потребности);
-принцип воспитывающего характера (предполагает формирование в процессе обучения культуры личности: нравственной, эстетической, культуры труда и жизнедеятельности, общения; также организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, дисциплинированность);
-принцип прикладной направленности обучения, требующей основательной теоретической и практической подготовки учащихся (как связь обучения с жизнью, теории с практикой).
Одним из важнейших направлений моей педагогической деятельности является проектная деятельность учащихся. Опираясь на полученные знания, умения и навыки в определенной дисциплине, учащиеся самостоятельно выполняют проектную работу.
Кроме того я веду большую общественную работу. Как мастер участвую и представляю работы на районных и краевых выставках-ярмарках, награждена грамотами, дипломами и благодарностями. Мною разработан глиняный сувенир "На земле единой!", который символизирует единство и дружбу народов нашего района, который стал символом межрегионального фестиваля этнокультур "На Земле единой- в семье Прикамской", который ежегодно проходит у нас в городе. (Приложение 2) Участвовала в мероприятиях по фольклору, связанных с национальными вопросами: форум "Русский мир", фестиваль исторических городов Прикамья, фольклорный фестиваль им.И.В.Зырянова, научно-практической конференции "Этническая культура и современная школа"; и также в реализации культурно-социального проекта ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь" "Возрождение старинного костюма". Делилась своим опытом на II краевой конференции "Тороповские чтения", выступая с докладом "Исследовательская работа учащихся по программе "Глиняная игрушка- венок народов Прикамья". Являюсь призером районного конкурса методических пособий по духовно-нравственному воспитанию, а также победителем межмуниципального конкурса программ по духовно-нравственному воспитанию. Провожу ежегодно мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству для педагогов учреждения, города и района. Неоднократно награждена дипломами и благодарственными письмами за большой вклад в развитие нравственной культуры подрастающего поколения, за пропаганду традиционной культуры народов Пермского края главой администрации Чернушинского района, управлением образования района. (Приложение 3)
В своей педагогической деятельности я занимаю активную жизненную позицию. Использую не только учебное время для организации воспитательного процесса, но и разнообразные формы внеклассной деятельности, организую праздники, совместную деятельность детей и родителей.
Мои учащиеся ежегодно участвуют активно и с интересом в районных, краевых, региональных, во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, где занимают призовые места. (Приложение 4)
Главное в моей работе то, что она ориентирована на результат. Я не просто обучаю учащихся, а стараюсь, чтобы они могли самостоятельно добиваться больших творческих успехов.
Сенека утверждал: "Уча других, мы учимся сами". Я согласна с его утверждением, так как мне как педагогу дополнительного образования постоянно приходится стремиться все вперед, самореализовываться, работать над ошибками, исправлять их, и сделать образовательный процесс положительным, эмоциональным, интересным и результативным. А иначе дети не пойдут за тобой. Дополнительное образование- это школа по интересам. И моя задача, как педагога дополнительного образования- заинтересовать детей, увлечь их, повести за собой в мир творчества.
Я учусь вместе с детьми. Мы вместе с ними ищем пути решения творческих задач, творчески и духовно растем вместе.
Я педагог дополнительного образования. Я горжусь своей профессией. Это моё призвание!

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Использование термина «педагог дополнительного образования» для обозначения одного из направлений педагогической деятельности началось после принятия закона «Об образовании» (1992), который изменил статус работников внешкольных учреждений. И если раньше они были руководителями кружков и студий, тренерами в спортивных секциях, то теперь центральным словом в обозначении их профессии является слово «педагог».

Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров ,45 .

Профессионально-педагогическое мастерство педагога дополнительного образования детей зависит от целого ряда компонентов. Профессиональное мастерство - это не только знание предмета, но, в большей степени, - уровень развития педагогической рефлексии, которая понимается как процесс самопознания, своих возможностей и собственного педагогического опыта, тех требований, которые предъявляет выбранная профессия. Высшего уровня мастерства достигают только те педагоги, которые способны грамотно анализировать и организовывать собственную деятельность, свое взаимодействие с коллегами и с детьми .

Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Оно включает в себя:

  • - гуманистическую направленность, т. е. интересы, ценности, идеалы;
  • - профессиональное знание, т. е. знание предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии;
  • - педагогические способности, т. е. коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональную устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
  • - педагогическую технику - умение управлять собой, умение взаимодействовать .

Аналогичным образом раскрывается содержание понятия «педагогическое мастерство» во взаимосвязи с дополнительным образованием. В Государсгвенных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» определено, что педагогическое мастерство включает в себя профессиональные знания, умения, навыки; педагогическую технику; мастерство педагога в управлении собой; технику использования необходимого оборудования в педагогической деятельности; культуру речи педагога; организацию педагогического взаимодействия; мастерство педагогического общения; педагогический такт, педагогическое разрешение конфликтов; мастерство педагога в управлении образовательным процессом; психолого-педагогический анализ и оценку эффективности учебного занятия и воспитательного мероприятия .

Близким по смыслу к педагогическому мастерству является понятие педагогического профессионализма. Е. Б. Евладова и ее коллеги включают в него следующие компоненты:

  • - общекультурный (уровень общей культуры педагога);
  • - психолого-педагогический;
  • - предметно-технологический.

Но при этом они отмечают, что за пределами такого подхода остаются личностные качества человека .

Н. II. Тарасевич считает, что сущность педагогического мастерства необходимо рассматривать в комплексе свойств личности педагога, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности. А в структуру педагогического мастерства он включает педагогическую направленность личности педагога; профессиональнопедагогические знания; способности к педагогической деятельности; педагогические умения и техники . Исходя из этого, в структуру профессионального мастерства педагога дополнительного образования следует включить такие качества, как:

  • - устойчивость мотивации педагогической деятельности;
  • - поисково-исследовательские способности;
  • - установки на саморазвитие (самосовершенствование) в педагогической деятельности;
  • - опыт инновационного проектирования педагогической деятельности;
  • - наличие индивидуального педагогического стиля.

Как мы видим, профессиональная компетенция и педагогическое мастерство педагога дополнительного образования - это достаточно широкие понятия, интегрирующие в себе целый ряд компонентов, часто также имеющих сложную структуру. Большинство из них не могут сформироваться у человека стихийно. Многие составляющие педагогического мастерства развиваются не только в процессе практической деятельности, но и должны базироваться на профессиональном образовании.

В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

  • - осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;
  • - комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;
  • - обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
  • - обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
  • - составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;
  • - выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
  • - поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
  • - организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;
  • - оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
  • - при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • - участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации .

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности,52 . При этом, используя материалы вышеназванного автора, саму профессиональную деятельность педагога дополнительного образования можно представить в виде следующей структуры.

  • 1. Диагностическая деятельность. Действительно, эта деятельность необходима для изучения детей, их способностей, уровня развития, интересов и потребностей, а также взаимоотношений в детском сообществе. Но, кроме того, диагностическая деятельность нужна и для того, чтобы педагог дополнительного образования на основе объективных данных мог впоследствии оценить результативность своей работы. Здесь необходимо отметить, что систематическую диагностическую деятельность с фиксированием и анализом ее результатов у педагогов-практиков можно встретить достаточно рсдко. Причинами этого является отсутствие необходимых знаний и мотивации к такому виду деятельности.
  • 2. Ориентационно-прогностическая деятельность. Суть этого вида деятельности заключается в прогнозировании конечного результата. Однако, как известно, именно цель является ориентиром на конечный результат. Поэтому данный вид деятельности, прежде всего, выражается в постановке цели и задач педагогической деятельности. Реальность и грамотность постановки цели зависит не только от жизненного и педагогического опыта, не только от профессиональных педагогических знаний и умений, но и от того, насколько грамотно была проведена диагностическая деятельность. Для педагога дополнительного образования, имеющего достаточный опыт, основой для прогностической деятельности должен стать анализ предыдущего опыта, основанный, опять же, на данных, полученных в ходе диагностической деятельности.
  • 3. Конструктивно-проектировочная деятельность. Оформлением результатов этого вида деятельности должна стать программа дополнительного образования детей, создаваемая педагогом. Эта деятельность предполагает продумывание и конструирование предстоящего педагогического процесса, его концептуальных основ, форм, методов, технологий и содержания деятельности. Основой данного вида деятельности становятся результаты двух предыдущих, т. к., проектируя будущую деятельность, педагог дополнительного образования должен четко представлять стоящие перед ним цель и задачи, учитывать интересы, потребности и способности воспитанников.
  • 4. Информационно-объяснительная деятельность. Этот вид деятельности связан с передачей конкретных знаний и умений воспитанникам, формированием на их основе определенных личностных качеств и ценностных ориентиров. Это прямое предназначение педагога. Безусловно, что содержание, технологии и способы информационно-объяснительной деятельности находятся во взаимосвязи с предыдущими компонентами профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
  • 5. Организаторская деятельность. Этот вид деятельности позволяет организовать педагогический процесс, направить его на решение актуальных задач и достижение поставленной цели. Он связан с умением взаимодействовать с воспитанниками, мобилизовать их на тот или иной вид деятельности. Компонентами этого вида деятельности являются педагогическое управление и педагогическое руководство. Первое состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле над процессом и оценке результатов каждым участником группы. Педагогическое руководство - это еще и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в сс решении, добиваться и отвечать за результат.
  • 6. Коммуникативно-стимулирующая деятельность. В основе деятельности педагога дополнительного образования лежит, как уже говорилось выше, общение. Профессиональное педагогическое общение - это система органического социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, воспитательное взаимодействие , организация взаимоотношений при помощи коммуникативных средств. Оно включает в себя умение создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, поддерживать с ними контакт на уровне сотрудничества и сотворчества, а также решать педагогические задачи коммуникативными средствами. Правильно организованная комму- никативно-стимулирующая деятельность может выступать как средство решения образовательных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, гарантирующий успешность обучения и воспитания.
  • 1. Аналитико-оценочная деятельность. Этот вид деятельности связан с необходимостью регулярной коррекции педагогического процесса. Основой его являются анализ результатов диагностической деятельности, педагогическая рефлексия и основанная на них реальная самооценка достижений педагога дополнительного образования, проблемных мест, удачных и неудачных приемов. В анализе и оценке нуждаются используемые технологии, формы и методы взаимодействия с детьми, их эффективность, а также степень решения поставленных задач и цели. Результатом аналитико-оценочной деятельности могут стать частичные или даже полные изменения на всех вышеперечисленных этапах деятельности.
  • 8. Исследовательско-творческая деятельность. Творческая деятельность педагога дополнительного образования является необходимым компонентом для получения новых, более высоких результатов педагогического труда. Творчество определяется как деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Есть ли место творчеству в педагогическом труде? Существует мнение, что педагогическая деятельность есть один из видов искусства, то есть творчества. И сегодня эти два понятия используют, характеризуя педагогический процесс. Педагогическое искусство - это совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией. Существенной стороной педагогического искусства, как считает В. П. Голованов, является творчество педагога, которое представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию «педагогической» действительности, в центре которой стоит ребенок. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется такими показателями, как:
    • - систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных педагогических знаний;
    • - создание оригинальных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции в конкретный момент деятельности .

Необходимо также обратиться к понятию «профессиональное творчество», которое определяется как нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. В учреждениях дополнительного образования детей профессиональное творчество, в отличие от школьной системы образования, стимулируется правом педагога свободного выбора ритма, уровня, результата образовательной деятельности.

В то же время важнейшими факторами обеспечения педагогического процесса в целом и творческой педагогической деятельности в частности являются готовность, способность и умение педагога дополнительного образования вести исследовательскую, поисковую деятельность, т. к. в педагогике творческий поиск, опытная работа предполагает эксперимент, то есть поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта . В свою очередь, способность к исследовательской деятельности возникает на основе знания психолого- педагогических основ деятельности, современных методов исследования, умения анализировать практическую работу с детьми и научно-литературные источники, а также умения организовывать собственную экспериментально-поисковую деятельность, обобщать и анализировать ее результаты. Опять же необходимо помнить, что исследовательская деятельность не может осуществляться ради самой деятельности. В центре ее находится личность ребенка, и поэтому она должна быть направлена на выявление его интересов, способностей и потребностей.

Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования тесно связана с его мировоззренческой позицией. Как считает О. В. Миновская, наиболее продуктивным, с позиции педагогической поддержки, является построение педагогической деятельности, центрированной на ребенке, в соответствии с принципами философии. При этом необходимо проявлять уважение к воспитаннику, быть внимательным к проблемам его развития. Признание за ребенком способности направлять собственное развитие, соответственно, требует обеспечить воспитанника объективной возможностью выбирать. Это означает признать право воспитанника совершать выбор относительно собственных целей и предложенных средств . Педагогическая деятельность должна быть направлена на поиск ребенком собственной «достаточности» (т. е. понимания того, что он на самом деле хочет и может) и «недостаточности» (выяснения того, что еще нужно узнать, чем овладеть). Таким образом ребенок осуществляет самоопределение, совершая поиск цели. Педагог дополнительного образования сопровождает его на этом пути, оказывает ему педагогическую поддержку, способствующую прохождению ребенка через проблемные ситуации в его жизни с максимальным сохранением чувства собственного достоинства.

Организация педагогической деятельности в области дополнительного образования детей, безусловно, имеет ряд особенностей. Эти особенности имеют объективный характер и связаны с тем, что:

  • - дополнительное образование реализуется в сфере свободного времени ребенка на основе полной добровольности;
  • - дополнительное образование не регулируется федеральными государственными стандартами;
  • - дополнительное образование дополняет общее развитие человека, но не школьное образование.

Вычленение и осознание особенностей педагогического взаимодействия при организации воспитательной и образовательной работы с детьми в учреждениях дополнительного образования позволяет более эффективно осуществлять педагогическую деятельность. К таким особенностям относится следующее .

  • 1. Добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе. Действительно, деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, занятия в кружке или студии становятся результатом осознанного добровольного решения. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет, в каком кружке или клубе он будет заниматься, выбирает время занятий, удобное для него, перераспределяет свое свободное время с учетом будущих занятий. В учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный выбор школьником студии, секции или кружка. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов ее организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые как один из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Поэтому изучение интересов и запросов детей, их динамики в условиях изменяющейся социокультурной ситуации - одна из важнейших задач учреждений дополнительного образования. Именно ее решение может способствовать преодолению основного объективного противоречия в деятельности учреждений дополнительного образования - между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью внешкольного учреждения как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи.
  • 2. Дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности. Глобальные изменения, произошедшие в нашем обществе в последнее десятилетие, затронули все сферы человеческой жизнедеятельности. В педагогике эти изменения, кроме всего прочего, привели к уходу массовых детских организаций из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному развитию форм и направлений удовлетворения интересов детей, их потребностей в творческом и познавательном досуге. Номенклатура учреждений дополнительного образования сегодня довольно широка. К ним относятся дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества; муниципальные подростковые клубы; станции (юных туристов, натуралистов, биологов и т. д.), профильные клубы (юных техников, археологов, краеведов, геологов, спелеологов, моряков); различные студии и целый ряд других учреждений, целенаправленно создаваемых государством, обществом и отдельными его представителями для организации познавательного досуга детей. Многие из вышеназванных учреждений интегрируют в себе различные направления познавательной деятельности и становятся комплексными воспитательно-образовательными учреждениями. В любом случае одной из основных задач таких учреждений является удовлетворение интересов детей, их потребностей в познавательной творческой деятельности. Ведь именно интерес становится одним из ведущих факторов при добровольном выборе ребенком кружка, студии или секции. На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования - от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что ребенок в течение длительного периода посещает занятия в учреждении дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в отличие от школьного учителя находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности ребенка в получении тех знаний, умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, т. е. людей (как детей, так и педагогов), для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.
  • 3. Возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка. Повышение статуса учреждений дополнительного образования привело и к росту качества образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями. Дополнительные образовательные программы, авторами которых являются сами педагоги дополнительного образования, становятся результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и других психофизических особенностей возраста.

Особенностью дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и осуществляется в результате свободного выбора, добровольного участия, избирательности обучающимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Специфика педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, т. к. в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к федеральным государственным образовательным стандартам, и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог, изначально меньше, чем в школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.

4. Общедоступный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи. М. Б. Коваль выделяет различные виды такой деятельности. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним относятся выставки, соревнования, праздники, конкурсы, фестивали. Именно такие формы дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Можно добавить, что часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении, а также стимулируют подростков к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования.

Ко второй категории относятся кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы, описанные выше, используются периодически и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета о деятельности какого- либо кружка, клуба или студии в определенный период времени.

Кроме того, выделяют формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности.

Важным фактором мотивации детей к занятиям в учреждении дополнительного образования является практико-ориентированный характер предлагаемой деятельности и возможность увидеть результаты этой деятельности в динамике. В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения старшеклассницы. В нем девушка поднимает проблему практической результативности школьного образования. «Да, - пишет она, - я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться». В отличие от общего дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

  • 5. Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми. Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. В учреждениях дополнительного образования оно имеет свои специфические особенности, связанные в первую очередь с тем, что общение в этой системе - это общение в сообществе единомышленников, т. е. людей, живущих общими интересами и увлечениями. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, т. к. способствует не только установлению доброжелательной атмосферы, но и росту самоуважения детей, чувства социальной значимости и взрослости. Исходя из классификации стилей общения, предлагаемой В. А. Кан- Каликом , можно определить, что преимущественными стилями, используемыми педагогами дополнительного образования, являются общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения. Для этих стилей характерно устойчивое положительное отношение педагога к детям, совместное обсуждение законов и правил общения, совместный контроль за выполнением этих правил, ровный тон и доброжелательные интонации. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности.
  • 6. Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменить свой статус в коллективе сверстников. Такая атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям, дает реальный шанс для ребенка изменить (повысить) свой социальный статус среди сверстников. Это может быть связано с тем, что, приходя в учреждение дополнительного образования, ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияние уже другие факторы и требования, предъявляемые к ребенку. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.

Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова и Н. Н. Михайлова считают, что дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях .

  • - Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Причем здесь речь идет не только о возможности выбора направлений деятельности, темпов освоения программы и видов представления ребенком своего труда, но и о выборе мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования. Эта мотивация может быть связана как с познавательными и образовательными целями, так и с личностными отношениями и коммуникационными потребностями детей.
  • - Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность ребенку определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Основное образование не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку, т. к. оно является предметно-ориентированным и должно обеспечить последовательность и системность в усвоении знаний школьников, в усвоении предметов, включенных в обязательную программу обучения.
  • - Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, пристрастия, увлечения. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает ребенку чувство свободы, которое впоследствии начинает осознаваться как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Однако важно иметь в виду, что свобода самоопределения и самореализации обязательно связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.
  • - Единство обучения, воспитания, развития. В практике основного образования чаще всего эти процессы происходят параллельно, причем при доминирующей роли образования. В дополнительном образовании исторически сохраняется и поддерживается его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. В этой системе образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.
  • - Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Оно дает возможность ребенку ознакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в жизни. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.

В. П. Голованов считает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это - личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала . К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

Традиции педагогики взаимодействия, исторически сложившиеся во внешкольных учреждениях, предполагают активное участие детей на всех этапах организации их жизнедеятельности. Тем не менее важным субъектом такого взаимодействия остается педагогический коллектив учреждения, т. к. именно от педагога дополнительного образования зависит включение детей в воспитательные отношения, основанные на сотрудничестве и сотворчестве. Именно эти отношения часто становятся необходимой базой для решения социально-педагогических проблем детей, посещающих различные кружки, студии и секции в учреждениях дополнительного образования.

Необходимо отметить, что быстрый рост разнообразных форм внешкольной работы с детьми способствовал количественному росту различных категорий педагогов дополнительного образования. Однако многие из них не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное становление в сфере педагогического труда начинается одновременно с их реализацией в самостоятельной практической педагогической деятельности. Это является серьезной проблемой учреждений дополнительного образования, которую пытаются решить через систему повышения квалификации и переподготовки работников образования. Но, с другой стороны, отсутствие практики работы в школьной системе позволяет таким педагогам легче привыкнуть к особенностям педагогического взаимодействия, а творческий и личностный потенциал в какой-то мере компенсирует недостаток педагогических и социально-педагогических знаний.

Деятельность руководителя кружка, клуба или любого другого творческого сообщества детей представляет собой педагогическое явление, которое развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей. Общепедагогические закономерности определяют педагогическую сущность деятельности педагога дополнительного образования, а специфические особенности его деятельности касаются:

  • - характера взаимоотношений руководителя кружка и воспитанника, в основе которого лежит добровольное сотрудничество и содружество, диалогически равноправное взаимодействие, совместная творческая работа, общность интересов и увлечений;
  • - организации разносторонних видов коллективной творческой деятельности воспитанников как способа привлечения к общественно значимой деятельности в сфере свободного времени, действенного фактора повышения их общественной активности, формирования положительного социального опыта;
  • - единства и взаимообусловленности владения профильным для кружка видом деятельности и педагогического овладения ситуацией творческого и нравственного становления воспитанников;
  • - обеспечения полноценного, педагогически целесообразного и эмоционально насыщенного досуга детей, восстановления их психических и физических сил при удовлетворении потребностей в новизне впечатлений, самоутверждении, самореализации, общении.

Таким образом, можно отметить, что особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования касаются его задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками. Данные особенности в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют собой специфические возможности педагогики дополнительного образования. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, т. к. создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения педагогических задач за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий.

Анализ особенностей педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования показывает, что они способствуют росту воспитательно-образовательного потенциала таких учреждений. Новые подходы к системе дополнительного образования, заключающиеся в изменении отношения к ребенку, его воспитанию и образованию, способствуют качественному изменению структуры и содержания деятельности. Особенности педагогического взаимодействия позволяют более эффективно развивать и реализовывать способности детей, их потребности в творческой деятельности и разнообразии сфер общения. Учреждения дополнительного образования, важной предпосылкой деятельности которых является наличие социального заказа общества на воспитание личности, гармонично развитой, обладающей социальной и профессиональной культурой, потребностью в творческом груде, образовании и культурном досуге, способствуют углублению и расширению знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу, что в конечном итоге приводит к развитию индивидуальных качеств, самоопределению личности, ее саморазвитию и самоактуализации.

В настоящее время в основе организации деятельности педагога дополнительного образования лежат два ключевых документа: «Концепция развития дополнительного образования детей» и профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Эти документы взаимосвязаны между собой, т. к. «Концепция развития дополнительного образования детей» ставит задачу развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей и в числе необходимых мер по решению этой задачи выделяет:

  • - апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
  • - модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста .

Введение профессионального стандарта, безусловно, способствует изменению статуса и содержания профессиональной педагогической деятельности в области дополнительного образования детей, требований к ее организации и результатам. В настоящее время актуализируется проблема создания условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, расширения возможностей для работы в учреждениях дополнительного образования специалистов в области искусства, техники и спорта; профессионального и творческого развития руководителей и сотрудников педагогических коллективов учреждений.

  • Дейч Б. А., Кучеревская М. О. Дополнительное образование детей как профессиональнаяпедагогическая деятельность. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2014.
  • Управление развитием школы / под. ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М.: Новаяшкола. 1995. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. -М.: ВЛАДОС. 2004.
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.[Электронный ресурс] - URL: http://govemment.ru/media/files/ipA 1 NW42XOA.pdf (дата обращения: 10.09.2015).

Человек, который занят своим любимым делом, не значит, что он может чему-то научить ребенка, не правда ли, он может творить необычно красивые вещи, но он совершенно не любит детей. Так каким же должен быть человек, который отдаст свое сердце детям? Интересная цитата М.Горького «Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беловой Светланы Петровны

на тему: «Что значат для Вас слова «Сердце отдаю детям».

Да, - чтобы ответить на эти необычные слова, задаёшь себе вопрос, а каким должен быть педагог, человек которого любят дети. Ведь чтобы заслужить внимание и любовь детей нужно самому быть хорошим человеком. А кто такой хороший человек, его характеристики, как можно охарактеризовать человека работающего с детьми? Каковы, наконец, должны быть взаимоотношения между педагогом дополнительного образования с воспитанниками?

Человек, который занят своим любимым делом, не значит, что он может чему-то научить ребенка, не правда ли, он может творить необычно красивые вещи, но он совершенно не любит детей. Так каким же должен быть человек, который отдаст свое сердце детям? Интересная цитата М.Горького «Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Занимаясь рисованием, или творя что - то, я вспоминаю своё детство, где мама учила нас и говорила: смотрите и учитесь, ведь в жизни всё пригодится. Наблюдая за работой мамы, как стежок за стежком, петелька за петелькой появлялось готовое изделие и, пытаясь сделать что-то самостоятельно, всегда задумывалась, смогу ли я так же? Я не посещала кружок дополнительного образования, так - как детство было очень тяжёлым, я старший ребенок в семье, младших еще пять человек, думаю, если бы не мама, которая не была учителем, дала нам столько внимания и любви, я бы не работала в школе, с детьми. Поэтому я и задаю себе такой вопрос, кто такой человек, которого любят дети?

В педагогике я работаю уже 24 года, преподаю изобразительное искусство и занимаюсь дополнительным образованием, где на занятиях с детьми мы занимаемся творчеством. Это занимательный и творческий процесс, который позволяет реализовать все педагогические процессы.

В наше современное время сложно заинтересовать детей чем-то творческим, прикладным, они больше приверженцы современных технологий, модернизации, хотят заниматься компьютерными играми, смартфонами, и педагогу дополнительного образования нужно хорошенько подумать, как организовать работу с детьми.

Не отставая от времени, педагогу дополнительного образования нужно идти в ногу со временем, поэтому хочу высказаться словами Д.Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Чтобы сделать процесс работы интересным нужно быть самим человеком творческим, интересным, ярким и самой любить то, что творишь.

Возраст детей, с которыми я работаю 10 - 15 лет, процесс обучения направлен на совместное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посещающего дополнительное образование. Занимаясь, мы творим красивые поделки, изделия, при этом очень много говорим о взаимопомощи, терпении, самостоятельности, самообразовании, любви к ближнему.

Ребенок сам по себе творец, исследователь нового, а вот как его направить, в какое русло, что при этом сказать это зависит от старшего товарища, подающего пример. На занятиях мы много творим, фантазируем и много говорим, обсуждаем, главное чтобы ребенку было интересно и тогда в любую работу будет вложена душа.

Где-то слышала, что - "Быть вместе с детьми, вместе творить и обретать - вот философия сотрудничества, сотворчества, которая основанная на неравнодушии и любви, любви к детям, к профессии, к жизни.

Когда встречаешь взрослых, возмужавших людей которых ты когда - то воспитывала, и они заняты хорошим делом, вспоминая свое детство, говорят тебе приятные слова: - что вы любимый, добрый, справедливый, хороший учитель, человек, не в этих ли словах кроется тот самый вопрос, человек которого любят дети. И согласитесь, это дорогого стоит, приятно себя воспринимать педагогом, Сердце которого отдано детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы школьного методического объединения учителей технологии, музыки, изобразительного искусства, педагога дополнительного образования, педагога-организатора за 2012-2013 учебный год.

Анализ МО за 2013-2014 уч.год...

Анализ работы школьного методического объединения учителей технологии, музыки, изобразительного искусства, педагога дополнительного образования, педагога-организатора за 2013-2014 учебный год.

Анализ работы МО за 2013-2014 уч. год...

Методическая система учителя физики, педагога дополнительного образования Седовой И.И.

Статья представляет собой краткое описание методической системы учителя физики, педагога дополнительного образования, проработавшего в школе почти 20 лет. Как сделать урок интересным для ученика?...

Мастер-класс "Шерстяная акварель" для учителей ИЗО,педагогов дополнительного образования.

Изготовление картины в технике "шерстяная акварель".В презентации дано последовательное описание создания картины " Снеговик"...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

Авторская программа "В мире Олонхо" для педагогов дополнительного образования, для руководителей кружков и внеклассной работы классных руководителей.

Программа направлена на то, чтобы дать детям широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры народа саха; выявление и описание символов родной культуры, содержащ...

«Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»


Вверх