Культура древнего китая. Целью нашего проекта является изучение культуры,религии,быта Древнего Китая. Быт древний китай Гробницы императоров Мин служат прекрасным образчиком проявления сыновней почтительности и величия правящего дома. Многие из них начина

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира. Историки считают, что в 221 год до н. э. можно считать датой, когда Китай превратился в огромную империю или королевство.


Повседневная жизнь


Цивилизацию древнего Китая в те времена считали самой развитой, самой продвинутой. Привычная повседневная жизнь китайцев включала гончарное мастерство, выпекание, фермерское хозяйство и позже изготовление шелка. Так же как и династии сменяли друг друга из века в век, менялись и интересы в сфере науки и философии.


Драконы


Драконы – мифологические существа древнего Китая, часто их описывают в виде огромных змеевидных пятилапых животных с когтями. Эти драконы были символом доброй силы в китайском фольклоре и искусстве. Согласно традиции дракон – это воплощение Янь (мужское начало), он также приносит дождь и воду в Китай, где вся архитектура зависит от воды. Что касается женского начала, то его символизирует китайский феникс Фэнхуан.


Язык


На древнем китайском языке говорят аж со времен династия Хань. Язык уникален благодаря своему внутреннему многообразию, хотя все разговорные варианты китайского языка тональны (использующий повышение и понижение тона для различения смысла) и аналитичны (грамматические отношения выражаются служебными словами, порядком слов, интонацией). В зависимости от классификации существует порядка 6-12 основных региональных языковых групп, среди которых мандаринский (китайский) – самый популярный, после него идут ву, мин и кантонский.


Религия


Народ древнего Китая практиковал религию, которая развивалась веками и менялась вместе с императорами и династиями. В самом раннем периоде китайской цивилизации китайцы поклонялись разным богам, включая богов разных стихий и погодных явлений, богу неба и верховному божеству Шанг-ти, стоящему над всеми остальными богами. Более того, древние китайцы верили, что после смерти их родители и прародители тоже становились богами, и им тоже надо было поклоняться. С тех пор каждая китайская семья чтит своих предков и поклоняется им.

Около 600 года до н.э. в Китае философия Даосизма приобрела большую популярность. Согласно даосизму люди не должны были жить или делать что-то против своей воли, насильно, а придерживаться компромиссов и использовать только природные силы себе в помощь. Немного позже ошеломляющую популярность получило Конфуцианство, которое вообще противоречило даосизму. Согласно конфуцианству люди должны были делать свое дело, слушаясь лидера и беспрестанно повинуясь богам. Китайцы - последователи данного учения считали, что порядок - это самый верный способ сохранить мир, если остальные будут делать все, что им говорят и должным образом, то никогда не будет вражды, и все будут радоваться жизни.

Однако два этих новых философских учения не смогли изменить религию древних китайцев, и поэтому они продолжали чтить верховные божества и поклоняться предкам, твердо веря в небесное господство.


Одежда


В древнем Китае люди, в основном, носили туники. Если женщины носили длинные туники в пол, то мужчины надевали туники чуть ниже колен. Во время зимы, когда становилось очень холодно, древние китайцы поверх туник надевали теплые кафтаны. Бедные носили конопляную одежду или одежду из китайской крапивы, в то время как богачи одевались в шелка. У большинства китайцев были длинные волосы, они верили, что такие волосы – это дар и наследие предков, поэтому с древних времен подстригать волосы считается неодобрительным.

Одежда и мода древнего Китая постоянно развивалась и менялась с годами и с династиями Китая. Например, во время правления династии Суй в 500 году н.э. император объявил, что лишь богатые люди имеют право носить цветную одежду, а бедные должны одеваться только в голубой или черный. Когда древним Китаем правила династия Сунь в 1100 году н.э. новая мода пошла на то, что было красиво – теперь красивыми считались маленькие ноги. Как только девочкам исполнялось 6 лет, их стопы обматывали повязками. Эти повязки были такими тугими, что у маленьких девочек ломались пальцы на ногах, их загибали наверх и перевязывали. Девочки терпели адскую боль на протяжении 3-4 лет, потому что лишь по прошествии такого продолжительного времени она утихала.


Изобретения


Эти четыре изобретения являются великими изобретениями древнего Китая, они торжественно воспеты в китайской культуре за их историческую ценность и значимость, а также за возможности, которые они подарили всему миру.


Компас: известный еще, как «прибор для определения направления» или «рыба, указывающая на юг». Китайцы помещали намагниченную стрелку в форме рыбы в чашу с водой, где стрелка и определяла направление.


Порох: около XII века китайский народ использовал соль азотной кислоты высочайшего качества, которая в виде гранаты могла разорвать даже железный контейнер.


Бумага: тутовник и другое лубяное волокно со старыми обрывками бумаги и отходами конопли использовали китайцы для изготовления первой бумаги.


Книгопечатание: изобретением печати с деревянных досок китайцы принесли в мир средства коммуникации, широко распространенные в наши дни.

Китайцы жили в домах без потолка. Мебели в жилищах почти не бы-ло (сидели, ели и спали на циновках). Двор напоминал небольшую крепость. Входить без разрешения в чужой двор запрещалось — хозяин мог пинками прогнать незваного гостя, даже «мандарина».

Китайцы носили простую, однообразную одежду — штаны и подпоя-санную поясом куртку. Куртку они запахивали непременно направо, чтобы отличаться от «варваров». Обували на босу ногу туфли на деревян-ной или кожаной подошве. Когда заходили в помещение, разувались, но выйти босиком на улицу считалось неприличным. Мужчины никогда не ходили без головного убора. Мода на одежду менялась, причем законода-телем мод был императорский дворец.

Китайский двор. С китайского рисунка

Аристократическую среду тиранила мода. Так, красавицами считались жен-щины с тоненькими, как у 6-8-летних девочек, ножками, поэтому модницы уродовали себя бинтованием ног. Арис-тократки, чтобы отличаться от людей физического труда, отпускали на паль-цах рук предлинные ногти, на которые надевали серебряные футлярчики.

Без тоненьких ножек-«лилий» в Китае тяжело было найти хорошего же-ниха. Женщина едва держалась на таких ножках, иногда служанка пере-носила ее на своей спине. Чтобы иметь такие ножки, приходилось с детства туго перетягивать ступни бинтом. Китаянки мужественно выдерживали эти пытки. «Пара забинтованных ног стоит ванны слез» — утешали они себя.

Для большинства китайцев с пита-нием всегда было тяжело. Продуктами не перебирали — употребляли почти все подряд. Простые китайцы еду запивали водой, зажиточные — про-сяным или рисовым вином. В III-IV вв. китайцы узнали о чае и буквально влюбились в этот целебный напиток. Чай воспевали поэты, о нем писали научные работы. До XIV в. чай ва-рили как суп, а не заваривали. Материал с сайта


Китайцы за работой. Со средневековых рисунков

В Китае любили праздники. Самым большим праздником был Новый год. В дни проводов старого года и встречи нового ряженые выпрашивали подарки под оглушительные звуки барабанов и гонгов. В новогоднюю ночь гадали (китайцы очень любили гадать). Отмечали также «праздник фона-рей» — весь город обвешивали красивыми фонарями. На этот праздник делали все наоборот — мужчины наряжались женщинами, женщины — мужчинами, катались по земле в лодках, поставленных на колеса. Это был народный карнавал. Большим весенним праздником были дни «холодной пищи» и «чистого света». Тогда гасили все огни и ели холодные блюда, по-том зажигали новые огни. Торжественно отмечали праздник урожая.

Самым массовым видом спорта в Китае была командная игра в мяч. Команды насчитывали по десять с лишним игроков. Эта игра — праро-дитель современного футбола. Любили китайцы также поло.

К детям в Китае относились как к малолетним взрослым, но они придумывали свои, детские игры. Эти маленькие озорники часто дебоширили и на уроках (у европейских учеников такой возможности не было, если они не хотели отведать «березовой каши»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жизнь и быт средневековой китаянки
  • сочинение о китае

  • Целью нашего проекта является изучение культуры,религии,быта Древнего Китая.

  • Задачей нашего проекта, является изучение истории и возникновения Древнего Китая, изучить религиозную жизнь людей Древнего Китая, письменность, искусство.

    История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.).

    Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.

    Древнекитайское классовое общество и государственность сформировались несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

    Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

    Лао-цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосозма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.

    Даосизм – одна из великих мировых религий. Не смотря на то, что фундамент даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., как развитое религиозное направление он стал складываться лишь в начале Средних веков. Это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань, сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек - из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин - не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве.

    Конфуций – основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере древнего Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.

    Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

    В 1-11вв. Из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в 5-7вв.: в 5в. В буддийских монастырях-3000 человек, в 6в-82700, в 7в. на севере страны в 30000монастырей около 2 млн. человек. С конца 4в. Буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи Будд.

    Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э.) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 тысяч! рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

  • Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан (Xi’an), современного административного центра провинции Шаанкси (Shaanxi), одной из центральных провинций Китая

    Гробницы 13 минских императоров и их супруг находятся в живописной долине в 45 км к северо-востоку от Пекина. Здесь похоронены все императоры династии Мин за исключением троих. Прах первого императора находится в Нанкине, место захоронения второго неизвестно, поскольку он был насильно свержен своим дядей, восшествие на престол третьего считалось незаконным, поэтому он не был удостоен чести быть похороненным среди равных.

  • Место для императорских гробниц выбиралось очень тщательно в соответствии с канонами "фэншуй" под руководством неутомимого императора Юнлэ, по поручению которого также было начато строительство Запретного города и Храма неба. Раз в год правитель должен был появляться здесь для отправления ритуалов, связанным с поклонением духам предков.

  • На протяжении всей истории, понятие семьи объединяло китайскую нацию, сыновняя почтительности была на первом месте - показать неуважение к отцу считалось величайшим преступлением. Под влиянием конфуцианских ценностей, а также веры в то, что предки требуют постоянных знаков внимания, в противном случае, они причиняют всякие неудобства живым, культ поклонения предкам стал одной из центральных религиозных практик древнего Китая.

  • Гробницы императоров Мин служат прекрасным образчиком проявления сыновней почтительности и величия правящего дома. Многие из них начинали строительство своих усыпальниц сразу после того, как занимали трон, строительные работы зачастую прекращались лишь со смертью заказчика.

  • Для обозначения главного входа в долину в 1540 году была установлена Мемориальная арка. Сооружение в 12 метров высотой и 31 метр шириной служит свидетельством того, что императоры не жалели никаких средств для того, чтобы украсить свой последний путь.

  • Далее следуют Великие красные врата, построенные в 1426 году. На этом месте посетители должны были спешиться и идти далее своим ходом. Дойдя до Павильона стел, поддерживаемого четырьмя колоннами, можно было увидеть самую большую в Китае каменную стелу, на которой были высечены имена всех ушедших императоров. После отделки в 1435 году, она покоится на четырех мифических черепахах - символе долголетия.

    За павильоном открывается мифическая Тропа духов. По обе стороны от нее можно увидеть мифических животных и чудовищ, таких как Цилин - существо с рогами на голове и чешуйчатым телом, символизирующим мудрость или Сечжи - с головой льва и туловищем лошади, символ правосудия. Также здесь находятся статуи военных, гражданских и императорских чиновников, которые были призваны служить императору в его загробной жизни.

  • Из 13 усыпальниц две открыты для посещения: Чанлин и Динлин. При строительстве гробниц использовалась традиционная символика. Перед ними расположены квадратные участки, символизирующие Землю. На этих площадках выстроены мемориальные залы, в которых проводились ритуальные церемонии. Рядом были насыпаны курганы, олицетворяющие Небо.

  • В гробнице Динлин покоятся останки императора Ванли, тринадцатого императора Мин, который находился у власти 48 лет и умер в 1620. Две его супруги также захоронены рядом с ним. На строительстве усыпальницы было занято 600 тыс. рабочих, строительство длилось 6 лет. Раскопки гробницы проходили в 1956-1958 гг., подземные покои были обнаружены археологами по чистой случайности благодаря найденной каменной плите, оставленной рабочими. На ней был описан путь к гробнице.

  • Открытие входа в нее также было сопряжено с огромными трудностями: древние конструкторы разработали уникальный замок, который автоматически закрывал двери с внутренней стороны. Около Динлин находится выставочный зал, в котором собраны многочисленные экспонаты, относящиеся к этому захоронению. Сама подземная усыпальница теперь открыта для посещения.

  • Император Юнлэ и его супруга были захоронены в гробнице Чанлин, первой и самой большой из всех. Ее строительство длилось 28 лет и закончилось в 1427 году. Само по себе уникальное строение вмещает в себя самый большой в Китае погребальный зал. Массивные колонны, выполненные в том же стиле, что и их аналоги в Запретном городе, говорят о том, что тень императора будет вечно нависать над миром живых.

  • Парадный костюм императора

  • настенная роспись из монастыря Дуньхуан с изображением буддийского рая

  • китайская живопись Ма Линь. Благоухание весны- ясное небо после дождя.

  • Первые образцы древнего китайского письма "цзягувэнь" -- иероглифического письма на костях животных и панцирях черепах -- были обнаружены в 1899 г.

  • На 100 тыс с лишним костных фрагментах, лопатках и черепаховых щитках сохранилось примерно 4700 иероглифов. К настоящему времени удалось расшифровать почти 1800 иероглифов, которые стали бесценным материалом для изучения истории и культуры эпохи Инь, отдельных периодов истории Древнего Китая, а также эволюции китайской письменности. Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах появились в тот же исторический период, когда и древнеегипетские иероглифы, письменность американских индейцев майя и шумерская клинопись. Однако последние три вида письменности постепенно канули в вечность, и лишь древние знаки "цзягувэнь" оказались прочными корнями китайской иероглифической письменности, которая жива и поныне.

    Уже в древнейших письменных знаках на костях животных и панцирях черепах прослеживается такая характерная черта, наследуемая всеми более поздними видами китайского письма, как расположение каждого иероглифа в пространстве воображаемого квадрата. Знаки располагаются в строке вертикально, сверху вниз, а если надпись состоит из нескольких строк, то они читаются справа налево. Такой порядок письма сохранялся в Китае на протяжении трех тысячелетий

Дома в древнекитайских земледельческих поселениях раннего периода (примерно до 500 г. до н. э.) строили частично ниже уровня земли. Их деревянные стены были обмазаны глиной. Крыша была изготовлена из тростника, а через отверстие в крыше выходил дым от очага.

В поселении был дом, где собирались все жители древнекитайской деревни. Среди домов был загон для свиней. Просо хранили в вырытых в земле ямах. Ров по периметру деревни защищал жителей от диких животных.

Города периода династии Хань

При династии Шан

Начиная с эпохи правления династии Шан в Древнем Китае соблюдались определённые погребальные ритуалы . Материал с сайта

Когда царь умирал, его погребали в большой могиле, заставленной драгоценными вещами — погребальной яме. В жертву приносили людей и животных и клали их вместе с ним в могилу. Коней усыпляли, слуг закалывали, чтобы и в загробном мире они могли служить царю. Царскую колесницу и лошадей клали позади тела царя. Рядом складывали котлы из бронзы и резные украшения из нефрита.

По окончании церемонии погребения слуги засыпали могилу землей.

При династии Хань

В гробницах династии Хань оставляли все, что могло понадобиться мертвецу в загробном мире: одежду, пищу , лекарства, чаши и кубки. Один царский сын и его супруга были похоронены в одежде из нефрита (тяжелого зеленого камня). Полагали, что это предохранит тела от разложения. На погребальный костюм царевны Ту Ван пошло более чем 2 тыс. пластин отполированного нефрита, соединенных между собой золотой проволокой.

На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем - Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки - Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот. Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

Верования древних китайцев

Как и другие народы, В древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя. Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь...». Кроме того, китайцы с большим уважением относились к своим предкам. На их могилы они приносили жертвы и считали, что за это духи прадедов помогут им в жизни.

Хозяйство древних китайцев

Основная еда китайцев - рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Поля со всех сторон ограждали невысокими земляными плотинами. В плотине делали ворота, через которые пропускали воду на поле из рек и каналов. Собранный рис толкли в ступе и готовили из него разную пищу. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и сейчас, как мы с вами ложками и вилками.

Шелководство

Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад. Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса (теперь - Кадис) в Испании.

Выращивание чая

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек» (тцай-ие).

Изобретение фарфора

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Жизнь состоятельных китайцев

Вот что рассказал о жизни богатых древних китайцев древний писатель: «Домов у знатных людей сотни. Плодородные поля их занимают всю землю. Рабов и рабынь у них насчитываются тысячи и десятки тысяч. Их огромные дома не вмещают сокровищ и дорогих товаров. Гор и долин не хватает для табунов их коней, для стад коров и свиней, для отар овец. В их роскошных залах полно гостей, певиц и музыкантов. А мяса коров, свиней и овец столько, что его не успевают съедать, и оно протухает. Столько густого чистого вина, что нет сил его выпить, и оно прокисает».

Жизнь крестьян

Жизнь простых людей в древнем Китае была тяжёлой. Беспрерывно велись войны, опустошавшие страну. По селениям ездили чиновники со стражниками и собирали налоги. Крестьян, которые не могли расплатиться, отдавали в рабство. А в голодные годы случалось, что крестьяне сами продавали в рабство своих детей. Крестьяне должны были возводить плотины вокруг полей, рыть каналы. Их заставляли строить Великую Китайскую стену.

Жизнь рабов

В древнем Китае, как и во всех странах древнего мира, был распространён труд рабов. В древних китайских книгах записаны обязанности раба. Раб должен выполнить сто служб. Подняться рано, подмести дом, помыть посуду, в доме делать всю работу: выдалбливать ступки, вязать веники, вырезать деревянные чаши, плести сандалии. Если в доме гости, раб должен готовить праздничный обед, носить воду, топить печь, а также рубить дрова, охотиться на оленей, ловить рыбу и черепах, стрелять диких гусей. Есть рабу можно только бобы, а пить только воду. Если ему захочется вина, он может лишь обмакнуть губы в чашу, но не глотать. «Переделав всю работу, пусть он для отдыха ещё истолчёт в ступе сто литров зерна. В полночь, когда вся работа уже сделана, пусть стирает бельё». Раба можно было купить, продать и безнаказанно убить.

Китайские деньги

Китайцы пользовались мелкими и крупными деньгами. Мелкие монеты были с дырочками посередине. Их нанизывали на бечёвки по тысяче штук и носили такие связки с собой. Крупными деньгами были слитки (бруски) серебра. Когда нужно было уплатить, от слитка отрубали кусок и взвешивали.

Быт китайцев

Мужчины и женщины в древнем Китае носили халаты с поясом. Рукава были длинными и широкими. Внутри рукавов пришивали карманы для мелких вещей. Богатые люди носили шёлковые или хлопчатобумажные халаты с узорами. Одежду императора украшали изображениями дракона. Слуги и рабы носили синюю и тёмную одежду. Издавна в Китае существовал обычай туго бинтовать ноги девочкам, чтобы ступни не росли, а оставались маленькими. Такие маленькие изувеченные ножки считали признаком красоты и называли «золотыми лотосами» (лотос - цветок, похожий на лилию). Мужчины носили сандалии или сапоги. Китаянки делали себе сложные и причудливые причёски. Волосы скрепляли на голове шпильками и клейким соком алоэ. Такая причёска держалась на голове несколько дней. Чтобы не измять её во время сна, под шею подкладывали твёрдую фарфоровую или деревянную подставку.

Имена

В древнем Китае каждый человек имел несколько имён. Одно из них - детское, или молочное - родители давали при рождении ребёнка. Когда ребёнок подрастал, то учитель или родители давали ему взрослое имя, с которым человек жил всю жизнь. Если раба продавали, он брал фамилию своего нового хозяина и новое имя. У китайцев принято сначала писать фамилию, а потом - имя. Фамилий было немного, а вот имя родители могли придумать какое угодно, например: Фань Лань - «Ароматная орхидея», Цю Жун - «Осеннее лицо». Императоры имели тронные и посмертные имена, а также девизы правления, например: Тай Пин - «Великий покой», Шао Син - «Продолжение расцвета». Здороваясь, китайцы сжимают руку в кулак и подносят его ко лбу.
Вверх