Проблема формирования ууд в начальной школе статья. Современные проблемы науки и образования. Проблемы в формировании ууд

Ключевые слова

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / КОРРЕКЦИЯ) / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR SECONDARY EDUCATION / REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES (GOAL SETTING / PLANNING / SELF-ASSESSMENT / SELF-CORRECTION) / TEXTUAL ACTIVITY / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Антошкина Антонина Алексеевна

В статье обоснована необходимость решения проблемы развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий (УУД) посредством описания диагностического контрольного среза и результатов его анализа. Контрольный срез преследовал цель: проверить, умеют ли школьники ставить цель своей деятельности, планировать её, оценивать свою работу в соответствии с критериями и корректировать результаты деятельности. Анализ проведённой диагностики актуализировал перспективы дальнейшего исследования, заключающиеся в апробации разработанной программы развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности , которая предусматривает работу в двух направлениях: создание представлений учащихся о регулятивных УУД и обучение данным действиям, что является особенностью разработанной программы. В заключение статьи автор обозначает необходимость формирования у школьников регулятивных УУД в единстве и взаимосвязи, определяет направления работы по программе, которая состоит из трёх разделов: система знаний о способах регулятивных действий; система регулятивных умений на разных фазах текстовой деятельности на уроке русского языка; система заданий, направленная на развитие у школьников регулятивных УУД целеполагания, планирования , самооценки и самокоррекции.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Антошкина Антонина Алексеевна

  • Система развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности

    2015 / Антошкина Антонина Алексеевна
  • Магистерская диссертация как средство формирования профессиональных компетенций магистров педагогического образования (магистерская программа «Методические технологии в филологическом образовании»)

    2014 / Черепанова Лариса Витальевна
  • Негативный текст как средство формирования у школьников регулятивных универсальных учебных действий

    2017 / Антошкина Антонина Алексеевна
  • Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий средствами тематического и рефлексивного языкового портфеля

    2013 / Шахова Татьяна Михайловна
  • Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому родному языку в средней школе

    2015 / Черепанова Лариса Витальевна
  • Изучение личных местоимений младшими школьниками в контексте формирования универсальных учебных действий

    2015 / Макеева Светлана Григорьевна, Шуткина Ирина Владимировна
  • Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по русскому языку второго поколения основной школы

    2012 / Черепанова Лариса Витальевна
  • Использование коммуникативно-речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку (для выпускников основной школы)

    2017 / Трофимова Оксана Владимировна
  • Герменевтический подход к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности

    2017 / Черняева Татьяна Николаевна, Чуланова Наталья Анатольевна

Regulatory Universal Learning Activities Development of Schoolchildren: the State, Perspectives

The article deals with the development of the regulatory learning activities of the schoolchildren by means of the diagnostic test analysis. The aim of the diagnostic test was to define whether the pupils are able to set the goals of their activity, to plan it, to estimate the results of this or that activity in accordance with the set criteria and to improve the results of such activity. The analysis of the performed diagnostics makes actual the perspectives for the further investigations which involve the approbation of the worked out program consisting in the development of the regulatory universal learning activities of the 6th form pupils. The diagnostics was performed at the lessons of Russian with the text manipulation working in two ways: by portraying for the pupils the regulatory universal learning activities and teaching them. This is the peculiarity of the program developed. In conclusion the author of the article points to the necessity of developing the regulatory universal learning activities of the school children as related to each other, determines the ways of work according to this program which consists of three sections: knowledge system of the methods of the regulatory activities, regulatory abilities system at different stages of the text manipulation at the lessons of Russian, tasks system focused on the development of the regulatory universal learning activities of the goal setting, planning , self-assessment and self-correction.

Текст научной работы на тему «Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

THEORY AND METHODS OF SCHOOL EDUCATION

IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

OF THE SECOND GENERATION

Антонина Алексеевна Антошкина,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]

Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения

В статье обоснована необходимость решения проблемы развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий (УУД) посредством описания диагностического контрольного среза и результатов его анализа. Контрольный срез преследовал цель: проверить, умеют ли школьники ставить цель своей деятельности, планировать её, оценивать свою работу в соответствии с критериями и корректировать результаты деятельности. Анализ проведённой диагностики актуализировал перспективы дальнейшего исследования, заключающиеся в апробации разработанной программы развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности, которая предусматривает работу в двух направлениях: создание представлений учащихся о регулятивных УУД и обучение данным действиям, что является особенностью разработанной программы. В заключение статьи автор обозначает необходимость формирования у школьников регулятивных УУД в единстве и взаимосвязи, определяет направления работы по программе, которая состоит из трёх разделов: система знаний о способах регулятивных действий; система регулятивных умений на разных фазах текстовой деятельности на уроке русского языка; система заданий, направленная на развитие у школьников регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, оценка, коррекция), текстовая деятельность, рефлексия

Antonina A. Antoshkina,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Regulatory Universal Learning Activities Development of Schoolchildren:

the State, Perspectives

The article deals with the development of the regulatory learning activities of the schoolchildren by means of the diagnostic test analysis. The aim of the diagnostic test was to define whether the pupils are able to set the goals of their activity, to plan it, to estimate the results of this or that activity in accordance with the set criteria and to improve the results of such activity. The analysis of the performed diagnostics makes actual the perspectives for the further investigations which involve the approbation of the worked out program consisting in the development of the regulatory universal learning activities of the 6th form pupils. The diagnostics was performed at the lessons of Russian with the text manipulation working in two ways: by portraying for the pupils the regulatory universal learning activities and teaching them. This is the peculiarity of the program developed. In conclusion the author of the article points to the necessity of developing the regulatory universal learning activities of the school children as related to each other, determines the ways of work according to this program which consists of three sections: knowledge system of the

© Антошкина А. А., 2016

methods of the regulatory activities, regulatory abilities system at different stages of the text manipulation at the lessons of Russian, tasks system focused on the development of the regulatory universal learning activities of the goal setting, planning, self-assessment and self-correction.

Keywords: Federal state educational standards for secondary education, regulatory universal learning activities (goal setting, planning, self-assessment, self-correction), textual activity, reflection

Вводная часть. Развитие личности в системе современного школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают, согласно ФГОС ООО и ФГОС СОО второго поколения, основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися УУД происходит при изучении ими разных учебных предметов и, в конечном счёте, должно привести к «формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться» .

В составе основных видов УУД, диктуемых ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Для нас представляет интерес регулятивный блок УУД, поскольку для успешной жизни в современном обществе человек должен уметь организовывать свою деятельность.

Как показал анализ, школьные учебники русского языка, в частности под редакцией Г. Г. Граник , обладают недостаточным потенциалом для развития регулятивных УУД при обучении русскому языку. Поэтому не случайно у учащихся возникают трудности, связанные с правильной постановкой цели деятельности, в том числе текстовой, планированием своих действий, с адекватной самооценкой и самокоррекцией своей деятельности на уроке.

Эти затруднения на уроках русского языка могут быть преодолены при работе с текстом, например, при написании сочинения-рассуждения. Но перед тем как приступить к преодолению указанных трудностей, необходимо выявить состояние сформированности у школьников знаний и связанных с ними регулятивных УУД в работе с текстом, т. е. провести диагностику.

Данные о методологии и методике исследования. Диагностика проводилась в 6 «Б» классе МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Чита и преследовала цель: проверить, владеют ли школьники регулятивными УУД, в частности умеют ли они:

1) ставить цель своей деятельности;

2) составлять программу своих действий (планировать деятельность);

3) оценивать результаты своего труда;

4) корректировать результаты своей деятельности при работе с текстом, в частности при написании сочинения-рассуждения.

Учащимся предлагалось выполнить задания при осуществлении текстовой деятельности для констатации состояния сформированное™ у них:

Знаний, связанных с последовательностью создания письменного текста;

Знаний, связанных с признаками, структурой текста-рассуждения;

Умений целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции.

Соблюдение очерёдности выполнения заданий было обязательным, т. к. они были даны в строгой последовательности, которая соответствовала последовательности действий учебной деятельности.

При составлении заданий диагностического контрольного среза мы опирались на работы Л. В. Черепановой .

Для проверки, знают ли учащиеся последовательность создания письменного текста, им было предложено задание 1.

Шаги создания письменного текста перепутаны, Вам необходимо восстановить их последовательность. Для этого около шага поставьте порядковый номер в соответствии с последовательностью ваших действий:

□ Составление плана.

□ Обдумывание того, что нужно написать по теме сочинения.

□ Корректирование написанного.

□ Написание текста.

С целью проверки, знают ли учащиеся, что такое «рассуждение» как тип речи и его признаки, им было предложено задание 2.

Для какого типа речи характерно изложение причин явлений и событий во взаимной связи, характерен вопрос «почему?», а текст нельзя «сфотографировать»?

□ Повествование.

□ Описание.

□ Рассуждение.

Для проверки, знают ли учащиеся структуру текста-рассуждения, им было предложено задание 3.

Структура текста-рассуждения дана в неверной последовательности. Вам необходимо восстановить её. Для этого нужно пронумеровать каждую структурную часть:

□ Доказательство (аргументы).

Для выявления состояния сформиро-ванности регулятивных УУД - целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции -школьникам было предложено задание 4.

Прочитайте текст-рассуждение и выполните задания.

(1) Во-первых, она подходит для любого возраста и для любого события, можно подобрать книгу в зависимости от социального статуса, степени родства или знакомства. Во-вторых, книги практичны и долговечны, они не требуют специального ухода. В-третьих, книги влияют на наше настроение, заставляют о многом задуматься.

(2) Можно приводить много аргументов в пользу того, что книга - лучший подарок, но главным остаётся то, что она являет собой кладезь знаний, который необходим нам на протяжении всей жизни.

(3) Я считаю, что книга - лучший подарок.

Задание 4.1 было дано с целью проверки

сформированности у школьников умения составлять план своих действий.

Напишите, что и как Вы будете делать, чтобы восстановить правильную последовательность частей текста (составьте план своих действий).

Задание 4.2 было дано для проверки сформированности у школьников умения работать в соответствии с составленным планом действий, осуществлять самоконтроль.

Сопоставьте текст со структурой рассуждения. Соответствует ли текст приведённой далее структуре рассуждения? Если нет, измените так, чтобы соответствовал (поставьте на место многоточий номера абзацев).

Тезис- ... абзац.

Доказательство (аргументы) - ... абзац.

Вывод - . абзац.

Задание 4.3 проверяло состояние сформированности у школьников умения оценивать свою деятельность в соответствии с критериями - проверки учащимися правильности выполнения задания 4.2.

Сопоставьте свои изменения текста-рассуждения с образцом и оцените свою работу в соответствии с критериями:

□ Верно - (3) (1) (2).

□ Неверно - (2) (1) (3).

*Если Ваш ответ «неверно», свои изменения не исправляйте!

Задание 4.4 было нацелено на проверку сформированности у учащихся умения осуществлять самокоррекцию своей деятельности.

Составьте план текста в соответствии с верной структурой, отражая в формулировках микротемы абзацев.

Завершали диагностику два рефлексивных вопроса, на которые должны были ответить учащиеся.

Первый вопрос был задан с целью проведения рефлексии после работы с заданиями.

Какие задания контрольного среза Вам было трудно выполнить? Почему?

Второй вопрос был задан с целью проведения рефлексии и проверки сформирован-ности у учащихся умения ставить цель своей деятельности.

Подумайте и напишите, над чем, по Вашему мнению, после выполнения всех заданий контрольного среза Вам необходимо поработать (выучить, потренироваться и т. д.)? Сформулируйте цели Вашей работы.

Результаты исследования и обсуждение.

Анализ выполнения задания 1 показал, что 19 учеников (79,1 %) из 24 правильно восстановили последовательность шагов при создании письменного текста:

1. Обдумывание того, что нужно написать по теме сочинения.

2. Составление плана.

3. Написание текста.

4. Корректирование написанного.

Из 24 учеников 4 ученика (16,6 %) неправильно указали последовательность шагов при создании письменного текста: перепутали местами обдумывание того, что нужно написать по теме сочинения, и составление плана (первым назвали составление плана); 1 ученик (4,3 %) из 24 перепутал шаги корректирование написанного и написание текста (первым поставил корректирование написанного).

Таким образом, подавляющее большинство учеников в классе (79,1 %) справились с заданием, что свидетельствует о том, что они знают, в какой последовательности нужно действовать при создании текста. Такой результат выполнения первого задания не случаен: к 6-му классу учащиеся уже освоили последовательность работы по созданию текста, т. к. на это направле-

на вся работа по развитию речи, предусмотренная Программой по русскому языку .

Анализ выполнения задания 2 показал, что из 24 учеников 19 (79,1 %) правильно отметили вариант «рассуждение»; 3 ученика (12,5 %) отметили «повествование»; 2 ученика (8,4 %) -«описание».

Таким образом, подавляющее большинство учеников в классе (79,1 %) справились с заданием. Это свидетельствует о том, что они знают признаки рассуждения как типа речи, по которым могут отличить его от других типов (повествование, описание).

Из всех учеников 21 (87,5 %) правильно восстановили последовательность структурных частей текста-рассуждения, пронумеровав их следующим образом: 1. Тезис. 2. Доказательство. 3. Вывод. Однако 3 ученика (12,5 %) ошибочно указали последовательность частей рассуждения:

1. Доказательство. 2. Тезис. 3. Вывод.

1. Вывод. 2. Доказательство. 3. Тезис.

1. Тезис. 2. Вывод. 3. Доказательство.

Таким образом, большая часть учеников в классе (87,5 %) правильно выполнили задание 3. Это говорит о том, что к 6-му классу у учащихся сформировано знание структуры текста-рассуждения, также предусмотренное Программой по русскому языку .

Анализ выполнения задания 4.1 показал, что выполнить его не смогли 2 ученика (8,3 %) из 24. Остальные школьники выполнили задание. Полагаем, что правильным вариантом выполнения является: 1. Прочитать текст. 2. Обдумать смысл текста. 3. Восстановить последовательность частей текста. Правильно выполнили задание 12 учеников (50 %) из 24. Приведём примеры таких работ:

Прочитаю текст, вникну в смысл и подумаю, восстановлю последовательность.

Прочитаю, пойму суть, восстановлю последовательность.

Прочитаю текст, увижу логическую связь между частями текста, расставлю части по своим местам.

Расшифрую суть текста, поставлю цифры в правильном порядке, прочитаю составленный текст и др.

Отметим, что 6 учеников (25 %) из 24 либо излишне конкретизировали свои действия, либо, наоборот, указали их в общих чертах. Например:

Прочитаю исходный текст, мысленно переставлю части в правильном порядке, напечатаю текст на компьютере.

Прочитаю текст ещё раз, мысленно расставлю части текста по местам, запишу их в правильном порядке.

Прочитаю, подумаю, напишу и др.; Кроме того, 4 ученика (16,7 %) из 24 составили план своих действий, не соотносящийся с формулировкой задания. Например:

Придумаю текст, напишу (тезис, доказательства), сделаю вывод и др.

Таким образом, 50 % учеников в классе затрудняются в составлении программы своей деятельности с текстом, в частности в восстановлении последовательности структурных частей текста-рассуждения.

Анализ выполнения задания 4.2 показал, что 18 учеников (75 %) из 24 правильно соотнесли части предложенного текста со структурными частями текста-рассуждения: тезис - 3-й абзац, доказательство (аргументы) - 1-й абзац, вывод - 2-й абзац. Остальные 6 учащихся (25 %) неправильно соотнесли части текста со структурой рассуждения. Так, 3 ученика (12,5 %) ответили: тезис - 1-й абзац, доказательство (аргументы) - 2-й абзац, вывод - 3-й абзац; 2 ученика (8,3 %): тезис - 2-й абзац, доказательство (аргументы) - 1-й абзац, вывод - 3-й абзац; 1 ученик (4,2 %): тезис - 3-й абзац, доказательство (аргументы) - 2-й абзац, вывод - 1-й абзац.

Таким образом, 25 % учеников в классе не смогли сопоставить части текста со структурой текста-рассуждения и найти несоответствия между ними, действуя по намеченному плану.

С заданием 4.3 справились все 24 ученика (100 %), что свидетельствует о том, что если дать учащимся чёткие критерии самооценивания, то они без труда справятся с заданием, поэтому самооценка должна проводиться на основе понятных учащимся критериев.

Анализ выполнения задания 4.4 показал, что только 6 учеников (25 %) из 24 выполнили его правильно. По нашему мнению, правильным вариантом выполнения является: 1. Книга - лучший подарок. 2. Польза книги. 3. Книга -кладезь знаний. Этим ученикам не нужно было корректировать выполнение предыдущих заданий. Приведём примеры таких работ:

Книга - лучший подарок. Практичность и польза книги. Книга - кладезь знаний.

Книга - лучший подарок. Ценности книги. Книга остаётся лучшей! и др.

Отметим, что 14 учеников (58,3 %) выполнили задание следующим образом:

7 учеников (29,1 %) не отразили микротемы абзацев в формулировках пунктов плана:

Книга - лучший подарок. Разные социальные слои, книга долговечна и практична. Кладезь знаний.

Книга - лучший подарок. Книгу можно подобрать любому человеку. Книга нужна нам на протяжении всей жизни и др.

Этим ученикам также не нужно было корректировать выполнение предыдущих заданий, т. к. структура текста-рассуждения в их планах не нарушена;

6 учеников (25 %) не откорректировали свои изменения предложенного текста-рассуждения в соответствии с образцом:

Книга. Польза книги. Лучший подарок (Вывод. Доказательство. Тезис).

Книга - лучший подарок. Подходит всем. Много аргументов (Тезис. Вывод. Доказательство).

Лучший подарок. Вещь для любого возраста. Хвала книг (Тезис. Вывод. Доказательство).

Хорошие качества книг. Кладезь знаний. Книга - лучший подарок (Доказательство. Вывод. Тезис) и др.;

1 ученик (4,2 %) откорректировал свои ошибочные изменения текста-рассуждения (Вывод, Тезис, Доказательство) в соответствии с образцом:

Книга - лучший подарок. Объяснение, почему книга - лучший подарок. Обобщение о книге.

Из 24 учеников 4 ученика (16,7 %) не выполнили это задание.

Таким образом, 41,7 % учеников в классе не определили, что предложенный текст не соответствует структуре текста-рассуждения, не поменяли части текста местами, следовательно, не осуществили самокоррекцию деятельности.

Анализ ответов на первый вопрос показал, что 9 учеников (37,5 %) учеников считают, что задания затруднений не вызвали; 13 учеников (54,2 %) указали, что было трудным 4-е задание (полностью или под пунктами 1, 2, 4). В качестве причин затруднения указывали:

4.1, 4.4 - не сразу понял, что нужно делать;

4.1 - сложно было сформулировать мысль так, чтобы она была понятна;

4.4 - было сложно разглядеть микротему каждого абзаца;

4.2 - было трудно восстановить правильную последовательность частей текста и др.

Кроме того, 1 ученик (4,2 %) указал, что сложным показалось 3-е задание, т. к. заставило сильно задуматься; 1 ученику (4,2 %) показалось сложным 2-е задание: забыл типы речи.

Таким образом, у 54,2 % учеников в классе вызвало затруднение 4-е задание, что говорит о недостаточности развития у них регулятивных УУД на уроках русского языка при работе с текстом.

Анализ ответов на второй рефлексивный вопрос показал, что 4 ученика (16,7 %) из 24 не ответили на него; 6 учеников (25 %) поставили цель - поработать над составлением плана текста; 6 учеников (25 %) - выучить структуру текста-рассуждения. Приведём примеры таких ответов:

Научиться отличать тезис от вывода.

Узнать, как правильно нужно восстанавливать порядок текста-рассуждения и др.;

Кроме того, 8 учеников (33,3 %) поставили перед собой разные цели. Например:

Повторить последовательность шагов письменного текста.

Потренироваться в определении типов речи.

Улучшить знания по написанию сочинения и др.

Таким образом, умением ставить цель своей дальнейшей деятельности владеют 83,3 % учеников в классе.

Анализ выполнения всех заданий контрольного среза показал, что большинство учеников класса знают последовательность действий при создании письменного текста, что такое «рассуждение» как тип речи и его признаки, структуру текста-рассуждения, что свидетельствует об усвоении учащимися этих программных тем. Однако высокий процент школьников, в достаточной мере не владеющих умениями организации своей деятельности на уроке русского языка при работе с текстом, показал, что формирование регулятивных УУД - актуальная проблема современной методики, требующая решения.

Заключение. На основе проведённой диагностики можно говорить о необходимости специально организованной системы работы по формированию и развитию у учащихся регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции на уроках русского языка. Мы полагаем, что данная система может быть построена на основе текстовой деятельности школьников.

В перспективе исследования планируется апробация разработанной программы развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности, предусматривающая работу в двух направлениях:

1) создание понятийной базы: формирование представлений учащихся о регулятивных УУД - о постановке цели, составлении плана, проведении самооценки и самокоррекции, а также актуализация опорных речеведческих понятий;

2) обучение действиям целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции в текстовой деятельности.

Программа представлена разделами «Знания», «Умения» и «Виды заданий». Объём умений, которыми должны овладеть школьники, распределён по темам уроков развития речи, которые соответствуют темам, предусмотренным программой и тематическим планированием . Выделение умений для каждого урока отдельно - условно, т. к. работа по их развитию должна вестись не только на уроке развития речи, но и русского языка. Умения, которые должны быть развиты у учащихся в результате обучения, взаимосвязаны и взаимообусловлены, и работа по их формированию представляет единый процесс, результатом которого является организация учащимися своей учебной

деятельности на всех её этапах. Разработанные уроки направлены на развитие и совершенствование у учащихся регулятивных УУД в текстовой деятельности.

Таким образом, программа развития у школьников 6-го класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности включает:

Систему знаний о способах регулятивных действий целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции;

Систему регулятивных умений, которыми должны овладеть учащиеся на разных фазах текстовой деятельности на уроке русского языка;

Систему заданий, ориентированную на развитие у школьников регулятивных УУД целе-полагания, планирования, самооценки и самокоррекции в текстовой деятельности.

Список литературы

1. Русский язык: 6-й класс / Г Г Граник [и др.]; под общ. ред. Г Г Граник. М.: Мнемозина, 2012. Ч. 2. 207 с.

2. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому языку // Учёные записки Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Профессиональное образование. Теория и методика обучения. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. № 6. С. 30-40.

3. Черепанова Л. В. Методы и приёмы формирования у школьников рефлексии // Русская словесность. 2004. № 8. С. 62-71.

4. Черепанова Л. В. Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по русскому языку второго поколения основной школы // Учёные записки ЗабГГПУ. Сер. Профессиональное образование. Теория и методика обучения. Чита, 2012. № 6. С. 83-93.

5. Черепанова Л. В. Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому родному языку в средней школе // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование. Теория и методика обучения. Чита, 2015. № 6. С. 158-167.

Источники

6. Граник Г. Г., Борисенко Н. А., Владимирская Г Н. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9-е классы / под общ. ред. Г. Г Граник. М.: Мнемозина, 2013. 175 с.

7. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9-е классы: проект. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 112 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. М., 2011. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 07.07.2016).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. М., 2012. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 07.07.2016).

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с. (Стандарты второго поколения).

1. Russkii yazyk: 6-i klass / G. G. Granik ; pod obshch. red. G. G. Granik. M.: Mnemozina, 2012. Ch. 2. 207 s.

2. Cherepanova L. V. Vedushchie podkhody sovremennoi paradigmy obucheniya russkomu yazyku // Uchenye zapiski Zabaikal. gos. gum.-ped. un-ta im. N. G. Chernyshevskogo. Ser. Professional"noe obrazovanie. Teoriya i metodika obucheniya. Chita: Izd-vo ZabGGPU, 2010. № 6. S. 30-40.

3. Cherepanova L. V. Metody i priemy formirovaniya u shkol"nikov refleksii // Russkaya slovesnost". 2004. № 8. S. 62-71.

4. Cherepanova L. V. Tekhnologiya «Yazykovoi portfel"» v kontekste perekhoda na FGOS po russkomu yazyku vtorogo pokoleniya osnovnoi shkoly // Uchenye zapiski ZabGGPU. Ser. Professional"noe obrazovanie. Teoriya i metodika obucheniya. Chita, 2012. № 6. S. 83-93.

5. Cherepanova L. V. Formirovanie universal"nykh uchebnykh deistvii pri obuchenii russkomu rodnomu yazyku v srednei shkole // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Professional"noe obrazovanie. Teoriya i metodika obucheniya. Chita, 2015. № 6. S. 158-167.

6. Granik G. G., Borisenko N. A., Vladimirskaya G. N. Russkii yazyk. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov. 5-9-e klassy / pod obshch. red. G. G. Granik. M.: Mnemozina, 2013. 175 s.

7. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Russkii yazyk. 5-9-e klassy: proekt. 3-e izd., dorab. M.: Prosveshchenie, 2011. 112 s.

8. Federal"nyi gosudarstvennyi obrazovatel"nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya . M., 2011. Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588 (data obrashcheniya: 07.07.2016).

9. Federal"nyi gosudarstvennyi obrazovatel"nyi standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya . M., 2012. Rezhim dostupa: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (data obrashcheniya: 07.07.2016).

10. Fundamental"noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya // Rossiiskaya akademiya nauk, Rossiiskaya akademiya obrazovaniya; pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. 4-e izd., dorab. M.: Prosveshchenie, 2011. 79 s. (Standarty vtorogo pokoleniya).

Библиографическое описание статьи

Антошкина А. А. Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 100-106. (Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения).

Reference to the article

Antoshkina A. A. Regulatory Universal Learning Activities Development of Schoolchildren: the State, Perspectives // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11, No. 6. PP. 100-106. (Series Vocational Education, Theory and Methods of Teaching).

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова


Ключевые слова

дошкольное образовательное учреждение, универсальные учебные действия, познавательная деятельность, pre-school educational establishment, universal study actions, cognitive activity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной деятельности дошкольников через формирование у них умения учиться. Последнее осуществляется на основе развития у индивида универсальных учебных действий, характеризующихся авторами в контексте учебно-воспитательного процесса ДОУ. Делается вывод о том, что сформированность у ребенка комплекса универсальных учебных действий обеспечивает ему возможность овладения умениями и навыками для реализации основных видов деятельности.

Текст научной статьи

Поступление ребенка в первый класс знаменует его переход к следующему возрастному периоду, начало нового, большого пути, предполагающее кардинальное изменение в образе жизни не только самого юного гражданина, но и всех членов семьи. Налицо новые требования и новые обязанности, связанные с целым рядом ограничений, оставляющих гораздо меньше места для детской беззаботности и беспечности. Став школьником, ребенок активно овладевает новой для него деятельностью - учебной, которая увлекает его, приносит радость и чувство удовлетворения, способствует формированию желания и умения учиться. В данной связи чрезвычайно важным представляется формирование у детей еще до поступления в школу познавательных интересов, всемерно способствующих активизации их способностей. Познавательная деятельность ребенка требует особого научно-практического интереса, ибо в ходе ее реализации осуществляется формирование у него интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, характера и способностей, происходит становление психических процессов: восприятия, произвольного внимания, мышления, памяти, воображения, речи. Именно через данную деятельность осуществляется и обогащение его социального опыта, познание окружающей действительности, овладение знаниями, умениями и навыками, что и составляет основу формирования его личности. Вот почему развитие познавательной деятельности служит главным орудием подготовки ребенка к школе . Неотъемлемой составляющей развития познавательной деятельности дошкольников является воспитание у них познавательных интересов как важного фактора формирования личности каждого ребенка. Правильность подхода к решению этой сложной и многоаспектной проблемы служит залогом продуктивности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Определяющее значение в организации познавательной деятельности дошкольников имеет формирование у них умения учиться через реализацию определенного комплекса универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающего им возможность саморазвития и самосовершенствования путем усвоения знаний через практическую деятельность, путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта Комплекс универсальных учебных действий реализуется в педагогическом процессе образовательного учреждения посредством четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного . Охарактеризуем их более подробно в контексте учебно-воспитательного процесса ДОУ. Состав личностных действий представлен такими их видами, как самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая оценка. Самоопределение дошкольника представляет его внутреннюю позицию, выражающуюся в его личностном, профессиональном, жизненном определении. Ребенок размышляет над тем, каков он есть, каким желает стать, что он может и знает, к чему стремится и т.д. Смыслообразование выражается в постижении будущим школьником значения, смысла и мотивации учебно-познавательной деятельности. Нравственно-этическая оценка предполагает формирование у ребенка способности соотнесения своих поступков с действующими в социуме морально-этическими нормами и правилами. В качестве основных предпосылок личностных универсальных учебных действий следует указать развитие у детей умений: 1) осознания своих возможностей и качеств, 2) соотнесения своих поступков с принятыми нравственными принципами, 3) ориентировки в системе социальных ролей и межличностных отношений. Немаловажным является воспитание таких необходимых свойств личности, как познавательная и социальная мотивация, адекватная самооценка, терпимое отношение к чужой точке зрения, комплекс нравственных ориентиров (уважительного отношения к окружающим, любви к близким, к большой и малой родине, бережного отношения к природе и т.д.). В качестве основных видов регулятивных универсальных учебных действий выступают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Данные УДД находят выражение соответственно в формировании у дошкольника умения планировать свои действия исходя из поставленной задачи, предвидеть результат своей работы, контролировать собственные действия, видеть и исправлять указанные ошибки, осуществлять оценку правильности или неправильности совершаемых или наблюдаемых поступков. Блок познавательных универсальных учебных действий представлен такими их видами, как умение ребенка ориентироваться во времени и пространстве, пользоваться правилами, инструкциями и алгоритмами, оценивать результаты своих действий. Информационные познавательные УУД предполагают развитие у дошкольников умений пользования школьными принадлежностями, работы с книгой и ориентировки по условным обозначениям в ней, работы с иллюстрациями. Логический характер познавательных УДД обеспечивается овладением дошкольниками на элементарном уровне следующим рядом операций: классификацией, анализом, синтезом, сравнением, обобщением, сериацией, исключением лишнего, установлением причинно-следственных связей, а также моделированием. В числе коммуникативных универсальных учебных действий выделяются уме-ния, связанные с взаимодействием и сотрудничеством дошкольников со взрослыми и сверстниками, организацией совместной деятельности в парах или труппах, ведением монолога и диалога, ответами на вопросы, использованием вербальных и невербальных средств общения и построением высказываний, понятных для собеседника. Главные предпосылки формирования описанных действий представлены опре-деленным комплексом возможностей и умений, состоящих в развитости мелкой мото-рики рук, осуществлении действий по правилу или образцу, сохранении заданной цели и удерживании поставленной задачи в ходе всего выполнения работы, удерживании внимания при слушании короткого текста или рассматривания репродукции, готовно-сти к выбору интересного для себя рода занятий из нескольких предложенных и вы-полнению работы по инструкции взрослого. Не менее важными являются, на наш взгляд, и такие предпосылки, как стремление ребенка к общению со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать партнера по общению, положительное эмоциональ-ное отношение к процессу взаимодействия и сотрудничества, четкое формулирование собственного мнения, собственной позиции. В качестве основных средств становления у дошкольников рассматриваемых действий выступают задания, требующие в элементарной форме что-либо объяснять, проверять, доказывать, оценивать, придумывать, выбирать, сравнивать, подбирать, находить закономерности, определять верность или неверность утверждений, догадываться, наблюдать, делать выводы и т.д. Такие задания направлены на выполнение дошкольниками разнообразных учебных операций, способствующих развитию умения ставить перед собой цель и двигаться к ее достижению. Анализируя те или иные объекты, дошкольники выделяют в них существенные и несущественные детали, выявляют сходные и различные элементы, сравнивают, классифицируют, рассуждают, обобщают и на этой основе конструируют довольно простые суждения о наблюдаемых объектах, об их сущности, их структурах, признаках и пр. В результате систематического осуществления работы по формированию у дошкольников универсальных учебных действий выпускник ДОУ должен обладать следующими характеристиками: в контексте личностных УУД: сформированностью основных физических качеств и потребностью в двигательной активности, соблюдением действующего комплекса правил, призванных обеспечить здоровый образ жизни; любознательностью и активностью; эмоциональной отзывчивостью; наличием первичных представлений о себе, о членах семьи, о социуме; в контексте регулятивных УУД: способностью управления собственным поведением и планирования своих действий с опорой на первичные ценностные представления, соблюдение функционирующих в обществе поведенческих правил и норм, владение элементарными основами учебной деятельности; в контексте познавательных УУД: способностью к решению адекватных дошкольному возрасту интеллектуальных и личностных проблем, предполагающих творческое использование полученных знаний в решении или преобразовании способов решения поставленных задач, проектирование собственного замысла и его воплощения в рисунках, рассказах, постройках и пр.; в контексте коммуникативных УУД: владением способами взаимодействия с ровесниками и взрослыми, обеспечивающими правильное примение средств коммуникации (вербальных и невербальных), выбор и изменение стиля общения в соответствии с обстоятельствами. Таким образом, сформированность у дошкольника необходимой совокупности УУД обеспечивает ему широкие возможности для овладения речевыми, изобразительными, музыкальными, трудовыми и другими умениями и навыками как прочной базой оптимальной реализации главных видов деятельности.

3

1 ФБГОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

2 ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет)

3 Нижегородское МБОУ «Лицей №8»

Статья посвящена проблеме изучения направленности урока на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД и анализу приёмов и средств, которые использовались для этого. Было проведено наблюдение и анализ уроков в четвёртых, пятых и шестых классах с точки зрения развития универсальных учебных действий обучающихся. Результаты наблюдения показали, что на каждом из просмотренных уроков были задействованы все УУД или отдельные их элементы, но их развитие происходит неравномерно. Отдельные компоненты УУД развиваются более активно. Например, много внимание уделяется развитию учебной мотивации, познавательным логическим действиям, действию контроля и самоконтроля, речевым действиям. Меньше уделяется внимание становлению нравственно-этической ориентации, прогнозированию, постановке и решению проблемы, кооперации с окружающими. Таким образом, на каждом современном уроке важно развивать все универсальные учебные действия, используя разнообразные средства и приёмы, примеры которых даны в статье.

универсальные учебные действия – ууд

личностные ууд

регулятивные ууд

познавательные ууд

коммуникативные УУД

приёмы развития ууд.

1. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 220 с.

2. Мамонова Е.Б., Суворова О.В. Особенности развития УУД (универсальных учебных действий) обучающихся 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС / Е.Б. Мамонова, О.В. Суворова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – URL: http://www.?id=24454 (дата обращения: 12.06.2017).

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. (Стандарты второго поколения).

4. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у учащихся. 5–9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития, сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.

5. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 235 с.

6. Мамонова Е.Б., Персонова А.А. Особенности становления универсальных учебных действий (УУД) пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено /Е.Б. Мамонова, А.А. Персонова // Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 2 (4). – URL: psykaf417.esrae.ru/ru/10-92 (дата обращения: 09.06.2017).

Работа по новому федеральному образовательному стандарту, вступившему в силу с 2010 года, предполагает накопление определённого опыта по использованию в учебной деятельности приёмов и средств, направленных на развитие универсальных учебных действий - УУД.

Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» . Реализацию системно-деятельностного подхода как раз и обеспечивает развитие универсальных учебных действий в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия представляют собой общие умения, которые помогают учащимся осваивать знания из разных областей науки. Выделяют 4 категории таких умений. Личностные УУД , включают в себя внутреннюю позицию школьника , которая помогает глубже проникать в суть изучаемых явлений; объективную самооценку школьника , предполагающую уверенность в себе и преодоление различных препятствий и затруднений; мотивацию учебной деятельности , которая ориентирует обучающего на познавательную сторону учебной работы; нравственно-этическую ориентацию , которая предполагает уважительное отношение к себе, к окружающим, к обществу, природе, миру в целом. Регулятивные УУД помогают организовывать деятельность, удерживать её цель, планировать действия, результат, учитывать ошибки, возникающие по ходу работы, осуществлять коррекцию своей деятельности. Познавательные УУД направляют обучающихся при постановке и решении учебных проблем, а также дают возможность применять логические операции при решении учебных и внеучебных задач. Коммуникативные УУД помогают ученикам грамотно, развёрнуто высказывать свою точку зрения, формулировать вопросы и ориентироваться в ответах, а также уметь налаживать сотрудничество с людьми .

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
  • универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся .

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Цель

Целью данной работы является изучение направленности урока на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД и анализ приёмов и средств, которые использовались для этого. В качестве методики изучения использовался протокол наблюдения за развитием УУД на уроке, разработанный Мамоновой Е.Б. на основе психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у учащихся, рекомендованного Министерством образования , .

Количество наблюдаемых уроков: 17 (5 в 6-х, 8 в 5-х классах и 4 в 4-х классах).

Результаты исследования и их обсуждение

Внимание развитию внутренней позиции школьника уделялось не на всех уроках. Внутренняя позиция актуализируется, когда ученик осознанно, ответственно и с пониманием относится к выполняемым заданиям. Например, учителя использовали такие приёмы: изложите своё мнение, понимание того или иного вопроса; обоснуйте своё мнение. Интересным и многофункциональным было задание: «Дайте определение этому понятию с двух позиций, как ученик начальной школы и как пятиклассник. Что нового вы узнали об этом понятии?» Данное задание затрагивает не только внутреннюю позицию школьника, но и мотивационную сферу - ученик понимает, что он продвигается вперёд, ему становится интересно, что будет дальше; сферу самооценки - он оценивает прошлые и новые знания; осуществляет контроль над своими знаниями и корректирует их; познавательную сферу - анализирует, сравнивает, делает выводы. Такое многофункциональное задание является простым для применения и эффективным для развития УУД обучающихся. Также способствуют осознанию изученного материала и стимулируют развитие внутренней позиции школьника такие вопросы, как: что показалось наиболее интересным, что трудным, что удивило и т.д. Таким образом, актуализировать внутреннюю позицию можно простыми средствами, при этом знания, полученные на уроке, перейдут на более глубокий уровень понимания.

Развитие самооценки происходило на каждом из просмотренных уроков. Чаще всего на уроках применялась итоговая оценка, при которой оценивание происходит в конце выполнения учебных задач. Чаще всего оценивание происходило по критерию правильности выполнения и общего настроения на уроке. На одном уроке в начальной школе учитель предложила 2 критерия для самооценки - правильность и сложность, третий критерий ученики должны были выбрать сами и оценить себя. На уроках важно стимулировать развитие разных видов самооценки и расширять критерии оценивания. Для этого, как образец оценки, педагогу можно чаще использовать развёрнутую качественную оценку в таких формулировках, как интересный подход, грамотно изложено, чёткое выступление, точная формулировка, неординарная мысль, творческий подход, быстрая работа, высокая активность, аккуратное исполнение, позитивный взгляд, уважительное отношение, тонкое чувство юмора и т.д. Развитию мотивационного компонента уделялось внимание на каждом из просмотренных уроков. Желание учиться, интерес к знаниям - центральные составляющие учебного процесса. Развитие мотивационной сферы стимулировали на уроке такие приёмы, как связь знаний с личным опытом, использование проблемных задач, творческих заданий, групповая работа, например, по исправлению ошибок друг друга. Выявление связей с другими учебными предметами, динамичность урока - много заданий, вопросов, оценок; использование провокационных неоднозначных вопросов, совместные обсуждения. Элементы игры на уроке, работа по цепочке, использование наглядности; применение невербальных знаков и индивидуальных письменных досок. Интересным оказалось использование на уроке мобильного телефона - ученика попросили найти информацию об авторе цитаты, которая использовалась на уроке. Таким образом, мотивационной сфере важно уделять особое внимание и в дальнейшей учебной деятельности.

Такой компонент личностных УУД, как нравственно-этическая ориентация, на просмотренных уроках не был затронут. Обсуждение нравственного выбора чаще применяется на уроках литературы, истории, обществознания. Но нравственные проблемы могут быть затронуты и на других уроках. Например, обсуждение того, как один учёный заимствовал эту идею у другого. Или грамотная речь - это показатель уважения к собеседнику или нет? Или обсуждение ситуативных моментов урока, связанных с моральным выбором - списывание, подсказка насмешки, ошибки, обиды на оценку и т.д.

Развитие регулятивных УУД происходило на каждом из просмотренных уроков. Чаще всего использовались такие компоненты регулятивных УУД, как учебные действия, и контроль и самоконтроль. В учебных действиях использовались рефлексивные действия, действия на выбор оптимального варианта решения, действия контроля и оценки и т.д. Часто использовался взаимоконтроль, анализ ошибок, отслеживание правильности устного ответа одноклассника, устная проверка, проверка примеров на доске, высказывание аргументов с опорой на подсказку, проверка и взаимопроверка правильности выполнения, с отметкой на полях «+», «-». Также достаточно часто отрабатывался на уроках такой компонент регулятивных УУД, как коррекция - представлен был исправлением ошибок при устных или письменных ответах, групповое исправление типичных ошибок класса, составленных учителем. В 75% случаев применяются и оценка, чаще всего итоговая - оценка по заявленным критериям, взаимооценка, оценка аплодисментами. В 60 % случаев использовалось и планирование - давался готовый план, в начальной школе использовались памятки с алгоритмом действий; совместно с классом составлялся алгоритм, выполнялись задания по словесной инструкции, составлялся план решения задачи; ученики составляли план работы группы, осуществлялся подбор вопросов по пройденному материалу, было составление схемы ответа, составление с классом плана урока. Отработка постановки цели также использовалась в большинстве уроков. Чаще ученики сами формулировали цель, опираясь либо на ключевые слова, либо на дополнительное задание. Иногда цель формулировал учитель, один раз цель в конце урока поставили на следующий урок. И только в 30 % случаев в конце урока были подведены итоги, достигнута ли цель. Смысл в отработке данного компонента регулятивной сферы не только в формулировке цели, но и в её достижении, в анализе трудностей, возникших на пути к достижению цели. Реже других, только в 10 % случаев, на уроках применялись прогнозирование и саморегуляция. Умения саморегуляции актуализировались при самостоятельном составлении закономерности, при выборе оптимального способа выполнения деятельности, при оценке и выборе наиболее трудных и интересных моментов, при самостоятельной организации деятельности для выполнения трудных заданий, при самостоятельном подведении итогов урока. Прогнозирование применяли, делая прогноз на время выполнения задания, на успешность выполнения самостоятельной работы, на доступный для самостоятельного выполнения уровень сложности. Систематическая работа в начальной школе по развитию регулятивных УУД предполагает готовность обучающихся в среднем звене к отработке каждого компонента учебных действий, поэтому важно использовать всё многообразие средств для развития регулятивной сферы.

Как показало наше исследование становления учебных действий при переходе из начальной школы в среднее звено, в начальной школе учитель, хорошо зная каждого ученика, осуществляет постоянный внешний контроль над ним, находясь при этом в тесном контакте с родителем учащегося. Среднее звено предъявляет другие требования к самостоятельности и организованности обучающегося. Важно, чтобы ребёнок сам планировал свою работу, учитывал возможные трудности, прогнозировал результат, корректировал свою работу по ходу её выполнения. Таким образом, ученики из тепличных условий начальной школы попадают в более жёсткую атмосферу среднего звена, не всегда принимая новые условия и требования. Переключение с учебной сферы на сферу общения и эмоциональная несдержанность также выступают факторами снижения уровня развития УУД школьников .

На 60 % просмотренных уроков реализовывался компонент познавательных УУД «постановка и решение проблемы». Школьники постепенно продвигались в решении проблемы, опираясь на алгоритм, рассуждали о проблеме, самостоятельно ставили проблему. Давали определение научному понятию, создавали алгоритм действий, самостоятельно вывели формулу, самостоятельно сформулировали правило. То есть данный компонент подразумевает решение сложных познавательных задач, к которым нужно быть готовым и для эффективного решения которых необходим высокий уровень развития регулятивных УУД.

На каждом из просмотренных уроков происходило развитие логических действий. Школьники анализировали, синтезировали, сравнивали, действовали по аналогии, комбинировали, обобщали, делали промежуточные и итоговые выводы. Чаще всего такие действия совершались на высоком темпе умственной деятельности, переключаясь с одного действия на другое.

Развитию коммуникативных действий уделялось внимание на каждом из просмотренных уроков. Чаще развивались способности, связанные с высказыванием своего мнения и речевые действия. Реже развивались способности к кооперации с окружающими, которые актуализируются только в групповой работе. Развитие навыков общения происходило при устных ответах, высказывании своего мнения, развёрнутом ответе, при устном представлении письменного задания, обосновании этапов решения задачи, рассуждении на заданную тему. Кооперативные коммуникативные действия были затронуты, когда обучающиеся работали в парах или группах. Совместно представляли результаты своей работы, договаривались о том, кто представит эти результаты, распределяли роли в группе. Так как групповая работа требует подготовки и затратная по времени, важно включать в урок элементы такой работы, чтобы она была привычна, кроме того, группирование со сверстниками раскрывает возрастные возможности обучающихся. Развитие речевых действий происходило во время отработки специфического языка того или иного предмета - лингвистического, математического и т. д.; формулирования вопросов и ответов; проговаривания алгоритма действий; составления рассказа; объяснения способа решения; составления задания; формулирования определений; организации дискуссий; комментирования своих действий; письменной формулировки ответа на вопрос.

Выводы

На каждом из просмотренных уроков были задействованы все УУД или отдельные их элементы, но их развитие происходит неравномерно. Отдельные компоненты УУД развиваются более активно. Например, много внимание уделяется развитию учебной мотивации, познавательным логическим действиям, действию контроля и самоконтроля, речевым действиям. Меньше уделяется внимание становлению нравственно-этической ориентации, прогнозированию, постановке и решению проблемы, кооперации с окружающими.

Важно стимулировать развитие каждого компонента личностных учебных действий, использовать новые приёмы. Развитие нравственно-этической ориентации, которая не была задействована на просмотренных уроках, возможно при обсуждении того, как один учёный заимствовал эту идею у другого. Или грамотная речь - это показатель уважения к собеседнику или нет? Или обсуждение ситуативных моментов урока, связанных с моральным выбором - списывание, подсказка, насмешки, ошибки, обиды на оценку и т.д. Педагогу можно чаще использовать развёрнутую качественную оценку, как пример оценки, в таких формулировках, как: интересный подход, грамотно изложено, чёткое выступление, точная формулировка, неординарная мысль, творческий подход, быстрая работа, высокая активность, аккуратное исполнение, позитивный взгляд, уважительное отношение, тонкое чувство юмора и т.д.

Систематическая работа в начальной школе по развитию регулятивных УУД предполагает готовность обучающихся в среднем звене к отработке каждого компонента учебных действий, поэтому важно использовать всё многообразие средств для развития каждого компонента регулятивной сферы. Важно также подводить итоги, достигнута ли цель. Смысл в отработке данного компонента регулятивной сферы не только в формулировке цели, но и в её достижении, в анализе трудностей, возникших на пути к достижению цели.

Отработка логических действий в познавательных УУД представлена более широко. Но умению ставить и решать проблему важно уделять не меньшее внимание, так как оно включает в себя и логические действия в том числе. То есть умение решать проблему подразумевает решение сложных познавательных задач, к которым нужно быть готовым, и для эффективного решения которых необходим высокий уровень развития регулятивных УУД.

Так как групповая работа требует подготовки и затратная по времени, важно включать в урок элементы такой работы, чтобы она была привычна, кроме того, группирование со сверстниками раскрывает возрастные возможности обучающихся. Развитая коммуникативная сфера предоставляет широкие возможности для самореализации обучающегося.

Таким образом, на каждом современном уроке важно развивать все универсальные учебные действия, используя разнообразные средства и приёмы.

Библиографическая ссылка

Сорокоумова Е.А., Мамонова Е.Б., Суворова О.В., Персонова А.А., Петрова О.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИЁМОВ РАЗВИТИЯ УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26565 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Королева Мария Александровна

Современное состояние проблемы формирования УУД при обучении биологии

Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование универсальных учебных действий, федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, урок биологии.

Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу введения новых образовательных стандартов и изменению основных подходов в их осуществлении. В связи с этим приводятся результаты анализа понятия «универсальные учебные действия». Существенное внимание уделено исследованию ряда проблем, появляющихся в связи с формированием универсальных учебных действий у учащихся на уроках биологии в школьной практике, а также рассмотрены пути их решения.

В современном обществе сугубо специализированные отрасли стремительно теряют свои лидерские позиции. Каждое явление, каким бы оно ни было, сегодня можно (и даже необходимо) рассматривать полифункционально. Различные термины и виды деятельности свободно перетекают из одной области науки в другую, сближая их, объединяя, смывая границы между ними.

Соответственно, чтобы быть успешным в такой ситуации, теперь недостаточно иметь только большой объем косных знаний (под «косными» подразумеваются инвариантные, фундаментальные знания, накопленные в каждой из областей наук). Сегодня гораздо важнее уметь быстро получить ту или иную информацию, перестроиться под новые обстоятельства, обновить свои знания и умения в соответствии с новыми требованиями.

Именно поэтому так много внимания со стороны научной и педагогической общественности привлекла категория «универсальные учебные действия», заявленная в Федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения, и вызвала на себя большое количество обсуждений и споров.

Рассматривая это понятие с разных сторон, современные деятели психологии, педагогики и методики предлагают различные его определения.

Глоссарий ФГОС дает следующее определение, в котором акцентируется внимание на глобальном значении универсальных учебных действий: универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта .

А.Г. Асмолов предлагает уточнить и конкретизировать данное определение еще и в узком смысле:

Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

М. Пак и А.Н. Лямин в своей статье говорят об универсальных учебных действиях как о разносторонних и многофункциональных учебных действиях интегративного характера, пригодных для достижения образовательных, а также социально-значимых и жизненно важных целей .

Слово «универсальный» в этом понятии отражает все те особенности, которые рассмотрены выше. То есть, полифункциональность, гибкость, вариативность, и даже скорость, актуальность, современность и своевременность.

Слово «учебный» в контексте этого понятия следует рассматривать скорее как процесс присвоения опыта на протяжении всей жизни, а не как процесс, приуроченный к обучению в каком-либо образовательном учреждении.

И, наконец, слово «действия» предполагает активное участие школьников в образовательном процессе. Превращение их во многом из пассивной «впитывающей губки», как говорят многие педагоги, в исследователя, конструктора и контролера своей познавательной деятельности.

То, что мы вкладываем сегодня в понятие «универсальные учебные действия» должно обеспечить развитие способности обучающихся не только к поиску и отбору новых знаний, но и к формированию готовности ценить и оценивать их. Следовательно, универсальные учебные действия должны обеспечить развитие потребности получать знания, различать ценность той или иной информации, критически оценивать ее достоверность, отбирать те знания, которые необходимы в данной ситуации.

Созвучны требованиям времени и современные цели биологического образования, которые заключаются не только в передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но и в переводе их взаимодействия на уровень формирования компетентности. Это позволит учащимся «научиться учиться», разовьет в них способность к постоянному непрерывному самообразованию, стремление к поиску новой информации из различных источников, ее осмыслению и творческому использованию в своей деятельности.

В связи с этим нам представляется важным исследование современного состояния проблемы формирования универсальных учебных действий в школе в процессе обучения биологии.

В рамках нашего исследования приняли участие 73 учителя биологии школ города Мурманска и Мурманской области и школ города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ ответов респондентов позволяет нам сделать следующие выводы.

Как показало анкетирование учителей, 63% опрошенных неверно определяют понятие «универсальные учебные действия» или толкуют его с допущением ошибок. 13% учителей оставили данный вопрос без какого-либо ответа. Такие показатели могут быть вызваны тем, что ознакомление педагогов с нормативными документами зачастую носит лишь формальный характер. Также можно предположить непосредственное влияние устоявшегося негативного отношения к изменениям и реформам образовательной сферы, существующим в нашей стране.

Данные опрошенных учителей биологии свидетельствуют о том, что им зачастую трудно разграничить понятия «универсальные учебные действия» и «общеучебные» умения. Об их значительном отличии друг от друга говорят лишь 37% респондентов. А 39% отмечают, что отличий почти не наблюдается. 16% педагогов оставили данный вопрос без какого-либо ответа.

Вместе с тем подавляющая часть педагогов – 77% - считает, что развивать универсальные учебные действия на уроках биологии необходимо. Кардинально противоположного мнения придерживается лишь 1% респондентов. Одна шестая опрошенных учителей считает, что достаточно будет только эпизодически обращаться к вопросу формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. А 6% затруднились ответить, что, возможно, связано с непониманием значения понятия «универсальные учебные действия», а, соответственно, и его места в учебном процессе.

43% учителей руководствуются принципом формирования универсальных учебных действий на практике систематически, а 39% осуществляют его лишь эпизодически. Совсем не развивают или затрудняются ответить 17% респондентов. Сравнивая эту информацию с полученной ранее, мы можем заметить, что не все педагоги, считающие необходимым развивать универсальные учебные действия на уроках биологии, осуществляют эту деятельность в реальной практике. Зато процент педагогов, обращающихся к данному виду деятельности эпизодически, значительно возрастает. Но известно, что любую деятельность можно сформировать лишь путем систематических тренировок и эпизодического обращения не может быть достаточно.

Чаще всего универсальные учебные действия подразделяют на 4 группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Они формируются в результате взаимодействия обучения всем предметам, в каждом из которых преобладают определенные виды учебного действия. При обучении биологии особое внимание, по мнению респондентов, следует уделять познавательным универсальным учебным действиям. Этот вариант ответа отметил 91% респондентов. Почти в два раза меньшее количество педагогов считают необходимым развивать коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Последнее место по значимости (23%) отведено регулятивным универсальным учебным действиям.

Такое внимание педагогов к формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, умения, входящие в группу познавательных универсальных учебных действий, наиболее удобно развивать в рамках предмета «биология», опираясь на его содержание, методы и средства обучения.

Во-вторых, преобладание познавательной группы универсальных учебных действий может объясняться также тем, что школа в течение долгого времени выполняла функцию, прежде всего, транслятора готовых знаний, поставив познавательный аспект деятельности превыше остальных.

Кроме того, не существует четкой границы, разделяющей универсальные учебные действия на группы. Они все взаимосвязаны между собой, схожие элементы и операции встречаются в разных группах универсальных учебных действий. Поэтому любые задания на формирование личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, построенные на материале предмета «биология», будут нести в себе также и познавательный аспект.

Значительное отставание регулятивной группы может говорить о том, что учителя еще не готовы выпустить контроль учебной деятельности школьников из своих рук и передать эту инициативу самим учащимся.

На вопрос: «Какие виды универсальных учебных действий необходимо в первую очередь формировать при обучении биологии в основной школе?» - большинство учителей отметили существенным создание алгоритмов деятельности при решении проблем учебного, исследовательского и творческого характера применения методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, анализ полученной информации. Чуть менее половины опрошенных учителей биологии указали на такие виды, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Рефлексия способов и условий деятельности, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов деятельности, а также учебная коммуникация с учителем и одноклассниками – были указаны в анкетах 43 и 41% опрошенных соответственно.

Чуть больше трети респондентов выделили в качестве приоритетных видов универсальных учебных действий планирование учебной деятельности. Аутсайдерами оказались умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения. Следует отметить, что лидирующие позиции снова остались за теми видами универсальных учебных действий, которые относятся к познавательной группе. Последнее место по значимости было отведено личностным универсальным учебным действиям.

Такая ситуация может быть вызвана тем, что, понимая необходимость личностного развития ребенка и привития ему общепринятых моральных норм, учителя зачастую не находят для этого времени непосредственно на уроке. Такого рода работа, по их мнению, прежде всего, должна осуществляться во внеурочной и внеклассной работе, в процессе воспитания детей в семье. Как показывает практика, эти надежды не редко остаются неоправданными.

Развивая универсальные учебные действия при обучении биологии, учителя-предметники опираются преимущественно на практические работы и исследовательскую деятельность школьников. При этом они отводят главную роль традиционному уроку биологии и крайне редко отступают от уже устоявшихся форм. Лишь 11% респондентов отметили значение творческих заданий, учебных проектов, практикумов, лекционно-семинарских занятий, смарт-уроков и применение различных педагогических технологий в качестве возможных способов формирования универсальных учебных действий.

Категория универсальных учебных действий была введена в науку и школьную практику относительно недавно, поэтому учителя биологии сталкиваются с рядом трудностей при их формировании. Основными из них по результатам исследования выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперациональных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий. Были отмечены и проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий. Также учителя ссылались на нехватку опыта в новом для них ракурсе деятельности.

Универсальные учебные действия обладают рядом функций, которые выделили Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Наиважнейшей из них, по мнению педагогов-предметников, является создание условий для развития компетентности «умения учиться»; на треть менее значимым выступает создание условий для гармоничного развития личности и обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений и навыков. Менее важной, со стороны опрошенных, оказалась функция обеспечения возможности обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения.

Несмотря на большое отставание последней функции, учителя отмечают возрастание самостоятельности школьников при полном овладении универсальными учебными действиями (значительное – 69% и незначительное – 26%). 61% учителей считает, что развивать самостоятельность на основе универсальных учебных действий эффективно.

В результате анализа современных школьных учебников по биологии, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных школах было отмечено, что далеко не все из них включают задания, ориентированные на развитие универсальных учебных действий. В учебных книгах до сих пор не редко преобладают вопросы репродуктивного характера, направленные на воспроизведение знаний, количество заданий, способствующих развитию различных видов деятельности учащихся, в целом не велико.

Таким образом, анализ психологической, педагогической литературы, результатов анкетирования учителей биологии и организация экспериментального обучения по развитию универсальных учебных действий у школьников позволили сделать вывод, что успех их формирования определяется следующими методическими условиями:

  1. мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
  2. четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
  3. организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
  4. наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
  5. опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Л.С. Выгодским, П.Я Гальпериным и др. (для традиционной методики обучения биологии характерно акцентирование внимания на внешних факторах, направляющих процесс освоения общеучебных и специальных умений);
  6. постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
  7. всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии .

Важно отметить, что универсальные учебные действия могут быть сформированы только в процессе специально организованной учебной работы с учащимися на основании использования педагогами новых технологий, методов и приемов организации учебной деятельности. А значит, необходимо значительное внимание уделять просветительской работе среди учителей и разрабатывать методические пособия, направленные на формирование универсальных учебных действий у школьников в отдельных предметных областях.

Результаты анкетирования учителей биологии также убедили нас в необходимости включения системы заданий, направленных на развитие различных универсальных учебных действий, в содержание школьных учебников. При этом данные задания должны выступать в виде одного из критериев экспертной оценки качества учебника или учебного пособия. Сопровождать и методически поддерживать процесс развития универсальных учебных действий могут соответствующие рекомендации для учителей и учащихся. В случае необходимости целесообразно осуществить специальную психолого-педагогическую и методическую подготовку учителей в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки кадров по данной проблеме.

Библиографический список

  1. Глоссарий ФГОС – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 (дата обращения: 12.11.2012)
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Пак М., Лямин А.Н. Формирование универсальных учебных действий школьника при обучении химии // Концепт. 2012. №6. URL: http://www.covenok.ru/koncept/article/94/2012_iyun_art12079.html (дата обращения: 23.03.2013)
  4. Королева М.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в школе // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26-29 ноября 2012 г., Вып. 11, Санкт-Петербург. – СПб. Изд-во «ТЕССА», 2012. 241-244 с.
  5. Королева М.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии // Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ: Материалы Интернет-конференции / Ред. сов.: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, Н.М. Федорова – СПб., Изд-во «Свое издательство», 2013. 67-70 с.

Волкова Александра Александровна

магистрант, 1 курс, ТГУ, г. Тольятти

Руденко Ирина Викторовна

д-р пед. наук, профессор ТГУ, г. Тольятти

E-mail:

Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий не нова. «Учусь учиться!» - выражение, которое можно встретить во многих классах общеобразовательных учреждений. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознатель­ного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется как совокупность спосо­бов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного началь­ного образования выделяется формирование универсальных (мета­предметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьни­кам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к самораз­витию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметные области, в том числе и «Литературное чтение», и «Иност­ранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возмож­ность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» .

Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятель­ной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноцен­ное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1.мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

2.учебную цель;

3.учебную задачу;

4.учебные действия и операции (ориентировка, преобразо­вание материала, контроль, оценка и самооценка).

Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельнос­ти младших школьников при овладении иноязычной речевой деятель­ностью .

Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапред­метный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую не успешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разрабо­танную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготс­кий, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

1.личностный;

2.регулятивный;

3.познавательный;

4.коммуникативный.

Представим характеристику универсальным учебным действиям.

1. Личностные действия сформируют у учащегося нравст­венную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориента­цию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учеб­ные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.

2.Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организа­цию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образо­вания - развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

3.Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают

·общеучебные действия;

·логические действия;

·действия по постановке и решению проблемы.

4.Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятель­ности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и зада­ний для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться, и развиваться вышеперечисленные блоки универ­сальных учебных действий. Педагоги не должны оставлять без внима­ния процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий - масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

Таблица 1.

Универсальные учебные блоки.

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

личностные

На этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

Проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни);

Задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

регулятивные

Составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по чтению;

Составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

Задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

Контрольные задания, в том числе тестового характера

познавательные

Формулировка познавательной задачи самими учащимися;

Организация проектной деятельности учащихся;

Подготовка устного и письменного речевого высказывания;

Формулирование проблемы (главной идеи) текста;

Извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;

Составление таблиц, схем-моделей;

Замещение буквы звуком;

Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

Самостоятельное достраивание

выражение/предложения/диалога/текста с

восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

коммуникативные

Организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспе­чит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Список литературы:

1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. М.: Просвещение, 2010. 125 с.

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.

3. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов [и др.] М.: Просвещение, 2010. 220 с.

4. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1972. 253 с.

Вверх