Характеристики современной белорусской семьи. Белорусские традиции – семья, дом, кулинария Литература о неполных семьях в беларуси

  • 4. Прикладная социология. Генеральная, выборочная совокупность. Репрезентативность.
  • 5. Основные этапы социологического исследования.
  • 6. Анкетирование как метод социологического исследования.
  • 7. Общество как система: определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.
  • 8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).
  • 9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.
  • 10. Характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ.
  • 11. Социальная структура и стратификация. Социальная мобильность, её разновидности.
  • 12. Исторические типы социальной стратификации.
  • 13. Объективные и субъективные критерии социальной стратификации. Стратификационный профиль общества. Стратификационный профиль личности.
  • 14. Профиль экономического неравенства. Значение среднего класса для общества. Социальная стратификация современного белорусского общества.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.
  • 16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.
  • 17. Определение понятий "социальный класс", "социальная группа", "социальный слой" (страта), "социальный статус".
  • 18. Динамические характеристики общества. Понятие социальной модернизации. Социальная трансформация, социальная эволюция и революция.
  • 19. Понятие социального развития. Развитие и прогресс. Критерии социального прогресса.
  • 20. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.
  • 21. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.
  • 22. Социализация: определение понятия, этапы. Направленная и ненаправленная социализация. Десоциализация и ресоциализация.
  • 23. Социальный конфликт: определение, причины, виды и способы их урегулирования. Функции социального конфликта.
  • 24. Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции. Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.).
  • 25. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, формы, основные причины. Что значит «аномия»?
  • 26. Социальный контролькак механизм социальной регуляции поведения людей, его виды.
  • 27. Социальное управление. Содержание социальной политики в Республике Беларусь.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.
  • Функции религии
  • 32. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.

    Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:

    1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).

    2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие

    3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.

    4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)

    Тенденции развития:

        Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей

        Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод

        Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями

        Рост числа несовершеннолетних родителей

        Рост числа семейно-бытовых преступлений

        Рост числа бездетных семей

        «Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).

    С точки зрения функционирования современной семьи как системы рассматриваются проблемы:

        несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

        противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

        падение престижа традиционного брака.

    Проблемы современной семьи

      урбанизация – горожане не заточены на укрепление былых семейных традиций, эмансипация женщин – ненужность мужчины как добытчика, падение культуры, эгоизм -> семья как ячейка теряет свою ценность -> растет количество разводов

      отодвигается возраст вступления в брак -> большинство семей останавливаются на одном ребенке -> вымирание нации

      материальная проблема: родители вынуждены больше времени уделять работе, - дети предоставлены сами себе -> самоубийства, пьянство и наркомания, травматизм, компьютерная зависимость

      разобщенность в семье, бытовое пьянство, инфантилизм и безответственность родителей

      растет культ потребления -> проблемы со здоровьем

    31. Религия как социальный институт, её структура и функции. Специфика социологического анализа религии.

    Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Религия - исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, признающих свою принадлежность к данной религиозной системе.

    Организационный уровень религии связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты

    Церковь: имеет четкую внутреннюю организационную структуру, включающую духовенство (клир) и мирян, характеризуется массовостью, тесно связана с обществом и действует внутри него.

    Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В традиционном христианстве клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана, и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие. Они не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них.

    Церковь возникает в процессе развития определённого вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.

    Церковь является универсальной организацией, поскольку в неё входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.

    Деноминацией считается организация, которая поддерживает социальные связи с обществом и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, чёткой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя незначительные группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви.

    Деноминации возникают в результате плюрализации религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несёт деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих сторонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше последователей, независимо от чистоты их верований. К основным деноминациям в нашей стране можно отнести баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов.

    Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она как правило, возникает на оппозиции к официальной церкви.

    Секты зачастую характеризуются такими чертами как:

    Слепая вера последователей в идеалы секты;

    Самоизоляция и обособленность от других общин;

    Противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе;

    Признание исключительности своей религиозной системы, избранности её Богом;

    Принцип вождизма, основанной на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;

    Отсутствие чёткой разветвлённой внутренне организационной структуры;

    Противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;

    Строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.

    Сектантство часто расшатывает устои не только религиозного, но и всей общественной жизни, поскольку, как было сказано, оно отвергает значительную часть социальных норм. Все это, умноженное на слепую веру адептов и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает последние негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как "сатаниты", "белое братство", "Аум Сенрикё". Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить своё поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказаний.

    "

    Во многих странах существовали и до сих пор существуют правила, когда родители сами решают судьбу своих детей и находят им подходящую пару. Чаще всего молодые люди даже ни разу не встречаются друг с другом до свадьбы.

    Бывают случаи, когда молодые люди имеют свободу выбора, но без родительского благословения не могут сочетаться браком и никто из молодых людей не имеет права ослушаться своих родителей.

    Некоторые люди не понимают как можно вступать в брак не получив родительского благословения. Возможно это и лучше, потому что по статистике браки, заключенные под чутким руководством родителей самые крепкие и количество разводов минимальное.

    Крепкие браки в настоящее время большая редкость, потому что молодые люди торопятся принимать самостоятельные решения и действуют по мгновенному желанию. Конечно же, это не говорит о том, что теперь нужно четко следовать инструкциям родителей, но все-таки иногда нужно прислушиваться к их мнению и советам, потому что они плохого не пожелают.

    Именно по такому принципу создаются семьи в Белоруссии. Здесь никогда для молодых людей не устанавливали ограничений на свой личный выбор, но без родительского благословения браки не заключаются, и так происходит до настоящего времени.

    Брак - это ответственность, которую должны понимать молодые люди и к тому же ранние браки подразумевают финансовую зависимость молодых людей от своих родителей, потому что сами они не могут содержать себя полностью.

    В связи с этим родители очень редко дают согласие на ранние браки, для того чтобы дать возможность детям сначала встать на ноги, а уже потом думать о семье. Молодые люди в Белоруссии не могут ослушаться своих родителей и больше не настаивают на своем решении.

    Как и все родители, белорусы стараются приготовить достойное приданое для своих дочерей. Сын же должен быть главой семьи, поэтому все финансовые вопросы ложатся на него. Перед тем как женить сына родители делают все возможное, для того чтобы построить отдельный дом для молодой семьи.

    Финансовое положение обоих семей, как со стороны юноши, так и со стороны девушки, чаще всего имеет большое значение, и каждая сторона всегда знает достаточно много друг о друге. Браки по расчету в Белоруссии тоже не исключены, но все-таки большее значение играют чувства молодых людей.

    В большинстве случаев родители знают о том, с кем встречаются их дети задолго до того, как молодые выражают желание создать семью и уже к этому времени решение родителей может быть готово.

    Белорусские семьи никогда не отличались многочисленностью. Такое могло встретиться очень редко и то только в довольно зажиточных семьях. В настоящее время белорусская семья не превышает пяти или шести человек. Глава семьи - мужчина, только он принимает все решения, а все остальные члены семьи должны ему подчиняться, имущество в большинстве случаев передается только по мужской линии.

    Однако и женщины в Белоруссии имеют достаточно высокое значение. Несмотря на то, что женщины не могут получать наследство, в доме, в семейных отношениях они играют важную роль. Супруга хозяина дома является хозяйкой и она занимается всеми организационными вопросами по хозяйственным делам, если в доме помимо нее проживают еще и другие женщины, невестки.

    Домашние дела в белорусской семье имеют строгое разделение на мужские и женские дела. Женщина полностью ведает домашним хозяйством, она отвечает за внутри семейные отношения и следит за тем, чтобы между невестками складывались нормальные отношения. Если в доме проживают кроме хозяйки еще женщина или невестки, то самая младшая всегда помогает хозяйке с завтраком, прежде чем проснутся остальные члены семьи.

    Приготовление пищи в белорусской семье - это довольно серьезное дело, потому что именно на то, как хозяйка управляется с приготовлением пищи и насколько она хорошая кухарка обращается внимание всех членов семьи.

    Положение женщины, которая всегда встает раньше всех остальных членов семьи неизменно для любых национальностей и стран. В белорусской семье мужчины точно также поднимаются по утрам значительно позже и после завтрака занимаются своей работой.

    Что касается отношений между супругами в Белоруссии, но здесь все в основном зависит от характера, как мужчины, так и женщины. Существуют семьи, в которых отношения между супругами уважительные и они отлично понимают друг друга. Любовь и гармония в отношениях - это лучшее, что только можно пожелать для крепкой семьи.

    Однако могут быть и исключения, когда мужчина не всегда корректно может обращаться с женщиной. Не редки случаи, когда и сама женщина не может удержаться, для того чтобы не ответить на мужскую грубость, что приводит к скандалам. Все возможно и все бывает в семейных отношениях, когда характер людей далек от совершенства.

    Сыновья в Белоруссии - это наследники и продолжатели рода, но если рождается девочка, то это вызывает не меньше радости, чем рождение мальчика. Просто сын имеет большее значение для семьи, потому что права наследования передаются только по мужской линии.

    По древним традициям при рождении мальчикам надевают сорочку, которая предназначается для девочки и наоборот. Это делается, для того чтобы, когда ребенок вырастит, он пользовался вниманием со стороны противоположного пола.

    Для белорусов большое значение имеют крестные для их детей, которые могут быть выбраны как из родственников, так и из соседей. Если рождается еще один ребенок, то для него крестных выбирают из той же семьи, что для первого.

    Крещения детей проходят в соответствии со всеми традициями, которые были установлены уже много лет назад и сохранились по сегодняшний день. Крестные желают много счастья и богатства своим крестникам и совершают ряд обрядов.

    Практически все воспитание детей ложится на плечи женщины, отец принимает участие в воспитании только сыновей и только после достижениями ими того возраста, когда их уже можно обучить мужской работе и передавать семейные традиции и обычаи.

    УДК 316.35(476)

    Андрейковец Елена Михайловна

    Andreykovets Elena Mikhaylovna

    старший преподаватель кафедры социальной работы, управления и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Минске

    Senior Lecturer, Social Work, Management and Social Law Department, Russian State Social University, branch in Minsk

    ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ

    DYNAMICS OF FAMILY VALUES IN MODERN BELARUS

    Аннотация:

    В статье описаны основные тренды развития и функционирования современной белорусской семьи. Автор отмечает увеличение показателей разводимости, неустойчивость молодых семей, интернационализацию брака. Для семей характерными становятся альтернативные формы организации брака, увеличение возраста рождения ребенка. Представлены результаты вторичного анализа данных социологического исследования «Беларусь-2030».

    The article deals with the main trends in the development and functioning of the modern Belarusian family. The author notes the increase in divorce rate, the instability of young families, and internationalization of marriage. Alternative forms of marriage, advanced maternal age have become typical for families. The article carries out a secondary analysis of the "Belarus-2030"socio-logical research data.

    Ключевые слова:

    белорусская семья, брачность, разводимость, чайлдфри, альтернативные формы организации брака.

    Belarusian family, marriage rate, divorce rate, childfree, alternative forms of marriage.

    В последние десятилетия особое беспокойство общества вызывает состояние института семьи, который претерпевает серьезные изменения под влиянием различных социальных процессов. Дебаты относительно «кризиса» семьи ведутся учеными с 1990-х гг. Изменения в функционировании института семьи воспринимаются как негативные. Трансформация семейных отношений неизменно влечет за собой и изменения в других общественных сферах. Все это является своеобразным индикатором усложнения общества и отражает устаревание существующих моделей отношений, когда они уже не соответствуют повседневным нуждам и запросам людей. Параллельно с изменениями в самой семье в обществе происходят институциональные изменения, которые призваны компенсировать или перевести на себя те функции семьи, которые она не в состоянии реализовать.

    Обратимся же к статистическим данным, которые фиксируют демографическую ситуацию в Республике Беларусь. За анализируемый период примем промежуток времени с 1990 по 2014 гг.

    Следует отметить тот факт, что общее количество семей в Республике Беларусь значительно снизилось начиная с 1999 г. По итогам переписи населения 2009 г. падение составило 5 %. Белорусам становится присуща низкая интенсивность вступления в брак. Отмечается рост количества населения, никогда не состоявшего в браке. Так, если в 1999 г. в браке не состояло 16,8 % женщин и 24,3 % мужчин, в 2009 г. - 18 % женщин и 26,7 % мужчин, то уже в 2014 г. это 20 % и 28 % соответственно. Следовательно, в настоящее время у белорусов наблюдается устойчивая тенденция не заключать брачные союзы по различным причинам.

    Перейдем к показателю брачности, который является одним из важнейших процессов естественного воспроизводства населения. Можно отметить, что динамика заключения браков в Беларуси за анализируемый период была разнонаправленной, что позволяет выделить три периода.

    Первый - 1990-2004 гг. - характеризуется резким уменьшением количества заключенных браков. Это связано с двумя факторами: в тот период бракоспособным становилось поколение 1970-х, когда рождаемость была невысокой; второй фактор - резкое ухудшение социально-экономического положения населения. По данным Отчета об исследовании причин семейного неблагополучия в Беларуси, в этот период на величину среднемесячного душевого денежного дохода можно было приобрести в несколько раз меньше продуктов по сравнению с предыдущими годами. В это время осложнился и жилищный вопрос, так как прежний механизм распределения квартир перестал работать, а альтернативные еще не выработались. Естественным в таких условиях стало вынужденное откладывание заключения брачных союзов.

    Второй период (2005-2008) характеризуется увеличением числа заключенных браков, что объясняется, с одной стороны, вступлением в брак поколения 80-х («беби-бума»), а с другой -

    реакцией на демографическую политику государства, которая заключалась в увеличении пособий на детей, льготном строительстве для семей.

    В 2008 г. произошел очередной спад в заключении браков, затем наблюдается незначительный рост, в последние годы их количество колеблется в пределах 80 000-85 000. Эта ситуация характеризуется тем, что с 2008 г. уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте. Как считает Л. Шахотько, данная тенденция будет сохраняться еще 15-20 лет .

    Официальные данные статистики позволяют нам говорить о том, что, несмотря на некоторый рост числа заключенных браков в последние годы, показатели разводов растут гораздо быстрее . По сравнению с соседними государствами, Беларусь по количеству заключенных браков отстает, а по коэффициенту разводимости уверенно опережает эти страны. В Беларуси в 2014 г. коэффициент брачности составил 8,9 %о, коэффициент разводимости - 3,7 %о. То есть можем отметить, что с увеличением количества заключенных браков становятся более частыми и случаи разводов. Если в 2013 г. на 1 000 браков пришлось 414 разводов, то в 2014 г. их уже 415, а по состоянию за два квартала 2015 г. эта цифра составляет 512. Соответственно, почти половина заключенных в Беларуси браков распадается.

    Важным моментом при анализе тенденций современного брака является неустойчивость молодых семей. К примеру, в 2014 г. 36,2 % семей распалось, прожив в браке не более 5 лет. Для сравнения: в 2000 г. процент таких разводов составлял 27,8 %. Такая тенденция говорит о том, что современный брак для белорусов рассматривается как «контракт на время». Возможность перезаключения этого «контракта», то есть развод, осознается как проявление свободы. Очевидно, что интересы индивида, его свобода и автономия являются более значимыми ценностями, чем ценность «семьи ради семьи» .

    Как и в других западноевропейских странах, в Беларуси наблюдается устойчивая тенденция увеличения среднего возраста вступления в первый брак. Если в 1990 г. мужчины создавали семью в 24,4, а женщины - в 22,5 года, то уже в 2014 г. молодые люди создают семью в 27,4 и 25,3 года соответственно. Такую же ситуацию можно констатировать и с повторными браками. В 1990 г. возраст вступления в повторный брак у мужчин составил 38,2, у женщин - 36,2 года. В 2014 г. эти цифры значительно увеличились. Для мужчин возраст составил 40,4, для женщин - 37,6 года.

    Увеличение возраста вступления в брак можно связать как с социокультурными, так и с экономическими изменениями. Во-первых, с распространением идей гендерного равенства и получением равных прав женщины стремятся сейчас реализовать себя в первую очередь профессионально, а не в семье.

    Во-вторых, на современном этапе увеличивается конкуренция на рынке труда, работодатель предъявляет более высокие требования к персоналу, организует конкурсный отбор для высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Следовательно, у молодых людей меняются жизненные установки, которые в первую очередь направлены на получение престижного образования и повышение квалификации.

    В-третьих, складывающиеся у молодых людей консюмеристские установки приводят к стремлению повышения своего качества жизни и формирования человеческого капитала. Как результат - откладывание решения о создании семьи.

    Четвертым фактором отодвигания возраста вступления в брак в Беларуси исследователи называют социокультурные трансформации общества в сторону формирования ценности свободы и мобильности. Семья же является центром ответственности за другого человека, которую молодые люди не стремятся на себя принимать, желая оставаться независимыми и подвижными ради достижения высокого социального статуса.

    Еще одной характеристикой современного белорусского брака является его интернационализация. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, если в 2005 г. из 73 333 браков 2 462 были заключены с иностранцами, то в 2013 г. с иностранцами был заключен уже 3 941 брак из 87 127. Чаще всего граждане Беларуси вступают в брак с россиянами, украинцами, израильтянами, итальянцами, немцами и литовцами.

    Следует отметить, что в настоящий момент в Беларуси среди 2,7 млн семей только 1,3 млн -семьи с детьми. То есть мы можем констатировать тот факт, что только 48 % семейных пар воспитывают детей. В Беларуси, как и во всем мире, наблюдается тенденция чайлдфри. Но если в западных странах это связывают с нежеланием заводить детей по причине карьерного роста и желанием жить только для себя, то в Республике Беларусь причина тому - неблагоприятное социально-экономическое положение большинства семей. В условиях невысокого уровня жизни белорусского населения дети рассматриваются как основной фактор бедности. Поэтому, на наш взгляд, отказ от рождения детей в белорусских семьях - это средство социальной самозащиты населения в условиях экономической нестабильности. Таким образом, в Беларуси наблюдается тенденция «вынужденного» чайлдфри, нежели осознанно выбираемого в пользу профессионального роста.

    Еще одной тревожной тенденцией в Беларуси является увеличение среднего возраста матери при рождении первого ребенка. Так, если в 1990 г. средний возраст матери при рождении первого ребенка был 22,9 года, то в 2014 г. - уже 25,9. И тенденция к увеличению этого показателя остается стабильной.

    Современной тенденцией брачно-семейных отношений в Беларуси становится увеличение числа нетрадиционных семей, то есть альтернативных форм брака. В первую очередь это нере-гистрируемые сожительства. В стране не ведется официальная статистика, позволяющая определить количество сожительств. Однако о данном показателе позволяют судить результаты переписи 2009 г., согласно которым 8,1 % людей проживают совместно без официального оформления отношений. Для сравнения: по переписи 1999 г. эта цифра составляла 5 %. То есть количество сожительств за 10 лет увеличилось в 1,5 раза. Главной причиной, по которой люди не регистрируют брак, по мнению кандидата социологических наук Е. Бабосовой, является определенная степень свободы и отсутствия ответственности. То есть в любой момент можно разойтись без ущерба для сторон такого сожительства.

    В белорусском обществе все чаще можно наблюдать серию краткосрочных союзов, так называемую последовательную полигамию. Современные белорусы рассматривают сожительство как пробный вариант брачного союза. Они предпочитают строить свои отношения в модели снэк-браков. В таком случае молодые люди встречаются несколько раз в неделю, не имея общих друзей, хобби. Основное назначение снэк-браков - реализация сексуальной, эмоциональной и коммуникативной функций.

    Все большее распространение среди белорусов приобретает гостевой брак, когда супруги живут в разных местах (даже в разных городах), общаются в основном по интернету и телефону, встречаясь всего раз-два в месяц либо по выходным и праздникам. По мнению многих исследователей, такая форма брака является достаточно устойчивой в современных условиях, давая определенную степень свободы и мобильности супругам. Т. Гаплинчик считает, что такие отношения хороши, так как позволяют в будущем более осознанно подходить к вопросам построения быта, рождения детей. Однако такой вариант является приемлемым, пока у пары не рождаются дети.

    Подведем итоги. На белорусское население в настоящее время все большее влияние начинают оказывать основные мировые социальные тренды, среди которых:

    Ускорение жизни, проявляющееся в дефиците времени и внимания (в том числе и к себе). В этом случае наблюдается тенденция увеличения социальных связей и усиления роли слабых социальных контактов. Все меньше становится тех людей, с которыми устанавливаются глубокие отношения, потребность в них уменьшается. Соответственно, происходит утрата готовности к длительным и прочным отношениям;

    Рационализация, которая связана с дефицитом времени и характеризуется упрощением всего, даже общения. Развитие социальных сетей приводит к увеличению интернет-знакомств, что размывает границы между виртуальным и реальным миром. Навыки установления и поддержания офлайн контактов утрачиваются, развиваются гостевые браки;

    Индивидуализация как стремление быть независимым от группы, в том числе и от семьи. Происходит своего рода изолированность людей друг от друга. Собственная идентичность рассматривается людьми как проект, который требует инвестиций, развития партнерства. Следствием этого становится изменение гендерных стратегий у белорусов.

    Представление о состоянии семьи в Беларуси будет неполным без учета данных социологических исследований, произведенных в Республике. По итогам социологического исследования «Беларусь-2030», проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2014 г., более трети респондентов (37,4 %) в качестве главной угрозы для страны отметили низкую рождаемость. Идеальное количество детей в представлении современных белорусов - двое.

    По результатам исследования, на желание иметь детей влияет достаточное количество факторов, главные из которых, по мнению респондентов, следующие: состояние здоровья супругов (35 %), отношения между супругами (23,1 %), жилищные условия семьи (22,2 %), ориентация супругов на карьеру (21,3 %), материальные возможности семьи (17,4 %). Следовательно, можно говорить об осознанном подходе к вопросам рождения детей и отодвигании этого момента до более подходящего времени для семьи.

    71,4 % респондентов считают, что женщины могут успешно совмещать карьеру и семейные обязанности, а больше половины (56,4 %) полагают, что для благополучия семьи неважно, кто больше зарабатывает. Все это свидетельствует о перераспределении традиционных гендерных ролей в представлениях современных белорусов.

    По итогам опроса больше половины семей полагаются на поддержку государства и только 5,5 % рассчитывают на собственные возможности. На первое место среди видов государственной помощи белорусы ставят льготы по улучшению жилищных условий (75,8 %), далее следует увеличение выплат на детей (34,1 %), на последнем месте льготы в образовательной сфере.

    В исследовании имелся блок вопросов, связанных с прогнозом будущего состояния белорусской семьи. Так, чуть менее половины респондентов (46,6 %) считают, что зарегистрированный брак останется основной формой семьи. Пятая часть респондентов (21,4 %) отмечает, что увеличится количество незарегистрированных сожительств, 39,8 % белорусов склоняются к такому же варианту развития событий. В отличие от других европейских стран, где приветствуется создание однополых браков, среди белорусов наблюдается негативное отношение к данному виду семьи. Только 2,4 % респондентов считают, что такая форма сожительства распространится точно, а 5,9 % отмечают, что скорее распространится.

    Как показали итоги социологического исследования «Беларусь-2030», для белорусов семья является важной ценностью. Но в понятие семьи уже не закладывается обязательная регистрация брака, сожительство становится нормой, и, как следствие, число подобных форм брака увеличивается. При этом в белорусском обществе сохраняется отрицательное отношение к однополым бракам. В ответах белорусов прослеживается четкая установка на повышение роли женщины и трансформацию и перераспределение супружеских ролей. В перспективе, по мнению жителей республики, семья будет иметь в среднем два ребенка, ориентируясь в первую очередь на поддержку со стороны государства, но не на собственные возможности.

    Таким образом, семейные устои в Беларуси изменяются в соответствии с мировыми социокультурными трансформациями. Среди основных тенденций белорусских семей можно выделить следующие:

    Снижение количества семей;

    Рост коэффициента разводимости при незначительном повышении коэффициента брачности;

    Нестабильность молодых семей;

    Увеличение среднего возраста вступления в брак;

    Альтернативные формы организации брачных отношений;

    Вынужденное чайлдфри, связанное с невысоким уровнем материального благосостояния белорусских семей.

    1. Шахотько Л. Сложное демократическое будущее Беларуси [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/tema02.php (дата обращения: 08.10.2015).

    2. Андрейковец Е.М. Функционирование семьи в условиях белорусской социальной политики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-15118 (дата обращения: 12.09.2015).

    Характеристики современной белорусской семьи

    Согласно материалам, которые содержатся в книге И.И. Калачевой «Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития», в 30 городах Республики Беларусь (в Минске, областных городах, средних и малых городах) проживают 76,6 % - женатых/замужних, 9,6 % - разведенных, 5,8 % незамужних/холостых, 4 % живут в незарегистрированном браке, 4 % - вдовые (в исследовании приняли участие 800 семей белорусов).

    В последние десятилетия в стране быстро растет число детей, рождающихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (по сравнению с 1970 г. этот показатель уже возрос в 3 раза и продолжает быстрыми темпами увеличиваться). В 1990 г. таких детей было 9 % от всех родившихся, в 2000 г. - 19 %, в 2006 г. - почти 23 %. Таким образом, в настоящее время практически каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Особенно быстрыми темпами растет внебрачная рождаемость на селе. Здесь каждый третий ребенок рождается у одинокой матери. Большое количество разводов и рост внебрачных рождений приводит к увеличению в обществе неполных семей (преимущественно материнских), доля которых в Беларуси составляет 15%.

    Данные тенденции в совокупности с рядом социально-экономических причин оказывают негативное влияние на репродуктивные установки современной молодежи, приводя к сокращению количества детей в браке и все более частым решениям переносить рождение первого ребенка на более поздний этап совместной жизни.

    В настоящее время более 90 процентов семей с детьми являются малодетными: в их составе один или два ребенка, В обществе продолжает сохраняться социальная норма малодетности, несмотря на наметившийся рост числа детей, рожденных вторыми и третьими (по порядку рождения). В стране пока не обеспечивается простое замещение родительских поколений. Уровень рождаемости в сельской местности по-прежнему выше городского. Наметилась позитивная тенденция снижения числа рождений у женщин в возрасте до 18 лет. Доля детей, рожденных вне брака, в общей численности родившихся с 2006 года начала снижаться.

    Следует отметить, что для семей с детьми значимой статьей доходов продолжают оставаться пенсии, пособия, материальная помощь от родственников, доход от личного подсобного хозяйства и продажи сельхозпродукции. Чем больше в семье детей, тем в большей степени пособия (все виды пособий, получаемых из государственного бюджета, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств организаций) оказывают влияние на уровень доходов семей.

    Уровень и качество жизни в семьях, с появлением первого или второго ребенка, практически не отличается от уровня и качества жизни в семье в среднем по республике. Материальное же положение многодетных семей значительно хуже, чем семей с одним и двумя детьми. Таким образом, рождение в семье третьего и последующих детей является фактором риска попадания семьи в категорию мало­обеспеченных.

    Проводимая в последние годы активная государственная социальная политика по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей, начинает сказываться на их уровне и качестве жизни в сторону улучшения.

    В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейной жизни пытались решить на общегосударственном уровне. В советский период были разработаны специальные учебные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

    · ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этикой отношений в семье;

    · половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе сотрудников
    системы здравоохранения и родителей;

    · формирование у молодежи личностных качеств, способствующих в будущем успешному выполнению роли семьянина: дружелюбия, уважения к общественным нормам и ценностям, дисциплинированности путем привлечения к деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

    · практическая подготовка старших школьников на уроках трудового обучения и в рамках учебно-производственных комбинатов к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности.

    В подготовке учащихся к семейным отношениям особо подчеркивалась роль семьи: поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, существовал контроль социальных институтов над условиями домашнего быта и отдыха учащихся.

    В период кризисов 90-х гг. XX века адаптация подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Учитывая распад пионерской и комсомольской организаций, занятость родителей материальным обеспечением и др., проблема готовности к семейной жизни утратила свою актуальность.

    В начале XXI века социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны- тенденцией заключать брак в более позднем возрасте. К сожалению, исключение из школьной сферы проблемы подготовки к семейной жизни, она не стала объектом должного внимания в ходе профессиональной подготовки молодежи в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

    Белорусские исследователи Л.И.Смагина, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявская и др. отмечают, что начало XXI века ознаменовано возникновением кризиса белорусской семьи. Об этом свидетельствует

    дефицит насыщенного межличностного общения , когда члены семьи обсуждают только бытовые проблемы и, как следствие, - увеличение количества детей с нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, с различными нервно-психическими расстройствами. Этот феномен специалисты объясняют эмоционально-духовным одиночеством детей, обусловленным недостатком родительской любви и внимания. Не пройдя школы воспитания чувств в родительской семье, молодые люди позже могут столкнуться с серьезными проблемами при создании собственной.

    Досуг семьи через систему ценностей, традиций и обычаев, по мнению Л.И.Смагиной, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявской и др., определяет вкусы, предпочтения и поведение каждого человека. Для большинства современных семей квартира, дом стали единственным местом проведения свободного времени в будни и праздники, а такой замкнутый образ жизни влечет за собой увеличение потребления спиртных напитков.

    Ограничение жизненного пространства стенами своего жилища представляет и такую опасность, как преувеличение семейных неприятностей. Скука, одно­образие, безрадостность повседневной жизни провоцируют ссоры по пустякам. Так пробивается брешь в той «стене», которой семья отгораживается от общества, стремясь выполнить миссию защиты своих членов от стрессов, сопровождающих динамизацию нынешней жизни.

    Эти и другие изменения в жизнедеятельности семьи провоцируются также индивидуализацией жизни взрослых и детей, демократизацией межличностных отношений, размыванием поведенческих норм и ролевых обязанностей.

    Упомянутые изменения в осуществлении современной семьей своих функций свидетельствуют о том, что, пройдя долгий путь развития, малая ячейка общества подверглась трансформации или, скорее, деформации, часто называемой кризисом семьи.

    Жизненный цикл семьи

    Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере. Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых, с одной стороны, поможет супругам подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой - разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье.

    Идея о семейных циклах появилась в психологии в 40-х годах ХХ века, придя из социологии. Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на общенациональной американской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла. В 60-х годах, когда эта идея начала рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7-8 стадиям.

    Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.

    Естественно, не любую семью можно рассматривать через призму схемы; существуют многочисленные семейные группы, которые «не вписываются» ни в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, неполные (с одним из родителей) семьи, проживающие с родителями одного из супругов, и т.д. Однако какова бы ни была структура семьи, какие бы специфические задачи она не решала, на определенной стадии жизненного цикла она сталкивается с типичными для этого этапа развития трудностями, знание которых поможет справиться с ними гораздо успешнее.

    Очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от первого брака и т.д.). Получается, что семья живет как бы в двух стадиях одновременно: например, там, где есть маленький ребенок и подросток, появляются проблемы, характерные и для одной, и для другой фазы развития семьи, что создает дополнительные трудности в реализации супружеских и родительских функций. Вместе с тем подход к развитию семьи на основании изменения функции рождения и воспитания детей вряд ли может считаться единственно верным. Семейные отношения - это не только отношения между родителями и детьми. Формально семья существует от ее регистрации до расторжения или прекращения брака, а психологическая сущность ее возникает, когда отношения в супружеской паре становятся личностно значимыми, влияющими на чувство, мышление и поведение, и остается таковой, пока эти отношения сохраняют свою значимость. Поэтому периодизацию развития семьи как малой группы обоснованнее было бы определять по совокупности различных отношений, связанных с семьей, и их значимости в тот или иной период ее функционирования. С учетом этого можно рассмотреть типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла современной семьи.

    1. Период добрачного ухаживания . Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

    Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).

    2. Заключение брака и фаза без детей . На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).

    Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы. Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей. Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.

    В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т.д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсуждать проблему рождения первого ребенка и количества детей в семье. Может оказаться, что кто-то из супругов бесплоден, и тогда появятся новые вопросы: брать или не брать приемного ребенка на воспитание, либо стоит развестись и попытаться создать другую семью.

    В условиях современной действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.

    3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.

    Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

    Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на безвозвратную утрату своего собственного детства.

    Ряд важных вопросов этой на стадии связан с тем, кто будет ухаживать за ребенком. Появляются новые роли матери и отца; их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками). Происходит своеобразный возрастной сдвиг: стареющим родителям приходится видеть в своих детях уже взрослых людей. Для многих это сложный переход. То, что не было проработано между двумя супругами, должно быть проработано в присутствии третьего человека: например, кто-то из родителей (чаще всего мать) вынужден оставаться дома и ухаживать за ребенком, в то время как другой (преимущественно отец) старается сохранить связи с внешним миром.

    Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

    Применительно к молодой семье в одних из них возникает потребность отделиться от старшего поколения (размен квартиры и т.д.), в других, наоборот, все заботы переносятся на бабушек и дедушек (молодожены как бы не становятся родителями).

    По мере взросления ребенка мать может вернуться на работу. В этой связи появляется новая проблема: как быть с ребенком - искать няню или определять его в дошкольное учреждение.

    С особыми проблемами сталкиваются матери-одиночки - дети начинают задавать вопрос об отце. Кроме того, во всех семьях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потворствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим в семье встает вопрос подготовки ребенка к школе, поэтому выбор соответствующего образовательного заведения может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи.

    4. Семья со школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

    Возможны некоторые, связанные со школьной жизнью ребенка - решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери (перевод в специальную школу или индивидуальное обучение на дому); могут быть проблемы с отклонениями в поведении.

    На этой стадии родители решают проблемы всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. Возможен перевод в другую школу (либо в связи с переездом, либо для углубленного изучения какого-либо учебного предмета). Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по-прежнему опекают их, не доверяя им принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и самореализации.

    Это все еще время собственной карьеры родителей, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания (в более позднем возрасте родители могут высказать обвинение ребенку в том, что он помешал их карьере). Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и подростку.

    Иногда возникает проблема потери авторитета родителей (ограждали от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна важная проблема - несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку: подростки выходят из-под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи. На этом фоне у супругов могут появиться проблемы с их собственными родителями, которые, старея, начинают все чаще испытывать недомогание, и требуют ухода. На среднее поколение, таким образом, обрушивается большое давление и сверху, и снизу, что может значительно усугублять внутрисемейные отношения, приобретающие характер затяжного кризиса.

    5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену.

    Один из распространенных конфликтов состоит в том, что когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин. Дети все реже бывают дома, и оказывается, что именно они играли в семье особо важную роль. Возможно, именно посредством детей родители общались друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или неожиданно обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В полных семьях в этот период возрастает число разводов. Если конфликт очень глубок, случаются попытки убийства и самоубийства. Разрешить проблему, возникающую на зрелых стадиях брака, гораздо труднее, чем в ранние годы, когда молодая пара еще не стабильна и находится в процессе создания новых стереотипов взаимодействия. Чаще наработанные семьей к этому времени стереотипы, как решения проблем, так и ухода от них, становятся неадекватными. Иногда это приводит к интенсификации проблемного поведения - такого, например, как пьянство или жестокое обращение с супругом, - и постепенно это достигает нетерпимого уровня.

    Дети должны ощущать себя взрослыми людьми (т.е. они становятся близки к 1-й стадии): у них возникают долговременные связи, возможна женитьба (замужество), т.е. в семейную группу включаются новые члены. На этой стадии возникают проблемы: соответствует ли выбор детей ожиданиям родителей; где проводят время молодые люди? Встает вопрос обмена квартиры с целью выделения собственного жилья молодоженам. Довольно распространенным является вариант, когда бабушка (дедушка) съезжается с родителями одного из молодоженов, а они переезжают в ее квартиру («ожидание смерти бабушки или дедушки»).

    Еще одна проблема - вынужденное проживание молодых с родителями. Появляются внуки, и встает вопрос о том, что бабушка должна оставить работу. Однако сделать это сложно, так как современным бабушкам часто бывает далеко до выхода на пенсию по возрасту.

    6. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работа занимает только часть их времени. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру (иногда возможен отъезд в деревню, на дачу и т.п.).

    На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток в самореализации может привести к возникновению симптомов. Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он оказался никому не нужным и не знает, чем заполнить свое свободное время. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция: он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадет, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.

    7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. Один из супругов может умереть, и тогда оставшемуся в живых необходимо приспосабливаться к жизни одному. Зачастую он вынужден искать новые связи со своей семьей. В этом случае одинокий супруг вынужден менять свой жизненный стиль и невольно принимать тот образ жизни, который предлагается ему детьми. Иногда он вынужденно переезжает из семьи одного ребенка к другому. Естественно, это далеко не лучшим образом сказывается на его физическом и психическом состоянии.

    Находясь в семье собственных детей, овдовевший супруг мучительно переживает свою психологическую изоляцию от других. Занятых своими проблемами детей мало интересует или не интересует вообще ни его мнение по тем или иным вопросам, ни самочувствие, о котором и так всем известно. Поэтому бабушка (дедушка), которую собственные взрослые дети не балуют вниманием, ищет и находит утешение во внуках, компенсируя этой привязанностью недостаток эмоционального тепла к ней в семье.

    Иногда в качестве выхода из создавшейся ситуации, чтобы избавиться от одиночества и иметь возможность удовлетворять потребность в общении с людьми своего поколения, овдовевший супруг, несмотря на преклонный возраст, вступает в новый брак. В подобном случае увеличивается эмоциональная и физическая дистанция его с собственными детьми, вплоть до полного разрыва взаимоотношений.

    В последнее время в отечественном семьеведении появился новый подход к выделению этапов жизненного цикла семьи. Его авторы А.И. Антонов и В.М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства и осуществляется в четыре основные стадии:

    · Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца.

    · Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом.

    · Стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка.

    · Стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

    На стадии предродительства супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену – в отца и мать.

    На стадии репродуктивного родительства появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей – в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее – в зависимости от числа рождений. И лишь в одном случае она не имеет никакой длительности, когда в семье только единственный ребенок.

    Вторая стадия дает начало третьей – стадии социализированного родительства, во время которой осуществляется воспитание детей. Для многих родителей эта стадия не кончается никогда, но ее следует ограничить или достижением совершеннолетия, или моментом отделения последнего из взрослых детей. Задержка этого отделения по многим причинам (например, из-за отсутствия жилья) продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период. Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, будет одной из характеристик этой третьей стадии. Следует отличать «затяжную социализацию» от «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак откладывается.

    Появление первого внука превращает родителей-основателей в прародителей, в дедушку и бабушку, хотя это еще не означает прекращения стадии «социализированного родительства», так как в семье еще могут оставаться несовершеннолетние дети. Последняя стадия прародительства длится до смерти супругов.

    Таким образом, можно выделить, по крайней мере, пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, что точнее, рождение первого внука, смерть одного или другого супруга), образующих четыре стадии семейного цикла. Подобный вариант семейного цикла может считаться идеальным, полным циклом семьи.

    Структура и типология семей

    Семья - это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач - поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

    Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).

    Вопрос определения структуры семьи является довольно сложным в теории и практике организации психологической помощи семье. Как справедливо замечает по этому поводу известный американский семейный психотерапевт С. Минухин, «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое - структуру семьи. Реальность структуры - это реальность другого порядка по сравнению с реальностью индивидуальных членов». Поэтому при анализе структуры конкретной семьи необходимо изучить ее численный и персональный состав, остановиться отдельно на характеристике разных уровней семейной системы, куда входят вся семья в целом, подсистема родителей, подсистема детей, а также индивидуальные подсистемы. Кроме того, следует описать структуру семьи с учетом ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак. В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей. Первая - это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей.

    Вторая - семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, если один из родителей более рассудительный, а другой - более эмоциональный. Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными, дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.

    Что касается подсистем (субсистем) семьи, то динамика их тесно связана с ее жизненными циклами. Первая -подсистема пары, или супругов, образуется с заключением брака. Одновременно начинается и процесс ее аккомодации (приспособления), когда принимаютсяили отбрасываются роли, которые супруги будут исполнять, взаимодействуя между собой.

    Предварительная установка на согласование, приспособление и способности это осуществить связаны с опытом, приобретенным в родительской семье.

    Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. В свою очередь, родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Кроме того, родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей, что, естественно, сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных не только возрастными, но и индивидуально-психологическими характеристиками, а также половыми различиями.

    Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С. Минухин называет эту подсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых. Детское общение становится своеобразной экспериментальной площадкой, позволяющей сформировать у ребенка необходимые коммуникативные умения и навыки для последующего самостоятельного установления контактов и со сверстниками, и со взрослыми.

    Выделение подсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, а эти связи характеризуют структуру семьи с позиции ее границ. Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них.

    Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.

    Внешние границы - это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Например, руководитель организации может в грубой форме отчитать своего подчиненного и через минуту позвонить домой и ласково разговаривать с женой и маленькой дочкой.

    Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.

    В рамках самой семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные и диффузные.

    Четкие границы между семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга. Вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между подсистемами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. К тому же четкие границы позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но в то же время не мешают проявлению их индивидуального своеобразия.

    Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Общение между подсистемами в семье с ригидными границами скудное, лишь интенсивные кризисы, совместно переживаемые трудности или экстремальные стрессы сплачивают семью для того, чтобы помочь какому-либо ее члену. Слова, характеризующие взаимоотношения в семьях с ригидными границами, обычно сводятся к выражениям, типа «не мешай, у меня свои заботы», «займись своими делами», «пора бы самому позаботиться о…» и т.п. Именно поэтому семьи с ригидными границами ищут помощи за пределами своей семейной группы.

    Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным чертам . В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постепенно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции подсистем. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Некоторых родителей это может устраивать, однако развитие детей в подобных случаях замедляется. В семье с диффузными границами подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяется в родитель

    О нетерпимости к гомосексуальным отношениям в Беларуси вспоминают после громких и порой трагических историй. Одна из последних парня, избитого после гей-вечеринки. По мнению суда, телесные повреждения ему нанесли «по неосторожности». Виновный вышел из тюрьмы по амнистии.

    Надежд, что в ближайшее время отношение к геям и лесбиянкам в нашей стране изменится, нет. По белорусскому закону брак могут заключить только мужчина и женщина.

    Негативные комментарии в сторону гомосексуальных пар Александра Лукашенко . При этом, как показал , экс-кандидаты в президенты Татьяна Короткевич , Сергей Гайдукевич и Николай Улахович ситуацию с урегулированием однополых отношений также предлагали оставить без изменений.

    Преимущественно гетеросексуальное белорусское общество не готово принять гомосексуальные пары, поэтому им остается легализовать свои отношения за границей. О чем мечтает и как живет обычная белорусская однополая семья в типовой многоэтажке в Минске?

    «Если у нас люди не готовы к человеку с татуировками, то они не готовы и к геям»

    Спальные районы столицы похожи друг на друга: дома зачастую отличают лишь порядковые номера, рядом продуктовый магазин, на первом этаже подъезда парикмахерская. И только квартиры богаты личными непохожими историями.

    Дверь одной из них открывает Светлана — короткостриженая девушка в платье и домашних тапках. На вид ей 30 лет. Предлагает пройти на кухню. На столе шоколадные маффины, на подоконнике потягивается серый кот. Холодильник увешан магнитами из разных стран, куда ездила Светлана со своей женой Верой .

    Их отношения легализованы в одной из стран Западной Европы, у девушек есть подтверждающий документ. Вера и Светлана носят золотые обручальные кольца, а на тумбочке в комнате стоит их свадебное фото. Его сделали сотрудники city hall (здание муниципалитета), которые их расписали.

    Вера, в джинсах, майке, с волосами по пояс, варит кофе и еще раз просит, чтобы в материале не указывали их настоящие имена. Не хотят шокировать родственников, так как не все из них в курсе отношений девушек. Да и с реакцией белорусов на однополые пары они знакомы не понаслышке: как минимум два раза прохожие на улице им делали замечания по поводу того, что девушки шли, взявшись за руки.

    — Мы не типичные представители гей-тусовки: не активистки, не ходим на гей-парады и на гей-вечеринках были всего несколько раз. Да и то пришли туда, потому что хотелось потанцевать вместе и чтобы на нас не показывали пальцем, — объясняет Светлана. — Выглядим тоже как обычные девушки, мы не мужеподобные, и, если бы не ходили за руку, никто бы, возможно, и не догадался о наших отношениях.


    Печальную историю о смерти Михаила Пищевского , избитого после гей-вечеринки, девушки слышали. Тема в разговоре возникает сама собой. По мнению девушек, в Беларуси в принципе нетерпимы к людям, которые как-то отличаются, — розовым цветом волос, пирсингом, хиджабом…

    — Если у нас люди не готовы к человеку с татуировками, то, конечно же, они не готовы и к геям. Это их злит априори, — рассуждает Светлана.

    Девушки считают, что если человек нетерпим к однополой паре, то он может быть также агрессивно настроен и к представителям субкультур. При этом за границей, по их наблюдениям, независимо от того, узаконены там однополые браки или нет, всегда можно встретить непонимание среди местных жителей, а порой и получить в глаз.

    «Папа спрашивает, кто у нас в семье мужчина. Вот так воспринимают в Беларуси однополые семьи»

    Вера и Светлана вместе около трех лет. Вера работает в частной компании и оказывает услуги населению. Светлана — «координирует работу представителей творческих профессий». Место работы они специально не конкретизируют, так как понимают, что для кого-то из их знакомых и коллег отношения станут неожиданностью.

    Живут девушки в квартире Светланы. Сколько зарабатывают, тоже не озвучивают, но говорят, что хватает, чтобы жить и ни в чем себе не отказывать: ходить на концерты, несколько раз в год ездить за границу, обедать в ресторанах и кафе.

    Познакомились девушки на новоселье у общих знакомых, но близко общаться стали только через полгода. Жить вместе решили буквально на третий день отношений. До этого у каждой из них был опыт как с мужчинами, так и с женщинами.

    Беларусь девушки считают гомофобной страной, но уверены, что представление у многих белорусов о гомосексуальных парах искаженное.

    — Неужели люди искренне думают, что к ним на улице подойдет гей и начнет приставать? Или что каждая лесбиянка любую девушку пытается затащить к себе в кровать? — практически в один голос говорят Светлана и Вера. — Это же ерунда! Но они считают, что это правда. И если некоторые мужчины вдруг представляют, что целуют других мужчин и им мерзко становится, то зачем это представлять? Зачем проецировать не свою ситуацию?

    То, что общество не готово принять их отношения, увидели на примере семей. И если родные Светланы вопрос о личных отношениях не поднимают, то родители Веры знают, что она живет с девушкой.

    — Мама более категорично отреагировала, чем папа. Говорит, что я больная и меня нужно лечить. А когда я говорю, что счастлива, не верит, что это возможно, и добавляет, что я отказалась от семьи и всех вокруг сделала несчастными. Папа ждет, когда у меня это пройдет, и периодически спрашивает, кто у нас в семье мужчина. Вот так воспринимают в Беларуси однополые семьи, — подводит черту Вера.

    При этом друзья и коллеги, которые узнали об их отношениях, отреагировали нормально и не стали на этом заострять внимание. Проблем на работе не возникает, так как девушки уверены, что их ценят в первую очередь как профессионалов.


    — Почему у нас так неоднозначно относятся к гомосексуальным парам?

    — Потому что одинаковыми людьми проще управлять. Все привыкли к программе — родился, пошел в школу, университет, вышел замуж, родил детей. И если все развивается не по этой схеме, то считают, что у тебя какие-то проблемы. Если в 30 лет ты еще не замужем, а в 35 лет — без детей, тебя считают старой, никому не нужной клушей, — предполагает Вера.

    — Людям еще не хватает информации и знаний о том, что мы такие же, как и они. У нас две руки, ноги… Но человек, которого мы полюбили, оказался того же пола. Люди, может, не понимают, что мы обычные, может, им кажется, что мы извращенцы какие-то, — перенимает эстафету Светлана.

    Они рассказывают, как по выходным, так же, как в других семьях, ходят в кино, за покупками, встречаются с общими друзьями. Считают, что их быт организован абсолютно обычно: готовят и убирают в квартире вместе, считая, что любая пара — это равноправный союз. А думать, что этим должна заниматься женщина, в то время как мужчина читает газету или смотрит телевизор, для них неприемлемо.

    «Люди думают, что нам нужны какие-то особые права, нежели у них. Но это не так»

    Узаконить свои отношения девушки решили в одной из стран Западной Европы, где разрешены однополые браки. Списались с city hall’ом одного из городов, чтобы уточнить возможно ли это сделать гражданам другой страны и какие нужны документы. Оказалось, что все реально.

    Выслали копии документов, удостоверяющих личность, в ответ им назначили время регистрации брака.

    В тот день там женилось еще три пары, все — русскоговорящие, но только их — однополая.

    — Церемония бракосочетания была на английском. Милейшие сотрудницы city hall’а представились, предложили сфотографировать нас на наш фотоаппарат, рассказали о семейных ценностях и спросили, согласны ли мы беречь друг друга. Мы обменялись кольцами и получили свидетельство о заключении брака, — пересказывает события из прошлого Светлана.

    Теперь в странах, где однополые браки признают, эта бумага подтверждает то, что у них — семья. В Беларуси документ не имеет никакой юридической силы.

    — А что в вашем понимании семья? — спрашиваю, пока Вера подливает мне еще кофе.

    — Когда перестает звучать «я», а есть «мы». Когда мы вместе планируем бюджет, отпуск, где будем жить, когда все решения принимаются совместно. Даже поменять работу ты не можешь без совета с партнером, — объясняет Вера.

    — Но многие люди живут не так, хотя называют себя семьей: выходят замуж по расчету, за нелюбимых, у них раздельный бюджет, в отпуск тоже вместе не ездят. Официально в Беларуси им можно жениться, потому что у одного из них есть идентификационный половой орган. И этого достаточно, чтобы их, а не нас, называли семьей, — негодует Светлана.

    Сегодня девушки мечтают купить квартиру попросторнее и родить детей. При этом понимают, что в этом случае будет проще переехать в ту страну, где однополые браки разрешены. Вряд ли получится воспитывать детей в Беларуси и скрывать это от социальных служб:

    — Мы надеемся найти парней-единомышленников, которые созрели и хотят завести детей. Если не получится, то будем искать другие способы. Но планируем, что у каждой из нас будет по ребенку.


    — Как вы относитесь к мнению, что в однополых семьях дети в дальнейшем предпочитают гомосексуальные отношения?

    — Дети — это осознанный шаг. А в таких семьях, как у нас, его долго планируют. И если люди делают это обдуманно, понимая, на что идут, то какой вред это может принести ребенку? — недоумевает Вера.

    — Детям нужны любящие родители. Мы с Верой выросли в гетеросексуальных семьях, но создали однополую. И абсолютно не факт, что наши дети выберут себе в партнеры людей своего пола, — оценивает возможные перспективы Светлана. — Неужели те, кто выступает против того, чтобы в однополых семьях воспитывались дети, думают, что мы будем заниматься любовью на глазах у ребенка? Они сами что ли занимаются этим на глазах у своих детей?

    Если бы в Беларуси можно было вступать в однополые браки, по мнению девушек, это упростило бы многие аспекты их жизни.

    — Люди думают, что нам нужны какие-то особые права, нежели у них. Но это не так. Мы просто хотим, чтобы у нас были такие же права, как и у всех. Если у нас будут дети и с кем-то из нас вдруг что-то случится, то его ребенка могут забрать в приют. Хотя одна из нас его растила всю жизнь. Но документально это доказать невозможно, без документов ты этому ребенку никто, — возмущается Вера.

    — Наверное, если бы в нашем правительстве решили узаконить однополые браки, и закон приняли, общество бы на это никак не отреагировало. В связи с этим не было бы никаких акций протеста. Никто бы на улицу не вышел. Все бы смирились и тихо жили, — мечтательно говорит Светлана. Вера одобрительно улыбается. Но пока традиционное большинство в Беларуси к таким переменам не готово, однополые семьи продолжают скрывать свои отношения от посторонних глаз. Правда, их быт и правила жизни мало чем отличаются от тех, которые есть в любой другой паре.

    Имена героинь в материале изменены по их просьбе.

    Фото носят иллюстративный характер и не касаются конкретной истории, описанной в материале.

    «Ненужные люди» — проект о тех, кто среди нас.

    Это цикл статей о людях, которые в какой-то момент столкнулись с трудностями судьбы и, возможно, оказались непонятыми. Их не всегда принимает общество, но тем не менее они находят поддержку и силы быть частью этого мира.

    Вверх