План работы летнего лагеря экологического направления. Программа летнего лагеря (экологическое направление). Организационно - пропагандистские умения

Экологическая тропа.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

    Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

Не зверь, а воет. (ветер)

Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

    Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

Апрель с водою, май с – с травою.

В цвету трава – косить пора.

Что летом родится, зимой пригодится.

Не бывает хлеба без труда.

Весна даёт цветы, а осень - плоды.

При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля - болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

    Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит? (Корень одуванчика)

    Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

    Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

    Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно - покажи).

7. Станция «Белка»

Назови грибы, которые знаешь.

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поде­лок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с детьми на экскурсию в парк (лес).

Цели: познакомить учащихся с различными наиболее интересными представителями животного и растительного мира; проверить умения пользоваться справочной литературой; проверить знание повадок животных и голосов птиц.

Участники игры : в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.

Продолжительность игры -1 час.

Игра проводится в форме путешествия по станциям. Если место проведения школа или Дом творчества, то станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.

Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия - прохождения станций игры.

Правила игры.

Всем командам объявляют, что они отправляются в путешествие по растительному и животному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.

На станциях командам задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится + красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в консультационный пункт - библиотеку. Здесь предварительно должна быть подготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, то команда отправляется вновь на этот этап и получает +, но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждого вопроса. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит путешествие и наберет больше красных +; 2 синих + приравниваются к одному красному.

Станции

1. Животный мир.

Вопросы:

Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого это значит «речная лошадь».)

Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур.)

Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)

Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)

Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми.)

2. Растительный мир.

Вопросы:

Что такое микология? (Это наука о грибах.)

Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)

Что такое паприка? (Красный перец.)

Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму.)

Это дерево растёт в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его. (Саксаул.)

3. «Гиннесс-шоу».

Вопросы:

Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Его масса достигает 150 т.)

Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Длина её тела достигает 40 см, масса -3,5 кг.)

Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет.)

Какое животное является самым «горластым» из всех? (Крокодил. На втором месте — бегемот, на третьем - лев.)

4. Экословарь.

На этой станции надо дать определение экологическим терминам. Например:

Энтомология. (Наука о насекомых.)

Серпентарий. (Это питомник для содержания ядовитых змей.)

Мониторинг. (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов.)

Смог. (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.)

5. Мир птиц.

На этом этапе можно заработать от одного до трех красных +.

Сначала предлагается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет чей это голос, то получает три +, если нет, то дается одна подсказка (например, место обитание птицы) и, угадав, команда получает только два +, если вновь команда не может угадать, тогда дается третья подсказка (например, цвет оперения) и команда получает один +. Если команда вообще не смогла угадать, значит ни одного + она не получает.

Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.

6. Зоотеатр.

А этот этап - самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.

Возможные задания:

Улетающие на юг журавли.

Добывающие еду аисты.

Утка с выводком.

Муравьи на охоте.

Директор МКОУ «СОШ №1»

__________

«____»____________20__ г.

Программа экологической смены «Зелёный мир»

летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»

с дневным пребыванием детей

при МКОУ «СОШ №1» г. Изобильного

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей при МКОУ «СОШ №1» ИМР СК

на базе МКОУ «СОШ № 7» ИМР СК

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период

Направление деятельности

· физкультурно-оздоровительная деятельность;

· экологическое воспитание;

· художественно-эстетическая деятельность;

Профиль смены

экологический

Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

Муниципальное образовательное учреждение

МКОУ «СОШ № 1» Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Количество детей
возраст учащихся

45 человек
учащихся с 7 до 15 лет

Сроки проведения

Летний чудо – отдых

« Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

Пояснительная записка

Отдых и оздоровление детей являются одной из приори­тетных социальных проблем. В последние годы уровень заболеваемости школь­ников повысился. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомле­ние в школе. Это порождается множеством факторов, характеризующих совре­менную школу, - чрезмерные учебные нагрузки, новые предметы при сокра­щенной учебной неделе, увеличение учебной информации, резкое сокращение двигательной активности.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребёнка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.

Актуальность данной программы предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием:

Повышением спроса родителей и детей на организо­ванный отдых школьников;

Обеспечением преемственности в работе лагеря преды­дущих лет;

Модернизацией старых форм работы и введением но­вых.

Адресаты программы

Программа рассчитана на учащихся МКОУ «СОШ №1» ИМР СК в возрасте от 7 до 15 лет. При ком­плектовании особое внимание уделяется детям из малообес­печенных, неполных, многодетных семей, имеющих роди­телей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Новизна данной программа состоит в том, что программа сочетает в себе различные виды деятельности , включает в себя принципы рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов воспитания. Объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы . Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Нормативно-правовая база

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Семейный кодекс Российской Федерации.

5. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 000-1 «Об образовании».

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.

7. СанПин 2.3.6.1079–01, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2001 N 28 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовления и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

8. СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010г.

9. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ № 000 от 01.01.2001г.

Цели и задачи программы:

Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.

Задачи:
1.Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
2.Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
3.Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
4.Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
5.Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
5.Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
6.Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе.

7.Создание целостного подхода к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

8.Формирование у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

Проблема , над которой работают воспитатели лагеря: “Экологическое воспитание и укрепление здоровья учащихся путем внедрения личностно-ориентированных и игровых технологий”.

Основная идея программы : Реализация мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в летний период.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

· «Правила поведения детей при прогулках и походах».

· «Правила при поездках в автотранспорте».

· «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

· «Правила дорожного движения».

Беседы, проводимые медицинским работником:

· «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

· «Мой рост, мой вес».

· «Как беречь глаза?».

· «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя».

Беседы, мероприятия:

· Профилактика противопожарной безопасности: экскурсия в пожарную часть города;

· Профилактика ПДД. Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение».

Аналитическая деятельность по работе программы

Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛДП.

Ожидаемые результаты

выполнения программы деятельности лагеря

· Внедрение эффективных форм организации отдыха, оз­доровления и

· занятости детей в летний период.

· Улучшение отношений в среде подростков, устранение негативных

· проявлений, искоренение вредных привычек.

· Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.

· Укрепление здоровья.

· Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.

· Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка.

· Привитие навыков самообслуживания.

· Воспитание чувства патриотизма.

· Воспитание уважения к природе и родному краю.

№ п / п

Тема

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика, бассейн, подвижные игры, соревнования, Спартакиада, «Весёлые старты», экскурсии.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Викторины, игры, рассказы и беседы воспитателя.

Работа по развитию творческих способностей детей

Концерты, конкурсы, культурно-массовые мероприятия, музыкальные игры, выставки, развлекательно-познавательные программы.

Работа по привитию навыков самоуправления

Игровая деятельность, диспуты, общественно-полезная работа .

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей

Игры, конкурсы, просмотры фильмов, беседы воспитателя.

Профилактические мероприятия

Инструктажи, беседы мед. работников.

Тематический план

Блоки

Задачи блока

Направление

Ответственные

Профилактический

Формирований знаний по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Рассказы педагогов, организатора досуга, викторины, игры

Начальник лагеря,

воспитатели, психолог,

соц. педагог

Физкультурно-оздоровительный

Формирование ЗОЖ, укрепление духовного, физического и психологического здоровья.

Утренняя гимнастика, подвижные игры, соревнования, Спартакиада.

Начальник лагеря,

воспитатели, психолог,

соц. педагог

Художественно-эстетический

Приобщение детей к духовной культуре, развитие мотивации

Музыка, литература, история, ИЗО, чтение книг.

Воспитатели, библиотекарь,

педагоги информатики, педагог ИЗО.

Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
1.Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
2.Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
3.Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Ожидаемые результаты:
1.Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2.Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3.Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4.Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5.Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6.Расширение кругозора детей.
7.Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
8.Личностный рост участников смены.
9.Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

Организационно - пропагандистские умения:

1.Применение знаний законодательства об охране природы.

2.Планирование практических дел по охране природы.

3.Пропаганда здорового образа жизни.

Поведенческие умения:

Формирование умений правильного поведения в природе.

Опознавательные умения:

1.Распознавание объектов природы.
2.Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

Преобразовательные умения:

1.Тиражирование опыта
2.Проведение школьных конференций по итогам работы.

3.Публикация заметок и статей в местной печати.

Программа осуществляется по следующим блокам:

Организационный

Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях.

Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.

Оздоровительный

Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, помощь избавиться от вредных привычек; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

Позиции ребенка: Знаю, могу, делаю, стараюсь.

Алгоритм действия: Звук--Дыхание--Эмоция;

Движение---Экология---Питание.

Виды работ:

1. Профилактические и лечебные мероприятия.

2. Обеспечение активного двигательного режима детей : спортивно - массовая работа: танцевальные занятия, работа спортивных секций; обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обеспечение аэрации в комнатах, открытие форточек, обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.

3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.

4. Экологический

Позиция ребенка: “ Я хочу это сделать сам, я уже делал что-то подобное, не надо мне помогать, я попробую догадаться”

Алгоритм действия: Мышление---Изделие---Польза.

Душа---Результат---Радость.

Форма смены: «Экологическая экспедиция»
Отряды: «Юннаты», «Зеленый патруль»
Девиз: «Жить по законам природы!»
Направления и виды деятельности:

    Физкультурно-оздоровительная деятельность; Образовательно –содержательное направление (экологическое воспитание); Художественно-творческая деятельность.

Образовательно-содержательное направление
(экологическое воспитание):

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы , места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения экологических экскурсий, с учётом возрастных особенностей.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Физкультурно – оздоровительная работа:

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
· Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
· Выработка и укрепление гигиенических навыков;
· Расширение знаний об охране здоровья.

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность:

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

План мероприятий

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЕ

День первый

День дружбы

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».

2. Беседа «Береги свою жизнь» (инструктаж по ТБ, ПДД, пропаганды противопожарных знаний, антитеррор). Ознакомление с правилами внутреннего распорядка лагеря.

3. Операция «Уют».

4. Веселыми тропинками лета (открытие смены)

«Здравствуй ЛЕТО-2013!»

День второй

День безопасности

1. Минутка здоровья « Закаливание».

2. Профилактическая беседа о мерах противопожарной безопасности с воспитанниками. Знание номеров экстренной помощи. Средства и способы пожаротушения.

3.Объектовая тренировка по эвакуации сотрудников и воспитанников пришкольного лагеря.

4.Создание флага и герба своего отряда.

5.Подвижные игры на воздухе.

6.Подготовка к конкурсу талантов.

День третий

День Земли

1.Минутка здоровья «Книги о здоровье».

2. «Перекресток безопасности на экологической тропе»-беседа о ПДД.

3.«В лесном царстве» - экскурсия в парк, сбор природных материалов.

4.«В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природного материала

5.Выставка « Лесная фантазия»

День четвертый

«День талантов»

1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

2. «Минута славы» - конкурс рисунков на асфальте

3. Развлекательная программа «Звездопад талантов»

4. Подвижные игры на воздухе.

5.Экскурсия в парк. Экологическая тропа.

День пятый

«День семьи »

1.Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию»

2.Урок безопасности «Один дома…».

3. Конкурс «Семейные реликвии».

4.Выставка рисунков «Моя семья».

5.Занятие в кружках в ЦВР.

День шестой

День путешествий

«Кругосветное экологическое путешествие»

1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге».

2. Клуб Почемучек и Любознаек (Презентации наблюдений!)

3.Игра - викторина «Путешествие по материкам и океанам»

4. Беседа «Многообразие растений нашей местности»

5. Занятие кружка «Чудесная мастерская».

6.Игры на свежем воздухе.

День седьмой

День экологического творчества

1.Минутка здоровья «Волшебное влияние музыки».

2. Познавательная программа «Жители лесного царства – зелёного государства».

3.«В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природного материала.
4.Вернисаж «Лесная фантазия».

5. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание.

День восьмой

День «Фантазий и юмора»

1.Минутка здоровья «Правильное питание».

2. Викторина «Устами младенца».

3. Конкурс «Самый фантастический проект».

4. « Мульти-Пульти –карнавал».

5. Конкурс экологической частушки.

День девятый

«День здоровья и спорта».

1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»

2. Малая спартакиада под девизом: «Мы за здоровый образ жизни»

Первенство лагеря по различным видам спорта.

3.Конкурс рисунков на асфальте «Дети против наркотиков»

4. Посещение ККЗ « Факел».

День десятый

«День экологии»

1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых.

2.Экологический десант.

3.Праздник необычных цветов и цветочных костюмов.

4. Спортивные игры на воздухе.

5.Подготовка к конкурсу «Мисс и мистер лето-2013».

День одиннадцатый

Мисс и мистер лагеря

«Лето-2013»

1.Минутка здоровья «Как снять усталость с ног». Закаливание.

2. Конкурс « Мисс и мистер ЛЕТО-2013».

3 Интеллектуальная игра «Звездный час».

4. Первенство лагеря по футболу.

5.Подготовка к конкурсу бантиков.

День двенадцатый « День зелёного огонька »

«Соблюдай правила дорожного движения!»

1.Минутка здоровья. «Друзья Мойдодыра и наше здоровье».

2.Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной»

3.Игра – путешествие «Дорожный лабиринт».

4.Весёлые старты «Разноцветная эстафета».

День тринадцатый

День Нептуна

1.Минутка здоровья « Закаливание».

2 Спектакль «В подводном царстве».

3.Беседа «Берегите воду».

4.Экологическая игра «Путешествие капельки».

День четырнадцатый

День Мудреца

1. Минутка здоровья» Осанка – основа красивой походки».

2.«Миру –мир» - конкурс рисунков на асфальте.

3.Конкурсная программа « Великолепная семерка».

4. Посещение районной детской библиотеки.

5. Спортивные игры на воздухе.

День пятнадцатый

« День природы»

1.Минутка здоровья «Кислородные ванны».

2. Конкурс плакатов в защиту природы.

3.Звездный час «Природа и я – верные друзья!».

4.Экскурсия в парк.

5. Беседа медицинского работника на тему «Основы личной гигиены».

День шестнадцатый

« День юного туриста»

1.Минутка здоровья как ухаживать за зубами.

2.Соревнование « Ориентирование по карте местности».

3.Экскурсия.

4. Беседа «Нельзя изучать природу только по книжкам, нужно
наблюдать ее!»

День семнадцатый

« День чудес»

1. Минутка здоровья « Чудеса смеха»

2. Конкурс поделок « Чудесные превращения бумаги и дерева»

3. Подготовка к закрытию лагерной смены.

4. Занятие кружка «Чудесная мастерская».

5. Конкурс экологического рисунка – призыва на асфальте.

День восемнадцатый

День сюрпризов

1.Минутка здоровья «Гигиена в доме».

2. Спортивные игры на воздухе.

3. Конкурс экологической сказки.

4. Закрытие лагерной смены «Праздничный концерт».

Литература

1. Шаульская лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль, Академия развития, 2008.

2. Сценарии праздников в начальной и средней школе / авт.-сост. . - Минск: Соврем, шк., 2006.

3. С игрой круглый год в школе и на каникулах / . - 3-е изд., Новосибирск: Сиб. унив. изд.-во, 2006.

4. Григоренко и организация работы в детском оздоровительном лагере. Изд. 2-ое. - М. Пед. общество России, 2003.

5. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. - М.: ЦГЛ,2003.

6. Арсенина с собою в лагерь...- Волгоград:Учитель, 2007.

7. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга педагога - организатора (авт.-сост. , Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

8. «Вожатый века», ежеквартальный общественно-педагогический журнал, №3(22), осень 2006.

9. Соколова веселых праздников для детей от 2 до 12 лет. - Новосибирск, Сиб. универ. изд.-во,2007.

10.http://*****/articles/574741/

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Видновский художественно-технический лицей"

Сценарий для летнего лагеря

Тема «День экологии»

Составила воспитатель Латышева Ленара Ремзиевна

2016 – 2017 учебный год

Сценарий для летнего лагеря.

День экологии.

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.
Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто – сам виноват» (М.М. Пришвин).

Задачи:
1. гражданской позиции, бережного отношения ко всему живому на земле.

2. Привитие потребности к воссозданию мира растительности.

3. Пополнение копилки на экологическую тему.

4. Подготовку к этому дню лучше начать с первых дней лагерной смены.

В план подготовки можно включить:

– экскурсии;

– ботанические и другие викторины;

– конкурсы стихотворений, песен, пословиц, поговорок о лесе, природе;

– выставки полевых и других цветов;

– конкурс лесных поделок «Лесная быль» или «Природа и фантазия»;

– выставку рисунков на экологическую тему;

– конкурс плакатов о природе «Зеленый патруль»;

– изучение лекарственных трав;

– экологическую акцию «Чистота спасет мир»;

– игру-путешествие по станциям.

Экологический калейдоскоп (Игра - путешествие)

На линейке детям вручается маршрутный лист с обозначением этапов. На каждом этапе ребят ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Этапы расположены на территории всего лагеря. Весь маршрут детям неизвестен. На каждом этапе они узнают, что их ждет впереди. Этапы могут проводить разные сказочные герои. За выполнение задания на каждом этапе отряд получает баллы. После прохождения этапов все собираются в актовом зале для подведения итогов и проходит церемония вручения призов.

Образец маршрутного листа

п/п

11. Станции. Место расположения. Ведущий станции. Баллы.

«Творческая» - Организатор

«Природные барометры» - Ромашка

«Бабушка-загадушка» Бабушка-веселушка

«Лесная аптека» - Айболит

«В гостях у Лесовичка» - Лесовичок

«Пословица недаром молвится» - Чебурашка и крокодил Гена

«Где чей дом?» - Водяной

«Чуткий нос» - Буратино и Мальвина

«Игровая» Леший и Баба - яга

«Лесная карусель» (конкурс рисунков на асфальте) - Карандаш

«Правила поведения на природе» - Белочка

I. «Творческая»

Проводится на месте старта игры - путешествия. Отряды заранее готовят названия отрядов, девизы, песни, связанные с экологической темой. По сигналу педагога - организатора сдают рапорта.

II. «Природные барометры»

Викторина о народных приметах

1. Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это?

а) к жаркой погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

2. Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это?

а) к хорошей солнечной погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

3. С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) пасмурную;

в) ветреную.

4. Солнышко садится в тучку. Какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) дождливую;

в) ветреную.

5. Какую следует ожидать погоду, если вечером и ночью был туман?

а) хорошую;

б) ненастную;

III. «Бабушка - загадушка»

Загадки про природу

Он совсем неслышно на прогулку вышел. Мокрым, мягким клювом постучал по крышам. Полосатым следом прочертил окошко. А пройдя, остался у меня в ладошках. (Дождик.)

Между гор, средь быстрых речек,

Ветерок пасет овечек.

Дунет он – летят овечки

Воду пить от речки к речке.

Пьют без удержу, пока

Не нальются их бока! (Облака.)

Кто входит в окно

И не ломает его? (Солнечный луч.)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

Разноцветные ворота на лугу построил кто- то. Постарался мастер тот, взял он красок для ворот не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга.)

Бежал по тропке луговой – кивали маки головой. Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер.)

Как по небу, с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый снег да перышки. (Снежная туча.)

Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (Небо.)

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна, месяц.)

Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег.)

IV. «Лесная аптека»

Ребятам предлагаются картинки, на которых изображены лекарственные растения. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

ландыш – болезни сердца; чистотел – заболевания кожи;

крапива – радикулит; сок останавливает кровотечения;

подорожник – лечит раны, нарывы, язвы; цветы липы – простуда;

одуванчик – заболевания желудка; валериана – бессонница;

василек – воспаление слизистой оболочки глаз;

редька – сок от кашля; малина – простуда; шиповник – укрепляет сердце;

земляника – корень улучшает зрение; тысячелистник – останавливает кровотечение;

мох сфагнум – заменяет вату.

V. «В гостях у Лесовичка»

О каких растениях идет речь в стихотворениях? Как белые звезды, средь розовой кашки цветут всем знакомые с детства… (ромашки).

Я звонкий и лиловый, расту в тени лесной, и в просеке сосновой киваю головой. (Колокольчик.)

Я – капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

И имя дала мне

Родная землица. (Земляника.)

Тот, кто в поле бывал, несомненно, замечал: вьется розовый цветок. Как же назван он?.. (Вьюнок.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож. (Василек.)

В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей

Посреди листвы, ветвей? (Лесной орех.)

Наряд ее легок, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

А сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней. (Береза.)

Стоит дерево кудряво,

А когти – волчьи. (Боярышник.)

Белые, душистые в лесу растут, весной рано цветут. (Ландыш.)

Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, зимою в платье белом. (Елка.)

Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая,

И листьев узоров нарядным

Равняюсь с листом виноградным. (Смородина.)

Урюк ты съел и курагу – теперь вопрос задать могу: Какой же плод, друг дорогой, Урюком стал и курагой? (Абрикос.)

Долгоножка хвалится:

– Я ли не красавица! –

А всего-то тросточка

Да красненькая косточка. (Вишня.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик.)

VI. «Пословица недаром молвится»

Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

Вспомнить и назвать как можно больше пословиц, связанных с природой.

Народные пословицы о лесе: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Дубовую рощу ветер свалит. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет! Лес и вода – брат и сестра. Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят. Гриб ищут – по лесу рыщут. И зимой будет ягода, если заготовить загодя. На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку. Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

VII. «Где чей дом?»

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Например: воробей, кувшинка, цапля, медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей – небо, цапля – болото и т. д.).

VIII. «Чуткий нос»

Душистые растения (полынь, ягоды малины, земляника, грибы, веточка сосны, ландыш, шиповник и т. д.) раскладываются на столе. Нужно с закрытыми глазами определить по запаху, что это за растение.

IX. «Игровая»

Перед игрой ведущий этой станции предупреждает: «Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что- то другое, дайте мне знать. Можно топать и хлопать».

Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Дети топают. Что неправильно?

Д е т и. Мухи!

В е д у щ и й. А мухи – это кто?

Д е т и. Насекомые!

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают.

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, куницы… (Продолжает.)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети топают.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты,

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки – И спасибо шутке!

Оценивается активность и внимательность.

X. «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

XI. «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

– Как оформить место привала во время похода? – Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? – Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? – По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?

Экологическая сказка

«Как люди речку обидели»

Разработали и показали: ученики 1-ых классов

Герои: Речка, папа, мама, Боря

Жила-была Голубая речка с чистой прозрачной водой. Она была весёлой и любила, когда к ней приходили люди.

Речка:

Посмотрите, какая я чистая, прозрачная и красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости. Искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада!

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Боря. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать, купаться.

Сначала папа развёл костёр, потом наловил много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли и ей пришлось их выбросить. Боря выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно выполз на берег.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту, и не терпела мусора в своём доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной, и больше никогда никого не звала к себе в гости.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

(ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ)

Руководитель

Бибер Мария Александровна

Губаха, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Программа включает в себя следующие направления:

    образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);

    воспитательное;

    спортивно-оздоровительное направление.

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

Задачи:

    приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;

    формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;

    формирование у детей здорового образа жизни.

    формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;

Участники: учащиеся школы 5 - 8 класс.

Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед). Количество учащихся: 10 человек.

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ.

День защиты детей.

    Разработка экологических плакатов

Экологическая игра «Упаковку в переработку»

Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля»

Мероприятие «Знатоки природы»

Игровая программа «Книга жалоб природы»

Выход на природу к источнику. Акция «Здоровый лес» (очистим лес от мусора)

Поездка в поселок Северный (спортдень)

Акция «Муравейник» (разработка листовок по сохранению муравейников)

Акция «Зеленая аптека» (составление списков лекарственных растений нашей местности)

Интеллектуальная игра «ЭкоЛогика»

Поездка на Верхнюю Губаху (сбор фотографий природы нашей местности)

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

Изготовление кормушек из пластика в районе источника.

Конкурс рисунков «Природа родного края»

Игра «Лесная фантазия или я хочу быть берендеем»

    Игра «Экологический серпантин»

    Фотоконкурс «Зелёная планета»

Отчет о работе лагеря (создание презентации)

Закрытие площадки

Ожидаемые результаты

    Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

    Пропаганда эколого – туристической культуры;

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Формирование умений правильного поведения в природе;

    Распознавание объектов природы;

    Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

Использованная литература:

«Экогруппа. Руководство по домашней экологии»

Библиотека НЭО «Лес - наш зеленый друг», выпуск 7 (17),2009

Библиотека НЭО «Экологические игры», выпуск 5 (15), 2009

Библиотека НЭО «Экологический эрудицион», выпуск 8, 2008

Вверх