Биография. Катрич Алексей Николаевич. Истребители. Герои неба Воздушные бой истребителей ночью

Алексей Николаевич Катрич (25 октября 1917 - 25 ноября 2004, Москва) - советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (звание присвоено 28 октября 1941), заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО), генерал-полковник авиации, Заслуженный военный лётчик СССР (1965).

Биография

Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка Российской империи, ныне Краснокутского района Харьковской области Украины, в семье крестьянина. Украинец.

Окончил 7 классов Высокопольской средней школы и 4 курса рабфака Харьковского зоотехнического института.

В Красной Армии с 1935 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков в 1938 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 11 августа 1941 года лейтенант Алексей Катрич на истребителе «МиГ-3» в паре с лейтенантом Медведевым М. И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 идущего курсом на Бологое. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулемётной очередью весь самолёт. Второй очередью Катрич поджёг один из двигателей, третьей - убил стрелка, однако «Дорнье» продолжал лететь. Тогда Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. Вскоре «Дорнье» врезался в землю возле села Старица и сгорел. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.

В 1943 году гвардии капитан Катрич А. Н. получил самолёт «Як-1», построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области - И. Д. Фролова.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка. Всего за время войны совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

После войны продолжал службу в авиации. В 1950 году окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба.

В 1964-1967 годах был заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, в 1967-1973 годах - командующим 16-й воздушной армией, затем - первым заместителем начальника гражданской авиации СССР.

С 1987 года генерал-полковник авиации Катрич А. Н. - в отставке. Жил в Москве.

Семья

  • Отец - Николай Григорьевич, работал лесничим.
  • Мать - Анна Яковлевна, была домохозяйкой.
  • Жена - Тамара Ивановна (род. 1918), домохозяйка.
    • Сын - Борис Алексеевич (род. 1940-2004), полковник авиации.
    • Дочь - Тамара Алексеевна (род. 1945), пенсионерка.
    • Внук - Андрей Сергеевич (род. 05.03), экономист.
    • Внук - Алексей Борисович (род. 25.07.1966), военный.
    • Внучка - Елена Борисовна (род. 05.09), менеджер.

Награды

  • Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 549) Алексею Николаевичу Катричу присвоено 28 октября 1941 года.
  • Награждён также орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Почёта и За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 3-й степени, а также медалями.
  • Одному из первых Катричу в 1965 году было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».
2018-03-18T23:41:58+00:00

Катрич Алексей Николаевич (1917-2004).

Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии Российской Империи.
В 1933 году окончил 7 классов школы.
До 1934 года работал зоотехником в колхозе «Червоный Факел» (Валковский район Харьковской области).
В 1935 году окончил рабфак при Харьковском зоотехническом институте.
С сентября 1935 года в рядах Красной Армии.
В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в ВВС Московского военного округа.

С июня 1941 года лейтенант А.Н.Катрич на фронтах Великой Отечественной войны в составе 27-го ИАП (лётчик, заместитель командира и командир эскадрильи). Летал на МиГ-3 . Участвовал в обороне Москвы.

11 августа 1941 года лейтенант Алексей Катрич на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом М.И.Медведевым вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 идущего курсом на Бологое. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулемётной очередью весь самолёт. Второй очередью Катрич поджёг один из двигателей, третьей — убил стрелка, однако «Дорнье» продолжал лететь. Тогда Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. Вскоре «Дорнье» врезался в землю возле села Старица и сгорел. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С июля 1942 года — командир эскадрильи 12-го Гвардейского ИАП ПВО. С ноября 1943 года — штурман полка. Воевал в составе Московского и Западного фронтов ПВО. Летал на Як-1 , Як-7 и Як-9 (в том числе — на 3 самолётах с дарственными надписями). В период с 10 апреля по 5 августа 1944 года группа из 10 лётчиков полка под командованием Гвардии майора А.Н.Катрича выполняла боевой приказ командования 1-й Воздушной истребительной армии ПВО по прикрытию перевозок войск, совершив 187 боевых вылетов.

К маю 1945 года Гвардии майор А.Н.Катрич совершил 258 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 9 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС.
В 1950 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). Служил командиром истребительного авиаполка, заместителем командира и командиром истребительной авиадивизии (Московский и Северный военные округа).
С января по декабрь 1957 года — заместитель командующего 37-й Воздушной армией по ПВО (Северная группа войск, Польша).
В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба.
В 1959-1960 годах — 1-й заместитель командующего 73-й Воздушной армией (Туркестанский военный округ).
С 1960 года — заместитель начальника, а в 1964-1967 гг. — начальник боевой подготовки ВВС.
С июля 1967 года по июль 1973 года — командующий 24-й (с апреля 1968 — 16-й) Воздушной армией (Группа советских войск в Германии).
В августе 1968 года участвовал в вводе советских войск в Чехословакию.

В 1973-1977 годах — 1-й заместитель министра Гражданской авиации СССР.
В 1978 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба.
В 1978-1986 гг. — заместитель главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами государств — участников Варшавского договора по ВВС.
В феврале-сентябре 1987 года — военный консультант Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

С ноября 1987 года генерал-полковник авиации А.Н.Катрич — в отставке. Жил в Москве. Умер 25 ноября 2004 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награды:
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 549 (28.10.1941 г.)
— орден Ленина (28.10.1941 г.);
— орден Октябрьской Революции (18.02.1981 г.);
— четыре ордена Боевого Красного Знамени (03.11.1943 г., 22.02.1956 г., 31.10.1967 г., 21.02.1969 г.);
— орден Александра Невского (31.08.1944 г.);
— два ордена Отечественной войны 1-й степени (24.07.1943 г., 11.03.1985 г.);
— два ордена Красной Звезды (15.11.1950 г., 23.10.1987 г.);
— орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976 г.);
— орден Почёта (26.01.1998 г.);
— медали;
— иностранные ордена.

Лейтенант А.Н.Катрич в кабине истребителя МиГ-3.

Слева направо: зам. ком. 27 ИАП капитан А.Н.Катрич, комэск капитан Ф.С.Чуйкин, комполка майор В.А.Иванов, командир БАО п-полковник И.П.Кудинов у истребителя Катрича.

Генерал-полковник авиации А.Н.Катрич.

Список источников:
Сайт «СОВЕТСКИЕ АСЫ 1936-1953». Катрич Алексей Николаевич.
Сайт «Герои страны». Катрич Алексей Николаевич.

Катрич Алексей Николаевич – заместитель командир авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус ПВО, Московская зона ПВО), лейтенант.

Родился 12 (25) октября 1917 года в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии (ныне Краснокутского района Харьковской области, Украина). Украинец. В 1933 году окончил 7 классов школы. До 1934 года работал зоотехником в колхозе «Червоный Факел» (Валковский район Харьковской области). В 1935 году окончил рабфак при Харьковском зоотехническом институте.

В армии с сентября 1935 года. В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Московском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – июне 1942 – лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (Московская зона ПВО). Участвовал в обороне Москвы, защите города и тыловых коммуникаций Западного фронта от налётов вражеских бомбардировщиков. 11 августа 1941 года в воздушном бою тараном сбил самолёт-разведчик противника на высоте 9.000 метров, после чего благополучно приземлился на своём аэродроме.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года лейтенанту Катричу Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В июне 1942 – октябре 1943 – командир авиаэскадрильи 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО. Воевал в составе Московского и Западного фронтов ПВО. Участвовал в защите Москвы и тыловых коммуникаций Западного фронта от налётов вражеских бомбардировщиков. Всего за время войны совершил 258 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-1 и Як-9, в 27 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 10 самолётов противника.

В ноябре 1943 – январе 1946 – штурман 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО, до 1944 года нёс боевые дежурства в системе ПВО города Москвы.

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Служил командиром истребительного авиаполка, заместителем командира и командиром истребительной авиадивизии (в Московском и Северном военных округах). В январе-декабре 1957 года был заместителем командующего 37-й воздушной армией по ПВО (Северная группа войск, Польша).

В 1959 году окончил Военную академию Генштаба. В 1959-1960 – 1-й заместитель командующего 73-й воздушной армией (Туркестанский военный округ). С 1960 – заместитель начальника, а в 1964-1967 – начальник боевой подготовки ВВС. В июле 1967 – июле 1973 – командующий 24-й (с апреля 1968 – 16-й) воздушной армией (Группа советских войск в Германии). В августе 1968 года в этой должности участвовал в вводе войск в Чехословакию.

В 1973-1977 – 1-й заместитель министра гражданской авиации СССР. В 1978 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. В 1978-1986 – заместитель главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского договора по ВВС. В феврале-сентябре 1987 – военный консультант Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С ноября 1987 года генерал-полковник авиации А.Н.Катрич – в отставке.

Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965), генерал-полковник авиации (1971). Награждён орденами Ленина (28.10.1941), Октябрьской Революции (18.02.1981), 4 орденами Красного Знамени (3.11.1943; 22.02.1956; 31.10.1967; 21.02.1969), орденом Александра Невского (31.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (24.07.1943; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950; 23.10.1987), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), российским орденом Почёта (26.01.1998), медалями, иностранными орденами «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте (ГДР, 1973), «9 сентября 1944 года» 1-й степени с мечами (Болгария, 22.01.1985), другими иностранными наградами.

Воинские звания:
Лейтенант (9.10.1938)
Старший лейтенант (3.11.1941)
Капитан (29.03.1942)
Майор (4.02.1944)
Подполковник (16.02.1948)
Полковник (29.04.1952)
Генерал-майор авиации (18.02.1958)
Генерал-лейтенант авиации (28.10.1964)
Генерал-полковник авиации (22.02.1971)

11 августа 1941 года лейтенант А.Н.Катрич в 9.30 на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом М.И.Медведевым вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215, идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Тогда А.Н.Катрич в одиночку бросился за «дорнье». Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва – Ленинград. А.Н.Катрич настиг его над городом Осташков на высоте около 9.000 метров и с расстояния 100 метров прошил пулемётной очередью от хвоста к мотору весь самолёт. Стрелок из кабины открыл ответный огонь, но не причинил вреда истребителю. Второй очередью А.Н.Катрич поджёг один из двигателей, третьей – убил стрелка. Следующей очередью он намеревался ударить по кабине пилота, но патроны кончились. «Дорнье» продолжал лететь.

Тогда А.Н.Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. После этого мгновенно убрал газ и отвернул истребитель в сторону, чтобы не задеть плоскость «дорнье». Самолёт противника качнулся, потом свалился на крыло и пошёл вниз. На высоте 600 метров вражескому лётчику удалось выровнять самолёт, но ненадолго. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел. Весь экипаж во главе с лейтенантом Р.Родером погиб. Лейтенант А.Н.Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.

Описание подвига Героя предоставлено А.Е.Мельниковым.

Источники
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
Великая Отечественная война 1941-1945:С-справ. /под ред. М.М.Кирьянова. М:П.1990
Войска противовоздушной обороны страны в ВОВ. - М.: Воениздат, 1981.
Герои и подвиги. Книга 5. М.: Воениздат, 1968
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Дмитриевский Н. Защитники неба столицы. - М.: Воениздат, 1962.
Журавлёв Д.А. Огневой щит Москвы. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1988.
Колесник А.Д. Не померкнет в веках. - М.: ДОСААФ, 1988.
Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.
Личное дело
Лушников Ф.А. Голос памяти. - М.: ДОСААФ, 1986.
Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Ордена Ленина Московский округ ПВО. - М.: Воениздат, 1981.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.
Стерегущие небо. - М.: ДОСААФ, 1986.

Родился в семье крестьянина. Украинец. Окончил семилетку. Работал в колхозе «Червонiй факел». Окончил рабфак и поступил на 1-й курс Харьковского зоотехнического института.

В РККА с 1935 г. В 1938 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Служил летчиком в 27-м иап ВВС Московского военного округа. К началу войны 36 из 53 летчиков уже освоили МиГ-3. Но и они только приступили к полетам на боевое применение новой машины.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московской зоны ПВО.

Член ВКП(б) с 1941 г.

11.08.41 г. в 9.30 лейтенант Катрич на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М.И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do.215 идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Тогда Катрич продолжил погоню в одиночку. Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва-Ленинград. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 9000 м, с расстояния 100 м открыл огонь, поджег один из двигателей и поразил стрелка. И тут у него оказали пулеметы. Тогда он решил таранить вражеский самолет. Сблизившись с бомбардировщиком, Катрич винтом повредил его стабилизатор. Самолёт противника свалился на крыло и пошёл вниз. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел. Экипаж погиб. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый высотный таран.

Генерал-полковник авиации Катрич вспоминает: «В тот день, 11 августа 1941 года, мне повезло четырежды…

В первый раз мне повезло, когда, идя на излюбленной для «мига» высоте около восьми тысяч метров, заметил тянущийся с запада на восток белый шлейф от идущего надо мной самолета. Здоровье позволяло мне тогда летать без кислородной маски и повыше. Я нагнал его, забравшись на девять тысяч метров…

Лучшие дня

Второе везенье – солнышко светит мне в затылок… Они меня не видят, а я наблюдаю и делаю вывод: снимают, гады, на фотокамеру железную дорогу Москва-Ленинград. А по ней – эшелон за эшелоном, а при той ясной погоде – и эшелоны, и все узловые станции как на ладони. Не встреть я этого «фотографа» - придет следом косяк бомберов, разбомбят!

Третье везенье – первой же очередью я поразил их стрелка, и один мотор задымил. Они – в драп. Я следом, жму на гашетки, а пулемет заклинило! Боеприпас есть – на земле потом проверил всенародно, - пулеметы молчат. В подобные моменты такая страшная злость охватывает, что ни о чем другом не думаешь, кроме одного – сбить!..

И везет мне в четвертый раз: таранил – и остался жив!

Думаю, помогла выучка парадов на Красной площади, когда мы шли точно на метр друг от друга, вырисовывая в небе сложные фигуры.

Ну, а как провести удар, чтоб живым остаться, я теоретически знал и не раз прикидывал еще на земле, как многие наши летчики, свои действия. Произвел расчет скоростей, зашел сверху справа, чтобы под его обломки не попасть, и рубанул винтом по стабилизатору.

Скрежет металла. Тряхнуло меня. Мотор издал какой-то надсадный рев. Все…

Он пошел вниз, а я отслеживал внимательно место его падения, у нас ведь в ВВС на слово не поверят, вещественное доказательство – рухнувший самолет врага – потребуют. Он грохнулся, как я определил по карте, на окраине города Зубова, при впадении в Волгу реки Вазузы.

А я на своем еле дышащем моторе «мигаря», не любящего крутые пике, осторожно дотянул до родного поля в Мигалово под Калинином и сел как положено».

12.09.41 г. в воздушном бою на дальних подступах к Москве лейтенант Катрич вторично применил таран и уничтожил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на своём аэродроме.

17.10.41 г. он сбил бомбардировщик Не.111.

27.10.41 г. сбил истребитель Bf.109.

28.10.41 г. лейтенанту Катричу Алексею Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 549.

29.10.41 г. у Ново-Петровского он сбил бомбардировщик Ju.88.

Летом 1942 г. капитан Катрич был назначен комэска 12-го гвардейского истребительного авиаполка.

Вспоминает один из его однополчан Н.Н. Штучкин: «Катрич был спокойным, уравновешенным, волевым человеком. Выше среднего роста, строен, подтянут, атлетически сложён. Всё гармонировало в нём: чёрные волнистые волосы, голубые глаза, улыбка на смуглом лице. И ещё, что заметили сразу - удивительная скромность этого человека. Просто, обычно вошёл он в наш коллектив, хотя гордиться ему было чем. Некоторые даже думали: «Не успел ещё загордиться, только назначили на новую должность». А потом узнали: он пришёл к нам не с повышением, а с понижением. Ещё до прихода к нам командовал эскадрильей, был заместителем командира полка, потом его назначили на должность инспектора по технике пилотирования авиационного соединения.

Но лётчику трудно не летать. Вместо аэродрома - штаб, вместо кабины истребителя - кабинет и бумаги. Ни боевого дежурства, ни вылетов по тревоге. И Катрич стал добиваться возвращения на фронт. Поскольку его должность была уже занята, ему предложили командование эскадрильей в нашем 12-м гвардейском авиаполку».

В сентябре 1942 г. полк был перевооружен на истребители Як-7.

С июня 1943 г. имел на вооружении Як-1, а позже получил Як-9.

Летом 1943 г. гвардии капитан Катрич получил самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области И.Д. Фролова.

На этой машине гвардии капитан Катрич одержал ещё несколько побед.

Однажды капитан Катрич и старший лейтенант Крюков вылетели на перехват. Следуя целеуказаниям с КП, они заметили в чёрном небе выхлопные огни моторов. Катрич остался справа, ведомому приказал зайти для атаки слева. Через несколько минут бомбардировщик огромным горящим метеором прорезал ночное небо.

На следующий день колхознику И.Д. Фролову было отправлено такое письмо - рапорт: «Дорогой Иван Дмитриевич! Сообщая вам, что боевой счёт на вашем самолёте открыт. Вместе с моим товарищем Крюковым, летающим на самолёте, подаренном ему колхозниками Дурасовского района Саратовской области, мы сбили вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Пусть это будет не последний фашистский самолёт, уничтоженный нашими общими усилиями».

6.08.43 г. четвёрка истребителей 12-го гиап ПВО, возглавляемая гвардии капитаном Катричем, выполняя боевую задачу по прикрытию сухопутных войск в границах Московской армии ПВО, вступила в ночной бой с восемью бомбардировщиками Ju.88 и вынудила их сбросить бомбы на позиции своих войск. Советские лётчики сбили один и подбили другой бомбардировщик, а сами без потерь возвратились на аэродром.

С августа 1944 г. по февраль 1945 г. 12-й гиап ПВО входил в состав 318-й иад ПВО.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка.

Всего за время войны он совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 9 в группе.

После войны командовал авиаполком, а затем дивизией.

В 1950 г. окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 г. - Военную академию Генерального штаба.

Был командующим Воздушной армией, а затем заместителем Главкома ВВС по боевой подготовке.

В 1965 г. ему было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

В 1972 г. генерал-полковник авиации Катрич был назначен 1-м заместителем министра Гражданской авиации.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

генерал-полковник авиации Командовал Сражения/войны Награды и премии

Других государств :

В отставке

Алексей Николаевич Катрич (25 октября - 25 ноября , Москва) - советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны , Герой Советского Союза (звание присвоено 28 октября ), заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО), генерал-полковник авиации , Заслуженный военный лётчик СССР ().

Биография

Семья

  • Отец - Николай Григорьевич, работал лесничим.
  • Мать - Анна Яковлевна, была домохозяйкой.
  • Жена - Тамара Ивановна (род. 1918), домохозяйка.
    • Сын - Борис Алексеевич (род. 1940-2004), полковник авиации.
    • Дочь - Тамара Алексеевна (род. 1945), пенсионерка.
    • Внук - Андрей Сергеевич (род. 05.03), экономист.
    • Внук - Алексей Борисович (род. 25.07.1966), военный.
    • Внучка - Елена Борисовна (род. 05.09), менеджер.

Награды

  • Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 549) Алексею Николаевичу Катричу присвоено 28 октября 1941 года .
  • Награждён также орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Почёта и За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 3-й степени, а также медалями.
  • Одному из первых Катричу в 1965 году было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

Напишите отзыв о статье "Катрич, Алексей Николаевич"

Примечания

Литература

  • Коллектив авторов. История командного факультета Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина / В.Е. Зенков. - Москва: ЗАО СП «Контакт РЛ», 2007 год. - С. 245, 337, 342. - 368 с. - ISBN 5-902908-02-7 .

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Катрич, Алексей Николаевич

– До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, очевидно, ясно представив себе, из рассказа князя Андрея, положение, в котором находилась Россия. – Дай срок, дай срок, – прибавил он с злобным выражением лица и, очевидно, не желая продолжать этого волновавшего его разговора, сказал: – Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе.
– Благодарю вашу светлость, – отвечал князь Андрей, – но я боюсь, что не гожусь больше для штабов, – сказал он с улыбкой, которую Кутузов заметил. Кутузов вопросительно посмотрел на него. – А главное, – прибавил князь Андрей, – я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко было оставить полк. Ежели я отказываюсь от чести быть при вас, то поверьте…
Умное, доброе и вместе с тем тонко насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:
– Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, если бы все советчики служили там в полках, как ты. Я тебя с Аустерлица помню… Помню, помню, с знаменем помню, – сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании. Кутузов притянул его за руку, подставляя ему щеку, и опять князь Андрей на глазах старика увидал слезы. Хотя князь Андрей и знал, что Кутузов был слаб на слезы и что он теперь особенно ласкает его и жалеет вследствие желания выказать сочувствие к его потере, но князю Андрею и радостно и лестно было это воспоминание об Аустерлице.
– Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести. – Он помолчал. – Я жалел о тебе в Букареште: мне послать надо было. – И, переменив разговор, Кутузов начал говорить о турецкой войне и заключенном мире. – Да, немало упрекали меня, – сказал Кутузов, – и за войну и за мир… а все пришло вовремя. Tout vient a point a celui qui sait attendre. [Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.] A и там советчиков не меньше было, чем здесь… – продолжал он, возвращаясь к советчикам, которые, видимо, занимали его. – Ох, советчики, советчики! – сказал он. Если бы всех слушать, мы бы там, в Турции, и мира не заключили, да и войны бы не кончили. Всё поскорее, а скорое на долгое выходит. Если бы Каменский не умер, он бы пропал. Он с тридцатью тысячами штурмовал крепости. Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время. Каменский на Рущук солдат послал, а я их одних (терпение и время) посылал и взял больше крепостей, чем Каменский, и лошадиное мясо турок есть заставил. – Он покачал головой. – И французы тоже будут! Верь моему слову, – воодушевляясь, проговорил Кутузов, ударяя себя в грудь, – будут у меня лошадиное мясо есть! – И опять глаза его залоснились слезами.
– Однако до лжно же будет принять сражение? – сказал князь Андрей.
– До лжно будет, если все этого захотят, нечего делать… А ведь, голубчик: нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те всё сделают, да советчики n"entendent pas de cette oreille, voila le mal. [этим ухом не слышат, – вот что плохо.] Одни хотят, другие не хотят. Что ж делать? – спросил он, видимо, ожидая ответа. – Да, что ты велишь делать? – повторил он, и глаза его блестели глубоким, умным выражением. – Я тебе скажу, что делать, – проговорил он, так как князь Андрей все таки не отвечал. – Я тебе скажу, что делать и что я делаю. Dans le doute, mon cher, – он помолчал, – abstiens toi, [В сомнении, мой милый, воздерживайся.] – выговорил он с расстановкой.
– Ну, прощай, дружок; помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец. Ежели что нужно, прямо ко мне. Прощай, голубчик. – Он опять обнял и поцеловал его. И еще князь Андрей не успел выйти в дверь, как Кутузов успокоительно вздохнул и взялся опять за неконченный роман мадам Жанлис «Les chevaliers du Cygne».
Как и отчего это случилось, князь Андрей не мог бы никак объяснить; но после этого свидания с Кутузовым он вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дела и насчет того, кому оно вверено было. Чем больше он видел отсутствие всего личного в этом старике, в котором оставались как будто одни привычки страстей и вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий, тем более он был спокоен за то, что все будет так, как должно быть. «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, – думал князь Андрей, – но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной волн, направленной на другое. А главное, – думал князь Андрей, – почему веришь ему, – это то, что он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки; это то, что голос его задрожал, когда он сказал: „До чего довели!“, и что он захлипал, говоря о том, что он „заставит их есть лошадиное мясо“. На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие.

После отъезда государя из Москвы московская жизнь потекла прежним, обычным порядком, и течение этой жизни было так обычно, что трудно было вспомнить о бывших днях патриотического восторга и увлечения, и трудно было верить, что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву. Одно, что напоминало о бывшем во время пребывания государя в Москве общем восторженно патриотическом настроении, было требование пожертвований людьми и деньгами, которые, как скоро они были сделаны, облеклись в законную, официальную форму и казались неизбежны.
С приближением неприятеля к Москве взгляд москвичей на свое положение не только не делался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее, как это всегда бывает с людьми, которые видят приближающуюся большую опасность. При приближении опасности всегда два голоса одинаково сильно говорят в душе человека: один весьма разумно говорит о том, чтобы человек обдумал самое свойство опасности и средства для избавления от нее; другой еще разумнее говорит, что слишком тяжело и мучительно думать об опасности, тогда как предвидеть все и спастись от общего хода дела не во власти человека, и потому лучше отвернуться от тяжелого, до тех пор пока оно не наступило, и думать о приятном. В одиночестве человек большею частью отдается первому голосу, в обществе, напротив, – второму. Так было и теперь с жителями Москвы. Давно так не веселились в Москве, как этот год.
Растопчинские афишки с изображением вверху питейного дома, целовальника и московского мещанина Карпушки Чигирина, который, быв в ратниках и выпив лишний крючок на тычке, услыхал, будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился, разругал скверными словами всех французов, вышел из питейного дома и заговорил под орлом собравшемуся народу, читались и обсуживались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина.

Вверх