Основные научные достижения Ж. Пиаже. Жан пиаже - психология интеллекта Жан пиа

Предисловие к первому изданию

Книга под названием "Психология интеллекта" могла бы охватить добрую половину всего предмета психологии. Но на страницах этой книги автор ограничится тем, что очертит одну общую концепцию, а именно концепцию образования «операций», и покажет, возможно более объективно, ее место в ряду других принятых в психологии концепций. Сначала речь пойдет о том, чтобы охарактеризовать роль интеллекта в его отношении к адаптивный процессам в целом (гл. I), затем - о том, чтобы, рассматривая "психологию мышления", показать, что деятельность интеллекта состоит, по существу, в «группировке» операций в соответствии с определенными структурами (гл. II). Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы, как взаимоотношение интеллекта и восприятия (гл. III), интеллекта и навыка (гл. IV), а также вопросы развития интеллекта (гл. V) и его социализации (гл. VI).

Несмотря на обилие ценных работ в этой области, психологическая теория интеллектуальных механизмов еще только появляется па свет, и пока можно лишь смутно догадываться, какой степенью точности она будет обладать. Отсюда и то чувство поиска, которое я пытался здесь выразить.

Эта маленькая книга излагает наиболее существенное из курса лекций, который я имел честь прочитать и "Коллеж де Франс" в 1942 г., в то время, когда все преподаватели университета стремились перед лицом насилия выразить свою солидарность и свою верность непреходящим ценностям. Оформляя эту книгу, я не могу забыть прием, оказанный мне моей аудиторией тех лет, так же как и те контакты, которые я имел с моим учителем П. Жане и с моими друзьями А. Пьероном, А. Валлоном, П. Гиномом, Г. Башелнром, П. Массон-Урселем. М. Мауссом и многими другими, не говоря уже о моем дорогом И. Мейерсоне, который «сопротивлялся» совсем в другом месте.

Предисловие ко второму изданию

Прием, оказанный этому маленькому сочинению, был в обо вполне благосклонным, что побудило нас переиздать его без изменений. Вместе с тем по поводу нашей концепции интеллекта было высказано много критических замечаний в связи с тем, что она связана с высшей нервной деятельностью и с процессом ее формирования в онтогенезе. Нам кажется, что этот упрек основан простом недоразумении. Как понятие, «ассимиляции», так и пере от ритмических действий к регуляциям, а от них к обратимым он рациям требуют и нейрофизиологической, а вместе с тем и психологической (и логической) интерпретаций. Отнюдь не являясь противоречащими друг другу, эти две интерпретация, в конце концов могут быть согласованы. В другом месте мы остановимся на этом существенном моменте, но ни в коем случае не считаем себя вправе приступать к решению этого вопроса, пока не будут завершены детальные психогенетические исследования, обобщением которых является эта маленькая книга.

Октябрь 1948 г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА

Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация.

Всякое психологическое объяснение рано или поздно завершается тем, что опирается на биологию или логику (или на социологию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернативой). Для некоторых исследователей явления психики понятны лишь тогда, когда они связаны с биологическим организмом. Такой подход вполне применим при изучении элементарных психических функций (восприятие, моторная функция и т. д.), от которых интеллект зависит в своих истоках. Но совершенно непонятно, каким образом нейрофизиология сможет когда-либо объяснить, почему 2 и 2 составляют 4 или почему законы дедукции с необходимостью налагаются на деятельность сознания. Отсюда другая тенденция, которая состоит в том, чтобы рассматривать логические и математические отношения как несводимые ни к каким Другим и использовать их для анализа высших интеллектуальных функций. Остается только решить вопрос: сможет ли сама логика, понимаемая как нечто выходящее за пределы экспериментально-психологического объяснения, тем не менее послужить основой для истолкования данных психологического опыта как такового? Формальная логика, или логистика, является аксиоматикой состояний равновесия мышления, а реальной наукой, соответствующей этой аксиоматике, может быть только психология мышления. При такой постановке задач психология интеллекта должна, разумеется, учитывать все достижения логики, но последние никоим образом не могут диктовать психологу его собственные решения: логика ограничивается лишь тем, что ставит перед психологом проблемы.

Двойственная природа интеллекта, одновременно логическая и биологическая, - вот из чего нам следует исходить. Две последующие главы имеют своей целью очертить эти предварительные вопросы и прежде всего - в максимальной степени показать единство (насколько это возможно при современном состоянии знаний) этих двух, на первый взгляд не сводимых Друг к другу, основных аспектов жизни мышления.

Место интеллекта в психической организации

Всякое поведение, идет ли речь о действии, развертывающемся во вне, или об интериоризованном действии в мышлении, выступает как адаптация, или, лучше сказать, как реадаптация. Индивид действует только в том случае, если он испытывает потребность в действии, т. с. если на короткое время произошло нарушение равновесия между средой и организмом, и тогда действие направлено на то, чтобы вновь установить это равновесие, или, точнее, на то, чтобы реадаптировать организм (Клапарсд). Таким образом, «поведение» есть особый случай обмена (взаимодействия) между внешним миром и субъектом. Но в противоположности физиологическим обменам, носящим материальный характер и предполагающим внутреннее изменение тел, «поведения», изучаемые психологией, носят функциональный характер и реализуются на больших расстояниях - в пространстве (восприятие и т. д.) и во времени (память и т. д.), а также по весьма сложным траекториям (с изгибами, отклонениями и т. д.). Поведение, понимаемое в смысле функциональных обменов, в свою очередь, предполагает существование двух важнейших и теснейшим образом связанных аспектов: аффективного и когнитивного.

Вопрос об отношениях между аффективной сферой, и знанием был предметом многочисленных дискуссий. Согласно П. Жане, следует различать "первичное действие", или отношение между субъектом и объектом (интеллект и т. д.), и "вторичное действие", или реакцию субъекта па свое собственное действие: эта реакция, образующая элементарные чувства, состоит в регуляции первичных действий и обеспечивает выход избыточной внутренней энергии. Однако нам кажется, что наряду с регуляциями такого рода, которые, по существу, определяют энергетический баланс или внутреннюю экономику поведения, должно существовать место и для таких регуляций, которые обусловливали бы финальность поведения, устанавливали бы его ценности. И именно такими ценностями должен характеризоваться энергетический или экономический обмен субъекта с внешней средой. По Кларапеду, чувства предписывают поведению цель, в то время как интеллект ограничивается тем, что снабжает поведение средствами ("техникой"). Но существует и такое понимание, при котором цели рассматриваются как средства и при котором финальность действия беспрерывно меняется. Поскольку чувство в какой-то мере направляет поведение, приписывая ценность его целям, психологу следует ограничиться констатацией того факта, что именно чувство лает действию необходимую энергию, в то время как знание налагает на поведение определенную структуру. Отсюда возникает решение, предложенное так называемой "психологией формы": поведение представляет собой "целостное поле", охватывающее и субъект, и объект; динамику этого поля образуют чувства (Левин), в то время как его структуризация обеспечивается восприятием, моторной функцией и интеллектом. Мы готовы согласиться с такой формулировкой при одном уточнении: и чувства, и когнитивные формы зависят не только от существующего в данный момент «поля», но также от всей предшествующей истории действующего субъекта. И в связи с этим мы бы просто сказали, что всякое поведение предполагает как аспект энергетический, или аффективный, так и структурный, или когнитивный, что, на наш взгляд, действительно объединяет изложенные выше точки зрения.

Пиаже Жан (1896-1980) - швейцарский психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии . Опираясь на большой экспериментальный материал, Пиаже построил в 30 - 40-х гг. операциональную концепцию интеллекта, которая рассматривает интеллект как систему операций, т. е. внутренних действий субъекта, производных от внешних предметных действий и образующих некоторые структурные целостности. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использует исчисления математической логики. Большая заслуга принадлежит Пиаже в развитии экспериментальной психологии: в серии работ он проанализировал механизмы формирования основных психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках «генетической эпистемологии» - теоретико-познавательной концепции, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. Развитие познания, по мнению Пиаже, ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным, все более устойчивым к изменяющимся условиям опыта, причем инвариантность знания рассматривается как отражение самого объекта, его свойств и активной познавательной деятельности человека. В последние годы жизни Пиаже разрабатывал проблемы генетической эпистемологии в связи с актуальными вопросами логики, психологии, биологии, лингвистики и кибернетики (в частности, вопросы о междисциплинарных связях психологии, ее месте в системе наук, специфике структурных методов познания и т. д.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 341.

Пиаже (Piaget) Жан (9 августа 1896, Невшатель – 16 сентября 1980, Женева) – швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор университетов Невшателя (1923–29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937–54).

В ранних работах (1923–1946) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка». – La langage et pensée chez l’enfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта». – La psychologie de l’intelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде – ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т.н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект («Трактат по логике». – Traité de logique. P., 1950). Синтез логических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии («Introduction a l’épistémologie génétique», vol. 1–3. P., 1949–1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.

В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан «Международный центр генетической эпистемологии»; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей «Études d’épistémologie génétique», в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60–80-х гг. и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т.п.

В.Н. Садовский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 230-231.

Пиаже (Piaget) Жан (9.8.1896, Невшатель,-16.9. 1980, Женева), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор университетов Невшателя (1926-1929), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-1954). Основатель Международного центра генетических эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921-1925) ключом к пониманию мышления ребёнка Пиаже считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923, рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли Пиаже усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта» - «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование так называемых операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основных стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Пиаже внёс значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологическом анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в советской психологии.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Introduction ä l"epistemologie genetique, v. 1-3, P., 1949-50; Les mecanismes perceptifs, P., 1961; L"epistemologie genetique, P., 1970; Problemes de psychologie Kenetique, P., 1972; в рус. пер.- Генезис элементарных логич. структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избр. психологич. труды, М., 1969 (лит.).

Литература: Флейвелл Д. X., Генетич. психология Ж. П., пер. с англ., М., 1967; Обухова Л. Ф., Концепция Ж. П.: за и против, И., 1981; Dolle J.-M., Pour comprendre Jean Piaget, Toulouse, 1974; Piaget phylosophy and the human sciences, ed. by H. J. Silverman, Atlantic Brighton (N. Y.), 1980.

Пиаже (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Проф. ун-тов Невшателя (1923-1929), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-1954). Основатель Международного центра генетической эпистемологии (1955) В ранних работах (1921-1925) ключом к пониманию мышления ребенка Пиаже считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923), при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли Пиаже усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта», 1946), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему.

Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления, и она не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитый интеллект. Синтез логических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат совр. логики и математики.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 213.

Сочинения: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с Б. Инельдер); Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965, № 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966, № 12; Избранные психологические труды. М., 1969; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика. М., 1983, Схемы действия и усвоение языка // Там же; Речь и мышление ребенка. М., 1994.

Пиаже (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, крупнейший специалист по детской психологии и психологии развития интеллекта. Биография. После окончания Невшательского университета получил степень доктора естественных наук (1918). Работал в лабораториях Т. Липпса, А. Бине . Ученик Т. Симона . Профессор университетов Невшателя (1926-1929), Женевы (с 1929), Лозанны (1937-1954). С 1929 г. - руководитель Института Ж.-Ж. Руссо, с 1940 г. - заведующий кафедрой экспериментальной психологии и психологической лабораторией Женевского университета. В 1955 г. создал в Женеве Международный центр по генетической эпистемологии. Исследования. В начальный период своей деятельности на основе использования клинической беседы описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру. Эгоцентризм влияет на конструкции детской логики, обусловливая синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи. При этом эгоцентризм преодолевается за счет процесса социализации. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выделял следующие стадии: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет); конкретных операций (до 12 лет), включающую стадию дооперационального интеллекта (до 6-7 лет); формальных операций (формирующихся до 15 лет).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 420-421.

Сочинения: Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932; Le development de la notion de temps chez 1"envant, 1946; Introduction a la"epistemologie genetique, 1950; Le jugement moral chez l"enfant. P.: P.U.F., 1957; Traide de logique, 1959; Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Генезис элементарных логических структур: классификация и сериа- ция. М.: ЭКСМО, 2002 (совм. с Инельдер Б.); (Ed.) Traite de psychologie experimental. 9 vols. P., 1963-1966 (совм. с Fraisse P.), в рус. иер.: Экспериментальная психология. М., 1966-1978. Т. 1-6; Sagesse et illusion de la philosophie. P.: Presses Universitaires de France, 1965; Объяснение в психологии // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1966. Вып. 1-2; Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966; Избранные психологические труды. М., 1969; L"epistemologie genetique. P.: P.U.F., 1970; Генезис восприятия // Экспериментальная психология / Ред. IT. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1978. Вып. 6; Логика и психология // Избранные психологические труды. М.: Между нар. пед. академия, 1994; Психология интеллекта.

Литература: Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967; Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974; Анциферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974; Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981 \Shulman V. L. (Ed.) The Future of Piagetian Theory: The Neo-Piagetians. N. Y.: Plenum, 1985; Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Смит Л. Ж. Пиаже// Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Брангье Жан-Клод. Беседы с Жаном Пиаже (первая и вторая) // Психологический журнал. 2000. № 2- 4. Т. 21; 2001. № 2, 5, 6. Т. 22; 2002. № 2,3. Т. 23.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Les mécanismes perceptifs. Modéles probabilistes, analyse génétique, relations avec l’intelligence. P., 1961;

Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965;

L’épistémologie génétique. P., 1970;

Problèmes de psychologie génétique. P., 1972;

Behavior and evolution. N. Y, 1978;

в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В.Инельдер);

Избранные психологические труды. М., 1969;

Экспериментальная психология, редакторы-составители П.Фресс и Ж.Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994;

Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. – В сб.: Семиотика. М., 1983;

Схемы действия и усвоение языка. – Там же.

Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965, № 6;

Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966, № 12;

Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М., 1983,

Речь и мышление ребенка. М., 1994.

Литература:

Лекторский В. Α., Садовский В.Н. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже. – «Вопросы психологии», 1964, № 4;

Флейвелл Д.X. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967;

Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981;

Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by H.J.Silverman. N. Y., 1980;

Legendre-Bergeron M.-F. Lexique de la psychologie du dévelopment de J.Piaget. Morin, 1980;

Furth H.G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.–L., 1981;

Revue internationale de philosophie, 1982, № 142–43, fasc. 4;

Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L. – Canberra, 1983;

Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.–L., 1983;

Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже (Jean William Fritz Piaget, 1896-1980)

Ж. Пиаже заметил: дети одного возраста совершают одинаковые ошибки при решении умственных задач. По мере приобретения опыта из среды они перестают их делать и начинают смотреть на мир иначе. Его идея заключается в том, что в мышлении ребенка происходят качественные изменения по мере развития и влияют на это как генетические факторы, так и окружающая среда.

Дети до двух лет знают мир только из своих собственных знаний, они не знают, как пользоваться некоторыми предметами, и взаимодействуют с ними в меру своих знаний: сосут, трогают, бросают и т.д. Дальше они замечают, как с ними действуют другие, и лучше понимают назначение предметов, начинают думать более обобщенно и абстрактно.

Основное понятие в теории Пиаже - операция - мысленное действие ребенка, обладающие свойством - обратимостью. Означает это то, что ребенок при решении задачи может вернуться к началу мысленного процесса, что позволяет ему свободно мыслить и действовать в уме.

Пиаже выделил в когнитивной теории развития три периода умственного развития ребенка (табл. 5.2). Они связаны между собой, и новый период вытекают из предыдущего. Следующий период становится более сложным, он включает его в более сложную структуру.

Таблица 5.2

Стадии развития в концепции периодизации психического развития

Жана Пиаже

Стадии интеллектуального развития и их продолжительность

Сенсомо- торная 0-2 года

Врожденные рефлексы - сосание, хватание и т.п. Они вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся все более эффективными

Моторные навыки - формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, схватывание этой бутылочки и т.п.)

Циркулярные реакции - формируются благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами (хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки с целью заставить ее греметь, и т.п.)

Координация средств и целей - придает действиям ребенка все большую преднамеренность в расчете на достижение цели (отодвигание руки экспериментатора с целью достать спрятанную за ней куклу и т.н.)

Открывание новых средств - происходит случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и их результатом (подтянув к себе ковер, можно достать лежащую на нем куклу и т.п.).

Изобретение новых средств - первое проявление интериоризованной мысли (типа инсайта) в результате сочетания уже имеющихся схем для отыскания оригинального решения проблемы (поиски средства, чтобы открыть спичечный коробок с целью вытащить спрятанную в нем конфету или засунуть в него длинную металлическую цепочку и т.н.)

Конкретных операций 2-11 (12) лет

  • 11редоперациоиальиый уровень:
    • появление символической функции. Начало интери- оризации схем действия;
    • интуитивное мышление, опирающееся на восприятие;
    • интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления

8-11 (12) лет

Конкретные операции:

  • простые операции (классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие);
  • система операций (система координат, проективные понятия)

Формальных

операций

с 12 (13) лет

Гипотетико-дедуктивпая логика и комбинаторика; структура «решетки» и группа четырех трансформаций

Период сенсо-моторного интеллекта (0-2 года). От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идет от ограниченности врожденными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На данной стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.

Первая стадия (0-1 мес.). В этом возрасте возможности ребенка практически ограничены врожденными рефлексами.

Вторая стадия (1-4 мес.). Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции). «Например, когда ребенок постоянно сосет свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретенной аккомодацией».

Третья стадия (4-8 мес.). Действия ребенка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребенку (вторичные циркулярные реакции). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребенок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что дает лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

Четвертая стадия (8-12 мес.). Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое - целевое - действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.

Пятая стадия (12-18 мес.). Ребенок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путем активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребенку действий- средств и действий-целей, но и новые действия-средства.

Шестая стадия (после 18 мес.). В отличие от предыдущей стадии, здесь ребенок уже способен открывать новые действия-средства не путем экспериментирования, а путем внутренних, умственных координаций - внутренним экспериментированием.

Второй период - стадия конкретных операций. Разделен на доопера- ционную и операционную стадии. Ребенок начинает строить внутренние умственные образы и представления о предметах, действовать с ними. Различие же между стадиями заключается в том, что в дооперационной стадии умственные действия ребенка осуществляются относительно независимо, а в операционной умственная деятельность выстраивается в систему, что повышает способности ребенка.

Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет). Здесь совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, т.е. к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Символическая функция - «способность отличать обозначение от обозначаемого и вследствие этого возможность использовать первое для того, чтобы вспомнить второе или указать на него». В младенчестве ребенок хотя и может воспринимать сенсорный сигнал как знак события, которое последует за ним, но не способен воспроизвести во внутреннем плане знак не воспринимаемого актуально события, не являющийся конкретной частью этого события.

Понятия, называемые предпонятиями, на этой стадии образны и конкретны, они не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей, и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения.

Эгоцентризм ребенка выражается в неспособности взглянуть на свою точку зрения со стороны, как на одну из возможных. Ребенок не способен сделать процесс своего мышления объектом своего мышления, думать о своих мыслях. Он не стремится обосновывать свои рассуждения или искать в них противоречия.

Для детей в этом возрасте характерна центрация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками.

Ребенок, как правило, сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования (или, если все же обратит, ему очень трудно понять их), которые переводят ее из одного состояния в другое.

Подпериод конкретных операций (7-11 лет). Еще на стадии дооперациональных представлений ребенок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями. Операции - «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесенных друг с другом актов» (Ж. Пиаже)! 3 !. Всякая совершаемая (актуализируемая) операция служит элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

У ребенка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками. Группировка - форма подвижного равновесия операций, «система уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга». Одна из простейших группировок - группировка классификации, или иерархического включения классов. Благодаря этой и другим группировкам ребенок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены грансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность данной стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Начиная с 7-8 лет «можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами и отношениями, не касающихся пока пропозиций как таковых и образующихся только по поводу реального или воображаемого манипулирования с этими объектами». Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они еще не могут.

Третий период - стадия формальных операций. Добавляет в систему мышления абстракцию. Подросток уже способен рассуждать абстрактно: о справедливости, любви, свободе и т.д. Способен строить гипотезы, анализировать свой опыт, выстраивать умозаключения и обобщать.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций, - способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребенка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребенок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задается вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.

Познание становится гииотетико-дедуктивным. Ребенок теперь может мыслить гипотезами (являющимися по своей сути описаниями различных возможностей), которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел.

Ребенок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т.п.) между ними. На стадии конкретных операций такие отношения могли устанавливаться лишь в пределах одного предложения, т.е. между отдельными объектами или событиями, что и представляет собой конкретные операции. Теперь логические отношения устанавливаются уже между предложениями, т.е. между результатами конкретных операций. Поэтому Ж. Пиаже называет эти операции операциями второй ступени, или формальными операциями, тогда как операции внутри предложения - конкретными операциями.

Ребенок на данной стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Классический эксперимент демонстрирует способности, которые появляются у ребенка на стадии формальных операций. Ребенку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребенку жидкостью заставляет ее окраситься в желтый цвет. После этого ребенок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести желтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырех колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей. Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребенка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.

Ж. Пиаже сделал вывод о том, что мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым. Он выделил операции как определенные логически выстроенные структуры мышления. Их преобразование и развитие составляют содержание интеллектуального развития детей. Ученый ввел такое понятие, как «схемы» - способы адаптации человека к окружающему миру посредством мышления и поведения. Как отдельная единица схема включает в себя элементарные движения и сложные двигательные навыки и умения в сочетании с умственными действиями.

Поэтому внешнее воздействие или среда изменяют схемы активности ребенка. Существует три механизма, которые позволяют ребенку адаптироваться:

  • 1) ассимиляция (умение ребенка приспосабливаться, проявляющееся на основе уже имеющихся навыков, и умение действовать с новыми, еще не известными предметами);
  • 2) аккомодация (стремление ребенка изменить прежние умения и навыки в тот момент, когда меняются условия);
  • 3) равновесие (в результате механизмов аккомодации вновь устанавливается равновесие между психикой и поведением ребенка, проявляющееся в том, что ребенок имеет определенные умения и навыки и может применять их в данных условиях).

Все познавательные процессы (по Ж. Пиаже) проходят следующие стадии:

  • 1) сенсомоторную (стадию элементарного символического мышления);
  • 2) дооперациональную (с двух до шести-семи лет), на которой происходит формирование образов, представлений, усвоение схожести и различий предметов;
  • 3) конкретных операций (до 12 лет), на которой проявляется манипулирование символами, овладение мыслительными операциями и логическими правилами;
  • 4) формальных операций (с 12 лет до конца жизни), когда развивается гибкость мышления, оперирование абстрактными понятиями, умение находить решение различных задач, оценивая каждый вариант.

Ж. Пиаже объяснил процесс развития. В основе теории когнитивного развития лежит представление об исходной активности детского организма, потребность в познании мира. Исходная активность сталкивается с окружающим миром, который состоит из запретов и требований взрослых. Ему приходится подстраивать свое поведение, Пиаже назвал это адаптацией.

Жан Пиаже - выдающийся ученый из Швейцарии.

Считается самым крупным и довольно известным психологом современности, а также основателем Женевского университета генетической психологии и изобретателем теории когнитивного развития.

Происхождение Жан Пиаже

Родился Жан Пиаже в старинном Швейцарском городе Невшатель, девятого августа 1896 года. Отец его Артур Пиаже изучал средневековую литературу и был профессором в Женевском университете.

Мать, Жанна, Ребекка (француженка) довольно интересная и привлекательная женщина, была фанатичной кальвинисткой, имела вспыльчивый и нервозный характер. Поведение матери и повлекло Пиаже заняться психологией.

Учеба и первые шаги к науке

С младших лет мальчика интересовала такая наука как, биология. Будучи школьником, он издает уже несколько научных работ. А десятилетним ребенком напечатал свою первую статью о воробьях – альбиносах.

Закончив учебу в школе, Пиаже поступает в университет, а по его окончанию он уезжает в Цюрих и там знакомится с разработками К.Юнга, а также с техникой психоанализа. Это знакомство очень помогло ему в соединении строгого экспериментального, лабораторного метода, свойственного биологическим исследованиям, с более свободным методом беседы, принятым в психоанализе.

Данные исследования Пиаже использовал для наблюдения мышления детей и работал над ними на протяжении нескольких лет. Позже эта разработка приобрела название «метод клинической беседы».

Достижения ученого

В двадцати пятилетнем возрасте Жан Пиаже переезжает на родину и возглавляет Женевский институт Руссо. А в 1923 году заключает брак со студенткой Валентиной Шатенау. Жена рожает ему двух девочек и мальчика. К своим двадцати годам, совсем молодой Жан Пиаже был уже признанным малакологом.

Защитил диссертацию по естественным наукам и был удостоен докторского звания философских наук в Невшатальском университете. В данный период времени он уже довольно серьезно увлекается психоанализом. Основные достижения В 1949 - 1951 годах ученый разработал свой главный и основной труд «Введение в генетическую эпистемологию», а в тысяча девятьсот пятьдесят пятом году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского университета, который создан был по инициативе выдающегося ученного.

На руководящем посту центра, Пиаже находился до последних дней своей жизни. В 20 годы прошлого столетия Жан Пиаже построил первый этап наблюдений развития мышления через речь у детей. В тридцатые годы был выстроен второй этап и связывался он с исследованиями операциональной стороны мышления. Именно в этот период времени ученый разрабатывает экспериментальные методы. И он является единственным на то время исследователем, который занимается данной проблемой.

За всю свою жизнь он издал больше пятидесяти книг и научных статей. Некоторые его лучшие работы были переведены и опубликованы в России, например:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

С 1929 года по 1968 Жан Пиаже возглавляет Международное бюро по образованию ЮНЕСКО. Умер Жан Пиаже шестнадцатого сентября 1980 года, сделавший за свою жизнь немало важных открытий в области психологии детей и их развития познавательной сферы.

Жан Пиаже́ (Jean Piaget, 9 августа 1896, Нёвшатель, Швейцария - 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) - швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии.

Жан Пиаже родился в городе Нёвшатель. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, и даже опубликовал несколько научных работ до окончания школы. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 г. Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 г. Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО, во главе которого он оставался до 1968 г.

Книги (4)

Генезис элементарных логических структур

Жан Пиаже - крупнейший западный ученый, профессор психологии, социологии, философии, основатель Женевской школы генетической психологии, посвятивший свою жизнь изучению психологического развития ребенка.

Его научная деятельность, которую отличает чрезвычайная широта взгляда, признана величайшим вкладом в познание человека. В своей роботе Пиаже продемонстрировал блистательный пример перевода философских проблем, таких, как «что такое познание», в доступные для эмпирического изучения психологические вопросы. Ни один детский психолог не может сегодня считаться состоявшимся без знакомства с результатами научной деятельности Жана Пиаже.

Настоящая работа, написанная им в соавторстве с ближайшей сотрудницей Барбель Инельдер, посвящена изучению развития элементарных логических операций, лежащих в основе формирования у ребенка понятий числа, количества, пространства, случайности и т.д.

Преподавание математики

Предлагаемое издания является переводом первого издания коллективной работы Международного общества по изучению и улучшению преподавания математики.

В разработке данного труда участвовали учёные разных направлений, изучавшие возможности человеческого ума, педагогические подходы и т.д.

Психология интеллекта

Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором еще в первой половине прошлого века, остается актуальной и до настоящего времени оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в лабораторно-экспериментальном и практическом исследованиях.

Речь и мышление ребенка

Широко известен научный парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Так вот, вся современная мировая психология детского мышления буквально блокирована идеями выдающегося швейцарского психолога Жана Пиаже, одна из главных работ которого и представлена в этой книге.

Данная работа, впервые вышедшая на русском языке еще в 1932 году, и по сей день остается актуальной, определяя базовые истоки научного познания детской психологии. Она является результатом многолетних исследований таких психических функций в детском возрасте, как мышление и речь, и ярко характеризует переход от реалистического восприятия к действительному, поэтапно, от внеречевого аутистического мышления младенца и далее по мере взросления ребенка, через эгоцентрическую речь и эгоцентрическое мышление к социализированной речи и логическому мышлению подростка.

Вверх