Вербальная агрессия – это что такое в психологии? Причины и методы противостояния вербальной агрессии Вербальная агрессивность

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стресс ы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Отношение родителей к детям также влияет на поведение детей. Например, лишение аффективности в течение первых пяти лет жизни представляет собой риск развития делинквентного поведения у детей. Это особенно характерно для детей-воспитанников, отделенных от матери в этом возрасте, что может привести к серьезному выздоровлению эмоциональных расстройств. Этот риск также существует для детей, которые живут в своей собственной семье, но не пользуются безопасным аффективным климатом.

Отношение детей к родителям часто является следствием отношений и поведения родителей, как им удается оказывать поддержку или привязанность к детям, общаться с ними, участвовать в их жизни и проблемах, не нарушая определенной «автономии», Навязывать определенную «родительскую дисциплину», некоторые правила, не будучи очень жесткими, разрешительными или противоречивыми, но представляют собой баланс между авторитаризмом и чрезмерной вседозволенностью.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

Ответные реакции детей также могут быть следствием их размещения в семейной среде, в которой преобладают акты насилия, которым они оказывают помощь или действуют как жертвы, некоторые из которых развивают одновременное или последовательное негативное отношение к родителям и насилие.

Отрицательное отношение детей и молодежи к семье может также интерпретироваться с точки зрения психофизиологических этапов ребенка и подростка. В этом возрасте существует процесс построения, признания и навязывания новой идентичности, процесс, который включает в себя стремление к освобождению подростка. Это заставляет его претендовать на самовыражение, быть самим собой, утверждать и навязывать себя в качестве отдельной реальности, быть признанным, принятым и оцененным как таковым другими. В первом случае подросток требует простейшего способа: открытый отказ подчиниться и проявить свою независимость любой ценой.

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Семейный тип. Исследования в этой области показывают, что насилие в семье происходит особенно в семьях, дезорганизованных разводом, и меньше в тех случаях, когда смерть одного из партнеров произошла. Экономические условия семьи являются одним из факторов, которые могут вызвать явные явления. Высокий уровень безработицы, высокая доля низкоквалифицированной рабочей силы имеет последствия для экономических условий семей, населяющих район.

Риск насильственного поведения или трудности при адаптации существует у одного ребенка. Этот риск возникает в результате чрезмерного защитного отношения семьи и уменьшенной способности ребенка адаптироваться к другим контекстам, к другим системам взаимоотношений, например, предложенным школьной средой.

Физическая агрессия -

Использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Несовместимость между двумя моделями - семьей и школой - может вызвать систему ценностей, которую ребенок усвоил в семье. Ребенок из неблагополучной среды будет конфликтовать с когнитивным стилем и правилами школы, которые отличаются от условий домашней среды и которые он и его семья будут ценить, «конфронтации» между двумя моделями и системами ценностей адаптация школы, отказ, протесты, неудачи.

В случае семей с более низким уровнем образования возможны определенные тенденции невалютаризации образования, отношение к школе, негативные представления о роли и важности образования. Семьи не осознают взаимосвязь между уровнем подготовки и социально-экономической ситуацией, доступ к более высоким уровням образования не является, по их мнению, гарантией профессионального успеха. Такие родительские взгляды и представления часто передаются детям, что имеет последствия с точки зрения мотивации и результатов учебы.

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Такие оценки, как «бесполезные вещи для обучения в школе», «школа - это пустая трата времени» для учеников, не прибывающих из малообразованных семей, могут быть истолкованы как реакция на появление неудачных моделей успеха на уровне высшего образования , но и как критическое отношение к школе. Это связано с тем, что школа недостаточно адаптирована к индивидуальным потребностям образования учащихся или требованиям рынка труда, что затрудняет включение молодых выпускников, неявно наличие резервов в качестве школы для обеспечения профессионального и социального успеха.

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Символическая форма агрессии в виде причинение пси хологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

«Более поздняя дата», по-видимому, связана с отсутствием надзора за детьми в ситуациях, когда оба родителя работают за границей. Частота детского насильственного поведения в этих семьях подчеркивается анализом факторов риска в индуцировании этого явления. Такие ситуации все чаще сообщаются не только как причины насилия, но также из-за неудачи в школе и отказа от нее, что также является рискованным фактором насилия. Когда «временный отпуск» детей вмешивается в неблагополучные социально-экономические, культурные, образовательные семьи, риск такой проблемы еще больше.

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Снижение родительской власти является совокупным эффектом действия нескольких факторов, влияющих на родителей, в том числе: недостаточное время для детей, отсутствие общения между родителями и детьми, отсутствие согласованности между учебными практиками родителей, особенностями, характерными для возраста подросткового возраста, когда влияние круга друзей больше, чем влияние родителей из-за ориентации подростка на мир за пределами семейного круга, сильное воздействие средств массовой информации, которое способствует другим ценностям и моделям, чем те, что в семье, отсутствие безопасного, стабильного эмоционального климата и другие факторы компрометируют признание родителями родителей как авторитетов власти.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

В представленном анализе подчеркивается, что насилие в школе нельзя объяснить, предотвратить, улучшить или противопоставить без изучения семейной среды, которая имеет очевидную роль в развитии ребенка и механизмы самоконтроля насильственных импульсов.

Первая причина, упомянутая студентами, связана с их проблемами. В результате насилие учителей рассматривается только как ответ на насилие со стороны учеников, причем последнее на самом деле является агрессивным актером в школе. Мы могли бы думать о «косвенных вызовах» со стороны студентов, а именно: отсутствие интереса к обучению, плохие результаты в школе, неудача школы, равнодушное или даже негативное отношение родителей к школе. Эти аспекты определяют профессиональную неудовлетворенность учителей и, косвенно, их неадекватное поведение в школьном пространстве.

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Высокая частота случая, связанного с недостатками в связи, объясняется тем, что тема образовательной коммуникации не является приоритетом начальных и непрерывных программ педагогического образования, хотя она считается важной компетенцией в профессиональном уровне этой профессии. В результате коммуникационных барьеров учителей появляются различные неадекватные формы поведения учителей, такие как ярлыки студентов, незнание студента как партнера по обсуждению, словесная агрессия и т.д. на самом деле, многие учителя признают, что они практикуют такое поведение по отношению к ученикам, но не считают их неприемлемыми проявлениями, а простые решения для ответа на словесную агрессивность учащихся.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

- агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.) – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Другой причиной неадекватного поведения учителей в отношении студентов было отсутствие навыков управления в классе. Возрастные характеристики учеников, которые находятся в разгар подросткового возраста, являются предпосылками для конкретного поведения и требуют от учителей «мастер-класса».

В той же категории компетенций преподавателей упоминается недостаточная психолого-педагогическая подготовка как причина неадекватного поведения. Отсутствие психолого-педагогических навыков приводит к недостаточному знанию личности ученика и имеет прямые последствия для качества дидактической деятельности за счет: неспособности адаптировать образовательный подход к особенностям возраста учащихся, выбору неэффективных стратегий обучения и оценки, плохим отношениям с учителями.

НЕГАТИВИЗМ

Н егативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний . У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

Третья категория причин жестокого поведения учителя относится к низкой мотивации учителей к их профессии. В специальных исследованиях подчеркивается тот факт, что уровень мотивации преподавательского состава и тип мотивации - по своей сути или внешне - напрямую влияют на эффективность образовательной деятельности. Таким образом, мотивированный учитель для своей работы считается более эффективным в организации и проведении учебно-воспитательной деятельности и косвенно определяет повышенный уровень мотивации студентов.

Другими причинами неадекватного поведения учителей в отношении учеников являются: стресс и усталость учителей, недостаточный дидактический опыт, отсутствие профессии преподавателя, отсутствие преемственности в работе учителей того же класса. По словам студентов, средства массовой информации являются одним из самых влиятельных факторов в их поведении, как через ценности, которые они способствуют, так и последствия на пути проведения досуга.

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см . Негативизм детский ).

Влияние группы друзей и внеклассных округов считается очень важным в иерархии причин, которые приводят к возникновению насилия в школьном пространстве. Основными видами деятельности по предотвращению явлений насилия, упомянутых учащимися и предлагаемыми, являются следующие.

Согласно заявлениям исследователей, наиболее распространенными способами наказания за насильственное поведение являются: индивидуальное наблюдение, «публичный» выговор и письменный упрек. Используется менее частое использование письменного выговора, снятие с курса и физическое наказание.

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость ).

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Большое количество насильственных ситуаций разрешено решать только школьникам или школьному психологу. Школьная программа и школьный психолог - это человек, который в значительной степени гарантирует, как заявляют студенты, помощь учащимся с насилием или трудностями при адаптации к школьным правилам.

Раннее выявление студентов с насильственным потенциалом и причин, которые могут привести к насилию, путем привлечения учителей; Использование интересов, навыков и способностей учащихся, совершивших насилие, посредством их участия в школьной и внеклассной деятельности; Выявление и оказание помощи учащимся, ставшим жертвами школьного насилия, путем привлечения учителей, родителей. Определение ресурсов-родителей для участия в предотвращении или разрешении существующих случаев насилия. Модели эмоционального насилия Эмоциональное насилие может проявляться в различных формах и ситуациях.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», - говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение , направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме . И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций . Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек , который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

УДК 81’23

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Н. С. Якимова

VERBAL AGGRESSION AS THE PHENOMENON OF CONTEMPORARY SOCIETY

Статья посвящена описанию вербальной агрессии как имманентного феномена в современном обществе. В статье акцентируется актуальность изучения данного феномена с целью формирования толерантности, анализируются факторы, провоцирующие использование агрессивных вербальных средств в коммуникативном поведении.

The paper covers the problem of verbal aggression in the present-day society. The reasons for studying this phenomenon as means of teaching tolerance are discussed in the article; the factors causing the use of verbal aggression in communication are listed.

Ключевые слова: агрессивность, вербальная агрессия, речевая деятельность, коммуникативное поведение.

Keywords: aggressiveness, verbal aggression, speech activity, communicative behaviour

Агрессия как феномен уже давно является предметом исследования представителей разных научных направлений и имеет множество определений. Толковые словари русского языка позволяют проследить эволюцию значений самого слова «агрессия». В толковых словарях русского языка 50-х -80-х годов ХХ века оно трактуется исключительно как «нападение, захват чужой территории» с пометкой «политическое» [БАС, 1950, т. 1, с. 47] и «нападение одного государства на другое с целью захвата территории, уничтожения или ограничения его независимости и насильственного подчинения его населения захватчику» [МАС, 1981, т. 1, с. 24]; этимология слова прослеживается от латинского aggressio (нападение). Способность нападать и захватывать приписываются только государству, а не человеку, что, исходя из жизненной практики, видится не совсем верным.

В издании Толкового словаря Ожегова и Шведовой 1992 г. зафиксировано появление второго, переносного значения этого слова: «открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [Ожегов, Шведова, 1992]. Примечательно, что в более ранних изданиях этого словаря, например [Ожегов, 1986], это значение не отражено. В словарях, изданных на рубеже XX - XXI веков, уже отражено появление второго основного значения слова «агрессия»: «склонность к нападению, наступлению на кого-л.; агрессивность, враждебность» [Новый словарь, 2000]; «о человеке или животном: воинственная враждебность по отношению к окружающим» [Крысин, 2000].

В толковых словарях английского языка изначально агрессия также определяется как действия государства, например «нарушение одним государством прав другого государства с использованием силы» . Однако уже в 1912 году в английском словаре было зарегистрировано появление определения агрессии как «враждебного или разрушительного поведения», относящегося к сфере психологии . В современных словарях превалирует именно это значение, агрессия определяет-

ся как «любое действие или поведение, нарушающее чьи-либо права, агрессия в отношении чьих-либо прав; регулярные нападки и атакующие действия; в психиатрии: открытая или скрытая враждебность, врожденная или вызванная фрустрацией, направленная на внешний объект или на самого себя» , «чувство гнева и ненависти, которые могут выражаться в угрозах и насилии» .

Следовательно, в современном мире агрессия как феномен характеризует не только политику государства, но скорее поведение человека, что становится очевидным из эмпирических наблюдений. В связи с проникновением данного феномена практически во все сферы деятельности современного социума его изучение становится актуальным. Агрессия становится предметом исследования лингвистики, социологии, психологии, нейробиологии, педагогики и других наук, изучающих деятельность и мышление человека, поскольку антропоцентрическая парадигма, задающая направление развития науки в новейшее время, подразумевает наличие человека как субъекта действия.

Суммируя все существующие в современных науках о человеке определения агрессии,

Ю. Б. Можгинский определяет этот феномен как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [Можгинский, 2006, с. 10]. Из этого определения очевидно, что такой актуальный для современного общества феномен как агрессия существует как в физической, так и в вербальной форме. Это объясняется включением речевой деятельности человека в общую систему деятельности и тесной взаимосвязью с иными ее формами. Следовательно, отдельные формы поведения человека могут иметь аналоги в коммуникативном поведении и в речевой деятельности. Таким образом, в классификации видов агрессии по физической природе психологи выделяют вербальную агрессию как противопоставленную физической агрессии. Детальное изучение и описание феномена вербальной агрессии является

одной из приоритетных задач социолингвистики и психолингвистики, имеющих в основе теорию речевой деятельности.

В фундаментальных психологических исследованиях, посвященных агрессии [Берковиц, 2003, Бэрон, Ричардсон, 2006, Хекхаузен, 1986], вербальная агрессия как самостоятельный феномен описана не была в силу двух вполне очевидных причин. Во-первых, чисто психологический подход, очевидно, оказался недостаточным для детального изучения данного феномена, и дальнейшее его исследование возможно только в психолингвистике и других смежных областях лингвистической науки. Во-вторых, изучение феномена вербальной агрессии ранее не было столь актуальным. Научный интерес к данному явлению возник в течение последнего десятилетия, поскольку в настоящее время вербальная агрессия проникла во все сферы современного общества, включая сферу деловых и межличностных отношений, СМИ и т. п.

В современном обществе СМИ являются своеобразным каналом распространения агрессии во все сферы деятельности, предоставляя множество детализованных описаний отдельных актов агрессивного поведения, а также создавая социальную напряженность репортажами о неравенстве в обществе и межнациональных конфликтах. Современную культуру масс-медиа не зря определяют как «культуру агрессии» [Климов, 2004]. Современное телевидение вообще представляет собой сферу порождения и активного бытования вербальной агрессии. А из базовых положений теории агрессии следует, что опыт наблюдения за поведенческой реакцией окружающих на некоторую стимульную ситуацию зачастую определяет дальнейшую стратегию поведения индивида в аналогичных ситуациях. Таким образом, СМИ и, в частности, телевидение пропагандируют и транслируют модель выбора агрессивной стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Современная экономическая ситуация, характеризуемая отношениями жесткой конкуренции на рынке, также способствует распространению и широкому использованию агрессивных вербальных средств в агрессивных стратегиях аргументации и убеждения [Ратмайр, 2004]. Следовательно, агрессия воспринимается в современном обществе как допустимая норма в определенных ситуациях и нередко находит общественное оправдание и одобрение.

А. Басс писал о существовании в капиталистическом обществе обильной и весьма знаменательной «платы за агрессию» в виде денег, престижа и социального статуса .

Агрессией маркирована также и современная сфера межличностных отношений. Агрессивность коммуникативного пространства больших городов, жаргонизация и вульгаризация речи, резкое снижение уровня речевой культуры в целом, являющиеся закономерным следствием напряженного социокультурного положения, порождают многочисленные случаи вербальной агрессии. Многие слова современного языка, еще десять лет назад считавшиеся «непечатными», сейчас широко употребляются и

воспринимаются широкими социальными группами как норма общения [Жельвис, 2000]. Эти факторы приводят к более частотному использованию агрессии в коммуникации: тенденция к более частому использованию вербальной агрессии зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом . В этом случае вербальная агрессия выступает как одна из форм конфликтного коммуникативного поведения.

Таким образом, вербальная агрессия является имманентной характеристикой современного общества и является актуальным объектом современных лингвистических исследований.

Первым этапом любого научного исследования является определение объекта и предмета изучения и разграничение его от смежных явлений. Не является исключением и психолингвистическое исследование вербальной агрессии. Прежде всего необходимо разграничить понятия «агрессия» и «агрессивность». Концептуализируя агрессивность как константную черту личности, А. Налчаджян определяет ее как «устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий», т. е. как черту характера личности [Налчаджян, 2007, с. 24]. Данная характеристика личности с одной стороны может быть обусловлена наследственным фактором, с другой - социальным опытом, приобретенным в процессе социализации. С момента рождения человек наблюдает агрессивные поступки окружающих, либо сам их совершает. В том случае, если эти агрессивные действия поощряются, данный опыт накапливается у человека и формирует все более устойчивое свойство личности. Таким образом, врожденная или усвоенная агрессивность является лишь одним из нескольких возможных истоков агрессии, наряду с ситуативным и другими факторами, тогда как вербальную агрессию стоит понимать как единичное агрессивное вербальное действие или ряд таких действий.

Все существующие в психологии подходы к исследованию агрессии могут быть сгруппированы:

1) изучающие биологические предпосылки агрессии; 2) изучающие агрессию как социально-

обусловленную форму поведения. Эти же направления доминируют и в работах, посвященных проблемам вербальной агрессии.

В психобиологии было предложено определение вербальной агрессии как способа реагирования на некоторое влияние окружающей среды, которое определяется врожденным темпераментом . Агрессивное вербальное поведение также можно интерпретировать с позиций теории социального научения. Представители данного научного направления определяют агрессию как «враждебное действие или поведение», обусловленное внешним мотивом или ситуацией [Изард, 1980, с. 302]. В американской лингвистике фундаментальное исследование вербальной агрессии было предпринято профессором Д. Инфанте и его коллегами. Определяя статус вербальной агрессии в сравнении с физической, исследователь отмечал, что первая не

заменяет вторую, но является «низшим уровнем» агрессии, который может перерастать в «высший» при накапливании. Таким образом, эти два варианта бытования агрессии зачастую обусловливают друг друга. Агрессивное вербальное поведение может служить катализатором для физической агрессии в том случае, если объект вербальной агрессии изначально настроен враждебно в силу личностных, социально обусловленных либо ситуативных факторов .

К личностным факторам относятся в первую очередь возрастной фактор, гендерный фактор, этническая принадлежность, а также социальная среда, уровень образования и общей культуры и др. Ситуативные факторы - это прежде всего личность и поведение собеседника, окружающая обстановка, а также физическое и психологическое состояние коммуникатора. Среди общественных факторов могут быть выделены национальный менталитет, а также существующие в данном социуме этнолин-гвокультурные нормы коммуникативного поведения.

Говоря о нормативности коммуникативного поведения, необходимо выделить три ее уровня:

1) лингвистическая нормативность, т. е. корректное использование языковых средств как на уровне лексики, так и на уровне синтаксиса предложения в соответствии с существующими языковыми конвенциями;

2) концептуальная нормативность, т. е. соответствие речевого действия нормам общей культуры, морали и пр., а также определенным социальным нормам;

3) нормативность поведения в определенных практических ситуациях социального взаимодействия, определяемая соответствующими стереотипами [Шнейдер, 2002, с. 78 - 79, 88].

Являясь одной из форм конфликтного коммуникативного поведения, вербальная агрессия зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом. В этом случае агрессивное вербальное поведение непременно приведет к ответной агрессии и усилению конфликта в силу несоответствия нормам коммуникации.

Однако коммуникативное поведение воспринимается адресатом как агрессивное только в том случае, если в нем присутствуют элементы «обидного общения» и «словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной ситуации форме» [Щербинина, 2006, с. 9]. Следовательно, вербальная агрессия всегда есть нарушение некоторой коммуникативной нормы.

Необходимо упомянуть о «принципе обоюдности», проявляющемся в случае агрессивного вербального поведения одного из коммуникантов: вербальная агрессия в речи одного из собеседников непременно приведет к подобному поведению со стороны второго . Следовательно, если коммуникативное поведение, воспринимаемое с точки зрения концептуальных

норм поведения как вербально агрессивное, не провоцирует ответную агрессию, то оно воспринимается участниками общения как приемлемое. В этом случае вербальная агрессия не будет переходить в физическую.

При оценке некоторого акта коммуникативного поведения как агрессивного непременно учитывается личность и личностные нормы поведения адресата. Так, при проведении экспериментального исследования было выделено 10 типов агрессивного вербального поведения:

1) критика личных качеств (character attack);

2) критика способностей (competence attack);

3) критика фактов биографии (background attack);

4) критика внешности (physical appearance attack);

5) проклятия (curse);

6) поддразнивание (teasing);

7) насмешки (ridicule);

8) угрозы (threat);

9) ругательство, сквернословие (swearing);

10) невербальные знаки (nonverbal emblems) .

Все перечисленные формы агрессии затрагивают личность адресата в той или иной форме. Следовательно, вербальная агрессия всегда направлена на некоторый объект, чаще всего - одушевленный.

При рассмотрении вербальной агрессии как преднамеренных действий, направленных на нанесение вреда или ущерба другому лицу при отстаивании своих интересов и позиции, явно проявляется отличие агрессивного вербального поведения от феномена языкового насилия, объектом которого выступает обычно широкий и неопределенный круг лиц, на которых оказывается воздействие через СМИ.

Итак, причинами агрессивного вербального поведения могут выступать:

1) враждебность по отношению к объекту агрессии, вызванная рядом субъективных, объективных либо ситуативных причин;

2) провокационные действия со стороны объекта агрессии, в том числе агрессивное вербальное поведение;

3) нарушение объектом агрессии концептуальных и ситуативных норм общения, неприемлемое для коммуникатора;

4) низкий уровень речевой и коммуникативной культуры субъекта высказывания.

Однако ключевым при определении вербальной агрессии является концептуализация мотива этого типа коммуникативного поведения. Именно мотив является первым этапом порождения речи и определяет выбор дальнейшей модальности общения, так же как и выбор конкретных лингвистических средств для осуществления коммуникации [Выготский, 1999]. Мотивом же агрессивного вербального поведения, по определению американских исследователей, является причинение вреда либо ущерба другому лицу при отстаивании своей коммуникативной позиции. Затем данный мотив речи находит

свое выражение в конкретном речевом замысле и конкретном вербальном оформлении. Маркеры вербальной агрессии присутствуют на всех уровнях языка: словообразовательном, лексическом, синтаксическом, стилистическом и др.

Таким образом, вербальная агрессия может быть определена как использование вербальных средств, противоречащих институциональным и ситуативным нормам коммуникации, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица. Однако задачей современных лингвистов, психологов и специалистов по коммуникации является выработка механизмов развития кооперации в ситуации конфликтного общения и поиск путей формирования толерантности. Следовательно, определение мотивов агрессивного вербального поведения и типологизация лингвистических средств выражения вербальной агрессии будет способствовать предупреждению эскалации коммуникативного конфликта и выработке стратегии конструктивного решения коммуникативных задач.

Литература

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2006. - 181 с.

3. Изард, К. Е. Эмоции человека [Текст] / К. Е. Изард. - М.: МГУ, 1980. - 552 с.

4. Климов, В. М. Средства массовой информации как инструмент агрессии культуры [Текст] /

В. М. Климов // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы Международной конференции. В 2 ч. Ч. II.- Кемерово, 2004. - С. 20 - 23.

5. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - М.: Русский язык, 2000. - 856 с.

6. Налчаджян, А. Агрессивность человека [Текст] / А. Налчаджян. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

7. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: иЯЬ: http://efremova-online.ru/slovarefremovoY/agressiYa/ 520/.

8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1992.

10. Ратмайр, Р. «Пробивные» стратегии на деловых переговорах как пример завуалированной агрессивности [Текст] / Р. Ратмайр // Агрессия в языке и речи. - М.: РГГУ, 2004. - С. 53 - 66.

11. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. (МАС). -Т. 1. - М.: Русский язык, 1981. - 698 с.

12. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. (БАС) - Т. 1. - М.: Л.: Издательство АН СССР, 1950. - 767 с.

13. Хекхаузен, Х. Агрессия [Текст] / Х. Хекхау-зен // Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. 1. -

14. Шнейдер, В. Б. Коммуникация, нормативность, логика [Текст] / В. Б. Шнейдер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 250 с.

15. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю. В. Щербинина. - М.: УРСС, 2006. - 360 с.

16. Beatty, M. J. It’s in Our Nature: Verbal Aggressiveness As Temperamental Expression / M. J. Beatty, J. C. McCroskey // Communication Quarterly, Vol. 45, №4, Fall 1997. - Р. 446 - 460.

17. Buss, A. H. Aggression pays / A. H. Buss // The control of aggression and violence. -New York: Academic Press, 1971. - P. 112 - 130.

18. Dictionary.com Unabridged [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://dictionary. reference.com/browse/aggression.

19. Harpe,r D. Online Etymology Dictionary

(Dictionary.com) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// dictionary.reference.

com/browse/aggression.

20. Infante, D. A. Aggressiveness /

D. A. Infante // Personality and interpersonal communication. - Newbury Park, CA: Sage, 1987. -Р. 157 - 192.

21. Infante, D. A. Test of an argumentative skill deficiency model of interspouse violence / D. A. Infante, T. A. Chandler, J. E. Rudd // Communication monographs, 56 (1989). - Р. 163 - 177.

22. Infante, D. A. Verbal aggressiveness: An interpersonal model and measure / D. A. Infante,

C. J. Wigley // Communication Monographs, № 53. -Cambridge University Press, 1986. - Р. 61 - 69.

23. Oxford Advanced Learner’s Dictionary . - Oxford, 2000.

Вербальная агрессия всегда доставляет много проблем и встречается она везде. В нашей статье мы поговорим, что это такое и как она проявляется.

Вербальная агрессия представляет собой психологический тип воздействия на человека. Она выражается в словесной форме. Такая реакция обычно проявляется в криках, оскорблениях, унижениях. Но бывает и другой вид — крики или визги, когда слов вообще нет, а только звук. Давайте с вами разберемся, что такое вербальная агрессия и почему она является опасной.

Что такое вербальная агрессия и чем она опасна?

К большому сожалению, с вербальной агрессией приходится сталкиваться очень часто. Она проявляется везде, где только можно представить — дома, на работе, в транспорте, магазине и так далее. Суть в том, что физическую агрессию многие сдерживают, так как понимают, что она до добра не доведет, зато, вербальная часто выражается независимо от места и повода.

На сегодняшний день такая агрессия воспринимается чуть ли не как норма. Ее не просто стали одобрять и оправдывать, но и пропагандировать. По какой-то причине она считается проявлением смелости и уверенности в себе, а также способности защитить свою точку зрения.

Но, несмотря на такое возвышение хамства, речевая агрессия все равно является явлением, которое не позволяет эффективно общаться и взаимодействовать людям. Согласитесь, вряд ли получится решить проблему, если постоянно кричать, зло шутить и ссориться с людьми.

Наибольшую опасность такое поведение представляет, когда она происходит в семье. Дети слышат ругань и брань, а затем используют ту же модель во взрослой жизни. Так что большинство детей тоже становятся агрессивными, потому что такая модель перенимается лучше всего.

Безусловно, вы можете оправдать себя тем, что ребенок все равно будет сталкиваться с этим и в других местах. Вот только никто не учитывает, что это не сможет повлиять на него так сильно, как воспитание родителей.

Только поведение родителей принимается в качестве образца для подражания и копируется автоматически. Когда ребенок от чужого слышит плохие слова, то сначала интересуется у мамы, что они значат. А когда он слышит их от мамы, то даже не задумывается о значении.

Как проявляется вербальная агрессия: виды, формы



Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на причинение вреда человеку, независимо от того, физический он или моральный. Это нормальная реакция, когда человек ощущает угрозу, но если подобные проявления становятся уже привычкой, то в личности развивается такая черта как агрессивность.

Агрессивность является готовностью к проявлению агрессии, когда человек чувствует угрозу везде, где только можно.

Люди, которые постоянно пользуются приемами вербальной агрессии, могут даже не осознавать этого. Просто в нашем обществе принято считать агрессией только физическую расправу, но ведь и слова могут нанести не меньше вреда, а иногда даже больше.

Через вербальную агрессию мы можем сильно ранить душу другого человека. Это может привести к ухудшению морального и даже физического состояния. К тому же, отношения с человеком портятся или совсем прекращаются.

Как правило, вербальная агрессия проявляется в виде:

  • Угроз
  • Оскорблений
  • Обвинений
  • Грубых выражений
  • Упреков
  • Проклятий
  • И так далее

К тому же, вербальная агрессия может быть нескольких видов:

  • Прямая и активная . В этом случае человек во время разговора унижает и оскорбляет другого
  • Активная и не прямая . Выражается в виде клеветы, сплетен и слухов, распускаемых за спиной жертвы
  • Пассивная и прямая . Человек отказывается вступать в беседу и демонстративно игнорирует потенциального собеседника
  • Пассивная и не прямая . Человек отказывается выступить в защиту другого, которого критикуют ни за что

Почему проявляется вербальная агрессия: причины



Безусловно, вербальная агрессия, как и любая другая является защитным механизмом, который проявляется при возникновении неблагоприятных ситуаций. Это может быть угроза жизни, стресс, фрустрация и так далее. Еще она может использоваться в качество одного из способов решения проблем, когда лучше было бы поступить спокойно.

Конечно, решать проблемы с помощью криков — не лучшее решение, но люди к нему все равно прибегают по следующим причинам:

  • Не видят других способов сохранения личной индивидуальности
  • Хотят доказать, что они правы
  • Стараются отстоять свои притязания и самооценку
  • Желают привлечь внимание
  • Хотят таким способом сделать манипуляцию, чтобы добиться желаемого
  • Стараются сохранить свой авторитет, унижая других
  • Не знают, как еще обрести контроль над ситуацией


Вот только достижению целей и самореализации способствуют другие способы.

Вербальная агрессия определяется разными причинами:

  • Незрелая личность
  • Плохое воспитание
  • Низкая культура личности, аморальность
  • Недостаточная образованность в плане психологических знаний
  • Размытие критериев нравственности и морали

Чаще всего агрессивными бывают люди, которые:

  • Имеют разные зависимости
  • Ведут асоциальный образ жизни
  • Выросли в неполной или неблагополучной семье, а также сироты

Агрессия таких людей является результатом искаженного восприятия и заниженной самооценки.

Кстати, вербальная агрессия может еще быть признаком психического расстройства или указывать на начало подобных отклонений.

Хотя, вербальная агрессия присуща и образованным, здоровым и цивилизованным людям. В таком случае они в деструктивной манере выражают свои эмоции, обоснованные аморальным умыслом. Человеку хочется унизить конкурента, выразить несогласие, враждебность или что-то еще, даже если он умеет сотрудничать с другими и мирно урегулировать проблемы.



Агрессия не укладывается в общепринятые нормы, но она все равно используется и даже неосознанно. Словесное нападение способно сделать многое с человеком — обидеть, подавить, напугать и так далее. В любом случае, она доставляет только плохие эмоции. В таком случае, чтобы понять и услышать собеседника, придется очень сильно постараться.

Тем более, многим проще оставаться невеждами, чем работать над собой и контролировать свои действия. Особенно тяжело не отвечать агрессией на агрессию.

Почему мы так болезненно реагируем на вербальную агрессию?



Самое обидное, что вербальное насилие не наказывается. Дело в том, что когда человек подвергается физическому насилию, то это видно сразу, а вот словесные оскорбления бесформенны. Если кто-то начинает жаловаться, то считается, что на нее просто кто-то крикнул или сказал грубое слово. И вот это гораздо хуже. Ведь шрамов и синяков нет, а потому и жаловаться не на что. Часто подобное отношение к детям развивает у них неуверенность в себе, тревогу и депрессию.

Словесные тирады могут причинять очень большую боль и на это есть много причин:

  • Слишком громкий голос
  • Визгливый тон
  • Надменное или даже презрительное выражение лица
  • Протяженность, если крики очень долгие
  • Ругательства и оскорбления направлены на личность (ты грязная, безрукая, глупая)
  • Скандалы всегда возникают непредсказуемо. Вроде бы все хорошо, но в ту же минуту начинается скандал


Если на человека постоянно орут и унижают, то в его голове и теле начинаются активные изменения. Это все обусловлено стрессом. Мало того, что это влияет на здоровье, так еще и на психику. Люди, которые подвергались вербальному насилию, думают о себе не слишком хорошо. У них очень занижена самооценка. Нормально чувствовать себя они начинают только тогда, когда уходят из дома. Это обусловлено тем, что дома на них кричат и потому они не могут думать о себе в нормальном контексте, а когда никого нет, то они и чувствуют себя нормально. Однако, это тоже дорогого стоит, ведь постоянно приходится сталкиваться с собственными воспоминаниями.

Исследования психологов показывают, что когда ребенок чувствует себя в семье в безопасности и комфортно, то это очень хорошо. Более того, это значит, что его уважают. Многие удивятся, но мы рождаемся с уже сформировавшейся печалью, страхом и гневом. А когда ребенку приходится постоянно пребывать в агрессивной среде, то ему страшно. Его эмоции вызывают сильный стресс. Таким образом, в стрессовой ситуации организм более остро реагирует на громкий голос, сердитое отношение, злость и так далее.

Плюсом ко всему, маленькие дети развиваются значительно лучше, когда они спокойны. Чем спокойнее будет взрослый человек, тем здоровее его дети.



Есть несколько важных вещей, которые вы должны знать, чтобы помочь ребенку в развитии:

  • Дети имеют собственные потребности в эмоциях, которые вам обязательно надо учитывать. Чем лучше вы удовлетворяете эти потребности, тем устойчивее будет психика малыша.
  • Вы можете помочь ребенку поднять свою самооценку, если будете относиться к нему с добротой, состраданием и любопытством.
  • Когда вы ссоритесь, и у вас происходит разрыв, то старайтесь быстрее помириться, чтобы не происходило эмоционального разрыва.
  • Ваша задача состоит в том, чтобы малыш мог от вас отделиться и стать собой, но не стоит его отталкивать, когда вам не нравится его поведение. Пытайтесь спокойно говорить с ним о проблемах.
  • Родителям намного легче контролировать собственные порывы и понимать, когда они переходят черту. В особенности это касается тех, кто старается придерживаться строгости. Учиться осознавать свои действия приходится в течение всей жизни. Не каждому под силу посмотреть на себя со стороны, контролировать свою речь и жесты. Это все позволяет держать себя под контролем.

Да, маленькие дети могут быть грубыми, вызывающими, но все же они сильно уязвимы. Каждое детское переживание следует чтить и даже неважно, какие они. И своим детям нужно давать лучший опыт, который был получен в детстве, а не болезненный.

Видео: Слабость или беззащитность? Как остановить вербального агрессора?

Известно, что мужчины и женщины обладают различными вербальными способностями, что обусловлено строением мозга, гормональными факторами, а также рядом социальных причин. Также известно, что мужчина и женщина обладают различиями в эмоциональной сфере. Нас интересует область пересечения вербальных способностей и эмоциональной сферы как проблема вербального выражения агрессии мужчинами и женщинами.

Агрессивность как свойство личности и агрессивное поведение как форма проявления агрессии – различные явления. Агрессивность – это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессия – это поведение человека в таких ситуациях. Существуют определенные различия в агрессивности мужчин и женщин, а также в том, в какой форме ими проявляется агрессия. По данным одних исследований, агрессивность мужчин во всех возрастных группах выше, чем у женщин, хотя некоторыми авторами это положение оспаривается. На основе анализа ряда данных утверждается, что до 6 лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, они появляются в дальнейшем как последствия полоролевого воспитания. На самом деле женщины склонны к агрессии не меньше мужчин, но более выраженные эмпатия, тревожность и чувство вины не позволяют им открыто проявлять агрессию там, где мужчины себя не сдерживают. Женщинам свойственно больше сомневаться в своей правоте, но в случаях, когда они считают свои действия справедливыми, женщины не подавляют в себе проявления агрессии. Кроме того, женщинам в большей степени свойственна аутоагрессия (направленная на себя), а мужчинам – гетероагрессия (направленная на других). С обыденной точки зрения мужчины воспринимаются более агрессивными, чем женщины, а женщины – более конфликтными, подозрительными, обидчивыми и вспыльчивыми, чем мужчины. Женщины более склонны к проявлению скрытых форм враждебности, выраженных в пренебрежительном обращении, игнорировании или обесценивании социального статуса объекта агрессии [Ильин, с. 227-229].

С вопросом об агрессивности лиц разного пола тесно связан вопрос о свободе выражения эмоций этими лицами. Считается, что женщины свободнее мужчин проявляют свою эмоциональность, причем с возрастом эта разница увеличивается за счет маскировки мужчинами своих эмоций в силу социальных норм и запретов. Ряд исследований показал, что женщинам независимо от возраста свойственна большая экспрессивность, при этом женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных. Девушки и юноши стараются сильнее контролировать свои эмоции, когда общаются с представителями противоположного пола. Юноши стараются ограничить эмоции симпатии и эмпатии, а девушки – проявления агрессии. Отмечается, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины – гнева и злобы. Перечисленные различия имеют причины в воспитании и усваивании представителями разного пола социальных норм: то, что «прилично» женщине, «неприлично» для мужчин, и наоборот [Ильин, с. 160-161].

Предполагается, что мужчины больше женщин склонны шутить, подтрунивать, поддразнивать и получают большее удовольствие от шуток и анекдотов на агрессивные и сексуальные темы, в то время как женщинам больше нравится «бессмысленный», нетенденциальный юмор. Кроме того, сексуальные и агрессивные шутки чаще унижают женщин и выставляют их объектом насмешки – неудивительно, что женщинам они не нравятся. Было выявлено, что женщины чаще мужчин используют юмор (например, смешные случаи из жизни), чтобы добиться сближения с партнером и установить контакт в группе. Мужчины же чаще женщин используют грубые шутки, анекдоты агрессивного и сексистского содержания, чтобы привлечь к себе внимание, произвести впечатление и построить собственный положительный образ в глазах других. В мужских группах чаще, чем в женских, наблюдается поддразнивание [Ильин, с. 210-211].

В обыденном языке слово «агрессия» обозначает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «словесная агрессия» широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе, однако феномен агрессии как объект изучения современного речеведения до сих пор остается мало исследованным, особенно на отечественном материале. Кроме того, ни одна из существующих научных концепций, объясняющих природу человеческой агрессии (этологическая, фрустрационная, бихевиористическая, психоаналитическая) не рассматривает вербальные проявления агрессии как самостоятельный предмет научного анализа [Щербинина, с. 6]. Вербальная (речевая, словесная) агрессия – «это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [Щербинина, с. 15]. То есть вербальная агрессия является разновидностью враждебных действий словесного характера, причиняющих вред их адресату, в данном случае – моральный вред. Таким образом становится очевидным антисоциальный характер вербальной агрессии.

Актуальность исследования вербальной агрессии обусловлена рядом тенденций, завоевывающих современную сферу речевой практики, среди которых можно назвать общее снижение уровня речевой культуры, инвективизицию и вульгаризацию речи, активное проникновение в нормативную речь жаргонных элементов различных сфер, ослабление строгости коммуникативных норм, сдерживавших вербальную агрессию [Щербинина, с. 6]. Следует отметить также, что в последние годы возросло количество судебных исков по ст. 130 УК РФ – об оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства, выраженном в неприличной форме [УК]. Оскорбление является одной из наиболее очевидных форм вербальной агрессии (в ряду таких форм, как угроза, насмешка, порицание (упрек, обвинение), жалоба, сплетня и т.д. [Щербинина, с. 155-156]. В обыденном сознании рядовых носителей языка не различаются оскорбление (намеренное нанесение сильной обиды человеку) и обида (индивидуальная субъективная негативная эмоционально-психологическая реакция человека на сообщение о нем негативной информации) [Стернин]. В данном исследовании мы понимаем оскорбление в лингвистическом, а не юридическом значении, т.е. как инвективу (от лат. «invectiva oratio» - «бранная речь»). К инвективной лексике относится лексика, употребление которой содержит намерение оскорбить или унизить адресата речи или третье лицо [Памятка, с. 25]. Таким образом, в общем виде оскорбление можно определить как «любое слово или выражение, содержащее обидную характеристику адресата и заключить, что оскорбление реализует чаще всего явную и сильно выраженную вербальную агрессию, поскольку практически всегда оно воспринимается адресатом как однозначно негативное, обидное, унизительное, неприемлемое высказывание». При этом в образе говорящего доминирующими являются признаки психологические (характер, темперамент, индивидуальные речевые навыки), социальные (коммуникативная среда, влияние различных субкультур) и семейные (стереотипы речевого поведения). В образе адресата определяющим выступает чаще всего признак пола: женщин чаще оскорбляют словами, принадлежащими семантическим полям «легкомыслие», «неряшливость», «презрение», для мужчин наиболее обидными являются слова со значением «гомосексуалист». Структурная схема оскорбления такова: «Ты – Х» [Щербинина, с. 155-163].

В вопросе о вербальном проявлении агрессии мужчинами и женщинами нас интересуют три составляющих: 1) субъект и 2) объект агрессии как представители мужского или женского пола 3) форма выражения агрессии. В качестве материала для исследования нами были использованы заключения лингвистов-экспертов, написанные по уголовным делам в отношении лиц, привлеченных к ответственности по ст. 130 УК РФ. Данный материал был выбран нами по причине наличия в нем зафиксированного конфликта (под конфликтом понимается ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны; особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах) с указанием участников и установленным вербальным выражением агрессии говорящих по отношению друг к другу. Всего нами было рассмотрено около 70 текстов экспертиз, выполненных в период с 2007 по 2010 годы. В материалах экспертиз с целью установить пол участников и вербальные репрезентанты агрессии нами были изучены обстоятельства дела, а также тексты исследовательской части в случаях, когда вербальные репрезентанты по каким-либо причинам не были указаны в обстоятельствах дела. Относительно динамики количества экспертиз по делам об оскорблении можно отметить, что за рассмотренный период их число возросло с 13 до 29 экспертиз в год. Среди причин подобной градации можно назвать общее снижение уровня речевой культуры и вульгаризацию речи, а также актуализацию языка как объекта права в сознании носителей языка, однако рассмотрение данного вопроса следует привести в отдельном исследовании. В данном исследовании нами не был затронут диахронический аспект.

В результате проведенного анализа конфликтных ситуаций и вербального выражения агрессии, имевшей место быть в данных ситуациях, нами были выявлены следующие особенности:

  1. Ситуации, в которых участники конфликта – лица разного пола, встречаются приблизительно в полтора раза реже, чем ситуации, в которых участники конфликта одного пола. Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о том, что в ситуации общения с лицом противоположного пола человек в большей степени контролирует свою речевую деятельность, чем при общении с лицом своего пола.
  2. В ситуациях, когда объектом вербальной агрессии является женщина, в брани обязательно присутствует грубая актуализация пола адресата, содержащая оценку с точки зрения несоответствия гендерным нормам, принятым в обществе (например, словами типа «шлюха», «шалава, ребенок у тебя неизвестно от кого», «грязная женщина, у тебя все дети от разных мужчин», «проститутка», «подстилка» и т.п.), а также брань сексуального характера. Кроме того, в ситуациях, когда оба участника конфликта женщины, в брани в негативном ключе репрезентируются особенности внешности адресата («мартышка», «полумужичка», «волосатая» и т.п.).
  3. В ситуациях, когда оба участника конфликта – женщины, нередки случаи взаимного оскорбления как защитной реакции на предшествующее проявление агрессии.
  4. В ситуациях, когда оба участника конфликта мужчины, объект агрессии номинируется говорящим либо с точки зрения несоответствия ожиданиям говорящего («трус», «проходимец», «аферист», «мелкий человек»), либо с точки зрения несоответствия гендерной норме гетеросексуальной ориентации («педераст», «я тебя имел» и т.п.). При этом норма ожиданий для мужчин, выраженная в показателях вербальной агрессии, является более высокой, чем норма ожиданий для женщин.
  5. Мужчины, выражая агрессию по отношению к мужчине языковыми средствами, часто используют жаргонную лексику («салага», «мусор», «легавый», «не прыгай кочетом» и т.п.), что свидетельствует, на наш взгляд, во-первых, о более частотном использовании жаргона мужчинами вообще, во-вторых, о стремлении вербально обособить гомогенные мужские группы с помощью использования жаргонных средств.
  6. Особую группу лексики, служащей для вербализации агрессии, составляют зоосемантические номинации типа «коза», «козел», «мартышка», «корова», «кобыла», «слизняк» и т.п. Лексика данного типа в равной степени используется как по отношению к мужчинам, так и по отношению к женщинам. Наиболее часто к зоонимам прибегают женщины, высказываясь в адрес женщин, и мужчины высказываясь в адрес мужчин. Наиболее редкими являются ситуации, в которых мужчина использует зоонимы, высказываясь в адрес женщины, обычно в таких ситуациях используется слово «сука», в современной речевой практике почти утратившее связь со значением ‘самка собаки’, и употребляемое как ругательство с самым широким значением [Елистратов, с. 395].
Таким образом, нами был выявлен ряд особенностей речевого поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях, а именно – способы вербального выражения агрессии по отношению к адресату своего или противоположного пола. Следует отметить, что данный ряд не стоит считать завершенным, поскольку при наличии более обширного материала могут быть обнаружены новые особенности или скорректированы полученные ранее.

Библиографический список:

  1. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. – М.: КомКнига, 2006.- 360 с.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Статья 130 УК РФ. Оскорбление [Электронный ресурс] : в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ. URL: http://www.ugolkod.ru/statya-130 (дата обращения 12.10.2010).
  4. Памятка по вопросам назначения судебно-лингвистической экспертизы: для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / под. ред. проф. М.В. Горбаневского, - М.: Медея, 2004 г., - 104 с.
  5. Стернин И.А. Оскорбление и неприличная языковая форма как предмет лингвистической экспертизы (бытовое и юридическое понимание) [Электронный ресурс] : Отдельные статьи (2006-2008) // Домашняя страничка И.А. Стернина. URL: http://sternin.adeptis.ru/index_rus.html (дата обращения 10.09.2010).
  6. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга. – М., АСТ-ПРЕССКНИГА, - 2005, - 672 с.
Выходные данные статьи: Вязигина Н.В. Особенности проявления вербальной агрессии у мужчин и женщин (на материале судебных лингвистических экспертиз по ст. 130 УК РФ «Оскорбление») // Юрислингвистика-11: Право как дискурс, текст и слово: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Н.Д. Голева и К.И. Бринева; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. – С. 197-202.

Слыша слово "насилие", мы в первую очередь представляем агрессивного человека, применяющего силу к более слабому. Однако насилие может проявляться не только в виде физической агрессии, но и в форме психологического давления и принуждения. И многие психологи уверены, что эмоциональное и вербальное насилие куда более опасно для человека, чем физическое, так как оно калечит не тело, а психику и . Человек, регулярно подвергающийся психологическому насилию, постепенно теряет уверенность в себе и свое "Я" и начинает жить желаниями и установками агрессора, прикладывая усилия для достижения его целей.

Признаки и виды психологического насилия

Психологическое насилие, в отличии от физического, не всегда очевидно, так как оно может проявляться не только в форме крика, ругани и оскорблений, но и в виде тонких манипуляций эмоциями и чувствами человека. В большинстве случаев цель того, кто использует психологическое насилие - вынудить жертву изменить свое поведение, мнение, решение и поступить так, как того хочет агрессор-манипулятор. Однако следует отметить, что есть отдельная категория людей, что применяют психологическое насилие и давление для того, чтобы морально сломить жертву и сделать ее полностью зависимой от своей воли. Чтобы достичь своей цели, агрессоры применяют следующие виды психологического насилия:

Защита от психологического насилия

Психологическому давлению проще всего поддаются люди, которые не имеют прочных личностных границ и не умеют отстаивать собственные права. Поэтому, чтобы защититься от психологического насилия, нужно в первую очередь , обозначив для себя свои права и обязанности в каждой из сфер жизни. Далее нужно действовать по ситуации в зависимости от того, какой вид психологического насилия применяет агрессор.

Противостояние любителю покомандовать

Столкнувшись с любителем покомандовать и отдавать приказы, нужно задать себе два вопроса: «Обязан ли я выполнять приказы этого человека?» и «Что случится, если я не сделаю того, что он требует?». Если ответы на эти вопросы будут «Нет» и «Ничего плохого для меня», то самопровозглашенного командира нужно поставить на место примерно такой фразой: «Почему ты указываешь, что мне делать? Выполнение твоих приказов не входит в мои обязанности». Далее приказы и команды следует попросту игнорировать.

Практический пример: Сотрудники А и Б работают в одном кабинете на одинаковых должностях. Сотрудник А регулярно перекладывает на сотрудника Б часть своих обязанностей, не оказывая взамен никаких встречных услуг. В этом случае противостояние агрессору будет выглядеть следующем образом:

А: Ты как раз распечатываешь что-то, ну распечатай и мой отчет, а затем положи его в папку и отнеси в бухгалтерию.

Б: Разве я работаю здесь на должности твоего секретаря? В мои служебные обязанности не входит распечатка твоих документов и доставка их куда бы то ни было. У меня много работы, так что займись своим отчетом сам, и не отвлекай меня от дел, пожалуйста.

Защита от вербальной агрессии

Цель – заставить жертву смутиться, огорчиться, испытать стресс, начать оправдываться и др. Поэтому лучшая защита от вербальной агрессии – не оправдать ожиданий агрессора и прореагировать совсем не так, как он рассчитывает: пошутить, остаться равнодушным или пожалеть обидчика. Также эффективным способом защиты от такого психологического насилия является разработанный известным психологом М. Литваком метод «психологическое айкидо». Суть этого метода заключается в применении в любых конфликтных ситуациях амортизации – сглаживания конфликта путем соглашения со всеми утверждениями агрессора (как психиатр соглашается со всем, что ему рассказывает пациент).

Практический пример: Муж обзывает и пытается унизить жену каждый раз, когда у него плохое настроение. Защита от психологического насилия в таком случае может быть следующей:

М: Ты вообще ничего не умеешь! Ты отвратительная хозяйка, даже убирать в доме нормально не можешь, вон там под диваном перышко валяется!

Ж: Да, я такая неумеха, тебе со мной так тяжело! Наверняка ты умеешь делать уборку лучше, чем я, поэтому я буду благодарна, если в следующий раз ты поможешь мне убрать в доме.

Противостояние игнорированию

Важно помнить, что намеренное игнорирование – это всегда манипуляция, поэтому поддаваться давлению манипулятора и пытаться задобрить его, чтобы он сменил гнев на милость, не следует. Человеку, склонному постоянно обижаться и «включать игнор» в ответ на любые не устраивающие его действия, нужно дать понять, что играть в молчанку – его право, но своим поведением он ничего не добьется.

Практический пример: Две сестры проживают в одной квартире отдельно от родителей. Младшая сестра (М) с детства привыкла манипулировать старшей сестрой (С). В случаях, когда М что-то не нравится, она начинает нарочно игнорировать С и утраивать ей бойкот. Противостояние психологическому давлению в подобных случаях следующее:

С: Я через неделю уезжаю в командировку на два месяца.

С: Эта командировка важна для моей карьеры. А с тобой ничего не случится за эти два месяца. Ты не маленький ребенок – найдешь, чем себя развлечь.

М: Так значит? Тогда ты мне больше не сестра и я с тобой не разговариваю!

Противостояние психологическому давлению на чувство долга или вины


Прочные личностные границы являются надежной защитой от давления на чувства вины и долга. Зная границы своих прав и обязанностей, человек всегда сможет определить, а что не входит в его обязанности. И если человек замечает, что его границы нарушают, ему следует прямо сообщить агрессору о пределах своей ответственности и обязанностей и дать понять, что манипуляция не удалась.

Практический пример: Одинокая мать (М) пытается запретить взрослой дочери уезжать работать в другой город, давя на ее чувство долга. Отпор в этом случае может быть таким:

М: Как ты можешь оставить меня одну? Я тебя вырастила, воспитала, а ты теперь хочешь уехать? Дети должны быть опорой для родителей в старости, а ты меня бросаешь!

Д: Я тебя не бросаю - я буду тебе звонить, приезжать в гости и помогать тебе деньгами. Или ты хочешь, чтобы я потеряла возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и не смогла исполнить свои мечты?

М: Что ты такое говоришь? Конечно, я хочу тебе добра, но мне без тебя будет плохо!

Д: Мама, ты - взрослый человек, и я верю, что ты сможешь найти себе много интересных занятий. Я обещаю, что буду регулярно тебе звонить и часто навещать тебя.

Противостояние запугиванию

Слыша от знакомого, родственника или коллеги фразы со смыслом "если ты не сделаешь чего-либо, то в твоей жизни случится несчастье" или "если ты не изменишь свое поведение, то я сделаю что-то плохое для тебя", нужно задать себе вопрос, реальна ли угроза. В случае, когда запугивание или угрозы не имеют под собой реальных оснований, шантажисту можно предложить воплотить его угрозу в жизнь прямо сейчас. Если же Вашей жизни, здоровью или благополучию и Вы уверены, что он может выполнить угрозу, то лучше всего записать его слова на диктофон или видеокамеру и затем обратиться в полицию.

Практический пример: Сотрудник А не выполнил свою часть обязанностей по проекту и пытается путем запугивания заставить сотрудника В сделать его работу. Противостоять давлению в подобных случаях можно так:

А: Почему ты собираешься уходить, если работа над проектом еще не закончена? Если мы не закончим сегодня, начальник тебя уволит. Ты хочешь остаться без работы?

В: Я свою часть работы сделал. Я не думаю, что меня уволят за то, что я не делаю твою работу.

А: Начальнику без разницы, кто что делает. Ему нужен результат. Поэтому помогай мне, если не хочешь, чтобы тебя выгнали.

В: Ты думаешь? А зачем ждать до завтра? Давай пойдем к начальнику прямо сейчас и попросим его уволить меня за то, что я отказываюсь выполнять твою часть обязанностей.

Многие люди осознают, что против них используют приемы психологического насилия, однако не отваживаются давать отпор из-за страха испортить отношения с тем, кто любит командовать, манипулировать или оскорблять. В таких случаях нужно решить для себя, чем именно ценны такие отношения и не лучше ли вообще не общаться с агрессивным человеком, чем регулярно терпеть его оскорбления и поступать в ущерб себе, поддаваясь его шантажу и манипуляциям.

Вверх