Что такое арка в риме. Триумфальная арка Константина в Риме: описание, история и интересные факты. Описание и архитектура

Триумфальная арка Тита стоит к западу от амфитеатра Флавия (Колизея) на Священной улице (виа Сакра) в Риме. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся и впечатляющих строений Римского форума.


Триумф был ритуалом, который проводили только при определённых условиях по постановлению сената после блестящей победы римских войск. Триумф представлял собой процессию, которая проносила через город всю захваченную добычу; также он включал проведение специальных обрядов, приношение жертв верховному римскому божеству Юпитеру Оптимусу Максимусу Сотеру и, иногда, казнь захваченных вражеских лидеров. Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) в книге «История от основания города» писал, что триумфальные процессии проводились в Риме, начиная с античных времён. Триумф по поводу взятия Иерусалима проходил в 71 году. Он был в подробностях описан в книге Иосифа Флавия «Иудейская война». После триумфа все трофеи были помещены в храм Мира, стоявший на форуме Веспасиана. Подробнее про арки и процессии читайте .

Арка Тита в самом центре Рима считается памятником военной мощи Римской империи и её победе над иудеями и их богом. Она была построена около 82 года в начале правления императора Домициана вскоре после кончины его старшего брата Тита. Вероятно, новый правитель хотел связать своё имя с великой победой, хотя во время войны он был ещё слишком юн, чтобы принимать в ней участие. Кроме того, обожествляя своего отца и брата, он легитимизировал свою власть, поскольку его отец захватил власть в империи в 69 году.

Восточный фасад арки Тита

Арка в высоту насчитывает 15,5 метра , в ширину – 13,5 метра и в глубину – 4,75 метра. Она сделана из пентелийского мрамора, а часть с надписью – из каррарского мрамора.

По всей видимости, все триумфальные и другие процессии после 82 года проходили через арку Тита.

В Средневековье эта триумфальная арка была выкуплена семьёй Франджипани и стала частью созданных ей по всему Риму укреплений (например, ).

В 2015 году был обнаружен фундамент второй триумфальной арки императора Тита, которая стояла у входа в Большой цирк.

Нижняя часть западного фасада арки

Что изображено на арке Тита

Главный сюжет арки это триумфальная процессия Флавия , которая изображена на фризе по всему внешнему периметру над проходом. Здесь можно различить фигуры жертвенных животных, солдат, пленников и даже, как утверждают некоторые исследователи, статую речного бога.

Триумфальная процессия Флавия (сохранилась только на восточном фасаде)

На углах триумфальной арки сделаны полуколонны , при этом оригинальные имеют каннелюры, а копии XIX века – нет. Капители этих колонн являются самыми ранними образцами смешанного стиля. В пазухе сводов справа и слева от прохода сделаны горельефы с Победами в виде крылатых женщин, стоящих на шарах и держащих разные предметы (флаг, трофей, лавровый венок и пальмовую ветвь). Между пазухами находятся замковые камни : на восточном вырезана фигура женщины, на западном – мужчины (возможно, Рома и Гений – покровитель римлян).

Капитель смешанного стиля

Пазухи свода на восточной стороне арки. Замковый камень с женской фигурой

Пазухи сводов на западной стороне. Замковый камень с мужской фигурой

В проходе арки на мраморных панелях размером 2,04 х 3,85 метра некоторые детали процессии изображены в увеличенном виде. На южной стороне видны солдаты, несущие добычу, захваченную в Иерусалимском храме. Её легко отличить по большой меноре (подсвечнику для семи свечей), на которой скульптор сделал особый акцент. Кроме того, в рельефе можно различить серебряные трубы (шофары), в которые трубят на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), и золотой стол хлебов предложения (в углу). У солдат, несущих добычу, на головах вырезаны лавровые венки, а у тех, которые несут менору – ещё и по подушечке на плечах. На двух табличках, поднятых на палках, когда-то были записаны названия захваченных городов. Все фигуры движутся направо – туда, где скульптор поместил арку с квадригой на вершине. Первоначально фон этого рельефа был голубой, а военная добыча была покрыта золотом. Для римлян первого века этот сюжет, вероятно, означал победу над иудейским богом и захват его в плен.

Рельеф в проходе арки с южной стороны

Зарисовка триумфальной процессии

В проходе арки на северной стороне изображён сам Тит в колеснице, которого коронует лавровым венком крылатая Виктория. Его квадригой управляет богиня в шлеме, символизирующий отвагу (возможно, Рома). Вокруг видны различные боги-покровители, перед колесницей – ликторы (телохранители) с пучками прутьев, за императором – молодой человек, символизирующий народ Рима, а также пожилой человек в тоге, символизирующий сенат. На этом барельефе одном из первых в истории Рима боги и люди были изображены вместе (на алтаре Мира, например, они разделены).

Рельеф в проходе арки на северной стороне

Скульптурные панели на северном и южном фасадах были уничтожены, когда арка императора Тита была продана Франджипани.

Апофеоз (превращение в бога) Тита представлен на софите (высшей точке потолка арки) – здесь он изображён летящим на орле (символе Юпитера) в небеса. Остальной свод кессонный.

На вершине арки первоначально стояли скульптуры – вероятно, позолоченная колесница.

Апофеоз Тита

Кессонный свод и апофеоз Тита в центре

Надписи

Надписи на арке, посвящённые непобедимому Титу и божественному Флавию, сделаны римским капитальным шрифтом огромного размера с тем, чтобы грамотный человек мог их прочитать с большого расстояния. Неграмотные люди могли угадать смысл надписей по изображениям, среди которых наиболее очевидным для всех современников была фигура Тита, уносимого в небо ором.

С восточной стороны на арке Тита написано:
SENATVS
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO
(Римский сенат и народ [посвятили] божественному Титу Веспасиану Августу сыну божественного Веспасиана).

Буквы этой надписи первоначально были сделаны из какого-то металла, возможно, золота, серебра или позолоченной бронзы.

Надпись на восточном фасаде

Противоположный (западный) фасад арки был отреставрирован при папе Пие VII (1800 – 1823). Восстановленные части были сделаны из травертина, чтобы их можно было отличить от настоящих. Надпись также была переделена в 1821 году Джузеппе Валадьером:
INSIGNE · RELIGIONIS · ATQVE · ARTIS · MONVMENTVM
VETVSTATE · FATISCENS
PIVS · SEPTIMVS · PONTIFEX · MAX(IMVS)
NOVIS · OPERIBVS · PRISCVM · EXEMPLAR · IMITANTIBVS
FVLCIRI · SERVARIQVE · IVSSIT
ANNO · SACRI · PRINCIPATVS · EIVS · XXIIII
(Эмблематичный религиозный и культурный памятник обветшал со временем. Пий седьмой, верховный понтифик, обновлением модели приказал его отремонтировать и сохранить. В 24 год святого правления).

Надпись на западном фасаде

Во время реставрации XIX века вся арка была разобрана и собрана вновь. Поэтому сейчас она видна полностью, тогда как настоящая дорога, по которой проходили триумфальные процессии, находится на метр ниже.

У этого термина существуют и другие значения, см. Триумфальная арка (значения). Триумфальная арка Тита (81 год) … Википедия

Триумфальная арка: Триумфальная арка мемориальное сооружение. Примеры таких сооружений: Триумфальная арка в Москве. Красные ворота в Москве. Нарвские ворота в Санкт Петербурге. Триумфальная арка в Париже. Арка на площади Каррузель в Париже … Википедия

Отдельное монументальное сооружение в виде арки на столбах, увенчанной часто аттиком (стенкой над карнизом), воздвигавшееся по случаю триумфа – торжественного въезда полководца победителя в Рим. Триумфальные арки возводили также в ознаменование… … Художественная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Триумфальная арка (значения). Триумфальная арка Триумфальная арка Септимия Севера Arco di Settimio Severo … Википедия

Триумфальная арка - рим. архитект. сооружение, устанавливалось на дорогах и площадях, имело один или три проезда, аттик, на к ром в колеснице изображ. тот, в честь кого была установлена Т. а. Поводом для ее сооруж. могли служить, напр., победоносное… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Триумфальная арка - рим архитектурное со оружение, устанавливалось на дорогах и площадях, имело один или три проезда, аттик, на котором в колеснице изображался тот, в честь кого была установлена Т. а. Поводом для ее сооружения могли служить, например,… … Словарь античности

Триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий (Триумфальная арка Тита в Риме, 81; Триумфальные ворота в Москве,… … Энциклопедический словарь

Триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное оформление проезда (обычно арочное) или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Имеют один или три пролёта, перекрытые полуцилиндрическими… … Художественная энциклопедия

- (лат. Arcus Tiberius), триумфальная арка на Римском форуме, построенная в честь возвращения римских штандартов (Германиком в 15 или 16 году н. э.), потерянных в битве в Тевтобургском лесу. Арка располагалась на территории между Храмом… … Википедия

Арка триумфальная - (лат. triumphus победа) монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и… … Архитектурный словарь

Отправимся в Великий город на холмах Рим. Здесь на центральной площади Римском форуме протекала главная его жизнь. Именно на форум стекались все главные дороги города, здесь же возводилось множество величественных зданий и изваяний из мрамора и бронзы. Одним из главных украшений города стала расположенная на этом Римском форуме триумфальная арка Тита.

Описание арки Тита

Для воспевания в камне великих побед своих героев римляне придумали строительство триумфальных арок. Эта постройка возвеличивает въезд победителя в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Ярким примером сооружений этого типа стала стройная и торжественная арка Тита в Риме. Это, действительно, общепризнанный образец римской архитектуры.

Героем для постройки арки стал император Тит. В ходе Иудейской войны 66-70 годов ему удалось захватить Иерусалим. Правда, строительство было завершено после смерти императора в 81 году при Домициане. Арку Тита в Древнем Риме расположили на Священной дороге, соединяющей холмы Палантин и Капитолий. Находясь на возвышенности, ее белый облик отлично сочетается с цветом неба. Интересно подобраны и просмотры через арку - с одной стороны виден Колизей , с другой стороны открывается вид на Римский форум.

Арка Тита и Колизей

В средние века часть триумфальной арки императора Тита в Риме подвергается разрушению. Реставрацию монумента по инициативе папы Пия VII провели в 1821 году. Новая часть арки была достроена уже не из мрамора, а из травертина. Также реставрация дополнила арку еще одной надписью, подтверждающей проведение работ Пием VII .

Разрушенная арка (Каналетто, 1744 г.)

Материалом для арки послужил белый мрамор. Общая высота сооружения - 15 метров, ширина - 13,5 метров. Глубина в почти 5 метров усиливает эффект большего объема памятника.

Император Тит на квадриге

Отдельного внимания заслуживает украшение арки Тита в Риме. На фасаде изображены четыре мраморных Виктории. Пролет заполнен барельефами, изображающими великий подвиг императора. Здесь есть и римские легионеры, и Иерусалимский храм, и лично сам Тит. А над пролетом до сих пор находится надпись, повествующая об этой войне. В былые времена арку украшала бронзовая статуя императора и Виктории на квадриге - римской колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Триумфальные арки возводились в Риме (Италия) еще во времена республики. Это были своеобразные, богато украшенные и декорированные ворота, проходя через которое особо отличившиеся полководцы получали “триумф”. Ставились триумфальные арки не только в Риме, а и по всей империи.

Арка императора Тита Флавия была построена в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке нашей эры. Установлена арка была на месте входа снесенного Флавиями Нерона.

Император Тит был старшим сыном первого из Флавиев — Веспасиана. Он стал соправителем империи в 71 году, а с 79 года, после смерти отца стал единолично править огромной империей.

Арка Тита является одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме . Она была монументальным постаментом для бронзового памятника императору, который был увенчал богиней победы Викторией.

Архитектура Арки

Внешне Арка Тита имеет строгие формы и может некоторым показаться достаточно скромной, однако эта скромность и торжество ее архитектурных пропорций и делает арку Тита предметом восхищений и подражания для подобного рода строений.

Фасад арки практически не украшен скульптурами за исключением двух Викторий и скульптурой Фортуны. Проход арки украшен рельефами на которых изображено триумфальное шествие Тита в Риме; Тит изображен, стоящим на квадриге, рядом со своими легионерами. В город Тита ведет сама богиня Рома, а впереди шествия несут захваченные в войне трофеи, в том числе и золотой семисвечник из храма Соломона.

Интересно сравнить изображение легионеров на Арке Тита и более ранних арках. Если раньше легионеры играли роль своеобразных статистов, то в рельефах арки Тита они выглядят уже полноправными участниками действия. Этот факт подчеркивает возросшую роль римских легионеров в политической жизни Рима. Собственно Флавии были первыми императорами в Риме, которые пришли к власти благодаря римским легионам.

Следует обратить внимание на надпись на арке. На фасаде арки Тита следующая надпись – “Римский народ и сенат Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана”.

Триумфальная однопролетная арка Тита расположена на древней Священной дороге неподалеку от Римского Форума — знаменитой площади в центре Рима. Постройка увековечила въезд победителя в город с трофеями и пленными, и сегодня считается одним из лучших образцов римской архитектуры.

История

Триумфальная арка императора Тита в Риме возведена в честь императора Тита, которому в 66-70 годах удалось завоевать Иерусалим. Строительство арки было завершено уже после его смерти при Домициане — младшем брате Тита. Арка находится на возвышенности, а ее белый облик великолепно сочетается с цветом неба. Через арку хорошо видны Колизей и Римский Форум.

В средние века арка Тита стала частью крепостной постройки и была разрушена. Реставрационные работы были проведены в 1821 году по желанию папы Пия VII. Для новой арки использовали уже не мрамор, а травертин — известняк породы туфов, широко используемый римлянами в строительстве. Кроме того, появилась еще одна надпись, доказывающая проведение работ именно Пием VII.

На фасаде арки изображены четыре Виктории — богини Победы. Пролет украшен барельефами, на которых запечатлен исторический подвиг императора. Здесь есть римские легионеры, Иерусалимский храм и сам Тит. Над пролетом и по сей день видно надпись, повествующую о войне тех времен.

Внешний вид

Благодаря усилиям архитекторов и реставраторов арка императора Тита сегодня выглядит почти так же, как два тысячелетия назад. Единственное, что кануло в лету – статуя императора, которая ранее возвышалась над постройкой. Внешне арка имеет строгие формы и на первый взгляд может показаться скромной. Но именно это делает ее предметом восхищения. Полуколонны, которыми декорирована арка – первый яркий пример композитного ордера — популярного элемента архитектуры.

Арка Тита является одиночной с цилиндрическим сводом и изобилует изображениями, которые высечены на рельефе здания. Арка находится в конце Священной дороги, которая соединяет Палатинский холм с Капитолием. По этой дороге в Римский форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.

Возле арки можно увидеть остатки подиумов близлежащих зданий, где раньше велась торговля и государственные дела.

Над главным карнизом находится чердак, на котором видна дарственная надпись: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

Архитектурные особенности

Три барельефные скульптуры внутри арки изображают:

  • Императора на колеснице.
  • Триумфальный поход.
  • Обожествление Тита.


Уникальность картин в том, что изображение с одной стороны профильное, а с другой передает все три измерения, сохраняя их природные величины. Триумфальный поход настолько реалистично отображает римлян, что кажется, будто на них надели одежду и построили у стены. Напротив находится не менее интересная картина – Тит верхом на колеснице, его сопровождают ликторы — особый вид госслужащих в Риме.

Повозкой управляет богиня Рома — олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. А обожествлением императора занимается Виктория — богиня Победы. Автор передал в картине движение. Конь запечатлен несколько раз, что создает эффект анимации.


Арка Тита в Риме описывает историю победы и обожествление римского императора. Последнее изображение символизирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Его можно увидеть, если зайти внутри постройки и поднять голову вверх – верхом на орле Тит летит в новое царство.

Вверх