"согласование глаголов с существительными в роде и числе". Конспект открытого логопедического занятия на тему "приставочные глаголы" Снег разгребает, мышек хватает

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 4 классов (НЧиП) Учитель-логопед: Курегова С.Н.
Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 4 классов с нарушениями чтения и письма

Тема:
согласование глаголов с существительными в роде и числе.
Цель:
формировать умение правильно согласовывать глаголы с существительными в роде и числе
Задачи:
 коррекционные: обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Глагол»; формировать умение задавать вопросы к глаголам,подбирать антонимы и синонимы; расширять словарный запас учащихся;  развивающие: развивать речь, внимание, мышление учащихся;  воспитательные: воспитывать навыки здорового образа жизни; умение работать в группах и парами
.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент (слайд1)

II. Сообщение темы занятия.
-Ребята, сейчас вы поздоровались с гостями, друг с другом и со мной. А зачем мы здороваемся друг с другом при встрече? (желаем здоровья) -Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о здоровье. А тему занятия вы назовете сами, когда расшифруете слово (слайд2) ГЛАГОЛ 4 13 1 4 16 13 -Мы будем учиться согласовывать глаголы с существительными в роде и числе. -А для чего нам надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться знания о глаголах?
III. Основная часть.
1. Дифференциация глаголов. -Прочитайте и объясните смысл данных пословиц и поговорок (слайд 3)
Ешь чеснок и лук – не возьмёт недуг.

За вредные привычки не держись.

Заболеть легко – вылечиться трудно.

Здоровье не купишь.

Сидеть да лежать – болезни поджидать.
-А сейчас мы будем выписывать из них только глаголы. -Давайте вспомним, что такое глагол. (учащиеся самостоятельно выписывают глаголы, их 9) -Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте работу друг друга. 2. Подбор антонимов и синонимов к глаголам. -Я тоже взяла некоторые глаголы из этих пословиц и поговорок. Прочитайте их (слайд 4)
Взять, держать, купить, лежать.
-Ребята, что такое антонимы? Давайте подберем антонимы к этим глаголам и запишем их. -А что такое синонимы? Прочитайте глаголы (слайд 5)
Заболеть, вылечиться

-
Подберите к ним синонимы и запишите. 3. Согласование глаголов с существительными в роде и числе.
-Прочитайте, употребив глагол в скобках в прошедшем времени (слайд 6) Живот (заболеть) Голова (заболеть) Сердце (заболеть) -Что надо сделать, чтобы не ошибиться? Задайте вопрос от существительного к глаголу. -Запишите, укажите род глаголов. -А что надо делать, чтобы ни чего не болело?
ФИЗМИНУТКА
(слайд 7) -Прочитайте слова и скажите, какой частью речи они являются.
Бег, плавание, прыжок, ходьба, закаливание, обтирание.
-Образуйте от этих существительных глаголы прошедшего времени множественного числа. Проверьте себя (слайд 8) -Посмотрите, кого вы видите на экране (слайд 9) МАЛЬЧИК -Давайте придумаем ему имя. Составим предложение про Мишу с данными глаголами в прошедшем времени. На какой вопрос они отвечают? (аналогично предложение про девочку) 4. Обогащение словарного запаса. -Прочитайте на карточках загадки и отгадайте их. *Он бывает баскетбольный, Волейбольный и футбольный. С ним играют во дворе, Интересно с ним в игре. Скачет, скачет, скачет, скачет! Ну конечно, это... (мячик) *И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы - фигурные... (коньки) *Подтянуться мне непросто, Я же небольшого роста. Знает каждый ученик, Что подтянет нас... (турник) *На уроке с ним можно играть, Катать его и вращать. Он будто бы буква «О»: Круг, а внутри - ничего. (обруч) *Как только выпал первый снег, Мы возобновляем с папой бег. На доски с ним мы быстро встали И за здоровьем побежали! Кто доски первым назовёт - Тот Знайкой в спорте прослывёт. (лыжи)
*Чтоб спокойно под водой Созерцать весь мир морской, И придумали его - С длинной трубочкой стекло. (Маска и трубка для подводного плавания) -Давайте, подчеркнем в каждой загадке глаголы (работа в группах) Прочитайте в загадке про лыжи последнюю строчку. Как вы понимаете смысл слова «прослывет»? Замените его близким по смыслу глаголом. (аналогично в последней загадке – созерцать) Прослывет – прославится Созерцать – любоваться (эти глаголы на доску) 5. Согласование глаголов с существительными (работа на доске) -Вставьте в предложения пропущенные слова
Зимой папа (что делает?) ……. на лыжах.

Лена (что сделала?) …….мяч в кольцо.

На стадионе ребята (что делают?)………..в футбол.

Вика (что делала?)………на коньках.

Юра (что делал?)……..холодной водой.

IV. Итог занятия.
-Над какой темой работали на занятии? -Чему вы учились сегодня на занятии? -Какое задание вам понравилось больше всего? -А какое задание показалось вам самым сложным?
V. Рефлексия
(смайлики)
VI. Домашнее задание
-У вас на карточке 10 существительных. Подберите и запишите подходящие к ним по смыслу глаголы в прошедшем времени. Дерево, весна, шкаф, учитель, Марина, лето, бабушка, лётчик, огурец, сестра)

В конспекте представлен опыт использования модели города и игрушек на логопедическом занятии для упражнения детей в правильном употреблении приставочных глаголов. Дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика и динамическая пауза так же направлены на закрепление обобщающих понятий: воздушный, водный, наземный транспорт. игры способствуют развитию пространственной ориентации, зрительного восприятия, мыслительных процессов.

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. (старшая группа, первый год обучения)

Тема: Транспорт. Употребление приставочных глаголов.

Цель :

  • активизация предикативного словаря.

Задачи:

коррекционно — образовательные:

  • закреплять навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок -за, -вы, -под, -от,-у, -при;
  • упражнять в адекватном употреблении простых предлогов в, из к., от, по;
  • учить употреблять доступные антонимичные пары глаголов;
  • продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.

коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
  • развивать произвольное внимание, расширять его объем;
  • совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
  • расширять объем памяти;
  • продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация
  • развивать речедвигательную координацию,

коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
  • воспитывать уважительное отношение к товарищам, аккуратность.

Лексика

  • Глаголы: везти (завезти, вывезти, подвезти, отвезти, увезти, привезти) ехать (заехать, выехать, подъехать, отъехать, уехать, приехать) лететь (подлететь, отлететь, улететь, прилететь) плыть (подплыть, отплыть, уплыть, приплыть) взлетать, приземляться.
  • Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета;
  • кабина, кузов, колеса, руль, крылья, хвост, штурвал, корма, весло, парус. Прилагательные: наземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, быстрый, удобный, полезный.

Оборудование и материалы:

  • картинка с 4-мя перекрещивающимися изображениями двух видов транспорта;
  • предметные картинки; сюжетные картинки;
  • макет части городского ландшафта, модели транспорта;
  • сюжетная картина-макет для игры «Найди место», предметные картинки-вставки;
  • «разрезная» картинка — сюрприз.

Ход занятия

Организационный момент.

Мотивация: за каждое хорошо выполненное задание открываем часть открытки с изображением сюрприза.

4-й лишний? (перекрещивающиеся изображения)

Назови, что ты видишь на картинке? Что лишнее на картинке? Почему? Как назвать общим словом?

Выложить фрагмент картинки 1.

Повторение.

Что перепутал художник?

Перед детьми выставляют картину-макет с неверно расположенными вставками (транспорт воздушный, водный, наземный).

Какие предметы художник поместил неправильно?

Назови их? Назови общим словом?

Где они должны быть? (самолет в небе, лодка в воде, машина на дороге…)

Что они делают? (самолет летит, лодка плывет, машина едет…)

Выложить фрагмент картинки 2.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Две ладони я прижму Ладони соединить «Лодочкой»
И по речке поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
Две ладони, друзья, Ладони вверх.
- Это лодочка моя. «Лодочка»
Паруса я подниму, Ладони вверх.
Синим морем поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
А со мною по волнам Волнообразные движения обеими ладонями
Плывут рыбки тут и там. Хлопки вправо и влево.

Выложить фрагмент картинки 3.

З. Основная часть.

Употребление предлогов.

Дети стоя располагаются вокруг модели. Логопед манипулирует с моделями транспорта на макете части города (железнодорожная станция, мост, шоссе, река, пристань, аэропорт), а дети отвечают на вопросы, комментируя его действия. Затем дети самостоятельно выполняют инструкции учителя-логопеда.

  • плыть по, приплыть к, подплыть к, отплыть от;
  • лететь по, взлететь с, приземлиться на’,
  • ехать по, подъехать к, отъехать от, заехать в, выехать из;
  • идти по, подойти к, выйти из.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок с использованием картинок, изображающих противоположные действия (парные картинки раздать детям).

Я скажу предложение, а ты скажи наоборот.
Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.
Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.
Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд к станции … подошел.
Мой корабль подплыл к пристани. — А мой от пристани … отплыл.
Трамвай подъехал к цирку. — А троллейбус от цирка … отъехал.
Одни ребята с катка уехали. — А другие ребята на каток … приехали.

Выложить фрагмент картинки 4 .

Динамическая пауза.

«Ракета» (движение и речь).

А сейчас мы с вами, дети, (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетаем по планете.
Правое крыло вперед (правую руку вынести вперед)
Левое крыло вперед (левую руку вынести вперед)
Прилетел наш самолет. (остановиться, руки вниз)
А теперь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (несколько шагов назад)
На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
А потом руки вниз. (основная стойка)
Так взлетит ракета ввысь! (подпрыгнуть)
1,2,3,4,5- полетели мы опять (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетели, полетели,
Приземлились, прилетели. (остановиться, присесть)

Выложить фрагмент картинки 5.

Закрепление.

Игра «Найди ошибку».

Цель: развитие слухового внимания, закрепление грамматических категорий (образовывать глаголы с помощью приставок, употребляя правильно предлог).

Автобус отъехал к остановке (подъехал).
Лодка отплыла к берегу (подплыл).
Автомобили заехали к светофору (подъехали).
Самолет прилетел на аэропорт (в).
Ракета прилетела с Земли (улетела).
Автомоиль выехад от гаража. (из)
Выложить фрагмент картинки 6.

Итог занятия.

О чем говорили?

Что делали?

Собрать разрезанную картинку. Рассмотреть картинку, собранную из фрагментов, ответить на вопросы.

Оценка деятельности детей. Угощение.

Лесная И.А.,
учитель-логопед

Конспект логопедического занятия (младший школьный возраст, 4 класс) на тему «Глагол»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

  1. Расширение глагольного словаря.
  2. Развитие связной речи.
  3. Совершенствование навыка чтения.

Оборудование:

  1. Узорова О.В., Нефёдова. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся младших классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Шукейло В.А. Учимся вместе. Учимся с увлечением. Русский язык в начальной школе: пособие для родителей и учителей. – СПб.: «Паритет», 2004.
  4. Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические работы по восстановлению речи у больных, перенёсших инсульт, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга. В трёх тетрадях. – М.: В.Секачев, торговый дом ИОИ, 2003.
  5. Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.
  6. Распечатки текстов.
  7. Школьные принадлежности, компьютер.
  8. Обучающая программа «Семейный наставник: Русский язык, начальная школа».

Ход занятия:

1. Организационный момент. (3 минуты)

Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

2. Основная часть:

1. Подобрать антонимы к глаголам (устно). (3 минуты)
Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
Бледнеть –
Светать –
Гасить –
Помогать –
Смеяться –
Говорить –
Любить –
Мёрзнуть –
Спасти –

Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?

(1 минута).
Ребёнок: глаголом.
Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник» (5 минут).

Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
Мороз помог.

Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

  • Исходное положение – сидя, руки на поясе.
  • Поворот головы направо.
  • Исходное положение.
  • Поворот головы налево.
  • Исходное положение.
  • Плавно наклонить голову назад.
  • Исходное положение.
  • Плавно наклонить голову вперёд.
  • Исходное положение.

Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Охотник увидел на снегу следы зайца. Собака пошла (взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

3. Заключительная часть. (4 минуты)

Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
Синонимы – слова близкие по значению.
Антонимы – слова противоположные по значению.

Материал для учащихся.

К заданию № 4.

Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

Выпиши глаголы из текста:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3._______________________________________________________

4._______________________________________________________

5. ________________________________________________________

6._______________________________________________________

7.________________________________________________________

8._____________________________________________________

9._____________________________________________________

10._____________________________________________________


К заданию № 6.
Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

За ним пошла ________________________________ собака Амур.

Охотник увидел на снегу следы зайца.
Собака пошла __________________________________ по следу.

Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР по теме: «Приставочные глаголы»

Цель:

Продолжить учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Учить выделять приставочную часть слов-действий; используя для этого схемы;

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;

Учить выделять приставочные глаголы из текста;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: нарисованные фигурки Царевича, Прекрасной Царевны, игрушка Дракона, фея на ниточке, изображение замка с решетчатым окном, мольберт, доска, схемы для составления приставочных глаголов, сюжетные картинки для составления предложений, схематические картинки для рассказа, магнитофон, кассета.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Учитель-логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте, уважаемые гости.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по заколдованному лесу вместе с Царевичем. (Учитель-логопед показывает картинку с изображением Царевича). Давайте, поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй, Царевич.

Учитель-логопед: Злой Кощей Бессмертный захватил Царевну и нам предстоит спасти её.

Учитель-логопед: Ну, что-ж, ребята, возьмитесь за руки, и мы отправимся в сказочное путешествие (Воспитатель включает музыку).

Вместе с детьми подходит к столу.

Учитель-логопед: Ребята, нас кто-то встречает здесь. Кто же это? (демонстрирует фигурку феи, прикреплённую к длинной крепкой нитке).

Дети: Это фея.

Фея: Правильно, ребята. Я - фея. Расскажите, мне, что я умею делать?

Дети: Вы умеете колдовать, танцевать, бегать, летать и т. д.

Фея: Правильно, ребята. Мне очень нравиться летать. Смотрите внимательно, что я буду делать.

Учитель-логопед демонстрирует, как: фея взлетела со стола, подлетела к домику, облетела вокруг домика, перелетела с крыши домика на цветы, слетела с цветов, залетела в дом.

Учитель-логопед: Марта, что сделала фея?

Марта: Фея взлетела со стола….

При выполнении действий учителя-логопеда дети проговаривают соответствующие слова - действия, чётко выделяя их приставочную часть.

Фея: Молодцы, ребята, вы правильно ответили. А мне пора в путь, но я вам оставлю подсказки, которые вам помогут в вашем нелёгком пути.

Учитель-логопед открывает на доске схему образования приставочных глаголов, где одна общая полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае летела)

а другие полоски - изменяющиеся приставки.

Учитель-логопед: (указывая на схему) Ребята, начало у всех слов-действий разное, но само слово-действие неизменяемое. Например, приставка об- , а слово летела (логопед демонстрирует свои действия). Если присоединить эти две части получится слово облетела. Оно обозначает движение вокруг чего-либо.

А теперь, попробуй, Настя. Образуй слово из двух частей. Настя образует слово перелетела, комментируя свои действия.

Настя: Я присоединила приставку пере- и слово летела. У меня получилось слово: перелетела.

Учитель-логопед: Андрей, а что обозначает слово перелетела?

Андрей: Оно обозначает движение с одного предмета на другой.

Аналогично выполняется работа со словами: облетела, перелетела, подлетела, вылетела, отлетела, слетела.

  1. Динамическая пауза.

Учитель-логопед: Ну, а сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие вместе с Царевичем дальше. Встаньте в кружочек, давайте вспомним нашу песенку и тихонечко её споём, чтобы никого не испугать в волшебном лесу.

Дети идут по кругу и исполняют песню (На мелодию «Ой, берёзка, берёзка»)

Наш Царевич в лес пошёл, (Шаги по кругу).

Всю полянку он обошёл (Встать и покружиться на месте).

К старой ёлке подошёл (Движения в круг, вытягивая руки вперёд).

И Царевну там нашёл (Отойти назад и взяться за руки).

После двукратного выполнения упражнения.

Учитель-логопед: «Ребята, а назовите мне похожие слова-действия из этой песенки»

Дети называют похожие слова-действия из стихотворения.

  1. Из укрытия «вылетает» Дракон (игрушка). Вы идёте за Прекрасной Царевной. Нет вам пути в заколдованное королевство Кощея Бессмертного, пока не послушаете мою сказку и не запомните её.

Учитель-логопед: Ребята, не расстраивайтесь, добрая фея оставила нам подсказки.

По ходу рассказывания выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста и его пересказе.

Дракон: Слушайте сказку внимательно.

«Как-то раз вышел из своего дома Робин Гуд и пошёл со своими друзьями помогать людям и животным.

Появляется опорная картинка «дом».

По дороге Робин с друзьями перешёл через реку по мосту (появляется картинка «река»), взошёл на холм (появляется картинка «холм») и вышел на широкую поляну (появляется картина «поляна»).

Как красиво вокруг! Робин с друзьями обошли поляну и заметили бельчонка, (выставляется картинка с изображением бельчонка) который сломал лапу. Друзья перевязали лапу. Только Робин с друзьями отошли от бельчонка, как вдруг увидели горящий дом (появляется картинка с изображением горящего дома) бедной женщины. Подошли Робин и друзья к дому и быстро потушили его».

Дракон: Ну, а сейчас, ребята, назовите мне похожие слова - действия из рассказа.

Учитель-логопед: Ребята, перед вами символ слова шёл, назовите похожие слова-действия с помощью приставок.

Дети с помощью символов приставок и слова шёл называют похожие слова-действия.

Дракон: Ух, молодцы, ребята, придётся пропустить вас к замку.

  1. Рядом с партами стоит мольберт, на котором прикреплён замок. Закрытый большим покрывалом. Когда дети подходят к партам, то замок открывается. В окошке замка видна Царевна (за решётчатым окном).

Учитель-логопед: Ну, что ж, ребята мы нашли Прекрасную Царевну, но как спасти ёе, ведь она же в замке?

Появляется фея: Я помогу вам! На ваших партах лежат картинки, по которым вам нужно составить волшебные предложения. А потом составьте схему вашего слова действия с помощью карточек, которые лежат на ваших партах.

Словарь: перепрыгнул, вылетел, отъехала, входит, перелетела, спрыгнул, отплыл, переплыл, взлетел, подъехал, уполз, скатился.

Учитель-логопед: Какое слово-действие в твоём предложении, Настя?

Настя: В моём предложении слово-действие - перепрыгнул. Оно образовано с помощью приставки пере- и слова - действия прыгнул.

Остальные дети составляют предложения и схемы по этой же схеме.

  1. Итог занятия.

Учитель-логопед освобождает Царевну из замка.

Учитель-логопед: Ну, что ж Царевич нашёл свою Прекрасную Царевну. Царевна за своё освобождение и за хорошую работу всем ребятам дарит вкусные призы.

Самыми внимательными сегодня были………..

Самыми умными сегодня были………..

Самыми любознательными сегодня были………………..

ОТ - (ОТО-)

ВЗ - (ВЗО-)

ПОД - (ПОДО-)

ОБ - (ОБО-)

Цель: практическое использование в речи приставочных глаголов.

Задачи: 1.Продолжать учить подбору глаголов движения с приставками

Пространственного значения.

2.Учить подбирать глаголы-антонимы.

3.Упражнять в употреблении глаголов-антонимов.

4.Развивать внимание, память.

Оборудование: бабочка, сюжетные картинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед начинает фразу, дети её заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает)». Логопед обращает внимание детей на то, что они называли слова-действия.

Логопед предлагает каждому назвать слово-действие.

II. Сообщение цели занятия.

Сегодня мы поговорим о разных действиях. Логопед предлагает назвать, что может делать бабочка.

Логопед показывает бабочку, демонстрирует, как она взлетает со стола, подлетает к вазе, облетает вазу, перелетает с вазы на кубик, слетает с кубика, залетает в банку. При этом голосом выделяется каждый приставочный глагол. Затем логопед еще раз демонстрирует полет бабочки и спрашивает детей о том, что сделала бабочка.

Логопед обращает внимание на то, что эти слова-действия похожи по звучанию, но начало у них разное (часть слова) и проговаривает слова-действия бабочки.

Затем детям демонстрируются картинки с изображением мальчика, который наливает и выливает воду из стакана. Дети хором повторят предложения: «Мальчик наливает воду в стакан. Мальчик выливает воду из стакана.

Подумайте, дети, одинаковые действия выполняет мальчик на картинках? (разные). Правильно. Налить – это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить – это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

Затем демонстрируются картинки, на которых мальчик поливает и переливает воду. Хором проговариваются предложения.

Логопед ещё раз обращает внимание детей, что в слове наливает, выливает, переливает, поливает появляются разные части слова –на, -вы,-по,-пере, которые помогают выражать разные действия.

Логопед называет слово-действие (ходить, бежать). Дети образуют от него приставочные глаголы и составляют предложение. (Логопед демонстрирует картинки).

Физкультминутка.
Влас с корзинкой в лес пошел.
Всю полянку обошел.
К старой елке подошел.

И огромный гриб нашел.

Логопед с детьми рассматривает картинки, образуют слова-антонимы (обратные действия).

Логопед называет слова-действия, а дети образуют слова-антонимы: залезть, вбежать, въехать, отойти, подбежать, заходить, уползти, подъехать, влетать, открыть, приходить, скатить, слезть, запрыгнуть.

Д/игра «Исправь ошибку». Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.

Логопед читает стихотворение. Дети выбирают приставочные глаголы:

Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими,
Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми,
Облететь они могут весь лес, залетать за башни высокие,

Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.

Подведение итогов занятия.

Вверх