Категории населения по русской правде. Зависимое население древней руси. Показания в суде

Два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, -

  1. нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП)
  2. нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91ПП).

Эти юридические привилегии имели : князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории.

Юридически и экономически независимыми группами были :посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население дели­лось на ряд социальных групп - боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т. е. заем, в который могли включаться разные ценности, - земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое - все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля)

ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ

(по школьным учебникам трёх авторов)

«Русская Правда» - первый писаный свод законов в Киевской Руси

князь - военный вождь у восточных славян, позже глава государства

великий князь - первоначально титул киевского князя, позже - глава великого княжества на Руси

феодалы - в Средние века земельные собственники, получившие землю в наследственное владение от князя на условиях несения службы у него

бояре - в Киевской Руси старшие дружинники князя, помогавшие ему управлять государством; с Х V в. высший чин среди служилых людей

боярин - Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины

тиун - Исполнитель княжеских поручений, слуга

огнищанин - Управитель; хозяин подсеки (огнища), мелкий или средний землевладелец, «княжеский муж»

дружина (товарищество) - отряд воинов, объединявшихся вокруг вождя. В древней Руси - вооруженный конный отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя

отроки – младшая дружина

мужи – старшая дружина или же главы больших патриархальных семей

ополчение - военное формирование, состоявшее из мужчин, способных носить оружие.

воевода - руководитель ополчения

вои - свободные крестьяне-общинники, обязанные участвовать в ополчении

митрополит - один из высших санов в ряде христианских церквей, глава церковной области, подчиненный патриарху

митрополит - Глава православной церкви в Киевской Руси

епископ - Глава церковного округа, высшее духовное лицо в православной и других церквях

люди, людины, смерды - свободные крестьяне-общинники, несшие повинности в пользу князя

челядь - Домашние рабы или же женщины, дети и другие члены семьи

убогие, скудные - Самая бедная часть соседской общины

закуп - Человек, попавший в зависимость за долги, ссуду (купу)

рядович - Человек, попавший в зависимость на основе договора (ряда)

наймит - Человек, работавший на господской земле по найму, за плату

прощенники - Люди, трудившиеся на церковных землях после прощения им долгов, преступлений или выкупленные церковью у государства преступники

вервь - община

холопы - категория зависимого населения на Руси, близкая по своему правовому положению к рабам

Правление величественного князя Ярослава Владимировича (1019-1054) было ознаменовано новой грандиозной реформой, изменившей общественный порядок. Так появился на Руси первый письменный свод законов (приблизительно 1016 год) — «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Уже позже его сыновья и внуки дополняли свод статьями («Правда Ярославичей»). «Русская Правда» — это сборник законов в основном по гражданского и уголовному праву. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки или преступления. Из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам (т.е. вире ), размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была и кровная месть, столь популярная в обществе тех столетий.

Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее - преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

На вершине социальной пирамиды Древнерусского государства располагалась знать и особые привилегированные слуги:

  • Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками - боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • Привилегированное положение имели тиуны и огнищане - высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх

Затем шло свободное и независимое население:

  • Основное действующее лицо Русской Правды - муж - свободный мужчина;
  • Русин - младший княжеский дружинник:
  • Гридин - представитель боевой дружины;
  • Купчина - дружинник, занимавшийся торговлей;
  • Ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом;
  • Мечник - сборщик штрафов;
  • Изгой - человек, потерявший связь с общиной;
  • Словенин - житель словенской, то есть Новгорода (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте - рядовой житель.
  • Смерд- крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство — могло быть обельным (полным) или закупным. Обель - пожизненный раб. Женский род - роба.
  • Закуп - человек, взявший купу - долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович - лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Социальные группы людей по «Русской Правде»

Правящий слой древнерусского общества не был однородным, состоял из разных социальных групп и был достаточно открытым для пополнения. Русская Правда перечисляет основные категории лиц, относящихся к высшему привилегированному классу общества:

  • - бояре - советники, старшие дружинники князя;
  • - княжьи мужи - лица, исполняющие важнейшие поручения князя, близкие к нему дружинники;
  • - огнищане - управляющие княжескими имениями - от слова «огнище»(очаг);
  • - тиуны - управители отдельными отраслями княжеского хозяйства, исполнители отдельных хозяйственных и управленческих функций

На всех этих людей закон распространял две важнейшие привилегии:

Во-первых - их жизнь защищалась повышенной мерой ответственности.

Во-вторых - для них устанавливался особый порядок распоряжения наследством. По общему правилу к наследованию землей допускались только наследники мужского пола, а при их отсутствии земля переходила либо в общинное распоряжение, либо князю. Для этого класса общества делалось исключение - после их смерти и при отсутствии сыновей земля переходила к их дочерям.

Основную же массу населения Киевской Руси составляли смерды-общинники, проживающие в деревнях, закрепленных за территориальными округами - волостями и вервями. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда.

Население городов делилось на целый ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, наемные рабочие и т.п.). Большая часть свободного населения городов участвовали вечевых собраниях. Городские общины уплачивали подати князю, он же предоставлял им различные льготы, а также подписывал договоры.

Наряду со свободными смердами на Руси существовала также категория зависимых людей - закуп и холоп. Главным признаком зависимых смердов являлось их нахождение в кабале и услужении у богатых соседей или феодалов.

Закуп - человек, работавший в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности - земля, скот, зерно, деньги и пр. Долг следовало отработать. Объем работы определялся нанимателем и кредитором. Закон запрещал господину беспричинно наказывать закупа и отнимать у него имущество. За проступки закупа отвечал его господин, но самого закупа могли обратить в холопство (рабство). Такая же участь его ожидала за попытку сбежать от господина.

Холоп - это наиболее бесправный субъект права. Все имущество, которым он обладал, являлось собственностью господина. За его проступки и нарушения обязательств отвечал господин. Он же нес штрафную ответственность за своего холопа.

Московский институт экономики менеджмента и права

филиал в г. Пенза

Факультет: «юридический»

Специальность: « юриспруденция»

Контрольная работа по дисциплине:

«История Отечественного Государства и Права»

Выполнила:

студентка гр. ЮС-1Тугушева Д.В.

Проверила:

К.и.н., доцент Суменкова М.В.

Пенза 2009 г.

Введение

Одной из важнейших функций государства является формирование новых правовых норм, которые должны регламентировать изменения, происходящие в обществе. Система законодательства отражает, как осуществлялись государством те или иные функции на определенном историческом этапе. Со складыванием к концу X века структура единого государства было необходимо кодифицировать и создать единый свод законов для всего «нового» Древнерусского государства. Таким законодательным актом на Руси стала «Русская правда» 1 . На наш взгляд, этот процесс вполне закономерен, так как на начальных этапах своего развития государства проходят этап, на котором происходит запись традиционного (частного) права. Например, в Риме - «закон 12 таблиц»; в Древнем Междуречье – «законы Хамураппи» и д.р.

До наших дней дошло более ста списков «Русской Правды». Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП) 2 . Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18) 3 , Правды Ярославичей (ст. 19-41) 4 , Покона вирного (ст. 42) 5 , Урока мостников (ст. 43) 6 .

Пространная редакция возникла не ранее 1113 г. и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1-52) 7 и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121) 8 .

Сокращенная редакция появляется в середине ХV в. из переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст.1) 9 и круговой поруке (ст. 19 КП) 10 . Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("дикая вира" налагалась на всю общину).

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в «Русской Правде» и связываются иногда с именами князей, принимавших нормы (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Определенное влияние на «Русскую Правду» оказало византийское каноническое право.

На наш взгляд, изучение «Русской правды» представляется достаточно актуальным в связи с тем, что она является источником при исследовании проблемы процесса социальной дифференциации у восточных славян. Именно это было отправной точкой, которая послужила началом складывания сословий в Российском государстве, а затем и классов, что отложило отпечаток на социальном положении граждан сегодняшней России.

Главная цель данного исследования, вытекающая из актуальности работы, в том, чтобы выяснить каково было правовое положение различных категорий населения на основании изучения «Русской Правды». В связи с этим необходимо решить ряд задач, как происходил процесс складывания тех или иных категорий населения и в какой взаимосвязи эти слои населения находились между собой.

Главным источником для написания данной работы является непосредственно «Русская Правда», что вытекает из самого названия. Проблема, исследуемая нами в данной контрольной работе, нашла определенное отражение в российской исторической науке. «Русская правда» как первый законодательный акт древнерусского государства всегда занимал умы великих отечественных историков, что на наш взгляд вполне закономерно. Со временем изучение «Русской правды» вышло за пределы специальных исторических дисциплин, таких как источниковедение и стало необходимым для получения ряда специальностей, в том числе и юриспруденции. Если в XVIII – XIX вв. этот источник интересовал в основном историков и лежал в основе их исследований по данному периоду (В.О.Ключевский) 11 . Также исследованием «Русской правды» занимались такие легендарные советские ученые как М.Н. Тихомиров 12 , Б.Д. Греков 13 . Их непосредственно интересовал вопрос не только источниковедческий, но и непосредственно правовые основы, заложенные в Русской Правде. На данный момент перу именно этих историков принадлежат наиболее полные исследования тех наиболее значимых аспектов данного законодательного акта.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

В «Русской Правде» содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности, которых четко определялись законом, как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь – самое ценное – проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны.

Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

В «Русской Правде» содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя. Он рассматривается в качестве физического лица, что свидетельствует о его высоком положении и привилегиях. Но дальше по ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности – двойная вира 80 гривен за убийств представителя привилегированного слоя ст. 1 ПП 14 княжеских слуг, конюхов, тиунов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательство на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

И также нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП) 15 . В феодальной прослойке раннее всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилие над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы от 1 до 5 гривен серебра. Также ряд статей защищает собственность феодалов. Устанавливается штраф в 12 игривен за нарушение земельной межи, также штрафы взимаются за разорение пчельников, боярских угодий, за кражу ловчих соколов и ястребов.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.) В науке вопрос о его правовом положении в должной мере не решен из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским, способствующих и в дальнейшем развитию капитализма в городах. По подсчетам историка М.Н. Тихомирова 16 , на Руси в до монгольский период существовало до 300 городов. Городская жизнь была настолько развита, что это позволило В.О.Ключевскому выступить с теорией «торгового капитализма» 17 в Древней Руси. М.Л.Тихомиров полагал, что на Руси «воздух города делал человека свободным» 18 , и в городах скрывалось множество беглых холопов.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой «Русской Правды», на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы.

Юридически и экономически независимой группой были также смерды – общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные или зависимые (рабы) 19 .

Многие историки, например С.А.Покровский 20 , рассматривают смердов, как простолюдинов, рядовых граждан, везде выставляемых «Русской Правдой», свободным неограниченным в своей правоспособности человеком. Так. С.В. Юшко 21 в видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения, а Б.Д. Греков 22 считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин 23 отстаивал идею о происхождении смердов от холопов.

Важное место в обосновании мнений имеют две статьи «Русской Правды». Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит: «А в смерде и в холопе 5 гривен» (Академический список) 24 . В Археографическом списке читаем: «А в смердьи в холопе 5 гривен» 25 . В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.

Статья 90 Пространной Правды гласит: «Если смерд умрет, то наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданное» 26

Некоторые исследователи трактуют ее в том смысле, что после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек «мертвой руки», то есть не способный передавать наследство. Но дальнейшие статьи разъясняют ситуацию- речь идет лишь о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от наследства свойственно на определенном этапе всем народам Европы. Из этого мы видим, что смерд вместе семьей вел хозяйство.

Однако трудности определения статуса смерда на этом не кончаются. Смерд по другим источникам, выступает, как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За « муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу) характерные для свободных граждан. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность, за долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа, в судебном процессе, смерд выступал полноправным участником.

«Русская Правда» всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.) В массе статей о свободных людях, именно свободные подразумеваются, о смердах, речь заходит лишь там, где их статус необходимо выделить.

Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать были вынуждены иди в долговую кабалу к своим богатым соседям.

Долговая кабала стала важнейшим источником формирования экономически зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших практических никаких прав Одной из таких категорий были рядовичи (от слова «ряд» – договор) - те кто заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривн. Быть рядовичем было не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещен специальный устав о закупах 27 . Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала за “купу”, заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г.

По подсчетам современных демографов, на территории Киевской Руси проживало от 2,5 до 4,5 млн человек. Для средневековой Руси была характерна низкая плотность населения (в 2 раза меньше, чем в Западной Европе) при огромных неосвоенных пространствах и больших расстояниях между населенными пунктами.

К концу XI в. относятся первые сведения о пожаловании князьями своим приближенным (боярам, епископам, монастырям) земельных владений — сел с крестьянами. Первым из известных нам владельцев стал в 70-е гг. XI в. Киево-Печерский монастырь. Археологические исследования уже четко выделяют в XII столетии десятки феодальных усадеб — укрепленных поселений размером 1000 м2 и более, с хоромами хозяина и ремесленными мастерскими, производившими «городскую» продукцию (например, стеклянные браслеты).

За высокими стенами таких усадеб стояли хоромы боярина, многочисленные служебные помещения, «клети» — кладовые, конюшни, принадлежавшие вотчиннику ремесленные мастерские. Обитатели усадьбы резко различались по своему социальному и имущественному положению. На первом месте стояли представители администрации вотчины: тиун, конюх, ратайный (пашенный) староста. Их жизнь была защищена штрафом намного более высоким, чем за убийство простого человека; они руководили слугами, среди которых были и ремесленники, и пленная или нанятая челядь. В княжеских селах жили лично свободные «смерды» — они исполняли воинскую повинность и входили в состав княжеского войска. Основное население боярской или монастырской вотчины составляли лично свободные крестьяне — «люди», чья зависимость выражалась в уплате ежегодного оброка. Господскую пашню обрабатывали обычно разорившиеся крестьяне или «посаженные» на землю рабы-холопы, не обладавшие никакими правами.

Неустойчивость крестьянского хозяйства (она была связана с неурожаями, эпидемиями, набегами кочевников) заставляла общинника обращаться к владельцу с просьбой о займе — «купе» или о заключении договора — «ряда» на условиях выдачи такому «рядовичу» или «закупу» семян или рабочего скота. Бегство «закупа» или совершенная им кража превращали его в раба. Таким образом, феодальная вотчина не только привязывала к себе крестьян «внеэкономическим» насилием, но и становилась своего рода гарантией стабильности общества.

Вокруг усадьбы находились пахотные земли, луга, охотничьи угодья с бобровыми ловищами. «Пространная Правда» подробно фиксирует в законодательных нормах кары за нарушение господских межей и всякое покушение на собственность вотчинника, вплоть до веревки из охотничьей ловушки; регулирует его отношения с «рядовичами» и «закупами» (которых, в частности, можно бить «про дело» и нельзя — в пьяном виде); указывает порядок осуществления «свода» — поиска беглого холопа.

Именно XII столетие стало временем интенсивного образования и роста древнерусских городов: на рубеже X-XI вв. насчитывалось всего 20-25 городских центров; в XI в. летописи упоминают 64 новых центра, а в XII в. — еще 134. Однако настоящим городом можно считать поселение, сочетавшее в себе несколько функций, т.е. являвшееся и торгово-ремесленным, и административным, и военным, и духовным центром.

В центре города находился укрепленный детинец с гарнизоном, резиденцией князя или его посадника и с городским собором. Детинец окружал торгово-ремесленный посад, делившийся на «концы» (районы) и улицы, часто по профессиональному признаку. От центра к рубленым деревянным стенам и воротам расходились основные дороги-улицы, вдоль которых в радиусе кольца укреплений и за ними рос и сам город, приобретая радиально-кольцевую планировку. Уже с Х в. улицы стали мостить, и конструкция мостовых сохранялась без изменения около тысячи лет. «Средний» древнерусский город занимал от 2,5 до 40 га и насчитывал 3-5 тыс. населения; только в самых крупных центрах было 8-10 тыс. (Старая Рязань) или 20-30 тыс. жителей (Киев и Новгород). Значительная часть горожан — примерно 15 % — вела вполне крестьянский образ жизни. В пределах городской черты находились сады и огороды, а сразу за стенами — пашни и выгоны; в амбарах горожан хранились рожь, овес и пшеница.

Дома горожан часто совмещались с мастерскими — кожевенными, ювелирными, литейными, ткацкими. В крупных городах насчитывалось около сотни различных ремесленных специальностей, разделение которых шло по готовому изделию. Продукция ремесленников поступала к купцам; некоторые изделия — ювелирная «кузнь», «русские» навесные замки — даже шли на экспорт вместе с традиционными для Руси мехами и воском. С купцами и ремесленниками были связаны предоставлявшие им кредит ростовщики; восстание в Киеве в 1113 г. заставило Владимира Мономаха ограничить ставку займа 20 % годовых.

Новгород и Смоленск заключали торговые договоры с северогерманскими городами, объединенными в торгово-политический союз — Ганзу. В Новгороде имелись Немецкий и Готский дворы, а в Киеве уже в XII-XIII вв. существовал еврейский квартал и наряду с ним «латинский» монастырь, при этом сохранившиеся источники не содержат свидетельств национально-религиозной нетерпимости.

Однако на Западе XII в. стал временем рождения городов-коммун, освобождавшихся из-под власти феодалов. Уже в X-XI вв. в городах Италии, Англии и Франции появились купеческие гильдии, ремесленные цехи, корпорации юристов, ученых и даже «братства хромых и слепых» со своим судом и другими правами, закрепленными в уставах и хартиях. Центром такой «коммуны» становились ратуша и рынок; феодальный замок располагался, как правило, за пределами городских стен.

На Руси же ни один город (за исключением Новгорода) не находился вне государственно-княжеской юрисдикции и не добился самоуправления. Города создавались княжеской властью; «сердцем» русского города становился детинец (кремль) с княжеской администрацией и боярскими дворами. Рядом с княжескими владениями в городах располагались боярские дворы с массой зависимых людей. Их наличие препятствовало консолидации горожан по профессиональному признаку; поэтому на Руси так и не сложились цеховые организации, характерные для западноевропейских городов.

Можно говорить только об элементах «городского строя», которые стали проявляться с XII века. К ним можно отнести органы районного самоуправления — «концы», а позднее — более или менее автономные «слободы», которые могли объединять и людей одной профессии, и структуру городского ополчения. Начиная с XII в. стали появляться купеческие корпорации: объединение новгородских торговцев воском («Иваньское сто»). Однако даже в эпоху расцвета Руси в XII-XIII вв. университеты в наших городах не возникли; единственной организацией, обеспечивавшей развитие образования, до конца XVII в. оставалась церковь.

Уже в договорах с Византией упоминались нормы русского обычного права — «закона русского», вошедшие позднее в «Русскую Правду» — первый письменный свод законов. Ярослав Мудрый создал древнейшую часть «Русской Правды»; эти нормы устанавливали плату за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, за кражу и порчу чужого имущества. «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого; создана около 1072 г.) включала в себя «устав о штрафах» в пользу князя за убийство свободных людей и «урок мостникам» — правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах. Дополненное и переработанное в XII в. законодательство стало называться «Пространной Правдой», оно регулировало отношения землевладельцев и крестьян в княжеском и боярском хозяйствах. С именем Владимира Мономаха связано дополнение к «Русской Правде» 1113 г. — «Устав Владимира Всеволодовича», регулировавшее взимание процентов ростовщиками.

При этом государственное право не противостояло традиции, а сосуществовало с ней, постепенно вытесняя наиболее жестокие формы самосуда. K XII в. исчезла кровная месть. Теперь преступник выплачивал «виру» (штраф) в пользу князя и деньги родным потерпевшего. С конца XI в. запрещался самосуд в отношении вора, застигнутого на месте преступления,- его полагалось связать и вести на княжеский суд. Если на территории своего «мира» общинники обнаруживали труп знакомого им человека, они должны были помочь властям найти убийцу. За укрытие «душегубца» общинники выплачивали большой штраф — «дикую виру».

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание «Русская Правда» уделяла краже («татьбе») и поджогу. Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, поскольку конь был основным средством производства и боевым имуществом. Поджог одного дома в деревянной Руси мог привести к выгоранию целого села или даже города; если пожар случался зимой, это приводило к гибели людей, оставшихся без крова и имущества. При выяснении факта совершения кражи потерпевший криком созывал соседей, и они «гнали след» — по приметам устанавливали и ловили вора — «татя». Подозрение могло пасть на любую семью, и тогда ей приходилось «отводить след» — доказывать свою невиновность. Если утраченная вещь или вор не были найдены, потерпевший мог сделать «заклич» — объявление на площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь видел украденное имущество у другого человека. Если новый владелец вещи заявлял, что купил ее, то он должен был доказать добросовестность ее приобретения с привлечением двух свидетелей или «мытника» — сборщика торговых пошлин.

Суд вершился на княжеском дворе в присутствии общинников. Уже тогда в любой тяжбе принимали участие истец, ответчик, а при необходимости свидетели — «видоки» и «послухи». Когда явных улик против подозреваемого не было, истец и ответчик (или их представители) начинали судебный поединок — «поле»; победивший выигрывал дело, поскольку считалось, что Бог помогает правому. Другим видом Божьего суда были испытания участников раскаленным железом и водой: связанного человека опускали в воду; если он начинал тонуть, то считался выигравшим дело.

Высшей мерой являлся «поток и разграбление»: иногда это означало убийство осужденного и хищение его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была «вира» (штраф), назначавшаяся за убийство. Основным же наказанием за большинство преступлений являлся денежный штраф — «продажа». «Виры» и «продажи» в пользу князя сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье (так называемые «головничество» и «урок»). Взимал штрафы княжеский вирник. Он приезжал в дом осужденного со свитой и ждал уплаты виры, каждый день получая натуральное содержание. Поэтому преступнику выгоднее было как можно быстрее уплатить штраф или долг.

Вверх