Влияние и польза игровых видов спорта на организм. Влияние спорта на здоровье человека Спортивные игры в укреплении здоровья

Задумывались ли вы когда-нибудь, что, на то, каким высоким станет ваш ребенок могут повлиять физические нагрузки? Разные виды спорта оказывают разное воздействие. Одни ускоряют процесс роста тела, другие наоборот замедляют. Об этом более подробно расскажем в статье.

Виды спорта, затормаживающие рост тела человека

Физическая нагрузка безусловно полезна для растущего организма, так как идет активное формирование систем внутренних органов. Умеренные физические упражнения предупреждают появление некоторых болезней в более позднем возрасте, например, остеохондроза.

Однако, проблема низкого роста среди профессиональных спортсменов - не редкость. Для того, чтобы устранить ее, важно понимать причины, почему может замедляться рост тела. Рассмотрим их.

Гимнастика

Дети, которые занимаются на профессиональном уровне могут иметь проблемы с развитием скелета, и как следствие - небольшой рост. Это связано с чрезмерной нагрузкой на суставы и кости. У специалистов есть несколько мнений, почему гимнастика замедляет рост. Одни считают, что проблемы торможения роста связаны с гормональным сбоем, чему способствуют постоянные нагрузки. Другие утверждают, что невысокий рост - это результат постоянного напряжения скелета, особенно позвоночника, во время тренировок.

В 2004 году в Греции проводилось исследование, в ходе которого специалисты определили связь между занятиями гимнастикой и задержкой в физическом развитии. Измерялся рост и вес спортсменов-гимнастов, которые участвовали в международных соревнованиях. Затем специалисты осматривали спортсменов и в заключение предложили им заполнить анкеты, где нужно было указать вес и рост своих родителей, и ответить на вопросы о тренировках: как часто они принимают участие в соревнованиях, на сколько интенсивно проходят занятия и т.п.

В результате было доказано, что гимнасты имели недостаток веса, и их рост был ниже роста родителей. Те спортсмены, которые тренировались интенсивней всех, были самыми низкими.

В другом исследовании, тоже в Греции, ученные изучали состояние и плотность костной ткани у девочек-гимнасток от 9 до 14 лет. Одна из целей исследования была: выяснить, идет ли рост костей у девочек гимнасток медленней, чем у обычных девочек. Были осмотрены две группы: гимнастки и не гимнастки. Состояние зоны роста костей было одинаковым у всех девочек, однако гимнастки были ниже.

Гимнастика развивает мышечный корсет, который сдерживает кости. Поэтому раньше 5-7 лет девочкам, а мальчикам раньше 8 лет заниматься гимнастикой не рекомендуется. У мальчиков рост костей не так сильно ослабевает, как у девочек, но идет с задержкой. Как любой профессиональный вид спорта, гимнастика может принести вред ребенку. Поэтому следует сохранять умеренность в тренировках: занятий 2 раза в неделю, длительностью 1-1,5 часа будет достаточно.

Спортивная борьба

Многие профессиональные борцы вынуждены прибегать к строгим диетам и снижать вес, для того, чтобы участвовать в соревнованиях менее конкурентных весовых категорий. Мальчики начинают заниматься спортивной борьбой в возрасте 8-10 лет и сразу стараются держать свой вес.

Способствует выработке гормона - тестостерона. А он, в свою очередь, известен тем, что фиксирует кальций в костях. В связи с этим, подростки которые интенсивно занимаются борьбой и участвуют в турнирах, могут быть ниже своих сверстников. Здесь, так же как и в гимнастике, важно не переусердствовать и сохранять умеренный режим тренировок.

Бег на длинные дистанции

Этот вид спорта требует большой выносливости и затрачивает много сил и энергии. При этом бегунам, чтобы легко нести свое тело, нужно поддерживать небольшой вес - употреблять мало калорий.

Обычно бегуны среднего роста, однако, плотность их костных тканей снижена. Это связано с тяжелыми и интенсивными тренировками.

Из-за того что этот вид спорта энергозатратный, вероятность того, что организм не сможет реализовать свой потенциал в полной мере, если начать заниматься бегом в раннем возрасте, - высока.

Балет

Причина замедления роста у детей, профессионально занимающихся балетом - небольшая плотность костей и недостаточный вес тела. Профессиональные балерины нередко сталкиваются с теми же проблемами что и гимнастки, так как вынуждены тренироваться по 5 раз в неделю и ограничиваться в употреблении еды. В связи с этим может возникнуть задержка в физическом развитии организма и как следствие - небольшой рост.

Итог

Замедляет рост не сам спорт, а или спортсмен, используя неправильный режим и подход. Интенсивно занимаясь спортом, нужно обязательно соблюдать баланс питания. То есть, если ребенок занимается физическими активностями в течение продолжительного времени, нужно, чтобы потерянные калории попадали обратно в организм. Иначе вероятность того, что ребенок будет отставать в росте - большая. Чтобы занятия спортом шли на пользу, а не во вред, важно компенсировать затраченную энергию, правильно питаться и отдыхать.

Виды спорта, ускоряющие рост тела человека

Научные данные говорят о том, как занятия спортом положительно влияют на выносливость, физическую силу и развитие реакции. В основном рост ребенка определяется генетическими факторами. Но некоторые виды физической активности способствуют и росту ребенка.

Среди таких видов спорта, можно выделить плавание. В воде нагрузка меньше, поэтому межпозвоночным дискам и костям скелета работать легче. Суставы становятся более подвижны, развиваются все группы мышц, позвоночник распрямляется, улучшается дыхание, растяжка тела и осанка. Все это способствует росту человека в высоту. Самый эффективный вид - брасс. Освоить его можно за несколько занятий с тренером. Помните, что заниматься плаванием нужно регулярно, чтобы ваш ребенок получил позитивный результат.

Ускорению роста также способствуют: утренняя зарядка, занятия легкой атлетикой, метания, прыжки в длину и в высоту, занятие на турнике. Ходите с ребенком на детскую площадку, где есть турники. Дети любят висеть на них, свесив ноги. Такая, казалось бы «забава» полезна для роста, так как она позволяет вытянуть и распрямить позвоночник. Можно установить турник дома в и заниматься на нем по 10 минут в день: подтягиваться, поднимать согнутые колени к груди, висеть с дополнительным грузом. Все эти упражнения помогают побороть низкорослость. Прыжки в длину и высоту, махи ногами также развивают зону роста костей.

Полезно заниматься спортивными подвижными играми: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис, бадминтон. Эти виды спорта дают возможность вытянуть руки и ноги, распрямить позвоночник, что способствует правильному росту костей. Чтобы добиться положительного эффекта, заниматься нужно не менее 45 минут в день. Особенно хорошо - на открытом воздухе.

Растяжка также полезна для роста ребенка. Выполняйте упражнения направленные на разработку мышц, это: наклоны из стороны в сторону, махи ногами, подача корпуса вперед из положения сидя.

Какие бы не были выбраны физические упражнения, для здорового роста будет полезно добавить в режим ребенка: здоровый сон по 8-9 часов в сутки, закалку, массаж и правильное питание. А также большое значение для роста тела имеет состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и обмена веществ.

Похожие записи

Физические упражнения – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. К средствам физического воспитания не относится беседа. Оздоровительные силы природы не используются в процессе физического воспитания как главное условие, усиливающее воздействие физических упражнений.

К методам физического воспитания не относится принудительный метод.

Метод регламентированного упражнения не предусматривает сильную эмоциональную окраску учебно-тренировачного процесса. Недостатком метода регламентированного упражнения является монотонность.

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений. Недостатком игрового метода является сложность решения задач акцентированного развития отдельных физических и психических качеств.

Основной чертой соревновательного метода является сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство. Отрицательной стороной соревновательного метода является предельные энергетические и психические затраты.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения Задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

По средствам сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные ощущения.


В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

Дидактической беседы, обсуждения;

Инструктирования (объяснения задания, правил их выполнения);

Сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

Указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

Оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

Словесного отчета и взаиморазъяснения;

Самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи.

Двигательное умение - это степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составное операции, действие происходит под постоянным контролем сознания.

Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Первый этап обучения двигательному действию – это ознакомление, пер­вичное заучивание. Целью первого этапа обучения двигательному действию является обучение основам техники двигательного действия.

Второй этап обучения двигательному действию – это формирование двигательного умения. Целью второго этапа обучения двигательному действию является углубленное детализированное разучивание техники двигательного действия.

Третий этап обучения двигательному действию – это формирование двигательного навыка. Целью третьего этапа обучения двигательному действию является формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

Физические качества человека - это функциональные свойства организма, которые опреде­ляют двигательные возможности человека. Смышленость не является физиче­ским качеством.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Абсолютная сила – это суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении.

Относительная сила - это величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Величину отягощения нельзя дозировать в относи­тельных единицах к максимальному весу.

Метод максимальных усилий предполагает применение предельных или около предельных отягощений, выполняется 1–2 повторения в 5–6 подходах, отдых между которыми составляет 4–8 мин.

Метод максимальных усилий используется для максимального наращивания результатов.

Метод повторных усилий предполагает упражнения с отягощением, составляющим 30–70% предельного, выполняется 4–12 повторений в 3–6 подходах, отдых между которыми составляет 2–4 мин.

Метод повторных усилий используется для наращивания мышечной массы.

Метод динамических усилий предполагает применение малых и средних отягощений, выполняется 15–25 повторения в 3–6 подходах, отдых между которыми составляет 4–8 мин.

Метод динамических усилий используется для развития скоростно-силовых качеств

Быстрота – это комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений и двигательной реакции. При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространен метод повторного, более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. При воспитании быстроты сложной реакции используются упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, его внезапным появлением в разных местах.


Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергосбережения.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой и спортивной деятельности, несмотря на физическое утомление.

Ловкость – это способность быстро, точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи. Методика воспитания ловкости основывается на систематическом разучивании новых движений, и на упражнениях требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Статическая гибкость - это гибкость, позволяющая сохранять позу и положение тела. На гибкость не влияет усталость. По мнению проф. : «Любое качество может быть воспитано лишь через деятельность».

Глава 9

Общая и специальная физическая подготовка

Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств. Куперу при контроле за ОФП нужно преодолеть за 12 минут (мужчинам до 30 лет) 2.0–2.4 км, а женщинам до 30 лет 1.85–2.15 км. При обязательном тесте по определению общей физической подготовке на общую выносливость 3000 метров нужно пробежать за минимальное время (мужчины) 14 минут 30 секунд, женщины на 2000м нужно пробежать за минимальное время (женщины) 12 минут 15 секунд.

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретного вида спорта. В специальную физическую подготовку входит спортивная подготовка.

В структуру подготовленности спортсмена входит психический элемент.

Техническая подготовленность спортсмена не связана с теоретическими знаниями.

Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма.

Тактическая подготовленность – это владение средствами спортивной тактики.

Психическая подготовленность по своей структуре бывает волевая и специальная. Волевая подготовленность связана с такими качествами как целеустремленность.

Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки это частота сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны ин­тенсивности нагрузок.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 удар/мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки несколько активизируется работа мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, однако кислородного долга не возникает.

Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений, связанный с большим потреблением кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме), происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван «порогом готовности».

Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 дар/мин) активно подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин – это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130–140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может отодвинуться к границе 160–165 удар/мин.

В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) может выполняться работа, требующая предельно быстрых движений. Это бег на 100–200 м, а у высококвалифицированных спортсменов и несколько большие дистанции. Ни при какой другой работе не освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью. В этом случае кислородный запрос в единицу времени самый большой, потребление организмом кислорода из атмосферного воздуха незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счёт бескислородного (анаэробного) распада веществ. Таким образом, тренировочные и соревновательные нагрузки различных зон интенсивности по-разному совершенствуют физиологические системы организма и потому неодинаково реализуются в спортивных показателях на разных дистанциях.

Мышечная релаксация – это уменьшение напряжения мышечных волокон. Напряженность мышц в условии покоя называется тоническая. Антагонистами называются мышцы находящиеся в противоположном напряжении. Разминка готовит организм к развитию предельно возможного усилия. Температура мышц в покое равнаС.

Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Главной задачей врачебного контроля не является обеспечение правильности и высокой эффективности спортивных мероприятий.

Правильная организация занятий, но пренебрежение методическими принципами не дадут желаемых результатов.

Врачебный контроль в ВУЗе не проводится в форме регулярных медицинских обследований. В зависимости от состояния здоровья студентов делят на три группы, в которых здоровые студенты относятся к основной группе. Для подготовительной группы проводят обычные занятия и дополнительные для повышения уровня физподготовки. Студенты в специальной группе занимаются по особой программе, разработанной преподавателем с учетом их заболеваний. Все студенты специальной группы в конце семестра и пишут тематические рефераты, связанные с их заболеваниями. Студенты проходят врачебный ос­мотр раз в два года.

Метод опроса и анкетирования, инструментальный при помощи различной аппаратуры и инструментов (длина тела ростомер; масса тела – весы медицинские; сила кисти, сила мышц разгибателей спины – ручной (кистевой) и становой динамометры; при необходимости исследование биотоков сердца электрокардиограф и т. д.), визуальные наблюдения не относятся к основным методам исследования врачебного контроля.

Оценка физического развития определяется по состоянию основных тканей организма, по формам и размерам тела и его отдельных частей, по функциям организма. Физическое развитие определяется методами наружного осмотра, антропометрии и др.

С помощью наружного осмотра оценивается состояние кожи, скелета, мускулатуры и общая осанка. Для характеристики телосложения определяется форма спины, грудной клетки, живота, ног.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3–4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Форма грудной клетки бывает коническая цилиндрическая и уплощенная. Форма живота зависит от развития мышц брюшной стенки и от толщины слоя подкожной жировой клетчатки. Различают нормальную, отвислую и втянутую формы живота. Форма ног наблюдается нормальная, Х-образная и 0-образная. О - и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний в детстве (рахит и др.), недостаточного развития мышц. В отдельных случаях возможно некоторое визуальное исправление Х - и О-образных ног за счет специальных упражнений, наращивающих отдельные группы мышц на нижних конечностях.

Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская. Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра. Масса тела является объективным показателем состояния здоровья.

У спортсменов экскурсия грудной клетки равна 10–12 см

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Нормостенический тип характеризуется пропорционально развитыми формами тела, конической или цилиндрической формой грудной клетки, умеренным развитием костной системы, мышечной и жировой ткани.

Гиперстенический тип характеризуется короткими конечностями, массивной костной системой, толстой и короткой шеей, широкой, короткой грудной клеткой, развитой мускулатурой.

Здоровые взрослые нетренированные люди задерживают дыхание на вдохе на 50–60 с (мужчины), 40–50 с (женщины). Средние показатели величины

жизненной емкости легких составляют мужчины 3500–4200 см, женщины 2500–3000 см3

Для проведения самоконтроля сердечнососудистой системы студенты мо­гут постоянно наблюдаться у врача. Резкое учащение или замедление пульса не может быть следствием стресса. При ортостатической пробе разница частоты сердечных сокращений у здорового человека не должна превышать 20 удар/мин. При одномоментной функциональной пробе увеличение пульса допускается до 65%.

Для измерения силы мышц кисти используется динамометр. В особых случаях для определения осанки и пропорции тела производится фотографирование обследуемых в разных положениях (лицом, спиной, боком) на фоне специальной сетки (метод биофотометрии),

Оперативный педагогический контроль – это оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Поэтапный педагогический контроль – это оценка состояния спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

Текущий педагогический контроль – это определение повседневных изменений в подготовке занимающихся.

Срочный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления (на другой и последующие дни после нагрузки).

Кумулятивный тренировочный эффект – это изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий.

Задачей самоконтроля не является приобретение навыков в оценке здоровья. К субъективным показателям самоконтроля относятся самочувствие, сон, аппетит, усталость, эмоции. К объективным показателям самоконтроля относятся ЧСС, артериальное давление, частота дыхания, ЖЁЛ.

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация обеспечивает необходимую цепочку действий: мотивация →интерес →знания → регулярные занятия → эффективность. Мотивация может быть использована для укрепления здоровья.

Спортивная тренировка требует самостоятельной подготовки. Возможно совмещение мотивирующих факторов двух и более. Кроме мотивации существуют и другие факторы недостаток знаний и «синдром понедельника».

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня. Утренняя гигиеническая гимнастика должна выполнятся один раз в день. Зарядку начинают с ходьбы. Ходьба это естественный вид движений. Характерной особенностью при ускоренной ходьбе является активное отталкивание голенью. Обычная дозированная ходьба выполняется в привычном темпе строго дозиро­ванная. При любом виде ходьбы очень важен подбор обуви.

Гимнастика является одним из факторов самодисциплины. Время проведения индивидуальных тренировочных занятий выбирается индивидуально. Средством самостоятельных занятий являются физические упражнения различной направленности. Содержание самостоятельной подготовки опирается на её направленность.

Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями связано с наличием времени. Одним из принципов физического воспитания является систематичность. Управление самостоятельными занятиями осуществляется в основном методом самоконтроля. Самостоятельные занятия проводятся по общепринятой структуре: разминка, основная часть, заключительная часть.

Исходное положение при выполнении упражнений влияет на степень физической нагрузки. Темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. Степень сложности упражнений зависит от количества мышечных групп. Мощность мышечной работы зависит от времени и скорости выполнения. Основой самостоятельных занятий является повышение двигательной активности.

При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС. С ростом тренировок оздоровительный эффект постепенно снижается.

Бег это средство укрепления здоровья. Основным методов тренировки в беге является метод равномерный. Свой темп бега вырабатывается в течение

2-3 месяца. Нагрузка на суставы при ходьбе на лыжах меньше чем при беге. Ходьба и бег на лыжах это циклические упражнения.

Динамические нагрузки практически отсутствуют на позвоночник и суставы при плавании. Пребывание в воде увеличивает расход энергии на 50%.

Аэробика – это ритмические упражнения. Особенность аэробики заключается в музыкальном сопровождении. Занятия по аэробике обычно длятся от 10–15 до 45–60мин. Наклоны и приседания влияют на двигательный аппарат. В зависимости от подбора серии упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную направленность с различной степенью усиления функции дыхания и кровообращения, с различным характером энергообеспаечения.

Прикладные знания можно получить в процессе физического воспитания. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту. Прикладное физическое качество – это выносливость.

Свойства личности могут формироваться на тренировочных занятиях. Направленным подбором упражнений можно воздействовать на человека. При формировании навыка надо занимающегося подводить к выполнению упражнений постепенно.

Способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды – это прикладные специальные качества. Форматировать специальные качества можно в процессе ППФП. ППФП должна опираться на общефизическую подготовленность студентов. Существует три варианта соотношений физической подготовки и ППФП в процессе физического воспитания студентов. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. В других случаях (подготовка летного состава гражданской авиации, специалистов полевиков и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисциплину «Физическая культура».

Общая физическая подготовка в процессе физического воспитания включает четыре фактора. Уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами. Уровень подготовленности ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку. Фактор, определяющий конкретное содержание ППФП – это режим труда и отдыха. Основные формы труда – это физический и умственный. Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры.

При разработке разделов ППФП необходимо знать структуру и текстуру производственного процесса. Динамика работоспособности это интегральный фактор. Сопутствующий фактор, определяющий содержание ППФП – это географо-климатические условия региона. Способности это устойчивые свойства личности. Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса. Средства ППФП можно объединить в группы. При акцентированном воспитании физических качеств увеличивается объём специальных упражнений.

Уровень квалификации спортсменов отражает его физическое развитие. Каждый вид спорта способствует совершенствованию физических и психиче­ских качеств.

Обязательные средства ППФП – это оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность – это различные тренажеры. Быстрому освоению профессиональных действий способствует профессиональные тренажеры. Организация ППФП предполагает использовать специализированную подготовку. В ППФП цель теоретических занятий дать прикладные знания. Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей.

Одна из форм ППФП массовые спортивные мероприятия. Итоговая аттестация по ППФП производится в форме устного опроса. Занятия по ППФП опираются на разделы профессиограммы.

Метод исследования ППФП – социологический. В результате исследования ППФП являются прикладные специальные качества. Исследования по ППФП имеют ту же начальную базу, что и работы по эргономике. В разработке содержания ППФП могут быть использованы фактические материалы.

Коррекция двигательной подготовленности связана с самостоятельной оценкой самоподготовленности. Координационные возможности можно повысить благодаря упражнениям на ловкость.

Сопутствующий фактор, оказывающий влияние на ППФП студентов - это сообразительность. Спортивный метод не "может быть единственным мето­дом решения задач ППФП. Спортивная подготовка оказывает влияние на формирование психологических особенностей личности.

Физическая культура в профессиональной деятельности

бакалавра и специалиста

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности специалиста всегда бывает связано с условиями и характером его труда. Неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека перегрузка одних функциональных систем организма и недогрузка других в современном труде.

Производственная физическая культура – это использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека. Целью производственной физической культуры является укрепление здоровья и повышение эффективности труда. Основа производственной физической культуры - теория активного отдыха.

Для организма наиболее благоприятно, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Работоспособность восстанавли­вается быстрее и полнее в активном состоянии. Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать физические, и психические нагрузки. Методика производственной физической культуры имеет «контрастный» характер. Работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудном отделе. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку позвоночника. В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Продолжительность утренней гимнастики составляет от 8–10 до 20–30 мин. Основная задача физических упражнений профилактической направленности повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда. При продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают и проявляются неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза.

Библиография

1. Лёгкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , . - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр»Академия», 20с.

2. Бондарчук легкоатлета. - Киев, 1986.

4. Верхошанский и организация тренировочного процесса. – М., 1985.

5. Куликов спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. – М., 1995.

6. Легкая атлетика/, . – М., 1987.

Легкая атлетика / Под ред. , . – М., 1989.

7. Легкая атлетика в школе / , -ницкий. – М., 1993.

8. Матвеев теория спорта. – М., 1997.

9. Платонов и методика спортивной тренировки. – Киев, 1984.

10. Теория и методика спорта / Под ред. . – М., 1992.

Тер-Ованесян легкоатлета: современный взгляд. – М., 2000.

11. Филин и методика юношеского спорта. – М., 1987.

Глава 1 Физическая культура и спорт в общественной и

профессиональной подготовке студентов................................... 2

Глава 2 Эстетика физической культуры и спорта....................... 7

Глава 3 Биологические и социально-биологические основы

физической культуры................................................................... 9

Глава 4 Физиологическая характеристика двигательной

активности и формирование движений....................................... 11

Глава 5 Основы здорового образа жизни студента.

Физическая культура и жизнь студента...................................... 22

Глава 6 Психофизиологические основы учебного труда сту­дентов.

Средства физической культуры в регулировании

работоспособности....................................................................... 26

Глава 7 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем

физического воспитания............................................................... 31

Глава 8 Педагогические основы физического воспитания......... 37

Глава 9 Общая и специальная физическая подготовка.............. 42

Глава 10 Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль

при занятиях физическими упражнениями и спортом................ 44

Глава 11 Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями........................................................ 47

Глава 12 Профессионально - прикладная физическая подготовка

студентов...................................................................................... 51

Глава 13 Физическая культура в профессиональной деятельности

бакалавра и специалиста.............................................................. 54

Во время тренировок в секциях спортивных игр выполняются различные движения и действия. Получаемая физическая нагрузка способствует укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы, оказывает положительное влияние на органы дыхания и опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ в организме. Необходимость выполнения точных и ловких движений влияет на развитие глазомера, формирование точности и быстроты движений, мышечной силы. Благодаря всем этим положительным эффектам влияние спортивных игр на здоровье человека трудно переоценить.

Во время занятий спортивными играми у тренирующихся людей вырабатываются умения принимать быстрые самостоятельные решения, совершенствуется способность видоизменять свои движения по скорости, направлению и интенсивности. Влияние на здоровье человека выражается также в развитии выносливости, быстроты и ловкости, поддержания тонуса мышечной мускулатуры, формирования повышенной устойчивости к простудным заболеваниям вследствие укрепления иммунитета.

Для женщин, которые впервые решили посетить занятия в секциях спортивных игр, лучше всего подойдут такие виды спорта как бадминтон, волейбол, теннис. Физические нагрузки, получаемые во время тренировок в этих секциях, отличаются относительно небольшой интенсивностью и сложностью выполняемых движений. Поэтому данные спортивные игры по своей технической сложности вполне доступны для занятия людям, никогда ранее не занимавшимся спортом. Совершенствование технико-тактических действий во время тренировок будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и окажет огромное положительное влияние на здоровье человека. При достаточно высоком уровне физического развития для женщин вполне можно записаться в секции баскетбола, гандбола или водного пола. Однако для того, чтобы посещение тренировок по баскетболу или гандболу оказывало только положительное влияние на здоровье, следует помнить о том, что данные спортивные игры характеризуются довольно высоким темпом игры, необходимостью выполнения большого количества скоростно-силовых движений и значительной физической нагрузкой на все основные системы органов человеческого тела. Поэтому, во избежание обострения имеющихся заболеваний и ухудшения здоровья, перед посещением занятий в секциях спортивных игр желательно проконсультироваться с врачом.

В последние годы в средствах массовой информации всё чаще можно встретить репортажи о спортивных турнирах среди женских команд по футболу или даже хоккею, а некоторые спортивные клубы предлагают представительницам прекрасного пола записаться в подобные секции. Однако такие спортивные игры отличаются особенно резкими движениями, сильными и жёсткими столкновениями участников команд, требуют огромного напряжения организма и большой мышечной силы. Поэтому для женщин, чья профессиональная карьера не связана с высокими спортивными достижениями и для которых посещение секции спортивных игр представляет интерес в основном из-за положительного влияния на здоровье или из-за способности сформировать стройную фигуру, такие виды спорта как футбол или хоккей всё же являются не совсем подходящими.

Работы великих физиологов И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления. Они наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение - это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем, обмен веществ.

Влияние подвижных игр на организм школьников. В младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет) дети легко выполняют движения с участием больших мышечных групп и с большой амплитудой выполнений точных и мелких (с малой амплитудой) движений.

Главным содержанием развитие ВНД (нервная высшая деятельность) в этом периоде является дальнейшее развитие уровня, достигнутого в предыдущем периоде. Заканчивается формирование тканей головного мозга нервные клетки приобретают характерную для них форму. Интенсивно развиваются ассоциативные волокна коры больших полушарий головного мозга, что создает благоприятные условия для интерфиксации интеллектуальной деятельности детей в этом возрасте. Возрастает способность произвольно концентрировать внимание, В психологии этот возрастной период рассматривается как период понятийной организации ребенком окружающей его среды (Пиаже 1952). Этот возрастной период принято считать спокойным и благоприятным.

Дети спокойны, уравновешены, дисциплинированны, заболеваемость среди них ниже, чем среди дошкольников и среди школьников, И в то же время этот возраст требует пристального внимания, Это вызвано тем, что он расположен между двумя чрезвычайно сложным и бурно протекающими периодами развития. Оправданно поэтому считать его «периодом затишья после бури перед следующей бурей». И это не только красивая метафора. После бури успокаивается, но можно ожидать новой сильной. Из-за своей неожиданности она может стать опасной. И перед бурей в периоде уже происходят изменения, еще не выраженные внешне .

Подобное происходит и в организме детей этого возраста. Заканчиваются глубокие преобразования, имеющие место в дошкольном возрасте. Одновременно идет подготовка к реакции еще более существенных и сложных преобразований в последующем возрастном периоде. Это и определяет важность требования повышенного внимания к детям этого возраста. Главный момент заключается в строгом соответствии физических и умственных нагрузок возможностям организма.

В среднем школьном возрасте (подростковый) охватывает период с 12 до 16 лет. Это один из наиболее важных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Заканчивается образованием физиологических изгибов позвоночника - лордозов и кифозов.

Увеличивается общая масса мышц и возрастает их сила. Характерная яркая особенность наблюдается в росте и развитии сердечнососудистой системы.

Яркие изменения в этом возрасте наблюдаются в ВНД. В результате генерализации возбудительного процесса у подростков наблюдаются повышенная возбудимость. Внешне это выражается в лишних движениях рук, ног, головы, туловища. Сила и форма ответных реакций зачастую не соответствуют вызывающим их раздражителям; как правило, они превышают интенсивность раздражителя.

Все изменения в НВД подростков - результат изменений взаимоотношений процессов возбуждения и торможения: сила возбуждения увеличивается, а сила всего внутреннего торможения становится недостаточной.

В этом возрасте особенно большое значение приобретает рационально организованный режим дня - учебы, сна, отдыха, питания, занятия физическими упражнениями, закаливания, развлечения. В этом возрасте особенно эффективны занятия физкультурой. Они должны отвечать следующим требованиям:

  • а) применяться систематически, а не от случая к случаю;
  • б) не вызывать чрезмерного утомления;
  • г) быть разнообразными, т.е. воздействовать на весь организм.

Систематические физические упражнения с широким использованием естественных факторов природы - солнце, воздух и вода - успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие выносливости, быстроты и силы, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств, которые для трудовой жизни, для здоровья.

Под влиянием физических упражнений работающие мышцы лучше снабжаются кровью .

Только физические упражнения способны повысить подвижность и эластичность суставов, их способность противостоять сильным напряжениям. Под влиянием физических упражнений большую подвижность приобретает позвоночник, что предупреждает образование сутуловатости или искривлений (сколиозов).

Положительное воздействие физических упражнений выражается не только в улучшении функций (работы) важнейших их органов и систем человеческого организма. Но и проявления бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности, в развитии устойчивости организма к внешним влияниям, в том числе и заболеваниям инфекционного характера. Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.д.

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82--85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16--19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1--3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6--7-м классе меньше, чем в 2--3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает .

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.

Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития сердечнососудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

По данным некоторых исследователей, 6--7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела -- 700 г, а у девочек -- соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, -- это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью .

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена -- головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате -- так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», -- признание великого французского мыслителя и писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

Приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно необходимо для полноценной работы головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по общеобразовательным дисциплинам. Иногда можно слышать рассуждения о том, что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимаются физкультурой и спортом, а, тем не менее, прекрасно учатся. Что же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.

Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека. Приведен комплекс упражнений, способствующий росту и развитию детей .

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких (измеряемой спирометром), улучшает подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Легкие при систематических занятиях физически: упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек, познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими. Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них плохое зрение. Это ошибка. Заниматься спортом таким детям можно, но под наблюдением врача. Научные данные доказывают, что активная физическая нагрузка может улучшить зрение. Школьник в очках стесняется своей «неполноценности», приобщаясь же к спорту, он становится здоровым, восстанавливает психическую гармонию.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Ко вторым -- такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность. Задают ли в школе уроки по физической культуре на дом? Да, могут быть и такие уроки. Например, учитель физической культуры, заметив, что кто-нибудь из ребят отстает от товарищей в ловкости, быстроте, дает такому ученику задание выполнять дома определенное число раз те" или иные гимнастические упражнения .

Выполнение домашних заданий -- органическая часть учебного процесса. Цель заданий на дом по физкультуре состоит не только в том, чтобы повысить культуру движений школьника, но и в том, чтобы содействовать этим морально-волевому и физическому совершенствованию, воспитывать у детей и подростков потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению необходимых гигиенических правил и навыков.

Обычно в домашние задания по физической культуре включаются комплексы упражнений утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, упражнения на выработку правильной осанки, «для развития двигательных навыков, выносливости. Рекомендуемые для выполнения дома комплексы утренней физзарядки, активного отдыха и развития двигательных навыков состоят из так называемых общеподготовительных упражнений. Они способствуют гармоническому развитию мускулатуры, формированию правильной осанки, улучшению работы внутренних органов, совершенствованию координации движений. Выполняя эти упражнения, можно целенаправленно влиять на определенные группы мышц, отдельные суставы и связки, выполнять движения разного характера (плавно, мягко, резко), изменять усилия (напряженно, расслабленно).

При составлении таких комплексов необходимо учитывать один из важнейших принципов физиологии мышечной деятельности: наилучшим условием для работы мышц является предварительное их растягивание. При чередовании и растягивания и сокращения мышц одновременно включается в работу большее их количество, что чрезвычайно важно для гармонического развития.

Школьникам младшего возраста полезно систематически выполнять разнообразные упражнения с мячами, гимнастическими палками, ленточками и пр., так как физические упражнения с предметами развивают ловкость и точность движений рук, что очень пригодится в трудовой деятельности.

Особое место в домашних заданиях по физкультуре занимает бег. Это прекрасное оздоровительное средство должно быть строго индивидуальным. Прежде всего, темп бега и длина дистанции должны в определенной мере соответствовать личности ребенка. Вначале чередуют ходьбу с медленным бегом, затем постепенно уменьшают расстояние, пройденное шагом, а пробегаемое -- увеличивают. Запомните: удлинение дистанции полезнее для здоровья, чем повышение скорости. Критерием правильного режима занятий является хорошее самочувствие. Если школьник бегает в группе с ровесниками или с взрослыми, не надо соревноваться в скорости или выносливости. Основная цель -- укрепление здоровья, восстановление работоспособности, а этого не добиваются изнуряющими гонками. При этом необходимо помнить о важнейшем принципе тренировки -- постепенности увеличения нагрузки.

После окончания учебных занятий в школе очень полезен полуторачасовой активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми. Они вызывают яркие эмоции и доставляют школьникам удовольствие. Во время подвижных игр приобретаются и совершенствуются двигательные навыки, развиваются физические качества. Игры оказывают и большое оздоровительное влияние.

Родителям надо подсказать и показать (это очень важно) школьникам, в какие игры и как надо играть, помочь им (тактично, ненавязчиво) найти товарищей по играм.

Ребята могут сообща разметить и оборудовать места для игр. Родители должны помогать им советом, а если понадобится, то и практическими делами.

Регулярные занятия школьников в различных спортивных кружках и секциях, участие в спортивных праздниках -- путь к физическому совершенствованию молодого организма.

Неправильно поступают те родители, которые после выздоровления школьника чрезмерно долго удерживают его от подвижных игр, физических упражнений, а иногда стремятся получить разрешение школьного врача на длительное освобождение ребенка от уроков физической культуры. Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Дети, не привыкшие к труду с малых лет, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и работу других, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности и леность.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 мин в день. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполняемое им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны взрослых. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная сноровка. Поручая сыну или дочери какую-либо работу по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится .

Овладение навыками выполнения физическими упражнений и культурой физического труда - это не только признак общей культуры человека, о и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-святочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

При занятиях играми, необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако недопустимо доводить участников игры до переутомления .

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статистическим), благотворно воздействуют на организм детей и подросток. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.

Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия учеников и устраняет излишнее возбуждение .

Особенно ценно в оздоровительном отношение круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональные и эмоциональный побьем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоровительное воздействие.

Чрезмерно сильная тренировка не улучшит, а наоборот затормозит рост и развитие. Хорошее здоровье в основном определятся правильным расположением, устройством, функциональной деятельности всех органов тела, отсутствие предрасположений к каким либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие - это изменения строения и функций организма ребенка с возрастом происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же с нормальным или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности, но некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели - рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценить крепость телосложения ребенка.

В младшем возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4см, а вес на 2кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления .

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств .

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, активность являются, прежде всего, результатам наследования определенных физических данных от родителей. Они обуславливаются в значительной мере также правильным питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей. Без регулярных, специально организованных физических упражнений в современных условиях даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и нижнесреднего развития при условиях систематических занятий физической культурой.

Дети, не занимающиеся систематически физическими упражнениями, как правило, отстают в развитии росте. Недостаток движений (гипокинезия) если он небольшой приводит к приостановке или снижению роста дееспособности организма, а если большой - даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьезным нарушениям, физические упражнения являются средствами профилактики нарушений нормального физического развития.

Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возраста не должна быть и чрезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергетических ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пластические процессы (процессы роста и развития), а сильная мышечная деятельность связана с большими затратами энергии.

Следует соблюдать осторожность и при проведении закаливающих процедур. Двигательная деятельность школьников, как по характеру упражнений, так и по объему должна строиться дифференцированно с учетом уровня их физической подготовленности. В школах около 75% учащихся начальных классов имеют среднее физическое развитие,15%-высокое и вышесреднее, 10% - нижнесреднее и низкое (по данным обследования школьников Москвы В.К. Шурухиной) .

Различия в физических нагрузок должны касаться главным образом на силу и скорость выносливости, Объем упражнений не ловкость и быстроту для всех учащихся может быть примерно одинаковым. Однако в отдельных случаях некоторые из физических показателей могут быть низкими у физически высокоразвитых детей и наоборот, следовательно, дозировать физические нагрузки надо с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Слабо физически развитые дети должны быть в центре внимания педагогов, так как они в наибольшей степени нуждаются в правильно организованных упражнениях.

Уже в младшем школьном возрасте нужен дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе упражнений и дозирование физических нагрузок. По некоторым показателям развития, большой разницы между мальчиками и девочками нет: в 7 лет вес мальчика больше всего на 0,2кг, в 10 лет - меньше на 0,4кг; в 7 лет рост мальчика превышает рост девочек лишь на 1см, в 11 лет рост девочки больше на 0,6 см. До 11-12 лет пропорции частей тела у мальчиков и девочек почти одинаковые, но окружность груди у девочек на 1,2-2 см меньше чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100-200см. Следовательно, нагрузки в циклических упражнениях девочкам должны быть несколько ниже, Кроме того сила мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше чем у мальчиков примерно на 5кг, а в 11 лет на 10 кг. Значит, силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть таким же, как и для мальчиков, но по напряжению меньше .

Следует иметь в виду, что если двигательный режим у девочек достаточен, то они почти не отстают от мальчиков в физической подготовленности. Если же на физические упражнения девочек в младшем возрасте не обращается внимание, они в дальнейшем отстают от мальчиков даже по таким показателям, например как координация и точность движений.

Одновременно с общей задачей - с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей - перед физическим воспитанием стоит и другая, более узкая задача исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития.

Значительная часть учащихся начальной школы, имеют какие - либо нарушения осанки. Подавляющие большинство этих нарушений имеют нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Наибольшее число дефектов наблюдаются у детей 7-12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность плеч вперед и отставание нижних углов лопаток .

Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют важную роль в формирование здоровья человека. Обязательная форма физической культуры в школе уроки физкультуры, в которые, согласно данным литературы, не покрывают дефицита двигательной активности школьников, вызванной сложностью учебных программ, нарушениями гигиенических требований режима дня, учебного процесса и т. д. Результат этого низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Между тем под влиянием систематических занятий физической культурой значительно улучшается физическое развитие, активируется работа всех органов и систем, повышается работа организма к мобилизации функциональных возможностей .

Спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. И речь идет не только о физической культуре, но и о спортивных играх. Все они служат для человека развлечением и по-своему заботятся о нашем здоровье. У каждой игры есть задача, которая следит за деятельностью организма. Мы рассмотрели наиболее распространённые виды спорта и узнали, как они влияют на наше самочувствие. Ведь так здорово играть и в то же время укреплять свой организм!

Футбол - и ваш организм в тонусе

Эта игра способна собрать всех ребятишек во дворе. Увлекаются футболом и многие молодые люди. А вот мужчин в зрелом возрасте этот вид спорта собирает только перед телевизором. А жаль, ведь игра способствуют активным сердечнососудистым, метаболическим и мышечно-скелетным адаптациям. К такому выводу пришли ученые при проведении крупного исследовательского проекта по футболу. За счет укрепления сердечной мышцы уменьшается риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается циркуляция крови и все важные органы снабжаются кислородом. Движение ногами, бег, повороты, спринт – все это помогает держать организм в тонусе.

Волейбол учит падать

Мяч, небольшая компания и подходящая площадка. Эта игра не требует многого. Но зато как много дает! Во-первых, волейбол учит падать. При приеме мяча игрок всегда должен контролировать падение, не подставляя под удар суставы и голову. Во-вторых, во время игры тренируются все группы мышц, а также развивается гибкость позвоночника. Волейбол может избавить от начальных проявлений остеохондроза. Также игра помогает от хрустов суставов. Прыжки дают хорошую нагрузку на суставы и связки, что увеличивает приток крови и питательных веществ. Любителям волейбола гарантирована хорошая дыхательная система.

Теннис против депрессии

Осень самое время поиграть в теннис. Если вы напряжены, знайте, что этот вид спорта может помочь вашей нервной системе. Маленький желтый мяч вдребезги разобьет стресс и депрессию. Плюс, игра благоприятно повлияет на работу дыхательной и сердечнососудистой системы. Ну и конечно, не стоит забывать, что этот вид спорта развивает внимание и повышает скорость реакции.

Ну а для того, чтобы улучшить зрение поиграйте в настольный теннис.

Баскетбол стимулятор роста?

Какие же высокие эти баскетболисты! Возможно, стимулятором роста являются прыжки. А в этой игре их достаточно много. Любители покидать мяч в кольцо отлично улучшают свою координацию, а каждый бросок развивает кисти рук, мышцы ног и спины, что может быть хорошей профилактикой болезни суставов. Все движения заставляют организм, во время игры работать слаженно, поэтому благоприятному влиянию поддаются органы внутренней секреции и пищеварительная система. Также баскетбол улучшает периферическое зрение.


Хоккей избавит от плоскостопия

Один из самых мужественных видов спорта. Эта игра требует огромной скорости, быстрого мышления и хорошей реакции. Чем же полезен хоккей для любителей поиграть? Знаете ли вы, что сухой лед лечит носоглотку и отлично помогает при аллергически-астматических заболеваниях? Ну а сами коньки способны избавить хоккеистов от плоскостопия или сколиоза.

Каждая из этих игр не оставят без внимания и вашу фигуру. Регулярные тренировки помогут решить проблему лишнего веса. Вы будете здоровы внутри и красивы снаружи. Но… и не стоит перегружать себя тренировками. Соблюдайте меры безопасности, чтобы избежать серьезных травматических повреждений.

Вверх