Безопасность как базовая потребность человека. Пирамида потребностей человека по маслоу. Безопасность как коренная потребность

2. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОРЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Понятие безопасность связано с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека.

Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания».

Высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Потребность в безопасности занимает первое место среди тех, что отличают человека от остального живого мира:

1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода…), 2. Потребность в безопасности,

3. Потребность в любви и в социальных связях, 4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества,

5. Потребность в самоактуализации, в развитии личности, в т.ч. духовном.

Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

Очень важное замечание сделал «мастер психологии» А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы…Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

Под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей.

Это обстоятельство создаёт сегодня опаснейшую ситуацию: современные глобальные проблемы, недовведенные до сознания каждого жителя Земли, представляют собой страшную по возможным последствиям угрозу - вроде невидимой радиации.

Когда в центре внимания постоянно находятся только частные задачи обеспечения безопасности, население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса. Высшие потребности не только возникают после удовлетворения потребности в безопасности, но и служат для более полного её удовлетворения.

Поясним. Личность, т.е. человеческий индивид с личными особенностями, удовлетворяет свою потребность в безопасности действиями по защите от обнаруженных им угроз, как инстинктивными, так и разумными. Но не только. Для повышения уровня своей безопасности люди объединяются в сообщества. Не требует особых доказательств, что вместе - безопаснее.

Так вот: стремление к объединению заложено следующей потребностью человека – потребностью в социальных связях.

С объединением людей в сообщество появляется новая забота – обеспечение безопасности этого сообщества. Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим.

Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации. эгоистических интересов.

И вот: конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции, согласно которым член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам.

Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством. Но, как оказывается, уважения окружающих людей и государственных структур для надёжности действия названного механизма недостаточно. Мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы.

История показала, что самой эффективной идеологией оказалась религия. Ни одно «гражданское» общество, построенное на сводах самых лучших законов, не в состоянии полностью проконтролировать выполнение этих законов своими гражданами.

Непобедимый принцип «своя рубашка ближе к телу» влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов, в том числе вопреки интересам общества. Такая ситуация делает неэффективной любую пирамиду общественных (государственных) контролёров-надсмотрщиков за исполнением законов, поскольку каждый из этих надсмотрщиков «тоже человек», руководствующийся в первую очередь своими эгоистическими интересами.

Религия же, вера во Всевышнего, и созданная религиозными канонами мораль посадили «надсмотрщика» в виде совести в голову каждого верующего.

Он отвечает за свои поступки, за их соответствие моральным общественным меркам непосредственно перед Всевышним, обмануть которого невозможно. Можно сказать, верующему нужно уважение не только людей, которых можно и обмануть («не пойманный – не вор»). Получается, что и следующая за потребностью в социальных связях потребность в уважении, служа укреплению объединения людей, тоже «работает» на безопасность. Наконец, самая высшая потребность человека – потребность в развитии – также способствует наиболее полному удовлетворению потребности в безопасности.

Развитие человека позволяет ему приспосабливаться к естественному развитию окружающей среды, как части постоянно изменяющейся природы. А присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека «высших», «духовных» ценностей – а это всегда оказываются ценности общественные. Т.О., получается, что потребность в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» остальные базовые потребности. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.

Потребность в продолжительности жизни.

Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни человека, укорачивается реализацией угроз и опасностей от окружающей среды.

Поэтому фактическая продолжительность жизни, будучи зависимой от природной видовой (биологической) величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности. При этом для человека, жизнь которого всегда неразрывно связана с жизнью его сообщества, есть три показателя:

· биологическая продолжительность жизни человека вообще, · индивидуальная продолжительность жизни, относящаяся к конкретной личности, · средняя продолжительность жизни в данном сообществе.

Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы, создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важны исполнение неких функций и воспроизводство человеческого рода, чтобы было кому эти функции исполнять.

Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем исполнить свою функцию и вырастить потомков до взрослого состояния.

После этого данный индивид природе не нужен, поскольку и функции и воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Приняв за возраст взрослого состояния человека 25 лет, получаем 25+25 =50. Если на разбросы принятых данных положить запас то ориентировочно получим биологическую продолжительность жизни 75-100 лет.

«Дополнительные» годы можно рассматривать и как время, отведенное природой (и природы?) для свободной творческой деятельности личности на благо общества

Значительная часть людей до биологического предела не доживает.

Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях.

Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Однако уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности в данном сообществе.

В целом, если иметь в виду среднюю продолжительность жизни человека на планете, уровень безопасности человечества до настоящего времени постоянно возрастал.

Безопасность как результат жизнедеятельности

Безопасность обеспечивается: а) защитой от непосредственных угроз; б) предотвращением потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды;

в) результативность предотвращения определяет уровень безопасности общества, результативность защиты позволяет реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности.

Жизнедеятельность, направленная на обеспечение безопасности, потенциально опасна; опасности от жизнедеятельности традиционно доводятся до приемлемого уровня с помощью метода проб и ошибок.

Аксиома: «Жизнедеятельность человека конечной целью имеет обеспечение его коренной потребности в безопасности, однако, устраняя или уменьшая исходную опасность (угрозу), она способствует возникновению новой опасности».

Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду человеческих потребностей, то есть иерархию потребностей по степени важности для человека. (см. рис.1). По представленной шкале мы видим, что потребность в безопасности у нас стоит на втором месте после физиологической, то есть является также одной их базовых.

Эта потребность заложена в человека природой, она проявляется и активизируется на рефлекторном уровне.

Те люди, у которых все в жизни есть стабильность, семья, теплый дом, хорошая машина, надежная охрана, достаточно денег плюс - чувствуют себя в безопасности в том смысле, что им не нужно каждый день сражаться за жизнь. Соответственно, их внимание концентрируется на достижении более высоких целей: на познавательных, эстетических потребностях, самореализации. А, например, бездомному некогда стремиться к гармонии и реализовывать таланты, он постоянно голоден и хочет пить, его безопасность все время под угрозой.

Стремление быть в безопасности может проявляться и в желании завести надежного спутника жизни, найти хорошую работу с социальными гарантиями, оформить брак, купить надежный дом и т.д. То есть человек в таком случае как бы получает гарантии, что его жизнь и дальше будет благополучной.

Таким образом, потребность чувствовать себя в безопасности – одна из важнейших для человека, если она удовлетворяется, то дальше есть пути для развития личности и стремления к прекрасному.

3.1 Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности

Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности. Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.

По признаку реализации, подразделяются на следующие группы:

    ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.

    управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

    организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда и др.

    технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как: защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);

защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием; защита с помощью ограждений; экранирование; блокировка; герметизация; принцип слабого звена. Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

Методы обеспечения БЖД. Как известно, метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой т.е. достичь определенного уровня безопасности.

В безопасности жизнедеятельности существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер. (см. Рис.2)

Принято выделить четыре метода БЖД:

    А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы.

    Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.

    В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).

    Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

Средства БЖД. Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты подразделяются по характеру их применения на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.), СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы и т.д. Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают работоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безопасности.

К средствам безопасности жизнедеятельности следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

1.1. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

Елагин Александр Георгиевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению потребностей в жизнедеятельности человека. Предлагается автором понятие феномена «потребность». Показана взаимосвязь потребности быть в безопасности с формированием мировоззрения, с источником активности человека, безопасным поведением. Предложены меры, реализация которых позволит «держать» опасности под контролем. Тем самым иметь качественно новый уровень защищенности от них.

Ключевые слова: потребность, мотивация, удовлетворение, действия, свобода, безопасность, деятельность, риски, правила, регламенты безопасности, государство.

THE NEED FOR A PERSON TO BE SAFE

Yelagin Alexander Georgievich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of ensuring protection of a public order chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the needs of human life. "Need" the author proposed the concept of the phenomenon. The interrelation needs to be safe with the formation of world view, the source of human activity, safe behavior. The measures whose implementation would "hold" the danger is under control. Thus, to have a qualitatively new level of protection against them. Keywords: The need, motivation, satisfaction, action, freedom, security, activities, risks, rules, safety regulations, the state.

«Нет ничего ценней, чем собственная безопасность» Неизвестный автор

Исторический опыт свидетельствует, о том, что с момента зарождения жизни на нашей планете, человек в процессе своего существования и развития всегда стремился к различным потребностям (желаниям)1, в том числе и в сфере безопасности. Иными словами, потребность связана с нашей (порой нерадостной) действительностью, жизнедеятельностью в целом, и в более конкретной, специфической -в контексте существования человека.

Понятие «потребность» в современных условиях стало бесспорно престижным (как впрочем, и безопасность) позитивным, необходимым, создающим условия для совершенствования и развития, прежде всего человека. В этом случае, потребность - это то, что требуется человеку, всем нам. Это может произойти в том случае, когда у него возникает определенное чувство неудовлетворенности дома, на работе, в социуме.

Обзор специальной литературы исследуемого феномена показывает, что существует достаточно боль-

1 Близко к понятию потребность является слово желание. Потребность и желание понятия однопорядковые, но не тождественные. В этом случае, некоторые исследователи считают, что человек - это продукт непотребности, а страстного желания.

шой разброс мнений относительно его основных характеристик. Некоторые научные работники понимаю потребность как: нужду о чем-то, неосознанный побудитель активности личности, сегмент внутреннего мира человека. Для других это: структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности; первопричина жизни, свойства всего живого. Третьи представляют потребность, как необходимость в определенных условиях; противоречие между имеющимся и необходимым; дефицит в чем-либо существенным. Для четвертых, наконец - состояние недостатка в чем-либо; состояние стимулирующее деятельность, направленную на восполнение недостатка; первоисточник мотивации и др. Таким образом, понятие «потребность» имеет различные характеристики, что говорит о его популярности, и в тоже время неопределенности.

Вместе с тем потребность персонифицирована, всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Это основной источник активности человека в его жизнедеятельности. В свою очередь активность проявляется через определенные целенаправленные действия и мотивацию. По этому поводу Гегель ранее писал так: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекает из потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль». В этом случае, основным критерием эффективности этих действий является соотношение страстей, интересов и мотивов.

А.Н. Леонтьев рассматривал предмет потребности -мотив деятельности2. В этом случае, смысл феномена «потребность» сводится к следующей взаимосвязанной схеме: потребность - действия - мотивация -удовлетворение. Таким образом, потребность - это объективно осознанная мыслительная деятельность человека (движущая сила) способная удовлетворить его желания жить без страха, нужды, хаоса, опасностей, во взаимодействии с предметным миром.

Человеческие потребности беспрерывны, весьма разнообразны. В этом случае, прав был Демокрит: «человек не знает границ своих потребностей». Они могут со временем меняться, одни уходят, другие приходят. Что вообще-то естественно. Но самое главное, они должны быть удовлетворены. В этом состоит сущность потребностей. Аксиоматически следует признать, что человеческая жизнь состоит из потребностей и их удовлетворения. В этом случае, мы можем говорить об ощущении счастья. В противном случае -формируется определенная неудовлетворенность. Здесь важен категорический императив Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив, будь им». Это касается и гедонистической потребности - потребности получения удовольствия.

В ходе исследования, выявлены и анализируются многочисленные потребности. Однако, прежде чем перейти к их освещению, одно маленькое замечание. На наш взгляд, не совсем корректно выделять и различать их на основные и не основные. Человек определяет их для себя сам, потому, что «они определяются условиями жизни» (Гераклит).

Также установлено, что не существует полной классификации потребностей. Из всей совокупности потребностей, выделим те, которые актуальны в современных условиях, и требуют более детального изучения.

2 Цит. по: Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

Пробелы в российском законодательстве

Прежде всего, нам нужна потребность в стабильности, консолидации уверенности в завтрашнем дне (сложившаяся ситуация в Российской экономике не дает оснований в этом). Для этого необходимо потребность в сохранении мира. В последнее время потерялась потребность в общении, единении коммуникации. В тоже время появилась активность потребности к потребительству. Не умаляя интереса к этой потребности, сошлюсь (для дальнейших раздумий) на Библию, Новый завет (глава 6, статья 8) «Имея пропитание и одежду, будь доволен тем. А желающих обогатиться, входят в искушение.... ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклоняются от веры и сами себя подвергают многим скорбям». В современных условиях, как впрочем, и ранее, нужно больше делать для удовлетворения потребности в обеспечении счастливой старости. Необходимо говорить о растущей потребности в морали, ценностях, культуре, идеалов.

Совершенно очевидно, что также существует потребность в уважении государством и его органов, в том числе, бизнесменов и олигархов к каждому человеку, а также человека к человеку и его самореализации. Необходима также потребность к творческой свободе (не свободе дозволенности). Без этого, никакие демократические «цели» не реализуются. И, конечно же, базисная потребность - быть в безопасности. Некоторые авторы эту потребность объясняют, как «обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей» (В. Хендерсон); «поддержание безопасности окружающей среды (С.А. Мухина, И.И. Тарков), «предупреждение опасности для жизни» (Д.Орем). Как видим, речь идет о лингвистических оттенках характеристики данной потребности.

Основной проблемой обсуждавшейся мыслителями различных эпох, в том числе, и в современных условиях - была и остается проблема безопасности. Она признается во всем мире. В трактовке проблемы безопасности наблюдалась следующая эволюция их взглядов. Безопасность:

а) цель создания государства;

б) высшее благо для людей;

в) справедливость;

г) развитие;

д) фактор жизни и др.

В целом, безопасность - основная составляющая бытия, мировоззрения (система взглядов человека на этот феномен и его место в нем) человека в процессе его жизнедеятельности. Этот процесс для человека, во все время, сопровождался внутренней потребностью - быть в безопасности, быть защищенном от угроз природного, техногенного, социального, террористического характера. Это чувство, желание заложено в самой природе человека, «природной необходимостью и природной естественностью» (Ж.Ж Руссо). В свою очередь, общеизвестно, что человек является одним из источников возникновения многих опасностей. Здесь мы видим основной парадокс теории жизни и безопасности. Человек хочет находиться в безопасности, но является основным источником опасности. Получается заколдованный круг. И разорвать его можно только, совместными действиями, как самого человека, так и государства, его институтов для достижения совместных целей в сфере обеспечения безопасности. Иными словами, потребность человека быть в безопасности, как это не банально зависит в первую очередь от самого человека, его позитивной

деятельности. Тогда будет благо3. Это также является основным мотивом этой деятельности людей и общества, направленный, прежде всего на устранение условий приводящих к возникновению чрезвычайной ситуации. По мере развития этих процессов все больше число членов общества будет непосредственно осознавать общественную активность, и проявлять личную заинтересованность в максимально позитивных действиях для удовлетворения исследуемой категории.

В этом случае, под потребностью быть в безопасности, следует понимать осознанную человеческую необходимость и деятельность, направленную на ее удовлетворение, через определенные отношения человека с человеком, окружающей средой с целью безопасного функционирования и развития.

Сгруппировать множество человеческих потребностей предпринял американский психолог А.Г. Маслоу. Основная его заслуга заключается в том, что он предложил теорию иерархии потребностей в виде определенной пирамиды сущность, которой заключается в следующем: человек не может испытывать потребностей более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах.

Тот же А.Г. Маслоу утверждал, что потребность -быть в безопасности одна из основных, и с этим следует согласиться. Прежде всего, потребность в безопасности относится к уровню витальных, то есть жизненно важных. Иными словами потребность в безопасности как уже отмечалось, обеспечивает выживание, освобождает от страха, нужды, тревоги хаоса.

Во-вторых, потребность в безопасности взаимосвязана с формированием философского и религиозного мировоззрения, как обыденного (житейского) так и теоретического, на социально-правовое явление-безопасность, через науку о безопасности жизнедеятельности, как системы рациональных знаний об опасностях и методах, способах защиты от них. Познание этих знаний указывает направление деятельности субъектов, обеспечения безопасности гарантированно допустимого обществом уровня защищенности социума от рисков. Иными словами, конечная цель познания в нашем случае, удовлетворение базовой потребности человека - быть защищенным. «Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следова-

тельно менее опасным» .

В-третьих, потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку человек уязвим, независимо от физических данных, богатства, власти и др.

В-четвертых, потребность в безопасности и защищенности - является источником активности (через действия), индивида вследствие которых, удовлетворение этой потребности гарантирует, отсутствие негативных последствий от воздействия опасностей. Потребность в безопасности, это «толчок» будущего развития, безопасного поведения бдительности, подозрительности5, предсказуемости и самоорганизованности.

В-пятых, с моральной точки зрения (и не только это) потребность в безопасности важнее потребности в

3 В противном случае, директор западногерманского института слаборазвитых стран Ф.Бааде высказывает следующую мысль: «Земля стала «трудным ребенком Вселенной» и истребить население Земли, признав землян неисправимыми, технически не составит труда.

4 http://www. socioeogy deep. ru/sdps-819-1. htme.

5 По мнению, английского историка Т.Фуллера, подозрительности, если держать ее при себе, - мать безопасности.

свободе; потребность в безопасности возникает тогда, когда в окружающей среде присутствует (а их несколько сотен) опасности, угрозы, риски, элементы хаоса. Удовлетворение этой потребности должно осуществляться без наличия тиранов, диктатуры и др.

В-шестых, потребность чувствовать себя в безопасности, тогда приводит к отрицанию самой опасности, проявляется чувство успокоенности, чувство деаксии (отсутствие очевидности).

В-седьмых, потребность в безопасности оказывает серьезное влияние на формирование поведения. Согласимся, что это потребность в явном виде возникает, как правило, у взрослого человека. Нет пока этой потребности у новорожденного, грудного младенца, дошкольника, школьника. Но это совсем, не говорит о том, что последним не следует фиксировать внимание на это явление. Родители уже с раннего возраста, должны прививать ему определенный порядок, связанный с его поведением. Иными словами, мы прививаем ему потребность безопасности. В школьный период уже происходит встреча с вышеназванной потребностью. Этот процесс в специальной литературе называют опредмечиванием потребности, в котором рождается мотив, при котором меняется тип поведения. Для всех лучше - безопасного поведения, которое формируется в процессе общественной жизни.

Основной путь безопасного поведения - изначальные знания правил, регламентов, требований безопасности и, конечно же, их соблюдение. Иными словами, соответствие поступков, действий, идеальным образцам, моделям. Думаю, что в обозначенной теме нет никакой новой идей. Важна его реализация. По этому поводу А.Г. Маслоу писал: «Среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасности, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, оберегающие его от опасности6. Это утверждение американского социолога, раскрывает сущность содержание «понятие абсолютной безопасности». Однако после трагедии с «Титаником», Чернобыльской катастрофой, катастрофой г. Нью-Йорка (11 сентября 2001 г.) весь мир перешел к парадигме допустимого (приемлемого) уровня риска.

В современных условиях усиливается потребность в безопасности и защите, потому что, появляются новые (цивилизованные) риски. Ну, например - космические, электромагнитные и др. Вызывает вопрос, как удовлетворить эту потребность? Человеку, государству, работодателю. Раскрывать подробности деятельности каждого из перечисленных субъектов обеспечения безопасности не было предметом этой статьи.

Тем не менее, несколько размышлений. В последнее время стали появляться статьи (в основном в интернете) в которых, прямо или косвенно (ссылаясь даже на отечественные мнения) указывается на следующее: а)никаких средств или мероприятий безопасности сейчас нет; б) в ряде случае указывает на гипертрофированную безопасность; в) безопасность - предрассудок, ни один человек не испытал ее в полной мере7. Трудно полностью согласиться, с такими высказываниями. Слишком они категоричны, не подкрепленные ни тео-

6 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е. изд. - СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

7 http://www. popsy. ru /articles/full/stati/osnovnoj instinrt potrebnost

рией не практикой и не соответствуют реальной действительности в этой сфере.

Появление новой Стратегии национальной безопасности, обращение Президента Российской Федерации к этой проблеме в ежегодных Посланиях Федеральному собранию, и многое другое говорит об обратном. Во многих странах, в т. ч. и в России вместо свободы предпочитают безопасность. Опасности известны, познаваемым и управляемым и находятся под контролем. И все же для обывателей и руководителей постулат «пока вы в состоянии думать и делать - вы в безопасности» заключается в реализации простых действий направленных на следующее:

Формирование всеобщего интереса к проблемам обеспечения безопасности;

Необходимости соблюдения требований, правил, регламентов безопасности;

Адекватности поведения при чрезвычайных ситуациях;

Формирование комплексных интегрированных систем обеспечения безопасности;

Реализации в контрольной деятельности «риск -ориентированного подхода». Это некоторые условия, которые, по мнению автора, позволяют поднять на качественно новый уровень защищенности человека, общества, тесно связав их с ростом деятельностного подхода.

И последнее. Интеграция интеллектуальных усилий инновационных решений и целенаправленных, осознанных, обоснованных, рациональных действий субъектов комплексной системы обеспечение безопасности основной путь гарантирования безопасности. Системообразующим элементом данной системы по-прежнему является государство. В этой связи, руководство страны поставило цель: «добиться высокого уровня жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной»8. Это приоритетная деятельность государства, его структур, негосударственных и общественных структур, и нас с Вами.

Список литературы:

1. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2013.

Мотивация активности человека, как показали исследования в области медицины и психологии, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.

Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности.

Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов: жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху каменного века не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.

Однако, как установил основоположник теории мотивации американский социолог А.Маслоу («Мотивация и личность», 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Общепринятой считается классификация А. Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2), где потребности размещены в иерархическом порядке.

В основе теории мотивации Маслоу лежат следующие факты:

Человека мотивируют его неудовлетворенные потребности;

Перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.

Согласно теории мотивации Маслоу существуют общие потребности для человека (физиологические, безопасности, любви, уважения), которые должны быть удовлетворены до того, как человек перейдет на более высокий уровень мотивации, где материальные ценности уже не играют такой роли.

Физиологические потребности – потребности, обеспечивающие выживание человека (это вода, еда, отдых, секс).

Потребность в безопасности – защита от физических и психологических угроз окружающего мира и уверенность в том, что эти потребности будут удовлетворены и в будущем.

Социальные потребности социальное взаимодействие с другими людьми. Тебя принимают и понимают окружающие люди.

Потребность в уважении – самоуважение, компетентность, признание.

Потребность самовыражения, самореализации – реализация своего внутреннего потенциала и развитие человека как личности.


Рис. 2. Базовые потребности человека по А. Маслоу

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные - приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, во сне, в продолжение рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).

Далее идут потребности, свойственные только homosapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности . Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму . «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ и социолог XX века ХосеОртега-и-Гассет ).

Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).

Уместно, правда, отметить важное замечание А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз.

Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.

С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества.

Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации . Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении, а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовыхпотребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной .

Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов: жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации справедливо лишь для современных условий.

В основе теории мотивации Маслоу лежат следующие факты:

  • человека мотивируют его неудовлетворенные потребности;
  • перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.

Согласно теории мотивации Маслоу существуют общие потребности для человека (физиологические, безопасности, любви, уважения), которые должны быть удовлетворены до того, как человек перейдет на более высокий уровень мотивации, где материальные ценности уже не играют такой роли.

  • * Физиологические потребности - потребности, обеспечивающие выживание человека (это вода, еда, отдых, секс).
  • * Потребность в безопасности - защита от физических и психологических угроз окружающего мира и уверенность в том, что эти потребности будут удовлетворены и в будущем.
  • * Социальные потребности - социальное взаимодействие с другими людьми. Тебя принимают и понимают окружающие люди.
  • * Потребность в уважении - самоуважение, компетентность, признание.
  • * Потребность самовыражения, самореализации - реализация своего внутреннего потенциала и развитие человека как личности.

Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).

Уместно, правда, отметить важное замечание А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз.

Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи - вместе безопаснее.

Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации. Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении, а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной.

Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Вверх