Мемориал электронный архив вов пропавших безвести. Как узнать о судьбе погибшего или пропавшего в годы великой отечественной войны предка. Алгоритм поиска пропавшего родственника


1896
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая - Фаина Гиршевна Фельдман)
советская актриса. Родилась в Таганроге. Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах. В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).
Фаина Георгиевна и в жизни отличалась острым, беспощадным языком. "Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи", - это ее слова.
* * *
Раневская постоянно опаздывала на репетиции, Ю.А.Завадскому это надоело, и он попросил актеров о том, что если Раневская еще раз опоздает, то просто ее не замечать.
Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:
- Здравствуйте!
Все молчат.
- Здравствуйте!
Никто не обращает внимания. Тогда она в третий раз:
- Здравствуйте!
Опять та же реакция.
- Ах, никого нет?! Тогда я пойду поссу.
* * *
Любимая история Олега Даля о Раневской:
Снимается она в натуре. В чистом поле. А у Раневской неважно с желудком. Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец появляется и величественно говорит: Господи! Кто б мог подумать, что в человеке столько говна!
* * *
Когда вышел фильм "Подкидыш", то популярность Раневской, особенно среди детей, достигла своего апогея. Когда Фаина Георгиевна шла по улице, то за ней бежала ватага мальчишек и кричала: "Муля! Муля! Муля!". Как-то ей это очень надоело, она обернулась, поправила пенсне и сказала, грассируя:
- Пионеры, идите все в жопу!
* * *
Когда у Раневской спрашивали, почему она так много меняла в своей жизни театров, она отвечала:
- Я в молодости испытала все виды любви, кроме скотоложства.
* * *
Про свой последний театр в жизни - театр имени Моссовета - она говорила:
"Я жила со многими театрами, но ни с одним не испытала удовольствия. Репетиции Завадского - это месса в бардаке".
* * *
"Сниматься в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность".
* * *
О своей жизни Фаина Григорьевна говорила: "Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар". "Всю жизнь проплавала в унитазе стилем баттерфляй".
* * *
Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит Раневская на тротуаре и кричит только ей присущим голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артистки на дороге не валяются!
* * *
Созданным Раневской образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины - с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии. Лауреат Сталинских премий (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями. Фаина Григорьевна Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокоми званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью. Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Фаина Григорьевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.
«Характерная актриса? - недоумевал Осип Наумович Абдулов. - Чепуха! Она целая труппа. Да, да! В старину антрепренёр отбирал актёров по амплуа. Так вот, Фаина - и «героиня», и «травести», и «гранд-кокет», и «благородный отец», и «герой-любовник», и «фат», и «простак», и «субретка», и «драматическая старуха», и «злодей». Все амплуа в ней одной». Теперь-то понятно: Раневская - это театр одного актёра. Точнее, человек-театр. И величайшая несправедливость заключается в том, что у такого человека, в сущности, никогда не было «своего театра», где можно было бы всласть переиграть всё, чего душа пожелает. Фаина Георгиевна однажды с грустью сказала об этом вдове Бертольда Брехта, который, будучи в полном восторге от Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм», «настоятельно просил» актрису сыграть мамашу Кураж. Ю.Завадский тогда заверил драматурга, что непременно поставит его пьесу, но обещания не сдержал. Мало того, злосчастную Маньку, эту крошечную эпизодическую роль, целиком сымпровизированную Фаиной Георгиевной и, без преувеличения, ставшую гвоздём всего спектакля («Що грыте?»), театральное руководство решило в конце концов «изъять» из историко-революционного «Шторма» - от греха подальше. А то прямо беда с этой Раневской: как только она уходила со сцены, зрительный зал покидала большая часть публики. Порой она действительно делала роль буквально из ничего. «Однажды позвонил ко мне режиссёр и попросил у него сниматься, - рассказывала актриса. - На вопрос, какая роль, он ответил: “Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочется видеть вас в моём фильме. В сценарии есть поп, и, если вы согласитесь сниматься, могу сделать из него попадью”. <…> Этим режиссёром был талантливый, милейший человек Игорь Савченко. Мне вспоминается, как он поставил передо мной клетку с птичками и сказал: “Ну, говорите с ними, говорите всё, что вам придёт в голову, импровизируйте”. И я стала обращаться к птичкам со словами: “Рыбки мои, дорогие, вы всё прыгаете, прыгаете, покоя себе не даёте”. Потом он подвёл к закутку, где стояли свиньи: “Ну, а теперь побеседуйте со свинками”. И я говорю: “Ну, дети мои родные, кушайте на здоровье”». Иногда неуёмному дарованию Раневской бывало тесновато даже в рамках вполне законченного образа. Об её «Странной миссис Сэвидж» писали так: «Раневская была неизмеримо выше своей героини. Цельная, огромная личность блестящей актрисы парит, как “божий дух”, над пьесой, над ролью…» Какое счастье, что и для детей Фаина Георгиевна в разные годы жизни отщипывала от своего огромного «терпкого таланта» (А.Н.Толстой) по ма-а-аленькому кусочку! Так появилась смешная и трогательная Лёля из комедии «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), добрая Бабушка из фильма «Слон и верёвочка», вредная и обаятельная Мачеха из шварцевской «Золушки»… Поразительно, но и в «Золушке» великая актриса ухитрилась «влезть в соавторы», добавив от себя целый ряд остроумных, запоминающихся реплик. Излишне говорить о том, что любая, казалось бы, ничего не значащая реплика в устах Раневской превращалась почти в афоризм. Озвученная ею фрёкен Бок из мультфильмов про Карлсона вся целиком разошлась на цитаты. По слухам, сама актриса даже удивлённо ворчала по этому поводу: подумаешь, сказала несколько слов перед микрофоном, а шума-то, шума… А ведь и вправду удивительно. В спектакле "Шторм" В.Билль-Белоцерковского Государственного академического театра имени Моссовета Ф.Раневская так сыграла небольшую роль спекулянтки, что этот образ стал одним из ярчайших образов спектакля (из коллекции радиофонда, запись 1952 года). А исполненная Ф.Раневской на сцене того же театра роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина…" (постановка - А.Эфроса) вызвала настоящее эмоциональное потрясение у зрителей и слушателей - спектакль был записан в 1976 году и хранится в коллекции радиофонда. Радиофонд также располагает записью сцен из спектакля "Последняя жертва" А.Островского. Ф.Раневская - в роли Глафиры Фирсовны. В поисках "своего театра" Ф.Раневская не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В собрании радиофонда есть запись спектакля "Закон чести" А.Штейна Московского театра драмы (ныне - Московский академический театр имени Вл.Маяковского). Ф.Раневская - в роли Нины Ивановны, и сцены из спектакля Московского драматического театра имени А.С.Пушкина "Деревья умирают стоя" А.Касона. Ф.Раневская - в роли Бабушки. Первый радиоспектакль с участием Ф.Раневской был записан на радио в 1946 году - "Дэвид Копперфилд" Ч.Диккенса, в роли Мисс Тротвуд. В ролях: В.Сперантова, М.Яншин, Е.Фадеева, О.Викландт и другие артисты московских театров. А в радиоспектакле (одноактной комедии) "По ревизии" сыграла яркую, характерную роль Рындычки. В других ролях: М.Яншин, Н.Гриценко, О.Викландт, А.Кубацкий. "Жемчужины" коллекции радиофонда - радиоспектакль "Бабуленька" Ф.Достоевского (по роману "Игрок"), в роли Бабуленьки, и инсценированный рассказ А.Чехова "Беззащитное существо". В ролях: Ф.Раневская, О.Абдулов, Н.Якушенко. В разные годы Ф.Раневская записала на радио литературные произведения Н.Лескова, А.Чехова, В.Ардова. А в записи передачи по произведениям и с участием А.Барто исполнила две детские песни на стихи А.Барто: "На углу, на перекрестке, зеленели, как в саду" и "Я прошу вас, пионеры, охраняйте деревца". Сохранилась запись выступления Ф.Раневской о начале ее сценической деятельности в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. О встрече с замечательным актером Илларионом Певцовым и его влиянии на дальнейшую творческую жизнь актрисы. В собрании радиофонда также хранятся документальные записи выступлений о Ф.Раневской - Ю.Завадского, Д.Журавлева, А.Адоскина, Г.Бортникова, А.Баталова, Г.Волчек. Они вспоминают о душевной щедрости и обаянии Ф.Раневской, высокой требовательности к себе, о сыгранных ролях в театре, на радио в кино.

Материал из Фамильного навигатора

ОБД «Мемориал» - обобщённый электронный банк данных (ОБД), содержащий информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период. База данных создана Министерством обороны Российской Федерации (Минобороны России), техническая часть проекта реализована корпорацией «Электронный архив».

С 2007 года находится в открытом доступе в интернете по адресу: http://www.obd-memorial.ru . Для просмотра базы данных требуется установка программы Flash 9.

История создания

Работа над ОБД «Мемориал» была начата в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 года №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».

  • В 2006-2008 годах Военно-мемориальным центром Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) была проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система, не имеющая аналогов в мировой практике. ОБД был создан путём сканирования, обработки и занесения в информационно-поисковую интернет-систему архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны России и в Военно-мемориальном центре ВС России.
  • К 2008 году в рамках проекта отсканировано и размещено в открытом доступе в интернете около 10000000 листов архивных документов и свыше 30000 паспортов воинских захоронений. Содержащаяся в них персональная информация составила более 20000000 записей (нередко несколько записей относятся к одному и тому же человеку).
  • В 2008 году начался второй этап работ: уточнение информации по конкретным персонам и объединение записей из разных источников, относящихся к одному лицу. Благодаря системе обратной связи пользователи ОБД «Мемориал» могут также сообщать о замеченных неточностях в базе или присылать свои дополнения.

В дальнейшем ОБД планируется пополнить информацией, касающейся погибших и пропавших без вести воинов в период других военных конфликтов XX века, находящейся на хранении в архивах Российской Федерации.

Представление информации в ОБД

Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. В ходе создания ОБД «Мемориал» были обработаны фонды 58 и 33 («Донесения боевых частей о безвозвратных потерях» и картотека учёта советских военнопленных), хранящиеся в ЦАМО России, а также документы фонда «Паспорта захоронений», хранящиеся в ВМЦ ВС России.

Основной массив обработанных документов составляют:

  • донесения боевых частей о безвозвратных потерях,
  • прочие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медицинских санитарных батальонов (медсанбатов), трофейные карточки советских военнопленных и т. д.),
  • паспорта захоронений советских солдат и командиров (офицеров).

Каждая запись в ОБД содержит фамилию, имя, отчество, дату рождения, дату выбытия и место рождения военнослужащего (при условии, что все они указаны в документе). Более того, на сайте выложены отсканированные копии всех исходных документов, содержащих информацию о персонах. В них нередко содержатся дополнительные данные, в том числе имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки.

Проблема ограничения доступа

С 28 января 2010 года доступ к части информации о персоналиях был ограничен в связи со вступлением в силу Федеральных Законов от 27 июня 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред., ст.9 и ст.19), а также от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. ст.25). Как сообщалось на сайте ОБД, информация, которая может послужить поводом для умаления достоинства личности, чести и репутации воинов (о людях, перешедших на сторону немецких войск, об осужденных военным трибуналом и т. п.). заменена на общие формулировки («отправлен на передовую» и иная причина выбытия, смерти), а также был ограничен доступ к просмотру электронных копий документов, на которых, помимо конкретно разыскиваемого воина можно увидеть информацию на других людей с указанными выше причинами выбытия.

Эта мера вызвала широкое обсуждение, вскоре на сайте Солдат.ru было опубликовано письмо Президенту России Д. А. Медведеву с просьбой разобраться в ситуации и восстановить доступ пользователей к сведениям ОБД. Письмо было подписано поисковиками России, стран СНГ и Балтии, родственниками погибших и пропавших без вести воинов, представителями общественности. Под письмом на сайте Солдат.ru, а также на форуме сайта ВГД было оставлено несколько тысяч подписей, письмо было также размещено в блоге Президента.

9 февраля 2010 года в программе новостей телеканала НТВ был показан сюжет о закрытии части информации в ОБД; в интервью корреспонденту НТВ начальник Управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества Александр Кириллов сообщил, что в течение февраля управление планирует разобраться с ситуацией, поскольку «не для того база данных создавалась, чтобы ее разместить и закрыть».

В начале марта 2010 года на сайте ОБД появилось сообщение о том, что ограничения по работе с информацией сняты, поскольку Главное правовое управление Минобороны России проанализировало данный вопрос и решило, что информация на сайте ОБД «Мемориал» не подпадает под действие вышеуказанных законов и свободный доступ к ней следует восстановить.

Вы говорите мне: «Зачем искать?

Давно исчезли те, кто здесь убиты,

Ушли и те, что их могли бы ждать,

И все они давным-давно забыты…»

Из песни поисковиков

Почти в каждой семье нашей страны есть родственники, без вести пропавшие во время Великой Отечественной войны. Какие-то разрозненные сведения хранятся в семье, у кого-то сохранились фотографий. Но когда видишь фамилию родного человека в донесении базы «Мемориал», например, почему-то отчетливее представляешь поезд под обстрелом, окопы … И кажется, что если узнаешь хоть что-то еще, твой солдат не будет таким одиноким в своей безвестной могиле. И надеешься, что не вернувшиеся воины не останутся без молитв.

О том, где и как искать информацию о месте захоронения солдата Великой Отечественной Войны, «Фоме» рассказал Дмитрий Александрович Белов, кандидат исторических наук, директор научно-исследовательского Центра региональной истории Волгоградской государственной академии последипломного образования, вице-президент Международного благотворительного фонда «Сталинградская битва».

ШАГ 1. С ЧЕГО НАЧАТЬ

Самый быстрый способ найти своего родственника, погибшего в Великую Отечественную Войну - это обобщенный банк данных «Мемориал», база Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО):

Для этого:

1. Заходим на сайт Центрального архива Министерства Обороны РФ, где размещается электронная наиболее полная в нашей стране база данных погибших в ВОВ: www.obd-memorial.ru

2. Заполняем графы «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Год рождения» своего погибшего родственника:

3. В идеале получаем результат из нескольких строк с более или менее полной информацией и продолжаем изучать материалы в сторону конкретизации точного места захоронения.

4. В фамилии или имени, или в отчестве меняем буквы, подбирая их таким образом, как если бы их писал малограмотный человек или исходный документ плохо читаем и есть альтернативные варианты прочтения. И возможно, вы наткнетесь на дополнительные документы из базы данных архива.

На этом этапе поиска для начала достаточно фамилии, имени, отчества, года рождения, желательно - звание. Если он Иванов Иван Иванович, то, конечно, будет сложнее. Надо проявить упорство, чтобы убедиться, что это именно тот человек, который нужен, понадобятся подробности – ФИО жены, мамы, название деревни, города, откуда он был призван, место рождения (в соответствии с административно-территориальным делением СССР в предвоенные годы – прим. ред.).

Стоит обратить особое внимание на четвертый пункт. В базе данных действительно встречаются глупые орфографические ошибки. Моего прадеда звали Андрей Кириллович. Я написал «Кириллович» как нормальный человек с двумя л, а потом подумал, что не все знают, как Кириллович пишется…

Набрал Кириллович с одной «л» и тут же нашел место захоронения. Также и Филиппович – может быть и Фелиппович, и с одной «п», и так далее. И в фамилии, и имени тоже лучше пробовать менять буквы на тот случай, если их писал малограмотный человек или исходный документ плохо читаем. Такие моменты надо учитывать.

В идеале результатом ваших поисков должен стать документ о месте захоронения родственника и информация, в каком воинском подразделении (армия, дивизия или полк) он воевал.

Если никакой информации нет, можно надеяться, что поисковые отряды, которые занимаются поиском и захоронением останков солдат, что-то найдут. Если поисковикам удалось найти кого-то, они обращаются в военкомат, ищут родственников сами.

Но можно продолжить поиски самостоятельно. В таком случае надо собрать максимально возможное количество информации, чтобы начать качественно новый этап поиска.

Что нам может в этом помочь?

ШАГ 2. СБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сохранились ли письма?

Самое главное в письмах - номер полевой почтовой станции (ППС) на штемпеле конверта. По нему можно установить номер дивизии, полка и т.д.

Мощный ресурс: очень много документов по военной тематике, мемуары, сборники. Если известен номер дивизии, район боев, то можно хотя бы в общих чертах найти описание.

База данных «Подвиг народа»

Проект ЦАМО.

Это база данных, где есть информация о воинах, награжденных медалями. База пока не полная, еще не все документы отсканированны.

На этом ресурсе есть несколько баз данных по госпиталям. Набираете номер госпиталя, нажимаете Enter и смотрите, какую дивизию он обслуживал.

И еще много всяких справочников по родам войск, погонам, оружию.

Но самое ценное на Солдат.ру форум http://soldat.ru/forum/

Если на нем зарегистрироваться, то можно получить консультацию совершенно незнакомых историков, специалистов, всех, кто увлекается поиском, работников военкоматов.

Для регистрации в верхней части этого сайта (см. на картинке выше нижний правый угол) нужно нажать кнопку «Регистрация». Далее нужно заполнить форму регистрации.

Потом создать тему (лучше назвать ее кратко, например, «№__-тая стрелковая дивизия. Ищу родственника»). После этого Ваш запрос смогут прочитать все желающие, которые посетят этот сайт. Не сомневайтесь! Таких незнакомых и неравнодушных людей будет достаточно. Каждый поможет Вам информацией, которой располагает. Одни будут отвечать, советовать, консультировать, другие - рекомендовать сайты, сканировать нужные Вам документы, отрывки книг и т.д.

Другие ресурсы

Есть еще множество ресурсов, которые публикуют интервью ветеранов, биографии. Но стоит учитывать, что эти источники, как правило, не представляют исторической ценности ни для исследователя, ни для того, кто хочет использовать этот материал в поиске.

С помощью Министерства обороны Российской Федерации был создан электронный банк «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» который находится по адресу podvignaroda.mil.ru, на нем можно найти информацию о подвигах и наградах своих отцов, дедушек и бабушек по имени и фамилии. Поиск происходит по военным архивным документам, которые были оцифрованы и занесены в базу сайта.

Как и где искать?

Сайт “Подвиг народа” – это самая полная и актуальная база данных по участникам Великой Отечественной Войны - есть информация практически обо всех воинах. На первом этапе оцифровки с 2010 по 2015 года было внесено 30 миллионов записей по награждению орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также информация по 22 миллионам орденов Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы, а также 200 тысяч архивных дел общим объемом 100 миллионов листов!

Такая огромная работа была проделана ради главной цели проекта:

Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны .

Есть 3 главных вариантов поиска:

  1. Поиск людей и их наград
  2. Поиск указов и приказов о награждение
  3. Поиск данных по месту и времени

Чтобы найти человека используйте первый вариант поиска, для этого откройте сайт http://podvignaroda.mil.ru/ и перейдите на вкладку «Люди и награждения» и введите фамилию и имя человека, награды которого нужно найти.

Для поиска указов и данных по месту проведения военных действий, советуем использовать другой сайт - «Память народа» о котором будет рассказано ниже.

Если вы хотите произвести поиск по номеру награды, то этого не получится сделать, т.к. в документах по награждению номера наград не указаны.

Если информация о судьбе человека не известна, то сайт «Подвиг народа» вам не подойдет, т.к. он не содержит данные о погибших или без вести пропавших. Такую информацию следует искать на сайте www.obd-memorial.ru пробуя различные написания фамилий и имен т.к. в документах военного времени могли содержаться ошибки в ФИО или дате рождения.

Напомним, что инициатором данного проекта является Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, а техническая поддержка осуществляется компанией «ЭЛАР». Спасибо им за этот сайт!

Информация берется из двух фондов: Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО) и Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (ЦВМА).

Память народа

Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное - больше информации, карт и исторических данных.

С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.

Проект Память Народа реализован в соответствии с решением Российского оргкомитета Победа от июля 2013 года, поддержан поручением Президента и Постановлением Правительства России в 2014 году. Проект предусматривает публикацию в Интернет архивных документов и документов о потерях и награждениях солдат и офицеров Первой Мировой войны, развитие ранее реализованных Минобороны России проектов о Второй Мировой войне ОБД Мемориал и Подвиг Народа в один проект - Память Народа.

На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.



Рисунок 1 - Современная карта боевых операций во время ВОВ.

На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.


Рисунок 2 - Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.

Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.

Вверх