Как нарисовать березу осенью карандашом поэтапно. Мастер-класс по рисованию "Осенняя берёзка". Поэтапное рисование березы

Описание процесса рисования:

В этом видео я покажу вам как написать зимний пейзаж, используя всего лишь три цвета, несколько кистей и что самое интересное, пластиковую карту.

В этюде я буду использовать три цвета: охру, синий и тёмный коричневый.

Начинаю с дальнего плана, аккуратно равномерно увлажняю половину картинки. Смешиваю светлый оттенок серого и заполняю им увлажнённую половину листа. Теперь ввожу деревья дальнего плана, для этого синий немного усложняю коричневым. Я жду приблизительно одну минуту, а затем держа карточку под небольшим углом, прокорябываю светлые участки стволов и веток. Это можно делать и вертикальными, и поперечными стволу движениями. Я слегка подсушиваю этот слой для того, чтобы нанести тёмные участки берёз. Если смешать синий с коричневым, то получится достаточно сложный оттенок тёмно-серого. Этот цвет я набираю ребром карты. Начинаю с нижней части берёз. Проскальзывая легко по стволу поперечными стволу движениями я получаю чёрные отметины на берёзах.

Смачиваю ту часть, где у меня течёт ручей. Теперь ввожу серо-голубой в воду ручья, а затем добавляю более тёмный туда, где у меня отражения чёрных отметин стволов берёз и край, примыкающий к снежному покрову. Теперь остаётся написать ветки. Ветки у берёз бывают разные в зависимости от её вида. Те ветки, которые дальше от нас, за деревом, имеют более светлый голубоватый оттенок. Те ветки, которые ближе к нам тёплый коричневый и более тёмный.

И вот на этом работу можно было завершить, но я пойду чуть-чуть дальше, чтобы показать вам более художественный ход. Я полностью посушила картинку и теперь могу действовать вторым слоем. Я беру охру и делаю немного теплее стволы берёз. У нас появляется третий цвет и более интересный колорит.

А теперь я добавлю прошлогодней травы, для этого я буду использовать очень интересный приём картой. Делаю каплю краской и отрывистыми движениями вытаскиваю краску, чтобы получалась трава. Можно чуть-чуть смешать с синим, получатся более интересные, разнообразные оттенки.

Теперь немного объёма даём снежным сугробам. Для этого по снежному краю ручья я даю теневой цвет и под травинками тоже, чтобы получились углубления, как возле деревьев. И посмотрев, где что-то ещё можно добавить по композиции, мы добавляем более тёмные участки снега либо торчащих веточек, так чтобы завершить образ.

Рисовать по мокрой бумаге мы уже пробовали в прошлых уроках. Сейчас я хочу рассказать еще несколько простых приемов в акварели. Этот урок для тех, кто только начинает свой путь в освоении акварельных красок. Он очень простой и получится, при желании, у каждого.
Сначала, как и раньше, попробуем сделать фон. Для этого прикрепим лист акварельной бумаги на планшет и поставим его под наклоном, чтобы акварель красиво стекала и разливалась по бумаге.

Лист необходимо смочить водой. Это можно сделать кисточкой (чистой) или губкой. По мокрой бумаге проводим несколько насыщенных мазков. Краска будет стекать вниз и плавно растворяться.

Чтобы сделать облака, возьмем салфетку и промокнем краску в нужных местах. Не растирайте краску, не трите салфеткой по бумаге - просто нежно промокните и все.


Вот такие облака у нас получились.


Теперь, пока бумага еще влажная, проведем под облаками кисточкой с насыщенным цветом. Можно вести не прямую линию, а немного неровную, чтобы получился дальний берег.


Задний план. Для того, чтобы прорисовать стволы берез, воспользуемся небольшим кусочком пластика. Можно взять старую использованную карточку и снять ею резким движением слой краски в самом густом месте.
Можно потренироваться сначала на отдельном кусочке бумаги. Не создавайте луж на листе - тогда у вас все получится. Если лист бумаги будет в наклонном положении, то и луж не будет.


Прорисовать стволы берез. Можно дополнить дальний лесок темными черточками - пусть будет смешанный лес, не только березовый.


В последнюю очередь на среднем и переднем плане прозрачно, чтобы не спугнуть очарование холодного утра, нарисуем деревья и ветки наклоненные почти к воде.

Безусловно, изящные белые березки – это одни из самых распространенных и всеми горячо любимых деревьев. Поэты нередко посвящают им строки своих красивых стихотворений, а художники изображают их черно-белые стволы на своих красочных полотнах. Поэтому, чтобы понять, как нарисовать березу, полезно будет ознакомиться с творчеством самых знаменитых живописцев, посетив для этого ближайший музей изобразительного искусства. Также можно нарисовать березу карандашом прямо с натуры, придя для этого в какой-нибудь парк либо даже в лиственный лес.
Перед тем как нарисовать березу стоит подготовить:
1). Ластик;
2). Альбомный листочек;
3). Карандаш;
4). Линер;
5). Разноцветные карандаши.


Легче всего понять, как нарисовать березу карандашом поэтапно, если не торопиться, а медленно рисовать каждое дерево шаг за шагом:
1. Наметьте линию горизонта. Изобразите тонкую тропинку приблизительно в середине. Наметьте пять стволов березок. Старайтесь, чтобы деревья были разного размера;
2. Прорисуйте стволы деревьев, изобразите ветки и наметьте характерные для берез полоски;
3. Вдали наметьте очертания леса. Нарисуйте на переднем плане пару камней;
4. Наметьте листву деревьев;
5. Теперь вы знаете, как нарисовать березу поэтапно с помощью карандаша. Но это всего лишь эскиз, который надо раскрасить. Но сначала обрисуйте эскиз линером. Березы также проштрихуйте линером, изобразив с его помощью характерный для них узор;
6. Ластиком удалите первоначальный эскиз;
7. Темно-серым карандашом закрасьте полоски, а также ветки берез;
8. Коричневым и серым карандашами заштрихуйте камни;
9. Зеленым раскрасьте листву берез;
10. Голубым обозначьте облака и заштрихуйте небо;
11. Темно-зеленым закрасьте лес, а ярко-зеленым – траву;
12. Коричневыми оттенками затонируйте тропинку.
Теперь береза карандашом нарисована и раскрашена. Чтобы пейзаж получился более реалистичным и красочным лучше использовать гуашь или же акварель. Также березы можно изобразить и обычным карандашом, более детально проработав рисунок с помощью штриховки. Можно создать очень красивую картину, если изобразить красками яркий осенний пейзаж, ведь в сентябре листва этих чудесных деревьев приобретает великолепный золотисто-желтый оттенок. Замечательно выглядят березки и зимой, когда их голые ветки украшают пышные снежные сугробы.

Тонкая, стройная береза всегда была символом красоты и застенчивости. Это красивое и полезное деревце, дающее вкусный сладкий сок, очень изящно и рисовать его одно удовольствие. Особенно береза великолепна летом, когда появляется пышная листва и березовые «сережки». Обязательно на природе сделайте несколько зарисовок простым карандашом, акварелью или акварельными карандашами, мелками и понаблюдайте, как ветер колышет ее тонкие ветви, как переливаются на солнышке блестящие резные листочки, прикоснитесь к теплому стволу. А теперь попробуем нарисовать березу акварелью.

Как нарисовать березу поэтапно?
  1. Возьмите плотный лист акварельной бумаги формата А4. Рисуем на его шероховатой стороне, а не на гладкой. Понадобится еще твердый грифельный карандаш остро заточенный. Не нужно только стараться делать грифель острым как иголочка, он будет царапать поверхность бумаги и акварельная краска, попадая в эти царапины, будет въедаться намертво и все они будут сильно заметны на рисунке. Делаем карандашом легкий набросок будущей березки. Ее особенности – это тонкий ствол и гибкие ветви, сгибающиеся под тяжестью листвы. Листочки небольшие, поэтому их мы изобразим только намеком, не прорисовывая тщательно.


  2. Намечаем карандашом области, где будет березовая листва. Поскольку она мелкая, то издалека будет казаться, что это плотная объемная масса. Области неровные, где-то часть веток спускается ниже, где-то она лежит ровных слоем, особенно наверху. Листва березы спускается как будто каскадом или большим зеленым водопадом.


  3. Теперь идет в ход акварель, и попробуем нарисовать березу красками. Прозрачной зелено-желтой краской закрашиваем поверхности, где будет листва. Нежно-голубым намечаем небо – сверху будет самая темная краска, а внизу светлая. Делаем плавный градиентный переход, добавляя больше воды, получается нежное летнее небо. Обозначаем траву под деревом.


  4. Усиливаем цвет неба, можно добавить либо теплый фиолет, либо холодный синий, намечаем тени. Каждая ветка похожа на большую гроздь, она имеет объем. Поскольку солнечный свет падает под углом сверху, то тень будет внизу. Не закрашиваем полностью поверхность, а как будто делаем кистью такие легкие мазки, обозначая мелкие скопления листиков березы. На самых светлых участках листья можно нарисовать небольшими черточками или точками, только наметить.


  5. В тенях добавляем больше темного, чтобы придать листве объем. Обратите внимание как перекрываются слои краски – с небольшими отступами. Сначала шел самый светлый слой акварели, затем чуть темнее и последний – самый темный. Вы можете сделать еще один, темнее предыдущего и тоже нарисовать его с небольшим отступом. Листья рисуем точечками или небольшими «капельками». Посмотрите, как у березы располагаются листья.


  6. Рисуем ствол березы и ее ветки. На стволе тонкой кисточкой рисуем небольшие темные полоски. Обратите внимание, что они очень разные и неровные – есть маленькие, есть побольше. Лучше брать не густо черную акварель, а синий с красным, чтобы получился насыщенный коричневый цвет с холодным оттенком. Часть веток березы скрывает листва, поэтому не надо рисовать сплошные линии, сделайте их прерывистыми. Особенно это хорошо заметно на рисунке в нижней ветви слева. Рисуем свисающие тонкие веточки. Под ветками делаем тень – коричневая краска+синяя или голубая. У самого ствола ветки будут темнее. Добавляем синего в небо, можно оставлять пятна и разводы, они похожи на облака. Внизу у основания дерева усилим тень – зеленый+синий.


  7. Завершаем рисунок. Тонкой кистью прорабатываем детали, усиливаем тени для контраста на ветках, стволе дерева и на земле. Чисто черную краску использовать не стоит, она будет смотреться довольно грубо. Лучше взять сочетание темно-синего и красного или черный разбавить синей акварелью.


Теперь можете отодвинуться на расстояние от рисунка и посмотреть на него издалека, проверить, не упустили ли чего и что стоит подправить. Следуя этой не очень сложной инструкции вам, будет довольно просто нарисовать березу акварелью самостоятельно.

Необходимые принадлежности и заготовки

Если нет иных указаний, я буду использовать половину листа размером 38 х 55 см (15 x 22 дюймов) акварельной бумаги Kilimanjaro из 100 % хлопка, плотностью 300 г/см2.

Другие приспособления

  1. Исходное фото для создания тонового наброска (настоятельно рекомендую).
  2. Карандаш, ластик, строительный скотч, линейка, старое полотенце среднего размера (плотно скрученное).
  3. Две емкости с водой: одна для чистой воды, вторая – для грязной. Подойдут большие пластиковые контейнеры из-под творога.
  4. Бумажные полотенца и/или чистая тряпка (для промакивания кистей в случае необходимости).
  5. Планшет из непроницаемого материала (лист оргстекла, размером примерно 50 х 60 см). Для начала можно работать на столе из плотного дерева, однако тогда вы не сможете наклонять и перемещать его, как в случае с отдельной доской.
  6. Палитра. Если вы только знакомитесь с акварельной живописью и не хотите тратиться на специальные принадлежности, можете взять обычное керамическое блюдце для смешивания красок и пластиковую форму для льда, чтобы выкладывать в нее пигменты. Перед использованием рекомендуется выдавить акварель из туб в ванночки палитры, и дать ей немного подсохнуть. Затем, приступая непосредственно к работе, сбрызните краски водой из пульверизатора. Через пару минут они будут готовы к применению. Я пользуюсь палитрой Robert E. Wood. У нее глубокие ванночки, расположенные по периметру, а центральная часть разделена на две большие емкости для соединения цветов. С этой целью также можно использовать и ее крышку.
  7. Кисти: двухдюймовая плоская для размывок (лучше брать специальную кисть для акварели, а не для масляных или акриловых красок, ведь они слишком жесткие и могут повредить бумагу), дюймовая плоская для размывок и минимум одна круглая - № 9 или 6. Для работы на больших листах понадобиться трехдюймовая плоская кисть для размывок.
  8. Краски. Советую использовать акварельные пигменты в тубах. Некоторые производители выпускают качественную акварель в больших тубах по 37 мл. Начинающие могут ограничиться небольшим набором базовых цветов. С их помощью вы получите любой необходимый цвет, а по мере надобности сможете расширить имеющуюся палитру. В своих уроках я применяю следующие базовые оттенки:
  • Красный: Краплак красный (Alizarin Crimson)
  • Синие: Кобальт синий (Cobalt Blue); Ультрамарин синий (Ultramarine Blue); Берлинская лазурь (Prussian Blue).
  • Желтые: Ауреолин (Аureolin); Гуммигут (Gamboge); Жжёная Сиена (Burnt Sienna).

Иногда я буду брать и другие пигменты, и я обязательно их укажу.

Шаг 1

Ориентируясь по исходному изображению (или готовой картине этого урока) легкими линиями набросайте карандашом композицию на акварельном листе. Если вы придумываете сюжет сами, всегда начинайте с уменьшенных эскизов, подбирая наилучший вариант распределения элементов рисунка. При этом не забывайте изменять размеры и контуры таким образом, чтобы вам проще было работать. Живопись должна приносить радость, ведь процесс не менее важен, чем результат.

Шаг 2

Изрядно намочите бумагу, опустив ее в емкость с водой на 5-10 минут, чтобы она как следует набухла. Так ее волокна раскроются, и пигменты впитаются лучше. При этом белизна листа будет просвечиваться, создавая иллюзию сияния как у витража. Готовая картина должна выглядеть по-акварельному живописно, а не просто как рисунок акварельными красками.

Смело вымачивайте бумагу!

Шаг 3

Аккуратно придерживая лист за углы, позвольте лишней воде стечь, и положите его на планшет. Теперь, несколько раз прокатите валик из полотенца по всей поверхности бумаги. Она должна быть влажной, а не мокрой – водный блеск должен исчезнуть. Итак, перед вами готовый к работе лист, на котором вы по желанию сможете без труда изобразить как четкие, так и более мягкие контуры.

Шаг 4

Прикрепите края листа к планшету строительным скотчем. Избыток влаги будет задерживаться под бумагой, позволяя ей оставаться влажной дольше, а значит, у вас будет больше времени для рисования.

Важное примечание: Говоря о насыщенной размывке, я имею в виду такую смесь акварели, сквозь которую не видно дна палитры. Интенсивность и тон пигмента должны быть одинаковыми как в ванночке палитры, так и в емкости для смешивания. Однако размывки должны быть достаточно водянистыми. При наборе смеси кистью и нанесении ее на лист, мазки должны ложиться ровно и гладко, без эффекта сухой кисти. Этот навык требует практики.

Наглядный рисунок берез акварелью

Выше вы видите фото моей готовой картины. Поскольку я написал ее только в качестве демонстрации техники, я не использовал никакой исходной картинки. Для начала карандашом изобразите три крупные фигуры, которые будут служить вам простым ориентиром. Не бойтесь выходить за их контуры при работе акварелью.

Шаг 5

Я начинаю с приготовления размывок в ванночках палитры. Для этого я разбавляю водой пигменты: Ультрамарин синий (Ultramarine Blue); Крапп-марену (Rose Madder Genuine) или Краплак красный (Alizarin Crimson); Жжёную Сиену (Burnt Sienna). Делайте смеси водянистыми, но достаточно насыщенными. Помните, что мы не соревнуемся с природой, нам еще ни разу не удавалось ее превзойти. Сложно передать все великолепие восхода или заката, пользуясь лишь листом бумаги 56 х 76 см (22 x 30 дюймов). Поэтому приходиться придумывать разные цветовые уловки. Прежде чем браться за написание картины, я всегда определяю цвет и текстуру предмета. А затем, я ищу самый легкий путь их передачи. Это не смертельно – попробуйте!

Шаг 6

Я знаю цвет березы, имею представление о ее шероховатой текстуре и форме. Итак, начнем! Наберите плоской кистью все три цвета. Я обычно беру для этого самую большую. Заполните каждую форму разноцветной размывкой, немного заступая за их контуры. Позвольте всем трем тонам смешаться на бумаге.

Шаг 7

Пусть цвета деревьев отличаются. Для этого добавляйте больше одного из пигментов, делая его преобладающим. Так картина станет выглядеть интересней. Поиграйте с тонами. Вы удивитесь тому, как много разных оттенков можно найти на стволе березы. Как я уже говорил ранее, не бойтесь выходить за границы столбов – они играют вспомогательную роль. Чем свободнее ваши мазки, тем живописнее получится результат.

Шаг 8

На этом этапе мы переходим к передаче округлой формы и текстуры березы. Начните соскабливать или сдвигать акварель от одного края дерева к другому дугообразными движениями. Каждый раз протирайте кредитную карту или скребок, и продолжайте работу. Движение должно начинаться немного за контуром дерева. Плотно прижав скребок к бумаге, соскабливайте размывку в противоположную сторону. Акварель при этом должна быть еще сырой. Результаты получатся разными, в зависимости от того, насколько сухой или влажной была краска в этот момент. Можете потренироваться на листе ненужной бумаги, чтобы отработать силу нажима и скорость работы.

Шаг 9

Повторите шаг 8. Не забывайте менять ширину соскобов (используйте обрезанные кредитные карты) и оставлять нетронутые области. Посмотрите на фото завершенной картины. Светлые/белые зоны были получены соскабливанием акварели кредиткой.

Затем, пока краска еще сырая, кое-где наложите мазки более глубокого и интенсивного тона (чем насыщеннее нужен цвет, тем меньше стоит добавлять воды), чтобы показать темные полоски на березе.

Шаг 10

Выберите влажный край и добавьте пару капель пигмента в сухой его части. Если наносить краску одновременно на высохшую и сырую размывки, то снаружи контура дерева получиться четкая граница, а по влажной акварели насыщенный цвет растечется, давая мягкие переходы. Очень интересная комбинация.

Шаг 11

Из полученной лужицы темного оттенка проведите несколько изогнутых линий, чтобы визуально скруглить ствол. Это основной способ передачи формы березы. Теперь выберите основной цвет и переходите к прописыванию текстуры.

Шаг 12

Используя либо остатки пигмента на бумаге, либо размывку на палитре, процарапайте/нарисуйте пару веток. Работайте мастихином или тонкой кистью. Я предпочитаю мастихин, ведь он создает «ветвистый» естественный эффект. Ветки должны получиться угловатыми, потому что после каждого последующего вегетационного периода они начинают расти под другим углом. Береза это довольно шершавое, крепкое дерево, поэтому ломаные линии лучше всего передадут ее характер.

Шаг 13

Время сделать несколько завершающих штрихов. На этом и последующих этапах нужно работать с уже высохшим рисунком. Так что можете пойти выпить кофе, или подсушить картину феном, если вы спешите.

Теперь, на сухую бумагу можете нанести больше характерных отметин – темных полос, – которые останутся на своем месте и не растекутся по всей размывке.

Шаг 14

Дайте отметинам просохнуть. Приготовьте новую чистую размывку из Ультрамарина (Ultramarine Blue), обильно разбавив пигмент водой. Плоской кистью проведите полосу вдоль затененной части столба (на стороне, по направлению к которой соскабливалась краска).

Шаг 15

Хорошенько смочите кисть (хотя вода с нее течь не должна) и размойте (смягчите) внутренний край тени, создавая плавный постепенный переход. Снова высушите картину.

Шаг 16

С помощью достаточно насыщенной смеси из Жжёной Сиены (Burnt Sienna) покройте лессировкой некоторые участки столба, в качестве финишной обработки картины. Наслоение этих прозрачных мазков поверх существующих тонов выглядит очень эффектно. Мы не соревнуемся с природой, просто немного ее приукрашаем.

Березы у нас уже есть, остается только повесить скворечники.


Вверх