Продвинутая работа с событиями в JavaScript. События и обработчики событий в JavaScript Onclick return false что значит

Обработка событий

Клиентские программы на языке JavaScript основаны на модели программирования, когда выполнение программы управляется событиями. При таком стиле программирования веб-браузер генерирует событие, когда с документом или некоторым его элементом что-то происходит. Например, веб-браузер генерирует событие, когда завершает загрузку документа, когда пользователь наводит указатель мыши на гиперссылку или нажимает клавишу на клавиатуре.

Если JavaScript-приложение интересует определенный тип события для определенного элемента документа, оно может зарегистрировать одну или более функций, которая будет вызываться при возникновении этого события. Имейте в виду, что это не является уникальной особенностью веб-программирования: все приложения с графическим интерфейсом пользователя действуют именно таким образом - они постоянно ожидают, пока что-то произойдет (т.е. ждут появления событий), и откликаются на происходящее.

Тип события - это строка, определяющая тип действия, вызвавшего событие. Тип «mousemove», например, означает, что пользователь переместил указатель мыши. Тип «keydown» означает, что была нажата клавиша на клавиатуре. А тип «load» означает, что завершилась загрузка документа (или какого-то другого ресурса) из сети. Поскольку тип события - это просто строка, его иногда называют именем события.

Цель события - это объект, в котором возникло событие или с которым это событие связано. Когда говорят о событии, обычно упоминают тип и цель события. Например, событие «load» объекта Window или событие «click» элемента . Самыми типичными целями событий в клиентских приложениях на языке JavaScript являются объекты Window, Document и Element, но некоторые типы событий могут происходить и в других типах объектов.

Обработчик события - это функция, которая обрабатывает, или откликается на событие. Приложения должны зарегистрировать свои функции обработчиков событий в веб-браузере, указав тип события и цель. Когда в указанном целевом объекте возникнет событие указанного типа, браузер вызовет обработчик. Когда обработчики событий вызываются для какого-то объекта, мы иногда говорим, что браузер «возбудил» или «сгенерировал» событие.

Объект события - это объект, связанный с определенным событием и содержащий информацию об этом событии. Объекты событий передаются функции обработчика события в виде аргумента (кроме IE8 и более ранних версий, где объект события доступен только в виде глобальной переменной event). Все объекты событий имеют свойство type , определяющее тип события, и свойство target , определяющее цель события.

Для каждого типа события в связанном объекте события определяется набор свойств. Например, объект, связанный с событиями от мыши, включает координаты указателя мыши, а объект, связанный с событиями от клавиатуры, содержит информацию о нажатой клавише и о нажатых клавишах-модификаторах. Для многих типов событий определяются только стандартные свойства, такие как type и target, и не передается никакой дополнительной полезной информации. Для таких типов событий важно само наличие происшествия события, и никакая другая информация не имеет значения.

Распространение события - это процесс, в ходе которого браузер решает, в каких объектах следует вызвать обработчики событий. В случае событий, предназначенных для единственного объекта (таких как событие «load» объекта Window), надобность в их распространении отсутствует. Однако, когда некоторое событие возникает в элементе документа, оно распространяется, или «всплывает», вверх по дереву документа.

Если пользователь щелкнет мышью на гиперссылке, событие «mousemove» сначала будет возбуждено в элементе , определяющем эту ссылку. Затем оно будет доставлено вмещающим элементам: возможно, элементу

Элементу и самому объекту Document. Иногда удобнее бывает зарегистрировать единственный обработчик события в объекте Document или в другом контейнерном элементе, чем выполнять регистрацию во всех интересующих нас элементах.

Дав определения некоторым терминам, можно перейти к изучению вопросов, связанных с событиями и их обработкой.

Регистрация обработчиков событий

Существует два основных способа регистрации обработчиков событий. Первый, появившийся на раннем этапе развития Всемирной паутины, заключается в установке свойства объекта или элемента документа, являющегося целью события. Второй способ, более новый и более универсальный, заключается в передаче обработчика методу объекта или элемента.

Дело осложняется тем, что каждый прием имеет две версии. Свойство обработчика события можно установить в программном коде на языке JavaScript или в элементе документа, определив соответствующий атрибут непосредственно в разметке HTML. Регистрация обработчиков вызовом метода может быть выполнена стандартным методом с именем addEventListener(), который поддерживается всеми браузерами, кроме IE версии 8 и ниже, и другим методом, с именем attachEvent(), поддерживаемым всеми версиями IE до IE9.

Установка свойств обработчиков событий

Самый простой способ зарегистрировать обработчик события заключается в том, чтобы присвоить свойству целевого объекта события желаемую функцию обработчика. По соглашению свойства обработчиков событий имеют имена, состоящие из слова «on», за которым следует имя события: onclick, onchange, onload, onmouseover и т.д. Обратите внимание, что эти имена свойств чувствительны к регистру и в них используются только строчные символы, даже когда имя типа события состоит из нескольких слов (например «readystatechange»). Ниже приводятся два примера регистрации обработчиков событий:

// Присвоить функцию свойству onload объекта Window. // Функция - обработчик события: она вызывается, когда документ будет загружен window.onload = function() { // Отыскать элемент var elt = document.getElementById("shipping_address"); // Зарегистрировать обработчик события, который будет вызываться // непосредственно перед отправкой формы elt.onsubmit = function() { return validate(this); } }

Такой способ регистрации обработчиков событий поддерживается во всех браузерах для всех часто используемых типов событий. Вообще говоря, все прикладные интерфейсы, получившие широкую поддержку, которые определяют свои события, позволяют регистрировать обработчики установкой свойств обработчиков событий.

Недостаток использования свойств обработчиков событий состоит в том, что они проектировались в предположении, что цели событий будут иметь не более одного обработчика для каждого типа событий. При создании библиотеки для использования в произвольных документах для регистрации обработчиков лучше использовать прием (такой как вызов метода addEventListener()), не изменяющий и не затирающий ранее зарегистрированные обработчики.

Установка атрибутов обработчиков событий

Свойства обработчиков событий в элементах документа можно также устанавливать, определяя значения атрибутов в соответствующих HTML-тегах. В этом случае значение атрибута должно быть строкой программного кода на языке JavaScript. Этот программный код должен быть не полным объявлением функции обработчика события, а только ее телом. То есть реализация обработчика события в разметке HTML не должна заключаться в фигурные скобки и предваряться ключевым словом function. Например:

Если значение HTML-атрибута обработчика события состоит из нескольких JavaScript-инструкций, они должны отделяться точками с запятой либо значение атрибута должно располагаться в нескольких строках.

Некоторые типы событий предназначены для браузера в целом, а не для какого-то конкретного элемента документа. Обработчики таких событий в языке JavaScript регистрируются в объекте Window. В разметке HTML они должны помещаться в тег , но браузер зарегистрирует их в объекте Window. Ниже приводится полный список таких обработчиков событий, определяемых проектом спецификации HTML5:

onafterprint onfocus ononline onresize onbeforeprint onhashchange onpagehide onstorage onbeforeunload onload onpageshow onundo onblur onmessage onpopstate onunload onerror onoffline onredo

При разработке клиентских сценариев обычно принято отделять разметку HTML от программного кода на языке JavaScript. Программисты, следующие этому правилу, избегают (или, по крайней мере, стараются избегать) использовать HTML-атрибуты обработчиков событий, чтобы не смешивать программный код на языке JavaScript и разметку HTML.

addEventListener()

В стандартной модели событий, поддерживаемой всеми браузерами, кроме IE версии 8 и ниже, целью события может быть любой объект - включая объекты Window и Document и все объекты Elements элементов документа - определяющий метод с именем addEventListener() , с помощью которого можно регистрировать обработчики событий для этой цели.

Метод addEventListener() принимает три аргумента. Первый - тип события, для которого регистрируется обработчик. Тип (или имя) события должен быть строкой и не должен включать префикс «on», используемый при установке свойств обработчиков событий. Вторым аргументом методу addEventListener() передается функция, которая должна вызываться при возникновении события указанного типа. В последнем аргументе методу addEventListener() передается логическое значение. Обычно в этом аргументе передается значение false. Если передать в нем значение true, функция будет зарегистрирована как перехватывающий обработчик и будет вызываться в другой фазе распространения события.

Спецификация со временем может измениться так, что будет допустимо опускать третий аргумент вместо того, чтобы явно передавать в нем значение false, но на момент написания этих строк отсутствие третьего аргумента в некоторых текущих браузерах приводила к ошибке.

Следующий фрагмент регистрирует два обработчика события «click» в элементе . Обратите внимание на различия двух используемых приемов:

Щелкните меня! var b = document.getElementById("mybutton"); b.onclick = function() { alert("Спасибо, что щелкнули на мне!"); }; b.addEventListener("click", function() {alert("Еще раз спасибо!")}, false);

Вызов метода addEventListener() со строкой «click» в первом аргументе никак не влияет на значение свойства onclick. Во фрагменте, приведенном выше, щелчок на кнопке приведет к выводу двух диалоговых окон alert(). Но важнее то, что метод addEventListener() можно вызвать несколько раз и зарегистрировать с его помощью несколько функций-обработчиков для одного и того же типа события в том же самом объекте. При появлении события в объекте будут вызваны все обработчики, зарегистрированные для этого типа события, в порядке их регистрации.

Многократный вызов метода addEventListener() для одного и того же объекта с теми же самыми аргументами не дает никакого эффекта - функция-обработчик регистрируется только один раз и повторные вызовы не влияют на порядок вызова обработчиков.

Парным к методу addEventListener() является метод removeEventListener() , который принимает те же три аргумента, но не добавляет, а удаляет функцию-обработчик из объекта. Это часто бывает удобно, когда необходимо зарегистрировать временный обработчик события, а затем удалить его в какой-то момент.

Internet Explorer версии ниже IE9 не поддерживает методы addEventListener() и removeEventListener(). В версии IE5 и выше определены похожие методы, attachEvent() и detachEvent() . Поскольку модель событий в IE не поддерживает фазу перехвата, методы attachEvent() и detachEvent() принимают только два аргумента: тип события и функцию обработчика, при этом в первом аргументе методам в IE передается имя свойства обработчика с префиксом «on», а не тип события без этого префикса.

Вызов обработчиков событий

После регистрации обработчика событий веб-браузер будет вызывать его автоматически, когда в указанном объекте будет возникать событие указанного типа. В этом разделе подробно описывается порядок вызова обработчиков событий, аргументы обработчиков, контекст вызова (значение this) и назначение возвращаемого значения обработчика. К сожалению, некоторые из этих подробностей отличаются между IE версии 8 и ниже и другими браузерами.

Аргумент обработчика событий

При вызове обработчика событий ему обычно (за одним исключением, о котором рассказывается ниже) передается объект события в виде единственного аргумента. Свойства объекта события содержат дополнительную информацию о событии. Свойство type, например, определяет тип возникшего события.

В IE версии 8 и ниже обработчикам событий, зарегистрированным установкой свойства, объект события при вызове не передается. Вместо этого объект события сохраняется в глобальной переменной window.event. Для переносимости обработчики событий можно оформлять, как показано ниже, чтобы они использовали переменную window.event при вызове без аргумента:

Объект события передается обработчикам событий, зарегистрированным с помощью метода attachEvent(), но они также могут использовать переменную window.event.

При регистрации обработчика события посредством HTML-атрибута браузер преобразует строку с программным кодом на языке JavaScript в функцию. Браузеры, отличные от IE, создают функцию с единственным аргументом event. В IE создается функция, не принимающая аргументов. Если в таких функциях использовать идентификатор event, он будет ссылаться на window.event. В любом случае обработчики событий, определяемые в разметке HTML, могут ссылаться на объект события, используя идентификатор event.

Контекст обработчиков событий

Когда обработчик событий регистрируется установкой свойства, это выглядит как определение нового метода элемента документа:

E.onclick = function() { /* реализация обработчика */ };

Поэтому нет ничего удивительного, что обработчики событий вызываются (с одним исключением, касающимся IE, которое описывается ниже) как методы объектов, в которых они определены. То есть в теле обработчика событий ключевое слово this ссылается на цель события.

В обработчиках ключевое слово this ссылается на целевой объект, даже когда они были зарегистрированы с помощью метода addEventListener(). Однако, к сожалению, это не относится к методу attachEvent(): обработчики, зарегистрированные с помощью метода attachEvent(), вызываются как функции, и в них ключевое слово this ссылается на глобальный (Window) объект. Эту проблему можно решить следующим способом:

/* Регистрирует указанную функцию как обработчик событий указанного типа в указанном объекте. Гарантирует, что обработчик всегда будет вызываться как метод целевого объекта. */ function addEvent(target, type, handler) { if (target.addEventListener) target.addEventListener(type, handler, false); else target.attachEvent("on" + type, function(event) { // Вызвать обработчик как метод цели, // и передать ему объект события return handler.call(target, event); }); }

Обратите внимание, что обработчики событий, зарегистрированные таким способом, нельзя удалить, потому что ссылка на функцию-обертку, передаваемую методу attachEvent(), нигде не сохраняется, чтобы ее можно было передать методу detachEvent().

Возвращаемые значения обработчиков

Значение, возвращаемое обработчиком события, зарегистрированным установкой свойства объекта или с помощью HTML-атрибута, следует учитывать. Обычно возвращаемое значение false сообщает браузеру, что он не должен выполнять действия, предусмотренные для этого события по умолчанию.

Например, обработчик onclick кнопки отправки формы может вернуть false, чтобы предотвратить отправку формы браузером. (Это может пригодиться, если ввод пользователя не прошел проверку на стороне клиента.) Аналогично обработчик события onkeypress поля ввода может фильтровать ввод с клавиатуры, возвращая false при вводе недопустимых символов.

Также важно значение, возвращаемое обработчиком onbeforeunload объекта Window. Это событие генерируется, когда браузер выполняет переход на другую страницу. Если этот обработчик вернет строку, она будет выведена в модальном диалоговом окне, предлагающем пользователю подтвердить свое желание покинуть страницу.

Важно понимать, что учитываются значения, возвращаемые обработчиками событий, только если обработчики зарегистрированы посредством установки свойств. Обработчики, зарегистрированные с помощью addEventListener() или attachEvent() вместо этого должны вызывать метод preventDefault() или устанавливать свойство returnValue объекта события.

Отмена событий

Значение, возвращаемое обработчиком события, зарегистрированным как свойство, можно использовать для отмены действий, выполняемых браузером по умолчанию в случае этого события. В браузерах, поддерживающих метод addEventListener(), отменить выполнение действий по умолчанию можно также вызовом метода preventDefault() объекта события. Однако в IE, версии 8 и ниже, тот же эффект достигается установкой свойства returnValue объекта события в значение false.

В следующем фрагменте демонстрируется обработчик события клика по гиперссылке, который использует все три способа отмены события (блокирует переход пользователя по ссылке):

Window.onload = function() { // Найти все ссылки var a_href = document.getElementsByTagName("a"); // Добавить обработчик события click (не для IE

Текущий проект модуля «DOM Events 3» определяет в объекте Event свойство с именем defaultPrevented . Оно пока поддерживается не всеми браузерами, но суть его в том, что при обычных условиях оно имеет значение false и принимает значение true только в случае вызова метода preventDefault().

Отмена действий, по умолчанию связанных с событием, - это лишь одна из разновидностей отмены события. Имеется также возможность остановить распространение события. В браузерах, поддерживающих метод addEventListener(), объект события имеет метод stopPropagation() , вызов которого прерывает дальнейшее распространение события. Если в том же целевом объекте будут зарегистрированы другие обработчики этого события, то остальные обработчики все равно будут вызваны, но никакие другие обработчики событий в других объекта не будут вызваны после вызова метода stopPropagation().

В IE версии 8 и ниже метод stopPropagation() не поддерживается. Вместо этого объект события в IE имеет свойство cancelBubble . Установка этого свойства в значение true предотвращает распространение события.

Текущий проект спецификации «DOM Events 3» определяет в объекте Event еще один метод - метод с именем stopImmediatePropagation() . Подобно методу stopPropagation(), он предотвращает распространение события по любым другим объектам. Но кроме того, он также предотвращает вызов любых других обработчиков событий, зарегистрированных в том же объекте.

В данном уроке мы с вами разберем все способы работы с событиями в JavaScript.

События через атрибуты

Вы уже хорошо знаете первый способ привязать событие к элементу - с помощью атрибута, например onclick (если вы не помните этого или пропустили - см. урок основы работы с событиями JavaScript).

Напомню еще раз этот способ на примере: сейчас по клику на кнопку сработает функция func , которая выводит на экран alert :

Задания события через атрибут имеет свои недостатки: если, к примеру, я хочу ко всем инпутам на странице привязать определенное событие - мне придется полазить по HTML странице, найти все инпуты и каждому добавить атрибут с событием. Это не очень удобно и хотелось бы иметь под рукой более продвинутый способ работы с событиями.

Поэтому давайте посмотрим, что еще нам может предложить JavaScript при работе с событиями.

События через работу с атрибутами

По сути атрибут onclick является таким же атрибутом, как, к примеру, value . И, если мы могли менять атрибут value таким образом - elem.value , то точно также мы можем менять атрибут onclick .

Если мы сделаем так: elem.onclick = func , то привяжем к элементу elem функцию func . Посмотрите пример и под ним мы обсудим все нюансы этого способа:

var elem = document.getElementById("test"); elem.onclick = func; function func() { alert("!"); }

Теперь я должен открыть вам страшную тайну JavaScript: если функция написана без круглых скобок, например func , то она возвращает свой исходный код , а если с круглыми скобками, например func() , то возвращает результат работы функции.

Я уверен, что прочитав это, вы не до конца поймете то, что я хотел вам донести, поэтому запустите пример и еще раз перечитайте предыдущий абзац. Вот пример:

//Функция возвращает строку "!" function func() { return "!"; } alert(func()); //вы увидите строку "!" alert(func); //а сейчас вы увидите исходный код функции func!

Теперь, зная эту страшную тайну, вернемся к строке elem.onclick = func - в данном случае я в атрибут onclick записываю исходный код функции, а не ее результат - и все работает. Если вы сделаете так - elem.onclick = func() - то запишите результат функции и ничего не будет работать.

Кстати, результатом функции func() будет undefined , так как у нее нет команды return . Напомню код функции, о которой идет речь:

function func() { alert("!"); }

Давайте вспомним метод setInterval (см. урок работа с таймерами в JavaScript), когда мы использовали его таким образом window.setInterval(timer, 1000) - в этом случае мы также писали функцию timer без круглых скобок, потому что нас интересовал не результат работы функции, а ее код .

Мы еще поговорим подробнее о все этих нюансах, пока запомните эти вещи, которые я рассказал, пусть даже без полного понимания. Оно со временем придет.

Достоинства и недостатки такого способа

Давайте теперь обсудим достоинства и недостатки этого способа.

Достоинства

Достоинства такие: теперь, если мы захотим задать одновременно одно событие всем инпутам на странице, нет нужды вручную прописывать каждому из них атрибут с событием. Можно просто получить все инпуты, перебрать их циклом и каждому привязать событие.

Давайте сделаем это. Получим все инпуты с помощью getElementsByTagName и в цикле привяжем каждому такое событие: пусть по клику каждый инпут выдает алертом текст "!":

/* Этот код будет запускаться по загрузке страницы. Напоминаю, что писать его нужно после HTML кода. */ var elems = document.getElementsByTagName("input"); for (var i = 0; i < elems.length; i++) { elems[i].onclick = func; } function func() { alert("!"); }

Теперь нажатие на любой инпут будет приводить к тому, что будет срабатывать функция func , которая алертом выводит "!".

Использование this

Давайте усложним задачу и сделаем так, чтобы alert выводил содержимое атрибута value того инпута, на который кликнули мышкой.

Для этого нужно воспользоваться this , только не так, как мы это делали раньше. Раньше, когда мы писали событие прямо в атрибут, мы делали так: onclick="func(this)" , однако сейчас вот так - elems[i].onclick = func(this) - мы сделать не можем .

Во-первых , потому, что функцию func здесь нужно писать без круглых скобок, иначе будет не исходный код, а результат работы функции.

Во-вторых , this указывает на разные элементы в зависимости от контекста (в зависимости от места, где он написан). И в нашем случае он не будет ссылаться на нужный нам элемент (то есть на тот, на который мы кликнули). Про контекст выполнения поговорим чуть позже, пока просто знайте, что он есть.

Вы можете спросить, почему тут - onclick="func()" - в функции написаны круглые скобки, хотя по логике там тоже требуется исходный код, а не результат. Об этом вы узнаете в уроке про анонимные функции чуть позже.

Так как правильно использовать this в нашей конструкции elems[i].onclick = func ? На самом деле тут this доступен внутри функции func и он ссылается на тот элемент, в котором возникло событие, вызвавшее эту функцию. То есть, если я делаю клик по первому инпуту - в this будет лежать ссылка на него, а если по второму - то на него.

В данном случае считайте, что this - это будто переменная elem , полученная через getElementById . К примеру, elem.value позволяет обратиться к атрибуту value , значит this.value будет делать то же самое.

Итак, давайте все-таки решим нашу задачу - сделаем так, чтобы alert выводил содержимое атрибута value того инпута, на который кликнули мышкой:

< elems.length; i++) { elems[i].onclick = func; } function func() { alert(this.value); //изменение только здесь }

Учтите, что если вы попытаетесь воспользоваться this внутри функции, которая была прописана прямо в атрибуте (то есть первым способом задать событие) - у вас ничего не выйдет. Смотрите пример неправильного кода:

function func() { alert(this.value); //не выведет ожидаемого }

В данном случае контекст выполнения таков, что this ссылается на window , а не на текущий элемент. Почему так - поговорим, когда вы разберете анонимные функции.

Напоминаю правильный вариант:

function func(elem) { alert(elem.value); //выведет содержимое атрибута value }

Недостатки

Теперь поговорим о недостатках . Недостатком такого способа будет то, что мы можем привязать к событию только одну функцию. Если попытаться сначала записать одну функцию, а потом другую - у нас ничего не получится.

В следующем примере мы пытаемся привязать к событию onclick сразу две функции func1 и func2 . Однако по клику на элемент сработает только вторая функция, так как она затрет первую:

var elem = document.getElementById("test"); elem.onclick = func1; //тут мы сначала привязали func1 elem.onclick = func2; //а теперь func2 и func1 уже не привязана function func1() { alert("1"); } function func2() { alert("2"); }

В принципе, эту проблему легко обойти, если ввести еще и третью функцию func3. Привяжем к атрибуту onclick только func3, а она пусть вызывает func1 и func2 у себя внутри:

var elem = document.getElementById("test"); elem.onclick = func3; //тут привязывается только функция func3 //func3 вызывает func1 и func2: function func3() { func1(); func2(); } function func1() { alert("1"); } function func2() { alert("2"); }

Как вы видите, этот недостаток не слишком существенный и его легко обойти. Только что вводится лишняя функция, что немного неудобно.

Однако, есть еще один недостаток - мы не можем легко отвязать от onclick, к примеру, только функцию func1, оставив func2 привязанным. Можно, конечно же, накрутить большие конструкции кода, однако это не нужно, если пользоваться еще более продвинутым способом привязать событие - через addEventListener. Давайте посмотрим, как с работать с этой функцией:

Работа с addEventListener

Метод addEventListener первым параметром принимает название события, а вторым - функцию, которую нужно привязать к этому событию. При этом имя события пишется без "on": "click" вместо "onclick", "mouseover" вместо "onmouseover" и так далее. Имя функции (второй параметр) пишется без кавычек и без круглых скобок (зачем это нужно, мы с вами уже разобрали выше).

Давайте сделаем так, чтобы по клику на кнопку вызывалась функция func:

var elem = document.getElementById("test"); elem.addEventListener("click", func); function func() { alert("!"); }

Привяжем теперь одновременно два события. При этом таких проблем, как в предыдущем случае у нас не возникнет - события не будут затирать друг друга, сколько бы их не объявили:

var elem = document.getElementById("test"); elem.addEventListener("click", func1); elem.addEventListener("click", func2); function func1() { alert("1"); } function func2() { alert("2"); }

Если вы скопируете этот код и запустите его у себя - сработает и функция func1, и функция func2.

Работа с this для addEventListener

Мы с вами уже разбирали работу с this в случае, если привязывать события вторым способом (через свойство элемента). В случае с addEventListener this работает аналогичным образом - он будет ссылаться на тот элемент, в котором случилось событие.

Давайте посмотрим на примере: привяжем к кнопке событие onclick , которое будет запускать функцию func . Эта функция будет выводить на экран value нашей кнопки:

var elem = document.getElementById("test"); elem.addEventListener("click", func); function func() { alert(this.value); }

С одной кнопкой не очень интересно проверять работу this . Давайте сделаем две кнопки, привязав в ним одну и ту же функцию func . В этом случае функция func будет выводить value той кнопки, на которую мы кликнули:

var elem1 = document.getElementById("test1"); elem1.addEventListener("click", func); var elem2 = document.getElementById("test2"); elem2.addEventListener("click", func); function func() { alert(this.value); }

Здесь удобство работы с this в том, что не нужно создавать разные функции для разных элементов. Есть одна функция func , которая делает одно и то же, но для разных элементов и различаем мы их через this - на какой элемент кликнули - тот элемент и будет в this .

Ну, а сейчас получим массив кнопок с помощью getElementsByTagName и каждой из них привяжем функцию func.

var elems = document.getElementsByTagName("input"); for (var i = 0; i < elems.length; i++) { elems[i].addEventListener("click", func); } function func() { alert(this.value); }

Удаление привязки через removeEventListener

Сейчас мы с вами займемся тем, что будем удалять привязанные к событию функции. Что у нас будет получаться: если, к примеру, к событию onclick привязаны функции func1 и func2 , то мы сможем отвязать функцию func1, не затрагивая func2 и наоборот.

Давайте привяжем к элементу 3 функции: func1, func2 и func3, которые будут выводить на экран числа 1, 2 и 3:

var elem = document.getElementById("test"); elem.addEventListener("click", func1); elem.addEventListener("click", func2); elem.addEventListener("click", func3); function func1() { alert("1"); } function func2() { alert("2"); } function func3() { alert("3"); }

А теперь сразу же после привязки отвяжем функции func1 и func2. Это делается с помощью метода removeEventListener , которая принимает те же параметры, что и addEventListener:

var elem = document.getElementById("test"); elem.addEventListener("click", func1); elem.addEventListener("click", func2); elem.addEventListener("click", func3); elem.removeEventListener("click", func1); elem.removeEventListener("click", func2); function func1() { alert("1"); } function func2() { alert("2"); } function func3() { alert("3"); }

Если вы запустите этот пример, то увидите, что сработает функция func3, а первые две - нет.

onСlick - это событие № 1 на экране пользователя.
onСlick - это клик (или щелчок) пользователя по объекту.
После каждого такого onclick-а пользователя, должно происходить ответное действие на экране. Так достигается интерактивность интерфейса и подтверждается главный принцип общения компьютера с человеком - клик, ответ, клик, ответ.
На пользовательском жаргоне, событие onСlick может назваться как угодно. Как только рядовые пользователи не называют этот бедный onСlick - клацнуть, дёрнуть, кликнуть, щёлкнуть, бацнуть и т.д. … Но, суть от этого не меняется годами - если пользователь проявил активность на экране и кликнул по объекту, то - компьютер должен ему (пользователю) адекватно ответить. Это и есть onСlick .

onclick в HTML

Событие onСlick в любом языке имеет первостепенное значение. И, HTML сему не исключение. Оно и вестимо. Действительно, уж если после клика (onСlick ) по элементу в браузере ничего не происходит - зачем тогда вообще, что-либо программировать на сайте? Так что, onСlick - желанный гость на любом интернет-экране (или экранчике).
Теперь, ближе к теме. Если говорить более конкретно, то наш onСlick по страничке сайта, в браузере - это событие из Ява-скрипт, для которого HTML служит всего лишь каркасом размещения кода его конструкций. И, с точки зрения валидности кода этого самого HTML - правильно будет писать onclick , а не onСlick (как привыкли многие прикладные программисты). Потому что, в HTML все теги и конструкции пишутся только в нижнем регистре.

Нет верхнего регистра в HTML. Нет, и всё тут!!! А тем «злыдням», которые пишут в HTML в верхнем регистре, в старые добрые времена было принято рубить руки по самые колени. Более того. Говорят, что при батюшке-царе Иоанне Грозном, за запись в HTML, вида или можно легко было угодить, если не на кол, так на виселицу. Это абсолютно точно. Щас, конечно - царедворцы и правители пошли поспокойнее. Тем не менее, при написании любого кода нужно соблюдать, хотя-бы видимость приличия. С этого места и начинается повествование о правильном онклике .

Итак, решено и доказано (для HTML).
Первым делом, пишем onclick , а не onСlick !!!

МЕНЮ №1
или
МЕНЮ №1

Что означают сии бредовые строчки, мы будем разбираться несколько позже, а пока…
- Принципиально, событие onclick из Ява-скрипт в HTML можно навесить на любой элемент кода HTML-страницы, будь то ,

Или . Браузер всё «сожрёт», и всё будет работать. Вот только, доступ к элементу с клавиатуры возможен исключительно для ссылко- или кнопко- объекта. И, если предположить на мгновение, что у пользователя нет мыши и он работает исключительно с клавиатуры, то всё к чему он сможет соприкоснуться на сайте - это будут только кнопки или ссылки. Третьего не дано! Поэтому, «навешивать» событие onclick на объекты, недоступные с клавиатуры - просто некрасиво. Ну, не по-человечески, как-то это. Из сего выплывает второе правило для onclick в HTML - это событие нужно подключать только к ссылке (тег «а») или к кнопке (тег «button»). В противном случае, код работать всё-таки будет, но в аду, для таких программистов - заготовлена отдельная большая сковорода.
Поскольку, (в HTML) форматирование и работа с кнопками («батонами») вызывает определённые трудности, то единственным, универсальным и оптимальным вариантом остаётся только ссылка (тег «а»). Но, и с этим тегом - не всё так гладко. Теперь, возвращаемся к разбору с нашей строчкой кода:

МЕНЮ №1

Выбрасываем из обсуждения тайтл ссылки, как совершенно очевидную вещь. Остаётся,
МЕНЮ №1
Вся дальнейшая писчая лабуда будет связанна с темой блокировки атрибута href , который нужно правильно «парализовать», чтобы ссылка перестала быть рабочей ссылкой, но тем не менее - выполняла функции onclick .

return false;

return false ; - это прямая блокировка атрибута href. Если у пользователя в браузере разрешён Ява-скрипт, то будет выполнен вызов события onclick из соответствующего скрипта, а не переход по ссылке. Т.е., чтобы при клике по «ссылке вызова» не было сразу перехода по адресу из href, в onclick добавляется событие return false; и предполагается, что сначала исполнится функция, которая отменит переход по ссылке, если javascript включен. Таким образом, содержание атрибута href не имеет никакого значения, поскольку оно игнорируется при выполнении ява-скрипта.

Но вот вопрос. А что будет, если у пользователя в его браузере запрещён (выключен) Ява-скрипт? Как тогда поведёт себя наша ссылочка? Не буду интриговать, а сразу выложу возможные варианты развития событий - возможные значения атрибута href и соответствующего поведения браузера после клика по такой ссылке при выключенном Ява-скрипт.
Конечно, если javascript выключен в браузере у пользователя - так это одна беда и неурядица. Если выполнение Ява-скриптов выключено (запрещено) в браузере у пользователя, то тогда начинаются сплошные проблемы с атрибутом href , поскольку тег «а», это - всё-таки ссылка и браузер будет пытаться осуществить по ней переход.

Совсем выкинуть атрибут href из состава ссылки нельзя. Без атрибута href в тексте ссылке обойтись никак не возможно и любой валидатор сразу обидится за такое надругательство над её пряным и нежным телом. Значит, тогда остаётся один единственный вариант - наполнить атрибут href удобоваримым содержимым. Тут возможно следующее: оставить href совершенно пустым, заполнить его знаком диеза «#» или выражением javascript:// . При выключенном (или заглюканном) Ява-скрипт, после клика по таким ссылкам будет происходить следующее:

Проба Атрибут href пустой. После клика по такой ссылке, будет просто перезагружена страница в браузере. Проба Атрибут href имеет значение "#". После клика по такой ссылке, пользователя выбросит в начало страницы, без её перезагрузки. Проба Атрибут href имеет значение "javascript://". После клика по такой ссылке, ничего не произойдёт. href="javascript://" - клик по ссылке будет просто проигнорирован браузером. Значение "javascript://" для атрибута href - это и есть стандартная «заглушка» для блокировки ссылки при выключенном Ява-скрипте.

href="javascript://" - туфта!

Почему туфта? Потому что, интернет-жизнь в мире поисковых систем вносит свои коррективы. С точки зрения правильной и семантической! вёрстки, абсолютно логичным будет записать в атрибут href реальную ссылку и добавить реальный тайтл для этой ссылки. Тогда, после клика по такой ссылке произойдёт одно из двух: либо, будет выполнено событие onclick из соответствующего Ява-скрипта, либо состоится переход по реальной ссылке на реальную страницу, (если Ява-скрипт отключён или заглюкал/недогрузился).

Таким образом, подведём итоги. В ссылке вызова события Ява-скрипт, в href помещаем реальную ссылку на реальную страницу для перехода при выключенном javascript, а в onclick - функцию, вызывающую запрос выполнения скрипта при включённом Ява-скрипт.

Иными словами, в «href» должна находиться совершенно нормальная и рабочая ссылка на любую веб-страницу, куда будет перенаправлен пользователь при клике по «ссылке вызова события» при выключенном Ява-скрипт, и которая будет игнорироваться скриптом при включенном Ява-скрипт. Вот и всё …

Ну, и под конец -

Проверка браузера на включение/выключение Ява-скрипт

Стандартный код такой проверки выглядит так:
У Вас отключён javascript...
Где, для можно прописать в CSS любые стили, кроме display:none; и ему подобных стилей... Браузер ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! выведет это сообщение на экран, в случае отключения пользователем Ява-скрипта в своём браузере. Таким нехитрым способом, Web-мастера часто пишут: "Включите, пожалуйста, javascript", либо выводят какие-то красивые картинки с аналогичной просьбой, либо ещё что-нибудь... Внутри тега noscript можно помещать любые HTML-теги. И, это - вовсе не лишняя предосторожность. Несмотря на то, что сейчас не так просто найти сайт, который бы вообще не использовал javascript.

Кто не с нами, тот против нас
Проблему с выключенным в браузере Ява-скрипт можно, вообще - решить радикально и кардинально. Например, добавить внутрь секции код HTML5, вида:




где, http://mysite.ru/ - это веб-страница, куда сразу перенаправляется
пользователь при выключенном в браузере Ява-скрипт.

Рассмотрим наиболее стандартные и часто используемые javaScript события:

Обработчик
события

Поддерживающие HTML- элементы и объекты

Описание

Получение элементом фокуса

a, area, button, input,
label, select, textarea

Потеря текущим элементом фокуса. Возникает при
щелчке мышью вне элемента либо нажатии клавиши табуляции

Input, select, textarea

Изменение значений элементов формы. Возникает после потерей элементом фокуса, т.е. после события blur

Практически все

Одинарный щелчок (нажата и отпущена кнопка мыши)

a, area, button, input, label, select, textarea

Практически все

Нажата кнопка мыши в пределах текущего элемента

Практически
все

Курсор мыши выведен за пределы
текущего элемента

Практически все

Курсор мыши наведен на текущий элемент

Практически все

Отпущена кнопка мыши в пределах текущего элемента

Перемещение окна

Изменение размеров окна

Выделение текста в текущем элементе

Отправка данных формы

Попытка закрытия окна браузера и выгрузки документа

Событие onLoad. Свойства высоты и ширины объекта в javaScript

Для выполнения следующего примера нам понадобится новое понятие — событие.

В нашем случае событие — это реакция программы на действие пользователя (щелчок мышью по кнопке, уменьшение мышкой окна браузера, ввод текста с клавиатуры и т.д.). С помощью программы у нас есть возможность отреагировать на любые действия пользователя.

Рассмотрим одно из самых распространенных событий — onload — которое происходит при загрузке документа (когда пользователь своими действиями вызвал загрузку веб-страницы).

Рассмотрим пример использования события javascript onload для изменения ширины и высоты элемента.

Пример: Добавить на страницу изображение и при помощи javascript при наступлении события загрузки страницы сделать ширину изображения соответствующей ширине окна браузера.


✍ Решение:
    function resizeImg() { var myImg= document.getElementById ("img1" ) ; myImg.style .width = document.body .clientWidth ; } ...

    function resizeImg(){ var myImg=document.getElementById("img1"); myImg.style.width=document.body.clientWidth; } ...

В примере основные действия происходят в функции resizeImg() :

  • переменная myImg ассоциирована с тегом img — картинкой, свойство которой width — ширина — меняется в самой функции.
  • Вызов функции происходит по загрузке страницы в событии onload тела документа (тело — body — главный элемент, поэтому загрузка страницы — это событие, относящееся к телу).
  • Задание Js8_4. Разместите в html-коде несколько изображений (тег img). Используя метод измените:
    — размер (свойства width и height) всех изображений страницы
    — размер границы (свойство border) всех изображений.

    Дополните код:

    var allImg=document...; // получаем массив изображений for (var i=0; i < allImg.length; i++){ allImg[i].....; // меняем свойство width ...; // меняем свойство height ...; // меняем border }

    Событие onclick javaScript и три способа обработки событий

    Событие onClick происходит во время одинарного щелчка кнопкой мыши . Обычно для события назначается обработчик , то есть функция, которая сработает, как только событие произошло. Обработать событие, т.е. отреагировать на него посредством скрипта, можно тремя способами. Рассмотрим их:

    Пример: По щелчку на кнопке вывести диалоговое окно с сообщением «Ура!»

  • Через свойство объекта с использованием пользовательской функции:
  • Скрипт:

    В данном примере в html-коде мы видим кнопку. У кнопки присутствует атрибут onclick («по щелчку» ), в значении которого стоит вызов функции с названием message() . Это пользовательская функция, описанная выше в скрипте. В самой функции выводится диалоговое окно, что и задано согласно заданию.

    Скрипт при такой обработке события обычно находится в области head документа


  • Через атрибут тега:
  • Это упрощенный вариант обработки события, он подходит только для небольшого кода, когда необходимо выполнить один-два оператора. Иначе код будет плохочитаемым.
    В качестве атрибута кнопки указывается onclick («по щелчку» ), а в качестве значения пишется скрипт из операторов с указанием на каком языке он написан (javascript:). В нашем случае оператор для вывода модального окна со словом «Ура!»

  • Через регистрацию функции-обработчика в качестве свойства элемента:
  • html-код:

    Скрипт:

    document.myForm .myButton .onclick = message; function message() { alert("Ура!" ) ; }

    document.myForm.myButton.onclick = message; function message() { alert("Ура!"); }

    В html-коде здесь присутствует кнопка с атрибутом id , который необходим для обращения к кнопке через скрипт.

    В скрипте, который обязательно находится ниже дерева элементов (можно перед закрытием тега body), находится обращение к кнопке (document.myForm.myButton), для которой назначается обработчик события onclick со значением ссылки на функцию . Обращение к кнопке может быть организовано через атрибут id (document.getElementById("myButton").onclick = message;)

    Скобки после названия функции message не ставятся. В данном случае это именно ссылка на функцию, иначе, при использовании скобок, функция была бы вызвана, а не назначена в качестве обработчика событий.

    Именно такой способ обработки событий максимально приближен к тому, который происходит, например, в ОС windows.

    Как лучше выводить результаты примеров?

    Важно: При вызове document.write после окончания загрузки страницы (при обработке событий onclick , oninput , …), страница перезапишется, поэтому вызывать этот метод не рекомендуется . Для примеров лучше использовать метод alert() .

  • document.write добавляет html во время построения DOM
  • alert блокируют выполнение JS, пока пользователь не нажмёт OK
  • Рассмотрим все простые способы вывода отладочной информации :

    document.innerHTML += "htmlstr"; // добавляет на страницу

    console.log("str"); // выводит в консоль браузерах


    Задание Js8_5. Выполните задание по инструкции:

  • Создайте веб-страницу и расположите в ней тег img с изображением грустного смайлика.
  • Щелчок на изображении (onclick) вызывает заданный метод (пользовательская функция):
  • В скрипте опишите метод (функция sayHello()), который «спрашивает», как зовут пользователя, а затем приветствует его по имени, и меняет изображение на улыбающийся смайлик (свойство src тега img):
  • function sayHello() { var userName= prompt("Как вас зовут?" ) ; if (userName) { alert(...) ; document.getElementById ("smileImg" ) . ...= ...; } }

    function sayHello() { var userName=prompt("Как вас зовут?"); if(userName){ alert(...); document.getElementById("smileImg"). ...=...; } }

    =>>

    События onMouseOver и onMouseOut

    Событие наступает при наведении (onMouseOver) на объект и при выведении (onMouseOut) за пределы объекта курсора мыши.

    Назначение обработчика событий осуществляется точно таким же образом, как и в случае .

    Поэтому выполним задание:

    Задание Js8_6. По наведению курсора мыши на гиперссылки закрашивать задний фон страницы в разные цвета.

    Дополните код:

    Зеленый
    … seagreen
    … magenta
    … purple
    … navy
    … royalblue

    Задание Js8_7. Создание rollover-изображения

    — Добавьте в код тег img с изображением.
    — Введите обработчики событий onmouseover (по наведению) и onmouseout (при отведении). Сделайте это в виде функций.
    — Присоедините к обработчику событий onmouseover процедуру загрузки в тег img другого изображения.
    — Присоедините к обработчику событий onmouseout процедуру загрузки другого изображения в тег img .

    Несколько обработчиков одного и того же события

    В javascript можно назначать НЕСКОЛЬКО обработчиков одного и того же события. Для этого используются методы:

  • addEventListener — добавление обработчика
  • removeEventListener — удаление обработчика
  • Синтаксис addEventListener :

    У метода три аргумента:

    Element.addEventListener(event, handler[, phase]);

  • event click
  • handler — функция-обработчикgetElementById ("MyElem" ) ; input.addEventListener ("click" , message) ;

    function message() { alert("Ура!"); } var input = document.getElementById("MyElem"); input.addEventListener("click", message);

    Синтаксис removeEventListener :

    Методу следует передать те же аргументы, что были у addEventListener :

    Element.removeEventListener(event, handler[, phase]);

  • event — название события, например, click
  • handler — функция-обработчик
  • phase — необязательный аргумент, «фаза», на которой обработчик должен сработать
  • Пример: В предыдущем задании удалить добавленный обработчик с кнопки, используя метод removeEventListener .

    function message() { alert("Ура!"); } var input = document.getElementById("MyElem"); input.addEventListener("click", message); input.removeEventListener("click", message);

    Всплытие и погружение события

    obj.onevent = function(e) {/*...*/} // где e - объект события // e.target - элемент, на котором произошло событие

    Событие щелчок мыши - Свойство onclick и Атрибут onclick - Обработка событий в JavaScript

    Что происходит в браузере, какие события?

    или «щелчок левой кнопкой мыши» и другие.

    Javascript -код можно организовать таким образом, что при возникновении этих или других событий в окне браузера будут происходить определенные изменения.

    То есть события в Javascript можно подвергнуть обработке (запрограммировать) так, как нам это удобно.

    В качестве обработчика события используется какая-либо функция, которая совершает те или иные действия (обрабатывает событие) , и которая передается тому или иному объекту или свойству.

    Например, чтобы определенная функция (обработчик события ) сработала после «полной загрузки страницы», ее необходимо передать объекту window через свойство onload . Объект window знает о том, что страница загружена. Об этом уже был разговор...

    Или, чтобы какая-либо функция выполнялась после «щелчка левой кнопкой мыши» на нужном нам объекте (например, изображении ), необходимо эту функцию связать с этим объектом посредством свойства onclick , о котором преимущественно и будет идти речь далее...

    1.

    window .onload = back_gr;

    back_gr (){} ;

    Чтобы функция back_gr () (обработчик события) выполнялась после полной загрузки страницы, ее необходимо передать объекту window через свойство onload .

    2.

    image.onclick = change;

    change (){} ;

    Чтобы функция change () (обработчик события) выполнялась при щелчке левой кнопкой мыши на объекте image (например, изображение ), необходимо воспользоваться свойством onclick .

    Рассмотрим пример :

    На странице есть полупрозрачное изображение.

    Нужно сделать так, чтобы при щелчке на нем левой кнопкой мыши оно становилось полноценным.

    По сути, при возникновении события «щелчок мышью» на изображении - оно должно сменяться другим.

    onclick - как свойство объекта - обработка событий

    Сначала воспользуемся onclick как свойством объекта, для которого будет вызываться событие. В нашем случае объект - это изображение.

    Для того чтобы обратиться к изображению, как к объекту воспользуемся методом getElementById .


    /* 1. После полной загрузки страницы вызывается функция back_gr */
    window.onload = back_gr;

    /* 2. При щелчке на изображении мышью вызывается функция change */
    function back_gr(){

    image.onclick = change;
    }

    /* 3. Функция change меняет одно изображение на другое */
    function change(){
    var image = document.getElementById("img");
    image.setAttribute("src" ,"img/peng.gif" );
    }



    Обратите внимание : вернёмся к коду из предыдущего примера.

    Посредством метода getElementById к тегу img идет обращение как к объекту image .

    Далее при помощи метода setAttribute изменяется значение атрибута src тега img (объекта image ):

    Функция back_gr() выполняется при щелчке на изображении левой кнопкой мыши.

    Вверх