А.В. Черных. Этническая история цыган. Почему цыгане никогда не называют себя «цыганами» К какой стране относятся цыгане

Цыгане – народ, овеянный мифами и легендами. Ну, вот хотя бы начать с того, являются ли они единым народом, и кого вообще можно причислять к цыганам? Сами цыгане относят себя то к синти, то к кало, то келдэри. Кроме всем известных европейских рома есть еще балканские «египтяне» и ашкали, ближневосточные дом, закавказские боша, среднеазиатские мугат и китайские эйну. Окружающее население относит их к цыганам, но вряд ли наши цыгане признают их за своих. Так, кто такие цыгане, и откуда они взялись?

Цыгане-урсари. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Вначале легенда
Раньше цыгане жили в Египте между реками Цынь и Ган. Но потом в этой стране к власти пришел плохой царь, который решил превратить всех египтян в рабов. Тогда свободолюбивые цыгане покинули Египет и расселились по миру. Эту историю я услышал в детстве в белорусском городе Слуцке от старого дедушки-цыгана, промышлявшего на местном базаре. Потом мне приходилось слышать и читать ее в разных вариантах. Например, о том, что цыгане происходят с острава Цы на реке Ганг. Или о том, что цыгане разошлись в разные стороны, пересекая реку Цы-Ган.
Устная история живет не долго. Как правило, более-менее правдивые сведения об исторических событиях сохраняются всего три поколения. Есть исключения, например древнегреческие поэмы о Троянской войне или исландские саги. Они передавали известия о событиях многовековой давности. Но это произошло благодаря профессиональным сказителям. У цыган таких сказителей не было, поэтому место правдивой информации заняли мифы. Они создавались на основе легенд местных народов, библейских сюжетов и откровенных небылиц.
Цыгане не помнят, что название их народа происходит от греческого слова «атсигганос». Так называли средневековую христианскую секту колдунов и предсказателей родом из Фригии (теперь территория Турции). К моменту появления цыган в балканской Греции она была уничтожена, но память о ней сохранилась и была перенесена на пока малоизвестный народ.
В некоторых странах цыган до сих пор называют египтянами (вспомним английское слово Gypsies или испанское Gitano). Это название также берет свое начало на Балканском полуострове, где выходцы из Египта долгое время промышляли фокусами и цирковыми представлениями. После завоевания Египта арабами поток фокусников оттуда иссяк, но слово «египтянин» стало нарицательным и перенесено на цыган.
Наконец, самоназвание европейских цыган «рома» иногда относит их к выходцам из Рима. О настоящем происхождении этого слова мы еще поговорим ниже. Но, если вспомнить, что в средние века жители Византии называли себя не иначе, как римлянами, то мы вновь возвращаемся на Балканский полуостров.
Любопытно, что первые письменные упоминания о цыганах также связаны с Балканским полуостровом. В житии греческого монаха Георгия Афонского, написанным в 1068 году, рассказывается о том, что незадолго до своей смерти византийский император Константин Мономах обращался к неким индийцам, чтобы те очистили его сады от диких животных. В XII веке к неудовольствию православных монахов цыгане торговали в Константинополе амулетами, предсказывали судьбу и выступали с дрессированными медведями. В 1322 году ирландский паломник Саймон Фиц-Симонс встретил их на острове Крит. В 1348 году запись о цыганах появляется в Сербии, в 1378 году – в Болгарии, в 1383 году – в Венгрии, в 1416 году – в Германии, в 1419 году – во Франции, в 1501 году – в Великом Княжестве Литовском.
В средние века приход переселенцев всегда приветствовался феодалами, так как они рассчитывали на дешевую рабочую силу. В 1417 году император Сигизмунд Люксембургский даже выдал цыганам охранную грамоту. Но очень скоро европейские монархи разочаровались в пришельцах. Они не желали оседать в конкретном месте и больше напоминали бродяг. Уже в XV веке начали приниматься законы, направленные на изгнание цыган. Причем, в некоторых случаях нарушителям грозила смертная казнь. Цыгане уходили и возвращались. Им некуда было деваться, так как они не помнили, где их родина. Если родина – не Балканский полуостров, то откуда они взялись?

Прародина в Индии
В 1763 году трансильванский пастор Иштван Валый составил словарь цыганского языка и пришел к выводу, что он имеет индоарийское происхождение. С тех пор лингвисты нашли множество фактов, подтверждавших его умозаключение. В 2004 – 2012 годах появились работы генетиков, определивших, что прародину цыган следует искать на северо-западе Индии. Они обнаружили, что большинство мужчин рома происходят от небольшой группы родственников, живших 32 – 40 поколений назад. Пятнадцать столетий назад они покинули родные места и зачем-то двинулись на запад.
Доказательства индийского происхождения цыган столь очевидны, что в 2016 году индийское министерство иностранных дел объявило цыган частью зарубежной индийской общины. Поэтому, если хотите узнать, сколько индийцев проживает, например, на территории Беларуси, прибавьте к 545 выходцам из Индии еще 7079 белорусских цыган!
Вместе с тем, ни языковеды, ни генетики пока точно не определили, предки какого современного индийского народа (ведь в Индии проживает много народов!) имеют отношение к цыганам. Отчасти это объясняется тем, что на северо-западе Индии обитают разные племена. Особенно много их в штатах Гуджарат и Раджастхан. Возможно, предки цыган представляли собой одно небольшое племя. После того, как они ушли на запад, в Индии у них не осталось близких родственников и потомков.
«Подождите, как же так! – воскликнет кто-то. – Ведь в Индии сохранились цыгане!» Путешественники пишут об индийских цыганах в блогах, снимают их на видео. Мне самому приходилось видеть на севере Индии представителей народа, который там называют «банджара», «гармати», «ламбани» и так далее. Многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, живут в палатках, занимаются попрошайничеством или мелкой торговлей. Отношение индийцев к ним примерно такое же, как у европейцев к цыганам «рома». То есть, несмотря на все толерантности и романтические сказки, очень плохое. Однако «банджара-гармати» — это не цыгане. У этого народа своя история. Он происходит из Гуджарата, но «цыганский» образ жизни начал вести лишь в XVII веке. «Банджара-гармати» и цыгане действительно являются дальними родственниками, но не в большей степени, чем другие племена и народы северо-запада Индии.

Как цыгане оказались на западе
В 2004 году британский историк Дональд Кендрик издал книгу «Цыгане: от Ганга до Темзы». Он попытался суммировать все известные сведения, которые могут пролить свет на появление цыган в Европе. Его работа – это только версия, в ней много косвенных фактов и спорных умозаключений. Тем не менее, она выглядит правдоподобно, и ее стоит очень кратко пересказать русскоязычным читателям.
Переселение индийцев на запад в соседнюю Персидскую империю началось более 1500 лет назад. Персидская поэма «Шахнаме» рассказывает об этом в лирической форме. Якобы правивший в V веке шах Брахрам Гур обратился к одному из индийских царей с просьбой прислать музыкантов-лури. Каждый музыкант получил корову и осла, так как шах хотел, чтобы переселенцы осели на земле и воспитывали новые поколения музыкантов. Но чаще индийцы переезжали в Персию как солдаты-наемники и ремесленники. Д. Кендрик отмечает, что в Иране предки цыган могли познакомиться с кибитками. Позже кибитка «вардо» станет символом кочевников-цыган в Европе.
В 651 году Персия была завоевана арабами-мусульманами. Арабы знали индийских переселенцев под названием «зотты». Возможно, оно происходит от народа джаты, что в наше время живут как раз на северо-западе Индии. Зотты сформировали в нижнем течении Тигра и Евфрата некое подобие государства, взимая с проезжающих купцов дань за пользование торговыми путями. Их самоуправство вызвало гнев у халифа Аль-Мутасима, который в 834 году разгромил зоттов. Часть пленных он переселил в район города Антиохия на границу с Византией. Теперь это пограничье Турции и Сирии. Здесь они служили пастухами, охраняя стада от диких животных.
В 969 году византийский император Никифор захватил Антиохию. Таким образом, предки цыган оказались в пределах Византийской империи. Некоторое время они жили на востоке Анатолии, где значительную часть населения составляли армяне. Недаром многие лингвисты обнаруживают в цыганском языке заимствования из армянского.
Из Восточной Анатолии часть цыган переселилась в Константинополь и Балканский полуостров, а затем в другие страны Европы. Эти цыгане известны нам как «ром». Но другая часть цыган осталась в Анатолии и уже во времена турецких завоеваний освоила просторы Ближнего Востока, Закавказья, Ирана, Египта. Они известны как «дом». Цыгане «дом» и ныне живут в мусульманских странах, исповедуют ислам, но отделяют себя от арабов, турков и персов. Характерно, что в Израиле они сотрудничают с властями и даже служат в израильской армии. В соседнем Египте домари живут около больших городов. Среди египтян их женщины имеют сомнительную славу хороших танцовщиц и дешевых проституток.

Путешествие цыган на запад в V — XV веках

В Армении цыгане-«лом», известные также как «боша», приняли христианство и теперь почти не отличаются от остальных армян. В Средней Азии дом стали говорить на таджикском языке и называть себя «мугат», хотя окружающие народы чаще называют их «люли». В Западном Китае на южных склонах гор Тянь-Шань и в оазисах пустыни Такла-Макан можно встретить совсем уж экзотических цыган «эйну». Они разговаривают на странном языке, в котором индоарийские и таджикские слова сочетаются с тюркской грамматикой. Эйну – обычные крестьяне и ремесленники, не склонные к воровству, попрошайничеству или торговле наркотиками. Тем не менее, соседи-китайцы и уйгуры относятся к ним с презрением. Сами эйну говорят, что пришли в Китай из Ирана, то есть являются потомками средневековых зоттов либо все тех же цыган «дом».
Названия «ром» и «дом» имеют общее происхождение, отличаются лишь произношением. Но, если «ром» отсылает нашу фантазию к Риму, то «дом» проясняет истинные корни самоназвания цыган. В пенджабском языке слово «дам-и» означает человека или мужчину.

Второе пришествие
Итак, в XIV веке цыгане стали покидать уютный Балканский полуостров, где провели несколько столетий, и переселяться в другие европейские страны. Ничего удивительного в этом нет, если вспомнить, что в этот период происходило турецкое завоевание земель бывшей Византийской империи. Однако количество переселенцев нельзя назвать огромным. Доказательством этому являются материалы о преследовании цыган со стороны властей. Как правило, до XVIII века цыганские общины в европейских странах едва насчитывали несколько сот человек каждая. В России цыгане не упоминаются до 1733 года, да и тогда они жили только в Прибалтике.
К XIX веку многие европейские цыгане оставили кочевой образ жизни, так или иначе вписались в существующие социальные структуры, служили в армии, участвовали в колониальной экспансии европейских народов. Отрицательный образ цыган постепенно размывался. Поэты-романтики воспевали любовь цыган к свободе. Но в середине XIX века с Балканского полуострова хлынул новый поток цыган-переселенцев, к которым ни разу не подходило определение свободные.
Откуда они взялись? Несмотря на турецкое нашествие, большинство средневековых цыган предпочли оставаться там, где жили раньше. В начале XVII века мы обнаруживаем цыганские предместья около Афонского монастыря, поселения цыган-ремесленнников в Болгарии и даже цыган-солдат в османской армии. В то время как в европейских странах цыган преследовали, в Османской Порте они признавались подданными султана, платили налоги и в ряде случаев пользовались определенной самостоятельностью.
Нет ничего удивительного в том, что среди османских цыган было много оседлых. Некоторые принимали ислам, другие оставались христианами, третьи пытались слиться с местным населением. Так в Косово возникла небольшая группа цыган-ашкали, которые жили в постоянных деревнях, занимались садоводством и говорили на албанском языке. В Болгарии цыгане чаще принимали турецкий язык и культуру.

Деревня румынских цыган в XIX веке. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Однако на севере Балкан было одно большое исключение. В румынских княжествах Валахия и Молдавия цыгане были рабами. Любопытно, что уже первое упоминание о цыганах в валашских документах XIV века говорит о них, как о несвободных. Большинство цыган принадлежали князю, но были также рабы, зависимые от монастырей или землевладельцев-бояр. Часть цыган-рабов вела оседлый образ жизни, другим разрешали кочевать, но так или иначе они работали на хозяина. Хозяева распоряжались их имуществом, разрешали или запрещали вступать в браки, судили и наказывали. Рабы в Валахии стоили дешево. Например, в 1832 году тридцать цыган обменивали на одну бричку. В Молдавии, кроме рабов-цыган, была небольшая группа рабов-татар. Татары становились рабами, когда попадали в плен. А вот как цыганское население оказалось в рабстве, понять сложно. Военные действия между румынами и цыганами не велись.
Рабство было окончательно отменено лишь в 1856 году. Хотя румынские власти предпринимали действия для того, чтобы цыгане смешивались с румынами, многие из освобожденных рабов предпочли убраться подальше от бывших хозяев. Это особенно было характерно для тех, кто сохранял кочевой образ жизни. Многие из цыган, живущих в западноевропейских странах, в России, Украине и Беларуси – прямые потомки той самой поздней волны цыган из Румынии.
В XX веке в СССР и других социалистических странах цыган пытались перевести на оседлый образ жизни. Нацисты уничтожали цыган в концлагерях. Так, в годы Второй мировой войны Беларусь потеряла практически все коренное цыганское население. Ныне живущие у нас цыгане – потомки послевоенных переселенцев из других советских республик. В наше время подозрительное, а иногда и явно враждебное отношение к цыганам характерно для всех европейских стран от Франции до России.
Цыган не любят, ими восхищаются, а они продолжают вести обособленный образ жизни. И так полторы тысячи лет!

В справочной литературе вместо привычного слова «цыгане» часто встречается термин «рома». Ответ на вопрос о том, почему именно этому названию отдают предпочтение, следует искать в далеком прошлом. В данной статье можно прочитать про историю этого народа и узнать, как выглядит флаг цыганский.

Предки современных цыган

Стоит отметить, что термин «ромы» распространен исключительно в европейских странах и на американском континенте. Армяне этих людей называют «ломы», а палестинцы и сирийцы - «домы». В среде лингвистов существует две версии происхождения современных цыган:

  1. Очень давно северо-западные регионы Индии заселялись народностью, некоторая часть которой перекочевала в соседние государства.
  2. Много веков назад цыгане осели на территории Ромейской державы (Византии), где проживали почти триста лет. Соответственно, они друг друга называли ромеями. Таким образом, после того как из этого названия вычленили окончание и внедрили в цыганский язык, оно приобрело новое звучание, т.е. «ромы». Несмотря на логически обоснованное объяснение, всё же предков странствующих цыган надо искать в Индии.

Было бы неверно думать, будто ромы двинулись в путь без определенной цели, куда глаза глядят, либо скитались в поисках приключений. Видимо, они покинули насиженные места, как говорится, не от хорошей жизни. Кочевать цыган заставили серьезные причины. Скорее всего, ими двигали экономические соображения. Только в неизведанных краях находилась публика для таборных артистов, много новых клиентов, которые были заинтересованы в гаданиях. Ремесленники получали возможность торговать результатом своего труда. История цыганского народа наполнена болью, но при этом народ не забывал о веселье и танцах.

Страстный народ

Имеются различия между цыганами в зависимости от страны их пребывания. Разобраться в составе непросто. Встречаются разные с разными диалектами, и другими специфическими характеристиками культуры и этноса.

Цыгане - это для которых общепризнанные человеческие ценности находятся на втором плане. Совсем иное отношение к золоту и свободе. Представители этой народности непревзойденные воры. Ромы склонны мстить кому бы то ни было. О страстной цыганской любви тоже ходят легенды, а переполненные эмоциями песни трогают душу. Музыка цыган носит особый колорит, поэтому всегда приятно слушать произведения табора.

Проблемы с образованием

Зато среди ромов за редким исключением можно найти представителей интеллигентных и творческих профессий: архитекторов, живописцев, литераторов и т.п. Эти свободолюбивые люди свято чтят свою национальную идентичность, не «растворяются» в культуре той местности, где им волею судьбы приходится жить. Существует даже собственный флаг цыганский.

Несмотря на то что представители цыганской национальности встречаются практически во всех уголках земного шара, где присутствует цивилизация, им удалось сохранить культурную самобытность. В том числе характерное для Индии кастовое деление членов общины. Когда-то существовал у цыган обычай, согласно которому цыганская семья брала на воспитание чужих беспризорных детей. Каждая мать обучала своих дочерей премудростям гадания.

Роль мужчин и женщин в таборе

По цыганской традиции несколько семей объединялись в табор. Каждая из них обладала правом выхода из данного коллектива, когда возникнет желание. Максимальное количество передвижных шатров достигало 25. Всё, что удалось заработать, надо было поровну разделить между всеми членами общины, в том числе нетрудоспособными и пожилыми. Исключение составляли представители обоих полов, которые не обзавелись семьями, каждый из них мог рассчитывать только на половину полагающейся доли. Зарабатывать отправлялись мужскими и женскими группами, между которыми были налажены связь и взаимопомощь.

Цыганская культура вызывает шок у цивилизованных народов, но несмотря на это, многие традиции остались и по сей день.

Правила жизни в таборе

Все, кто жил в таборе, вынуждены были неукоснительно соблюдать установленные в коллективе законы морали. Наказанием служило изгнание на некоторое время или навсегда. Во главе табора находился авторитетный вожак, которому все должны были беспрекословно подчиняться. Он же при необходимости мог исполнять роль судьи. Но стоило вожаку один раз совершить несправедливый поступок, как его тут же лишали полномочий и выгоняли из табора.

В таборе мужчины занимали лидирующее положение, т.е. женщина независимо от возраста должна была слушаться соответственно мужа или отца. Причем обязанностью женщин было следить, чтобы мужчины и семья были накормлены. Флаг цыган можно увидеть почти в каждом таборе. Некоторые удивляются тому, что у кочевников существует своя символика.

Мужчине предоставлялась возможность обзавестись несколькими женами, которые фактически становились его работницами. Это было выгодно. Многоженство гарантировало не только уют, но и в некоторой степени материальное благополучие. Ничего удивительного, ведь особенность цыганской семьи в том, что женщины-гадалки и попрошайки обеспечивали своих самых близких людей деньгами.

Женская доля в таборе

Согласно цыганской традиции отец, выдавая свою дочь замуж, платил калым. Для создания брака были пригодны девочки 15 или даже 12 лет. Женщина, которая первый раз становилась мамой, надевала специальный головной убор, подтверждавший факт её замужества.

С этого момента ей можно было идти на улицу и выпрашивать подаяние. В цыганской семье большое количество детей. Поэтому женщине-матери надо было очень много трудиться, чтобы всех их одеть и прокормить. Когда она уходила на «работу», дети оставались в лучшем случае под присмотром бабушек преклонного возраста. Такие условия жизни подрастающего поколения объясняют, почему далеко не всем из них удавалось выжить.

Такие цыганские обычаи шокируют. Неоднократно поднимался вопрос о том, как растут дети этого народа, но традиции остаются, и не все готовы их разрушать.

Происхождение и другие особенности

Ввиду распространенности ромов в их языке присутствуют диалекты. Кочующим или оседлым цыганам приходится осваивать язык того региона, в котором нужно жить. Историческое родство цыган с Индией подтверждает тот факт, что в их лексике содержится почти тридцать процентов санскритских (древнеиндоарийских) заимствований. Флаг цыганский появился сравнительно недавно именно по этим причинам.

Что касается религии и верований, то тут постоянства не существует. Цыгане быстро приспосабливаются, т.е. перенимают обряды местного населения. В любом случае они остаются суеверными.

Также значительное влияние окружающая обстановка оказывает на рацион и стиль одежды. В толпе цыганку легко узнать по длинной широкой и пестрой юбке, традиционно свои уши она украшает серьгами, шею - ожерельями, запястья - браслетами, пальцы - кольцами. А музыка цыган является самой узнаваемой и душевной.

Национальный флаг

В 1971 году в столице Англии состоялся Всемирный конгресс цыган, который утвердил национальный знак. Верхняя часть полотнища окрашена в синий цвет, символизирует небо и духовность. Нижняя половина в первую очередь символизирует поверхность земли, зеленое поле; акцентирует внимание на таких чертах характера цыган, как практичность и свойственная им жизнерадостность. Флаг цыган несет особую смысловую нагрузку.

Разноцветные горизонтальные полосы имеют одинаковую высоту. Граница между ними является осевой линией, которая проходит через центр красного колеса с восьмью спицами - символа пути. Данный элемент флага указывает на то, что цыгане отдают предпочтение кочевому образу жизни. Колесо окрашено в цвет, ассоциирующийся с кровью тех цыган, которые погибли в период Второй мировой войны. Изначально флаг цыганский был с золотым колесом.

Согласно оптимистическому объяснению, колесо имеет красный праздничный цвет, поскольку представители этого народа очень любят праздники. Цыгане, которые принадлежат к разным этническим группам, при изображении колеса (чакры) на полотнище флага используют разные оттенки.

Еще существует собственный гимн цыган. Его часто можно услышать в таборах неподалеку от городов.

На протяжении веков происхождение цыган было окутано тайной. Появляясь то тут, то там, таборы этих смуглых кочевников с необычными нравами вызывали любопытство оседлого населения. Пытаясь разгадать этот феномен и проникнуть в тайну происхождения цыган, многие авторы строили самые разные и невероятные гипотезы. В XIX в., когда благодаря научным изысканиям был найден вполне обоснованный ответ, все еще рождались самые фантастические истории.

Это нагромождение откровенных предрассудков и сомнительных гипотез было разрушено с началом серьезных исследований цыганского языка. Некоторые представления о нем ученые имели уже в эпоху Ренессанса, однако в тот период они не связывали его с какой-либо группой языков и не установили место его происхождения. Лишь в конце XVIII в. на основе научных данных удалось установить происхождение цыган.

С той поры видные лингвисты подтверждают выводы этих первых ученых-исследователей: по грамматическому и словарному составу цыганский язык близок к санскриту и таким современным языкам, как кашмири, хинди, гуджарати, маратхи и непали.

И если у современных ученых уже нет сомнений в том, что цыгане родом из , то многие вопросы, связанные с этнографией, социологией и историей первых миграций цыган, все еще ждут ответа.

Ведущая роль в установлении происхождения цыган отводится лингвистике, однако свой вклад могут сделать и такие научные дисциплины, как антропология, медицина и этнография.

Письменные свидетельства об эпохе, которую можно было бы назвать «доисторическим периодом цыган», весьма скудны. Древнеиндийские авторы уделяли основное внимание богам и царям, а не людям, известным под именами аотт, джат, люли, нури или дом.

Однако уже со времени первых миграций на запад мы располагаем несколько более точными данными о цыганах, содержащимися, прежде всего, в двух текстах, в которых слились воедино история и легенда. Писавший в середине X в. Хамза из Исфахана рассказывает о прибытии в Персию 12 тыс. музыкантов-яоттов; 50 годами позже великий летописец и поэт Фирдоуси, автор «Шахнамэ», упоминает о том же факте.

Это упоминание относится, скорее всего, к области преданий, однако оно свидетельствует о том, что в Персии было много цыган, прибывших из Индии, они слыли хорошими музыкантами, не хотели заниматься земледелием, были склонны к бродяжничеству и не упускали случая прихватить то, что плохо лежит.

Эти древние тексты - единственный источник данных о миграциях цыган в Азии. Чтобы узнать об этом больше, необходимо обратиться к языковым факторам.

В Персии язык цыган обогатился целым рядом слов, которые впоследствии были обнаружены во всех его европейских диалектах. Затем, по мнению английского лингвиста Джона Сэмпсона, они разделились на две ветви. Часть цыган продолжала свой путь на запад и юго-восток, другие двигались в северо-западном направлении. Эти цыгане побывали в Армении (где заимствовали ряд слов, донесенных их потомками вплоть до Уэльса, но совершенно незнакомые представителям первой ветви), затем проникли далее на Кавказ, позаимствовав там слова из осетинской лексики.

В конечном счете, цыгане попадают в Европу и мир. С этого момента упоминание о них в письменных источниках встречаются все чаще, особенно в записках западных путешественников, совершавших паломничество по святым местам в Палестине.

В 1322 г. два монаха-францисканца, Симон Симеонис и Хуго Просвещенный, заметили на Крите людей, похожих на потомков Хама; они придерживались обрядов греческой православной церкви, но жили, как и арабы, под низкими черными шатрами либо в пещерах. В их называли «аткинганос» или «атсинганос» по названию секты музыкантов и предсказателей судьбы.

Но чаще всего западные путешественники встречались с цыганами в Модоне - укрепленном и самом крупном портовом городе на западном берегу Мореи, главном перевалочном пункте на пути из Венеции в Яффу. «Черные, как эфиопы», они занимались в основном кузнечным делом и, как правило, жили в хижинах. Это место называли «Малым Египтом», возможно, потому, что здесь посреди иссохших земель пролегала плодородная, как долина Нила, область; именно поэтому европейских цыган называли «египтяне», а их предводители нередко величали себя герцогами или графами Малого Египта.

Греция обогатила лексику цыган новыми словами, но что самое главное, она дала им возможность познакомиться с образом жизни других народов, поскольку именно в Греции они сталкивались с паломниками из всех стран христианского мира. Цыгане смекнули, что паломники пользовались статусом привилегированных странников, и, двинувшись снова в путь, они уже выдавали себя за паломников.

После долгого пребывания в Греции и таких соседних с ней государствах, как румынские княжества и Сербия, многие цыгане двинулись дальше на запад. Положение цыган на территориях, неоднократно переходивших от византийцев к туркам, было нелегким. Об этом, стремясь внушить к себе доверие, они рассказывали духовным и светским властителям тех мест, куда приводила их судьба; цыгане говорили, что, покинув Египет, они были сначала язычниками, но затем их обратили в христианство, потом они вновь вернулись к идолопоклонству, однако под давлением монархов они во второй раз приняли христианство: они утверждали, что вынуждены совершать долгое паломничество по всему миру.

В 1418 г. большие группы цыган пересекли Венгрию и Германию, где император Сигизмунд согласился выдать им охранные грамоты. Они появлялись в Вестфалии, в ганзейских городах и на Балтике, а оттуда двинулись в Швейцарию.

В 1419 г. цыгане пересекли границы территории современной Франции. Известно, что 22 августа они предъявляли документы, подписанные императором Сигизмундом и герцогом Савойским, в городе Шатильон-ан-Домб, спустя 2 дня в Маконе, а 1 октября - в Систероне. Через три года другие группы цыган появились в южных областях, вызвав любопытство у обитателей Арраса. Там, как и в Маконе, им объяснили, что они находятся на королевских землях, где охранные грамоты императора недействительны.

Тогда-то цыгане поняли, что для беспрепятственного передвижения в христианском мире им необходимо иметь универсальную охранную грамоту, выданную папой . В июле 1422 г. герцог Андрей во главе большого табора миновал Болонью и Форли, объявив, что держит путь для встречи с папой. Однако ни в римских хрониках, ни в архивах Ватикана нет никаких упоминаний об этом посещении цыганами столицы христианского мира.

Тем не менее, на обратном пути цыгане рассказывали о том, как были приняты папой, и показывали грамоты, подписанные Мартином V. Были ли эти грамоты подлинными - неизвестно, но так или иначе они дали возможность цыганским таборам более ста лет беспрепятственно кочевать там, где им заблагорассудится.

В августе 1427 г. цыгане впервые появились у ворот Парижа, находившегося в то время в руках англичан. Их табор, раскинутый у Шапель-Сен-Дени, в течение трех недель привлекал толпы любопытных. Не обошлось и без курьезов: говорили, что, пока ловкие гадалки читали по ладони линию жизни, у клиентов пропадали кошельки. Парижский епископ во время проповеди осудил в связи с этим доверчивую и суеверную паству, поэтому «египтянам» ничего не оставалось, как свернуть шатры и отправиться в Понтуаз.

Вдоль и поперек обойдя Францию, отдельные группы цыган вскоре проникли в Арагон и Каталонию под предлогом паломничества к Сантьяго-де-Компостела. Они прошли через всю Кастилию и прибыли в Андалусию, где бывший канцлер Кастилии граф Мигель Лукас де Ирансо оказал теплый прием цыганским графам и герцогам в своем у Хаэны.

Ряд авторов, несмотря на отсутствие каких-либо данных, утверждает, что цыгане, проплыв вдоль побережья Средиземного моря, прибыли в Андалусию из Египта. Однако в словарном запасе испанских цыган нет ни единого арабского слова, и их маршрут был полностью указан: в Андалусии они ссылались на покровительство папы, королей Франции и Кастилии.

Первые упоминания о цыганах (Ciganos) в португальских письменных источниках относятся к XVI в. Примерно в то же время цыгане появляются в Шотландии и Англии. Как они туда попали, неизвестно. Возможно, там они привлекали меньше внимания, чем на своих прежних стоянках в Германии, Франции или Нидерландах, поскольку на Британских островах испокон веку жили кочевники «тинкеры», образ жизни которых во многом напоминал цыганский.

Гораздо труднее пришлось цыганам в Ирландии, где многочисленные к тому времени «тинкеры» восприняли новых пришельцев как конкурентов и сделали все возможное, чтобы вызвать к ним неприязнь.

Граф Антон Гаджино из Малого Египта прибыл в Данию на борту шотландского судна в 1505 г., представив датскому королю Иоанну рекомендации Якова IV Шотландского. 29 сентября 1512 г. граф Антониус (вероятно, то же самое лицо) торжественно прибыл в Стокгольм, к вящему удивлению местных жителей.

Первые «египтяне», появившиеся в 1544 г. в Норвегии, не располагали подобными рекомендациями. Это были узники, от которых англичане отделались, насильно вывезя их на кораблях из страны. В Норвегии цыган ждала встреча с кочующими «фантерами», подобная той, которая была оказана их соплеменникам в Англии и Шотландии «тинкерами».

Из Швеции некоторые группы цыган проникли в Финляндию и Эстонию. Примерно в то же время в Польшу и Великое княжество Литовское пришли «горные цыгане» из Венгрии и «равнинные цыгане» из Германии.

К 1501 г. одни группы цыган кочевали по югу России, другие передвигались из Польши в Украину. Наконец в 1721 г. цыгане с польских равнин добрались до сибирского города Тобольска. Они заявили о своем намерении продвигаться к границам Китая, однако губернатор города воспрепятствовал этому.

Таким образом, в период XV- XVIII вв. цыгане проникли во все европейские страны; попали они и в колонии на Американском и Африканском континентах, однако на этот раз не по собственной воле. Испания выслала некоторые группы цыган за океан, подав пример Португалии, которая с конца XVI в. депортировала их в большом числе в свои колонии, прежде всего в Бразилию, а также Анголу, Сан-Томе и Острова Зеленого Мыса. В XVII в. цыган отправляли из Шотландии на плантации Ямайки и Барбадоса, а в XVIII в. - в Вирджинию.

В правление Людовика XIV цыган, осужденных на каторжные работы, освобождали по королевскому указу при условии выезда на «Американские острова». Среди колонистов, завербованных «Индийской компанией» для освоения Луизианы, фигурировали «богемцы». Как и другие колонисты, они обосновались в Новом Орлеане. Спустя век их потомки, поселившиеся в Билокси, штат Луизиана, все еще говорили по-французски.

Начиная с XIX в. многие цыганские семьи добровольно мигрировали из Европы в Новый Свет. Их можно встретить в Канаде, в Калифорнии, в пригородах Нью-Йорка и Чикаго, в Мексике и Центральной Америке и намного южнее - в Чили и Аргентине. У них тот же род занятий, что и у цыган в Европе, те же обычаи, и повсюду они чувствуют себя как дома, поскольку место, где разбивают шатер, становится их родиной.

P. S. Старинные летописи рассказывают: К слову интересно как сейчас обстоят дела с иммиграцией цыган в различные страны, тем более, что нынче даже для не цыган порой трудно получить визу в определенные страны, такие как, например, Канада. Вот посмотрите на сайте CanadianVisaExpert , описаны правила иммиграции в Канаду жителей Восточной Европы, Южной и Центральной Америки и даже таких стран как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар. И они, эти правила весьма непросты, даже для людей, которых можно условно отнести к «среднему классу», не говоря уже о бедных слоях населения, едущих в Канаду исключительно на заработки в качестве дешевой рабочей силы.

В XIV-XV вв. в Европе появился кочевой народ, известный как цыгане, происхождение, быт и язык которых на протяжении долгого времени оставались загадкой. Их предки не оставили после себя письменной истории, поэтому по поводу происхождения народа возникали самые различные теории. Он словно обречен на вечные скитания и имеет свою особую цивилизацию.

Цыгане разбросаны по всему миру. Их можно встретить на любом континенте, но нигде они не смешиваются с другими народами. Даже численность цыган не всегда удавалось установить в определенных странах. Происхождение цыган нередко пытались объяснить абсурдными теориями, просматривая их родословную от немецких евреев, упоминая даже жителей легендарной Атлантиды.

Появление массы других теорий порождалось от неразработанности сложных вопросов этнографии и истории крупнейшей в Европе группы национального меньшинства, которой являлись цыгане. Происхождение народа сводили к трем основным версиям. Теорию азиатских корней поддерживал Анри де Спонд, который связывал цыган со средневековой сектой аттинган. Многие ученые связывали этот народ с переднеазиатским племенем сиггинов, упоминаемым у античных авторов Страбона, Геродота и других. Теория египетского происхождения была одной из самых ранних, она возникла еще в XV веке. Причем прибывшие в Европу первые цыгане сами распространяли эти легенды. Данная версия поддерживалась английскими учеными, утверждавшими, что цыгане по пути в Европу побывали в стране пирамид, где и приобрели свои безграничные познания и умения в области ловкости рук, гадания и астрологии.

Теория индийского происхождения возникла в XVIII веке. Основой для данной версии послужило сходство языка Индии с языком, на котором говорят цыгане. Происхождение народа по данной версии в настоящее время практически общепринято. Сложным остается вопрос о локализации в Индии предков цыган и точного времени их выхода из страны.

Неоднозначность источника возникновения данного народа всегда переплеталась с определением самого понятия «цыгане», происхождение данного названия рассматривалось часто не как этническое, а как социальное явление. В различных источниках название «цыгане» применяется к социальным группам населения, ведущим бродячий образ жизни, для которых характерны сходные черты и специфические методы добывания средств к существованию, такие как гадание, мелкие ремесла, песни и танцы, попрошайничество и другие.

Действительно, цыгане, мозаично расселенные по всему миру, неоднородны по своему составу, и не всегда легко понять, насколько между ними велики различия. Они делятся на ряд этнических групп, которые отличает диалекты и другие локальные этнокультурные характеристики. Их традиционное кочевье нельзя рассматривать как своеобразное романтическое влечение к перемене мест или хаотичные бесцельные скитания. В основе образа жизни народа лежали экономические причины. Необходимо было постоянно искать рынки сбыта продукции таборным ремесленникам, новую публику для своих выступлений.

Этнокультурные контакты определенной группы цыган с окружающим населением приводили к целому ряду заимствований. Интересен тот факт, что цыгане не торопились уходить с обжитых территорий, даже попав в достаточно неблагоприятные условия. Известно, что во многих странах они подвергались жестоким гонениям. И тем не менее даже в самом эпицентре организованного насилия появлялись целые сумевшие выжить. Это кале в Испании, синти в Германии, трэвелерс в Англии.

В то время как на католическом Западе появление цыган повлекло за собой принятие законов об их изгнании, в Византии не было принято ни одного подобного закона. Здесь очень ценились ремесленники, мастера по обработке металлов, люди, ведающие дрессировщики животных.

В России появление новых этнических групп цыган было связано с расширением территории. В 1783 году согласно указу Екатерины II цыгане России были причислены к крестьянскому сословию, с них предписывалось взимать соответствующие налоги и подати. По желанию им также разрешалось приписывать себя и к иным сословиям, кроме дворянского. Так, к концу XIX века среди купеческого и мещанского сословий было немало русских цыган.

В XIX веке в России наблюдался неуклонный процесс интеграции цыган, их оседания на постоянных местах, что объяснялось улучшением финансового благополучия их семей. Природный артистизм, вобравший в себя немало из культур разных стран, привлек неподдельное внимание к данному народу. Русские романсы, исполняемые цыганами, приобретали иную окраску. Появился жанр цыганского романса, основанный русскими композиторами и поэтами, увлеченными этой культурой. Стала появляться прослойка профессиональных артистов.

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Вверх