Автор надгробия на могиле никиты сергеевича хрущева. Новодевичье кладбище – Покой великих (55 фото). Знаменитые композиторы на Новодевичьем кладбище

Монумент установлен в Одессе по случаю 200-летия города. Идея родилась у Эрнста Неизвестного ещё в 1944 году, когда он побывал в Одессе, только что освобождённой от фашистов. Скульптуру он создавал в Нью-Йорке, и её пришлось перевозить частями по морю.

2. «Орфей», 1994 год


Статуэтка, изображающая древнегреческого музыканта Орфея, который играет на струнах собственной души, стала главным символом Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ. Оригинальный «Орфей» два метра в высоту и находится в Нью-Йорке.

3. Памятник на могиле Хрущёва, 1995 год


Скульптор создал надгробие по просьбе родственников Хрущёва, несмотря на то, что при жизни глава государства называл работы Неизвестного «дегенеративным искусством» и вообще находился с ним не в самых лучших отношениях.

4. «Древо жизни», 2004 год


Неизвестный задумал эту скульптуру в 1956 году, однако воплотить идею ему удалось только спустя 48 лет. На «ветках» дерева собраны портреты самых выдающихся личностей - от Будды до Юрия Гагарина. Монумент расположен в торгово-пешеходном переходе «Багратион».

5. «Прометей и дети мира», 1966 год


Композиция находится в лагере Артек. Её основой послужили камни, которые дети привели из 85 различных стран. Рядом с рельефом высечены слова: «Сердцем - пламенем, солнцем - сиянием, костром - заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!».

6. «Маска скорби», 1996 год


Мемориал расположен в Магадане, где был перевалочный пункт этапируемых заключённых - он посвящён памяти жертв политических репрессий. Внутри монумента находится копия тюремной камеры.

7. «Память шахтёрам Кузбасса»


Памятник находится в городе Кемерово. Шахтёр держит горящий уголёк, который также символизирует горящее сердце. Интересно, что автор отказался от гонорара за этот монумент.

8. «Цветок лотоса», 1971 год


Гигантский стилизованный цветок установлен у Асуанской плотины в Египте в 1971 году в честь советско-арабской дружбы. Высота скульптуры составляет 75 метров.

9. «Возрождение», 2000 год


Это первая скульптура Эрнста Неизвестного, установленная в Москве. Расположена она у особняка Морозовых-Карповых на Ордынке. Архангел Михаил, являющийся центром композиции, по замыслу автора, призван охранять Россию от тёмных сил.

10. «Сквозь стену», 1988 год


Эту скульптуру мастер в 1996 году привёз в Россию и США в качестве подарка Борису Ельцину. Эрнст Неизвестный пожелал президенту, чтобы образ прорывающегося сквозь стену человека помог ему побороть болезнь.

Почему Никиту Хрущева похоронили на Новодевичьем? Разбирался историк Леонид Максименков

45 лет назад советское "коллективное руководство" решало неординарную задачу: как следует хоронить свергнутого первого секретаря ЦК и главу правительства СССР


Леонид Максименков


До него умирали два высших руководителя партии и Советского правительства — Ленин и Сталин. Оба они были забальзамированы и помещены в Мавзолей на Красной площади. Хрущев потом вынул оттуда "отца народов" и перезахоронил Сталина отдельно — за Мавзолеем. Высшее кремлевское руководство столкнулось с неожиданной проблемой: где хоронить скончавшегося?

"Диктатору на пенсии" (по определению Роя Медведева) были положены государственные похороны с соблюдением ритуального протокола. Этот протокол включал: официальное объявление по радио, телевидению и в печати, некролог, образование комиссии по организации похорон, прощание (по прежним прецедентам — в Колонном зале), выбор погоста, выступления на траурной церемонии, взвод почетного караула, залпы, затем увековечение памяти, материальное обеспечение родных...

Соблюдение всех этих этапов печального ритуала — свидетельство политической культуры руководства страны. Международное значение подобных событий также трудно переоценить — лидеры других стран в таких случаях шлют траурные телеграммы. А что делать со смертью опального лидера? Проигнорировать? Но это означало бы усомниться в величии советской власти, которую Хрущев олицетворял 11 лет. Поскольку заготовок не было, ответственные товарищи решали проблему с чистого листа.

Решали новаторски. Начать с того, что причину смерти бывшего советского лидера скрыли не только от граждан, но и от высшей номенклатуры. Лишь сегодня, 45 лет спустя, впервые публикуется официальное заключение о смерти Н.С. Хрущева (см. иллюстрацию). Оно подписано консилиумом во главе с академиком Евгением Чазовым, который долгие годы возглавлял Кремлевку, то есть 4-е Главное управление при Минздраве СССР, и был личным врачом руководителей страны. В документе нет ни слова о "тяжелой и продолжительной болезни", которой якобы страдал покойный. Между тем ссылки на недомогание фигурировали в памятном 64-м, когда Хрущев "попросил" товарищей освободить его от руководства страной "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Как явствует из записки Чазова, Хрущеву требовалась медицинская помощь, но значительно позже — в 1970 и 1971 годах, когда он заканчивал свои мемуары и его вызывали на "допросы". Получалось, что кончину пенсионера ускорили коллеги.

Записку Чазова Брежнев прочитал. И решил не отправлять ее товарищам — документ лег в архив.

Раскол в группе товарищей


Похоронные предложения поручили подготовить секретарю ЦК Петру Демичеву. Коллеги помнили: Хрущев сделал его своим помощником в памятные дни сталинских похорон, а в октябре 1961 года поручил ему выступить на съезде партии с предложением вынести тело Сталина из Мавзолея. Поручение читалось однозначно: теперь Петр Нилович должен доказать лояльность "ленинскому руководству" грамотно организованным прощанием со своим "благодетелем".

Вот предложения Демичева:

"В связи с кончиной Хрущева Н.С. вносим предложение поручить провести похороны партийному комитету при Секретариате ЦК КПСС и Управлению делами ЦК КПСС.

Для прощания родных с покойным в тот же день в 10 часов утра установить гроб с телом Хрущева в траурном зале Центральной клинической больницы IV Главного управления Минздрава СССР.

"Партийный комитет партийной организации при Секретариате ЦК КПСС с глубоким прискорбием извещает, что 11 сентября 1971 года после тяжелой продолжительной болезни скончался член КПСС с 1918 года, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев и выражает глубокое соболезнование семье покойного".

Расходы по похоронам принять на счет партийного бюджета.

11 сентября 1971 года".

Расшифруем: прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят. Пособие семье в размере двухмесячной пенсии на организацию поминок не предусмотрено.

Дальше началась аппаратная работа с запиской Демичева. По законам жанра демократического централизма ее нужно было одобрить. Заместитель заведующего Общим отделом (канцелярии) ЦК Клавдий Боголюбов начинает обзванивать товарищей по политбюро. Андрей Кириленко, Арвид Пельше и Петр Шелест — безоговорочно "за". Но потом начинают происходить странные и необычные для плавного движения кремлевского документооборота события.

Председатель Комитета народного контроля Геннадий Воронов предлагает "извещение дать от имени ЦК и Совета министров" (а не от имени парткома при Секретариате ЦК КПСС). Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин идет дальше — зачеркивает Новодевичье кладбище и пишет взамен: "в Кремлевской стене без установленного ритуала". То есть без комиссии по организации похорон, без развернутого некролога с фотографией и подписями членов политбюро, без выступлений на трибуне Мавзолея. Но — в Кремлевской стене. Кроме того, Косыгин предложил добавить в извещении о кончине "бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР".

К "особым мнениям" присоединяется и председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он фиксирует на бумаге: "Считаю целесообразным похоронить в Кремлевской стене без установленного ритуала с добавкой в извещении и гроб с телом может быть выставлен в клубе ЦК 10/IX-71". То есть не в режимном морге при закрытой больнице, а в святая святых — на Старой площади. Значит, транспортное движение нужно будет перекрывать и кортеж с мигалками предоставлять.

Что же получалось? А получалось, что в триумвирате созданного после свержения Хрущева коллективного руководства (Брежнев, Косыгин, Подгорный) именно по вопросу о Хрущеве никакого единства не было. Тишь да гладь единодушных мнений и кулуарных единогласных решений рушилась на глазах. Оказывалось, что по основополагающему вопросу советской политической культуры — о том, как и где хоронить свергнутого лидера, в Кремле намечался раскол.

Эту, по сути дела, сформировавшуюся "оппозиционную группу" поддерживает и первый заместитель премьера Дмитрий Полянский. Свое предложение он излагает в виде формального проекта для голосования:

"1. Было бы целесообразно сделать кремацию и урну с прахом Н.С. Хрущева захоронить в Кремлевской стене.

2. В сообщении о смерти надо указать, что он был первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР".

Бунт принимает форму законотворчества.

Ведь как происходило в цековской практике? Если один товарищ предлагал добавить запятую, это скрупулезно фиксировали. Если другой товарищ советовал убрать восклицательный знак, то прислушивались и к этому мнению. Третий считал нужным переписать лозунг-призыв к 1 Мая и вместо "братский народ Болгарии" сказать "народ братской Болгарии", товарищи и с этим соглашались. А теперь чуть ли не половина политбюро устроила демарш по основному вопросу византийской природы власти, который даже обсуждению не подлежал: свергнутый властитель вычеркивается из истории. Навсегда. Это — закон. Точка.

С усопшим Хрущевым, однако, точка никак не выходила: товарищи Брежнев, Кириленко, Пельше и Шелест сочли возможным проголосовать по телефону, а их верные соратники, зная об этом, не согласились. И зафиксировали это на бумаге, внесли формальное контрпредложение.

Что можно было предпринять в подобной ситуации? Богатый аппаратный опыт подсказывал ответ: голосования не допускать, немедленно объявлять первую бумагу недействительной и начинать по новой. Нет бумаги — нет проблемы.

Так и поступили. Товарища Демичева от составления новой дорожной карты похорон отстраняют (через три года он будет отправлен руководить культурой в должности министра). Ждут один день. А 12 сентября появляется новая бумага — фактический меморандум секретарей ЦК и московского городского партийного главы Виктора Гришина. Решено: текст извещения дать от имени ЦК и Совмина, указать высшие партийно-правительственные должности усопшего персонального пенсионера, но — никакой Стены.

В личном деле Хрущева сохранился экземпляр Михаила Суслова со следами его вдумчивой работы. Именно он решает эту головоломку. Для солидности привлекает к голосованию кандидатов в члены политбюро и секретарей ЦК. Суслов в итоге и загасил фронду.

Николай Подгорный признает свое поражение:

"Я согласен со второй частью, что извещение будет опубликовано от ЦК и Совмина. По первой части — относительно места захоронения — я давал вчера замечания. Но раз все проголосовали за, то, как говорят, один в поле не воин".

Сказалась ли эта история потом на политической биографии "диссидентов" из политбюро? Судите сами: Воронов будет смещен через два года, Полянский через пять отправлен послом в Японию, Подгорного годом позже уберут с поста председателя Президиума Верховного Совета СССР. А отправленному на пенсию Алексею Николаевичу Косыгину фронду помянут на его же похоронах — ему откажут в прощании в Колонном зале Дома союзов...

Неудобный покойник


На этом, впрочем, "неудобства", связанные с кончиной Никиты Сергеевича, для номенклатурной верхушки не закончились — в Кремль потекли соболезнования. Разумеется, из-за рубежа. И не по партийной линии. У коммунистов всех стран с дисциплиной и инстинктом политической целесообразности всегда было все в порядке. К тому же до сведения "руководства друзей" по дипломатическим каналам в доверительном порядке было доведено, что скорбеть по Хрущеву не нужно. Но Хрущев ведь был премьером, и для глав иностранных правительств это было существенным. В обращениях в Кремль его именовали "Его Превосходительством".

Клерки в Общем отделе согласно инструкции предложили разослать иностранные телеграммы вкруговую для ознакомления членов политбюро и министра Громыко. Но опять вмешивается Суслов и дает указание "не рассылать". С учетом известного раскола в высшем руководстве по хрущевскому вопросу телеграммы иностранных лидеров могли дать дополнительные аргументы в пользу цивилизованного отношения к лидеру сверхдержавы, который во всем мире ассоциировался с десталинизацией и полетом первого человека в космос.

Прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят

Через полтора месяца после кончины Никиты Сергеевича Совет министров делает очередной формальный шаг в реализации похоронного ритуала: постановлением N 773 от 22 октября 1971 года предписано "установить Кухарчук Нине Петровне персональную пенсию в размере 200 рублей в месяц пожизненно".

Молодым выдвиженцам эта фамилия была незнакома. Бюрократы старшего поколения помнили, что Кухарчук — это Нина Петровна Хрущева. Ее прикрепляют к Первой поликлинике Четвертого главного управления при Минздраве СССР. То есть к Кремлевской больнице. "Предоставить ей право пользования столовой лечебного питания". Это — распределитель дефицитных продуктов. Еще решено дать "небольшую дачу и право пользования легковой автомашиной по вызову (в пределах определенного количества часов)". Важным был и пункт четвертый постановления: "4. Разрешить Управлению делами Совета министров СССР израсходовать до 2 тысяч рублей на сооружение надгробия на могиле Хрущева Н.С.".

И тут случился новый сюрприз: семья решила, что Никита Сергеевич достоин не типовой мраморной плиты ценою в 2 тысячи рублей, а настоящего памятника. И скульптора нашла сама — так в саге об увековечении появляется Эрнст Неизвестный.

Поскольку Хозяйственное управление Совмина курирует "диссидент" Косыгин, его ведомство идет семье Хрущева навстречу: художественный фонд СССР утверждает проект памятника, затем вопрос передается в управление бытового и коммунального обслуживания Мосгорисполкома, 2 тысячи рублей превращаются в пять. Впрочем, все это не отменяло высший контроль (в политбюро рассматривали чертежи и вносили поправки) и неусыпное око инстанций, прежде всего искусствоведов с Лубянки.

СПРАВКА

По имеющимся в КГБ оперативным данным, несколько месяцев назад к скульптору Эрнсту НЕИЗВЕСТНОМУ обратился С.Н. ХРУЩЕВ с просьбой от имени семьи о создании памятника Н.С. ХРУЩЕВУ... Э. НЕИЗВЕСТНЫЙ предполагает сделать на памятнике надпись: "ХРУЩЕВ" без инициалов. Такого рода надпись как бы превращает надгробие из памятника конкретному лицу в памятник, символизирующий определенную эпоху, и перекликается с имеющейся надписью на Мавзолее".

Ознакомившись с донесением КГБ, заведующий Общим отделом ЦК Константин Черненко пишет своему начальнику:

"Леонид Ильич! Может быть, следует поручить т. Павлову Г.С. посмотреть поближе, что за проект памятника готовится, тем более, что в свое время поручалось Управлению делами принять участие в решении этих вопросов" (Павлов — управделами ЦК. В дни ГКЧП он выбросится из окна своей квартиры.— "О" ).

Справка выносится на обсуждение политбюро и становится основой для решения, которое было оформлено как сверхсекретное,— принято без занесения в протокол. Оформленная таким же образом судьбоносная директива о вводе войск в Афганистан принималась так же и была обозначена "К положению в А.". Так же без занесения в протокол возник "Памятник Х.": "Поручить проявить интерес к подготовке памятника Х.".

Интерес к "подготовке памятника Х." был проявлен действительно нешуточный. В "соответствии с обменом мнениями, состоявшимся на заседании политбюро ЦК КПСС", надпись "Хрущев" была отвергнута — чтоб никаких ассоциаций с Лениным. Инстанция постановила писать на камне: "Никита Сергеевич Хрущев", а еще даты рождения и смерти.

Открытие памятника задержится на полтора года после утвержденного политбюро срока и также пройдет под чутким руководством и контролем органов. По поручению Суслова краткий отчет Юрия Андропова о мероприятии будет разослан в качестве обязательного материала для чтения высшему руководству. В том числе из-за высказываний Евгения Евтушенко:

"Через некоторое время направилась к выходу и остальная группа вместе с Е. Евтушенко, который, обращаясь к иностранцам на английском языке, сказал примерно следующее: "Самое существенное и главное в памятнике это две плиты, черная и белая, которые олицетворяют борьбу "светлых" и "темных" сил в человеке. Борьбу "добра и зла" в каждом из нас, и особенно в Н.С. Хрущеве, так как он был выше всех нас и поэтому особенно видимым для остальных. Памятник этот создал русский скульптор Э. Неизвестный, которого Н.С. Хрущев неоднократно критиковал за "абстракционизм". И вот теперь после смерти наступило искупление, примирение между ними..."". К донесению прикреплено немало черно-белых фотографий, зафиксированных оперативной техникой.

Вскоре в Кремле осознают свою ошибку, отказавшись хоронить Хрущева в особом порядке в Кремлевской стене: Новодевичье кладбище стало местом массового паломничества — люди приходили посмотреть на ставший знаменитым памятник, многие несли цветы. В итоге власти (формально решением МГК и Моссовета) закрыли сюда доступ для "посторонних лиц" на много лет вперед...

НА СНИМКЕ: Памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Работа скульптора Эрнста Неизвестного.

Несмотря на события в Манеже, несмотря на последующую травлю, невозможность полноценной работы, Эрнст Неизвестный не испытывал враждебных чувств к Н.С. Хрущёву, более того, питал к нему уважение, видел в нём незаурядную личность. Поэтому он без разговоров взялся изготовить надгробие. Над памятником он работал 4 года. При этом вокруг памятника шла постоянная возня, инспирируемая некоторыми членами Политбюро. Тем не менее, памятник был изготовлен и установлен на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище. В сентябре 1975 года там даже стихийно прошло его открытие. Правда, после этого Новодевичье кладбище закрыли «на ремонт», который продолжался 10 лет.

Вся «эпопея» с изготовлением и установкой памятника красочно описана в воспоминаниях сына Н.С. Хрущева Сергея Никитовича (глава VI. Памятник: http://www.bibliotekar.ru/polk-22/7.htm.

Об идее, заложенной в памятнике, мы знаем, прежде всего, из слов самого скульптора, приведенных в Воспоминаниях С.Н. Хрущёва:

В основе самой жизни в философском смысле лежит противоборство двух начал, - привычно вещал Неизвестный, - светлого - прогрессивного, динамичного, и темного - реакционного, статичного. Одно стремится вперед, другое тянет назад. Эта основная идея развития бытия очень хорошо подходит к образу Никиты Сергеевича. Он начал выводить нашу страну из мрака, разоблачил сталинские преступления. Перед всеми нами забрезжил рассвет, обещавший скорый восход солнца. Свет стал разгонять тьму.

Такой подход позволит лучше понять основные идеи надгробия. Главный компонент - белый мрамор, его динамичная форма наступает на черный гранит. Тьма сопротивляется, борется, не сдает свои позиции, в том числе и внутри самого человека. Не зря голова поставлена на белую подставку, но сзади сохраняется черный фон. В верхнем углу на белом - символическое изображение солнца. Вниз от него протянулись лучи. Они разгоняют тьму. Голова цвета старого золота на белом не только хорошо смотрится, но это и символ – так римляне увековечивали своих героев. Все покоится на прочном основании бронзовой плиты. Ее не сдвинуть. Не повернуть вспять начавшийся процесс.

В плите слева, если смотреть от стелы, отверстие в форме сердца. Там должны расти красные цветы, олицетворяющие горение, самопожертвование. Тут же надпись "Хрущев Никита Сергеевич", с другой стороны даты рождения и смерти. И ничего больше, никаких пояснений. Все должно быть лаконично и величественно. Помните надпись на могиле Суворова: "Здесь лежит Суворов". И все. Никаких полководцев, фельдмаршалов, орденов.

Впервые Эрнст Иосифович так подробно объяснял свой замысел посторонним. Обычно он ограничивался общими словами о добре и зле, жизни и смерти. Позже, в трудные времена, он оправдывался: "Ты привел своих друзей. Я думал, можно говорить все".

И ещё одна цитата:

И по сей день вокруг памятника много споров: одним он нравится, их большинство; другие активно против. Но главное - никто не остается равнодушным. Мы добились цели - на могиле незаурядного человека встал столь же незаурядный монумент. Многие заходят сбоку в поисках авторской подписи.
Далеко не все слышали его фамилию. Иногда возникает недоумение:

Другие поясняют:

Это фамилия - Неизвестный. Он знаменит во всем мире.

Больше всего вопросов вызывает сочетание белого и черного. Когда меня спрашивают, я, как правило, не пересказываю замысел автора.

Каждое настоящее художественное произведение живет своей жизнью, и вы видите в нем себя, оно отражает ваши мысли, - говорю я как заправский искусствовед. - Думайте и смотрите.

Мнений много: добро и зло, жизнь и смерть, реже - удачи и неудачи в судьбе Хрущева.

А одна женщина объясняла:

Белое - это хорошие дела, черное - плохие.

Что ж, каждый из них по-своему прав.

Много разговоров вызвал портрет. Замысел автора остался непонятным большинству. "Голова как отрубленная", - говорят многие.

Не получил одобрения у первых посетителей и цвет старого золота. Впрочем, это уже прошлое. Время распорядилось цветом. Сейчас голова почти черная, а плита сероватая.

Расположенное неподалёку от станции метро «Спортивная» в Москве Новодевичье кладбище известно в первую очередь тем, что на его территории расположено множество могил знаменитостей. Именно из-за этого некрополь привлекает к себе внимание туристов и людей, интересующихся историческим прошлым России, личностями выдающихся людей.

История некрополя

Своё название кладбище получило в силу своей близости к Новодевичьему монастырю . Официальные документы о совершении здесь плановых погребений относятся к 1898 году, а его открытие состоялось в 1904 году. Расширение столицы и увеличение её населения неизбежно повлекло за собой увеличение территории кладбища. Официальные указы о включении в состав некрополя близлежащих территорий издавались дважды:

  • в 1949 году к югу от исконной территории было образовано так называемое Новое Новодевичье кладбище;
  • в конце 70-х гг. было принято решение о создании Новейшего Новодевичьего кладбища.

В результате этих расширений на данный момент территория некрополя составляет приблизительно 7,5 га, а похоронено тут свыше 26 тысяч человек. О важности Новодевичьего как культурного объекта свидетельствует постановление ЮНЕСКО о его внесении в список ста важнейших некрополей мира.

Первоначально на сопредельных с монастырём землях хоронили его почивших послушниц по распоряжению великого князя Московского Василия III. Со временем стали появляться могилы и рядовых москвичей. С середины XVII века в источниках появляются известия об отправлении на территории монастырского кладбища погребального обряда над покойными дочерьми царя Алексея Михайловича. До этого некрополем правящей династии являлся кремлёвский Архангельский собор. Захоронения представительниц царствующей династии вдали от главного некрополя объясняется двумя причинами:

Погребения членов правящий династии на Новодевичьем не сделали это кладбище местом для посмертного упокоения привилегированных персон. Некая тенденция к этому наблюдается со второй половины XIX века. Становится всё больше могил представителей интеллигенции и успешных купцов. Во многом благодаря этому и состоялись указы 1898 и 1904 гг., а территория кладбища была огорожена.

Революция 1917 года на некоторое время остановила процесс превращения Новодевичьего в

некрополь для избранных. С этого времени тут проводятся похороны рядовых москвичей. Но уже в 1922 году территория кладбища объявляется музеем. Проводятся реставрационные работы, а также для повышения привлекательности места разбивается большой сквер с живописными аллеями. Однако последнее привело к разрушению и повреждению старых могил.

Постановлением ВЦИК 1927 года территория кладбища была зарезервирована для захоронения лиц, занимавших высокое положение в обществе. Тогда же была произведена и реорганизация некрополя. Исторические захоронения были разделены на четыре сектора. Впоследствии к ним добавилось ещё четыре: на их территории можно обнаружить могилы только XX века.

В связи с повышением количества покойных, связанных с ростом населения Москвы, был открыт и поныне действующий колумбарий, где стоят урны с прахом покойных. На данный момент в колумбарии хранится свыше семи тысяч урн.

Как уже говорилось, особый статус кладбища связан с обилием здесь могил известных людей. Большинство из них отмечены памятниками, выполненными признанными скульпторами. Среди тех знаменитостей, кто похоронен на Новодевичьем кладбище, можно выделить несколько групп:

Памятник Ельцину

Пожалуй, наиболее известным захоронением является могила, фото которой прилагается ниже. Это могила первого избранного президента Российской Федерации - Бориса Николаевича Ельцина (умер 23 апреля 2007 года). Сначала на месте погребения был традиционный небольшой холм и деревянный православный крест. Позже, в качестве оценки заслуг Ельцина в становлении новой российской государственности, его могила была «укрыта» мраморным российским триколором.

Надгробие Н.С. Хрущёва

Памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище был выполнен скульптором-авангардистом Эрнстом Неизвестным. В ходы, когда Никита Сергеевич возглавлял Советский Союз, он подверг жёсткой критике выставку работ современного искусства. Фактически это означало запрет творить. Однако после отстранения от власти Хрущёв пересмотрел свои взгляды. Поэтому его сын Сергей лично обратился к Неизвестному с просьбой спроектировать для его отца памятник.

В своей работе скульптор символически выразил двойственность натуры бывшего генерального секретаря. Памятник представляет собой золотую голову Хрущёва, стоящего в белой мраморной нише на фоне чёрного гранита. Именно таким Никита Сергеевич запомнился обществу: неизменно желая блага своей стране, он допускал чудовищные ошибки, которые обошлись дорого экономике и внешней политике.

Надо заметить, что брежневские власти прохладно отнеслись к идее Неизвестного. Некоторые усмотрели в чёрном граните намёк на застой, охвативший страну в 70-х годах. С большим трудом семье покойного удалось добиться разрешения на установку памятника работы Неизвестного.

Не все знаменитые люди желали быть похороненными в престижном месте . Например, Василий Шукшин очень хотел, чтобы после смерти его отвезли в Сибирь, где он родился. На том же настаивала и его мать. Но значение Шукшина для советской культуры в глазах властей показалось более важным фактором в сравнении с последней волей покойного и желаниями его семьи.

Для министра внутренних дел Советского Союза Андрея Громыко могила на Новодевичьем оказалась своего рода понижением в статусе. Дело в том, что первоначально планировалось похоронить его тело у кремлёвской стены, как это делалось с наиболее видными политическими деятелями советской эпохи. Но ситуация изменилась, СССР вступил в полосу жестокого кризиса и разваливался на глазах. Погребение на территории Кремля утратило свою актуальность.

Председатель Правительства Российской Федерации в 1998-1999 гг. Евгений Максимович Примаков тоже был похоронен на Новодевичьем против своей воли. Он желал покоиться рядом со своей женой на Кунцевском кладбище, но указанием властей его желание было проигнорировано. Единственное, в чём соблюли его последнюю волю, стало выгравированное на памятнике из серого гранита стихотворение: «Я твёрдо всё решил: быть до конца в упряжке, пока не выдохнусь, пока не упаду. И если станет нестерпимо тяжко, то и тогда с дороги не сойду». Его написал сам Евгений Максимович .

Памятник как символ

Большая часть надгробий Новодевичьего отражает профессиональную сторону деятельности похороненных там людей. Например, генерал Лебедь навеки запечатлён в своём кителе, украшенном всеми полученными им медалями и знаками отличия. Могила телеведущего и путешественника Юрия Сенкевича украшена скульптурной волной с тростниковым судном в память о его плавании на лодках «Ра» и «Тигрис» с Туром Хейердалом.

Известный русский клоун и запомнившийся по роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая Юрий Никулин тоже был похоронен на Новодевичьем. Его памятник представляет собой бронзовую скульптуру, сидящую с сигаретой меж пальцев рядом с могилой. Памятник другому известному актёру, Вячеславу Тихонову, представляет собой скульптурное изображение Штирлица - его персонажа из популярного киносериала «Семнадцать мгновений весны».

В знак признания заслуг известных писателей их памятники дополняются художественным изображением персонажей их произведений. По этому принципу создавалось надгробие Александра Фадеева: его памятник окружен скульптурными изображениями персонажей романа «Молодая гвардия». Популярный при советской власти Алексей Толстой после смерти тоже находится в компании героев своих романов: «Хождение по мукам» и «Пётр Первый».

Поэт Андрей Вознесенский лично разработал проект своего надгробия. Согласно его замыслу на могиле установлена расколотая надгробная плита из тёмного гранита, по которой катится вниз массивный шар. От окончательного падения шар удерживает только небольшое распятие. По требованию поэта на его могиле нет ни изображений, ни скульптур.

История захоронения Н.В. Гоголя

С каждым кладбищем связаны мрачные легенды . Для Новодевичьего такая легенда возникла благодаря перезахоронению в 1931 году известного писателя Николая Васильевича Гоголя. Это происходило в разгар антирелигиозной политики в СССР. Тогда было принято решение о ликвидации Даниловского монастыря и принадлежащего ему кладбища. Во время перемещения праха покойного гроб был вскрыт, и обнаружилось, что внутренняя сторона его крышки исцарапана. Отсюда пошли слухи о том, что писатель был похоронен заживо.

Старый памятник Гоголю (символизирующий Голгофу чёрный камень с неровной поверхностью) был отдан под надгробие другому русскому писателю - Михаилу Булгакову. Вместо него было установлено скульптурное изображение Гоголя с посвящением от лица советской власти. Лишь в 2009 году надгробие писателя приобрело изначальный вид .

Экскурсионные программы

Даже этот беглый обзор позволяет сформировать определённое представление о значении некрополя в комплексе культурного наследия страны. Здесь постоянно проводятся экскурсии как для отечественных, так и для зарубежных туристов, составляются специальные путеводители и карты или схемы по секциям. На протяжении всей недели с 10 до 17 часов для посещений открыто все Новодевичье кладбище. Адрес запомнить легко: Москва, Лужицкий проезд, 2.

Для тех, кто не имеет возможности лично попасть в экскурсионную группу, предлагаются виртуальные туры, что к тому же стоит гораздо дешевле стандартных. Но люди, считающие, что такая услуга не идёт ни в какое сравнение с волшебным ощущением, возникающим при входе на территорию, где похоронены люди вроде Вишневского или Черняховского, разумеется, должны отправиться туда лично. Существуют различные виды транспорта до Новодевичьего кладбища: до него можно как добраться на метро, так и доехать на троллейбусе или такси .





Никита Сергеевич Хрущев (1894–1971) — Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР, Герой Советского Союза. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Период правления Никиты Хрущева вошел в историю как термин «оттепель»

С приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева (1894–1971) влияние идеологической цензуры в CCCР ощутимо ослабло. В частности, снизилась активность репрессий, и многие политические заключенные были отпущены на свободу. Страна достигла потрясающих успехов в освоении космоса, была развернута масштабная кампания по строительству жилых домов. В 1964 году Хрущев был отстранен от должности. Скончался в возрасте 77 лет от сердечного приступа. Был похоронен в Москве на (уч. 7, правая сторона у входа на «новейшую» часть).

На могиле Никиты Хрущева установлен памятник авторства знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Материал исполнения — и белый мрамор. Памятник изготовлен из цельных фигурных блоков, сложенных в единую композицию. В верхней ее части установлен Хрущева в фас. В основании памятника уложены четыре гранитные плиты, формирующие своеобразный постамент. На переднем плане крупными металлическими буквами выполнена надпись: «Никита Сергеевич Хрущев, 1894–1971». Символы расположены под наклоном, благодаря чему надпись хорошо прочитывается со всех ракурсов. В плите справа заметно небольшое фигурное отверстие для

Вверх