Бунин темные аллеи аргументы верность и измена. Тема любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи. Встреча с судьбой

Данная презентация подойдёт для подготовки к итоговому сочинению 2017-2018 учебного года по направлению "Верность и измена". Подобранный материал также хорошо подойдёт для написания сочинения-рассуждения по литературе по творчеству И.А.Бунина в 11 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к сочинению-рассуждению по творчеству И.А.Бунина Подготовка к итоговому сочинению Направление: верность и измена 2017-2018

Примерные темы для сочинения-рассуждения «Все проходит, но ничего не забывается» «Может ли любовь, прошедшая через измену, оставаться верной?»

Тема верности тесно связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в своей жизни. Иными словами, верность –это линия поведения человека в соответствии с его выбором, это готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно в его жизни.

Словарная работа Верность –стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Измена –предательство интересов Родины, переход на сторону врага.Нарушение верности кому –или чему – нибудь.

Синонимы Постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность Предательство, вероломство, неверность, непостоянство, неустойчивость, переменчивость, обман

Афоризмы и высказывания великих людей «Постоянство-основа добродетели» О.Бальзак «Верность-заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» Э. Тельма « Предателипредают прежде всего себя самих» Плутарх «Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» Шекспир «Верная любовь помогает переносить все тяготы» Ф.Шиллер «Доверие -признак мужества, а верность -свидетельство силы» Мария Эбнер Эшенбах «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии » Дж.Свифт «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится» В.Высоцкий

Верность … Верность –это черта характера, которая привлекает людей, потому что верный человек надёжный, он всегда является опорой в любой жизненной ситуации, на такого человека можно положиться, ему можно верить. Верность всегда связана с терпением, самоотдачей, верный человек не требует ничего взамен, он бескорыстен. В основе верности людей всегда доверие друг другу.

Измена… Измена –нарушение верности кому-или чему-либо. Измена –это поступок, результат выбора личности, способной нарушить взятые на себя обязательства, предать идеалы, людей, Родину. Это неспособность человека быть верным своему выбору, выбору профессионального пути, целей, идеалов или нравственных ориентиров. Измена в любви –это нанесение глубокой душевной раны любящему, предательство.

Верность и измена -противоположные проявления человеческой личности. Два решения, два возможных пути для героя: остаться верным или предать, изменить.

Верность и измена в любви «Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин«Темные аллеи»).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь –это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту».

А что же герой? Для него отношения с Надеждой -мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

Вывод Таким образом, верность в любви делает её настоящей, крепкой, приносящей счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.


Иван Алексеевич Бунин был человеком одновременно и счастливой и трагичной судьбы. Достигнув неимоверных высот в литературном искусстве, он был первым русским писателем, удостоившимся Нобелевской премии.

Хотя Бунин был признан одним из выдающихся мастеров слова, однако в течение 30 лет прожил заграницей, тоскуя по родине и все равно находясь в тесной духовной близости с ней.
Благодаря этим переживаниям в Нью-Йорке в 1943 году был создан величайший сборник рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи » в урезанной форме, а в 1946 году в Париже состоялось второе издание этого цикла. Издание состояло из 38 рассказов.

Сборник рассказов носит аналогичное название одного из его рассказов. Герой рассказа, молодой помещик, соблазняет крестьянку по имени Надежда, затем жизнь его идет своим чередом. Спустя много лет, ставши уже военным высоких чинов, он проездом бывает в этих местах. В хозяйке избы, в которую заехал, он узнает ту самую Надежду. Надежда, как и он, теперь постаревшая, однако по-прежнему красивая.

Встреча прежде влюбленных героев составляет сюжетную основу произведения. Тонко передавая переживания героев, автор предстает величайшим знатоком души человека. Их краткий диалог содержит много эмоциональной информации.

В рассказе мы видим интересное различие поведения героев. Военному Николаю Алексеевичу уже лет шестьдесят, но он краснеет подобно юноше, провинившемся перед ней. А Надежда, напротив, мрачна и спокойна, слова ее отдают горечью: «Все проходит, да не все забывается».

Как потом выясняется, старик был наказан жизнью, он не был счастлив, бросив молодую крестьянку. И, что интересно, женщина по-прежнему любит своего барина. А он ей не верит, ведь сам не любит и едва ли любил. Но, так или иначе, при воспоминании о молодости героем владеет чувственная память.

Сохранив свою любовь на всю жизнь, героиня так и не вышла замуж, не простила его, и также осталась несчастной. Но она отомщена: жена Николая Алексеевича, который любил ее без памяти, изменила ему и бросила.

Любовь в рассказе «Темные аллеи» не завершается счастливым браком, не переходит в семью. Любовь героев Бунина молниеносная, мгновенна, но искренняя. И, несмотря на непродолжительность, чувства, испытанные героями, остаются вечными в памяти, так как мимолетна сама жизнь. И поэтому старик с горечью произносит: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Все творчество И.А. Бунина пронизано темой любви. В своих рассказах он соотносит явления внешней жизни с внутренними душевными переживаниями и проникает в тайны души человека.

Проблема Верности и измены – это одно из главных направлений творчества Бунина. В своих рассказах, он показывает, как ведут себя люди в моменты принятия решений, как это на них влияет и к чему приводит проявление верности или измены.


Я хочу обратить особое внимание на рассказы Бунина «Солнечный удар» и «Темные Аллеи». В рассказе Солнечный удар нам показана мимолетная история попутчика и незнакомки. Однажды встретившись, они провели ночь вместе, а потом разъехались по свои делам. Главный герой полюбил эту женщину, хотя и знал о ее семье. А незнакомка, наоборот, легко отнеслась к измене и не придала ей никакого значения.


Здесь я считаю, они оба виноваты, так как подобная связь являлась неправильной во всех отношениях.


Мужчина осознано шел против счастья всей семьи, а женщина вообще была в стороне от понятий морали. Незнакомка отправилась домой, вернулась к мужу и дочери. Она была полностью спокойно. Никто не знает, о чем она думала, переживала ли, или вовсе не считала свой поступок плохим.


В рассказе Темные аллеи главная героиня ведет себя по-другому. Она однажды влюбилась, но ее молодой человек уехал. Женщина всю свою жизнь была верна любимому, так как она понимала серьезность своих чувств. Она не хотела их переступать. Она была честна и с собой, и со всем миром. Через долгие годы она встретила своего любимого. Он был в тяжелом положении. Но жалость не заставила героиню сойтись с ним. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Почему? Она слишком много страдала из-за этой любви. За эту любовь была заплачена огромная цена. Женщина не смогла переступить через себя, она не смогла простить.


Если вы пишите итоговое сочинение ЕГЭ по направлению верность и измена, то обязательно используйте рассказы Бунина. Здесь показаны отличные примеры и аргументы. Эти два рассказа дают возможность сделать полноценное сочинение, так как касаются обеих сторон направления. Солнечный удар показывает измену, а темные аллеи верность. Такое противостояние обязательно даст вам возможность сделать хорошие выводы.


Кроме того, можно использовать другие рассказы Бунина, что работа была более насыщенной и разноплановой.

Полезный материал

Проблема Верности и измены – это одно из главных направлений творчества Бунина. В своих рассказах, он показывает, как ведут себя люди в моменты принятия решений, как это на них влияет и к чему приводит проявление верности или измены.

Я хочу обратить особое внимание на рассказы Бунина «Солнечный удар» и «Темные Аллеи». В рассказе Солнечный удар нам показана мимолетная история попутчика и незнакомки. Однажды встретившись, они провели ночь вместе, а потом разъехались по свои делам. Главный герой полюбил эту женщину, хотя и знал о ее семье. А незнакомка, наоборот, легко отнеслась к измене и не придала ей никакого значения.

Здесь я считаю, они оба виноваты, так как подобная связь являлась неправильной во всех отношениях.

Мужчина осознано шел против счастья всей семьи, а женщина вообще была в стороне от понятий морали. Незнакомка отправилась домой, вернулась к мужу и дочери. Она была полностью спокойно. Никто не знает, о чем она думала, переживала ли, или вовсе не считала свой поступок плохим.

В рассказе Темные аллеи главная героиня ведет себя по-другому. Она однажды влюбилась, но ее молодой человек уехал. Женщина всю свою жизнь была верна любимому, так как она понимала серьезность своих чувств. Она не хотела их переступать. Она была честна и с собой, и со всем миром. Через долгие годы она встретила своего любимого. Он был в тяжелом положении. Но жалость не заставила героиню сойтись с ним. Почему? Она слишком много страдала из-за этой любви. За эту любовь была заплачена огромная цена. Женщина не смогла переступить через себя, она не смогла простить.

Если вы пишите итоговое сочинение ЕГЭ по направлению верность и измена, то обязательно используйте рассказы Бунина. Здесь показаны отличные примеры и аргументы. Эти два рассказа дают возможность сделать полноценное сочинение, так как касаются обеих сторон направления. Солнечный удар показывает измену, а темные аллеи верность. Такое противостояние обязательно даст вам возможность сделать хорошие выводы.

Кроме того, можно использовать другие рассказы Бунина, что работа была более насыщенной и разноплановой.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

(375 слов) Когда зарождается любовь, вы не вправе выбирать, какой ей быть. Вам не предугадать конец или хотя бы середину того пути, что предстоит пройти вместе с этими чувствами. Она может обернуться счастьем или трагедией, но какой бы она не оказалась - она всегда поистине прекрасна. Но эта красота зиждется на твердом основании – верности, без которой невозможно по-настоящему полюбить.

В рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи» находятся противоположные примеры, что помогут нам проверить данное утверждение на подлинность. Чувства Надежды к Николаю Алексеевичу не исчезли даже после того, как он ее бросил. Главным доказательством ее чистой любви является то, что она не смогла выйти замуж за другого мужчину. Если бы она сделала это, ее эмоции были бы сведены нами к банальному увлечению молодости, ведь какая же это роковая страсть, если человек спокойно заменил ее на другую? Но Надежда выбрала жизнь в одиночестве, и лишь спустя тридцать лет вновь встретила того, ради кого сделала этот выбор. Надежда все ещё помнит и свою любовь, и свои обиды. Внутри неё томятся боль и разочарование, но даже они не в силах поколебать ее преданность тем чувствам, которые так жестоко ее обманули. Однако она счастлива тем, что почувствовала и пронесла через всю жизнь настоящую, искреннюю, чистую страсть.

Вторым примером является Николай. Он тоже не был равнодушен к Надежде, но его отношение к ней, скорее, потребительское. Он получил, что хотел, и не чувствовал себя ответственным за ту, кого приручил. Вскоре он увлекся другой женщиной и даже искренне полюбил ее, ведь она была представительницей его сословия, а Надя – простой крестьянкой, которую не представишь друзьям и родителям. Казалось бы, он даже не предал, а нашел настоящую любовь и остепенился, но смог ли он построить счастье после того, как разрушил чью-то жизнь? Нет. Он тоже стал жертвой измены самого дорогого человека. Нельзя сказать, что это как-то связано с его прошлым, наоборот: стоит пожалеть его, ведь он понял, как сильно виноват перед Надей. Кроме того, несмотря на пережитое, он не познал настоящей любви: пока он жалуется и сетует на обман, женщина не винит его и не унижается до жалоб.

Таким образом, человек, который изменяет, лишает себя способности действительно сильно любить. Это чувство не может жить в сердце, развращенном предательством. Конечно, порой трудно избавиться от соблазна, но одно воспоминание о любви, чистой и страстной, стоит того, чтобы хранить верность всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

84 года назад Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Во многом он был этому обязан своей супруге, Вере Муромцевой, которую называют идеальной писательской женой, создавшей все условия для творческой реализации мужа. Однако на церемонии награждения с ним рядом стояла не только она, но и ее молодая соперница, поэтесса Галина Кузнецова. Долгие годы Вера Бунина мирилась с ее присутствием в их доме, прекрасно понимая абсурдность и драматизм ситуации. Но у нее были на то свои причины.
Вера Николаевна Бунина (Муромцева) Вера Муромцева стала третьей женой писателя. На тот момент ему было 36 лет, ей – на 10 лет меньше. Спокойная, рассудительная и уравновешенная Вера не была похожа ни на одну из тех женщин, которыми Бунин увлекался раньше. Ее сдержанность многим казалась холодностью и отстраненностью, но на самом деле это было продиктовано воспитанностью – Вера выросла в аристократической семье и получила хорошее образование. По ее признанию, она «никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по нескольку жен».

Писатель, источником вдохновения для которого часто служили личные драмы Они познакомились в 1906 г., а в следующем году отправились вместе в путешествие по странам Востока – Египту, Сирии и Палестине. С этой поездки и началась их совместная жизнь, хотя официально они стали мужем и женой только в 1922 г. Их первые годы были счастливыми и безмятежными – Бунин много писал, она всегда находилась рядом, умея при этом быть незаметной.

Вера и Иван Бунины Осень и зиму 1917-1918 гг. Бунины провели в Москве, где «мимо их окон вдоль Поварской гремело орудие», а весной уехали в Одессу. Революционных событий писатель не принял, и через полгода они отправились в Константинополь, а оттуда – в Париж. Бунин говорил Вере Николаевне, что «он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее». Больше на родину он не вернулся никогда.

Вера и Иван Бунины Бунины поселились в Грассе, на юге Франции. Только здесь, спустя 16 лет совместной жизни, они наконец обвенчались. Однако в их отношениях наступило заметное охлаждение. А в 1927 г. разразилась драма, которая имела катастрофические последствия для всех ее участников. Бунин познакомился с поэтессой Галиной Кузнецовой, которая была моложе него на 30 лет, и влюбился без памяти. Девушка ответила ему взаимностью, ушла от своего мужа и поселилась в доме писателя. Бунин тогда сказал супруге: «Галя – моя ученица. Я буду учить ее писать стихи».

Галина Кузнецова, 1934 и 1931 гг. Вера Николаевна прекрасно понимала, какие отношения связывают ее мужа с Галиной Кузнецовой. Но она также знала и о том, что Бунин не может оставить ее саму и обходиться без ее молчаливого участия, заботы и дружеской поддержки. Поэтому Вера поступила так, как в ее ситуации вряд ли бы повела себя хоть одна женщина: она гостеприимно приняла в своем доме молодую соперницу и стала жить с ней рядом под одной крышей. Этот странный союз просуществовал 7 лет. В 1929 г. Вера Бунина записала в дневнике: «Я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе».

Писатель, источником вдохновения для которого часто служили личные драмы В эмигрантской среде эта скандальная ситуация вызывала много кривотолков. Многие обвиняли Бунина в безнравственности и сумасшествии. Некоторые укоряли Веру Николаевну, за то, что позволила так с собой обойтись и смирилась с таким положением вещей. Единицы могли понять ее и восхищались ее поведением. Так, Марина Цветаева писала: «Вера стерпела – и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может – значит осталась: поступила как мать…». Сам же писатель на вопрос о том, любит ли он свою жену, отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу». А для творчества нужны были совсем другие чувства.

И. Бунин, Г. Кузнецова, В. Бунина, Л. Зуров. Грасс, 1932 Атмосфера в доме была очень нездоровой: все обо всем знали, но соблюдали внешние приличия. И так длилось до тех пор, пока Галина не ушла от писателя… к другой женщине. Ее сердце покорила оперная певица Марга Степун, и их отношения зашли так далеко, что они решили жить вместе. А поскольку ни денег, ни жилья у них не было, они поселились в доме Буниных. С тех пор жизнь всех обитателей этого дома превратилась в сущий ад. Любовный треугольник стал многоугольником. К тому же с 1929 г. в доме Буниных жил писатель-эмигрант Леонид Зуров. Он был безответно влюблен в Веру Николаевну, она же воспринимала его, как сына, из-за чего он неоднократно пытался покончить с собой. Бунин сходил с ума от ревности и был на грани помешательства, но именно тогда он создал прекрасный цикл рассказов «Темные аллеи».

Слева – Галина Кузнецова, Иван Бунин и Вера Муромцева. Справа – Иван Бунин, Марга Степун, Леонид Зуров, Галина Кузнецова (сидит) Марга и Галя покинули Грасс только в 1942 г. Остаток жизни они провели вместе в Америке и Европе. А Вера Николаевна все так же преданно и нежно заботилась о своем постаревшем муже. Она оставалась с ним до самой его смерти в 1953 г. и однажды записала в своем дневнике: «Ян третьего дня сказал, что не знает, как переживет, если я умру раньше него...» И добавила: «Господи, как странна человеческая душа». Она пережила мужа на 8 лет и не переставала его любить до последних дней.

Этим событиям посвящен фильм А. Учителя *Дневник его жены*, 2000

Высокая голубоглазая московская красавица, гладко причёсанная блондинка с узлом волос, сползающих на шею - так описывал Веру писатель Валентин Катаев. Племянница председателя Первой Государственной Думы, по воспоминаниям современников, была необычайно хороша собой. Одни отмечали ее леонардовские глаза, другие говорили о сходстве с Мадонной. Сам Бунин писал о ней: «Я влюбился в этот профиль камеи».

Юная дева из интеллигентной профессорской среды вошла в историю как муза известного писателя, удостоившегося Нобелевской премии по литературе. Она не боялась осуждения со стороны общества, живя долгие годы с Иваном Алексеевичем в гражданском браке, терпела многочисленные увлечения писателя и приняла ситуацию, когда 56-летний Бунин увлекся 26-летней поэтессой Галиной Кузнецовой.

В день рождения Веры Муромцевой сайт вспоминает, каким было семейное счастье жены писателя, отмеченного Нобелевским комитетом за «строгое мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы».

Встреча с судьбой

«Когда близкие люди говорили мне, что я жертвую собой, решаясь жить с ним вне брака, я очень удивлялась», - вспоминала в своих мемуарах Вера Николаевна.

До встречи с ней Бунин уже был женат. Его брак с Анной Цакни счастливым нельзя было назвать. Он отмечал холодность с ее стороны, и когда их единственный сын умер в 5-летнем возрасте, моментов, связывающих супругов, почти не осталось. Они разошлись.

В тихой красавице Вере он смог найти то, что ему так не хватало - трепетное сердце, ранимую душу и безграничное самопожертвование. Девушка из старой дворянской профессорской семьи не побоялась бросить вызов обществу, и, несмотря на осуждение со стороны родных, поехала вдвоем с Буниным в длительное путешествие. Это произошло в апреле 1907 года. Тогда Бунину было 37 лет, а ей - 25. Их отношения еще долгие годы оставались неоформленными. Лишь в 1922 году они обвенчались во Франции.

А тогда, в 1907 году, их отношения только начинались. Впереди их ждали новые страны - Сирия, Греция, Турция, Италия, Швейцария, Германия - и новые романы. Как писал Андрей Седых, литературный секретарь Бунина, Иван Алексеевич «любил видеть около себя молодых, талантливых женщин, ухаживал за ними, флиртовал, и эта потребность с годами только усиливалась». При этом, по воспоминаниям друга семьи, «жену Веру Николаевну он любил настоящей, даже какой-то суеверной любовью… ни на кого Веру Николаевну он не променял бы».

Вера Муромцева. 1890-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Расставаться с ней Бунин не стал и когда на его жизненном пути появилась молодая поэтесса.

«Пусть любит Галину...»

Встреча, изменившая уклад жизни писателя, проживавшего в небольшом городке на юге Франции, произошла в конце двадцатых годов. Знакомство Бунина с 26-летней Галиной Кузнецовой, женой белого офицера, произошло на пляже в Грассе. Восторженный взгляд юной девы заставил биться сильнее сердце 56-летнего мужчины. Девушка была готова на многое ради внимания своего кумира. Она заявила супругу, что влюблена, и что покидает его. Бунин же уходить от своей Веры не стал. Первое время он разрывался между Грассом и Парижем, где жила Галина. Но потом принял решение, удобное лишь ему одному, но с которым смирились его жена и любовница. Он перевез на свою виллу Галину, поставив Веру Николаевну перед фактом, что теперь молодая поэтесса будет жить с ним то ли на правах ученицы, то ли секретаря.

Портрет Ивана Бунина работы Леонарда Туржанского Фото: Commons.wikimedia.org

«Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе...» -оставила в своем дневнике запись Вера.

Многие знакомые с недоумением смотрели на этот любовный треугольник. Даже в 1933 году, когда Ивану Бунину вручали Нобелевскую премию, рядом с ним были две женщины.

О том, как жили женщины в такой обстановке, можно судить по дневникам, которые они вели. В одних записях Вера Николаевна жаловалась, что денег очень мало и, что она даже вынуждена ходить в вещах Галины. В других Кузнецова описывала, как они ездили вместе с Буниным в Канны и забавлялись, якобы подыскивая себе виллы.

«С каким наслаждением карабкались мы по каким-то отвесным тропинкам, заглядывали в ворота чужих вилл, обходили их кругом и даже забрались в одну, запертую, необитаемую, с неубранным садом, где плавали в бассейне покинутые золотые рыбки и свешивались с перил крыльца бледные ноябрьские розы. Потом, стоя на высоте, смотрели на закат с небывалыми переходами тонов... Какая красота, какое томление...» - писала она в «Грасском дневнике».

«Галя наконец уехала»

Шли годы, но ситуация не становилась проще. Напротив, в истории появились новые действующие лица - молодой литератор Леонид Зуров и оперная певица Маргарита Степун, сестра писателя Федора Степуна. Теперь уже Ивану Алексеевичу пришлось принять правду - боготворившие его женщины имеют связи на стороне.

О «милом Ленечке», гостившем на вилле Буниных, с нежностью стала заботиться его официальная жена. А Маргаритой оказалась очарована его «ученица» Галина.

Вначале Степун даже жила вместе с четой Буниных, но постоянные конфликты сделали ее пребывание на вилле невозможным. Вместе с Галиной Марго уехала в Германию.

«Галя наконец уехала. В доме стало пустыннее, но легче», - написала Вера в дневнике.

Бунин перевез на свою виллу Галину, поставив Веру Николаевну перед фактом, что теперь молодая поэтесса будет жить с ними. Фото: Commons.wikimedia.org

Бунин умер в ноябре 1953 года в Париже. Его жена пережила его на восемь лет. Вера Николаевна Муромцева-Бунина была похоронена в одной могиле с мужем на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

О любви можно говорить бесконечно. В центре вни-мания И. А. Бунина во всех рассказах цикла «Темные аллеи» — любовь мужчины и женщины. Но в каждом рассказе автор показывает разные оттенки этого чув-ства: это и платоническая любовь, и неуемная страсть, и измена, предательство, и любовь-самопо-жертвование, и любовь-вспышка и многое-многое другое.

Один из самых лиричных рассказов цикла — рас-сказ «Темные аллеи», которым и открывается сбор-ник. Сюжет его незатейлив и прост. Николай Алек-сеевич, герой рассказа, называет произошедшее с ним пошлой, обыкновенной историей. Так ли это?

Теперь уже старик — военный, мужчина лет шес-тидесяти, он останавливается на постоялом дворе «от-дохнуть или переночевать, пообедать или спросить са-мовар». Николай Алексеевич еще не утратил своего обаяния и красоты, но автор подмечает его усталый взгляд. Хозяйкой постоялого двора неожиданно для него оказывается его бывшая возлюбленная. Она ис-правно держит хозяйство, в горнице у нее «тепло, сухо и опрятно». Надежда «деньги дает в рост», бога-теет. Нравом крута, но справедлива. Она тоже еще красива и привлекательна.

Герои не виделись тридцать лет, многое измени-лось в их жизни за эти годы. Надежда стала крепкой хозяйственницей, в быту у нее все ладится. А вот в личной жизни... Надежда одинока.

При встрече между героями состоялся не очень приятный для Николая Алексеевича разговор. Не-приятный, потому что тогда, тридцать лет назад, он бросил Надежду. Сама встреча со старой любовью ста-ла для героя потрясением. Тридцать лет назад герои-ня жила при господах, была крепостною. Она полюби-ла «Николеньку» и доверила ему свою «горячку». Что же имела героиня в ответ? Предательство.

Любила она всей душой, глубоко и страстно, как любят только раз в жизни, потому и теперь Надежда все еще одна. Ни забыть, ни простить Николая Алек-сеевича героиня не смогла. Он же о содеянном, види-мо, долго не вспоминал. Женился, жену «без памяти любил. А та изменила, бросила». Сын, которого герой «обожал» и на которого возлагал надежды, вырос «не-годяем, мотом, подлецом, без сердца, без чести, без со-вести».

Все в жизни возвращается человеку, и хорошее, и плохое. Вернулось и Николаю Алексеевичу. Никогда в жизни он не был счастлив и признает, что именно Надежда дала ему «лучшие минуты жизни», « и не лучшие, а истинно волшебные». В Надежде герой по-терял «самое дорогое, что имел в жизни».

А ведь счастье было так возможно! Но кажется ли оно возможным герою? Уезжая с постоялого двора, он пытается представить Надежду хозяйкой своего петер-бургского дома, матерью своих детей. Судя по тепе-решнему образу жизни героини, эта роль ей удалась бы. Но Николай Алексеевич, «закрывая глаза, качал головой». Нет, он и теперь, осознавая, что жизнь про-шла впустую, не может побороть в себе те социальные предрассудки, которые тридцать лет назад помешали ему сделать правильный выбор. Он сломал чужую судьбу, сломал и собственную. «Да, пеняй на себя»,— говорит герой себе, понимая, что винить в сложившей-ся ситуации ему некого, и тем не менее, он и сегодня, повторись прежняя история, поступил бы так же.

Характера Надежды, ее духовной сущности, Нико-лай Алексеевич так и не понял, ей, через всю жизнь пронесшей свое страдание, он говорит, что «с годами все проходит», «все забывается», что между ними произошла всего-навсего «история пошлая, обыкно-венная».

Вверх