Отражение в учете изменения кадастровой стоимости земельного участка. Учет земли Изменение кадастровой стоимости земли в бюджетном учете

Непроизводственные активы в бюджетном учете - это ошибочное наименование непроизведенных активов, являющихся частью нефинансовых активов бюджетного учреждения. Какие именно нефинансовые активы можно отнести к числу непроизведенных (непроизводственных)? Разбираемся.

Что относится к непроизводственным активам бюджетной организации

Чаще всего ошибочно термином «непроизводственные активы» относительно вопросов учета в бюджетных организациях называют непроизведенные активы. Непроизведенные активы — это то, что не произведено человеком, то есть ресурсы, которые дарованы нам природой. Такие активы используются нами, улучшаются, осваиваются, добываются, иногда уничтожаются, но произвести их мы (чаще всего) не можем.

Понятие непроизведенных активов дано в п. 70 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (счет 10300). В бюджетном учете, нормируемом приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, для учета непроизведенных активов используется счет 0010310000, там же обозначены субсчета по каждому виду активов. Субсчет 001031000 формирует данные о текущей стоимости всех непроизведенных активов учреждения, являющихся недвижимым имуществом.

К такому типу активов относятся:

  • земля,
  • ресурсы недр,
  • прочие непроизведенные активы.

Главным непроизведенным активом, которым располагает большинство бюджетных организаций, относящихся к органам государственного управления разных уровней, является земля. На субсчете 0010311000 отражается стоимость земли как нефинансового актива учреждения. Субсчета 0010311330 и 0010311430 позволяют корректировать первоначальную стоимость данного актива в сторону увеличения или уменьшения соответственно.

Первоначальная стоимость ресурсов недр (вода и полезные ископаемые) отражается на субсчете 0010312000. Увеличение и снижение стоимости ресурсов проводится, соответственно, по субсчетам 00103312330 и 0010312430.

Прочие непроизведенные активы имеют субсчет 0010313000, а для отражения прироста или снижения их стоимости используются субсчета 0010313330 и 0010313430.

Бухгалтерские проводки операций с непроизведенными активами в бюджетных организациях

Непроизведенные активы могут быть приняты на баланс бюджетной организации в результате:

  • приобретения (покупки, передачи в пользование, дарения);
  • передачи в оперативное управление;
  • выявления неучтенных объектов непроизведенных активов в ходе инвентаризации.

Поступление непроизведенных активов в учете отражается следующими проводками (пп. 20-21 приказа № 174н):

Первичные документы

Приобретение непроизведенных активов, капвложения в неотъемлемые от таких активов улучшения

Акт приема-передачи объекта или группы объектов (ф. 0306001, 0306031), сметы и акты приемки работ по капитальным улучшениям

Получение земли на правах бессрочного пользования (включая землю под объектом недвижимости): отражается или кадастровая стоимость, или стоимость, указанная в акте на право пользования земельным участком за пределами РФ

Акт, справка о кадастровой стоимости земли, о стоимости участков, расположенных за пределами РФ, акты передачи в бессрочное владение

010311330, 010312330, 010313330

Принятие на баланс в результате выявления в ходе инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов (ф. 0504835)

Изменение стоимости участков земли, которые были приняты к учету раньше, в результате изменения кадастровой цены

Справка об изменении кадастровой стоимости, расчет увеличения (уменьшения) стоимости земельного участка

010311330, 010312330, 010313330

010311330, 010312330, 010313330

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов в результате смены материально ответственных лиц

Накладная на внутреннее перемещение объектов финансовых активов (ф. 0504102)

Списание (выбытие) непроизведенных активов отражается в учете следующими проводками (пп. 22, 23 приказа № 174н):

Первичные документы

010311330, 010312330, 010313330

Безвозмездная передача непроизведенного актива органам госвласти, госучреждениям или муниципальным учреждениям, включая случаи прекращения прав на оперативное управление

Акт о передаче объектов нефинансовых активов (ф. 504101), инвентарные карточки, которые прикладываются к такому акту

010311330, 010312330, 010313330

Внутриведомственная передача непроизведенных активов

Внутренние документы на такое перемещение: распоряжение, решение соответствующего головного органа, акт передачи, накладная на внутреннее перемещение (ф. 05044102)

010311330, 010312330, 010313330

Передача объектов непроизведенных активов другим приобретателям права на владение (управление) ими (кроме госорганов), в том числе безвозмездно

Решение о передаче прав владения безвозмездно, договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311330, 010312330, 010313330

Выбытие активов при их продаже (реализации) в соответствии с законами РФ

договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311430, 010312430, 010313430

Расходы в связи с чрезвычайными ситуациями, приведшими к разрушению, выбытию активов

Акт (справка) о чрезвычайном событии, справка Торговой палаты о событиях форс-мажора, повлекших разрушения, акты оценки разрушений и списания

Уценка (дооценка) стоимости непроизведенных активов при проведении переоценки

Формы первичных документов, которыми оформляются операции по движению непроизведенных активов, утверждены приказом Минфина от 30.03.52 № 52н.

Порядок учета непроизведенных активов автономного учреждения

Приказ Минфина от 23.12.10 № 183н устанавливает План счетов и инструкцию по его применению для учреждений, относящихся к числу автономных. Структура Плана счетов для автономников мало чем отличается от Единого плана счетов для учета в бюджетных учреждениях, установленного приказом 157н.

Структура нефинансовых активов в плане счетов автономного учреждения аналогична структуре нефинансовых активов, приведенной в приказе № 174н для бюджетных учреждений.

Итоги

Выражение «учет непроизводственных активов в бюджетных учреждениях» имеет неверную формулировку, так как бухгалтерский учет у бюджетников подразумевает деление активов не на производственные и непроизводственные, а на финансовые и нефинансовые. Непроизводственными активами чаще всего называют активы непроизведенные, учет которых мы рассмотрели в статье.

Если компания приобретает земельный участок, то при отражении его в учете бухгалтеру необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 , т.к. по своим характеристикам данный объект относится к основным средствам Налоговым кодексом РФ и нормами гражданского и земельного законодательства.

Так, в Земельном кодексе РФ указано, что продавать и приобретать можно только те участки, которым присвоен кадастровый номер . Гражданский кодекс РФ в свою очередь говорит о том, что в договоре обязательно должны быть указаны место фактического нахождения земельного участка, его цена, а также все ограничения и обременения, связанные с ним.

Особенности

Земельный участок соответствует всем критериям бухгалтерского законодательства, наличие которых говорит о том, что актив может быть признан :

  • компания приобретает землю, чтобы использовать ее в своей основной деятельности, либо для последующей сдачи в аренду;
  • срок ее использования превышает календарный год;
  • приобретаемый земельный участок не будет в дальнейшем перепродан;
  • компания, вкладывая средства в новый участок, планирует получить прибыль от его использования.

Следовательно, он входит в число основных средств компании. Если же земля предназначена для дальнейшей продажи, то в состав внеоборотных активов она не включается, а отражается на счете учета товаров.

Стоимость рассматриваемого объекта складывается из всех затрат, которая понесла компания для его приобретения. Сюда включаются:

  • сумма по договору купли-продажи или иному договору;
  • суммы, выплаченные посредникам, например, агентству недвижимости, если он участвовал в сделке;
  • сумма государственной пошлины, которая была выплачена при регистрации участка;
  • суммы выплаченных процентов по кредиту, если компания приняла решение о приобретении нового объекта за счет привлеченных средств (здесь нужно отметить, что проценты по кредиту увеличивают стоимость земли только до момента отнесения ее к основным средствам);
  • другие суммы, выплаченные в процессе приобретения участка.

Ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете землю нельзя амортизировать , т.к. она не теряет своих полезных свойств. А значит включить затраты на ее покупку в себестоимость продукции компании не получится. Лишь в случае ее продажи расходы на приобретение уменьшают полученную прибыль.

Важным моментом, который необходимо учитывать при эксплуатации нового актива, является то, что пути его использования определяет только Государственный кадастр недвижимости. То есть компания не может просто купить землю и самостоятельно решить, какие здания на ней строить. Если ей необходимы новые производственные помещения, то она должна покупать участки только промышленного назначения.

Специальных документов для учета именно земельных участков законодательством не предусмотрено. Основой сделки является подписанный договор . При этом нужно составить дополнительный экземпляр, который будет в дальнейшем передан в Росреестр. Передача актива может осуществляться на основании договора, если в нем указано соответствующее условие, либо после оформления акта приема-передачи.

Компания сама может разработать формы для отражения операций с основными средствами с указанием законодательно установленных реквизитов, а также использовать унифицированные документы ОС-1, ОС-6б.

Земельный участок можно не только купить, но и получить его в качестве вклада от учредителя, в дар либо в обмен на иное имущество. В таких случаях компания должна произвести объективную оценку земельного участка или принять его к учету по кадастровой стоимости.

Если организация сдает землю в аренду, то она должна составить договор аренды и подписать с партнером акт о передаче участка. Причем, если аренда заключается на длительный срок, то договор нужно зарегистрировать в Росреестре.

Проводки

В бухгалтерском учете при покупке земли используется , для которого законодатели предусмотрели соответствующий субсчет. Данный аналитический счет открывается на каждый новый объект. Здесь отражаются все затраты, увеличивающие стоимость нового объекта.

Дт 08-1 Кт 60 – приобретен участок земли.

Дт 08-1 Кт 76 – отражены услуги посредников, за предоставленные дополнительные сведения, а также суммы госпошлины и подобные затраты.

Пройдя государственную регистрацию, внеоборотный актив становится основным средством компании. В дальнейшем для его отражения применяется .

Дт 01 Кт 08-1 – участок отражен как основное средство компании.

Если земля покупается для перепродажи, то она учитывается следующим образом: Дт 41 Кт 60 .

При реализации участка, который был учтен в , доходы от продажи отражаются на , а который был куплен для перепродажи – на .

Дт 62 Кт 91 (90) – отражена выручка от продажи земли.

Дт 91 (90) Кт 01 (41) – списана стоимость приобретения земли.

Дт 91 (90) Кт 76, 60 – отражены прочие расходы на продажу земли.

При составлении отчетности земельные участки отражаются в составе внеоборотных активов, т.е. в первом разделе .

Земля – это ресурс, свойства которого с течением времени не меняются. Для него невозможно определить срок эффективного использования. Поэтому нельзя погасить его стоимость посредством . Об этом прямо говорится в Положении по бухгалтерскому учету № 6/01.

До 2011 года в бухгалтерском законодательстве содержался прямой запрет на переоценку земельных участков, которые были признаны основными средствами организации. После указанной даты он был отменен. Следовательно, руководство компании может принять решение о переоценке земли. При этом оно должно быть закреплено в Учетной политике.

Проведя переоценку рассматриваемых объектов, организация в дальнейшем должна проводить ее на регулярной основе . Порядок и правила процедуры руководство определяет самостоятельно.

Корректировка стоимости может производиться с использованием индексов цен, которые определяют органы статистики, либо путем прямого приведения стоимости в соответствие с рыночными ценами на текущую дату.

После проведенной переоценки составляется акт, подписывают его все члены комиссии и утверждает руководитель. К акту должны быть приобщены все документы, подтверждающие адекватность новой суммы, по которой земельный участок будет отражаться в учете.

При проведении переоценки нужно помнить, что она возможна только в бухгалтерском учете, Налоговый кодекс РФ такой возможности не предоставляет, о чем неоднократно сообщало финансовое ведомство в своих письмах.

Отражение в налоговом учете

При осуществлении сделок с земельными участками налогооблагаемой базы по НДС не возникает. Продавец не должен выделять сумму указанного налога, а покупатель – возмещать ее.

Если компания находится на общем режиме налогообложения, то при расчете налога на прибыль она не может включить в налогооблагаемую базу затраты на покупку земли. Сделать это можно только при последующей реализации участка.

Исключение составляет покупка земли у государственных или муниципальных органов. В этом случае организация может определить срок использования актива самостоятельно и в течение этого времени равномерно отнести на налогооблагаемые расходы стоимость его приобретения.

При этом данный срок не может быть менее 5 лет . Либо включить в налогооблагаемую базу долю затрат на покупку участка в размере 30% от всей базы за предыдущий период и таким образом действовать до полного погашения расходов. Такое допущение в налоговом законодательстве приводит к возникновению расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом и, соответственно, постоянных налоговых разниц.

Как было указано выше, реализация земли не приводит к появлению обязанности по уплате НДС. Следовательно, ни выставлять, ни возмещать данный налог контрагенты не могут.

Налог на имущество и земельный

Земля хотя и относится к основным средствам организации, но налогом на имущество не облагается. По данному вопросу Минфин России выпустил официальные разъяснения, в которых указано, что так как для земельных участков предусмотрен самостоятельный налог, то в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество они не включаются.

Расчет земельного налога регулируется главой 31 НК РФ . Данный налог является местным, в основе расчета лежит кадастровая стоимость актива. Его ставку определяют муниципальные образования, которые также могут определить и собственные льготы по его уплате.

Юридические лица должны отчитываться по земельному налогу ежеквартально. А в течение всего налогового периода они перечисляют авансовые платежи.

Другое

Для «упрощенцев» действуют те же правила, что и для компаний, находящихся на ОСНО. То есть уменьшить свои доходы на стоимость приобретения земельных участков они не могут. Но если данные активы предназначены для перепродажи, то в этом случае они становятся товаром, и понесенные затраты учитываются при определении суммы упрощенного налога.

Если организация является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, то для нее установлен особый порядок признания затрат на покупку земельных угодий. Так, она может определить некоторый срок, в течение которого будут списываться произведенные затраты.

В соответствии с законодательством этот период не может быть меньше 7 лет . При этом земельный участок должен:

  • быть оплачен;
  • использоваться только для выращивания сельскохозяйственной продукции;
  • находиться в процессе государственной регистрации.

Что нужно знать при постановке на учет кадастрового участка, можно узнать из данного видео.

" № 12/2017

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-05/59444.

За некоторыми автономными учреждениями на праве постоянного бессрочного пользования закреплены земельные участки. Они учитываются на счете 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по кадастровой стоимости (п. 71 Инструкции № 157н).

Для справки:

Земля – объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).

В комментируемом Письме от 14.09.2017 № 02-07-05/59444 Минфин отметил, что в случае, если земельного участка неизвестна ввиду отсутствия в регистрационных документах соответствующей информации, это не дает субъекту учета права не отражать событие по поступлению указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете.

Из положений п. 23 Инструкции № 157н следует, что первоначальной стоимостью земельных участков, находящихся у учреждений на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Поскольку земельный участок не был приобретен, его кадастровая стоимость неизвестна, в этом случае рыночная стоимость участка устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов. После того, как земельный участок будет принят на кадастровый учет и по нему будет известна кадастровая стоимость, его первоначальная стоимость корректируется.

Согласно п. 20 Инструкции № 183н операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Принят к учету на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, в том числе расположенный под объектами недвижимости (учитывается по кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ)

Изменена стоимость земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, в связи с изменением его кадастровой стоимости:

– в случае увеличения стоимости земельного участка

– в случае уменьшения стоимости земельного участка

(операция отражается методом «красное »)

Здесь же приведем рекомендации, изложенные в Письме Минфина РФ № 02-07-07/5669, Казначейства РФ № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017, в отношении отражения стоимости земельных участков в балансе (ф. 0503130). Данную форму автономные учреждения заполняют только в случае, если им переданы бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, что бывает крайне редко. Несмотря на то, что такие разъяснения не совсем относятся к автономным учреждениям, позиция Минфина нам показалась интересной и мы считаем, что автономные учреждения вполне могут использовать ее в своей работе (при составлении бухгалтерской отчетности). Из вышеназванного письма следует, что изменение кадастровой стоимости земельного участка после отчетной даты, но до представления отчетности относится к существенному событию и подлежит отражению в отчетности за 2017 год. При этом в случае, если для соблюдения сроков представления бюджетной отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов (документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка) информация о событии после отчетной даты не используется при формировании балансовых показателей отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении подлежат раскрытию при представлении бюджетной отчетности в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Земельный участок - особенное имущество учреждений, для которого установлены специальные виды вещных прав - постоянного бессрочного пользования или безвозмездного пользования. Учет земельных участков и изменение кадастровой стоимости также имеют свои нюансы.

Земля и землепользование

Государственные (муниципальные) учреждения участвуют в земельных отношениях как землепользователи (ч. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ), то есть лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного пользования, или как арендаторы.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным или бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Государственному (муниципальному) учреждению может быть предоставлен уже существующий участок или вновь образованный участок.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
При этом если земельный участок образуется из нескольких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляется государственному (муниципальному) учреждению, то согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется (ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ч. 1 ст. 25 ЗК РФ).
Круг получателей земли в постоянное (бессрочное) пользование строго ограничен. Согласно ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указываются кадастровый номер земельного участка, а также наименование учреждения и его государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц.

В 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н. В конце декабря финансовое ведомство выпустило методические рекомендации о том, как правильно осуществить переход на новые положения.

В статье рассмотрим, на что необходимо обратить внимание при отражении операций, связанных с переходом на новые положения.Напомним, что в 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н . Приказ Минфина РФ № 89н внес поправки еще в конце августа прошлого года, но разъяснения финансового ведомства о том, как правильно осуществить переход на новые положения, вышли в конце года. Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание, внося корректировки в учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения при отражении отдельных операций с учетом изменений Инструкции № 157н.

Бюджетные проводки.

Общие положения по переходу

В первых абзацах Методических рекомендаций чиновники обратили внимание на то, что положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014. Между тем они не исключали, что в 2014 году возможно применение изменений Инструкции № 157н в более ранние сроки, если это было предусмотрено актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении, то есть учетной политикой организации. Учреждение вправе было принять решение о переходе на применение как всех новых положений Инструкции № 157н, так и только отдельных:

  • по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни;
  • по порядку проведения инвентаризации имущества;
  • по ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета;
  • по применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

При этом следовало исходить из:

  • условий проведения инвентаризаций имущества по активам и обязательствам;
  • организационно-технической готовности учреждений (не позднее 31.12.2014).

Как отмечается в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами субъектами учета, изменяется учетная политика. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина РФ № 89н, необходимо внести соответствующие изменения в свою учетную политику 2014 года. В частности, в:

на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами;

  • перечень и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в форме электронного документа;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты, перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода, а также необходимо изменить дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты, и условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения;
  • иные положения учетной политики, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-первых , по счетам рабочего плана счетов учреждения, по которым уточнены наименования счетов, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, обороты до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н не корректируются (п. 1 Методических рекомендаций).

Во-вторых, первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 Методических рекомендаций).

Постановка на учет земельных участков.

В связи с тем, что согласно внесенным изменениям в Инструкцию № 157н на баланс в учреждениях принимаются активы, которые ранее учитывались на забалансовых счетах (в частности, земельные участки, находящиеся в оперативном управлении), а также переносятся отдельные виды расчетов по вновь введенным счетам, необходимо провести инвентаризацию. Результаты инвентаризации нужно оформить инвентаризационными ведомостями, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ № 173н .

Земельные участки, закрепленные за автономным учреждением на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, отраженные на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», принимаются к бухгалтерскому учету в составе непроизведенных активов по кадастровой стоимости. При этом делается запись (п. 2.1 Методических рекомендаций):

Дебет счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы»

Одновременно уменьшается показатель на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и отражаются изменения показателя счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в размере стоимости принятого к учету недвижимого имущества.

На забалансовом счете 01 автономного учреждения числился земельный участков, кадастровая стоимость которого составляла на 31.12.2014 3 650 000 руб. (стоимость условная).

Бюджетные проводки. Таблица 1

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода
Отражена кадастровая стоимость земельного участка на забалансовом учете 01 3 650 000
Принят на учет земельный участок, находящийся в оперативном управлении 4 103 11 000 4 401 10 180 3 650 000
Списан с забалансового учета земельный участок 01 3 650 000
Отражены расчеты с учредителем в объеме его прав по распоряжению особо ценным имуществом 4 401 10 172 4 210 06 000 3 650 000

Далее хотим обратить внимание, что АУ вправе принять решение об отражении измененной в соответствии с законодательством РФ на 2015 год кадастровой оценки земельных участков в составе операций после отчетной даты, подлежащих отражению 31.12.2014.

В случае если ранее в учете АУ числились земельные участки, приобретенные по договорам купли-продажи, в связи с их переходом на учет по кадастровой стоимости должна быть сделана бухгалтерская запись на сумму изменения (отражается в случае увеличения балансовой стоимости со знаком плюс, в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком минус) (п. 2.2 Методических рекомендаций):

Дебет счета 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

В феврале 2014 года АУ за счет средств, полученных от платных услуг, приобрело земельный участок стоимостью 2 350 000 руб. (цена условная). Кадастровая его стоимость на 31.12.2014 составляет 2 650 000 руб.

Бюджетные проводки. Таблица 2

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена задолженность перед продавцом за земельный участок на основании договора купли-продажи 2 106 13 000 2 302 33 000 2 350 000
Произведена плата за земельный участок 2 302 33 000 2 201 11 000 2 350 000
Принят к учету земельный участок 2 103 11 000 2 106 13 000 2 350 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражены изменение стоимости земельного участка и принятие его к учету по кадастровой стоимости
(2 650 000 ‑ 2 350 000) руб.
2 103 11 000 2 401 10 180 300 000

Списание с балансового учета спецодежды.

В настоящее время в силу норм, изложенных в п. 385 Инструкции № 157н, учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27.

Как отмечается в п. 2.5 Методических рекомендаций, выбытие материальных запасов, имеющих нормативный срок эксплуатации, выданных в личное (индивидуальное) пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей , следует отразить бухгалтерской записью:

Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

Кредит счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

В марте 2014 года АУ за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, было приобретено 10 комплектов спецодежды на сумму 6 000 руб. Одежда была оприходована на склад и впоследствии выдана сотрудникам организации. Нормативный срок использования спецодежды – два года.

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Бюджетные проводки. Таблица 3

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода (28.02.2014)
Приобретена спецодежда у поставщика и оприходована на склад 4 105 35 000 (склад) 4 302 34 000 6 000
Произведена оплата спецодежды 4 302 34 000 4 201 11 000 6 000
Выдана спецодежда работникам учреждения со склада 4 105 35 000 (работники) 4 105 35 000 (склад) 6 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражено выбытие спецодежды с балансового учета 4 401 20 272 4 105 35 000 (работники) 6 000
Отражено одновременно принятие спецодежды на забалансовый учет 27 (работники) 6 000

Отражение переноса остатков по счетам.

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, рабочий план счетов автономного учреждения дополнен новыми балансовыми счетами:

Проводки в бюджете. Таблица 4

Номер счета Наименование
205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям»
209 30 «Расчеты по компенсации затрат»
209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»
209 83 «Расчеты по иным доходам»
210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным»
210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
401 60 «Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)»
500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»
502 07 «Принимаемые обязательства»
502 09 «Отложенные обязательства»

Таким образом, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить перенос остатков по данным счетам.

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по доходам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 5

Содержание операции Дебет Кредит
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)* 0 209 30 000 0 205 30 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)* 0 209 74 000 0 205 74 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате или неосновательного получения или сбережения, а также начислениям по возмещению упущенных выгод* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по невыясненным поступлениям* 0 205 81 000 0 205 82 000
Отражен перенос остатков в сумме расчетов по налоговым вычетам по НДС в части налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)* 0 210 11 000 0 210 01 000
Отражен перенос остатков в части сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащих вычету* 0 210 12 000 0 210 01 000

* В случае наличия на дату перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н кредитовых остатков по расчетам в части указанных доходов перенос показателей расчетов осуществляется обратными корреспонденциями по аналогии с приведенными выше.

После проведения инвентаризации в АУ на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» числилась общая сумма входного НДС – 25 678 руб., которая по данным налогового учета складывалась из двух сумм:

  • суммы налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, – 5 325 руб.;
  • суммы налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащей вычету, – 20 353 руб.Перенос остатков был оформлен справкой (ф. 0504833).

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Таблица 6

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражен перенос остатков в части НДС по предварительной оплате 2 210 11 000 2 210 01 000 5 325
Отражен перенос остатков в части входного НДС при приобретении товаров от поставщиков 2 210 12 000 2 210 01 000 20 353

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по обязательствам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Таблица 7

Содержание операции Дебет Кредит
В части расчетов по обязательствам
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенным контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы 0 209 30 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по перечисленным обеспечениям заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечениям исполнения договоров, государственных (муниципальных) контрактов, иных залоговых платежей, задатков 0 210 05 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом – должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения 0 209 30 000 0 208 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по выплатам пособий, пенсий, компенсаций, своевременно не полученной получателями указанных выплат 0 302 00 000 0 304 02 000
Отражен перенос остатков в сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации* 0 209 30 000 0 401 10 130

* C одновременным отражением исправительных бухгалтерских записей по соответствующим счетам расчетов 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Операции по начислению резервов.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» применяется для обобщения информации о суммах, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Если учреждением принято решение о начислении резервов до 01.01.2015, то необходимо сделать следующие бухгалтерские записи (п. 5 Методических рекомендаций):

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 8

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)

0 109 60 211

0 401 20 211

0 401 60 211
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)

0 109 60 213

0 401 20 213

0 401 60 213
Отражено начисление сумм резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений)

0 109 00 000

0 401 20 200

0 401 60 000
Отражено начисление сумм резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 000
Отражены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов 0 401 60 000 0 302 00 000
Отражено начисление расходов по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 000 0 302 00 000

Автономное учреждение приняло решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. Резерв формируется путем ежемесячных начислений на последнее число каждого месяца. Сумма отпускных составляет 35 000 руб., сумма страховых взносов – 10 500 руб. Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете АУ 31.12.2014 были сделаны следующие записи:

Проводки в бюджете. Таблица 9

При принятии учреждениями в рамках формирования учетной политики решения о создании резервов предстоящих расходов начиная с 1 января 2015 года их отражение осуществляется по аналогии с бухгалтерскими корреспонденциями, приведенными выше.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  • Положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014.
  • Независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо внести изменения в учетную политику 2014 года.
  • Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению.
  • Перенос остатков по счетам оформляется справкой (ф. 0504833).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Направлены Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02‑07‑07/66918.

В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об осуществляемых операциях государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 «Доходы от оказания платных услуг», 180 «Прочие доходы», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в рамках третьего разряда кода) (Приказ Минфина РФ от 26.05.2014 № 38н).

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь и др.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2015 год

Вверх