Виды исторических дисциплин. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Органические части истории как комплекса наук

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:

    история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

    средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

    новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории:

    экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.

    военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

    историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

    историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук:

    археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.

    этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

  • Специа́льные истори́ческие дисципли́ны (другое наименование - вспомогательные исторические дисциплины) - относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию), дипломатику, генеалогию, геральдику, сфрагистику и эпиграфику, историческую метрологию, нумизматику и бонистику, хронологию, историческую географию, историческую информатику, источниковедение, архивоведение, документоведение, историческую ономастику, историческую антропонимику, историческую демографию, фалеристику, археографию и некоторые другие. Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят особые разделы исторической науки (историографию, методологию истории) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, - этнографию).

Связанные понятия

Связанные понятия (продолжение)

Кодикология (от лат. codex (родительный падеж codicis) - «книга» + греч. λόγος - «слово, наука») - вспомогательная историческая дисциплина, предмет которой - изучение рукописных книг.

Филоло́гия (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») - совокупность наук (язы­ко­зна­ния, тек­сто­ло­гии, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, ис­точ­ни­ко­ве­де­ния, па­лео­гра­фии и др.), изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

«Энциклопедия истории Белоруссии » (ЭИБ; белор. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі) - шеститомная (шестой том вышел в двух книгах) энциклопедия на белорусском языке, посвящённая истории и культуре Белоруссии. Издание Института истории Академии наук Белоруссии.

Арменистика , арменология, арменоведение (арм. Հայագիտություն, англ. Armenology) - раздел науки, занимающейся изучением армянского языка, истории и культуры армянского народа.

«Ха́рьковский историографи́ческий сбо́рник » - периодическое издание исторического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.

Уральская ономастическая школа - ведущая российская научная школа в области ономастики и диалектологии, основанная в 1960-х гг. профессором, членом-корреспондентом РАН А. К. Матвеевым на базе кафедры русского языка и общего языкознания Уральского государственного университета имени А. М. Горького (Екатеринбург).

Литературове́дение - наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые учёные также выделяют фольклористику, как главную отрасль литературоведения. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных - психоаналитическое и психиатрическое.

Византини́стика (реже Византология и Византиноведение) - гуманитарная междисциплинарная научная дисциплина, часть медиевистики. Основатель - немецкий историк Иероним Вольф. Предметом изучения является история и культура Византийской империи и населявших её народов.

Искусствове́дение , искусствозна́ние - комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру). Многие специалисты склонны разделять понятия искусствоведения и искусствознания. Поэтому основной жанровой формой классического искусствоведения является всеобщая история искусств. В границах предмета этой научной дисциплины решаются задачи открытия, изучения, атрибуции, накопления и предварительной классификации произведений (так называемый...

Белорусская этнография ― историческая наука, изучающая быт и культуру белорусов, их происхождение (этногенез), расселение, культурно-исторические связи.

Музееве́дение или музеоло́гия - научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Сфрагистика (от греч. σφραγις - печать), или сигиллография (от лат. sigillum - печать) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Слави́стика , славянове́дение - наука, изучающая языки, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов.

Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук. Расположен в городе Ижевске.

Моско́вская лингвисти́ческая шко́ла (Московская фортунатовская школа) - направление в языкознании, сформировавшееся под воздействием научных трудов и преподавательской деятельности академика Филиппа Фортунатова в Московском университете в 1876-1902 годах.

Востокове́дение (ориентали́стика) - совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока.

Эръя ́ (кит. трад. 爾雅, упр. 尔雅, пиньинь: Ěryǎ, буквально: «Приближение к классике») - древнейший из дошедших до наших дней толковый словарь китайских иероглифов или китайская энциклопедия. Коллективный труд учёных древнего Китая, созданный в III-II веках до н. э. По другим версиям авторство приписывается Конфуцию или Чжоу Гуну. При династии Цинь словарь был уничтожен, восстановлен при династии Хань. Входит в конфуцианское Тринадцатикнижие. Помимо толкования иероглифов, содержит сведения по орфографии...

Класси́ческая филоло́гия - комплекс наук о литературном наследии Древней Греции и Рима. Непосредственный предмет изучения классической филологии - классические языки, древнегреческий и латинский, а также всё, что на них написано: сочинения древних поэтов, писателей, философов, историков, политиков, юристов, учёных и т. д. Классическая филология - не просто одна из филологических дисциплин; она продолжает традиции античной учёности, соединяя достижения последней с новейшими филологическими методами...

Музыкальная палеогра́фия (греч. παλαιóς - древний, старинный греч. γράφειν - писать) - прикладная научная дисциплина, направленная на изучение старинных (рукописных и старопечатных) памятников музыкальной нотации. Музыкальной палеографией, требующей междисциплинарного подхода, занимаются в равной мере филологи и музыковеды. Музыкальная палеография изучает западноевропейские невмы, древнерусские крюки, армянские хазы и другие старинные нотации с целью их современной интерпретации.

Гавайеведение (англ. Hawaiian Studies, гав. haʻawina Hawaiʻi - гавайские исследования) - учебная и научная дисциплина созданная и развивающаяся на Гавайях (штат США), посвященная комплексному изучению и обобщению знаний о Гавайских островах.

Каталогизация в библиотечном деле - совокупность методов и процессов, являющиеся частью библиотечной обработки произведений печати - описания, классификации и предметизации, а также процессов и операций, входящих в организацию библиотечных каталогов; научная дисциплина, составная часть библиотековедения, изучающая историю, теорию, методику и практику организации библиотечных каталогов.

Уральская школа византиноведения - научная школа, основанная в 1960 г. д.и.н., профессором М. Я. Сюзюмовым на базе кафедры Всеобщей истории (позднее кафедры истории Древнего мира и Средних веков) Исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького (ныне УрФУ) в Свердловске (ныне Екатеринбург).

Музыка́льная этногра́фия (от греч. ἔθνος - народ и γράφω - пишу) - научная дисциплина, посвящённая изучению народной музыки. Находится на стыке музыковедения, этнографии и фольклористики. Также известна под названиями этномузыкознание, музыкальная фольклористика, музыкальная этнология (в немецкоязычных и славяноязычных странах), сравнительное музыкознание (ряд стран Европы), этномузыкология (в англоязычной и франкоязычной науке). Изучает традиционную бытовую (прежде всего фольклорную) музыкальную...

Историческая школа - названия ряда направлений в различных науках, рассматривающих предмет науки в историческом аспекте.

Археоме́трия (др.-греч. ἀρχαῖος - «древний» + μέτρον - «длина, протяжение») - научная дисциплина, раздел археологии, определяющая возраст и происхождение археологических объектов физико-химическими методами.

Естественная история (устар. от лат. Naturalis Historia - натуральная история) - наука о развитии какой-либо области знания о природе. В настоящее время эти направления наук относят к естествознанию или естественным наукам.

Монголове́дение (монголи́стика) - совокупность научных дисциплин, изучающих язык, историю, этнографию, религию, искусство и литературу монгольских народов.

Религиове́дение или религиеве́дение (слово состоит из религия и ве́дение) - область научных исследований, предметом которых являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии.

Археоастроно́мия (др.-греч. ἀρχη - начало, αστρον - звезда и νόμος - закон) - наука, сформировавшаяся во второй половине XX века, предметом изучения которой служат астрономические представления людей древности. Она разделяется на собственно археоастрономию, изучающую археологические памятники и древние артефакты для поиска в них астрономического значения, и этноастрономию, раскрывающую космологические и космогонические представления древних по фольклорным и этнографическим данным, а также при изучении...

Краеве́дение - изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.).

История лингвистики (история языкознания, история лингвистических учений) - наука о становлении и развитии лингвистики как науки, концепций, теорий и практической лингвистической деятельности, о лингвистических традициях.

Антропология права (юридическая антропология) - научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.

Космогра́фия (др.-греч. κοσμογραφία, лат. cosmographia - мироописание, описание вселенной от др.-греч. κόσμος - мир, вселенная и γράφω - пишу) - научная и учебная дисциплина, изучающая устройство Вселенной в целом. Существовала до начала XX века.

Ирани́стика (перс. ايران‌شناسی‎ / Īrānšenāsī) - междисциплинарная регионоведческая наука, входящая в состав востоковедения, и сконцентированная на комплексном изучении истории, культуры и языка иранских народов. По регионам иранистику во многих странах делят на осетиноведение, курдоведение, афганистику, таджиковедение (в том числе памироведение) и собственно иранистику. Все эти региональные ветви иранистики в высших учебных заведениях изучаются в составе самой иранистики.

Номенклату́ра ЮНЕ́СКО для областе́й нау́ки и те́хники (сокращённо Номенклатура ЮНЕСКО) - система, разработанная ЮНЕСКО для классификации научных работ и диссертаций. По уровню детализации имеются двух-, четырёх-, шестизначные классификаторы. Оригинал издан только на английском языке и утверждён 12 января 1989 года.

Сравни́тельная филосо́фия , или филосо́фская компаративи́стика, - область историко-философских и философских исследований, сравнительное изучение философских традиций Запада и Востока, включающее изучение философских школ, учений, систем, категориального аппарата и отдельных понятий. В настоящее время предметом сравнительной философии также становится сопоставление философских традиций Латинской Америки и Африки.

Библеи́стика - научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы. Как отдельная дисциплина сложилась в эпоху Реформации, и с тех пор традиционно присутствует в качестве отдельного факультета в большинстве университетов западного мира.

Японове́дение , или япони́стика, - совокупность научных дисциплин, изучающих язык, историю, экономику, культуру, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры Японии.

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος - человек; λόγος - наука) - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая...

(иногда социальная или социально-культурная антропология) - наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США. Основные представители...

Семитоло́гия - это раздел сравнительного языкознания, занимающегося семитскими языками, которые являются ветвью афразийской макросемьи.

Вспомогательные исторические дисциплины (другое наименование - специальные исторические дисциплины ) - особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки , которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию), дипломатику , генеалогию , геральдику или гербоведение , сфрагистику и эпиграфику , историческую метрологию , нумизматику и бонистику , хронологию , историческую географию , историческую информатику , архивоведение , документоведение, историческую ономастику, историческую антропонимику, фалеристику и некоторые др. Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят особые разделы исторической науки (историографию , методологию истории) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, - этнографию).

Литература

  • Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / Сост. М.М. Кром. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 634 с.
  • Учебно-методическое пособие со сбор­никами снимков русского письма XI-XVIII вв. / А.В. Муравьев. - М., 1975.
  • Вспомогательные исторические дисциплины. А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко. - М., 1973.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления: материалы XVIII науч. конф. Москва, 26-28 янв. 2006 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Д.А. Добровольский (отв. секретарь), Р.Б. Казаков, Е.В. Пчелов, М.Ф. Румянцева, О.И. Хоруженко, Ю.Э. Шустова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. – М. : РГГУ, 2006. – 457 с.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: Учебно-методический модуль / Под ред. В.А. Муравьева. М., 2004. С.109-117. - (Я иду на занятия...).
  • Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: материалы науч. конф. Москва, 11-12 дек. 2006 г. / сост. Ю.Э. Шустова; редкол.: Р.А. Симонов (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин, Ин-т всеобщ. истории РАН, Моск. гос. ун-т печати. - М.: РГГУ, 2006.
  • Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Материалы междунар. науч. конф. Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С.265-295.
  • Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания: материалы XXI междунар. науч. конф. Москва, 29–31 янв. 2009 г. М.: РГГУ, 2009.
  • Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии: Материалы XXIV Междунар. науч. конф. Москва, 2–3 февр. 2012 г. / редкол.: Ю.Э. Шустова (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспо-могат. ист. дисциплин; Рос. акад. наук, ФГБУН ИВИ РАН, Археогр. комиссия. М.: РГГУ, 2012. 548 с. http://iai.rsuh.ru/binary/1830235_44.1330127574.48892.pdf (ссылка не работает)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вспомогательные исторические дисциплины" в других словарях:

    - (специальные исторические дисциплины) изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология и др …

    - (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика (см. ГЕРАЛЬДИКА), дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография,… … Энциклопедический словарь

    Собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических (См. Источники исторические) (в современной исторической литературе иногда называются специальными …

    Собирательное название ряда спец. науч. дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники ист. исследования. Разработка проблем В. и. д. подчинена общим задачам развития ист. науки. Наиболее широкой из В. и. д. является… … Советская историческая энциклопедия

    Система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований. Формировались в XVIII XX вв. С XVIII в. закладывались основы генеалогии, геральдики, нумизматики, палеографии, сфрагистики и др. С XIX в. тесно… … Энциклопедический словарь

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины. 2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография). * * * СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ… … Энциклопедический словарь

    - (другое наименование вспомогательные исторические дисциплины) специализированные, относительно автономные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и… … Википедия

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины.2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография) … Большой Энциклопедический словарь

    См. Вспомогательные исторические дисциплины … Большая советская энциклопедия

    Дисциплины см. Вспомогательные исторические дисциплины … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Вспомогательные исторические дисциплины (+CD). Учебник для студентов вузов , Леонтьева Галина Александровна, Шорин Павел Александрович, Кобрин Владимир Борисович. Учебник состоит из глав, посвященных палеографии (науки о рукописях), геральдике (науки о гербах), сфрагистике (науки о печатях), хронологии (науки о системе счета времени), метрологии (науки…

Историки не черпают знания о прошлом из ниоткуда. Существует большое количество отраслей исторической науки, помогающих продвигаться в исследовании конкретных периодов Что это за отрасли, и как они помогают историкам понять прошлое?

Классификация исторических дисциплин

Для большинства из них используют термин «вспомогательные исторические дисциплины». Условно их делят на две группы. К первой относят занимающиеся изучением разных видов источников с какой-либо одной стороны. Это такие вспомогательные исторические дисциплины, как археография, генеалогия, архивоведение, палеография, историческая метрология, эпиграфика, папирология, хронология, текстология. Так, к примеру, хронология занимается изучением систем летоисчисления, для чего используются различные виды письменных источников. Историческая метрология изучает единицы измерения веса, длины и других величин, существовавших в различных странах. Без нее мы бы вряд ли смогли представить себе, что такое пуд, фунт или талант, о которых сообщается во многих известных нам письменных источниках. Специалистов по эпиграфике интересуют короткие по содержанию надписи - на камнях, изделиях ремесленников, стенах зданий и т.п.

Ко второй группе относят дисциплины, занимающиеся изучением конкретных видов источников, но в то же время рассматривающие их с разных сторон. Для примера можно привести нумизматику, сфрагистику, геральдику, фалеристику. У каждой из них узкий Нумизматика изучает денежные знаки (бумажные и металлические), сфрагистика - печати, геральдика - гербы, фалеристика - виды наград.

Существует еще один термин - специальные исторические дисциплины. Это отрасли, которые считаются вполне самостоятельными частями исторической науки. Наиболее известная из них - археология. Это наука со своими терминами и периодизацией и широким кругом Сюда же относят историографию, изучающую процесс развития Также к специальным можно отнести такие исторические дисциплины, как этнография, источниковедение, историческая география. В целом этот термин в науке пока не устоялся - его используют и для замены слова «вспомогательные», и для самостоятельных дисциплин. По-разному историки определяют и самостоятельность той или иной дисциплины.

Роль вспомогательных и специальных дисциплин в исследованиях

Какую же роль играют специальные и вспомогательные исторические дисциплины в процессе познания истории? Фактически, это кирпичики, из которых складывается историческое знание. Любому профессиональному историку приходится овладевать специальными знаниями, чтобы успешно исследовать конкретный период. Так, специалисту по истории средних веков придется овладевать и узкой письменные рукописные памятники, и более широким источниковедением. Вспомогательные исторические дисциплины дают нам знания, благодаря которым мы постепенно представляем общую картину того или иного периода. Например, наличие надписей на ремесленных изделиях эпохи Киевской Руси свидетельствует о том, что грамотность была распространена не только среди знати, но и среди простых людей. Находки с клеймами в захоронениях кочевников в причерноморских степях позволяют определить направления торговли, которую вели эти кочевые народы. Генеалогия дает нам знания о в среде аристократии, династических контактах правителей. Огромную роль в исторических исследованиях играет хронология, изучающая системы летоисчисления в разных странах. Без нее мы бы просто не смогли определять последовательность и время событий в исторических документах.

В целом деление исторических дисциплин на вспомогательные и специальные очень условно. Ведь каждая из них является неотъемлемой частью исторической науки, помогающей ученым больше узнать о прошлом.

Что такое вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и др. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, - звуковые записи, фото- и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научная ценность источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.

Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных текстов. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них.

Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, занимающееся классификацией источников, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена «своим» объектом исследования и «работает» своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника.

Углубление теоретических вопросов и на их основе частных методик вспомогательных исторических дисциплин привело к тому, что они стали решать не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и давать материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогли в решении вопроса об уровне развития письменности, образованности и специфике работы государственных учреждений; водяные знаки, служившие в палеографии средством датировки бумаги, рассматриваются как показатель технологии бумажной промышленности и культурных связей. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата и древних государственных институтов, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений и рыночных связей. Знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения, объема сельскохозяйственного производства и т. д. Генеалогия имеет значение для выводов о характере экономических и политических отношений, социальной структуры общества, а примыкающая к ней система социального этикета раскрывает определенные социальные отношения. Ономастика позволяет глубже раскрыть демографические процессы.

Прямой выход вспомогательных исторических дисциплин на историю свидетельствует о том, что их применение не ограничивается только рамками источниковедческой критики, а может иметь и вполне самостоятельное значение в исследовании общих вопросов исторического процесса. В связи с этим вспомогательные исторические дисциплины имеют достаточное основание называться специальными, и это наименование (наряду с традиционным) сегодня принято.

Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

Глава 9 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА

автора Голыженков И А

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА (AUXILIA) В период ранней империи (первая половина I в. н. э.) вспомогательная пехота представляла собой отдельные отряды, набранные в провинциях, пользовавшиеся своим национальным оружием и находившиеся под командованием собственных вождей.

Из книги Армия императорского Рима. I-II вв. н.э. автора Голыженков И А

Пехотные вспомогательные когорты Пехотные вспомогательные когорты имели организацию, подобную организации легионных когорт, и состояли из 6 центурий по 80 человек каждая (480 человек - офицеров и солдат). Такой отряд назывался квингенария (quingenaria - 500 человек). Во второй

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Вспомогательные войска. Фаланга, которую поначалу рассматривали как совершенную и непобедимую силу, стала постепенно обнаруживать свои слабые места. Хотя она превосходила все, что существовало до нее (и потому была принята на вооружение всеми греческими полисами),

Из книги Вторая мировая: ошибки, промахи, потери автора Дейтон Лен

Из книги Сталин их побери! 1937: Война за Независимость СССР автора Ошлаков Михаил Юрьевич

Укрепление дисциплины Другой важнейшей целью, преследовавшейся при проведении чисток в Красной Армии, было укрепление воинской дисциплины. Сегодня широко известны многочисленные факты безобразно низкой дисциплины в армии, приводившей к человеческим жертвам,

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общественные науки в отличие от естественных дисциплин испытывали постоянный контроль и давление со стороны властей. Именно здесь, в области общественных наук, шёл активный поиск новых путей, что отразилось в острой борьбе взглядов, идей и

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

УКРАИНСКИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ Многие иностранные добровольцы, служившие на фронте в строевых частях Ваффен-СС и Вермахта, проявляли в боях героизм и отвагу и по праву гордятся своим послужным списком. Однако послужной список тех, кто служил в контролировавшихся СС

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Принципы дисциплины Система коллективного давления приносила реальные результаты. И главным в этой связи оказывалась дисциплина на судне, поддержание которой обеспечивало жизнеспособность пиратского экипажа. Дисциплинарные нормы были оговорены в особых «Правилах» -

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

2.2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИСТОРИЯ КНИГИ Всемирная историческая наука с течением времени разбилась на неисчислимое множество как фундаментальных, общих, так и специальных, частных наук и дисциплин. Состав их и число, согласно законам диалектики,

Из книги Театр мистерий в Греции. Трагедия автора Ливрага Хорхе Анхель

Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Палош Штефан

Вспомогательные меридианы Мы говорили о тех меридианах, которые идут в центробежном и центростремительном направлениях по телу, в зависимости от того, какая точка, начальная или конечная, расположена в конечностях. Согласно традиционной трактовке, эти вертикальные

автора

Структура дисциплины

Из книги История цивилизаций мира [Методические рекомендации] автора Куренышева Екатерина Павловна
Вверх