Иоанн Павел II, Кароль Войтыла. Папа, преданный родиной Папа иоанн павел 2 о священниках

16 октября 1978 года Иоанн Павел II стал первым Папой Римским неитальянского происхождения за последние 455 лет (Адриан VI , ставший папой в 1523 году, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории церкви и первым папой славянского происхождения. Его понтификат стал третьим по продолжительности после Святого Петра и блаженного Пия IX .

Папа Римский, не носивший тиару

Сразу после избрания главой Римско-католической церкви Иоанн Павел II продемонстрировал, что не собирается быть похожим на своих предшественников: он отказался от церемонии коронации, не стал носить папскую тиару и всегда подчёркивал роль, обозначенную в титуле папы как Servus Servorum Dei («раб рабов Божьих»). Говоря о себе, Иоанн Павел II использовал местоимение «я» вместо «мы», как это принято у царствующих особ, в т. ч. предыдущих глав Ватикана.

Первый поляк в истории, который стал Папой Римским

Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 года в польском городе Вадовице около Кракова. Он был младшим из троих детей в семье поручика Кароля Войтылы и учительницы Эмилии Качоровской. Когда Каролю исполнилось 8 лет, умерла его мать, четыре года спустя умер его старший брат. В 1938 году Войтыла вместе с отцом переехал в Краков, поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию и различные языки. Он выступал в театральных группах, посещал занятия по риторике и писал стихи. В это время расцвёл его талант к языкам: он бегло разговаривал на 12 языках.

Во время немецкой оккупации он оставил учёбу и работал в каменоломне, а потом на химическом заводе, чтобы избежать депортации на работы в Германию. В 1941 г. умирает его отец; «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», — впоследствии скажет об этом сам Иоанн Павел II. После смерти отца он начал серьёзно задумываться о жизни служителя церкви. В октябре 1942 года он постучал в дверь Епископского дворца в Кракове и попросил взять его учиться на священника. В подпольной семинарии Кароль оставался до конца войны, а 1 ноября 1946 года Войтыла был рукоположён в священники и был переведён в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 г. он вернулся в Польшу, а в 1953 году защитил на богословском факультете Ягеллонского университета диссертацию, после чего приступил к преподавательской работе.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1958 году отец Войтыла был рукоположён в сан епископа и в 1962-1964 гг. принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, проявив себя одним из активных его участников. Благодаря этой работе, в январе 1964 года был возведён в сан архиепископа, митрополита Краковского. В 1967 году папа Павел VI возвёл его в кардиналы-священники. В августе 1978 года Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, но избранный папа скончался всего через 33 дня. В октябре состоялся ещё один конклав, на котором Войтыла был избран папой и при восшествии на престол принял имя своего предшественника, став Иоанном Павлом II.

Консерватор, антикоммунист, миротворец

Иоанн Павел II считается одним из самых влиятельных лидеров XX века. Он проявил себя непримиримым борцом против коммунистических идей. Когда в 1989 году в Ватикане папа впервые провёл встречу с руководителем СССР Михаилом Горбачёвым, биограф Иоанна Павла II Джордж Ваагель так охарактеризовал её: «Визит Горбачёва в Ватикан стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества». Будучи убеждённым консерватором, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля, вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Иоанн Павел II был ярым противником абортов и средств контрацепции. В 1994 году Ватикан сорвал принятие ООН резолюции по поддержке планирования семьи. Понтифик также решительно выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, против рукоположения женщин в священники и поддерживал целибат. Одновременно с этим он доказал способность католической церкви развиваться вместе с научно-техническим прогрессом, признал с оговорками теорию эволюции и даже назначил покровителем Интернета святого Исидора Севильского.

Понтифика не раз обвиняли в излишней политизации Ватикана, указывая на его чрезмерную миротворческую деятельность. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Папа, протянувший руку другим церквям

Иоанн Павел II стал первым папой, который начал искать примирения с другими религиями. Символом этого стал Всемирный день молитв о мире, состоявшийся в Ассизи (Италия) 27 октября 1986 года, где 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий провели общую молитву.

Впервые с момента отделения англиканской церкви Иоанн Павел II встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В 2001 году он впервые начиная с раскола христианской церкви на католическую и православную в 1054 году посетил православную Грецию.

В августе 1985 года папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман с призывом к миру и единству между людьми и народами. В апреле 1986 года папа впервые в истории посетил синагогу, где произнёс фразу, ставшую одним из его наиболее цитируемых высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В 2000 году Иоанн Павел II посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, а также побывал в мемориале Яд ва-Шем. 6 мая 2001 года Иоанн Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошёл в мечеть Омейядов.

Покаяния за преступления времён крестовых походов и инквизиции

Будучи наместником Святого Престола, Иоанн Павел II принёс покаяние многим пострадавшим от рук Римско-католической церкви, в том числе за преступления времён крестовых походов и инквизиции. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния. Папа обнародовал извинения за более чем 100 преступлений, в том числе:

  • судебный процесс над Галилео Галилеем, который был реабилитирован 350 лет спустя после его смерти;
  • причастность католиков к торговле африканскими рабами;
  • участие церковных иерархов в сожжениях протестантов и религиозных войнах;
  • массовое уничтожение протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи;
  • бездействие и молчание многих католиков во время Холокоста.

Иоанн Павел II также публично извинился за церковные расколы и религиозные войны, презрение по отношению к евреям, насильственную евангелизацию Америки, дискриминацию по половому и национальному признаку, проявления социальной и экономической несправедливости.

20 ноября 2001 года понтифик принёс извинения за случаи сексуального насилия в католической церкви, за «украденные поколения» детей аборигенов в Австралии и за поведение католических миссионеров в колониальные времена в Китае.

Апостольские визиты

Понтифик запомнился многим и как самый активно путешествующий папа. Он совершил свыше 200 пастырских поездок, в том числе 104 зарубежных путешествия, преодолев путь в 1 167 000 км — это более чем в три раза превышает расстояние от Земли до Луны. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток.

Чаще всего он посещал Польшу, США и Францию, а также Испанию и Мексику. Эти поездки были призваны укрепить позиции католицизма и установить связи католиков с другими религиями, в первую очередь, с исламом и иудаизмом. Посещение России так и осталось несбывшейся мечтой Иоанна Павла II.

Покушение на площади Святого Петра

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте. Два года спустя папа навестил находящегося в тюрьме Али Агджу, сказав, что «говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

Самой скандальной версией этого покушения была причастность к нему КГБ СССР через спецслужбы Болгарии. В 1984 году Агджа дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трём гражданам Болгарии и трём гражданам Турции. Впоследствии все, кроме Агджи, были оправданы за отсутствием улик, а члены комиссии по расследованию спустя время заявили, что руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла II. Это мнение было основано на информации бывшего начальника архивного отдела КГБ СССР Василия Митрохина, бежавшего в Великобританию в 1992 году. Однако вскоре специальная комиссия была распущена. Её обвинили в клевете, а доклад в подтасовках, призванных очернить социалиста Романо Проди — соперника Берлускони на предстоящих выборах. В 2005 году Али Агджа дал новые показания и заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы.

До самой смерти Иоанн Павел II поддерживал контакты с семьёй Агджи. Встречался с его матерью и братом. Сам Агджа покаялся в преступлении и неоднократно просил прощения у понтифика, а после кончины папы называл его своим духовным учителем. Срок тюремного заключения Али Агджи истёк в январе 2010 года. После выхода из тюрьмы он выразил желание переселиться в Польшу, на родину папы, в том числе, по причине своего перехода в католичество.

Тело Иоанна Павела II в соборе Святого Петра. Фото: Commons.wikimedia.org

Причисление к лику блаженных и святых

После смерти Иоанна Павла II многие говорили о том, что папа достоин быть причисленным к лику блаженных и святых. В латинской традиции установлены для этого необходимые требования: сочинения должны соответствовать учению Церкви, проявленные добродетели должны быть исключительными, а факты чуда должны быть подтверждены документально или свидетельскими показаниями. 1 мая 2011 года папа Бенедикт XVI причислил Иоанна Павла II к лику блаженных. Утверждается, что Иоанн Павел II исцелил от болезни Паркинсона французскую монахиню Мари Симон-Пьер. А в этом году конгрегация по канонизации святых Святого Престола сделала заявление, что необходимое для канонизации второе чудо при содействии понтифика произошло 1 мая 2011 года. Комментариев о характере чудесного явления Ватикан пока не сделал, но предполагается, что чудо произошло в Коста-Рике с больной женщиной, которая исцелилась от тяжёлой болезни головного мозга благодаря молитвам покойному Иоанну Павлу II.

Процедура канонизации Папы Римского произойдёт 27 апреля 2014 года. Действующий глава Римско-католической церкви папа Франциск подписал об этом соответствующий документ. В истории католицизма — это самое быстрое причисление к лику святых: с момента смерти прошло всего 8 лет.

Первое чудо Иоанна Павла II было признано . Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.

Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.

В нескольких городах мира Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.

Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).

В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

16 октября 1978 года 264-м Папой Римским был избран польский кардинал Кароль Войтыла, в дальнейшем известный как Иоанн Павел II.

27 марта 2005 года верующие, собравшиеся на площади Святого Петра в Ватикане, ждали, когда из окна Апостольского дворца к ним после Пасхальной мессы обратится Папа Римский Иоанн Павел II .

В распахнутом окне показался понтифик, и толпа замерла, ожидая его слов. 84-летний глава католической церкви смотрел на собравшихся, но не смог произнести даже одной фразы. Наверное, в этот момент паства, обожавшая папу, поняла, что его земные дни сочтены.

Безусловный святой

Всего через восемь лет после кончины Иоанна Павла II, в сентябре 2013 года, было принято решение о его канонизации. Официально процедура признания умершего понтифика святым состоялась 27 апреля 2014 года.

Такая стремительность, не имеющая аналогов в истории церкви, связана с особыми заслугами папы римского перед католической церковью.

Но оставим почитание святого верным сынам и дочерям католицизма, сосредоточившись на личности поляка Кароля Войтылы , под именем Иоанна Павла II ставшего 264-м римским папой.

Студент, мечтавший о театре

В юности Кароль не думал о сане священника. Сына поручика польской армии из города Вадовице куда больше привлекал театр. Кароль Войтыла мечтал стать профессиональным актером и, как говорят, имел к этому ремеслу определенные способности. Пробовал себя юноша и в драматургии, в возрасте 14 лет написав свою первую пьесу.

Он был глубоко верующим человеком, но на вопрос о том, не хочет ли стать священником, отвечал просто: «Я недостоин».

Жизнь Кароля Войтылы перевернула война. Студент факультета полонистики Ягеллонского университета вместе с отцом отправился на восток страны, спасаясь от гитлеровских полчищ и веря слухам о том, что польская армия готовит сокрушительный удар.

Но в восточные районы Польши, некогда отнятые у Украины и Белоруссии, уже вступала Красная Армия. Вместе с отцом Кароль вернулся в Краков, где присоединился к нелегальному христианскому кружку, а затем и такому же подпольному театру.

Служение Богу начиналось в подполье

Мать умерла, когда Каролю было 8 лет, старший брат Эдмунд — когда ему исполнилось 12. Единственным близким человеком оставался отец, но 18 февраля Кароля Войтылы-старшего не стало. Это потрясение изменило намерения сына.

«К двадцати годам я потерял всех, кого любил. Бог явно готовил меня к моей стезе», — вспоминал впоследствии понтифик.

Обучение в Краковской духовной семинарии он начинал в подполье, поскольку ее работа была запрещена гитлеровцами. Молодые годы, очевидно, и научили Кароля Войтылу осторожности. Стремясь к осуществлению своих замыслов, он предпочитал не сжигать мосты, а искать обходные пути.

Весной 1943 года Кароль распрощался со своим театральным наставником, сосредоточившись на духовном образовании под началом архиепископа Краковского Стефана Сапеги .

Нелегальная жизнь завершилась весной 1945 года после освобождения Кракова частями Красной Армии. 1 ноября 1946 года Кароль Войтыла был рукоположен в священники.

Священник Кароль Войтыла в Неговиче, 1948 год. Источник: Public Domain

Антикоммунист в рамках закона

Будущий папа римский был убежденным антикоммунистом, и взглядов своих никогда не скрывал. Однако Кароль Войтыла был далек от радикализма в этом вопросе, считая насилие не лучшим методом борьбы.

Постепенно поднимаясь по ступням церковной иерархии, в 1967 году он стал кардиналом. Как архиепископ Краковский, Войтыла доставлял немало проблем властям Польской Народной республики. Он добивался освобождения от военной службы для семинаристов, поддерживал мирные социальные протесты, добивался строительства новых церквей.

В руководстве социалистической Польши с удовольствием бы прибегли к жестким мерам, но вынуждены были признать — кардинал Войтыла действует в рамках закона, так что любые акции против него будут выглядеть как гонения на веру.

В Ватикане к началу 1970-х годов за Каролем Войтылой закрепилась репутация одного из сильнейших идеологов церкви. Его беспокоило не только распространение коммунизма; Войтылу тревожило и то, что влияние церкви падает также и в странах Запада. Переломить данную тенденцию, по его мнению, можно было лишь активной пастырской деятельностью и вовлечением мирян в жизнь церкви.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Public Domain

Компромиссная фигура

К середине 1970-х годов кардинал Войтыла входил в число 10 наиболее видных деятелей католической церкви, которых называли в качестве возможных кандидатов на место Папы Римского.

В 1978 году в Ватикане происходили весьма драматические события. После смерти Папы Римского Павла VI его преемником был избран кардинал Альбино Лучани , принявший имя Иоанна Павла I .

Новый папа, однако, прожил всего 33 дня и скоропостижно скончался. Смерть эта до сих пор вызывает немало вопросов.

Фаворитами новых выборов были архиепископ Генуи Джузеппе Сири и архиепископ Флоренции Джованни Бенелли . Соперничество двух партий зашло в тупик, и, в конечном итоге, решили остановиться на компромиссной фигуре. Ей и стал 58-летний на тот момент Кароль Войтыла — первый понтифик неитальянского происхождения за последние 455 лет.

«Раб рабов Божьих»

Приняв имя Иоанн Павел II, новый папа римский перешел к реализации той программы, которую вынашивал много лет. В титуле понтифика заложена формула Servus Servorum Dei, что в переводе означает «раб рабов Божьих». Иоанн Павел II отказывался от внешнего блеска, сосредоточившись на своей пастырской миссии.

Появление Папы Римского-поляка добавило головной боли Москве и Варшаве. В Польше позиции католической церкви резко усилились, на ее поддержку стал опираться профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой . Обстановка накалилась до того, что встал вопрос о падении социалистического режима в стране.

Советский Союз допускать этого не собирался, и тогда польский генерал Войцех Ярузельский , вставший во главе партии и правительства, заявил Москве, что сам обезвредит смутьянов.

Иоанн Павел II в этой ситуации, осуждая насилие со стороны властей, выразившееся в интернировании оппозиционных лидеров, в то же время не призывал поляков к открытому сопротивлению.

Кто стоял за покушением на Иоанна Павла II?

13 мая 1981 года папа римский едва не погиб в результате покушения. В понтифика стрелял член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа . Террориста, нанесшего Иоанну Павлу II тяжелое ранение, схватили и приговорили к пожизненному заключению.

Позже Агджа стал утверждать, что за покушением стояли спецслужбы Болгарии.

На Западе это считали вполне логичным — Москва, недовольная Папой-антикоммунистом, решила избавиться от него руками своих саттелитов.

Вот только судебный процесс завершился полным оправданием подозреваемых, в отношении которых не было найдено никаких улик.

В 1983 году Иоанн Павел II навестил Агджу в тюрьме и, после беседы со своим несостоявшимся убийцей, заявил: «То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил, и который имеет моё полное доверие».

1 167 000 км пастырских поездок

Кто на самом деле стоял за покушением 1981 года, и по сей день неизвестно. Тот же Агджа уже после смерти Иоанна Павла II стал рассказывать о заговоре неких ватиканских кардиналов. Зная нравы Ватикана, в эту версию поверить легче, чем в заговор спецслужб.

До Иоанна Павла II ни один понтифик не совершал такое количество пастырских поездок. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток, преодолев в общей сложности 1 167 000 км.

Он не боялся выступать с мирными инициативами даже тога, когда сильные мира сего это не приветствовали. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Принципы и компромиссы

Жесткий антикоммунист, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля , вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Но в то же время в 1998 году понтифик осуществил пастырскую поездку на Кубу. Легендарный Фидель Кастро , в отличие от Михаила Горбачева , не поступился принципами даже перед лицом влиятельного Иоанна Павла II. Впрочем, и папа римский, и легендарный команданте доказали, что даже принципиальные идеологические противники могут находить точки соприкосновения.

Были вопросы, в которых Иоанн Павел II не делал никаких послаблений. Например, он и слышать не хотел о гомосексуальных браках и эвтаназии. Не видел понтифик возможности для появления в католицизме женщин-священников или послаблений в вопросе целибата. А вот Интернет Иоанн Павел II в целом одобрил, назначив его покровителем святого Исидора Севильского .

Страны, которые посетил папа Иоанн Павел II.

Кароль Юзеф Войтыла родился в в городе Вадовице, в южной Польше, 18 мая 1920 года. Он был младшим из трех детей Кароля Войтылы и Эмилии Качоровской. В 1978 году 264-й папа Иоанн Павел II стал первым римским папой неитальянского происхождения на Святом престоле, избранным за последние 455 лет, одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения.

2. 1932 год: Кароль Войтыла в возрасте двенадцати лет (слева во втором ряду) с одноклассниками приходской школы в Вадовице, перед переездом в Краков.

3. Фотография сделана в 1930-ых годах. Карль Войтыла со свечой после получения Первого Причастия в Кракове.

4. Июль, 1939 года: Девятнадцатилетний Кароль Войтыла, второй справа. Если верить биографам, за два месяца до начала второй мировой войны в Европе, Войтыла посещал военный учебный лагерь в Западной Украине, которая тогда входила в состав восточных регионов Польши.

5. Молодой священник Кароль Войтыла. Фотография сделана в Польше в 1948 году.

6. 26 июня 1967 года. Кароль Войтыла получает кардинальскую шапку. Тремя годами раньше он стал архиепископом Кракова.

7. 16 октября 1978 года: Папа Иоанн Павел II, бывший польский кардинал Кароль Войтыла, в день избрания его главой католической церкви в Ватикане. В 1958 году Кароль Войтыла стал епископом Кракова, в 1963 был назначен архиепископом, а потом стал папой Римским под именем Иоанна Павла II.

8. 22 октября 1978 года. Папа Римский Иоанн Павел II целует священника во время посвящения в сан перед базиликой Святого Петра в Ватикане. Кардинал Кароль Войтыла из Польши стал первым Папой не-итальянцем со времен Адрианна VI, который был родом из Голландии и взошел на папский престол в 1542 году. Новый Римский папа выбрал себе имя «Иоанн Павел» в честь своего предшественника, который умер, пробыв Папой Римским всего 33 дня.

9. 7 июня 1979 года. Папа Римский Иоанн Павел II посещает бывший лагерь нацистов Аушвиц-Биркенау в Освенциме во время своей первой поездки в Польшу.

10. 21 июня 1980 года: Американский президент Джимми Картер и Папа Римский Иоанн Павел II во время встречи в библиотеке понтифика в Ватикане.

11. 13 мая 1981 года. Рука с пистолетом, нацеленным на понтифика на площади Святого Петра во время встречи Папы Римского с верующими. Тогда в понтифика попали несколько пуль, ранивших его в живот и повредивших кишечник.

12. 13 мая 1981 года. Папа Римский и его телохранители после покушения, совершенного Мехметом Али Агджой на площади святого Петра в Риме.

13. 19 мая 1981 года. Папа Римский Иоанн Павел II в больнице Policlinico Gemelli в Риме после покушения, состоявшегося 13 мая.

14. 28 мая 1982 года. Папа Римский Иоанн Павел II и королева Великобритании Елизавета II в Букингемском дворце.

15. 30 мая 1982 года: Папа Римский Иоанн Павел II обращается к польским репатриантам в Crystal Palace, Лондон. Это был первый визит Папы Римского в Великобританию.

16. 27 декабря 1963 года. Папа Римский Иоанн Павел II и Мехмет Али Агджа, турок, совершивший на него покушение, в тюрьме Ребиббия в Риме. Они проговорили наедине 20 минут. После этого Папа Римский сказал: ««То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

17. Апрель 1985 года. Аудиенция Принца и Принцессы Уэльских у Папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане. Принцесса Диана, согласно протоколу, в черной вуали.

18. 2 февраля 1986 года. Папа Римский Иоанн Павел II и Далай Лама. У Папы Римского в руках книга Далай Ламы, которую он подарил папе в ходе его десятидневного визита в Индию.

19. 30 ноября 1986 года. Папа Римский Иоанн Павел II и кенгуренок в Парке Виктория в Аделаиде во время поездки в Австралию.

20. 8 июня 1991 года. Польский президент Лех Валенса целует руку Папы Римского Иоанна Павла II в Королевском Замке в Варшаве, держа в руках первый экземпляр польской конституции.

21. 12 августа 1993 года. Президент США Билл Клинтон указывает на толпы народа, приветствующие Папу Римского Иоанна Павла II во время его визита в Денвер, Колорадо.

22. 15 января 1995 года. Вертолет Папы Римского Иоанна Павла II пролетает над толпой в Парке Лунета Парк в Маниле, где более двух миллионов человек собрались на богослужение на открытом воздухе во время Десятого Всемирного конгресса Молодежи.

24. 18 июня 1998 года. Президент Южной Африки Нельсон Мандела разговаривает с Папой Римским Иоанном Павлом II во время встречи в Ватикане.

25. 25 января 1998 года. Папа Римский Иоанн Павел II приветствует кубинского лидера Фиделя Кастро во время мессы, проходящей на площади Революции в Гаване.

29. 9 апреля 2004 года. Папа Римский Иоанн Павел II получает Святое причастие от кардинала Йозефа Алоиса Ратцингера, впоследствии Папы Римского Бенедикта XVI, в Ватикане.

30. 4 июня 2003 года. Президент США Джордж Буш встречается с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане.

31. 23 февраля 2003 года. Папа Римский Иоанн Павел II приветствует паломников из своей библиотеки во время телевизионного обращения к собравшимся на площади Ватикана дл традиционной общей аудиенции. Понтифик, поправляющийся после госпитализации тремя неделями раньше в связи с проблемами с дыханием, обратился к верующим по видео из-за того, что Ватикан запретил ему по традиции появляться в окне библиотеки.

32. 4 апреля 2005 года. Тело Папы Римского Иоанна Павла II, умершего двумя днями раньше, выставлено в базилике Святого Петра в Ватикане для прощания.

33. 6 апреля 2005 года. Пришедшие попрощаться с покойным Папой Римским Иоанном Павлом II проходят мимо его гроба, выставленного в базилике Святого Петра.

В культуре ХХ века популярность папы римского Иоанна Павла II в чем-то сродни популярности голливудских кинозвезд. Он провел ряд эффектных и внешне либеральных акций, но даже его знаменитое опровержение существования физического ада, сделанное ровно девять лет назад, 28 июля 1999 года, ничего не изменило в католической доктрине.

Кароль Войтыла, будущий папа Иоанн Павел II, родился 18 мая 1920 года в местечке Вадовице на юге Польши в семье отставного военного. По воспоминаниям понтифика, семья была очень набожной и дружной. Именно родители — Кароль и Эмилия - воспитали в мальчике искреннюю религиозность. Но о том, что тот станет священником, никто всерьез не думал.

В восемь лет Кароль потерял мать. Затем умер старший брат, а чуть позже, в 1941 году, отец. С тех пор у Кароля случались припадки страха одиночества. Он искал спасения в молитве и чтении. Тогда же у него проявился интерес к театру. Уже по школьным постановкам было очевидно, что у мальчика есть драматический талант. Все решила Вторая мировая война.

Сопротивление словом

Позднее понтифик вспоминал, что именно вид жертв нацистского режима заставил его впервые серьезно задуматься о принятии сана священника. Его восхитила самоотверженность святых отцов, помогавших подпольщикам и оказывавших нацистскому режиму «сопротивление словом». В 1942 году Кароль окончательно решился и стал слушателем подпольных курсов при Краковской духовной семинарии. Параллельно он играл в нелегальном «Театре восторга», где ставили революционера Маяковского и патриота Адама Мицкевича (Adam Mickiewicz , 1798-1855). И за курсы, и за спектакли наказание было бы для него одинаковым - расстрел.

1 ноября 1946 года Кароля рукоположили в священники и отправили в Рим для продолжения богословского образования. Вернувшись на родину, молодой священник преподавал этику и моральную теологию в Ягеллонском университете. В 1956-м он защитил докторскую и стал профессором в университете Люблина.

В университете Кароль Войтыла считался полиглотом и знатоком языков. Но, несмотря на свое солидное звание и авторитет, св. отец всегда отличался открытостью и либерализмом. Он с удовольствием собирал у себя студенческие кружки, ходил вместе с учениками в походы, театры и на авангардные выставки. Известие о том, что он рукоположен в епископы (4 июля 1958), застало Кароля в байдарочном походе.

28 июня 1967 года Войтыла стал кардиналом. В августе 1978-го он участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I (John Paul I , 1912–1978). Однако тот прожил лишь месяц. В октябре был созван новый конклав.

Изначально никто не рассматривал фигуру поляка как серьезного претендента на папскую тиару. Борьба шла между архиепископами Генуи и Флоренции. Но ни один из них никак не мог набрать необходимые две трети голосов. Собрание зашло в тупик. Тогда стали искать компромиссную фигуру, которой и оказался Кароль Войтыла. Одни считали, что папа из страны по ту сторону «железного занавеса» сможет покончить с «комплексом разделения», характерным для восточноевропейских католических епископов. Других кардинал-поляк привлек тем, что не был ставленником Ватикана . Они видели в нем фигуру, способную изменить традиционные методы управления Церковью. После избрания Кароль Войтыла взял себе имя предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он был 264-м наместником св. Петра, первым за последние 455 лет папой не итальянцем и единственным папой славянином.

Папа в кроссовках

За двадцать семь лет своего понтификата (1978–2005) Иоанн Павел II полностью изменил представления о Римских первосвященниках. Такой открытости и простоты со стороны наместника св. Петра мир не ожидал. Понтифик без стеснения совершал пробежки в кроссовках по садам Ватикана, катался на лыжах и обсуждал с корреспондентами свои гастрономические пристрастия. В газетах часто появлялись его фотографии: вот папа на футбольном матче, вот на «Формуле-1» , а вот встречается с Пеле …

Но главное - Иоанн Павел II смог доказать, что в современном мире католическая Церковь не устарела, а религия не перестала быть актуальной. В его понтификат были признаны многие достижения научно-технического прогресса. Церковь признала свою вину в судебном преследовании Галилея (1992) и длительном непризнании теории Коперника (1993). Она даже согласилась с эволюционным учением Дарвина (1997) и освоила Интернет, выбрав его святым покровителем Исидора Севильского (1998).

12 марта 2000 года, в первое воскресение Великого поста, на традиционной воскресной мессе в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения за преследование евреев, раскол церкви , инквизицию , религиозные войны , крестовые походы , презрение к бедным и слабым. Такого покаяния не знала ни одна религия.

Иоанн Павел II был также первым понтификом, который отважился прикоснуться (в буквальном смысле) к другими конфессиям. 29 мая 1982 года католический мир был потрясен. Папа встретился с главой англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Робертом Рунси! И даже совершил совместное богослужение! С протестантом !

19 августа 1985 года понтифик, по приглашению короля Марокко Хассана II, выступил на стадионе в Касабланке перед 89-тысячной аудиторией молодых мусульман. В своей речи он размышлял о трагическом непонимании и вражде между приверженцами двух великих религий.

Во время визита в Индию (31 января–10 февраля 1986) он провозгласил Махатму Ганди равным учителям церкви и присутствовал при ритуале открытия «третьего глаза».

А 13 апреля 1986 года папа ступил на порог римской синагоги. И его фраза, обращенная к верховному раввину Рима Элио Тоаффу, стала хитом: «Вы - наши возлюбленные братья, и, можно сказать, наши старшие братья».

Слово «хит» в отношении Иоанна Павла II можно употреблять без кавычек. Папа в 1998 году выпустил CD «Abba Pater», до сих пор пользующийся бешенной популярностью. Там св. отец читает молитвы и священные тексты под аккомпанемент негритянских ритмов и кельтских флейт. 27 сентября 1999 года папа посетил концерт рок-звезд в Болонье. В интервью он сообщил, что особенно удачной ему показалась композиция Боба Дилана «Blowing in the Wind». По словам св. отца, она близка всем, кто ищет себя.

Иоанна Павла II любили. На его похоронах (2005) многие держали плакаты «Santo Subito!» («Канонизировать немедленно!»). Это о многом говорит. Впрочем, как и то, что на конкурсе «Мисс Италия–2004 » его признали «самым неподражаемым мужчиной нашего времени».

Как либеральные, так и консервативные оппоненты Иоанна Павла II утверждали, что своим поведением он дискредитировал статус Римского первосвященника. Из понтифика он стал «пап-звездой» . Как писала польская газета «Nie» («Нет»), «даже похороны Иоанна Павла II приобрели характер вселенского турслета, с песнями под гитару и обязательным фотографированием у тела покойного». Но, на самом деле, понтифик вел себя как современный здравомыслящий человек, понимавший, что мир изменился, и нет ничего страшного в том, чтобы ответить на его вызов на его же языке. И это ему прекрасно удавалось: папа был талантлив - остроумен и искусен в импровизации.

Однако публичный успех стоял для папы далеко не на первом месте. Он никогда не интересовался, что пишут о нем в газетах на эту тему. Были вопросы, которые тревожили его куда больше, и которые разрешить ему так и не удалось. И год от года, несмотря на все новые волны народной любви, понтифику становилось все более и более грустно, и все с большей пронзительностью он чувствовал свое одиночество. Но об этом - чуть позже.

Третий путь

Политические взгляды Иоанна Павла II можно было бы назвать христианским капитализмом: рыночная экономика плюс христианская этика. Он не подвергал сомнению право человека на частную собственность, но был убежден - обладающий ею должен чувствовать свою ответственность перед обществом. В первую очередь, руководствуясь христианским принципом любви к ближнему, он должен обеспечить справедливый и достойный материальный уровень жизни тем, кто является непосредственным производителем. Папа понимал, что человеку, постоянно находящемуся в нужде, не хватает сил заботиться о своем духе. В этой связи Иоанн Павел II даже допускал экспроприацию собственности, если того требуют общественные интересы. Кроме того, он признавал право народа на восстание против несправедливости общественных порядков. Именно эти взгляды были причиной его визита на Кубу в январе 1998 года - в знак протеста против экономических санкций США в отношении Острова Свободы. Там Иоанн Павел II не только встретился с «красным команданте», но и провел мессу на площади Революции в Гаване при миллионной аудитории.

Но социалистом папа не был, поскольку не признавал марксистского принудительного коллективизма и тоталитарных методов управления. Иоанн Павел II принимал самое активное участие в свержении коммунистического режима в Польше. Уже его первый визит на родину 2–10 июня 1979 года оказался хлестким ударом по коммунистической идеологии. Во время мессы, которую папа провел на площади Победы в Варшаве , 300-тысячная толпа скандировала: «Нам нужен Бог!». Как сказал советник американского президента Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Kazimierz Brzeziński): «До сих пор доминирующем было ощущение неизбежности существующей [социалистической] системы. После отъезда папы доминирующим стало отсутствие этой неизбежности». Святой отец превратился в духовного лидера польских антикоммунистов. Во время забастовки на верфях Гданьска (14–31 августа 1980) над всеми входами в доки висели портреты Иоанна Павла, а Лех Валенса , когда подписывал договор с правительством о создании независимых профсоюзов, воспользовался большой сувенирной ручкой с фотографией понтифика. Вполне вероятно, что за покушением на Иоанна Павла II 13 мая 1981 года стояли советские спецслужбы.

Иоанн Павел II ещё три раза посещал Польшу. Он всегда был в курсе всех событий, происходящих на родине. Так что, когда 24 августа 1989 года премьер-министром уже свободной Польши стал один из лидеров демократического движения «Солидарность» - Тадеуш Мазовецкий, понтифик мог себя поздравить.

Однако радость его была недолгой. Свободная Польша не стала страной христианского капитализма. С одной стороны, церковь в Польше пользовалась большим авторитетом. С другой - население не было развращено ценностями общества массового потребления. Однако, как только Польша получила независимость, церковь сразу потеряла харизму борца с тоталитаризмом, и сошла с политической сцены. Поляки быстро заразились консьюмеризмом и почувствовали страсть к удовольствиям и развлечениям. Разговоры о христианских ценностях уже всем надоели. 1–9 июня 1991 года понтифик в четвертый раз приехал на родину с пасторским визитом. Он был потрясен произошедшими изменениями. Папа попытался напомнить соотечественникам об истинных ценностях, но в ответ получил искреннее непонимание. «Похоже, - сказал в интервью один из активистов „Солидарности“, - папа утратил связь со страной. Он рассуждает о вещах, от которых нас уже тошнит… Вместо того, чтобы попытаться нас понять и научить, что делать, он тычет пальцем и говорит: „Все, что идет с Запада, ведет к разложению. Будь то либерализм, капитализм или порнография“».

Для Иоанна Павла II это был сильный удар. Он чувствовал себя преданным. Казалось, его мечта была так близка к осуществлению, но ничего не получилось. Груз этой потери так и не упал с души понтифика до конца его дней.

Один на один с миром

Говоря о Иоанне Павле II, католики, особенно католическая молодежь, зачастую сокрушаются, что, хотя папа и был «душкой», но оказался очень консервативным в отношении церковных норм и не изменил те из них, которые давно устарели и служат досадным препятствием в современной жизни. Но папа был несгибаем.

Без убежденности в незыблемости принципов Церкви понтифик превратился бы типичного альтернативного священника эпохи сексуальной революции: с гитарой за спиной, косяком в зубах и книжкой по медитации под мышкой. Но папа прекрасно понимал: Церковь должна быть открытой и понятной, однако не должна становиться частью поп-культуры.

Борьба за реабилитацию непопулярных установлений католической церкви в глазах современных католиков была главным делом Иоанна Павла II в. 1990-е. Он не сдал ни одного догмата, но борьбу не выиграл, хотя и не проиграл. Тем не менее сложившаяся ситуация угнетала его на протяжении оставшихся пятнадцати лет жизни.

Установления, за которые боролся папа, были двух видов: догматические и этические. Что касается теологических догматов (главных принципов веры, утвержденных особыми Соборами), против которых роптали и миряне, и священники, на первом месте стоял принцип непогрешимости папы. Второй догмат касался природы Богородицы. В католичестве считается, что с момента рождения Девы Марии на ней не было первородного греха. Поэтому она не умерла, а вознеслась на небо в теле, как Христос. Многие католики считали эти догматы не вписывающимися в современную картину мира.

Что касается заявления папы об отсутствии физического ада, то это только на первый взгляд может показаться радикальным решением. Тезис о физическом аде никогда не был догматом. Он относится к рангу «богословского мнения», которое может меняться, в соответствии со здравым смыслом - в общем, вопрос для церкви далеко не принципиальный. А вот, например, Чистилище папа не отверг, хотя Святое Писание подтверждает его существование настолько косвенно, что все остальные христианские Церкви отказываются верить в него. Но существование Чистилища - это догмат, и папа его не тронул.

Однако все эти высокие материи волновали паству не так сильно, как проблемы абортов, гомосексуализма, контрацепции, искусственного оплодотворения, развода, права женщин получать священнический сан и праве священников жениться - все это волновало паству куда больше. В газетах и на ТВ то и дело появлялись интервью с представительницами женских католических организаций, сетующих на трудности процедуры церковного развода. Они абсолютно искренне не понимали, почему бы не облегчить себе жизнь. Именно эта искренность угнетала понтифика больше всего.

Многие священники тоже высказывались за развод и даже придумали для этого новый чин службы. Были страстные сторонники рукоположения женщин - в отказе католической церкви признать за ними такое право многие видели дискриминацию. Среди них был, например, миланский кардинал Мартини. Папа попытался объяснить, что главное предназначение женщины - это материнство. Но его не услышали.

Против запрета контрацепции оппоненты папы выступали ещё более решительно. Они весьма справедливо указывали на то, что контрацептивы снижают риск заражения СПИДом и уровень рождаемости, а, следовательно, и бедности в слаборазвитых странах. Про аборты и говорить нечего.

В 1993 году канал Би-би-си выступил с передачей «Секс и Святой Город». Создатели передачи взяли интервью у с молодой девушки из Никарагуа, которая забеременела после изнасилования, но так и не смогла получить право на аборт в этой католической стране. Об абортах журналисты также поговорили с двумя сестрами-подростками, изнасилованными собственным отцом. На Филиппинах они отыскали девятилетнюю маму, которая боялась пользоваться презервативами, так как это запрещала Церковь. И т.д. Эффект, произведенный передачей, был подобен взрыву гранаты. И понтифик ощущал полное бессилие. Все, что он смог - пригрозить отлучением либеральным священникам. Но их было слишком много. И от сознания этого, волны страха одиночества все чаще накатывались на него.

6 февраля 2002 года на папу обрушился ещё один удар. Газета «Бостон Глоб» («Boston Globe») опубликовала материал о педофилистических наклонностях бостонского католического священника Джона Джохана. Разразился громкий скандал. Число священников, уличенных в педофилии или гомосексуализме, исчислялось десятками. Однако папа не поставил под сомнение установление о целибате, т.е. о запрете священникам жениться. И это несмотря на сильную внутрицерковную оппозицию, которую возглавил кардинал Хьюм. Но Иоанн Павел II прекрасно понимал, что если уступить в чем-то одном, посыплется все остальное.

И, тем не менее, его любили. На его похоронах, проходивших 8 апреля 2005 года съехалось 4 млн. паломников, ещё 2 млрд. наблюдали за церемонией по ТВ. Сразу после смерти понтифика стали распространяться слухи о чудесах, происходивших у его гробницы. Все идет к тому, что Иоанна Павла II вскорости канонизируют. Поэтому можно только посочувствовать тому папе, который решиться когда-нибудь на радикальный пересмотр церковных установлений. Ему придется как-то объяснять, почему их так твердо защищал святой Кароль Войтыла.

Новости партнёров

Вверх