Как отмечают 4 ноября день народного единства. День народного единства: истоки и значение праздника. Почему праздник называется День народного единства

На рубеже 16-17 веков Россия переживала тяжелый период в своей истории, получивший потом название Смутное время. Смутное время - это период со дня смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый представитель из династии Романовых.


После смерти наследника Ивана Грозного и последнего представителя рода Рюриковичей, Дмитрия Ивановича, началась борьба за трон. В 1604 году в Россию вторглись польские войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия Ивановича, однако через год он был убит в ходе заговора. На царство был коронован князь Василий Шуйский. Но уже в 1610 году власть в Москве снова меняется и переходит к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским. Его целью было посадить на российский престол католического королевича Владислава. Москва оказалось оккупирована польскими захватчиками.


В 1611 году патриарх Гермоген попробовал создать первое ополчение и призвал русский народ встать на защиту православия, изгнать польских интервентов из Москвы. Это ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Однако, по ложному обвинению Ляпунов был убит казаками, которые входили в ополчение. Между последними и дворянами начались распри и ополчение распалось.



В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Нижегородское земское ополчение сумело взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.


Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. После изгнания поляков из Москвы, в ноябре 1612 года, руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем молодого Михаила Романова - первого русского царя из династии Романовых.


Позже, по указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, 4 ноября был провозглашен днем благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков в 1612 году. В церковный же календарь этот день вошел как День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Эта дата стала православно-государственным праздником Московской Руси и отмечалась вплоть до 1917 года.

День народного единства в современной России

Долгое время в самом начале ноября наша страна отмечала годовщину Октябрьской революции. После распада СССР на смену этому празднику пришел День согласия и примирения.


Идея возродить в памяти людей празднование окончания Смутного времени и образа Казанской Богоматери, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. После внесения поправок в Трудовой кодекс Государственная Дума постановила, что 4 ноября будет признано Днем народного единства.


С 2005 года вся Россия отмечает 4 ноября День народного единства, этот день является официальным выходным и выпадает на школьников. Традиционно в этот день в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укреплении дружбы и развитии культурных связей с Россией. В российских городах проходят митинги, шествия и демонстрации.

Сегодня, 4 ноября, в России празднуют День народного единства. Но, как выяснилось, многие не знают, в честь чего отмечают этот праздник, хотя и радуются выходным дням. Однако выходные не мешают пользователям соцсетей иронизировать над странной красной датой, но мы пока расскажем, в честь чего и как вообще она появилась.

День народного единства отмечают в России с 2005 года. Именно тогда он стал государственным праздником. Согласно другим источникам, этот праздник также называется Днём воинской славы. И отмечают его в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Изгнание польско-литовских интервентов из Кремля

Как и почему поляки захватили Москву

Сложный был год: налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и недобор в армию. С последним мириться было нельзя, и за дело принялись знающие люди. Семь самых знатных бояр, взявших власть в свои руки. Они так и назывались - семибоярщина.

К власти они пришли, когда правитель того времени - Василий Шуйский - в июле 1610 был свергнут. По-нашему - импичмент. А поскольку наследников у него не было, то пришлось править боярам. Хотя они особо и не сопротивлялись.

В то смутное время, когда после смерти Ивана Грозного род Рюриковичей иссяк и править больше было некому, бояре не придумали ничего лучше, чем посадить на царство поляков. Хотя сперва взять в руки власть пытался Борис Годунов.

Потом власть пытались взять в руки другие мальчики, хотя, может быть, их и не было, но по итогу бояре отдали трон эффективным менеджерам из Польши, с которыми Россия накануне воевала. На трон по документам вошёл польский правитель Владислав IV, а в Москве разместился польский гарнизон.

Однако польская власть гражданам не понравилась. За два года, что правила интервенция, в стране разгулялись воровство, содомия, а местами и каннибализм, если верить некоторым . В итоге собралось ополчение, которое решило выгнать новую власть на мороз, причём в прямом смысле.

Как поляков изгоняли из Москвы

Митинг начался в Нижнем Новгороде. Собрал его местный староста (что-то вроде губернатора) Кузьма Минин. Начальником операции назначили князя Пожарского, что имел дальнее родство с Иваном Грозным и вообще родом Рюриковичей. Да и проживал недалеко, в 60 километрах от Нижнего в собственном имении.

Пожарский на удивление быстро согласился возглавить ополчение, и вместе с Мининым они пошли на Москву изгонять иноземцев. Правда, быстро это сделать не удалось. Пришлось и город осаживать, и с польскими войсками биться, что даже на одном из барельефов запечатлели.

Но в итоге-таки Москву взяли. К тому же польские войска там уже сами были ослаблены голодом и холодом, так как брать было нечего и есть, впрочем, тоже. Позднее такую тактику применят к войскам Наполеона, но это уже другая история.

Но в 1612 году интервентов-таки выгнали. А Минину и Пожарскому по сей день стоит памятник в Москве.

Почему празднуют День народного единства

Однако вернёмся к празднику. При чём тут 4 ноября, лишние выходные и почему он называется День народного единства. Если верить той же «Википедии», то День народного единства был намеренно введён властями, чтобы отвлечь внимание людей от другой памятной даты - 7 ноября, когда была совершена революция по старому стилю.

В целом идея сделать праздничным 4 ноября была высказана межрелигиозным советом в 2004 году. В Госдуме идею поддержали. Также за неё замолвил слово патриарх Алексий Второй.

Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.

После этого, а также обращения инициативной группы к председателю Госдумы Борису Грызлову, праздник появился в российском праздничном календаре.

Однако некоторые неблагонадёжные элементы не только не знают, в честь чего появился праздник, более того - подшучивают над ним.

День народного единства — государственный праздник России. Учрежден по инициативе Межрелигиозного совета России, отмечается 4 ноября ежегодно с 2005 года.

В этот день в разных городах России политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

В Южной Осетии День народного единства внесен в календарь памятных дат и праздничных дней, однако выходным не является.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Инициативу поддержал думский Комитет по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. Позже инициативу Думы установить празднование 4 ноября публично поддержал патриарх Московский и всея Руси Алексий.

В ноябре того же года на рассмотрение Думы был внесен законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины октябрьского переворота и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября.

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали "за", 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

В память о Смутном времени

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ополчение Минина-Пожарского

В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Освобождение Москвы и первый Романов

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм, где хранилась почти 300 лет.

Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Старый новый праздник

В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю).

Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Длинные выходные и многотысячное шествие

В этом году в связи с празднованием у россиян будет три выходных дня подряд — непосредственно в праздничный день, приходящийся в этом году на пятницу, а также в субботу и воскресенье, 5 и 6 ноября.

В Москве 4 ноября пройдут шествие и митинг-концерт "Мы едины!", они соберут более 10 тысяч участников и могут стать ежегодными

Общественный порядок в День народного единства будут охранять более 17 тысяч полицейских, наряду с правоохранителями службу будут нести и войска Росгвардии.

Но далеко не все знают, что он называется День народного единства, и лишь единицы знают, в честь какого исторического события он отмечается. Между тем, основанием для празднования стала победа московского ополчения, возглавляемого Мининым и Пожарским в 1612-м году над польскими войсками.

В советский период праздник отмечали 7-го ноября, в честь очередной годовщины Октябрьской революции. В российский период на фоне отказа от советской системы праздник переименовали, но продолжали по традиции отмечать его 7-го ноября. Новую дату назначили только в середине 2000-х годов.

Одним из инициаторов и вдохновителей идеи учреждения нового праздника стал патриарх Алексий II, предложивший увековечить подвиг народа, совершенный почти 400 лет назад в государственном празднике. Соответственно предложение получило поддержку со стороны Государственной думы, официально принявшей закон об учреждении в России Дня народного единства. В действующий Трудовой кодекс было вписано, что ежегодно 4 ноября объявляется в стране нерабочим праздничным днем.

Период истории в начале XVII века заслужено считается одним из тяжелейших в нашей стране. Неудивительно, что он носит название Смутное время. Отсутствие прямых наследников после Ивана Грозного, серия междоусобиц между видными боярами, проблемы в экономике, череда неурожайных годов и многочисленные войны с соседями ослабили Россию. В результате в Москве находилось польское войско, фактически контролировавшее город и страну.

В этот сложный для отечества период князь Дмитрий Пожарский и воевода Козьма Минин, прибывший из Нижнего Новгорода, смогли собрать народное ополчение, штурмом взявшее польские укрепления в столице, и заставившее оставшихся в кремле врагов сложить оружие и подписать собственную капитуляцию.

Первым входил в город во главе народного войска князь Пожарский. В своих руках он нёс икону Казанской Богоматери. Простые верующие считали, что именно она позволила защитить отечество от иноземных захватчиков. В 1612-м году был положен конец смуте и начался новый период в развитии страны. Тогда же в Москве заложили Казанский собор, до революции считавшийся одним из наиболее почитаемых в России и восстановленный уже во времена российской независимости.

Праздник 4-го ноября существовал в нашей стране в дореволюционный период, начиная с 1649-го года. Его учредил своим личным указом Алексей Михайлович.

Современное состояние

Сегодня праздник, связанный не только с народом, но и религией, воспринимается не всеми. В первую очередь это касается пенсионеров, привыкших отмечать 7 ноября, и продолжающих это делать по привычке. Праздником продолжают считать этот день и в Компартии, активно противившейся появлению нового праздника в российском календаре.

Можно сказать, что общество разделилось на две группы, включая тех, кто поддерживает его принятие и тех, кто придерживается мнения о необходимости сохранения ценностей времен советского периода.

Народное единство или согласие и примирение

До настоящего времени россияне путаются в названии этого праздника. Тем не менее, главное не его название, а внутренняя суть, важность осознания единения народа. Единство лежит во внутреннем примирении, и помнить об этом необходимо не только в этот праздник, но и во все дни года.

В Уфе в этот праздничный день будут организованы сельскохозяйственные ярмарки и различные мероприятия с концертами. Список этих мероприятий можно .

Данный праздник на законодательном уровне был закреплен в 2004 году, а россияне смогли праздновать День народного единства в 2005 году, когда вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Подписал его Президент Владимир Путин.

Предшествовали осеннему празднику еще два. Так, в 1996 году первый Президент «новой» России – Борис Ельцин – подписал указ о введении в действие закона «О Дне согласия и примирения», который отмечался в стране 7 ноября и считался «усовершенствованной» версией более раннего празднества, суть которого немного изменилась. По задумке властей, 7 ноября должен был стать днем отказа от противостояний и прихода к примирению и единению всех слоев российского общества. Таким образом, россияне стали отмечать «День согласия и примирения» вместо ранее праздновавшегося «Дня Октябрьской революции».

Последний же отмечался в СССР и приурочивался к ночи с 25 на 26 октября по старому стилю и с 7 на 8 ноября по новому, когда вооруженные большевики захватили Зимний дворец и арестовали членов Временного правительства, провозгласив власть Советов на всей территории бывшей империи.

Тем не менее, задумка властей страны не совсем удалась. По результатам опроса ВЦИОМа в 2011 году, 43% россиян не смогли сказать точно, какой же праздник отмечается в России 4 ноября, еще 43% - вообще не знали, что эта дата выходная, и только 14% были «в курсе» события. Причем около 80% россиян также заявили, что не будут отмечать 4 ноября ни на работе, ни в семейном кругу.

Уже в 2012 году тот же ВЦИОМ провел еще один опрос, в рамках которого жителям России был задан вопрос «Есть ли в стране народное единство?». 56% опрашиваемых заявили, что его нет, 23% - ответили утвердительно и остальные 21% затруднились ответить.

Небольшой исторический экскурс

4 ноября приурочен к событиям так называемого Смутного времени, когда в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского смогло вытеснить из Москвы польских интервентов, таким образом освободив столицу и всю страну от иностранных захватчиков.

После смерти царя Ивана IV Грозного в 1584-ом, на престол взошел его сын – Федор Иоаннович, проявлявший достаточно мало интереса и способностей к управлению государством. Он умер в 1598 году, не оставив наследников, а меньший брат Федора – царевич Дмитрий – погиб в Угличе в результате то ли несчастного случая, то ли подстроенного покушения.

После смерти Федора Иоанновича прервалась династия Рюриковичей, а страна впала в политический кризис, продлившийся почти 15 лет. В это время появлялось множество самозванцев, бояре боролись за власть, и в страну пришло польское войско.

4 ноября 1612 года народное ополчение смогло освободить Москву от поляков, после чего, в 1613 году, Земский собор выбрал нового царя – Михаила Романова, династия которого правила в стране еще три столетия.

Вверх