Виды социализации. Понятие, факторы и этапы социализации личности. Понятие социализации. Успешная социализация Понимание социализации

процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию:

1) в необихевиоризме - как социальное научение;

2) в школе интеракционизма символического - как результат социального взаимодействия;

3) в психологии гуманистической - как самоактуализация Я-концепции.

Явление социализации многоаспектно, каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена.

В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции поведения социального, где представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции поведения социального в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

Долгое время внимание отечественных психологов привлекала преимущественно социализация как воспитание в институциализованных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

англ. socialization; от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С, и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. - Прим. ред.), посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.

В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.

Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. 3. Басина.)

Добавление ред.: В отечественной психологии критиковался взгляд на С, согласно которому ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С. представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в соответствии с "принципом удовольствия" (3. Фрейд). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг.; это влияние отчетливо просматривается, напр., в ранних работах Ж. Пиаже, в его концепции детского эгоцентризма. Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л. С. Выготский, который в противовес выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития - существо социальное, т. е. член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.

Социализация

от лат. socialis - общественный) понятие, имеющее разное содержание в различных научных концепциях.

В психоанализе С. - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, формирование защитных механизмов личности, становление эго-аппарата личности, формирование инстанции сверх-Я, следование законам, существующим в обществе.

В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических установок, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других.

В теории социального научения С. - переход от гуманоидного (человекоподобного) существования к жизни в качестве полноценного члена общества.

Социализация

процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овладение социальными и культурными нормами, установками и системами представлений.

Социализация

Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный.

Специфика. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1. Вообще – процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Строго говоря, это определение в равной степени применимо к людям всех возрастов, и, в очень реальном смысле, социализация – это жизненный опыт. Однако чаще всего этот термин используется относительно процессов, посредством которых ребенку внушаются ценности общества и его собственные социальные роли. 2. Процесс взятия государством под свой контроль услуг, промышленности и других институтов общества для (показной) пользы всех членов. 3. В индустриальной/организационной психологии процесс, посредством которого новый член организации научается адаптироваться к нормам этой организации и ролям, то есть ориентируется. 4. Соответствующие результаты любого из вышеупомянутых процессов.

Социализация

от лат. socialis - общественный) - исторически обус¬ловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и ре¬зультат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социализация

лат. socialis - общественный] - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом С. Понятие С. было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в "гуманистической психологии" - как самоактуализация Я-концепции. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В отечественной психологии проблема С. разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени внимание психологов привлекала главным образом С. как воспитание в институциализированных образовательных системах, однако в настоящее время предметом серьезного изучения становятся и процессы, протекающие вне официальных структур, в частности, в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и т.д. А.В. Петровский

Социализация

следование поведению, которое соответствует социальным нормам, ценностям, но они не приняты индивидом как убеждения. Ср. ситуацию в повести В. Короленко «Без языка», когда персонаж-иммигрант привыкает к американскому образу жизни, но не принимает его душой. Ср. интернализация.

Социализация

лат. socialis – общественный) – 1. вообще – жизненный опыт (знания, навыки, ценности и др.), приобретение которого позволяет индивиду интегрироваться в общество и адаптироваться к требованиям социальной среды; 2. процесс усвоения ребенком норм, ценностей общества и собственных социальных ролей; 3. в психиатрии – процесс восстановления способностей к социальной интеграции, утраченных в силу психического расстройства. Синонимы: Ресоциализация, Социальная реадаптация.

Социализация

Осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс воздействия на индивидуум со стороны общества, в результате которого человек накапливает социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становится личностью. Особенно активно С. протекает в периодах детства и юности под влиянием семьи, систем образования и воспитания, средств массовой информации и др.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Социализация

Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

непрерывный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В социальную психологию понятие «С.» было введено в 40-50-е гг. ХХ в. А. Бандурой, Дж. Кольманом. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. С. не заканчивается в период детства и юности, а продолжается в течение всей жизни. Критические ситуации, такие как политические революции, социальные катастрофы, миграции новой культуры, влекут за собой новое познание, а в менее драматических случаях – новый опыт, особенно связанный с принятием той или иной роли в высокоструктурном обществе, тоже влечет за собой дополнительную С. Особенностью С. взрослого населения современной России является его ресоциолизация (в связи со сменой идеологем, ценностных и поведенческих установок и норм жизнедеятельности, т. е. социальной дезориентацией), протекающая в условиях социальной изоляции большинства населения (до 90 %), фрустрации и депривации значительных слоев общества, что в период жесточайшего экономического кризиса чревато социальным взрывом (Л. С. Рубан, 1997).

Социализация

от лат. socialis - общественный] - а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений. В то же время само понятие «социализация» было введено в психологический лексикон в середине XX века в связи с работами А. Бандуры и Дж. Кольмана. Та психологическая реальность, которая описывается с помощью этого термина в рамках различных подходов, имеет своеобычное звучание - это и результат социального научения, и результат взаимодействия и общения, и результат самоактуализации и самореализации. Помимо взгляда на социализацию как на глобальный процесс социального становления и развития личности, ее вхождения в широкий социум за счет интериоризации накопленного человечеством опыта в рамках социальной психологии групп, существует и конкретная, социально-психологическая конструкция, объясняющая на уровне микросоциального взаимодействия личности и группы, каким образом осуществляется вхождение индивида в референтное для него окружение и какие этапы должна пройти личность в процессе интрагрупповой социализации. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства он поставлен, по сути дела, перед фатальной необходимостью пройти четко определенные фазы вхождения в общность, последовательно решая встающие перед ним по мере нарастания потребности быть личностью личностной задачи. На первом этапе внутригрупповой жизни индивида (эту стадию традиционно обозначают как фазу адаптации) основные его усилия направлены на усвоение господствующих в данном конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами активности, которыми уже владеют его новые партнеры по взаимодействию и общению. Иначе говоря, у индивида возникает в большей или меньшей степени выраженная потребность «быть таким, как все», стремление не отличаться от других, в определенном смысле раствориться в группе, чувствовать себя ее полноправным членом и ощущать признание этого факта остальными членами сообщества. В то же время решение чисто адаптационных задач на определенном этапе вступает в явное противоречие со свойственным каждой личности стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, утвердиться теми своими особенностями, которые она расценивает как наиболее для себя ценные и значимые. Этот тем более важно в связи с тем, что успешная адаптация индивида в группе, достижение им цели «быть так, как все» нередко приводит к субъективно переживаемому им самим чувству некоей личностной растворенности в сообществе, к иллюзии потери своей индивидуальности. Все это на определенном этапе внутригрупповой жизни данного индивида предопределяет принципиальную смену его личностной задачи: стремление «быть таким, как все», окрашивающее весь этап адаптации, оказывается разрушенным мощной установкой на доказательство своей уникальности - на первый план выступает стремление «быть не таким, как все», что в конечном счете и является психологической сутью второго этапа вхождения личности в группу - стадии индивидуализации. Понятно, что в ситуации, когда личность оказывается способной привести свою потребность в персонализации в соответствие с готовностью группы принять лишь те личностные проявления своего нового члена, которые обеспечивают ей поступательное развитие и облегчают решение общегрупповых задач ее жизнедеятельности, вполне закономерно говорить о факте интеграции такого индивида в группе своего членства. При этом индивид оказывается в различных значимых для него сообществах на разных стадиях вхождения.

Заметим, что в силу широты и многомерности психологической реальности, охватываемой понятием «социализация», данную проблематику в той или иной степени затрагивают практически любые социально-психологические исследования. Вместе с тем с известной степенью условности можно выделить некоторые концепции, в рамках которых большое внимание уделяется именно процессу социализации. Прежде всего к ним следует отнести разработки основоположника направления, известного как символический интеракционизм, Дж. Мида.

С его точки зрения «Я» - продукт исключительно социальный, являющийся результатом взаимодействия (интеракций) с другими людьми. Более того, «решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов (отсюда и символический интеракционизм - В. И., М. К.) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем - “обобщенного другого”»1. Дж. Мид выделил три стадии данного процесса: «Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может “помогать” родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества - это следующий важный шаг в процессе создания своего “Я” ... Третий этап по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого “другого” - близкого человека “со стороны”, олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным “другими со стороны”. Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах»2.

Стадия коллективных игр в концепции Дж. Мида во многом является ключевой с точки зрения социализации, поскольку позволяет индивиду не просто принять «правила игры», подчиняясь внешнему воздействию, но интериоризировать их как «свои» и тем самым интегрироваться в социальное сообщество. Как отмечается, «высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного “Я”, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии социальный контроль “врастает” в личность и приобретает форму внутреннего самоконтроля»3.

При том, что концепция Дж. Мида предлагает достаточно последовательную и обоснованную схему социализации, она, давая ответ на вопрос как в принципе должен протекать данный процесс у абстрактного ребенка, ребенка вообще, во многом ограничена применительно к оценке и прогнозу социализации конкретного индивида в конкретном сообществе. Это связано не только с гиперцентрацией Дж. Мида и его последователей на социальных детерминантах развития личности, но и с отсутствием сколько-нибудь детальной проработки условий успешности процесса социализации, в частности, оценки качественных особенностей агентов социализации. Под последними в современной социальной психологии понимаются «институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации...»1.

Во многом ряд недостатков концепции Дж. Мида позволяет преодолеть психосоциальный подход Э. Эриксона. В логике эпигенетической концептуальной схемы, в рамках которой, напомним, онто- и социогенетическое развитие рассматриваются в неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности, механизм социализации личности представляется достаточно простым и понятным. В более или менее продуктивно функционирующем обществе создаются условия, способствующие в целом благоприятному разрешению возрастных кризисов индивида. В результате такого разрешения развиваются и оформляются элементы идентичности адекватные как внутренним потребностям развития личности, так и фундаментальным составляющим общественной традиции. Позитивное разрешение каждого кризиса индивидуального развития означает обретение индивидом специфической эго-силы, энергию которой он, в свою очередь, в процессе социального функционирования вкладывает в соответствующие институты общества, поддерживая тем самым витальность последних. При этом непосредственным каналом такого взаимного обмена на каждом этапе развития служат определенные референтные фигуры и группы. Так, на первой стадии эпигенетического цикла это материнская фигура; на второй - родительские персоны; на третьей - родительская семья в целом; на четвертой - одноклассники и соседи; на пятой - сверстники и партнеры по неформальным группам; на шестой - друзья и сексуальные партнеры; на седьмой - члены собственной семьи и коллеги по работе; на восьмой, заключительной - человечество в целом, философские и религиозные авторитеты.

Таким образом, в рамках концепции Э. Эриксона, применительно к каждой стадии развития рассматриваются агенты социализации двух уровней - базисные социальные институты и референтное окружение индивида. Качественные особенности каждого из них существенно важны не только в смысле благоприятного разрешения индивидуального кризиса развития, но и с точки зрения социализации индивида.

На определенных этапах исторического развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.

Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями

референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность - общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении - культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.

По-видимому, говорить о полном разрешении конфликта развития и успешной социализации конкретного индивида в конкретном обществе можно в том случае, когда направленность и выраженность реального содержания базисных социальных институтов и компонента идентичности, сформировавшаяся на соответствующей психосоциальной стадии при посредничестве референтных фигур, в целом совпадают. Если же имеет место существенное расхождение линий онто- и социогенетического развития, это ведет к внутриличностному конфликту, влекущему за собой специфические социальные последствия. В этом случае можно говорить о кризисе идентичности и десоциализации индивида.

Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.

При совпадении полярностей разрешения кризиса развития на индивидуальном уровне и содержания соответствующего ему базисного института общества, высокий уровень социальной адаптации обусловлен как совпадением личностных и социальных ценностей и смыслов, так и предпочтительных типов адаптационного процесса.

Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов содержанию традиции, а также оппозиционности типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.

Существенно важно, что подход, разработанный Э. Эриксоном позволяет отслеживать динамику индивидуального развития и адаптационных процессов не только в детстве и юности, что характерно для абсолютного большинства теорий личности, а на протяжении всей человеческой жизни, что делает его эвристичным не только в отношении проблемы социализации, но и ресоциализации. Согласно определению Н. Смелзера, «ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. ... Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания»1. Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

Практический социальный психолог в рамках решения своих собственно профессиональных задач должен отслеживать как минимум два вопроса, напрямую касающиеся проблем социализации. Во-первых, он должен диагносцировать на каком этапе вхождения в группу или организацию находится тот или иной ее член. Во-вторых, он должен иметь исчерпывающую информацию о том, насколько он адекватно осознает свое реальное положение в группе членства особенно в том случае, когда эта общность является для него еще и референтной.

1. Понятие «Социализация».

«Социализация личности» - это одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие как:

"Социализация – это сложный многогранный процесс" по:

Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

Усвоению и дальнейшему развитии индивидом социально-культурного опыта;

Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.
Социализация – это сложный и непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Социализация-это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и

общения.
Социализация осуществляется в ходе направленного воздействия на человека как в системе воспитания, так и под влиянием круга других факторов: семейное, внесемейное общение, искусство, средство массовой информации и др.
Каждому возрасту соответствует свой тип социализации. Социальные психологи выделяют две основные стадии:

Первичную – характерную для раннего детства стадию приобщения индивида к обществу (установки, нормы);

Вторичную – стадию, на которой индивид играет активную роль в изменении своего окружения.
2. Этапы социализации.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития.

Можно выделить семь этапов.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Вторым этапом социализации ребенка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности,часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего - это семья, и когда новая информация вступает в противоречие с установками , полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора, благоприятствующего положительному исходу этого этапа, выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу же за получением информации (словно «взрывная реакция»), и только потом прорабатываются второй, третий и четвертый этапы, в других же случаях, они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других людей честь и достоинство.

Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.
Из данного обстоятельства можно сделать следующий вывод. Социализация – как поэтапный процесс - протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – к самооценке. На определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
3. Функции социализации.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

Личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и

преобразовывать мир вокруг себя;

Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида , определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
4. Уровни социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное, является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе

социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
5. Стадии и формы социализации.

Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т.д., то можно выделить шесть стадий социализации.

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек - до мамы, папы, животных, растительного мира. Это - период становления и

функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой

приобретается опыт руководства над другими детьми, а также и опыт своего подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.

5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется

«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую

ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при

благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.

6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.

Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих

самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение, могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно. Все зависит от программы деятельности того или иного социального института.


6. Институты социализации.

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый , сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов.

К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации - школы.
Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует, что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения.
Задача общества - определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием. В социологии это находит выражение в концепциях, с одной стороны, "жесткой" и, с другой стороны, гуманистической, понимающей социализации.

Эта же проблема в педагогике отражена в понятиях авторитарная и гуманистическая педагогика. Для учителя, воспитателя в школе, необходимо в первую очередь знание наиболее важных институтов социализации школьников, это семья, школа, микросреда ("улица"). Конечно, важно также знать и другие институты социализации, которые опосредованно влияют на формирование учащихся: это политика, экономика, культура, религия, средства массовой информации.


6. Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации.

На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.


Структура процесса социализации и его возрастные стадии.

1. Понятие социализации в социальной психологии. Две стороны процесса социализации: формирование личности в процессе усвоения социального опыта и воспроизводство социальной системы.

3. Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

4. Факторы и агенты (институты) социализации.

5. Ресоциализация.

Понятие социализации.

Социализация - процесс и результат социального развития человека. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976). Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально-контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др.

Термин «социализация не имеет однозначной дефиниции среди различных представителей психологической науки. В отечественной психологии употребляются еще два термина, синонимы слова «социализация»: это «развитие личности» и «воспитание».

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Социализация, это процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Др Орвиль Г. Бриммладший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия меж­ду социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Н а основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Социализация предполагаетрасширение и умножение социальных связей личностью с миром в трех основных сферах– деятельность, общение и самосознание . Общей характеристикой этих трех сфер является то, что они способствуют расширить и умножить социальные связи индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности.

При этом происходят три важных процесса:

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

2. Центрирование на определенном виде деятельности, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение -Умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Расширение круга общения можно понимать как: постепенный выход ребенка за рамки семьи в широкий социум, начало общения с друзьями, приятелями, и способность к интимному общению (глубина общения), установлению психологической связи с партнером. + умение уединяться, быть наедине с собой.

Самосознание – развитие самосознания личности означает становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Важно определиться, что входит в «Я образ», какова его структура. Существует несколько разл. подходов. Один из них принадлежит Мерлину. Он выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

Осознание собственной тождественности (отличие себя от остального мира);

осознание себя как активного начала, субъекта деятельности;

Осознание собственных психических свойств, психологических особенностей;

социально- нравственная самооценка, которая. формир. на основе накопления опыта общения и деятельности.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Механизмы социализации:

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизмы:

Идентификации - отождествление индивида с отдельными людьми или группой, позволяющая усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения, формы поведения.

Подражания- это сознательное или бессознательное восприятие индивидом модели поведения и опыта других людей. Человек часто, при этом неосознавая, усваивает большую часть социального опыта и модели поведения подражая окружающим.

Внушения- процесс неосознанного восприятия индивида внутреннего опыта, мыслей, чувств и психологических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С.Парсонс). Он работает на основе изученного 3. Фрейдом принципа удовольствия-страдания - чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.

Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам и идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Механизм проекция – приписывание собственных черт другим людям,

Механизм Инициация – Эта проблема исследована социальной антропологией и обозначает общественное признание чегото того, что уже отмирает или остоется в прошлом и на его место приходит новий статус индивида, как шаг вхождения в общество. (Напр.Выпускной бал, проводы в армию, свадьба).

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации - семья, школа, производственная группа.

Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

По вопросу о стадиях социализации существуют два подхода:

  1. Психологический (связан с признаком „возраст”). Стадии этого подхода:
  • Социализация в детском возрасте; первичная (стадия адаптации)-от рождения до 10-11лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.
  • Социализация в подростковом возрасте; 12-16/17лет

· Социализация в юношестве -Индивидуализация - от 17 до 22 лет. В этом возрасте доминирует желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.

  • Социализация в молодости (до 35); интеграция- характерно желание найти своё место в обществе.
  • Социализация в среднем возрасте (35-55);
  • Социализация в зрелом возрасте (старше 55).

Цель такого разграничения – показать, что на каждом возрастном этапе, человек усваивает определенные, специфические нормы поведения, роли и ценности. Каждый период имеет свою относительную автономность.

2. Социологический подход. Этот подход широко разработан и в отечественной социальной психологии. Он расматривает понятие „социализация” как усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу – период раннего детства (0-7 лет);

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (7-17 лет). К этому этапу относится все время обучения в школе. Обучение в ВУЗе/техникуме наход. на грани между дотрудовой и трудовой стадии.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия - пожилой возраст

Как происходит становление человека в качестве субъекта социального мира? Каким образом дети осваивают социальные роли, нормы и ценности, приобретают навыки взаимодействия с другими людьми, получают знания об устройстве общества, в котором живут?

Вспомним известное утверждение Л. С. Выготского о том, что ребенок, родившись, уже является социальным существом. Его приняли руки врача-акушера или повивальной бабки, но приняли так, как это рекомендует делать накопленный к данному времени социальный опыт; над ним склоняется лицо матери, говорящей на определенном языке и ухаживающей за ним так, как это принято на данный момент в данной культуре; ему дают имя, являющееся своего рода «социальным значком», позволяющим отличить его от других младенцев. Иными словами, его изначально окружает взрослый, многообразный, сложно структурированный социальный мир. Мир того общества, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать, но без которого он уже не может существовать и которое уже относится к нему как к своему потенциальному будущему.

Идет время, и отношения ребенка и этого общества меняются: он овладевает действиями с предметами, в которых закреплен социальный способ их использования; мир его общения расширяется: кроме матери, в него включаются другие взрослые и дети; он узнает о все большем количестве социальных ролей - водителя в троллейбусе, продавца в магазине, воспитательницы в детском саду и т.д.; у него начинают складываться первые представления о себе как о части этого социального мира - ребенке своих родителей, мальчике или девочке, члене детской группы, жителе того или иного города. Постепенно окружающий социальный мир открывается ребенку в системе существующих ролевых взаимозависимостей, правил социального поведения, культурных норм взаимодействия. Именно на основе освоения ребенком этого «поля» социокультурных норм и правил произойдет дальнейший выбор между ними - формирование персональной ценностно-нормативной системы.

Таким образом, социальный мир должен предоставить ребенку некоторый спектр достаточно четко оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов социального поведения для того, чтобы можно было выбрать наиболее подходящие . Родители же могут помочь ребенку, с одной стороны, выступая трансляторами этих моделей (ведь именно от них он впервые слышит «можно» и «нельзя»), а, с другой стороны, старясь обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые непосредственно определяют понятие детской социализации: потребностей в активных контактах, в любви и в безопасности.

Итак, в сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно выделить как минимум две грани.

Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей . Эта ориентировка становится возможной прежде всего благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит соответственно ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

Второй гранью социального развития представляется формирование определенных структур индивидуального самосознания , связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Иными словами, процесс социального развития личности, как и вообще процесс развития, мыслится в активном взаимодействии личности с социальной средой . Именно для характеристики этого активного вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации.

В этой связи необходимо остановиться на вопросе соотношения понятий социализации и социального развития. Помимо сложностей, связанных с определенной историей становления понятия социализации в русле конкретных теоретических ориентаций, следует отметить, что до настоящего времени сам термин социализация не имеет однозначного толкования. Более подробно различное содержание этого понятия будет отражено в следующем параграфе, специально посвященном анализу различных направлений в исследовании социализации, а пока лишь отметим, что в дальнейшем мы предполагаем опираться в основном на то понимание процесса социализации, которое наиболее распространено в отечественной социальной психологии. Понятие социализации определяется в этом случае как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны - как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. Таким образом, при данное понятие социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. Последнее, на наш взгляд, расширяет и конкретизирует заложенную в понятии социального развития идею активности личности.

Отметим также, что в самой идее активности человека как социального существа заложена мысль о непрерывности социального развития личности, о его принципиальной незавершенности. Для акцентирования данной идеи иногда в отличие от понятия социализации используется понятие социализированности. Последняя определяется как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации. В таком случае понятие социализации выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Последнее качество, если его операционализировать, подразумевает:

  • способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • низкую социальную ригидность;
  • сформированность личностных предпосылок для выполнения задач - следующего этапа социализации.

Завершая эту общую характеристику процессов социального развития ребенка, следует, наверное, отметить также соотношение понятий социализации и воспитания . В психолого-педагогической литературе представлены два понимания процесса воспитания. В первом случае воспитание рассматривается как целенаправленный процесс со стороны воспитывающего, а во втором случае он приравнивается к совокупности всех, в том числе достаточно случайных и нецеленаправленных социальных воздействий. Очевидно, что второе понимание тождественно понятию социализации. Однако нам представляется полезным обратить внимание читателя на то, что в данном случае акцентируются именно различия в плане «целенаправленности-случайности», а не «воздействия-взаимодействия».

Мы далеки от того, чтобы вкладывать в первое, более узкое понимание процесса воспитания представление о нем как о воздействии в чистом виде, как о тождестве субъект-объектных отношений. Естественно, что подобный жестко манипулятивный процесс не может быть назван воспитанием. Говоря о целенаправленности воздействия, мы предполагали, что сам процесс воспитания при этом мыслится не только как требующий от его носителя собственно воздействия в ситуации однозначно определенного ролевого расписания, но и как ситуация реального межличностного взаимодействия, как отношения партнерства, в которых, правда, в силу «целенаправленности» за одной из сторон остается необходимость постановки более широких, выходящих за рамки ситуации взаимодействия целей и большей рефлексии происходящего.

В заключение этих попыток кратких понятийных определений отметим, что, на наш взгляд, приведенное выше понятие социализации (как усвоения и воспроизводства социальных связей) задает ее как сугубо нормативный процесс, который практически не акцентирует возможность интерпретации социальных инноваций. Дело в том, что два указанных выше момента - усвоение и воспроизводство - не покрывают всего «поля» социализации, поскольку не вмещают в себя того явления, которое могло бы быть названо социальным творчеством.

Исходя из существующего в культурологии подхода к творчеству как к отказу от существующих норм, как к своеобразному «прорыву» в принципиально ненормативное пространство, можно в данном случае определить социальное творчество как тот аспект социализации, который отражает процесс создания человеком новых областей социальной практики, построения не существовавших ранее социальных общностей. Иными словами, речь идет о производстве нового социального пространства, несколько парадоксальным образом ненормированного в момент своего становления. Представляется, что одной из причин, провоцирующей подобное переосмысление самого понятия социализации, и следующих за ним изменений в его содержании, является актуальная ситуация общественного развития. Мы имеем в виду не только общемировое ускорение темпов социального развития, но и прежде всего ситуацию радикальных социальных преобразований, характерную для стран постсоциалистического пространства.

Итак, потенциальная объективная заданность социализации как производства нового социального пространства в этой ситуации вытекает, как представляется, прежде всего из факта общей дестабилизации социальной жизни и ценностно-нормативного кризиса нашего общества. Кризис выражается не только и не столько в отсутствии социальных норм и ценностей, сколько в том, что сегодня они не образуют четко структурированных нормативных моделей. В итоге, переходя на новый этап социализации, человек оказывается не только на традиционном для данного этапа «перекрестке» социальных выборов, но и в ситуации, когда установленные на нем общественные «светофоры» дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе. Наиболее ярко это можно видеть при анализе подросткового этапа социализации.

Следует заметить, что подростковый возраст является традиционным объектом при изучении проблем социализации не только в силу его большей доступности для исследователей, но и потому, что большинство изучаемых феноменов представлены в нем наиболее эксплицированно.

Обращаясь в этой связи к известной мысли Л. С. Выготского о социальной ситуации развития ребенка, обусловленной содержанием его многопозиционных отношений со взрослыми [Выготский Л. С, 1984], подчеркнем, что сегодняшние особенности подростковой социализации могут быть поняты через изменения в самих этих позициях и в их субъективном восприятии. Ведь для Л. С. Выготского содержание многообразных отношений ребенка со взрослым миром прежде всего обусловлено культурой и обществом, и с этой точки зрения современная социальная динамика отражается - в том числе - и в «ломке» социокультурных стереотипов возможных позиционных отношений взрослого и ребенка. Последняя на более конкретном уровне может выражаться как противоречивость требований, предъявляемых социальным миром ребенку: во-первых, как противоречивость требований одного взрослого и, во-вторых, как противоречивость требований разных субъектов взрослого мира.

Таким образом, одновременное существование в настоящее время многих пластов ценностей, ни один из которых не представляет собой четко структурированной нормативной модели, затрудняет ситуацию социального выбора и принятия социальных норм, а в конечном итоге осложняет процесс социализации в целом.

Представляется, что наиболее сложным для человека эпохи социальных перемен является решение задачи планирования своей деятельности в социальной сфере (а для подростка - решение одной из важнейших возрастных задач периода отрочества: формирования жизненного плана), ибо сегодня оно требует учета направления и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной толерантности к неопределенности. При этом наиболее интересным с исследовательской точки зрения может стать вопрос о возможных способах, факторах и агентах субъективной стабилизации объективной нестабильности. Отметим, что решение данного вопроса является частью более общей проблемы определения соотносительного влияния макро- и микро-уровней социального окружения на ход и характер социализационного процесса.

В целом подобная постановка проблемы не нова - последние два десятилетия в социальной психологии активно используется термин «ресоциализация». Впервые введенный американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате каких-либо «дефектов» социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социокультурного окружения (ресоциализация мигрантов), сегодня этот термин понимается достаточно широко и вне специфики субъектов процесса - как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха [Волович А. С., 1990].

Отмечается, что центральной характеристикой социального поведения человека в процессе ресоциализации должно стать умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Естественно, что пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному в зависимости от собственных теоретических пристрастий.

Так, для бихевиористски ориентированных исследователей понятия социализации основу поведения в социально неопределенной ситуации составляют те поведенческие модели, которые включают в себя основные элементы институциональных требований, т.е., по их мнению, человек начинает ориентироваться на модели-образцы более высокого уровня общности.

Например, подросток-мигрант не может знать норм и правил социального взаимодействия в американской public school, но, имея представления о «школах вообще», может, опираясь на них, простроить достаточно адекватные формы собственного поведения в новых условиях.

Для исследователей, тяготеющих к когнитивистской ориентации, ведущими факторами формирования умения действовать в неопределенной ситуации являются особенности когнитивного стиля человека: гибкость и дифференцированность Я-концепции, внутренний локус контроля и т.п.

Приверженцы ролевых теорий личности отмечают, что процесс ресоциализации «запускается» не только осознанием объективной ситуации социального неуспеха, но и любым рассогласованием ролевых ожиданий и самоэкспектаций, что обычно оценивается как один из типов ролевого конфликта.

Таким образом, очевидно, что к сложному, многогранному процессу социализации можно подходить по-разному. История и возрастной, и социальной психологии содержит множество концепций, теорий, точек зрения, так или иначе обращающихся к анализу социализационных процессов при изучении личности. Учитывая сложность проблемы, мы посчитали необходимым

Представляется, что в процессе социализации можно выделить как минимум три грани.

  1. Акцент в анализе социализации может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.
  2. Процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интернализации различных модусов социального опыта, и соответственно акцент в исследованиях будет поставлен на этого усвоения и самом содержании усвоенного.
  3. Внимание может быть уделено преимущественно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.

Заметим, что все эти три грани социализации в целом отражают первую (условно скажем - пассивную) сторону социализации: момент «вхождения» человека в общество. Вторая сторона социализации, отражающая момент активного воспроизводства человеком усвоенного социального опыта, традиционно значительно реже становилась предметом социально-психологических исследований, и лишь сегодня к ней реально обращено внимание исследователей. Тем не менее для полноты картины необходимо выделить и четвертую грань социализации - рассмотрение ее как процесса конструирования.

Естественно, что выделение этих, в итоге четырех, граней социализации весьма условно и отражает не столько ее реальную структуру (очевидно, что в реальности они неразрывно слиты между собой и не существуют изолированно), сколько возможные смысловые доминанты в ее анализе. Тем не менее для характеристики социализационного процесса в целом подобное его структурирование представляется оправданным. Остановимся на этом подробнее.

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

  1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности

Вверх