Информационное общество в моем представлении. Построение информационного общества и понятие информатизации. Как понимают ученые информационное общество

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:

Чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опьггно-конструкторских работ;

Постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по рыным областям человеческой деятельности;

Появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вто р а я (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Т р е т ь я (конец XIx в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Ч е т в е р т а я (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создакугся компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

Создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об эом периоде целесообразно познакомигься с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информацин.

Справка о смене поколений ЭВМ. 1-е поколение (начало 50-x гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностъю, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-x гг.). Элементная баа – полупроводниковые элеменгы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало бо-х гт.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-x гг.). Элементняя бма – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производигельностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Примечание. Подробный анализ видов информационных технологий рассмотрен в подразд. 3.3 и 3.4.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт ствнет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Пример 1.1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. – 5,7 млн. человек, в 1989 г. – 14,6 млн., а в 1995 г. – 20,7 млн. человек.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и техцологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельностй человека;

Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Федеральный закон 20 февраля 1995 года ¹ 24-ФЗ Принят Государственной Думой25 января 1995 года

Об информации, информатизации и защите информации

Глава 4. Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения

Статья 17. Право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов

Глава 4. Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения

1. Все виды производства информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

2. Государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют равные права на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

3. Государство создает условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Правительство Российской Федерации определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования.

4. Разработка и эксплуатация федеральных информационных систем финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика" ("Информационное обеспечение").

5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

Статья 17. Право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения

1. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства.

2. Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.

3. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции.

Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов

1. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

2. Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством Российской Федерации.

3. Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

4. Интересы потребителя информации при использовании импортной продукции в информационных системах защищаются таможенными органами Российской Федерации на основе международной системы сертификации.

В 80-х годах произошел целый ряд качественных изменений в ИТ. Некоторые из них осознавались постепенно (например, развитие архитектуры и стандартов открытых систем), другие, как феномен персональных вычислений, входили в жизнь гораздо более революционным путем. Кратко рассмотрим, как эти изменения все более ограничивали применение классических методов системного проектирования, требуя новых подходов в разработке чисто "компьютерных" компонентов ИС. Далее, во второй части будет рассмотрено, как эти изменения помогали также появлению BPR.

Наконец, к концу 80-х - началу 90-х во всем мире не только разработчиками, но и пользователями были осознаны три действительно революционных феномена. Они стали все шире входить в отечественную практику, качественно меняя деятельность компьютеризованных предприятий:

1.Феномен персональных вычислений, основанный на постоянной доступности работнику возможностей ЭВМ, в первую очередь - на использовании персональных компьютеров. Феномен состоит в том, что во многих видах информационных, проектных и управленческих работ исчезла необходимость в работниках-исполнителях (машинистках, чертежниках, делопроизводителях и др.), являющихся посредниками между постановкой задачи и ее решением.

2.Феномен кооперативных технологий, состоящий в компьютерной поддержке совместной согласованной работы группы работников над одним проектом. Этот феномен возник на основе суммы методов, обеспечивающих управление доступом членов группы к разным частям проекта, управление версиями и редакциями проектной документации и согласованным выполнением работ в последовательной процедуре работ, управление параллельным конструированием и др.

3.Феномен компьютерных коммуникаций, состоящий в резком увеличении возможностей обмена любой информацией. Он возник, в частности, на основе стандартизованных протоколов обмена данными прикладного уровня в локальных и глобальных сетях. Это позволило исключить необходимость передачи бумажных документов для получения согласия или содержательных замечаний, ненужные переезды для проведения совещаний, обеспечить постоянную готовность работника получить и отослать сообщение или информативные записи данных вне зависимости от места его географического расположения и др.

Оценка их влияния на производственную деятельность и оргструктуры, разработка соответствующих методик производились не только за рубежом, но и отечественными специалистами, хотя тогда у нас время реального применения этих методов еще не настало.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления – вид задач и процессов обработки информации.

1 - й э т а п (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режйме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2- й э т а п (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления – проблемы, стоящие на пути

информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2 - й э т а п (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3 - й э т а п (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4 - й э т а п (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

организация доступа к стратегической информации;

организация защиты и безопасности информации.

Признак деления – преимущество, которое приносит

компьютерная технология

1- й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3- й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления – виды инструментария технологии

1 - й э т а п (до второй половины XIX в.) – "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2- й этап (с конца XIX в.) – "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 - й э т а п (40 – 60-е гг. XX в.) – "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4- й э т а п (с начала 70-х гг.) – "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5 - й э т а п (с середины 80-х гг.) – "комиыотерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.


Понятие и сущность информационной культуры

Место и роль информационной культуры в современном обществе

Представление об информационном обществе

Тема 1. Информационная культура как необходимый компонент современного знания

Суть концепции информационного общества и информационной культуры заключается в ускорении, расширении и внедрении электронных информационных ресурсов во все сферы жизни. Для этого необходимо иметь информационные системы и технологии, широкую сеть общедоступных, открытых баз электронных информационных ресурсов и развитую сеть домашней компьютеризации как одной из составляющих информационного общества.

Понятие “информационное общество” появилось во второй половине XX века. Термин “информационное общество” был использован в Японии в 1994 г. в докладе группы ученых по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, имеющее в изобилии высокие по качеству электронные информационные ресурсы (ЭИР), а также все необходимые средства их распределения.

По современным воззрениям, информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление ЭИР являются важнейшим видом деятельности, а ЭИР признаются наиболее значимыми ресурсами

Основными отличительными признаками информационного общества являются:

· информационная экономика;

· высокий уровень информационной потребности всех членов общества и фактическое ее удовлетворение основной массой населения;

· высокая информационная культура;

· свободный доступ каждого члена общества к информации ограничен только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

Опыт построения информационного общества в ряде стран свидетельствует, что сегодня государственная политика в области построения ИО определяется преимущественно не в масштабе отдельной страны, а на трансевропейском и глобальном уровнях. В основе национальной политики стран Европы лежат общие принципы, разработанные на встрече Большой Семерки в феврале 1995 г. в Брюсселе:

· содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;

· поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;

· участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;

· обеспечение открытого доступа к информационным сетям;

· содействие предоставлению гражданам эффективных информационных услуг;



· участие в обсуждении международных проблем построения глобального ИО.

Однако каждая страна реализует эти принципы по-разному, причем ее план информатизации, включение в глобальное ИО будут успешными настолько, насколько прочно они базируются на отраслях, где данное государство имеет максимальное преимущество перед другими странами, выпуская наиболее конкурентоспособную продукцию.

Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие различие между ними, и основные дискутируемые проблемы. К ним относятся:

· макроэкономическая политика государства в контексте формирования ИО;

· особенность построения ИО;

· специфика законодательства, обеспечивающего или тормозящего движение к ИО;

· национальная культура и менталитет, определяющие развитие ИО.

Основные модели развития информационного общества, выделенные на базе этих факторов;

Европейский путь. Основное в микроэкономической политике ЕС – поиск нового баланса между полным контролем со стороны государства и беспределом рынка, динамичное сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждого из них может меняться во времени.

Американо-английский путь развития ИО. Этот путь определяется общей моделью социально-экономического развития, когда функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц – к максимуму. Перевес частной инициативы во всех проявлениях развития – это именно американский путь, в то время как в континентальной Европе всегда была сильна роль государства.

Азиатская модель развития ИО. Так называемое “азиатское чудо” – это модель, где даже название символизирует альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом.

Идеологическая модель успеха азиатских стран базируется на отрицании западных норм, на утверждении собственных ценностных ориентаций и стремлении разработать новый подход к индустриализации и социальному развитию. В ее основе – сотрудничество государства и рынка и попытка установить связь между культурными ценностями, свойствами конфуцианства (рабочая дисциплина, упор на образование, бережливость, семейные ценности, преданность, доверие и взаимопомощь на базе признания авторитета) и социальными трансформациями.

В рамках азиатской модели выделяются Япония, “азиатские тигры” и Индия.

Можно ожидать, что основные черты и признаки ИО будут сформированы в Украине при стабильных социально-экономических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

К характерным чертам и признакам следует отнести:

· формирование единого информационного и коммуникационного пространства Украины как части мирового информационного пространства, полноправное участие Украины в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

· становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

· создание и развитие рынка информации и знаний как фактора производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

· возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

· повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей системы информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли и квалификации профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

· создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшее условие демократичного развития.

Ряд ученых ближнего и дальнего зарубежья выделяют характерные признаки будущего информационного общества, в котором будет:

решена проблема информационного кризиса, т.е. разрушено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития станет информационная экономика;

в основу общества заложены компьютеризированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационная технология приобретет глобальный характер, охватывает все стороны социальной деятельности человека;

сформируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к электронным информационным ресурсам всей цивилизации;

реализован гуманистический принцип управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов, прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественных и достоверных электронных информационных ресурсов;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Представление об информационном обществе.

Роль и значение информационных революций.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (серединаXVIв.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конецXIXв.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XXв.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • ? переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
  • ? миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • ? создание программно - управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. (Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.)

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XXв. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное общество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

( Пример :

По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно нанятых были отнесены: в 1980 г. - 5,7 млн. человек, в 1989 г. - 14.6 млн., а в 1995 г. - 20.7 млн. человек.)

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

  • ? решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
  • ? обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
  • ? главной формой развития станет информационная экономика;
  • ? информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
  • ? формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
  • ? реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду;

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • ? все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • ? информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • ? многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества. Существует опасность разрыва между « информационной элитой » (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов (рис. 1.1, 1.2).

Рис. 1.1. Эволюция носителей информации

Рис.1.2. Эволюция средств передачи информации

За 50 лет сменилось четыре поколения компьютеров. Каждое поколение компьютеров характеризуется элементной базой и программным обеспечением.

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию , связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

  • историю становления информационного общества;
  • параметры и базовые признаки информационного общества;
  • виды современных информационных ресурсов;
  • способы управления информационным обществом;
  • достоинства и недостатки современной фазы информационного развития общества;
  • основы информационной культуры и информационной безопасности;

уметь

  • объяснить направления изменений современного информационного общества в будущем, основываясь на понимании логики последовательного возникновения и становления этапов развития информационного общества;
  • осознанно подойти к поиску и адекватному применению разных видов информационных ресурсов и защитить себя и окружающих от возможных негативных последствий воздействия глобальной информатизации;

владеть

  • пониманием закономерностей функционирования современного информационного общества;
  • информацией об источниках опасностей, возникающих в современном информационном обществе, и способах их нейтрализации;
  • представлением об информационной культуре и целях воспитания информационной культуры в членах современного информационного общества.

Возникновение информационного общества

Общество, в котором мы живет сегодня, принято называть информационным. До вступления в эпоху глобальной информатизации человечество пережило несколько этапов развития производительных сил и производственных отношений, особенности взаимоотношений которых дали название каждому из этих этапов. Информационное общество пришло на смену индустриальному и постиндустриальному обществам, которые, в свою очередь, сменили аграрное (родоплеменное, феодальное) и традиционное общества. Особенностью информационного общества является то, что для его жизнедеятельности очень важна роль информации – она может быть даже выше, чем роль вещества или энергии.

Информационные революции

Информационное общество представляет собой очередной и закономерный этан в техногенной истории человечества. Ведь современное информационное общество вобрало в себя результаты достаточно долгого периода развития и совершенствования разных технологий передачи и обработки информации. Эти технологии не всегда развивались равномерно и последовательно. Напротив, считается, что на протяжении своей истории человечество пережило несколько так называемых информационных революций, т.е. существенных трансформаций общественных отношений, вызванных кардинальными изменениями в сфере обработки (сбора, хранения и передачи) информации, которые происходили в относительно короткие периоды времени. Главным следствием подобных преобразований стало приобретение человеческим обществом нового качества. В основе всех информационных революций в истории человечества лежит тот или иной формат представления, хранения и передачи информации об окружающем мире, человеке и человеческом коллективе.

Первая информационная революция. Модель мира человека во все времена формировалась в соответствии с информацией, получаемой от первичных датчиков об окружающем мире. В современной физиологии различают восемь анализаторов: зрительный, слуховой, вестибулярный, вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный (дающий ощущения о работе опорно-двигательного аппарата) и висцеральный (или анализатор внутренних органов) . Возникновение и развитие естественной коммуникации, которое длится до настоящего времени, связано прежде всего с общественным характером деятельности человека. Основой ее является речь, которая появилась в результате совместной деятельности коллектива людей, так как невербальные возможности общения не могли обеспечить растущие потребности человека в передаче все более усложняющейся информации, которой должны обмениваться члены коллектива в процессе совместного труда. Таким образом, речевая естественная коммуникация возникает одновременно и как результат взаимодействия членов человеческого коллектива, и как основа его формирования. Сформировавшаяся естественная речевая коммуникация полностью основана на биологических данных человека и использует его физиологические возможности для формирования, передачи, приема и хранения информации.

Таким образом, первая информационная революция связана с появлением речи. Возникновение и развитие речи привело к возможности более точной передачи информации своим соплеменникам в результате обретения названий предметов (камень, палка), животных, растений, а также разнообразных действий и состояний. Речь позволила создать осознанную модель мира, и если труд создал человека, то человека разумного – homo sapiens – создала речь. Речь – это, прежде всего, трансляция (перевод) мысли на язык взаимодействий в окружающей среде (т.е. основное средство для осуществления коммуникации). Большинство ученых согласны с тем, что этот перевод осуществляется человеком неосознанно, он изначально встроен в общую модель окружающего мира, формирование которой происходит у человека до трех лет.

Речь является отображением, и не всегда точным, а в некоторых случаях и совсем не точным, мысли, выработанной в модели мира индивида. Однако речь также дополняется всем арсеналом невербальных средств предоставления информации, которые помогают преодолеть несоответствие формы выражения мысли, а также несоответствие содержания высказывания с тезаурусом получателя информации. Появление речи как основного элемента естественной коммуникации принесло решение проблемы передачи смысла только в простейших, однозначных ситуациях, так как преобразование мысли в речь всегда сопровождается информационными потерями, тем большими, чем сложнее, многовариантней и противоречивей мысль.

Однако, несмотря на то, что речь была важным и незаменимым инструментом при обмене информацией, она обладала и недостатками, прежде всего это невозможность или проблемность предоставления информации в случаях, когда необходимо предоставлять информацию в виде описания пространственного сюжета и, кроме того, в случае длительного хранения информации. Это привело к появлению рисунков, дополняющих и иллюстрирующих речь и одновременно, что очень важно, обеспечивающих длительное хранение информации. Наверное, это можно считать первой виртуальной коммуникацией, поскольку информация предоставлялась и хранилась на другой основе (не передавалась в вербальной или невербальной форме при непосредственном контакте индивидов), что является одним из основных отличий виртуальной коммуникации от естественной.

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационной составляющей человеческого общества. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению не только в процессе личного общения, а также хранения, редактирования и дополнения информации.

Создание письменности проходило по двум основным направлениям (с возможностью возникновения разных промежуточных смешанных систем) – создание кода для изображения звуков (письменность, основанная на фонемном принципе) на Западе и создание кода для изображения понятий на Востоке. Именно письменность обозначила то, что принято называть первой информационной революцией в истории развития человеческой цивилизации. Письменность обеспечила сохранение и распространение накопленных поколениями знаний и упорядочила информационный обмен в обществе, что привело к организации новой информационной структуры, позволяющей создавать, хранить и передавать информацию на основе виртуальной коммуникации, что в результате привело к колоссальному скачку производительных сил.

Появление письменности (текста) еще больше снизило возможности адекватного представления и восприятия мысли, так как информация (мысль) претерпевает двойное преобразование – сначала мысль формулируется в виде законченного высказывания (фразы), а затем эта фраза записывается. Кроме того, читатель записанного текста, в свою очередь, также должен уметь сто прочитать (раскодировать) и перевести в последовательность мыслительных образов, которые сформированы на основе его индивидуального предыдущего опыта и знаний. Кроме того, в письменной речи невозможно передать многие вербальные и невербальные компоненты общения, которые при непосредственном контакте реализуются в звучании речи, жестах и мимике говорящего и слушающего, а также через многие другие составляющие ситуации общения в целом. Однако текст в силу своей материальности многократно воспроизводим и в силу своей многозначности позволяет последовательное толкование в соответствии с изменяющимся тезаурусом воспринимающего этот текст читателя. Воспринимающий индивид или индивиды при анализе текста имеют возможность использовать и пополнять свой тезаурус относительно объекта высказывания, т.е. учиться и творчески переосмысливать исследуемый текст.

Третья информационная революция (середина XV в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое вновь радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. У достаточно большого количества людей появилась возможность получать и хранить информацию (книги, газеты). В связи с этим существенно выросла роль образования, так как личные и общественные успехи индивида стали напрямую зависеть от грамотности.

Этот этап развития виртуальных коммуникаций начинается с изобретения в 1440 г. Й. Гутенбергом печатного станка. Два основных свойства печатных изданий – достоверность, в смысле идентичности текстов, и широкая доступность за счет большого тиража – полностью изменили уровень информатизации средневекового общества. Революционное изобретение Гуттенберга оказалось очень востребованным и было в очень короткие сроки реализовано как один из наиболее успешных коммерческих проектов, так как устраняло недостатки, присущие рукописным текстам. Широко распространенные в догуттенберговскую эпоху неточности и искажения, неизбежно возникающие при переписывании текстов, а именно: низкая продуктивность переписчиков, невозможность обеспечить текстами всех желающих, потребовали создания новой технологии воспроизведения и тиражирования идентичных текстов, которая в свою очередь и породила третью информационную революцию в истории человеческой цивилизации.

Четвертая информационная революция (конец XIX в.) обусловлена тем, что люди научились получать и использовать электричество, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Освоение электромагнитных явлений для целей обмена информацией расширило возможности человека с точки зрения его присутствия и соучастия в событиях, происходящих за много километров от него. Вначале радио и телефон, а позже телевидение позволили окунуться индивиду в совершенно другой мир общения. Сегодня они естественны для многих людей, которые не мыслят своего существования без них. Появление средств массовой информации обеспечило оперативное и массовое дистанционное предоставление информации большим массам людей. Все это привело к формированию нового типа информационного мышления, изменению представлений человека об окружающем мире.

Пятая информационная революция (1950-с гг.) связана с изобретением и активным использованием компьютера. Этот период характеризуют следующие фундаментальные инновации :

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, в результате чего выросла скорость передачи информации и произошло удешевление основных элементов ее инфраструктуры;
  • существенное уменьшение размеров всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • изобретение технологии программированного управления и создание программно-управляемых устройств и процессов ;
  • изобретение технологии дигитализации, т.е. дискретной передачи информации посредством цифровых кодов.

Создание электронно-вычислительных машин и развитие телекоммуникаций обусловило появление новой виртуальной коммуникации и, более того, виртуального пространства, которое сегодня существует параллельно с реальной действительностью и во многом ее заменяет. С возникновением сети Интернет сложилось единое информационное пространство, обеспечивающее доступность и интеграцию информационных ресурсов. Пятая информационная революция, которая началась в середине прошлого века, сегодня набирает силу, превращая наше общество в информационное, основой которого являются процессы обмена информацией. Информация стала самым ценным товаром массового спроса, возник рынок информации, информационные преимущества превратились в мощную социальную силу, которая оказалась способной существенно влиять на действия власти. Вопрос о том, насколько успешен человек в этом обществе, зависит от уровня его информационной культуры, т.е. степени приобщения к виртуальному социуму. Человек сегодня не только создает виртуальную реальность, но и живет в ней, реализуя материальность мысли. Вместе с тем информационные процессы, которые породила компьютерная и сетевая информационная революция, приобрели новые, до сих пор не известные человеческому обществу, качества: в частности, оказалось, что информационный обмен в большей степени, чем все остальные виды деятельности, способствует отношениям сотрудничества между людьми, кроме того, потребление информации ведет не к ее уменьшению, но, наоборот, к росту глобального информационного ресурса. Однако наряду с безусловными положительными результатами компьютерной информационной революции она породила очень много этических, правовых, психологических, социальных и других проблем, предъявила современному социуму новые вызовы, на которые он не всегда может дать адекватный ответ. Становление информационного общества, как всякого нового этапа общественного развития, – процесс сложный, противоречивый, особенно в современной России, ведь многие старые привычные ценности и ориентиры исчезают или трансформируются во что-то новое, непривычное, которое современному обществу еще только предстоит понять и усвоить. Таким образом, можно сказать, что появление новых форм информационного взаимодействия и, в частности, виртуальной коммуникации было одним из естественных этапов развития человечества, оно обусловлено потребностями общества. Все это привело к очередной информационной революции, призванной обеспечить переход к новому этапу в развитии общества. Этот новый этап остро нуждается в осмыслении и понимании его последствий для всего человечества.

Вверх