Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Об образовании лиц с овз по-новому Специальные условия для лиц с ограниченными возможностями

ГБПОУ МГКЭИТ осуществляет обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании нормативных документов, регламентирующих работу с инвалидами и лицами с ОВЗ.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями, закрепляет право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Ст. 55 п. 3 Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Ст. 79. п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Ст. 79. п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Ст. 79. п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных

учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 79. п. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Ст. 79. п. 5.. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ст. 79. п. 6. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Ст. 79. п. 7. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

40. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

41. Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

43. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях.

44. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

В колледже создаются условия доступности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации и объекты приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

Пандусы и входная группа для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата

Туалеты (специально оборудованные)


Наличие Подъемников для перемещения инвалидов

В случае необходимости, специально оборудованные помещения и специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены.

Организация процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

При необходимости будет проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья.

Выплата стипендий обучающимся с инвалидностью

В соответствиис законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , Постановлением от 16 декабря 2014 года N 761-ПП «О стипендиях и других денежных выплатах обучающимся и докторантам» (с изменениями на 3 апреля 2018 года) выплачивается:

Государственная академическая стипендия (в общем порядке);

Студентам, являющимся инвалидами I и II групп, размер государственной академической стипендии увеличивается на 50 процентов;

Государственная социальная стипендия - обучающимся, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Медико-социальные условия пребывания обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ соответствуют целям и задачам образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ

Наличие медицинского кабинета позволяет организовать:

Оказание первичной медико-санитарной помощи;

Проводить профилактические мероприятия и санитарно-просветительскую работу.

Санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в учреждении оборудованием.

Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ

Организация питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается и контролируется колледжем, осуществляется через столовую, в которой организовано горячее питание обучающихся. Питание предоставляется в соответствии с требованиями государственных стандартов, санитарных правил и норм, относящихся к организации общественного питания, пищевым продуктам в образовательных учреждениях.

Условия организации психолого-педагогического сопровождения процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

В колледже работает социально-психолгическая служба: педагог-психолог, социальный педагог.

Специалисты службы организуют психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ:

Содействие в адаптации к процессу обучения;

Проведение индивидуальных консультаций;

Проведение психодиагностики;

Работа по развивающим программам;

Организация релаксационных и досуговых мероприятий.

На территории колледжа действует кабинет психологической разгрузки.

Специалисты социально-психологической службы колледжа прошли курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»


Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья по-новому.

Комментарии.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Обратите внимание - в соответствие с настоящим Федеральным законом наименования и уставы образовательных учреждений должны быть переименованы не позднее 1 января 2016 года. В частности, «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации ».

В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Кто конкретно имеется в виду? К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. В части 5 статьи 41 закона четко указано, что для обучающихся, «нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)». Эти нормы согласуются с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).

Новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил возможность обучения лиц с ОВЗ и по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам.

В целях реализации права на образование граждан РФ органы власти (всех уровней) должны создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» , «с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».

Образованию лиц с ОВЗ посвящена статья 42 закона «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации». Подчеркиваем, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей или законных представителей. Кроме того, родители имеют право «присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей». В законе подробно описано, на какие учреждения могут быть возложены функции и разработка положения о ПМПК.

Можно много говорить о правилах приема на обучение по основным общеобразовательным программам, о стипендиях, об условиях платного и бесплатного обучения, оплаты и освобождения от нее за присмотр за детьми в дошкольных и школьных учреждениях, но родителей таких детей волнует не менее важный вопрос – о льготах при поступлении в ВУЗ. Если раньше дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты имели право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний (п. 3 ст.16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I "Об образовании "), то в новом законе получение высшего образования (по программам бакалавриата или программам специалитета) регулируется особыми правами при приеме на обучение по этим программам.

Право на прием без вступительных испытаний имеют: 1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников; 2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства , инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право только на прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний и также право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования - на обучение за счет бюджетных ассигнований. Причем квота приема для получения (бесплатного) высшего образования по указанным программам (бакалавриата и специалитета) устанавливается ежегодно образовательной организацией «в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований» всех уровней.

Согласно новому закону, право на прием на подготовительные отделения за счет бюджетных ассигнований имеют 13 категорий граждан , куда включены: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях; граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан; граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети погибших военнослужащих, дети прокурорских работников и др.

Всем этим лицам предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение (по программам бакалавриата и программам специалитета) при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Что касается стипендии, то «государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи», а также другим студентам, которые перечислены в ст. 36 нового закона об образовании.

С нашей точки зрения, ситуация для инвалидов и детей-сирот ухудшилась не только потому, что они лишились такой льготы, как зачисление вне конкурса в государственные образовательные учреждения (при условии успешной сдачи вступительных экзаменов). Плохо то, что квоту приема для получения (бесплатного) высшего образования теперь устанавливает само образовательное учреждение. Кроме того, в законе совсем не упоминаются лица с ОВЗ, постоянно проживающие в интернатных учреждениях РФ.

Мы опять забываем, что дети-инвалиды становятся взрослыми! Если речь идет об общем образовании детей (в т.ч. и с девиантным поведением), то в законе рассмотрены и условия для проживания обучающихся в интернате, для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, и проблемы установления платы за содержание детей или освобождения от нее; указано на обязательность организации обучения на дому или в медицинских организациях детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, или нуждаются длительном лечении.

Однако совсем не обсуждается право совершеннолетних инвалидов, постоянно проживающих в стационарных учреждениях, на получение или продолжение образования в интернатах . Это особая проблема, т.к. у интернатов нет лицензии на реализацию такого рода деятельности, а управления образования устраняются от решения этой проблемы. Пункт 2 статьи 12 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматривает для детей-инвалидов «право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями…путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством», но совершеннолетние инвалиды, проживающие в домах-интернатах (чаще всего – в домах престарелых и инвалидов), такого права лишены. Хотя возможности для получения образования (в том числе и дистанционного) в настоящее время имеются.

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.19) обязывает государство «обеспечить инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Это обязательство должно распространяться и на совершеннолетних инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, поскольку «в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование» (часть 1 статьи 5 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012).

О среднем и высшем профессиональном образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Система столичного среднего профессионального образования является многоуровневой, непрерывной, открытой и доступной для разных слоёв населения Москвы. Подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных отраслей городского хозяйства ведут 75 профильных и 13 педагогических колледжей, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Обучение в колледжах ведётся по:

  • 100 профессиям начального профессионального образования;
  • 133 специальностям среднего профессионального образования;
  • 157 профессиям профессиональной подготовки;
  • более чем 200 программам дополнительного профессионального образования для взрослых (повышение квалификации, переподготовка) для всех ключевых сфер экономики и социальной сферы Москвы.

Профессиональное образование

Большое количество колледжей, входящих в систему Департамента образования г.Москвы создает специальные образовательные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Получение высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Список учреждений, рекомендаций и интернет -ресурсов по реализации дистанционного обучения представлен в справочнике Дистанционное обучение .

Факультеты разрабатывают программы, способствующие быстрой адаптации студентов к новым условиям, позволяющие справиться с наиболее типичными проблемами. Подробнее с программой обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете дистанционного обучения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский городской психолого-педагогический университет" можно ознакомиться .

Высшие учебные заведения

  • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)
Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ерохина Ирина Григорьевна, зам. директора по УМР

В настоящее время тысячи лиц с ограниченными возможностями здоровья являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и городской политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.

Низкая конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с населением, не имеющим таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ограниченными возможностями здоровья, и все общество. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.

В последние годы происходит повышение интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ограниченными возможностями здоровья при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия их социально-экономического статуса в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих лиц с ограниченными возможностями здоровья и их доли среди населения.

Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованием в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с особыми возможностями здоровья и жизнедеятельности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Эта же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Хабаровском крае, существенным образом влияющей на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволяющей значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, всесторонней социальной адаптации.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их особых возможностей здоровья и жизнедеятельности в рамках инклюзивной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самосознании и самосовершенствовании личности.

Особое место в системе работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимает теория, методика и технологии обучения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира подростков, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества.

Поиск вариантов создания непрерывно функционирующей педагогической работы, направленной на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, социальному и производственному общению, требует научно обоснованных педагогических условий ее организации, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.

В соответствии с вышеперечисленными причинами ставились следующие задачи:

    Разработать и постоянно анализировать учебные планы для групп с различными образовательными комплексами.

    Разработать программы развивающих часов и адаптационно-реабилитационного курса, расширенного изучения отдельных предметов, составляющих вариативные компоненты образовательной среды Учреждения.

    Создать условия для работы по новому учебному плану, по программам блока дополнительного образования.

    Активизировать использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса.

    Разработать дидактический, методический, инструкционный материал для различных образовательных компонентов.

    Разработать реабилитационные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Создать дополнительную среду: дополнить оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения занятий производственного и теоретического обучения, спецкурсов.

    Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с недостатками в умственном или физическом развитии в среде подростков, не имеющих отклонений в поведении и развитии.

Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций, на основе государственных образовательных стандартов.

В соответствии с ранее перечисленными условиями и задачами были разработаны учебные планы для профессионального обучения со сроком обучения 1 год 10 месяцев. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами длительность учебной недели не превышает 30 часов. Время работы на производственной практике не превышает продолжительность рабочего времени, установленного законодательством о труде и медицинскими рекомендациями по соответствующим профессиям, с учетом состояния здоровья обучаемых.

Обязательное обучение включает разделы: базовые образовательные дисциплины, общепрофессиональный и профессиональный циклы. Производственная практика включена в объем времени на обязательное обучение.

В раздел «Базовые образовательные дисциплины» включаются предметы коррекционной направленности «История России», «Основы права», «Физическая культура (адаптивная)», «Математика в профессии». При изучении данных предметов особое внимание уделяется ликвидации пробелов в знаниях по профессионально значимым, а также изучению профильного материала.

Раздел «Общепрофессиональный цикл» включает общие основы общепрофессиональных дисциплин, в значительной мере определяется конкретным видом деятельности, например дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Основы материаловедения», «Основы оборудования с правилами охраны труда», «Основы черчения», «Экономические и правовые основы производственной деятельности».

Освоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – производственной практикой и квалификационным экзаменом. Обучающимся, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующего разряда по специальности.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья от профессионального образования, но требуют разработки специального механизма смягчения их влияния, коррекции, поддержки, образующего систему сопровождения учебы инвалида.

Специально создаваемые условия (с приспособлением территории и помещений, специальное техническое оборудование учебного процесса, специальное оснащение кабинетов, мастерских, библиотеки и т.д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в координации с выполнением индивидуальной программы реабилитации, способствуют созданию оптимальной развивающей и поддерживающей медико-психологической и педагогической среды в учебном заведении.

Обучающиеся должны иметь достаточный уровень социальной адаптации, усвоив курс «Социальная адаптация». Количество часов на каждую тему конкретизируется в зависимости от особенностей контингента учебной группы, его подготовленности. Педагог сам определяет конкретное наполнение учебной тематики содержанием и используемые методические приемы.

Раздел «Адаптационно-реабилитационный курс» включает в себя следующие дисциплины: «Социально-бытовая адаптация», «Социально-средовая адаптация», «Социально-профессиональная адаптация», «Психология общения» и «Психология делового общения».

Методика обучения включает различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к включению в социальную и профессиональную среду.

Значимость данного курса состоит в том, что теоретически доказана эффективность реализации непрерывной педагогической групповой и индивидуально ориентированной адаптационной работы и ее влияние на процесс продуктивного (быстрого и бесконфликтного) вхождения молодежи в новый коллектив, учебную и производственную деятельность; сформулированные положения теоретически и методически обеспечивают решение в практике актуальной проблемы - повышения готовности учащихся к трудовой деятельности и интеграции в общество; определена совокупность педагогических условий, способствующих формированию социально-профессиональной адаптации обучающихся; подтверждена целесообразность использования личностно-ориентированного и деятельностного подходов в процессе адаптационной работы с учащимися в образовательном процессе, позволяющие развивать мотивационную направленность обучающихся и формировать социально-профессиональные качества.

Нами разработана и проходит апробацию модель педагогического сопровождения социально-бытовой, социально-средовой и социально-профессиональной адаптаций учащихся, представленная тремя взаимосвязанными организационно-методическими этапами: подготовка к профессиональному самоопределению; профессиональное обучение; подготовка к трудоустройству и дальнейшая профессионально-производственная адаптация на рабочем месте.

Современный рынок труда лиц с ограниченными возможностями как сегмент общего рынка труда формируется под воздействием процессов социально-экономического развития территории.

Правительством России предпринимаются усилия по повышению уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями, включая создание условий для трудовой деятельности этой многочисленной группы населения. Приняты законы, в том числе: , а также постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, к которым в том числе относятся и инвалиды, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приёма на работу инвалидов, а также путём организации обучения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.

Одним из важнейших принципов педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся является социальное партнерство - вовлечение работодателей в адаптационный процесс; разноплановость усилий - направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую); комплексность воздействия согласованность действий педагогов, классных руководителей, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеров; непрерывность - создание этапов, «переходов» адаптационной работы от профессионального образовательного учреждения к трудовой деятельности на производстве. В соответствии с этим сборники адаптивных программ профессионального обучения проходят обязательное согласование с работодателями – социальными партнерами. В 2014 году ведется тесная работа со следующими предприятиями – социальными партнерами: ООО Строительная фирма «Инфра», ИП Колмогорцева Л.Н. Ателье «Кутюрье», ООО «Восход».

Существует прямая зависимость между проведением комплексной педагогической адаптационной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров и эффективностью вхождения учащихся в новые условия учебной и трудовой деятельности, принятия социально-профессиональных норм и требований, трудоустройства и закрепляемостью выпускников на рабочих местах.

Обучающийся в рамках социально-профессиональной адаптации не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Поэтому адаптация стала одной из важнейших общенаучных категорий, изучение которой в современной ситуации приобретает огромное практическое значение.

Целенаправленная педагогическая работа по адаптации учащихся оказывает влияние на развитие социально-профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.

«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» - Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

2) родителей (законных представителей) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

3) педагогических и иных работников, участвующих в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

4) органы государственной власти города Москвы, государственные образовательные учреждения города Москвы (далее - государственные образовательные учреждения) и негосударственные образовательные организации, соответствующих должностных лиц и руководителей, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

1) ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным;

2) специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);

3) инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;

4) ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.

Статья 3. Обеспечение государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования

1. Органы государственной власти города Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы путем:

1) проведения бесплатного обследования психолого-медико-педагогической комиссией;

2) осуществления бесплатной квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья (далее - коррекция ограничений возможностей здоровья) с момента их выявления независимо от степени выраженности в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) создания в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

4) создания условий для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов физической культуры и спорта в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения;

5) предоставления возможности с учетом медицинских рекомендаций и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить образование в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

6) обеспечения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, компьютерной техникой, средствами связи и программным обеспечением при получении образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

7) обеспечения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в соответствии с медико-социальными показаниями транспортными услугами на период получения образования для посещения государственных образовательных учреждений;

8) предоставления возможности пользования услугами сурдопереводчиков, помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения;

9) предоставления возможности обучаться по дополнительным образовательным программам и получать дополнительные образовательные коррекционные услуги;

10) предоставления возможности осваивать основные и дополнительные профессиональные образовательные программы с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей на основе выбора профиля труда;

11) обеспечения трудоустройства по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

12) обеспечения иных прав и гарантий в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают организацию информационно-просветительской работы с гражданами в целях формирования позитивных представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья и недопущения их дискриминации во всех сферах жизни.

3. Органы государственной власти города Москвы реализуют совместные программы и мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, совершенствование воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию на основании индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения, обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом могут создаваться межведомственные комиссии.

4. Организационной основой политики города Москвы по обеспечению государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования являются городские целевые программы.

Статья 4. Участие родителей (законных представителей) в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Органы государственной власти города Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1) выбирать образовательное учреждение (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

2) выбирать формы получения образования (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

3) присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением и оспаривать его в центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и в суде;

4) участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;

5) посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в соответствующем образовательном учреждении в целях участия в процессе воспитания и обучения лица с ограниченными возможностями здоровья;

6) получать консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту получения им образования, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;

7) участвовать в управлении образовательным учреждением;

8) получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье в размерах, определяемых нормативами финансовых затрат на одного обучающегося в государственном образовательном учреждении соответствующего типа и вида;

9) пользоваться иными правами и гарантиями в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Глава 2. Организация воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 5. Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

1. Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы).

3. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться по очной форме обучения, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

4. Организация деятельности классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации образовательных программ, включая определение правил приема, предельной наполняемости классов (групп), требований к содержанию образования и организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

5. В целях преодоления обучающимися ограничений возможностей здоровья осуществляется коррекция таких ограничений.

6. Коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется непосредственно государственным образовательным учреждением, если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, составляет свыше шести человек. Если число таких обучающихся составляет менее шести человек, коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется на основе договора государственного образовательного учреждения, в котором обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, и специальные (коррекционные) образовательные учреждения

1. Органы государственной власти города Москвы создают для лиц с ограниченными возможностями здоровья дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, создаются для лиц с:

1) нарушениями слуха - глухих, слабослышащих и позднооглохших;

2) нарушениями зрения - слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

3) нарушениями речи - общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;

4) нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) задержкой психического развития разного генеза;

6) умственной отсталостью, в том числе с выраженной умственной отсталостью;

7) сложными дефектами, в том числе со слепоглухотой;

8) расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

9) иными нарушениями в развитии.

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и детей с иными ограничениями возможностей здоровья.

4. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения могут создаваться для совместного обучения лиц с различными ограничениями возможностей здоровья, если такое обучение не препятствует успешному освоению образовательных программ и отсутствуют соответствующие медицинские противопоказания.

5. В дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа по коррекции ограничений возможностей здоровья обучающихся, воспитанников и их социальной интеграции при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных образовательных программ и программ допрофессиональной подготовки.

6. В дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях могут открываться группы кратковременного пребывания или создаваться специальные образовательные подразделения для осуществления по профилю учреждения коррекции ограничений возможностей здоровья и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в других образовательных учреждениях, в условиях стационарного лечебного учреждения, на дому, а также получающих образование в иных формах (кроме очной).

7. Специалисты дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений оказывают консультационную помощь педагогическим работникам иных образовательных учреждений и родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам их воспитания и обучения. Порядок оказания такой помощи определяется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 7. Обучение на дому

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) органами государственной власти города Москвы создаются условия для обучения на дому.

2. Обучение на дому осуществляется образовательными учреждениями на основании медицинского заключения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

4. Лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы.

5. Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 8. Обучение и воспитание в условиях стационарного лечебного учреждения

1. Органы государственной власти города Москвы создают лицам с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на длительном (более чем 21 день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, условия для обучения и воспитания в соответствии с образовательными программами соответствующего уровня.

2. Организационные вопросы обучения и воспитания, предусмотренных настоящей статьей, регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и государственным образовательным учреждением, реализующим образовательные программы соответствующего уровня и расположенным, как правило, в непосредственной близости к стационарному лечебному учреждению.

3. Примерная форма договора об организации обучения и воспитания в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

4. Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся в условиях стационарного лечебного учреждения, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением.

5. Примерная форма договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 9. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

1. В целях осуществления комплексной медико-социальной и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в их структуре по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения создаются структурные подразделения и (или) специальные классы (группы), реализующие образовательные программы соответствующего уровня, и мастерские трудового обучения в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Стационарное учреждение социального обслуживания осуществляет коррекцию ограничений возможностей здоровья проживающих в нем лиц, оказывает консультативно-диагностическую и методическую помощь их родителям (законным представителям) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, разрабатывает индивидуально-дифференцированные программы обучения, реализуемые им самостоятельно либо с привлечением государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы соответствующего уровня.

3. Примерная форма договора об организации обучения в условиях стационарного учреждения социального обслуживания утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

4. С учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в стационарных учреждениях социального обслуживания организуются постоянная, пятидневная и дневная формы пребывания.

Статья 10. Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Органы государственной власти города Москвы создают условия лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки в соответствии с уровнем имеющейся у них общеобразовательной или профессиональной подготовки путем формирования государственных заданий на подготовку кадров и обеспечения образовательного процесса адекватными материально-техническими, дидактическими и методическими средствами обучения с учетом специфики ограничений возможностей здоровья данных лиц и медицинских показаний к обучению и труду.

2. Государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций.

3. При освоении основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы.

4. Органы государственной власти города Москвы принимают меры по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, путем предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, создания дополнительных рабочих мест для инвалидов и специализированных организаций, применяющих труд инвалидов, резервирования и квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом вариантов трудового прогноза лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставления субсидий предприятиям и организациям, применяющим труд инвалидов.

Статья 11. Психолого-медико-педагогические комиссии

1. В целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования создаются центральная (городская) и территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии.

2. Порядок организации и основные направления деятельности психолого-медико-педагогических комиссий определяются в соответствии с федеральным законодательством.

3. Рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания), содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, обязательны для исполнения государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, оказывают лицам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:

1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию ограничений возможностей здоровья;

2) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, общения, элементарных трудовых навыков у лиц со сложными и (или) тяжелыми ограничениями возможностей здоровья;

3) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей);

4) консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

5) информационную и методическую поддержку педагогических и иных работников образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;

6) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 13. Служба ранней помощи

1. В целях оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в младенческом и раннем детском возрасте с момента выявления у них нарушений развития различных функций или риском их возникновения в более старшем возрасте в государственных образовательных учреждениях, в которых созданы необходимые условия, может создаваться служба ранней помощи.

2. Основными направлениями деятельности службы ранней помощи являются:

1) проведение психолого-медико-педагогического обследования детей в младенческом и раннем детском возрасте;

2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям младенческого и раннего детского возраста;

3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего детского возраста.

3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования и уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения осуществляют информирование населения о службах ранней помощи и оказываемых ими услугах.

Статья 14. Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения

1. Прием лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы для приема граждан в государственные образовательные учреждения, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.

3. Отказ в приеме лица с ограниченными возможностями здоровья в государственное образовательное учреждение может быть обжалован в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Порядок перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья переводится в другое образовательное учреждение или на другую форму получения образования на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении учебного года, если более ранний срок не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае установления психолого-медико-педагогической комиссией невозможности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, на основании решения органа самоуправления образовательного учреждения орган государственной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования, по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии принимает меры по продолжению лицами с ограниченными возможностями здоровья обучения в другом образовательном учреждении или по иной форме получения образования.

Статья 16. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья таких лиц, и организуется с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

2. В целях реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по их письменному заявлению возможность участия в едином государственном экзамене, проводимом в порядке, установленном федеральным законодательством, и создают для них организационно-технологические условия с учетом их психофизиологических особенностей и рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования.

3. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по индивидуальным учебным планам и не освоившим образовательную программу общего образования или образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включая образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Категории обучающихся, воспитанников, которым выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, и порядок выдачи свидетельства определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы, государственных образовательных учреждений, негосударственных образовательных организаций, иных организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений при создании условий для воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Взаимодействие органов государственной власти города Москвы с организациями в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе принципов:

1) обеспечения полного и равного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, социальном развитии и трудоустройстве в соответствии с их способностями и возможностями;

2) привлечения общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов, к принятию решений в области воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработке программной документации, использованию усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья в качественном освоении учебного материала;

3) создания эффективной системы обучения и профессиональной подготовки педагогических работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области коррекционной педагогики, специальной психологии, особенностей психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий организации образовательного и реабилитационного процесса для таких лиц;

4) стимулирования участия организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений в обеспечении материально-технических условий образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья, производстве для них специализированного учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, технических средств обучения, создании рабочих мест и целевом трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Глава 3. Финансовое и материально-техническое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 18. Финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Финансирование государственных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на основании индивидуального штатного расписания в соответствии с финансовыми нормативами затрат, утверждаемыми Правительством Москвы на очередной финансовый год. В финансовые нормативы затрат включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Расходы на обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, транспортными услугами на период получения образования для посещения государственных образовательных учреждений возмещаются в порядке, определяемом Правительством Москвы.

3. Компенсация затрат родителям (законным представителям) на самостоятельное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на дому в соответствии с индивидуальной программой обучения осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, в размере затрат на обучение (воспитание) ребенка в государственном образовательном учреждении на соответствующей ступени образования.

4. Компенсация затрат родителям (законным представителям) на обучение лица с ограниченными возможностями здоровья в негосударственном образовательном учреждении (организации) осуществляется в размере затрат на его обучение в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения (воспитания)

1. Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа таких лиц в здания и помещения образовательного учреждения, организации их пребывания и обучения в этом учреждении: визуальные, звуковые и тактильные средства информации, поручни, пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, выполнения иных функций, необходимых для полноценного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и осуществления коррекции ограничений возможностей здоровья.

2. Издание учебников и учебных пособий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, дидактических и наглядных материалов, необходимых для обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы вне зависимости от тиража.

Статья 20. Меры социальной поддержки педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Органы государственной власти города Москвы создают условия для специальной подготовки педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области коррекционной педагогики, специальной психологии, особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

2. Педагогическим и иным работникам государственных образовательных учреждений, участвующим в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются доплаты в порядке, определяемом Правительством Москвы.

3. Педагогические работники, осуществляющие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечиваются средствами компьютерной техники, связи и программным обеспечением.

4. Педагогический работник с ограниченными возможностями здоровья при наличии соответствующего заключения учреждения медико-социальной экспертизы вправе иметь помощника.

5. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности педагогического работника с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Глава 4. Заключительные и переходные положения

Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством города Москвы.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением части 3 статьи 10, частей 2-4 статьи 18, части 3 статьи 20 настоящего Закона.

2. Часть 3 статьи 20 настоящего Закона вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в отношении педагогических работников, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий по основным и дополнительным общеобразовательным программам, и с 1 января 2011 года - в отношении педагогических работников, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам.

3. Часть 3 статьи 10 и части 2-4 статьи 18 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2011 года.

Статья 23. Переходные положения

1. До создания в государственных образовательных учреждениях условий, предусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в целях организации системы инклюзивного образования органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, в соответствии с потребностями населения в предоставлении соответствующих образовательных услуг определяется государственное образовательное учреждение (учреждения) на территории административного округа (района) города Москвы, условия осуществления образовательного и реабилитационного процесса в котором наиболее приближены к определенным настоящим Законом.

2. При осуществлении инклюзивного образования до создания в государственном образовательном учреждении условий, предусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, а также условий для успешной трудовой деятельности педагогических работников по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение в классе (группе) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, обучающихся по очной форме обучения, определяется таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению ими образовательных программ.

3. Предоставление субсидий, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.

4. До вступления в силу части 2 статьи 18 настоящего Закона органы государственной власти города Москвы создают условия транспортного обслуживания инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период получения образования в целях обеспечения возможности их доставки в государственные образовательные учреждения к началу учебных занятий и к месту проживания по окончании учебных занятий.

5. Обеспечение обучающихся и педагогических работников с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников, сурдопереводчиков осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.

Вверх