Сообщение на тему роль труда в жизни. Сочинение роль труда в жизни человека. Связь между психическим и физическим состоянием организма

2. Роль труда в жизни человека и общества

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

Влияние культуры на развитие личности

Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп

В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни [цитата по 6,с.69]. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни...

Долг и ответственность как фактор общественных отношений

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями...

Методология классификаций качества жизни

Социальная политика -- сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей...

Образование как фактор социальной мобильности

Трансформация российского общества как необходимый и неизбежный процесс характеризуется возникновением новых систем социальной дифференциации...

Общество как социальная система

Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это - государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия...

Основы социально–гуманитарных наук

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика...

Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может действовать одновременно как процесс взаимодействия между людьми и как процесс информации, и процесс их взаимного влияния друг на друга, процесс сопереживания и взаимного понимания...

Современное толкование сущности социального конфликта

"Взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни. Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива...

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

Одно из важных предназначений институтов культуры -- формирование механизмов (и условий для них) создания, распространения и освоения норм и ценностей духовной жизни. Во-первых, это механизм передачи и освоения культурных ценностей...

Социология образования

Образование - важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, специфическая отрасль общественной жизни, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности...

Урбанизация и ее роль в жизни общества. Социализация человека

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus - городской, urbs - город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил...

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

1. Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три составляющие процесса производства: материал, орудие труда и труд - сливаются в конечном результате - продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации <1>. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности, с одной стороны, происходит насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, в которых уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда <1>.


Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия <1>.

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом, - формирует не только общество, но и личность, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей.

В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования <1>. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности <2>, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)"

С экономической точки зрения труд - это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются :

1) сознательный характер;

2) связь с созиданием благ;

3) рациональность;

4) целенаправленность;

5) общественная полезность.

2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости:

1) от характера и содержания труда;

2) предмета и продукта труда;

3) средств и способов труда;

4) условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства - самостоятельный и труд несамостоятельный - наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального труда и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение) <1>. Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра: степень интеллектуализации труда и степень квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации - предмет и продукт труда - учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда.

По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.).

Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий.

В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий , в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер. Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения - отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), - трудовым отношением.

Культура является результатом деятельности людей, в которой особое место занимает труд. Всё необходимое для себя люди добывают трудом, который есть естественное и необходимое условие человеческой жизни.

Труд является одним из наиболее существенных признаков, отличающих человека от животных. По мнению большинства учёных, именно труд вывел человека за пределы чисто природного существования.

С ХIX века, после создания английским естествоиспытателем Чарльзом Робертом Дарвином эволюционной теории, в науке получила распространение трудовая концепция происхождения человека, придерживающаяся тезиса об определяющем значении труда в процессе антропосоциогенеза.

Собственно трудовая деятельность человека возникла не сразу. Ей предшествовал длительный период, когда ближайшие сородичи людей австралопитеки (австралопитек – буквально значит «южная обезьяна»), жившие стадами более 1 млн. лет тому назад, постепенно начали приобретать навыки систематического использования готовых орудий и небольшого их улучшения. Эти животные, заложившие начало великого поворота в эволюции от биологических форм жизни к социальной, ходили уже на задних конечностях, при более или менее выпрямленном положении тела. Поднявшись на задние ноги, предок человека освободил свои руки от функции передвижения. Это было колоссальное достижение, ибо человек никогда не достиг бы господствующего положения в мире без употребления рук как орудий, послушных его воле.Деятельность австралопитеков можно характеризовать как зачатки труда.

В ходе эволюции то, что у австралопитеков существовало как зачатки, стало отличительным признаком у их преемников – питекантропов (питекантроп – значит «обезьяночеловек») и синантропов (синантроп – значит «китайский, или пекинский человек), живших 500-400 тыс. лет назад. Питекантропы положили начало изготовлению орудий из камня – ручного рубила, а синантропы начали покорение силы огня. Появившийся следом за ними 200 тыс. лет назад неандертальский человек (неандерталец от названия долины Неандерталь в Германии) значительно продвинулся вперёд в приёмах изготовления и использования орудий, научился изготовлять каменные ножи, и костяные иглы, что позволило ему шить одежду из шкур животных.

Систематическое изготовление и применение орудий принято считать началом человеческого труда, знаменовавшего собой гигантский качественный скачок в формировании человека. Трудиться с помощью орудий труда мог бы только человек. Раз возникнув, процесс труда уже никогда не прекращался, а всё время совершенствовался.

Преобразуя природу, труд одновременно преобразовывал своего носителя – человека. Коренное изменение образа жизни, преобразование природы в процессе труда привели к превращению животного в человека, а неосознанной психики – в сознание. Примерно 50 – 40 тыс. лет тому назад произошло окончательное преобразование обезьянолюдей в неоантропов или кроманьонцев (от названия грота Кро- Маньон во Франции) людей современного типа. С тех пор орудия труда стали играть решающую роль в жизни людей, и их взаимные отношения из биологических превратились в общественные. Вместе с возникновением собственно человеческого труда возникла и собственно человеческая жизнь.

Возникшая трудовая деятельность человека имела два решающих последствия. Во – первых, организм предков человека стал приспосабливаться не просто к условиям среды, а к трудовой деятельности; поэтому такие специфические особенности физической организации человеческого существа, как прямая походка, дифференциация функций передних и задних конечностей, развитие рук и головного мозга, выработались в процессе длительного приспособления организма к выполнению трудовых операций. Во – вторых, труд, будучи совместной деятельностью людей, стимулировал возникновение и развитие членораздельной речи, т.е. языка как средства общения, накопления и передачи трудового и социального опыта.

В отличие от инстинктивных форм действий животных, определяющихся биологическими мотивами, человеческий труд превратился в целенаправленную деятельность. Человек создавал то, что природа до него не производила и преобразованные им вещи продиктовывались его потребностями и целями и превращались в ценности, которыми он пользовался. Именно в этом состоял жизненный, т.е. основной смысл труда.

В первобытные времена основными видами трудовой деятельности человека были охота, скотоводство, земледелие, домашний труд. На более поздних стадиях общественного развития разделение труда усложняется. Выделяются в качестве его особых видов ремесло (бывшее ранее частью домашнего труда), добыча металлов, строительство, торговля. Появление мануфактурного производства и переход человечества к индустриальному обществу вызвали настоящую революцию в труде, породив огромное множество его видов и сфер трудовой деятельности человека. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда, требующих от человека специальных способностей и определенных качеств.

Каждому этапу развития человечества соответствует свое содержание труда и особое отношение людей к нему. Эпоха первобытного общества характеризуется отношением к труду, как к всеобщей жизненной необходимости. В современном обществе труд в целом рассматривается как нравственный долг перед Богом, страной, семьей и самим собой.

Для современного человека труд имеет большую культурную ценность. Еще французский мыслитель ХУ111 века Мари Франсуа Вольтер говорил: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Труд как культурная ценность современного человека проявляется в том, что именно через труд он вступает в контакт с окружающим миром, устанавливает свое место в социальной иерархии. Труд структурирует психологическое время человека, заполняет и организует его день, год и всю жизнь.

Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь развертываются и совершенствуются его способности и талант, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

Значение труда в жизни человека и общества

На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.

В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Это определение не утратило своего значения по настоящее время, и его использует большинство экономистов (в том числе и автор).

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

“Труд” и “работа” не являются понятиями равнозначными или тождественными. Труд по своей природе является общественным трудом, благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастностью человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Поэтому труд присущ только человеку. “Работа” - понятие физическое. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах (кг, метрах, штуках и т.д.).

Обязательными элементами труда являются:

Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.

Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).

“Процесс труда” - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.

Труд - это деятельность человека обладающая следующими свойствами:

1. Осознанностью действий. Это означает, что человек, прежде чем начать трудиться создает в своем сознании проект, т.е. мысленно идеально представляет результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Не осознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Для иллюстрации этого К. Маркс образно сравнивал труд архитектора и пчелы. Он писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия интуитивно.

2. Целесообразностью действий. После того как создан проект человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, из каких ресурсов, какой технологией.

3. Результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно полезный результат, поэтому труд должен обладать следующим свойством.

4. Общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой, производя продукт для себя и для общества.

Вверх