Развитие детей в год и четыре месяца. Развитие детей в год и четыре месяца Выбираем свой подход к режиму

Спасибо огромное за недельку! Это оказывается так просто и не требует много времени!!!

Как казалось бы,а сколько счастья у ребёнка в глазах когда ты с ним играешь! Прошла 2 недельку игр и вижу изменения в ребёнке(1,6 года), начал выдумывать / фантазировать! Берет например деталь от конструктора и говорит, что это машина, показывает как она едет! Кушая хлебец, делает вид что едет паровоз и кричит «ту-ту» 😉

мама Виктория

Наталья, спасибо Вам большое за интересные и очень полезные материалы по играм с детками (я прошла Недельку полезных игр и Недельку первых игр).

Раньше я не понимала, как играть с ребёнком, сюжеты не придумывались и все ограничивалось чем-то вроде того, что одна игрушка спрашивает другую «Как тебя зовут?» и т.д. И это было ужасно скучно для меня. А почему-то додуматься, что можно разыгрывать все действия, которые в течение дня делает ребёнок, я сама не смогла 🙂 После недельки первых игр стали играть с дочкой с удовольствием и легкостью, а главное, я сама стала получать от этого удовольствие. И что немаловажно, в тренинге без лишней воды было дано психологическое обоснование необходимости игр с ребёнком, а когда понимаешь, что и зачем ты делаешь, это очень мотивирует. Наталья, я очень рада, что познакомилась с Вами и Вашими замечательными и полезными проектами.

мама Александра

Мой отзыв для мам, которые сомневаются, проходить ли недельку первых игр. Однозначно ДА! За символическую стоимость вы получите полностью всю информацию для начала игры с ребенком. Вы начнёте играть 100%!

Я пришла на Недельку за вдохновением и получила его сполна)) Открыла для себя стиль мама-фея! Для общения с ребенком -отличная находка!
Все задания даются с примерами и даются намётки, как детализировать сюжет. У меня фантазия не очень развита, поэтому для меня это важно.
Ещё понравилась обратная связь! Спасибо!

Я счастлива, что прошла эту Недельку с Натальей и её командой)
Огромная Вам благодарность от меня и дочери!
И спасибо всем мамочкам нашей Недельки, кто выкладывал свои отчеты, я все прочитала и забрала себе в копилку!

мама Анна

Наталья, огромное спасибо за организацию такой недельки.

1. Я пришла на нее за вдохновением и мотивацией. Честно говоря, методичка занятия с целлофаном уже давно лежит у меня. Но как-то неясно для меня было что с этим делать, не могла решиться. Неделька сдвинула ситуацию с мертвой точки.

2. Жизнь стала интереснее! До прохождения недельки я чувствовала, что игра с сыном стала меня тяготить, зашла в какой-то тупик. Мне хотелось развивать сюжет, а сын его еще не удерживает. Сейчас наши игры обновились, стало интересно играть, наблюдать за тем, как мой ребенок познает мир, и идти за ним в этом процессе , при этом предлагая новые материалы.

3. Стало развиваться мое личное творческое начало, отношения с сыном улучшились, мне опять стало интересно быть мамой!

4. Из того, что было в недельке, мне хватило всего. Не хватало немного времени (так сейчас сложились обстоятельства). И если бы не неделька, я бы на игру с сыном выделяла бы время по остаточному принципу.

Очень помогли отчеты других участниц. В них я нашла и варианты игр, и поддержку (что-то может пойти не так - это нормально).

Наталья, очень Вам благодарна!

мама Татьяна

Отдельное спасибо всем участницам, которые щедро делились своим опытом, своими идеями и находками. Это для меня очень ценно.

Очень понравилась конкретность и сжатость материалов . Для вечно спешащих мам - это большой плюс! Игры по результатам Недельки у нас получились! Сужу об этом потому, что сын неоднократно обращался к материалам и инициировал игры )

Для себя отметила, что формат Недельки неплох, но всегда хочется получить наставничество или подумать о том что могло бы быть лучше. Как способ самостоятельно задуматься о заданной теме, поискать самостоятельно идеи и напитаться со-творчеством с другими участниками - это здорово и эффективно.

Всех от души благодарю! И желаю интересных и творческих игр!

мама Надежда

Нас неделька захватила, увлекла. Мы с сыном замечательно и с пользой провели время. Огромный плюс для меня в данном проекте - это теоретический материал, который был представлен так легко и доступно. Второй плюс - это то, что к каждому заданию предлагался огромный перечень обыгрывания ситуаций, манипуляций с предметами. Третий плюс - настраивающие мини-советы. Например, отключить телефон и настроится на игру с ребенком и т.д.

На недельку мы пришли с ознакомительной целью - попробовать поучаствовать в проектах именно данного автора. Результат отличный! Будем принимать участие и в других проектах автора! Ждем продолжения!

Отдельная благодарность участникам за подробные отчеты и подсказки.

Мама Юлия

Наталья, большое спасибо за организацию недели предметных игр! Надеюсь, что они будут проходить регулярно (и по другим играм тоже будут). Мы поиграли с удовольствием!
Мне не скучно играть с ребенком и очень нравится, но, всегда кажется, что можно играть ещё интереснее, полезнее и больше. Сюда я пришла, чтобы почерпнуть новые идеи для игр, понять возможности предметной деятельности (я, наверно, ее недооценивала), проанализировать свои игры и найти пробелы, а также понять, как происходит переход от одного вида игры к другому.
Цели достигнуты))).
Мне понравилось, что:
1. Кроме игр были предоставлены методические материалы об играх и раннем развитии, написанные простым и понятным языком.
2. Были предоставлены игры разной сложности, материал дан от простого к сложному (от исследования к игре с предметом). Можно выбирать под возраст и интересы ребенка.
3. Игры не требуют длительной, какой-то особой подготовки, а проходят при этом очень живо и интересно.
4. Игр много, не на неделю. Можно продолжать играть дальше.
5. Есть простор для собственного творчества! Начиная играть с предметом, понимаешь, а как и в каких играх ещё его можно использовать. И понимаешь — вариантов море!..

А самое классное то, что ребенок игры запоминает, воспроизводит и просит повторить!!!
Ещё раз спасибо!

Мама Юлия

Принимая во внимание, что у ребенка к году имеется только 6-8 зубов, пища его по-прежнему должна быть приготовлена в виде пюре или каши. С начала же 2-го года жизни следует систематически давать немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и пр. До полутора лет можно кормить ребенка 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Однако многие дети в этом возрасте отказываются от 5-го кормления. В таком случае можно ограничиться 4 кормлениями.


С полутора лет детей уже, как правило, следует кормить 4 раза в сутки. Развитие пищеварительных органов, их функции, а также возросшая емкость желудка позволяют увеличить объем пищи, принимаемой ребенком в каждое кормление, и тем самым уменьшить число кормлений. Постепенно питание ребенка усложняется: мясо можно давать в виде паровых котлет или фрикаделек, а овощи и крупу не только в виде пюре и каш, но также и в виде оладий и запеканок, чтобы еще больше развить жевание у ребенка.

С появлением коренных зубов - в 1,5 года - 1 год 8 месяцев — необходимо давать пищу, требующую активного жевания: супы с непротертыми овощами и крупой, овощи в виде винегретов, поджаренные котлеты, фрукты не в виде соков и пюре, а кусочками и целиком, хлеб, сухари и т. д. Этот переход проводится постепенно, но настойчиво.


Иногда приходится встречать детей, которых своевременно не перевели на непротертую пищу, у них даже маленький комочек пищи вызывает отказ от еды; у некоторых детей это сопровождается даже рвотой.


Однообразное, чаще всего молочное питание приводит к развитию малокровия, недостаточному нарастанию веса и т. д. Чем шире набор продуктов питания, тем полнее и полноценнее покрывается пищевая потребность ребенка.

В течение первого полугодия жизни ребенок, питаясь материнским молоком, получает белок только животного происхождения. Со второго полугодия жизни, с введением прикорма, в питании ребенка появляется немного растительного белка; количество его с возрастом ребенка и расширением диеты возрастает.


Однако, принимая во внимание высокую потребность организма ребенка в белке, необходимо в этом возрасте заботиться о получении главным образом животного белка .


Точно так же ребенку необходимы животные жиры (масло сливочное, сливки, рыбий жир, жир молока и желтков). Растительное масло, говяжий и бараний жиры пригодны в питании детей после 5-6 лет. Ребенок должен ежедневно получать 500-600 г молока. Молоко является весьма ценным продуктом питания.


0,5 л молока в большой мере обеспечивает потребность ребенка в животном белке; кроме того, молоко является источником жиров и солей.

Мясо, рыб а - также весьма ценные продукты питания, но они должны входить в рацион ребенка не ежедневно, а 4-5 раз в неделю. Ребенку можно давать различные сорта мяса: курицу, говядину, телятину, нежирную свинину. Мясо целесообразно давать с овощами.


Яйца являются очень ценным пищевым продуктом. Наиболее питательная часть яйца - желток; он богат полноценным белком, жирами, содержит фосфор, витамины и пр. Ребенку старше 1 года 3 месяцев - 1 года 8 месяцев можно давать яйцо целиком, но не ежедневно (3 раза в неделю); хорошо чередовать яйца с творогом.

Необходимо в ежедневное питание ребенка вводить овощи в виде пюре, овощных супов, винегретов, салатов, соков и т. д., очень желательны фрукты и ягоды. Овощи и фрукты вносят разнообразие в питание ребенка, способствуют регулярной функции кишечника; с ними ребенок получает витамины и минеральные соли. Ассортимент овощей должен быть по возможности шире.


Необходимо давать также листовую зелень - салат, шпинат и т. д. Ветчину, колбасу, не острый сыр, икру можно давать детям с 2 лет в небольшом количестве.


Острые закуски и пряности ребенку давать не следует.

При составлении меню необходимо следить за тем, чтобы не было однообразного питания. Супы, как вегетарианские, так и мясные, следует давать ребенку не чаще 1 раза в день в небольшом количестве; на 2-м и 3-м году жизни - 100 мл (полстакана), детям более старшего возраста - не более 200-250 мл в сутки (1 стакан). Принимая во внимание, что калорийность его обычно невысока, супа нужно давать немного, чтобы ребенок охотно съел более питательное второе блюдо.


Хлеб и печенье необходимо давать детям ежедневно во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено, так как иначе у ребенка падает аппетит, и он часто отказывается от всего остального. Детям в возрасте до полутора лет следует давать белый хлеб или сухари по 50-70 г в сутки.


В возрасте от полутора до 4 лет можно давать 50-70 г черного и 100-150 г белого хлеба, включая в это количество и сдобную булку или печенье; в возрасте от 4 до 7 лет можно давать 100 г черного и 150-200 г белого хлеба.

Фруктовый мармелад, джем разрешается давать детям в небольшом количестве после еды; во избежание потери аппетита ни в коем случае нельзя давать их беспорядочно.

Детей раннего возраста (первых 3-4 лет жизни) не следует кормить острыми закусками, поить крепким чаем или настоящим кофе. Нельзя давать им уксус, горчицу, перец и другие пряности.

Уход за детьми в возрасте от 1 года до 7 лет

На протяжении первого года жизни организм ребенка развивается чрезвычайно бурно. За этот год вес младенца утраивается, рост его увеличивается сантиметров на 20.

В дальнейшем развитие ребенка идет несколько медленнее, но это ни в коей мере не означает, что может быть ослаблена забота родителей о здоровье, воспитании, создании хороших условий для детей.

Надо помнить, что каждый месяц, буквально каждый день вносит нечто новое в физические возможности, поведение и привычки ребенка. Соответственно приходится перестраивать распорядок дня, режим питания, занятия детей.

Распорядок дня

Рациональный и твердо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать все в свое время, у них вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.

Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме - дыхание, биение сердца и т. д. - совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать четкость, ритм и в повседневном быту - в играх, еде, сне, отдыхе.

Надо с малолетства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже неохотно, но постепенно это станет привычкой и потребностью.

Нельзя, «жалея» ребенка, разрешать ему то попозже поваляться в постели, то задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.

Изучив состояние здоровья ребенка, его наклонности, уровень физического развития, учитывая время года, климат и другие моменты, врач или фельдшер избирает наиболее подходящий режим.

Мать должна посоветоваться в медицинском учреждении о том, когда ребенок должен ложиться и вставать, есть, играть и т. д., составить на основе этих советов расписание и строго следить за его выполнением.

Сон

До полутора лет малыш должен спать 2 раза в день по полтора-два часа днем и ночью не меньше 9 часов, в общей сложности 13½ - 14 часов в сутки.

Дети в возрасте от полутора до 5-6 лет спят днем один раз.

Продолжительность сна (за сутки) меняется в зависимости от возраста. Трехлетнему малышу полагается спать 12½ часов, дошкольнику 6-7 лет - не меньше 11 часов; из них полтора-два часа приходится на дневной сон.

Укладывать ребенка надо днем и вечером в одни и те же часы. Тогда у него выработается привычка быстро засыпать.

Лучшее средство для крепкого сна - свежий воздух. Комнату следует хорошенько проветривать. Очень рекомендуется после ужина немного погулять с ребенком.

Днем даже в холодное время года хорошо класть маленьких детей спать на свежем воздухе - во дворе, в саду, на застекленном крыльце; ни в коем случае нельзя детей укладывать на печке или теплой лежанке.

Каждый ребенок должен иметь свою кровать - он не отдыхает полностью, если спит вместе со взрослыми или другими детьми. Кровать должна соответствовать росту ребенка, чтобы он имел возможность вытянуться.

Детские кроватки делают обычно с боковыми решетками, сетками, которые оберегают малыша от падения. Ребенку, как и взрослому, полезнее спать на жестком матраце: из мочалы, конского волоса, морской травы.

Подушку тоже не стоит делать особенно мягкой. Матрац накрывают клеенкой, подгибают ее, завязывают под матрацем специально пришитыми тесемками, и клеенка не сползает. Непременно нужно сшить пододеяльники.

Здоровому спокойному сну ребенка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Однако приучать ребенка спать в полной тишине и темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия не всегда можно и ребенок от малейшего шума будет просыпаться.

Нельзя запугивать детей, рассказывать на ночь страшные сказки, разрешать им вечером бурные игры. Все это возбуждает их и мешает спокойному сну.

Не следует плотно кормить ребенка непосредственно перед сном. Ужинать надо не менее чем за час до укладывания в постель.

Недосыпание причиняет серьезный вред организму, дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.

Питание

После того как ребенка отняли от груди, питание его должно становиться все более разнообразным. По мере увеличения количества зубов можно и нужно давать малышу твердую пищу.

Какие продукты полезны? За день ребенок должен получить пол-литра молока (в том числе израсходованное на приготовление различных блюд), больше давать не рекомендуется. Не следует утолять жажду малыша молоком - это не питье, а еда, и у ребенка может уменьшиться аппетит.

Мясо и рыбу следует давать не каждый день, а 4-5 раз в неделю. Жирные сорта мяса и рыбы для детей не годятся. Малыш 3 лет может съедать по одному яйцу через день, а старше 3 лет - каждый день. У некоторых детей белок вызывает появление зудящей сыпи. Тогда совсем надо отказаться от яиц. Очень полезен детям творог, его хорошо чередовать с яйцом.

Каждый день ребята должны получать хлеб, масло, сахар, овощи сырые и вареные. В овощах, ягодах и фруктах содержатся жизненно необходимые минеральные вещества и витамины. Для сохранения витаминов, которые могут разрушаться в процессе приготовления пищи, надо придерживаться следующих несложных правил:

не оставлять надолго очищенные овощи в воде или на воздухе, класть их при варке в кипящую воду или в бульон, варить под крышкой, лишний раз не разогревать овощные и фруктово-ягодные блюда.

Что готовить детям от 1 года до 4 лет?

На обед - суп овощной или из круп, щи. В суп можно положить мясные или рыбные фрикадельки, просто молотое мясо. Много супа давать не следует, обычная дневная порция - 1-1½ стакана.

Второе блюдо - овощные котлеты, пюре, творожники со сметаной, мясная котлета с гарниром, крупяная запеканка. Третье блюдо: кисель, компот, фрукты. В полдник хорошо дать простоквашу, молочный кисель или молоко с булочкой или печеньем.

Ужин состоит обычно из творожного, овощного или крупяного блюда и стакана молока или чая с молоком.

Не надо разрешать ребенку есть слишком много хлеба, это отбивает аппетит. Можно давать немного соленой пищи - кусочек селедки, соленый огурец. Консервы не рекомендуются.

Дети старше 4 лет могут есть то же, что и взрослые, за исключением слишком острых, жирных и пряных блюд.

Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером, изо дня в день.

Качество питания не определяется только его составом и количеством. Очень много зависит от того, вовремя и с аппетитом ли поел ребенок.

Дети старше года, как правило, должны есть 4 раза в день: завтрак - между 7 час. 30 мин. и 9 часами, обед - в 12-13 часов дня, полдник - в 16 часов, ужин - в 19-20 часов.

В промежутках между обедом, завтраком, ужином не следует давать детям сладостей, хлеба, молока. Они должны знать определенные часы еды и определенное место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.

В младшем возрасте не все ребята отличаются хорошим аппетитом и не всегда с удовольствием едят новые для них блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если приходится больше времени повозиться.

Необходимо, чтобы за столом всегда была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей. На втором году жизни ребята понемногу начинают есть самостоятельно. Надо дать малышу ложку в руки, но кормить его на первых порах другой ложкой. Не надо спешить, подгонять ребенка. Всю порцию еды следует класть на тарелку сразу.

Если ребенок все-таки ест плохо, необходимо показать его врачу. Надо удостовериться, не является ли причиной этому какое-нибудь заболевание, например глисты,

Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать - это лишь вызывает отвращение к пище. Нет смысла и развлекать ребенка во время еды, рассказывать ему сказки. Может быть, заслушавшись, он и съест всю порцию, но пользы от такого питания мало.

Все, что съедено без аппетита, гораздо хуже усваивается организмом. Добиваться своего нужно терпеливо и, конечно, стараться более вкусно готовить.

Особое внимание важно обратить на содержание витаминов в пище. Растущему организму в первую очередь необходимы витамины D, С и А - они содействуют хорошему обмену веществ, улучшают жизнедеятельность организма. При недостатке этих витаминов дети хуже растут, становятся вялыми, больше подвержены заболеваниям.

Очень полезно, чтобы дети ели каждый день сырую или тушеную морковь. Из нее в организме образуется витамин А. Чтобы морковь принесла наибольшую пользу, ее следует давать с жиром или после жирного блюда.

Витамин С содержится главным образом в овощах, ягодах, фруктах. Если ребенок их ест много в сыром виде, то можно не беспокоиться, его организм получит достаточное количество витамина С.

Но зимой и весной, когда свежих овощей и фруктов бывает мало, появляется необходимость искусственно насыщать пищу витаминами. Чаще всего с этой целью применяют настой шиповника. На стакан кипятку берут столовую ложку целых или пол-ложки дробленых плодов шиповника и 10 минут кипятят в закрытой посуде.

Настаивать раствор надо сутки, если взяты целые плоды, и 2-3 часа, если дробленые. Жидкость следует затем процедить, добавить по вкусу сахара и давать детям четверть стакана в день.

По назначению врача детям дают рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А. Лучше пить его за обедом между первым и вторым блюдом, закусив хлебом с солью или чесноком.

Навыки чистоты и опрятности

Навыки чистоты и опрятности легче всего воспитать в детстве. Если малыша всегда содержат в чистоте, у него подсознательно вырабатывается потребность к ней. Это как бы первая ступень приобретения гигиенических навыков.

К 4-5 годам дети постепенно начинают самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры - умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т. д. Мать должна напоминать, контролировать, иногда помогать детям.

Утром и вечером дети должны в обязательном порядке мыть руки, лицо, уши, шею. Особое внимание следует обращать на чистоту рук и ногтей.

Ребенок не должен садиться за стол с немытыми руками или продолжать игру, если после посещения уборной не вымыл с мылом руки. Вытирать руки надо насухо.

Некоторые родители считают, будто за молочными зубами не стоит и следить: они, мол, все равно выпадут. Это неправильно. Навыки, усвоенные с малолетства, остаются на всю жизнь, и выработанная в детстве потребность чистить и беречь зубы поможет сохранять их в зрелые годы.

Под больным молочным зубом чаще всего вырастает и плохой основной. За молочными зубами нужно не только тщательно ухаживать, но и своевременно лечить, если они начали портиться, так как в гнилых молочных, как и в основных зубах, гнездятся болезнетворные микробы, которые легко проникают в организм и вызывают различные заболевания.

Нельзя разрешать детям грызть орехи, жесткие баранки и т. п., ковырять в зубах булавками и другими металлическими предметами. Но не следует совсем лишать детей твердой пищи, особенно полезно есть сырые овощи: морковь, репу.

С 3 лет ребенок уже в состоянии утром и вечером полоскать рот теплой кипяченой водой, а примерно через полгода можно применить и зубную щетку, пока без порошка или пасты.

Вначале зубы осторожно чистит мать, а сам ребенок только их полощет. Водить щеткой надо горизонтально (от одного угла рта к другому) и вертикально, причем верхние зубы чистят сверху вниз, а нижние - снизу вверх.

Нужно вычистить зубы и с внутренней поверхности. Только так можно удалить все остатки пищи, весь налет. С 4 лет дети уже самостоятельно чистят зубы.

У малыша должна быть отдельная зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, свое полотенце.

Зимой через день, а летом каждый вечер (иногда и днем) надо мыть ребенку ноги с мылом и мочалкой.

Не реже раза в неделю детей следует купать в теплой воде с мылом. Ногти надо систематически подстригать.

Занятия детей

Не только на улице, но и дома у ребят должны быть интересные занятия. Хорошо сделать для малыша манежик, то есть отделить маленькой загородкой место на полу, постелить чистый коврик, половичок, чтобы ребенок мог там играть.

Ребенку постарше нужно выделить уголок для игрушек и других вещей. Не следует смотреть на игрушки как на пустое, никчемное занятие.

Игрушки развивают любознательность, помогают быстрее узнать окружающий мпр, научиться различать краски, звуки, приобрести полезные навыки. Важно, чтобы игрушки отвечали возрастным интересам ребенка и были гигиеничны. Лучше покупать такие игрушки, которые можно мыть.

Ребенка надо приучать сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно убирать свой уголок, класть все на место, аккуратно складывать и развешивать на ночь одежду, ставить на место обувь, убирать игрушки. Таким образом вырабатывается привычка к аккуратности и порядку.

Обязанность взрослых - настойчиво прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости.

Конечно, ребенок будет чистым и аккуратным только в том случае, если взрослые показывают ему в этом пример своим поведением.

Физическое воспитание

Изнеженные дети болеют значительно чаще, чем закаленные. Даже грудного младенца необходимо закаливать, тем более годовалого ребенка или дошкольника.

Первое требование - не кутать ребенка ни дома, ни на улице; второе - различными мерами приучать его организм к изменениям температуры. Этой цели служат обтирания, обливания, купание, а также воздушные и солнечные ванны.

Прежде чем начать закаливать, надо обратиться за советом к врачу или фельдшеру. Не каждому ребенку одинаково полезны все эти процедуры.

Если назначены обтирания или обливания, то вначале берут воду, подогретую до 30 градусов, затем ее температуру постепенно снижают и в конце концов используют тепловатую.

Начинать купаться в реке разрешается при температуре воды не ниже 22 градусов. Если вода холоднее 16 градусов, она может причинить ребенку вред. Дети не должны оставаться в воде до тех пор, пока посинеют губы и появится озноб. Непременно надо учить детей плавать. Это полезно для здоровья и пригодится в жизни.

После обтирания, обливания или купания ребенок должен досуха вытереться и хорошенько растереть тело полотенцем.

Солнечные лучи укрепляют организм, способствуют предупреждению рахита и других заболеваний. Однако перегревание на солнце может оказать отрицательное действие на нервную систему.

Поэтому нужно следить, чтобы малыши не грелись слишком долго на солнце и обязательно закрывали голову панамкой, косынкой. Нельзя позволять малышам долго бегать на солнце в одних трусах, мальчику надевают легкую рубашонку, девочке - платьице.

Движения необходимы ребенку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития. Родителям следует учитывать эту естественную потребность, не заставлять детей подолгу сидеть или стоять на одном месте или в одной позе.

В первые 5-6 лет жизни главное значение в физическом воспитании детей имеют подвижые игры. Родителям рекомендуется купить ребенку совочки, лопатки, формочки, мяч, сделать прыгалки, санки, обруч.

Игрушки должны соответствовать физическим возможностям малыша.

Например, трех-четырехлетнему ребенку лучше подойдет большой мяч (20-25 сантиметров). Ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить ее на пол, поставить ребенка на середину и поднять концы веревки или шнура. Они должны приходиться немного выше уровня пояса.

Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера - коллективизм, товарищество, стремление к взаимной помощи. Детей постарше - 5-6 лет - надо учить плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках.

Все это чрезвычайно полезные виды физической культуры, необходимо только следить, чтобы ребята не увлекались ими сверх меры.

Сразу давать их не стоит, пусть начинающий лыжник научится сначала передвигаться без палок.

Желательно, чтобы дети с 6-7 лет делали по утрам гимнастику. С помощью медицинского работника надо подобрать 3-4 несложных упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, спииы и живота, а также для мышц, расширяющих грудную клетку.

Заканчивать утреннюю зарядку целесообразно непродолжительным бегом и затем замедляющейся ходьбой. В общей сложности зарядка не должна длиться более 5-8 минут.

Конечно, делать ее малышам следует под руководством тех взрослых, которые сами умеют правильно, четко выполнять упражнения. Пользу, которую приносит гимнастика, трудно переоценить.

Весной, летом и ранней осенью сельские ребята проводят на открытом воздухе почти целый день. Это очень хорошо. Но и зимой они должны ежедневно бывать на улице не менее 4 часов. Матерям нужно твердо усвоить: чем больше времени ребенок проводит на воздухе, тем он будет здоровее.

Развитие речи

Становление речи начинается с лепета. Нельзя оставаться безучастными к этим первым попыткам речи детей, надо давать им для подражания все новые звуковые сочетания, свойственные родному языку, побольше разговаривать с ребенком.

Если он раньше времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.

У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.

Правильность, чистота речи зависят не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша.

Ребенок не должен расти в одиночестве - только в коллективе совершенствуется его речь и он обогащается новыми словами и мыслями.

Не следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться разговором, разъяснением.

С детьми постарше надо беседовать, помогать им заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и фразы, порой для них очень трудные. Такая перегрузка может только ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко свидетельствует о его повышенной нервности.

У многих детей, когда они еще только начинают овладевать навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта.

Если малыш торопится, как бы «проглатывая звуки», следует говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова; если он «смазывает» звуки, надо их отчеканивать.

Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки, которые ему не удаются, это - непосильная для него задача. Важно самим произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.

Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков.

Организм ребенка растет, совершенствуются его функции, увеличивается познавательная и двигательная активность малыша, возрастает потребность в энергии. Все эти причины влияют на рацион ребенка, который уже существенно отличается от питания детей первого года жизни.

Что происходит с организмом ребенка от года до полутора лет?

В этом возрасте у детей продолжает развиваться жевательный аппарат, появляется достаточное количество зубов – к 1,5 годам у малышей должно быть уже 12 зубов. Также нарастает активность пищеварительного сока и ферментов, но их функции все еще не достигают полной зрелости. Увеличивается объем желудка – от 200 до 300мл. Опорожнение желудка происходит в среднем через 4 часа, что позволяет принимать пищу 4-5 раз в день.

Суточный объем пищи (без учета выпиваемой жидкости) для малышей от года до полутора лет равен 1200-1250 мл. Этот объем (в том числе и по калорийности) распределяется по кормлениям примерно в следующем соотношении: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Объем разового приема пищи может составлять 250 мл с учетом 5 разового кормления, и 300 мл при 4-х разовом кормлении.

Как кормить ребенка от года?

Для детей 1-1,5-летнего возраста предпочтительными являются блюда кашицеобразной консистенции. Если у ребенка к этому возрасту прорезались жевательные зубы (молочные моляры), ему можно предлагать цельные куски пищи размером не более 2-3 см. У ребенка развивается вкусовое восприятие, начинают формироваться отношение к пище, первые пристрастия и привычки. У малыша начинает вырабатывается условный пищевой рефлекс на время приема пищи, что обеспечивает достаточную, ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. Именно поэтому важно соблюдать режим питания, расширять пищевой рацион введением новых продуктов и блюд.

Увеличивается познавательная и двигательная активность ребенка, а вместе с ней увеличиваются энергозатраты организма. Физиологическая потребность в энергии в возрастной группе от 1 года до 1,5 лет составляет в среднем 102 ккал на 1кг массы тела. При средней массе тела 11 кг она составляет 1100 ккал в сутки.

Главные требования к рациону питания ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, минеральным веществам, витаминам). Необходимы комбинации блюд из овощей, творога, сыра, молока, мяса животных и птиц, яиц, крупяных и мучных изделий.

Основа пищевого рациона малыша от 1 до 1,5 лет - это продукты с большим содержанием животного белка: молоко, молочные и кисломолочные продукты, мясо, птица, яйца. Блюда из этих продуктов, а также из овощей, фруктов и круп, ребенок должен получать ежедневно.

Молочные продукты для детей от года

В питании малыша в возрасте старше 1 года большая роль принадлежит молоку, молочным и кисломолочным продуктам . В их состав входят легкоусваиваемые белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Кисломолочные продукты содержат молочнокислые бактерии, которые регулируют работу желудочно-кишечного тракта, положительно влияют на микрофлору кишечника, улучшают пищеварение, повышают иммунитет ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания здорового ребенка, а сливки, творог, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня.

Для детей с нормальной массой тела не приемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10%жирности. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 550-600 мл в сутки с учетом приготовления различных блюд. Из них 200 мл кефира, предназначенного для детского питания, ребенок может получать ежедневно. Малышам с непереносимостью белков коровьего молока лучше всего отложить знакомство с цельным молоком на более поздний срок (до 2-2,5 лет), а вместо этого продолжать использовать смеси для второго полугодия жизни (они производятся из сухого цельного молока без добавления молочной сыворотки).

Годовалые малыши могут получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов в объеме до 100 мл в день. Творог, как источник белка и кальция, необходим детям в пределах 50 г в день. Сметану или сливки 5-10 г можно использовать для заправки первых блюд, твердые сорта сыра до 5 г в измельченном виде используются в питании малыша второго года жизни через 1-2 дня.

Можно ли детям яйца?

Однозначно да, если нет медицинских противопоказаний, таких как пищевая непереносимость, дискинезия (нарушения сокращений) желчевыводящих путей). Яйца дают малышу сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда, в суточном объеме 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре.

Какое мясо можно ребенку?

С возрастом в рационе питания постепенно увеличивается количество мяса. Мясные консервы, мясное суфле, фрикадельки, фарш из нежирных сортов говядины, телятины, свинины, конины, кролика, курицы, индейки в количестве 100 г можно давать ребенку ежедневно, желательно в первой половине дня, учитывая их длительный период усвоения. Расширение рациона происходит за счет введения субпродуктов – печени, языка и детских сосисок (на упаковках указывается, что они предназначены для детей раннего возраста). Колбасные изделия - не включаются в список «разрешенных» продуктов.

Рыбный день: какую рыбу выбрать для детского меню?

При хорошей переносимости и отсутствии аллергических реакций в рацион ребенка вводятся маложирные морские и речные сорта рыбы (минтай, хек, треска, пикша) в виде рыбных, рыбно-овощных консервовдля детского питания, рыбных суфле по 30-40 г на прием, 1-2 раза в неделю.

Кашу маслом не испортишь

Растительное масло в суточной норме 6 г желательно использовать в сыром виде, добавляя в овощные пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной и сливочным маслом (суточная норма до 17 г). Кстати, в питании детей старше года по-прежнему рекомендуется широко использовать безглютеновые каши (гречка, рис, кукуруза), постепенно вводя овсянку. Кашу рекомендуется давать один раз в день в объеме 150 мл. До 1,5 лет не стоит предлагать ребенку богатые углеводами макаронные изделия.

В набор продуктов для детей 1-1,5 лет должен входить хлеб различных сортов из ржаной муки (10 г/сутки) и пшеничной грубого помола (40 г/сутки)Печенье и галеты можно давать 1-2 штуки на прием пищи.

Составляем фруктово-овощное меню для детей

Овощи важны, как источник углеводов, витаминов, минеральных солей, пищевых волокон, и должны широко использоваться в питании детей от 1 до 1,5 лет в виде овощных пюре. Суточный объем овощных блюд из капусты, кабачков, моркови, тыквы с добавлением лука и зелени равен 200 г. А блюд из картофеля – не больше 150 г, т.к. он богат крахмалом, который замедляет обмен веществ. Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.

При отсутствии медицинских противопоказаний (например, пищевая аллергия) дети должны получать 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод . Им также полезны различные фруктовые, ягодные (желательно без сахара) и овощные соки, отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. Не рекомендуется в питании детей раннего возраста использовать кисели, так как они излишне обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их низка.

Компот не заменит воду

Не стоит забывать о том, что ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Норм объемов дополнительной жидкости не существует, поить малыша нужно по требованию (во время кормления, в перерывах между кормлениями). Лучше всего предлагать ребенку кипяченую воду, детскую питьевую воду, некрепкие чаи или детские чаи. Сладкие напитки – компоты, морсы, соки не компенсируют недостаток жидкости, а сахар, входящий в их состав снижает аппетит, увеличивает нагрузку на поджелудочную железу ребенка . Следите за тем, чтобы жидкость была доступна вашему малышу в перерывах между кормлениями.

Приготовление еды для детей должно быть правильным

И несколько слов об обработке пищи: для ребенка до 1,5 лет. Каши, супы готовятся в протертом виде, овощи и фрукты в виде пюре, мясо и рыба в виде мягкого фарша (пропущенные 1 раз через мясорубку) или в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Все блюда готовятся путем варки, тушения, приготовления на пару, без добавления специй (перца, чеснока и пр.). Кормите малыша из ложечки, а пить давайте из чашки.

Суточный объем пищи – 1200-1250 мл. Калорийность суточного рациона – 1200 ккал.

Завтрак : Каша или овощное блюдо (150 г); мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г); Молоко (100 мл)

Обед : Суп (50 г); мясное или рыбное блюдо (50 г); гарнир (70 г); фруктовый сок (100 мл)

Полдник : Кефир или молоко (150 мл); печенье (15 г); фрукты (100 г)

Ужин: Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г); молоко или кефир (150 мл)

Примерное меню на 1 день:

Завтрак : Молочная каша с фруктами; Хлеб

Обед: Суп-пюре овощной; овощное пюре из цветной капусты с мясом; галеты; Фруктовый сок.

Полдник : Йогурт или биокефир; печенье детское.

Ужин: Творожок или молоко; фруктовое или овощное пюре.

На ночь : Кефир.

Цельное молоко – молоко, при переработке которого не был изменен качественно и/или количественно ни один из его компонентов – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли и пр.

Безглютеновые каши – каши, не содержащие глютен - растительный белок некоторых злаковых: ржи, ячменя, овса, пшеницы (из которой делают манную крупу), способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки - целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.

На что обратить внимание в развитии ребенка в 1 год жизни и последующие месяцы. У малюток до 2 лет происходит накапливание словаря, освоение горшечных...

12 месяцев родители с нетерпением и удивлением наблюдали, как быстро меняется их малыш. Развитие ребенка в 1 год и последующие месяцы уже не будет таким стремительным, но все же взрослым необходимо знать, какие навыки должен приобрести малыш, и на что обратить внимание в его воспитании.

Год и 1 месяц

Возможно ваш ребенок еще недостаточно освоил новый способ передвижения – хождение, делает это неуверенно, переваливаясь с боку на бок, как медведь. Но открывающиеся перед ним новые горизонты неопознанного и неисследованного, позволяют малышу еще активнее изучать окружающий мир, чем приносит немало хлопот родным. Залезая за чем-нибудь интересным на стол или подоконник, кроха не в состоянии слезть обратно, поэтому должна быть постоянно под присмотром.

Многие родители недооценивают речевые способности своего малыша, принимая во внимание только его активный словарь, который пока довольно скуп: мама, ляля, дай — около 10 сочетаний из простых слогов. На самом деле у малюток до двух лет происходит накапливание пассивного словаря. К примеру, ребенок после года уже вполне понимает простейшие просьбы: дай шарик, принеси кубик.

Что еще умеет дитя в 13 месяцев:

  • толкает, тянет за собой игрушки;
  • интересуется предметами обихода, понимает их предназначение;
  • ищет общения с другими малышами;
  • экспериментирует со своим голосом (повышает, понижает интонацию, издает новые звуки).

Год и 2 месяца

После 13 месяцев детям все больше приедается компания мамы и папы, поэтому старайтесь чаще гулять с ребенком в таких местах, где много других ребят: песочницах, парках, игровых центрах.

Достижения малыша в год и 2 месяца: отличает голоса родных от чужих ему людей, хорошо ходит без родительской поддержки, имитирует звуки некоторых животных, просит помощи у родителей жестами и «своими» словами.

Обогащение словарного запаса заметно, после того как малыш начинает выполнять много новых просьб родных: подойди, покажи где…, принеси.

Тематический материал:

Чадо проявляет чувства к близким и любимым игрушкам: может обнять, поцеловать, пожалеть.

У родителей все больше появляется вопросов по воспитанию, ведь растущее желание ребенка к самовыражению выливается в капризы и истерики. Если на все предложения взрослых, дитя постоянно отвечает твердое «неть», возможно вы сами переборщили с запретами.

На вопросительные «Ы?» крохи старайтесь подробно объяснять и рассказывать: что такое, зачем нужно, и почему опасно.

Год и 3 месяца

После 15-го месяца жизни у малыша заметно растет стремление к самостоятельности. Не пресекайте его. Запаситесь терпением, сменной одеждой, едой и позвольте ребенку самому есть и пить.

То же касается и остальных дел, которые под силу крохе. Не торопитесь на помощь, если знаете, что малыш пытается достать закатившуюся игрушку или подвинуть свой стульчик. Просто будьте рядом.

Чем порадует родителей чадо в 15 месяцев:

  • подражает действиям взрослых: кашляет, чихает, стучит по клавиатуре,
  • листает книжки, «разговаривает по телефону»;
  • умеет играть в «ладушки», прощаться ручкой;
  • во время ходьбы несет или толкает предмет;
  • «проверяет» маму с папой, нарушая запреты.

Год 4 месяца

Многие родители могут заметить неприятные перемены в поведении ребенка – капризность и переменчивое настроение. Постарайтесь отвлекать малыша, предоставьте возможности для «насыщения» его сенсорных чувств, не ограничивайте в познании окружающего мира.

Что делает кроха в год и 4 месяца: балуется, становясь на пальчики во время ходьбы, кружится; ругается, если нарушается привычный ему порядок, например, после того как что-то переставляют или убирают; начинает играть в простейшие сюжетные игры (кормит, укладывает спать любимые игрушки); может отказаться от еды, не пробует новые продукты.

До двух лет ребенку нужно освоить горшечные премудрости, после года и 4 месяцев наступает лучшее время для знакомства с этим важным предметом. Если отложить процесс приучения, крошка может привыкнуть к тому, что можно ходить в штанишки.

Тематический материал:

Год и 5 месяцев

Если после года в словаре вашего чада было около 10 слов, теперь их количество быстро растет. Это касается большинства детей, но и родителям, ребенок которых пока не говорит, не стоит переживать. До трех лет развитие речи происходит по индивидуальному графику.

Из новых навыков к 17 месяцам у детей появляются следующие: ходят по кругу, умеют бегать; шагают по ступенькам; складывают несколько кубиков; показывают обиду; умеют манипулировать ложкой; залезают в труднодоступные места при помощи подставок (например, табурета); знают некоторые части тела.

К этому возрасту ребенок способен к простейшей систематизации знакомых предметов. Например, по вашей просьбе соберет только мячи.

Год и 6 месяцев

Дитя полутора лет заметно отличается от годовасика. Это уже довольно самостоятельный человечек, который вполне освоил действия со столовыми приборами; выполняет некоторые гигиенические процедуры (причесывается, чистит зубки, моет ручки, вытирается); подолгу играет сам; знает, где и что находится в его жилище; хорошо передвигается, огибая преграды.

Все это дает малышу почувствовать свою значимость. Но ему также важно знать, что и вы его воспринимаете как взрослого. Учитывайте это в своем воспитании, поддерживайте ребенка, хвалите за выполнение поручений, уважайте его личность.

Речевые способности также нужно развивать. Говорите правильным, красивым языком. Не переходите на его упрощенные словечки типа «би-би», «ав-ав», которых, кстати, вместо 10, их уже более 40 в арсенале ребенка.

Дети полутора лет в состоянии различить несколько цветов, узнают простейшие геометрические формы, понимают, как собрать в нужной последовательности 2-3 колечка пирамидки.

Год и 7 месяцев

После полутора лет малютка учится игнорировать некоторые запреты. Он прекрасно понимает, что нельзя, когда хватит, но сознательно продолжает свои действия.

Воспитание малыша может осложниться еще и тем, что у взрослых пока не всегда получается разобраться, чего он хочет. Это заканчивается вспышками гнева и отработанным громким плачем.

Родителям можно только пожелать набраться терпения и учиться предупреждать подобное поведение. Не допускайте переутомления и перевозбуждения крохи, избегайте «спорных» ситуаций, чаще выражайте свою любовь.

Из умственных навыков появляется умение различать формы, размеры, цвета. Приходит понимание, что многие действия ведут за собой последствия, например, дитя зажмуривается, кидая на пол предмет.

Год и 8 месяцев

После 20 месяцев дети все больше принимают участие в жизни родителей. В этом возрасте их вполне можно приобщить к процессу приготовления обеда, сервировке стола, и даже уборке дома. Скорее всего, после этого домашних хлопот только прибавится, но совсем скоро малыш станет настоящим помощником.

Иногда кажется, что процесс воспитания зашел в тупик, ведь у ребенка появилось категоричное «нет», которое сложно побороть. Не переживайте, это временно, в конце концов, всегда можно договориться, ведь взрослые пока еще хитрее маленького бунтаря.

После полутора лет дети все больше интересуются своими сверстниками, теперь они не просто стоят рядом, а принимают непосредственное участие в совместных играх.

Год и 9 месяцев

Неуёмной энергии малышей 21 месяца жизни можно только позавидовать. Они без конца бегают, прыгают, залезают на спинки диванов и скатываются с них, не могут и 10 минут усидеть на месте. Дети точно знают и помнят, где находятся сладости, а где оставленные вчера игрушки.

Если с ребенком достаточно занимались, он без труда разбирается в фигурах, цветах, размерах, обожает рисовать, лепить, умеет собирать крупную мозаику, играет со шнуровками. До двух лет эти навыки будут только совершенствоваться.

Становятся увереннее и манипуляции с ложкой, теперь даже жидкая пища попадает в рот с минимальными потерями.

Год и 10 месяцев

Год и 10 – возраст, когда милые припухлости и складочки крошки совсем исчезают. Теперь малыш выше и стройнее, чем был еще до полутора лет. Становятся совершеннее волевые способности – в год и 10 ребенок может «отложить» свой плач, чтобы выслушать родителя.

Возникающие желания малютки бывают просто невыполнимыми, что вызывает бурную реакцию с его стороны. Поэтому не забывайте, правильное воспитание исключает физические наказания, лучше учитесь договариваться с детьми.

В год и 10 детки уже начинают разбирать игрушки, а значит, нужно следить, чтобы мелкие детали не попали в ротик.

Год и 11 месяцев

Координация движений ребеночка все более совершенна. В год и 10-11 месяцев он умеет прыгать на одной ноге, идти задом наперед, танцевать, повторять движения за взрослым, шагать по ступенькам, опираясь на одну ножку.

За месяц до 2 лет многие детки уже сами одеваются. Предметы взрослого обихода часто предпочтительнее для них, чем игрушки.

Уделяйте внимание воспитанию в ребенке социальных навыков: пресекайте драчливость, учите делиться.

Многие ребята этого возраста оперируют уже около 200 слов, складывают небольшие предложения.

2 года

Двигательные навыки к этому возрасту обычно «выравниваются», прибавляется умение ходить по перекладине, пролезать через обруч.

Если количество произносимых ребенком слов обычно очень индивидуально и не поддается нормам до 3 лет, то с пониманием речи взрослых у малышей обычно все в порядке. Старайтесь следить за тем, что говорите в присутствии ребенка, ведь ваша речь для него сейчас эталон.

Воспитание детей – наука сложная, требующая подчас всех сил и возможностей. Но они бывают маленькими лишь раз, поэтому не упустите ни одной важной минуты.

Вверх