Что относится к соматическим заболеваниям. Соматические заболевания, которые могут вызвать психические расстройства. Что это такое

Высокая реактивная способность мозговых нейронов объясняется основным назначением ЦНС - осуществлять регулирующую деятельность, направленную на поддержание и восстановление гомеостаза в организме. Установлено, что к недостатку кислорода миокард оказывается в 5 раз чувствительнее, чем скелетные мышцы, а головной мозг - в 15 раз. Становится понятным, почему при такой патологии, как ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, психические нарушения присутствуют с большим постоянством; нередко аффективные нарушения, расстройства сна и др. появляются даже раньше, чем соматические признаки обострения состояния (боль в области сердца, ощущение удушья и др.). В подобных случаях психопатологическая симптоматика является производной от соматического (инфекционного) заболевания, его признаком. Она, как и другие признаки заболевания, отображает присущие болезни закономерности - остроту, стадийность, тенденции течения и исхода и имеет большое диагностическое и прогностическое значение. Поэтому активное лечение основного заболевания (соматического, инфекционного) является главным профилактическим мероприятием в отношении психических расстройств.

Появление в соматическом стационаре даже одного больного с бредом, галлюцинациями, психомоторным возбуждением резко дезорганизует жизнь всего отделения. Психоз всегда производит тягостное впечатление на окружающих; усиливаясь в ночное время, психотическое возбуждение соматически больного мешает полноценному отдыху других измученных соматическим страданием больных. Развитие психотического состояния резко затрудняет ведение такого больного, делает невозможным осуществление ряда диагностических и лечебных мероприятий, способствует еще большему ухудшению соматического состояния, возникновению угрожающих жизни осложнений. Сопровождающая психические расстройства недостаточность критики может приводить к неправильностям поведения и нелепым поступкам, а соматогенно возникшие депрессивные состояния опасны возможностью суицидальных тенденций. Врачу нужны специальные знания, чтобы в сложных условиях тяжелой соматической болезни воспрепятствовать появлению психических расстройств, правильно квалифицировать их первые признаки и предотвратить дальнейшее усложнение психопатологического синдрома. Тщательный учет всей психопатологической симптоматики в динамике может дать ценный материал для прогноза самого соматического заболевания.

Роль соматического заболевания как этиологического момента в возникновении психопатологической симптоматики не может быть сведена лишь к соматогенным влияниям. Велико значение соматического заболевания как источника . Отрицательные , страх, тревога больного за свою жизнь, реакция на неприятные обследования, болезненные лечебные процедуры, резкое изменение образа жизни в связи с госпитализацией - все это создает условия, способствующие психогениям. Соматическое страдание, астенизируя больного, облегчает появление реактивных состояний, невротических реакций. Астенизация, ранимость психики и актуальность психотравмирующей ситуации повышаются с течением соматического заболевания. Реактивные состояния могут наблюдаться не только в остром, но в под остром и отдаленном периодах заболевания, когда повышается осведомленность больного о характере болезни, возможных осложнениях и последствиях. Главная тема переживаний соматически больного - состояние пораженного органа, болезнь, ее исход и связанная с этим социальная ситуация.

Источником невротизации, ипохондрического развития личности, депрессивного и тревожного состояния в условиях соматического заболевания может быть сам врач, его неправильные или неверно истолкованные больным поведение и высказывания. Болезненные состояния, вызванные врачом,- иатрогении - могут оказаться даже более упорными и мучительными для больного, чем соматическая , на фоне которой они возникли. Профилактике иатрогении способствуют повышение общей врачебной культуры, соблюдение принципов деонтологии в медицинских учреждениях, куда обращается больной за помощью, ознакомление медицинского персонала с принципами и методами психотерапевтического воздействия, создание общей психотерапевтической обстановки в и стационарах, учет особенностей личности больного и индивидуальный подход к нему. Среди основных факторов, определяющих характер, выраженность и динамику психических изменений при соматических катастрофах, главную роль играют характерологические особенности личности больного, а также психологическое влияние врача и другие - средовые факторы: семья, сроки возращения на работу и т. д.

В настоящее время для стационируемых больных, перенесших соматические катастрофы, тяжелые операции, с успехом применяется научно обоснованная система поэтапных психогигиенических, психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий, предусматривающая необходимость единого психосоматического подхода к обследованию и лечению. Задачами этого метода являются ускорение процесса перестройки системы отношений личности к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, достижение возможно более высокого уровня психологического и социального восстановления после заболевания. Для решения этих задач используются: а) влияние общей психотерапевтической обстановки отделения; б) включение рациональной и аутогенной тренировки в комплекс лечебных мероприятий; в) применение ; г) использование психотерапевтического влияния ; д) сокращение сроков строгого постельного режима и длительности пребывания в стационаре; е) профилактика иатрогении, борьба с неоправданными ограничениями больничного режима и активности в повседневной жизни; ж) проведение психотерапевтической и консультативной работы с родственниками и близкими больного; з) побуждение больного к возможно более раннему возвращению к труду и социальной активности.

Томас Ханна (1928-1990) написал несколько книг и создал журнал, что стало основными факторами для создания среды взаимопонимания и общения между многими школами интегральной телесности (embodiment). Будучи одновременно и философом, и специалистом по методу Фельденкрайза, он в итоге создал свою собственную методику на основе этих знаний. У него была необычная точка зрения, с позиции которой он видел не только практическую целительскую значимость этих работ, но также их глубокое влияние на понимание реальности. Это первая часть из длинной серии очерков об интегральной телесности, которая является поворотным моментом в выражении единства, казалось бы, разных школ.
– Дон Хенлон Джонсон, введение к статье в сборнике Bone, Breath & Gesture: Practices of Embodiment (1995)

1. Различие между понятиями «сома» и «тело»

Соматика – область знаний, которая занимается изучением сомы, а именно – тела с позиции его восприятия изнутри (от первого лица). Когда человека наблюдают со стороны, т. е. с позиции третьего лица, то воспринимается феномен человеческого тела. Но когда тот же человек наблюдает себя с позиции от первого лица, через собственную систему проприоцептивных чувств, то несомненно воспринимается иной феномен: человеческая сома.

Два различных подхода к наблюдению за человеком присущи самой природе человеческого восприятия, которое в равной степени способно как к внешнему сознаванию, так и к внутреннему самосознаванию. Сома, будучи воспринимаемой изнутри, категорически отличается от тела не потому, что изменился сам предмет наблюдения, а потому, что отличается способ наблюдения за ним. Это непосредственная проприоцепция – сенсорная модальность, которая становится источником уникальной информации.

Крайне важно признать, что один и тот же индивидуум совершенно отличается, когда воспринимается с позиции от первого лица, нежели когда воспринимается с позиции от третьего лица. Получаемая сенсорная информация совершенно другая, как и вытекающие из нее результаты наблюдений.

Категорическое различие между этими двумя точками зрения определяет базовые правила для изучения человека как биологического вида. Неспособность признать принципиальные различия между наблюдением изнутри и со стороны ведет к фундаментальным заблуждениям в области физиологии, психологии и медицины.

Физиология, например, становится в позицию стороннего наблюдателя за человеком и видит тело. Это тело является объективной сущностью, которую можно наблюдать, анализировать, измерять, как и любой другой объект. К этому телу применяются универсальные законы физики и химии, поскольку это тело как объект наблюдения явно демонстрирует соответствие универсальным принципам физики и химии.

Однако с позиции от первого лица наблюдаются совсем другие данные. Проприоцептивные центры сообщаются друг с другом, постоянно передавая в обратном направлении широкий спектр соматической информации, которая немедленно регистрируется самим «внутренним наблюдателем» в едином и непрерывном процессе. Соматические данные не нужно вначале преобразовывать и интерпретировать при помощи набора универсальных законов, чтобы они стали фактическими. Наблюдение сомы от первого лица сразу же является фактическим. В то же время, восприятие с позиции стороннего наблюдателя может стать фактическим только путем преобразования посредством ряда принципов.

Необходимо понять, что это различие в данных не является различием в действительной точности или во внутренней ценности. Различие состоит в том, что два отдельных способа познания не могут подменять друг друга. Ни один из способов не является менее фактическим или менее значимым по отношению к другому: они равноправны.

Психология, например, принимает позицию наблюдения за человеком со стороны и видит «поведение тела». Это телесное поведение является набором объективных данных, которые доступны для наблюдения, анализа и измерения, как и любые другие поведенческие данные. Универсальные законы причины и следствия, стимула и реакции, а также адаптации применяются в отношении поведения тела, потому что в качестве объекта наблюдения оно в полной мере демонстрирует эти поведенческие принципы.

Но если вести наблюдение с позиции от первого лица, то будут восприниматься совсем другие данные. Проприоцептивные центры сообщаются друг с другом и немедленно передают в обратном направлении фактическую информацию о процессе в постоянно действующей, цельной соме с импульсом из ее (сомы) прошлого вместе с намерениями и ожиданиями ее будущего. Эти данные уже приведены к единообразию; они не нуждаются в анализе, интерпретации и в последующем приведении к единому фактическому утверждению.

Медицина, к примеру, занимает позицию стороннего наблюдателя за человеком и видит пациента (т. е. клиническое тело) с разнообразными симптомами, которые после наблюдения, анализа и интерпретации в соответствии с универсальными клиническими принципами могут быть диагностированы, подвергнуты лечению и по которым может быть составлен прогноз.

Но с позиции внутреннего наблюдателя регистрируются совсем иные данные. Проприоцептивные центры сообщаются и немедленно передают в обратном направлении фактическую информацию о непрерывном и унифицированном прошлом сомы и её ожиданиях касательно будущего. Соматическая оценка того, каким образом это прошлое связано с плохим состоянием здоровья, и как будущее может восстановить (или не восстановить) здоровье, важна для полной клинической картины. Пренебрежение точкой зрения от первого лица является пренебрежением соматическим фактором, который играет немаловажную роль в медицине (эффект плацебо и эффект ноцебо).

Таким образом, человеческое существо в корне отличается от минерала или химического раствора тем, что может являться объектом для наблюдения с двух не сводимых друг к другу позиций. Посредством взгляда от третьего лица можно наблюдать лишь человеческое тело. Посредством взгляда от первого лица можно наблюдать лишь свою собственную человеческую сому. Тело и сома равноправны по своей реалистичности и ценности, но как наблюдаемые явления они существенно отличаются в своих проявлениях.

Тогда соматику можно определить как сферу исследования, которая изучает соматические явления, т. е. человеческое существо, как оно ощущает себя изнутри.

Отступление: каким образом это разделение влияет на науку

Наука базируется на методической дисциплине и в равной степени опирается как на экспериментальные данные, так и на теорию. Если существенно важные данные игнорируются сознательно или по недосмотру, то это ставит под сомнение достоверность полученных результатов или предположений.

Два разных способа изучения одного и того же субъекта позволяют получить разные данные, но это не влияет на точность физических наук, которые изучают неживые объекты, не обладающие проприоцептивным сознаванием, которым, в свою очередь, обладает сам ученый. Но этот факт непосредственно влияет на ученых, имеющих дело с объектами, способными к сознательному наблюдению за собой в той же мере, что и ученые, занятые исследованием этих объектов.

Науки, занимающиеся изучением живых объектов вообще, и такие науки, как физиология, психология и медицина в частности, страдают от недостатка надежных оснований касательно того, что они оценивают как установленный факт, и от недостатка обоснованной теории в той мере, в которой они игнорируют, намеренно или непреднамеренно, данные, полученные «от первого лица». Стремление избегать «феноменологических» или «субъективных» показаний не является научным. Отбрасывать эти данные как ненаучные или не относящиеся к сути дела – безответственно.

2. Сома обладает как саморегуляцией так и самовосприятием

Когда вы как ученый смотрите на объект, который, в отличие от камня, тоже смотрит на вас, то нелегко делать вид, что этот объект является просто более сложно организованным камнем. Если продолжать на этом настаивать, то невозможно будет делать никакие обоснованные научные заключения и такие заключения не найдут никакого реального применения, разве что только по отношению к более сложно организованному камню.

Таким образом, первый шаг к пониманию соматики состоит в признании (и постоянном напоминании себе) того, что сомы - это не тела и что объективные научные истины, относящиеся к телу, тем самым не применимы к соме. Смешивая эти понятия, мы совершаем то, что в логике называется категориальной ошибкой.

Второй шаг в область соматики также весьма важен: это признание того факта, что самосознавание - это лишь первое из ряда отличительных свойств человеческой сомы. Человек - это не просто сознающая себя сома, пассивно наблюдающая за собой (а также за своим ученым наблюдателем). При этом она также воздействует на саму себя, т. е. она всегда вовлечена в процесс саморегуляции.

Когда мы играем роль ученого и наблюдаем за камнем, для камня ничего не меняется (кроме, как напоминает нам Гейзенберг, незначительных изменений, вызванных теплом нашего тела, нашей тенью и т. д.). Но сома, подвергающаяся наблюдению, не только сознает себя посредством самосозерцания, но и одновременно находится в процессе изменения на глазах у наблюдателя.

Фундаментальное открытие психофизиологии состоит в том, что люди воспринимают сенсорное ощущение только от того предмета или явления, на который у них уже выработана моторная реакция. Если мы не можем на что-либо отреагировать, то сенсорное ощущение не регистрируется отчетливо; оно находится за рамками восприятия. Это происходит потому, что процесс сенсорного восприятия никогда не происходит обособленно, а только в тандеме с двигательным центром (центральной нервной системы).

Неразрывное функциональное и соматическое единство сенсомоторной системы подтверждается очевидным структурным и телесным единством, заключенном в позвоночном канале человека. Канал включает нисходящие моторные и восходящие сенсорные нервы, которые выходят, соответственно, у передней и задней частей позвонков. Эта схема продолжается в спинном мозге и распространяется по всей его длине до самого головного мозга, где как раз перед центральной бороздой коры мозга проходят моторные тракты и где сразу позади них расположены сенсорные тракты. Эта схема лежит в основе нашего существа.

Сенсомоторная система функционирует как «замкнутая система обратной связи» внутри сомы. Мы не можем ощущать без действия, и мы не можем действовать без ощущения. Это неразрывное единство существенно важно для соматических процессов саморегуляции; в любой момент времени оно позволяет нам знать, что мы делаем. И также – рассмотрим это чуть позже – она лежит в основе нашего уникального способа обучения и забывания.

Четкое сенсорное восприятие внешней объективной ситуации невозможно без выработанного отчетливого моторного отклика. Такая же ситуация складывается и с соматическим восприятием: ощущать, что происходит внутри сомы, означает воздействовать на нее, т. е. регулировать ее.

Когда, например, мы фокусируем сознавание внутри себя на какой-то части тела – к примеру, на правом колене, – сенсорное восприятие колена действительно становится более отчетливым. Но это отчетливое выделение части тела происходит только за счет избирательного расслабления относящихся к коре головного мозга двигательных нейронов всех мышц, присоединенных к правому колену, в то время как все другие двигательные зоны тела блокируются путем сокращения. Это сфокусированное сенсорное сознавание происходит посредством направленного торможения моторной активности как негативного «фона», на котором вырисовывается «картина». Таким образом, сенсорное восприятие является не пассивно-рецептивным, а активно-продуктивным, в нем задействован весь соматический процесс.

Это взаимопроникающее, замкнутое взаимодействие между сенсорным восприятием и движением лежит в основе соматического процесса – процесса, который обеспечивает свою целостность и непрерывность за счет постоянной саморегуляции. Тело, воспринимаемое извне, третьим лицом, – это живой продукт данного непрерывного соматического процесса. Если этот процесс прекращается, то человеческое тело – в противоположность камню – прекращает свое существование: оно умирает и распадается.

Именно внутренний процесс саморегуляции сомы гарантирует существование внешней телесной структуры. Следовательно, универсально справедливая максима в соматике такова: функция сохраняет структуру.

Второй шаг к пониманию отличительных особенностей человеческой сомы, следовательно, состоит в том, что она сама себя ощущает, сама движется и что эти взаимосвязанные функции лежат в основе соматической самоорганизации и адаптации.

Соме присущ дуализм свойств: она может ощущать собственные индивидуальные функции посредством восприятия изнутри, с позиции первого лица, и может ощущать внешние структуры и объективные ситуации посредством восприятия со стороны, с позиции третьего лица. У нее есть выраженная способность к двум различным видам восприятия.

Когда человеческая сома смотрит на себя в зеркало, она видит тело – третье лицо, объективную структуру. Но чем является это же тело, воспринимаемое изнутри, с соматической точки зрения? Это комплексный опыт самовосприятия и самостоятельного движения. В режиме восприятия с позиции первого лица «тело» сомы - это тело функций.

Декарт выразился недостаточно ясно. Мыслить – значит не просто пассивно «существовать»; мыслить – значит двигаться. «Я сознаю себя, следовательно, я действую» – вот более точное описание восприятия с позиции первого лица. Выражение сogito, ergo moveo (лат. - «я мыслю, следовательно, я двигаюсь») более точно выражает процесс получения информации от первого лица, которое всегда воспринимает «ум» и «тело» как неделимое функциональное целое.

Помимо прочего следует отметить, что, завершая свою знаменитую фразу «следовательно, я существую», Декарт некорректно описывает себя как пассивного наблюдателя, в то время как он является, как и все люди, активным наблюдателем, ощущающим себя и самостоятельно движущимся. Недостаточно пассивно сказать: «Я являюсь собой». Ввиду того, что для всех живых существ «бытие» – это самоорганизующаяся, саморегулирующаяся деятельность, было бы правильнее сказать: «Я являюсь собой в непрерывном процессе».

Отступление: человеческие сомы и другие сомы

Фраза «всех живых существ» из предыдущего абзаца подразумевает, что речь идет не только о человеческих существах. Это заслуживает пояснения.

Все члены царства животных являются сомами, потому что все животные - это самоорганизующиеся существа с сенсомоторными функциями. Многое из того, что было сказано в этой статье о человеческих сомах, применимо к другим живым существам, при этом по мере нисхождения по эволюционной шкале увеличивается число ограничений.

Мы не должны игнорировать тот факт, что растения являются сомами. Стоит только понаблюдать за тем, как каждый день открываются и закрываются навстречу солнцу лепестки или как растение пытается выжить в изоляции, чтобы распознать сенсомоторные функции в действии.

Насколько всем известно, ни у одного другого живого создания, за исключением человека, нет способности фокусировать сознавание произвольно, иными словами, без обязательного воздействия внешних стимулов. Эта возможность плюс поразительная способность к обучению уникальной человеческой коры головного мозга являются основой для необычайных сенсомоторных возможностей человека. Одной из них является способность человека распознавать и активно воспроизводить символы посредством устной речи и рукописного письма.

3. Сознание (consciousness) и сознавание (awareness)

Все сказанное о «сознании» и фокусе «сознавания» указывает на то, что они являются основными соматическими функциями. Сознание является основой человеческой сомы: оно определяет диапазон произвольных сенсомоторных функций, приобретаемых в процессе обучения. Люди учатся этим функциям с рождения и далее на протяжении жизни, моторные навыки при этом расширяют диапазон сенсорного восприятия, а более богатый спектр ощущений служит потенциалом для развития новых моторных навыков.

Сознание является «произвольным» благодаря диапазону навыков, которые вырабатываются в процессе обучения и, следовательно, являются доступными для использования в качестве знакомых паттернов. Освоить навык - значит научиться использовать его по собственной воле. Не следует заблуждаться насчет сознания; это не статичная «способность ума», и это не «фиксированный» сенсомоторный паттерн. Напротив, это сенсомоторная функция, которая приобретается в процессе обучения. И диапазон изученного определяет: 1) как много мы можем осознавать и 2) как много всего мы можем делать по собственной воле.

Непроизвольные соматические процессы, такие как автономные рефлексы, не обязательно подвергаются сознательному сенсорному распознаванию или находятся под контролем сознания. Но эти непроизвольные функции могут стать частью суммы навыков сознания путем обучения распознавать и контролировать их. Такова, к примеру, общепринятая процедура обучения при помощи биологической обратной связи, которая также практикуется теми, кто преподает техники сенсорного сознавания.

Человеческое сознание, таким образом, является относительной функцией: оно может быть сверхбольшим и сверхмалым. Являясь достигнутым состоянием сенсомоторной обученности сомы, сознание не может выходить за пределы своих собственных ограничений. Состояние сознания, таящееся внутри отдельных сом, является переменчивым и непредсказуемым: оно может варьироваться от уровня животного до уровня богоподобного существа, и в любой из этих крайних точек его невозможно заставить воспринимать или реагировать вне рамок достигнутого им уровня.

Поскольку сознание задействует накопление произвольных сенсомоторных навыков, то чем выше уровень сознания, тем шире диапазон автономии и саморегуляции. Человеческое сознание в конечном счете – это инструмент человеческой свободы. Поэтому важно помнить, что эта функция приобретается в процессе обучения и её всегда можно расширить за счет дальнейшего обучения.

Настаивая на том, что сознание не является фиксированной умственной способностью, мы ясно хотим сказать, что оно не пустая «линза», которая фокусируется на внешних объектах, представляя собой явную концепцию стороннего наблюдателя. Скорее, сознание – это доступный для сомы репертуар сенсомоторных навыков, которые включаются при воздействии внешних стимулов или вызываются внутренними потребностями.

«Сознавание», напротив, функционирует как линза, которую можно на что-то направить и сфокусировать. Сознавание – это исключительно соматическая функция: она задействует моторное торможение, чтобы исключить любое сенсорное распознавание, кроме того, на котором она сфокусирована и которое может находиться как вовне (сознавание с позиции третьего лица), так и внутри сомы (сознавание с позиции первого лица).

Активность сознавания, можно сказать, на девяносто девять процентов негативна и на один процент позитивна. Функция «ничего, кроме этого» – это единственный доступный соме способ изолировать воспринимаемые события. Это самый полезный способ произвольного контроля применительно к репертуару сенсомоторных навыков.

Сознавание – это функция обособления «новых» сенсомоторных явлений с целью научиться распознавать и контролировать их. Только посредством функции исключения, присущей сознаванию, непроизвольное превращается в произвольное, неизвестное становится известным, а невыполнимое – выполнимым. Сознавание работает как зонд, собирающий новый материал для репертуара произвольного сознания.

Это приводит нас к выводу, что соматическое обучение начинается с фокусировки сознавания на неизвестном. Это активное фокусирование выявляет свойства неизвестного, которые можно ассоциировать со свойствами уже известного сознательного репертуара индивидуума. Посредством этого процесса неизвестное становится известным произвольному сознанию. Одним словом, неизученное становится изученным.

4. Соматическое обучение и сенсомоторная амнезия

Соматическое обучение – это деятельность, которая расширяет диапазон волевого сознания. Его не следует путать с обусловливанием (conditioning) – телесным процессом, который вызывается манипуляциями извне. Обусловливание воздействует на человека как на объект, находящийся в поле объективных сил, и таким образом является формой обучения, отражающей типичную точку зрения науки «от третьего лица», в частности психологии.

Модели обучения Павлова и Скиннера – это манипулятивные методы, вызывающие адаптивную реакцию в механизмах безусловных рефлексов тела. Обусловливание – это технологический процесс, противоположный функции соматического обучения в том, что он стремится сократить набор навыков произвольного сознания. Обусловливание не требует фокусировки сознавания и не ведет к обучению произвольным соматическим действиям. Скорее, его цель состоит в выработке автоматической реакции, которая находится за пределами волевой сферы и сознания.

Но мы должны иметь в виду, что то же обусловливание может также происходить естественным образом ввиду удачного стечения обстоятельств и проявлений окружающей среды, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Такого рода внешние обстоятельства могут создавать постоянные стимулы для глубинных рефлексов выживания, и, при достаточном количестве повторений, сделать их привычными – рефлекс выучивается и закрепляется.

Рефлексы, подобно другим органическим явлениям, являются одновременно сенсорными и моторными, и, таким образом, когда они становятся привычными и непроизвольными, возникает двойная потеря как сознательного контроля над этой моторной зоной, так и сознательного ощущения этой моторной деятельности.

Нам следует называть это состояние сенсомоторной амнезией. Это состояние, которое отмечается повсеместно у представителей человеческой расы и является предсказуемым результатом длительного воздействия стресса. Постоянное повторение ведущих к стрессу стимулов приведет к потере сознательного произвольного контроля над значительной областью мускулатуры тела, как правило преобладание в районе центра тяжести, т. е. в области мышц между тазом и грудной клеткой.

Когда возникает сенсомоторная амнезия, эти мышечные зоны становится невозможно сознательно ощущать или контролировать. Пострадавший может пытаться произвольно расслабить мышцы в области, подверженной амнезии, но он не в состоянии этого сделать: и ощущения, и движения этих мышц находятся вне его осознанного, произвольного контроля. Мышцы остаются зажатыми и неподвижными, словно они принадлежат кому-то другому.

Поскольку такие реакции на постоянный стресс накапливаются в течение длительного времени, то возникающее в результате хроническое мышечное сокращение связывают со старением. Но возраст здесь не является причинным фактором. Время само по себе нейтрально. Наши мышечные рефлексы закрепляются вследствие событий нашей жизни. Накопленный стресс или травма вызывают сенсомоторную амнезию, и то, что мы ошибочно причисляем к результатам старения, на самом деле является прямым следствием сенсомоторной амнезии.

Не существует телесного «лекарства» от сенсомоторной амнезии. Хроническая ригидность мышц, привычно ассоциируемая со старением, не поддается медикаментозному лечению. Внешние манипуляции также не приносят результата.

И все же существует способ снять непроизвольные ограничения сенсомоторной амнезии. Сделать это можно благодаря соматическому обучению. Если сфокусировать сознавание на неосознаваемой, забытой зоне сомы, то можно начать воспринимать минимальные ощущения, которых будет достаточно для управления минимальными движениями, и это, в свою очередь, даст новую сенсорную обратную связь от проблемной зоны, и это снова увеличит четкость движения, и так далее.

Эта сенсорная обратная связь соотносится с прилегающими к данной области сенсорными нейронами и повышает «четкость» их возможной синергии с соответствующими двигательными нейронами. Благодаря этому в следующее моторное усилие включается более широкий спектр соответствующих произвольных нейронов, что расширяет и улучшает двигательное действие, что в свою очередь дополнительно усиливает сенсорную обратную связь. Такая «переменно-возвратная» двигательная методика постепенно «раскалывает» зону амнезии, возвращая ее обратно в сферу произвольного контроля: неизвестное становится известным, а забытое снова становится знакомым.

В одной из работ было отмечено, что «… все формы соматического обучения используют эту способность человека для расширения или повышения степени соматического самосознавания. Как две вязальные спицы, сенсорная и моторная системы устроены так, чтобы переплетаться, повышая сенсорную осознанность нашей внутренней деятельности и вызывая бóльшую активность внутреннего сенсорного сознавания».

Соматическое обучение пробуждено методами обучения Моше Фельденкрайза, но оно также является центральной проблемой в методах Эльзы Гиндлер, Ф. Матиаса Александера, Герды Александер и многих современных специалистов-практиков. Техники соматического обучения, которые используются этими учителями, применимы к любой форме сенсомоторной амнезии, включая двигательный паралич.

Соматическое обучение может быть направлено на преодоление амнезии, либо человек может практиковать его всю жизнь, чтобы избежать привыкания к последствиям стресса. В любом случае именно обучение расширяет диапазон действия и восприятия человеческой сомы. Поэтому чем большему мы научимся подобным образом, тем большим будет диапазон нашего произвольного сознания для более успешной адаптации к условиям окружающей среды.

Максимально свободная сома – это та, которая достигла наивысшей степени произвольного контроля и минимальной степени непроизвольного обусловливания. Это состояние автономии является оптимальным состоянием индивидуализации, т.е. когда у человека имеется весьма широкий спектр возможных способов реагирования на вызовы окружающей среды.

Состояние соматической свободы – это во многих смыслах оптимальное состояние человека. Если смотреть с позиции от третьего лица, то соматическая свобода – это состояние максимальной эффективности при минимальной энтропии. Если смотреть с позиции от первого лица, с соматической точки зрения, то соматическая свобода – это то, что я бы назвал “fair” state – «проясняющим» состоянием (старинное английское слово fair означает здесь непрерывный и безупречный прогресс, не имеющий искажений, не испорченный торможением).

«Проясняющее» состояние человеческой сомы - это состояние оптимальной синергии, при которой любое намеренное воздействие вызывает спонтанную координацию всего соматического процесса без какого бы то ни было неосознанного, непроизвольного торможения. С позиции третьего лица «проясняющее» состояние сомы можно описать как состояние оптимального умственного и физического здоровья.

Таким образом, соматика - это наука о соме, которая является не только восприятием живого тела от первого лица, но и его регуляцией от первого лица. Сома – это единство сенсомоторных функций, одни из которых являются сознательными, произвольными функциями, усвоенными путем обучения, а другие - невыученные и непроизвольные. Непроизвольные функции могут быть включены в «волевую» систему путем избирательного применения сознавания для того, чтобы выделить неизученную функцию и, по ассоциации, обучиться ей, т. е. путем включения этой функции в процесс сознательной работы сенсомоторной системы.

Ссылки

Hanna, Thomas. The Body of Life. 1980 (Ханна, Томас. Тело жизни. 2015).

В современном мире развитие многих болезней происходит, по мнению психологов и ученых, из-за психологических травм, переживаний, различных негативных убеждений и мыслей. Достаточно часто наблюдаются ситуации, когда никаких физиологических предпосылок для появления болезни нет, но заболевание прогрессирует. В этом случае начинают говорить о соматических расстройствах. Так что же это такое?

Соматическими болезнями называют телесные заболевания, в противоположность психическим патологиям. В эту группу входят патологии, которые вызываются нарушениями работы внутренних систем и органов или внешними воздействиями, не касающимися психической деятельности человека.

Перечень

Соматические проявления приводят к появлению симптомов многих болезней, на характер которых влияет предрасположенность личности.

К распространенным соматическим патологиям относят следующие заболевания:

  • Язва желудка и двенадцатиперстной кишки . Основная причина этой болезни – повышенная нервозность. Перенапряжение вызывает повышение кислотности и, как результат, появление язвы.
  • Нейродермит (болезнь кожи) – появляется из-за депрессии, болезнь сопровождается кожными недостатками, нервозностью, сильным зудом.
  • Бронхиальная астма – может быть вызвана сильными переживаниями. Влияя на сердце, стресс вызывает приступ удушья.
  • Язвенный колит – нервные расстройства и стрессы относятся к частым причинам болезни.
  • Ревматоидный артрит – чаще всего появляется из-за нарушений психики, нервного перенапряжения, в результате чего и возникают симптомы болезни суставов.
  • Эссенциальная (хроническая) гипертензия – появляется из-за перегрузки нервной деятельности.

Реже соматические заболевания способствуют развитию:

  • Сахарного диабета.
  • Ишемической болезни миокарда.
  • Соматоформных расстройств поведения.

Причины

Основой соматических расстройств личности является реакция организма на стрессовые ситуации, которые провоцируют нарушения работы внутренних органов.

Причиной развития подобных состояний является эмоциональное напряжение, вызванное:

  • конфликтами;
  • повышенной нервозностью;
  • гневом;
  • недовольством;
  • тревогой;
  • страхом.

Симптомы

Распознать соматизацию достаточно сложно, часто при подобном состоянии пациент жалуется на болезненные ощущения в организме, но в результате обследования причины появления симптомов отсутствуют. Наиболее распространенными симптомами соматических болезней являются:

Нарушение аппетита

Подобные расстройства могут выглядеть как полное отсутствие аппетита, так и повышенное чувство голода. Часто их причиной выступаю депрессии, стрессы. Большинство неврозов сопровождаются потерей аппетита. Некоторые заболевания проявляются в комплексе у одного человека. Например, булимия и анорексия.

Если больной страдает нервной анорексией, то он может отказаться от еды, иногда чувствовать отвращение к ней, при этом потребность организма в пище будет оставаться. Булимия характеризуется неконтролируемым потреблением большого количества еды и может являться причиной ожирения. В некоторых случаях патология влечет потерю массы тела. Это бывает, когда человек, ощущая неприязнь к самому себе из-за невроза, начинает пить слабительные и вызывать рвоту.

Нарушение сна

Один из самых частых симптомов расстройства психики – бессонница. В основном она появляется из-за внутренних переживаний. В этом случае больной не может заснуть, пытаясь принять правильное решение и найти выход из трудной ситуации. Утром человек просыпается раздражительным и усталым. Бессонница часто наблюдается при неврозах.

Неврастения характеризуется чуткостью сна: человек спит, но даже небольшой звук пробуждает его, после чего он не может уснуть.

Болевой синдром

При соматических расстройствах больной жалуется на болезненные ощущения в том органе, который для него является самым уязвимым.

Депрессия часто сопровождается неприятными, колющими ощущениями в сердце, к которым могут присоединяться беспокойство и страхи.

Головная боль, имеющая психогенное происхождение, может появляться из-за напряжения мышц шеи. Истерия или самовнушение также приводят к головным болям.

Некоторые стрессовые ситуации провоцируют возникновение сильных болей в затылке, пациент ощущает отдающую в плечи боль. Такие состояния часто преследуют тревожно-мнительных людей.

Расстройства сексуальной функции

Существует несколько расстройств либидо. К ним относятся: чрезмерно повышенное или пониженное сексуальное влечение, боли во время полового акта, отсутствие оргазма.

К таким расстройствам приводят психологические факторы, среди них – длительное воздержание, заниженная самооценка, отсутствие постоянного партнера, страх, неосознанная брезгливость.

Оценка факторов риска

Чаще всего соматические заболевания развиваются в подростковом возрасте и редко у тех, кому за 30. В большинстве случаев расстройства встречаются у женщин, причем риск их появления выше для имеющих в семейном анамнезе аналогичную патологию, наркотическую или лекарственную зависимость, личностные нарушения антисоциального характера.

Кроме того, подвержены соматическим болезням мнительные люди и те, кто занят умственным трудом или постоянно пребывает в состоянии стресса.

Как лечить

Лечение соматических болезней проводится как амбулаторно, так и в условиях стационара. Пребывание в стационарных условиях показано на этапе острого проявления психоматоза, после чего наступает период восстановления. Важное значение отводится работе с больным, которая облегчит психоневрологические факторы развития заболевания.

Из лекарственных препаратов предпочтение отдается тем, которые нужны для лечения появившегося заболевания. Параллельно с приемом лекарств производится психотерапевтическая терапия с целью воздействовать на механизм развития болезни и провоцирующие ее факторы. Для успокоения назначаются антидепрессанты или транквилизаторы.

Использование народных средств рассматривается в качестве дополнения к основным методам лечения. Чаще всего врач назначает растительные экстракты и травы, которые помогут при лечении определенной возникшей болезни (например, капустный сок при язве желудка, отвар календулы при гипертонии).

У детей

Наиболее часто возникающим состоянием соматического расстройства, которое может создавать трудности для эмоционального, психического и физического развития ребенка, является невропатия. Это тяжелое нарушение врожденной этиологии, то есть появившегося во время внутриутробного развития или при родах.

Причинами невропатии могут быть:

  • Длительный токсикоз у матери.
  • Патологическое развитие беременности, которое приводит к угрозе выкидыша.
  • Стрессы будущей мамы в период ожидания ребенка.

Признаками детской невропатии являются:

  • Эмоциональная неустойчивость – склонность к беспокойству, эмоциональным расстройствам, раздражительной слабости, быстрому появлению аффектов.
  • Нарушение сна в виде ночных страхов, затрудненного засыпания, отказа спать днем.
  • Вегетативная дистония (расстройство нервной системы, которая регулирует работу внутренних органов). Выражается в разнообразных расстройствах в работе внутренних органов: головокружениях, затруднении дыхания, расстройствах ЖКТ, тошноте и т. д. В школьном и дошкольном возрасте у детей при появлении трудностей в адаптации к детскому учреждению часто наблюдаются соматические реакции в виде колебаний давления, головных болей, рвоты и др.
  • Нарушения обмена веществ, склонность к аллергическим реакциям с разными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям. Ученые предполагают, что аллергия у мальчиков и сниженный аппетит связаны с внутренней напряженностью и эмоциональной неудовлетворенностью мамы семейной жизнью в период вынашивания ребенка.
  • Минимальная мозговая ослабленность. Проявляется в повышенной чувствительности ребенка к внешним воздействиям: яркому свету, шуму, духоте, поездке на транспорте, изменениям погоды.
  • Общее соматическое расстройство, снижение иммунных сил организма. Ребенок часто болеет ОРВИ, ОРЗ, желудочно-кишечными болезнями, заболеваниями дыхательной системы и др. При этом болезнь может начаться с сильного эмоционального переживания, связанного, к примеру, с разлукой с близкими, трудностями адаптации к дошкольному учреждению. В развитии такого состояния значимую роль играет общее состояние мамы в период беременности, особенно плохое эмоциональное самочувствие, нарушение сна, сильное переутомление.
  • Психомоторные нарушения (заикание, тики, непроизвольное мочеиспускание во время ночного и дневного сна). Подобные нарушения с возрастом чаще всего исчезают и имеют только сезонную зависимость, обостряясь осенью и весной.

Первые признаки невропатии диагностируются уже на первом году жизни ребенка, они проявляются:

  • частыми срыгиваниями;
  • беспокойным сном;
  • колебаниями температуры;
  • закатываниями при плаче.

Невропатия является только базовым патогенным фактором, на фоне которого может появиться снижение общей активности ребенка, в том числе психической. В результате замедляется психофизическое созревание, что негативно сказывается на психическом развитии, адаптации к социальным реалиям, изменении личности (ребенок может стать полностью зависим от окружающих, потерять интерес к жизни и так далее).

При своевременной организации оздоровительных, общеукрепляющих мероприятий, включая благоприятную психологическую атмосферу, с течением времени признаки невропатии уменьшаются и исчезают. В случае неблагоприятных обстоятельств патология становится почвой для развития хронических соматических болезней, психоорганического синдрома.

Содержание статьи

Общая и клиническая характеристика

Соматогенные психические заболевания - сборная группа психических расстройств, возникающих в результате соматических неинфекционных заболеваний. К ним относят нарушения психики при сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных, эндокринных, обменных и других болезнях. Психические нарушения сосудистого генеза (при гипертонической болезни, артериальной гипотензии и атеросклерозе) традиционно выделяют в самостоятельную группу.

Классификация соматогенных психических расстройств

1. Пограничные непсихотические расстройства:
а) астенические, неврозоподобные состояния, обусловленные соматическими неинфекционными заболеваниями (шифр 300.94), нарушением обмена веществ, роста и питания (300.95);
б) непсихотические депрессивные расстройства, обусловленные соматическими неинфекционными заболеваниями (311.4), нарушением обмена веществ, роста и питания (311.5), другими и неуточненными органическими заболеваниями головного мозга (311.89 и 311.9);
в) неврозо- и психопатоподобные расстройства вследствие соматогенных органических поражений головного мозга (310.88 и 310.89).
2. Психотические состояния, развившиеся в результате функционального или органического поражения мозга:
а) острые психозы (298.9 и 293.08) - астенической спутанности, делириозный, аментивиый и другие синдромы помрачения сознания;
б) подострые затяжные психозы (298.9 и 293.18) - параноидный, депрессивно-параноидный, тревожно-параноидный, галлюцинаторно-параноидный, кататонический и другие синдромы;
в) хронические психозы (294)-корсаковский синдром (294.08), галлюцинаторно-параноидный, сенестопато-ипохондрический, вербального галлюциноза и др. (294.8).
3. Дефектно-органические состояния:
а) простой психоорганический синдром (310.08 и 310.18);
б) корсаковский синдром (294.08);
в) деменция (294.18).
Соматические заболевания приобретают самостоятельное значение в возникновении расстройства психической деятельности, по отношению к которому они являются экзогенным фактором. Важное значение имеют механизмы гипоксии мозга, интоксикации, нарушения обмена веществ, нейрорефлекторных, иммунных, аутоиммунных реакций. С другой стороны, как отмечал Б. А. Целибеев (1972), соматогенные психозы нельзя понимать лишь как результат соматической болезни. В их развитии играют роль предрасположенность к психопатологическому типу реагирования, психологические особенности личности, психогенные воздействия.
Проблема соматогенной психической патологии приобретает все большее значение в связи с ростом сердечно-сосудистой патологии. Патоморфоз психических заболеваний проявляется так называемой соматизацией, преобладанием непсихотических расстройств над психотическими, «телесных» симптомов над психопатологическими. Больные с вялотекущими, «стертыми» формами психоза иногда попадают в общесоматические больницы, а тяжелые формы соматических заболеваний нередко бывают нераспознанными в виду того, что субъективные проявления болезни «перекрывают» объективные соматические симптомы.
Психические нарушения наблюдаются при острых кратковременных, затяжных и хронических соматических заболеваниях. Они проявляются в виде непсихотических (астенических, астеноденрессивных, астенодистимических, астеноипохондрических, тревожно-фобических, истероформных), психотических (делириозных, делириозно-аментивных, онирических, сумеречных, кататонических, галлюцинаторно-иараноидных), дефектно-органических (нсихоорганического синдрома и деменции) состояний.
По данным В. А. Ромасенко и К. А. Скворцова (1961), Б. А. Целибеева (1972), А. К. Добржанской (1973), экзогенный характер психических нарушений неспецифического тина обычно наблюдается при остром течении соматической болезни. В случаях хронического ее течения с диффузным поражением головного мозга токсико-аноксического характера чаще, чем при инфекциях, отмечается тенденция к эндоформности психопатологической симптоматики.

Психические растройства при отдельных соматических заболеваниях

Психические нарушения при заболеваниях сердца

Одной из наиболее часто выявляемых форм поражения сердца является ишемическая болезнь сердца (ИБС). В соответствии с классификацией ВОЗ к ИБС относят стенокардию напряжения и покоя, острую очаговую дистрофию миокарда, мелко- и крупноочаговый инфаркт миокарда. Коронаро-церебральные нарушения всегда сочетанные. При заболеваниях сердца отмечается мозговая гипоксия, при поражениях мозговых сосудов обнаруживают гипоксические изменения в сердце.
Психические расстройства, возникающие вследствие острой сердечной недостаточности, могут выражаться синдромами нарушенного сознания, чаще всего в форме оглушенности и делирия, характеризующегося нестойкостью галлюцинаторных переживаний.
Психические нарушения при инфаркте миокарда систематически стали изучать в последние десятилетия (И. Г. Равкин, 1957, 1959; Л. Г. Урсова, 1967, 1969). Описаны депрессивные состояния, синдромы нарушенного сознания с психомоторным возбуждением, эйфория. Нередко формируются сверхценные образования. При мелкоочаговом инфаркте миокарда развивается выраженный астенический синдром со слезливостью, общей слабостью, иногда тошнотой, ознобом, тахикардией, субфебрильной температурой тела. При крупноочаговом инфаркте с поражением передней стенки левого желудочка возникают тревога, страх смерти; при инфаркте задней стенки левого желудочка наблюдаются эйфория, многоречивость, недостаточность критики к своему состоянию с попытками вставать с постели, просьбами дать какую-либо работу. В постинфарктном состоянии отмечаются вялость, резкая утомляемость, ипохондричность. Часто развивается фобический синдром - ожидание боли, страх повторного инфаркта, подниматься с постели в тот период, когда врачи рекомендуют активный режим.
Психические нарушения возникают также при пороках сердца, на что указывали В. М. Банщиков, И. С. Романова (1961), Г. В. Морозов, М. С. Лебединский (1972). При ревматических пороках сердца В. В. Ковалев (1974) выделил следующие варианты психических расстройств:
1) пограничные (астенические), неврозоподобные (неврастеноподобные) с вегетативными нарушениями, церебрастеиические с легкими проявлениями органической церебральной недостаточности, эйфорическим или депрессивно-дистимическим настроением, истероформные, астеноинохондрические состояния; невротические реакции депрессивного, депрессивно-ипохондрического и псевдоэйфорического типов; патологическое развитие личности (психопатоподобное);
2) психотические (кардиогенные психозы) - острые с делириозной или аментивной симптоматикой и подострые, затяжные (тревожно-депрессивные, депрессивно-параноидные, галлюцинаторно-параноидные); 3) энцефалопатические ц(психоорганические) - психоорганический, эпилептиформный и корсаж ковский синдромы. Врожденные пороки сердца часто сопровождаются признаками психофизического инфантилизма, астенического, неврозо- и психопатоподобного состояний, невротическими реакциями, задержкой интеллектуального развития.
В настоящее время широко выполняют операции на сердце. Хирурги и кардиологи-терапевты отмечают диспропорцию между объективными физическими возможностями оперированных больных и относительно низкими фактическими показателями реабилитации лиц, перенесших операции на сердце (Е. И. Чазов, 1975; Н. М. Амосов и соавт., 1980; С. Bernard, 1968). Одной из наиболее существенных причин данной диспропорции является психологическая дезадаптация лиц, перенесших операцию на сердце. При обследовании больных о патологией сердечнососудистой системы установлено наличие у них выраженных форм личностных реакций (Г. В. Морозов, М. С. Лебединский, 1972; A.M. Вейн и соавт., 1974). Н. К. Боголепов (1938), Л. О. Бадалян (1963), В. В. Михеев (1979) указывают на высокую частоту этих расстройств (70-100 %). Изменения нервной системы при пороках сердца описал Л. О. Бадалян (1973, 1976). Недостаточность кровообращения, возникающая при пороках сердца, приводит к хронической гипоксии мозга, возникновению общемозговой и очаговой неврологической симптоматики, в том числе в виде судорожных припадков.
У больных, оперированных по поводу ревматических пороков сердца, обычно наблюдаются жалобы на головную боль, головокружение, бессонницу, онемение и похолодание конечностей, боль в области сердца и за грудиной, удушье, быструю утомляемость, одышку, усиливающуюся при физическом напряжении, слабость конвергенции, снижение корнеальных рефлексов, гипотонию мышц, снижение периостальных и сухожильных рефлексов, расстройства сознания, чаще в виде обмороков, указывающие на нарушение кровообращения в системе позвоночных и базилярной артерий и в бассейне внутренней сонной артерии.
Психические расстройства, возникающие после кардиохирургического вмешательства, являются следствием не только церебрально-сосудистых нарушений, но и личностной реакции. В. А. Скумин (1978, 1980) выделил «кардиопротезный психопатологический синдром», часто возникающий при имплантации митрального клапана или многоклапанном протезировании. Вследствие шумовых явлений, связанных с деятельностью искусственного клапана, нарушения рецептивных полей в месте его вживления и расстройства ритма сердечной деятельности внимание больных приковано к работе сердца. У них возникают опасения и страхи о возможном «отрыве клапана», его поломке. Угнетенное настроение усиливается к ночи, когда шум от работы искусственных клапанов слышен особенно четко. Только днем, когда больной виднт рядом медицинский персонал, он может уснуть. Вырабатывается отрицательное отношение к активной деятельности, возникает тревожно-депрессивный фон настроения с возможностью суицидальных действий.
В В. Ковалев (1974) в неоеложненный послеоперационный период отмечал у больных астеноадинамические состояния, сенситивность, преходящую или устойчивую интеллектуально-мнеетическую недостаточность. После операций с соматическими осложнениями нередко возникают острые психозы с помрачением сознания (делириозный, делириозно-аментивный и делирпозно-опейроидный синдромы), подострые абортивные и затяжные психозы (тревожно-депрессивный, депрессивно-ипохондрический, депрессивно-параноидный синдромы) и эпилептиформные пароксизмы.

Психические расстройства у больных с почечной патологией

Психические нарушения при почечной патологии наблюдаются у 20-25 % заболевших лнц (В. Г. Вогралик, 1948), однако не все они попадают в поле зрения психиатров (А. Г. Наку, Г. Н. Герман, 1981). Отмечают выраженные нарушения психики, развивающиеся после трансплантации почек и гемодиализа. А. Г. Наку и Г. Н. Герман (1981) выделяли типичные нефрогенные и атипичные нефрогенные психозы с обязательным наличием астенического фона. К 1-й группе авторы относят астению, психотические и непсихотические формы расстроенного сознания, ко 2-й - эндоформпые и органические психотические синдромы (включение синдромов астении и непсихотического нарушения сознания в состав психотических состояний мы считаем ошибочным).
Астения при почечной патологии, как правило, предшествует диагностике поражения почек. Отмечаются неприятные ощущения в теле, «несвежая голова», особенно по утрам, кошмарные сновидения, затруднения в сосредоточении внимания, чувство разбитости, подавленное настроение, соматоневрологичсские проявления (обложенный язык, серовато-бледный цвет лица, неустойчивость артериального давления, ознобы и профузиая потливость по ночам, неприятное ощущение в пояснице).
Астенический нефрогенный еимптомокомплекс характеризуется постоянным усложнением и нарастанием симптоматики, вплоть до состояния астенической спутанности, при которой больные не улавливают изменений в ситуации, не замечают нужных им, рядом лежащих предметов. При нарастании почечной недостаточности астеническое состояние может смениться аменцией. Характерной чертой нефрогенной астении является адинамия с невозможностью или трудностью мобилизовать себя на выполнение действия при понимании необходимости такой мобилизации. Больные большую часть времени проводят в постели, что не всегда оправдано тяжестью почечной патологии. По мнению А. Г. Наку и Г. Н. Герман (1981), часто наблюдающаяся смена астеноадинамических состояний астеносубдепрессивными - показатель улучшения соматического состояния больного, признак «аффективной активации», хотя и проходит через выраженную стадию депрессивного состояния с идеями самоуничижения (ненужности, никчемности, обузы для семьи).
Синдромы помраченного сознания в форме делирия и аменции при нефропатнях протекают тяжело, нередко больные умирают. Выделяют два варианта аментивного синдрома (А. Г. Маку, Г. II. Герман, 1981), отражающих тяжесть почечной патологии и имеющих прогностическое значение: гиперкинетический, при котором уремическая интоксикация нерезко выражена, и гипокинетический с нарастающей декомпенсацией деятельности почек, резким повышением артериального давления.
Тяжелые формы уремии иногда сопровождаются психозами по типу острого бреда и заканчиваются летальным исходом после периода оглушенности о резким двигательным беспокойством, отрывочными бредовыми идеями. При ухудшении состояния продуктивные формы расстроенного сознания сменяются непродуктивными, нарастают адинамия, сомноленция.
Психотические расстройства в случае затяжных и хронических заболеваний почек проявляются сложными синдромами, наблюдаемыми на фоне астении: тревожно-депрессивным, депрессивно- и галлюцинаторно-параноидным и кататоническим. Нарастание уремического токсикоза сопровождается эпизодами психотического помрачения сознания, признаками органического поражения центральной нервной системы, эпилептиформными пароксизмами и интеллектуально-мнестическими расстройствами.
По данным Б. А. Лебедева (1979), у 33 % обследованных больных на фоне выраженной астении отмечаются психические реакции депрессивного и истерического типов, у остальных - адекватная оценка своего состояния со снижением настроения, пониманием возможного исхода. Астения нередко может препятствовать развитию невротических реакций. Иногда в случаях незначительной выраженности астенических симптомов возникают истерические реакции, которые исчезают при нарастании тяжести болезни.
Реоэнцефалографическое обследование больных хроническими заболеваниями почек дает возможность выявить снижение тонуса сосудов при незначительном уменьшении их эластичности и признаки нарушения венозного тока, которые проявляются увеличением венозной волны (пресистолической) в конце катакротической фазы и наблюдаются у лиц, длительное время страдающих артериальной гипертензией. Характерна неустойчивость сосудистого тонуса, преимущественно в системе позвоночных и базилярной артерий. При легких формах заболевания почек в пульсовом кровенаполнении выраженных отклонений от нормы не отмечается (Л. В. Плетнева, 1979).
В поздних стадиях хронической почечной недостаточности и при выраженной интоксикации проводят органозамещающие операции и гемодиализ. После пересадки почек и во время диализной стабильной субуремии наблюдается хроническая нефрогенная токсикодизгомеостатическая энцефалопатия (М. А. Цивилько и соавт., 1979). У больных отмечаются слабость, расстройства сна, угнетение настроения, иногда быстрое нарастание адинамии, оглушенности, появляются судорожные припадки. Считают, что синдромы помраченного сознания (делирий, аменция) возникают вследствие сосудистых расстройств и послеоперационной астении, а синдромы выключения сознания - в результате уремической интоксикации. В процессе лечения гемодиализом наблюдаются случаи интеллектуально-мнестических нарушений, органического поражения головного мозга с постепенным нарастанием вялости, потерей интереса к окружающему. При длительном применении диализа развивается психоорганический синдром - «диализно-уремическая деменция», для которой характерна глубокая астения.
При пересадке почек применяют большие дозы гормонов, что может повлечь за собой расстройства вегетативной регуляции. В период острой недостаточности трансплантата, когда азотемия достигает 32,1-33,6 ммоль, а гиперкалиемия - до 7,0 мэкв/л, могут возникнуть геморрагические явления (обильное носовое кровотечение и геморрагическая сыпь), парезы, параличи. При электроэнцефалографическом исследовании обнаруживают стойкую десинхронизацию с почти полным исчезновением альфа-активности и преобладанием медленноволновой активности. При реоэнцефалографическом исследовании выявляют выраженные изменения сосудистого тонуса: неравномерность волн по форме и величине, дополнительные венозные волны. Резко усиливается астения, развиваются субкоматозное и коматозное состояния.

Психические нарушения при заболеваниях пищеварительного тракта

Заболевания органов пищеварения занимают второе место в общей заболеваемости населения, уступая лишь сердечно-сосудистой патологии.
Нарушения психических функций нри патологии пищеварительного тракта чаще ограничиваются заострением характерологических черт, астеническим синдромом и неврозоподобными состояниями. Гастрит, язвенная болезнь и неспецифический колит сопровождаются истощаемостью психических функций, сенситивностью, лабильностью или торпидностью эмоциональных реакций, гневливостью, склонностью к ипохондрической трактовке болезни, канцерофобии. При желудочио-пищеводном рефлюксе наблюдаются невротические расстройства (неврастенический синдром и явления навязчивости), предшествующие симптомам пищеварительного тракта. Утверждения больных о возможности у них злокачественного новообразования отмечаются в рамках сверхценных ипохондрических и паранойяльных образований. Жалобы на ухудшение памяти связаны с расстройством внимания, обусловленным как фиксацией на ощущениях, вызванных основным заболеванием, так и депрессивным настроением.
Осложнением операций резекции желудка при язвенной болезни является демпинг-синдром, который следует отграничивать от истерических расстройств. Под демпинг-синдромом понимают вегетативные кризы, приступообразно возникающие по типу гипо- или гипергликемических непосредственно после приема пищи или спустя 20-30 мин, иногда 1-2 ч.
Гипергликемические кризы появляются после приема горячей пищи, содержащей легкоусвояемые углеводы. Внезапно возникает головная боль с головокружением, шумом в ушах, реже - рвотой, сонливостью, тремор. Могут появляться «черные точки», «мушки» перед глазами, расстройства схемы тела, неустойчивость, зыбкость предметов. Заканчиваются они обильным мочеиспусканием, сонливостью. На высоте приступа повышаются уровень сахара и артериальное давление.
Гипогликемические кризы наступают вне приема пищи: появляются слабость, потливость, головная боль, головокружение. После приема пищи они быстро купируются. Во время криза уровень сахара в крови снижается, наблюдается падение артериального давления. Возможны расстройства сознания на высоте криза. Иногда кризы развиваются в утренние часы после сна (Р. Е. Гальперина, 1969). При отсутствии своевременной терапевтической коррекции не исключена истерическая фиксация этого состояния.

Психические нарушения при раке

Клиническая картина новообразований головного мозга определяется их локализацией. С ростом опухоли больше выступают общемозговые симптомы. Наблюдаются практически все виды психопатологических синдромов, в том числе астенический, психоорганический, параноидный, галлюцинаторно-параноидный (А. С. Шмарьян, 1949; И. Я. Раздольский, 1954; А. Л. Абашев-Константиновский, 1973). Иногда опухоль головного мозга выявляют на секции умерших лиц, лечившихся по поводу шизофрении, эпилепсии.
При злокачественных новообразованиях внечерепной локализации В. А. Ромасенко и К. А. Скворцов (1961) отмечали зависимость психических расстройств от стадии течения рака. В начальный период наблюдаются заострение характерологических черт больных, невротические реакции, астенические явления. В развернутой фазе наиболее часто отмечаются астенодепрессивные состояния, анозогнозии. При раке внутренних органов в манифестной и преимущественно терминальной стадиях наблюдаются состояния «тихого делирия» с адинамией, эпизодами делириозных и онирических переживаний, сменяющихся оглушенностью или приступами возбуждения с отрывочными бредовыми высказываниями; делириозно-аментивные состояния; параноидные состояния с бредом отношения, отравления, ущерба; депрессивные состояния с деперсонализационными явлениями, сенестопатиями; реактивные истерические психозы. Характерны нестойкость, динамизм, частая смена психотических синдромов. В терминальной стадии постепенно нарастает угнетение сознания (оглушенность, сопор, кома).

Психические расстройства послеродового периода

Выделяют четыре группы психозов, возникающих в связи с родами:
1) родовые;
2) собственно послеродовые;
3) психозы периода лактации;
4) спровоцированные родами эндогенные психозы.
Психическая патология послеродового периода не представляет самостоятельной нозологической формы. Общей для всей группы психозов является ситуация, в которой они возникают.
Родовые психозы - это психогенные реакции, развивающиеся, как правило, у первородящих женщин. Они обусловлены страхом ожидания боли, неизвестного, пугающего события. При первых признаках начинающихся родов у некоторых рожениц может развиться невротическая или психотическая реакция, при которой иа фоне суженного сознания появляются истерический плач, смех, крик, иногда фугиформные реакции, реже - истерический мутизм. Роженицы отказываются от выполнения инструкций, предлагаемых медицинским персоналом. Продолжительность реакций - от нескольких минут до 0,5 ч, иногда дольше.
Послеродовые психозы условно делят на собственно послеродовые и психозы периода лактации.
Собственно послеродовые психозы развиваются на протяжении первых 1-6 нед после родов, нередко в родильном доме. Причины их возникновения: токсикоз второй половины беременности, тяжелые роды с массивной травматизацией тканей, задержка отделения плаценты, кровотечения, эндометриты, маститы и др. Решающая роль в их появлении принадлежит родовой инфекции, предрасполагающим моментом является токсикоз второй половины беременности. В то же время наблюдаются психозы, возникновение которых нельзя объяснить послеродовой инфекцией. Основными причинами их развития являются травматизация родовых путей, интоксикации, нейрорефлекторные и психотравмирующие факторы в их совокупности. Собственно послеродовые психозы чаще наблюдаются у первородящих женщин. Число заболевших женщин, родивших мальчиков, почти в 2 раза больше, чем женщин, родивших девочек.
Психопатологическая симптоматика характеризуется острым началом, возникает спустя 2-3 нед, а иногда через 2-3 дня после родов на фоне повышенной температуры тела. Родильницы беспокойны, постепенно их действия становятся беспорядочными, утрачивается речевой контакт. Развивается аменция, которая в тяжелых случаях переходит в сопорозное состояние.
Аменция при послеродовых психозах характеризуется маловыраженной динамикой на протяжении всего периода заболевания. Выход из аментивного состояния критический, с последующей лакунарной амнезией. Не наблюдается затяжных астенических состояний, как это бывает при психозах лактации.
Кататоническая (кататоно-онейроидная) форма наблюдается реже. Особенностью послеродовой кататонии являются слабая выраженность н нестойкость симптоматики, сочетание ее с онирическими расстройствами сознания. При послеродовой кататонии нет закономерности нарастания скованности, как при эндогенной кататонии, не наблюдается активного негативизма. Характерна нестойкость кататонических симптомов, эпизодичность онейроидных переживаний, их чередование с состояниями оглушенности. При ослаблении кататонических явлений больные начинают принимать пищу, отвечать на вопросы. После выздоровления критически относятся к пережитому.
Депрессивно-параноидный синдром развивается на фоне нерезко выраженной оглушенности. Для него характерна «матовая» депрессия. Если оглушенность усиливается, депрессия сглаживается, больные безучастны, не отвечают на вопросы. Идеи самообвинения связаны с несостоятельностью больных в этот период. Нередко обнаруживают явления психической анестезии.
Дифференциальная диагностика послеродовой и эндогенной депрессии основывается на наличии при послеродовой депрессии изменения ее глубины в зависимости от состояния сознания, утяжеления депрессии к ночи. У таких больных в бредоподобной трактовке своей несостоятельности больше звучит соматический компонент, в то время как при эндогенной депрессии заниженная самооценка касается личностных качеств.
Психозы периода лактации возникают спустя 6-8 нед после родов. Встречаются примерно в два раза чаще, чем собственно послеродовые психозы. Это можно объяснить тенденцией к омоложению браков и психологической незрелостью матери, отсутствием опыта по уходу за детьми - младшими братьями и сестрами. К факторам, предшествующим началу лактационного психоза, относятся укорочение часов отдыха в связи с уходом за ребенком и депривация ночного сна (К. В. Михайлова, 1978), эмоциональное перенапряжение, лактация при нерегулярном питании и отдыхе, приводящая к быстрому исхуданию.
Заболевание начинается нарушением внимания, фиксационной амнезией. Молодые матери не успевают выполнить все необходимое ввиду отсутствия собранности. Вначале они стараются «наверстать время» за счет сокращения часов отдыха, «навести порядок» ночью, не ложатся спать, начинают стирку детского белья. Больные забывают, куда положили ту или иную вещь, подолгу ее ищут, нарушая ритм работы и с трудом наведенный порядок. Быстро нарастает затруднение осмысливания ситуации, появляется растерянность. Постепенно утрачивается целенаправленность поведения, развиваются страх, аффект недоумения, отрывочный интерпретативный бред.
Кроме того, отмечаются изменения состояния на протяжении суток: днем больные более собранны, в связи с чем создается впечатление, что состояние возвращается к доболезненному. Однако с каждым днем периоды улучшения сокращаются, беспокойство и несобранность нарастают, усиливается страх за жизнь и благополучие ребенка. Развивается аментивный синдром или оглушение, глубина которого также является непостоянной. Выход из аментивного состояния затяжной, сопровождается частыми рецидивами. Аментивный синдром иногда сменяется кратковременным периодом кататоно-онейроидного состояния. Наблюдается тенденция к нарастанию глубины расстройств сознания при попытке сохранить лактацию, о чем нередко просят родственники больной.
Часто наблюдается астенодепрессивная форма психоза: общая слабость, исхудание, ухудшение тургора кожи; больные становятся подавленными, высказывают опасения за жизнь ребенка, идеи малоценности. Выход из депрессии затяжной: у больных длительное время остается ощущение нестабильности своего состояния, отмечаются слабость, беспокойство, что болезнь может возвратиться.

Эндокринные заболевания

Нарушение гормональной функции одной из желез обычно вызывает изменение состояния других эндокринных органов. Функциональная взаимосвязь нервной и эндокринной систем лежит в основе нарушений психической деятельности. В настоящее время выделяют особый раздел клинической психиатрии - психоэндокринологию.
Эндокринные расстройства у взрослых, как правило, сопровождаются развитием непсихотических синдромов (астенических, неврозо- и психопатоподобных) с пароксизмальными вегетативными нарушениями, а при нарастании патологического процесса - психотических состояний: синдромов помраченного сознания, аффективных и параноидных психозов. При врожденных формах эндокринопатии или их возникновении в раннем детском возрасте отчетливо выступает формирование психоорганического нейроэндокринного синдрома. Если эндокринное заболевание появляется у взрослых женщин либо в подростковом возрасте, то у них часто отмечаются личностные реакции, связанные с изменением соматического состояния и внешнего вида.
На ранних стадиях всех эндокринных заболеваний и при относительно доброкачественном их течении отмечаются постепенное развитие психоэндокринного синдрома (эндокринного психосиндрома, по М. Bleuler, 1948), переход его с прогрессированием заболевания в психоорганический (амнестико-органический) синдром и возникновение острых или затяжных психозов на фоне этих синдромов (Д. Д. Орловская, 1983).
Наиболее часто появляется астенический синдром, который наблюдается при всех формах эндокринной патологии и входит в структуру психоэндокринного синдрома. Он относится к наиболее ранним и постоянным проявлениям эндокринной дисфункции. В случаях приобретенной эндокринной патологии астенические явления могут задолго предшествовать обнаружению дисфункции железы.
«Эндокринная» астения характеризуется чувством выраженной физической слабости и разбитости, сопровождается миастеническим компонентом. При этом нивелируются побуждения к деятельности, сохраняющиеся при других формах астенических состояний. Астенический синдром очень скоро приобретает черты апатоабулического состояния с нарушением мотиваций. Такая трансформация синдрома обычно служит первым признакам формирования психоорганического нейроэндокринного синдрома, показателем прогрессирования патологического процесса.
Неврозоподобные изменения обычно сопровождаются проявлениями астении. Наблюдаются неврастеноподобные, истероформные, тревожно-фобические, астенодепрессивные, депрессивно-ипохондрические, астено-абулические состояния. Они имеют стойкий характер. У больных снижается психическая активность, изменяются влечения, отмечается лабильность настроения.
Нейроэндокринный синдром в типичных случаях проявляется «триадой» изменений - в сфере мышления, эмоций и воли. В результате разрушения высших регулирующих механизмов появляется расторможенность влечений: наблюдаются сексуальная распущенность, склонность к бродяжничеству, воровству, агрессии. Снижение интеллекта может достигать степени органической деменции. Часто возникают эпилептиформные пароксизмы, преимущественно в виде судорожных припадков.
Острые психозы с нарушением сознания: астеническая спутанность, делириозное, делириозно-аментивное, онейроидное, сумеречное, острые параноидные состояния - возникают при остром течении эндокринного заболевания, например при тиреотоксикозе, а также в результате острого воздействия дополнительных внешних вредных факторов (интоксикации, инфекции, психической травмы) и в послеоперационный период (после тиреоидэктомии и др.).
Среди психозов с затяжным и рецидивирующим течением наиболее часто выявляют депрессивно-параноидные, галлюцинаторно-параноидные, сенестопато-ипохондрические состояния и синдром вербального галлюциноза. Они наблюдаются при инфекционном поражении системы гипоталамус - гипофиз, после удаления яичников. В клинической картине психоза нередко обнаруживают элементы синдрома Кандинского-Клерамбо: явления идеаторного, сенсорного или моторного автоматизма, вербальные псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия. Особенности психических расстройств зависят от поражения определенного звена нейроэндокринной системы.
Болезнь Иценко-Кушннга возникает в результате поражения системы гипоталамус - гипофиз - корковое вещество надпочечников и проявляется ожирением, гипоплазией половых желез, гирсутизмом, выраженной астенией, депрессивным, сенестопато-ипохондрическим или галлюцинаторно-параноидным состояниями, эпилептиформными припадками, снижением интеллектуально-мнестических функций, корсаковским синдромом. После лучевой терапии и адреналэктомии могут развиться острые психозы с помрачением сознания.
У больных акромегалией, возникшей в результате поражения передней доли гипофиза - эозинофильной аденомы или разрастания эозинофильных клеток, отмечаются повышенная возбудимость, злобность, гневливость, склонность к уединению, сужение круга интересов, депрессивные реакции, дисфории, иногда психозы с нарушением сознания, возникающие обычно после дополнительных внешних воздействий.Адипозогенитальная дистрофия развивается вследствие гипоплазии задней доли гипофиза. К характерным соматическим признакам относят ожирение, появление круговых валиков вокруг шеи («колье»).
Если заболевание начинается в раннем возрасте, наблюдается недоразвитие половых органов и вторичных половых признаков. А. К. Добржанская (1973) отмечала, что при первичных поражениях гипоталамогипофизарной системы ожирение и изменения психики задолго предшествуют расстройствам половой функции. Психопатологические проявления зависят от этиологии (опухоль, травматическое поражение, воспалительный процесс) и степени тяжести патологического процесса. В начальный период и при нерезко выраженной динамике симптоматика длительное время проявляется астеническим синдромом. В дальнейшем часто наблюдаются эпилептиформные припадки, изменения личности по эпилептоидному типу (педантичность, скупость, слащавость), острые и затяжные психозы, в том числе эндоформного типа, апатоабулический синдром, органическая деменция.
Церебралыю-гипофизарная недостаточность (болезнь Симондса и синдром Шиена) проявляется резким похуданием, недоразвитием половых органов, астеноадинамическим, депрессивным, галлюцинаторно-параноидным синдромами, интеллектуально-мнестическнми нарушениями.
При заболеваниях щитовидной железы отмечается либо ее гиперфункция (базедова болезнь, тиреотоксикоз), либо гипофункция (микседема). Причиной заболевания могут быть опухоли, инфекции, интоксикации. Базедова болезнь характеризуется триадой таких соматических признаков, как зоб, пучеглазие и тахикардия. В начале болезни отмечаются неврозоподобпые расстройства:
раздражительность, пугливость, тревожность или приподнятость настроения. При тяжелом течении заболевания могут развиться делириозные состояния, острый параноид, ажитированная депрессия, депрессивно-ипохондрический синдром. При дифференциальной диагностике следует учитывать наличие соматоневрологических признаков тиреотоксикоза, в том числе экзофтальма, симптома Мебиуса (слабость конвергенции), симптома Грефе (отставание верхнего века от радужной оболочки при взгляде вниз - остается белая полоска склеры). Микседема характеризуется брадипсихией, снижением интеллекта. Врожденной формой микседемы является кретинизм, который раньше нередко имел эндемический характер в местностях, где в питьевой воде недостаточно йода.
При аддисоновой болезни (недостаточности функции коркового вещества надпочечников) наблюдаются явления раздражительной слабости, непереносимости внешних раздражителей, повышенной истощаемости с нарастанием адинамии и монотонной депрессии, иногда возникают делириозные состояния. Сахарный диабет нередко сопровождается непсихотическими и психотическими психическими нарушениями, в том числе делириозными, для которых характерно наличие ярких зрительных галлюцинаций.

Лечение, профилактика и социально-трудовая реабилитация больных с соматогенными расстройствами

Лечение больных с соматогенными психическими расстройствами проводят, как правило, в специализированных соматических лечебных учреждениях. Госпитализировать таких больных в психиатрические стационары в большинстве случаев нецелесообразно, за исключением больных с острыми и затяжными психозами. Психиатр в таких случаях чаще выступает в роли консультанта, а не лечащего врача. Терапия имеет комплексный характер. По показаниям применяют психотропные препараты.
Коррекцию непсихотических расстройств осуществляют на фоне основной соматической терапии с помощью снотворных препаратов, транквилизаторов, антидепрессантов; назначают психостимуляторы растительного и животного происхождения: настойки женьшеня, лимонника, аралии, экстракт элеутерококка, пантокрин. Необходимо учитывать, что многие спазмолитические сосудорасширяющие и гипотензивные средства - клофелин (гемитон), даукарин, дибазол, карбокромен (интенкордин), циннаризин (стугерон), раунатин, резерпин - обладают легким седативиым действием, а транквилизаторы амизил, оксилидин, сибазон (диазепам, реланиум), нозепам (оксазепам), хлозепид (хлордиазепоксид), феназепам - спазмолитическим и гипотензивным. Поэтому при их совместном использовании необходимо быть осторожным в отношении дозировки, осуществлять контроль за состоянием сердечнососудистой системы.
Острые психозы обычно свидетельствуют о высокой степени интоксикации, нарушении мозгового кровообращения, а помрачение сознания - о тяжелом течении процесса. Психомоторное возбуждение ведет к дальнейшему истощению нервной системы, может вызвать резкое ухудшеАш общего состояния. В. В. Ковалев (1974), А. Г. Наку, Г. Н. Герман (1981), Д. Д. Орловская (1983) рекомендуют назначать больным аминазин, тиоридазин (сонапакс), алимемазин (терален) и другие нейролептические средства, не обладающие выраженным экстрапирамидным действием, в малых или средних дозах внутрь, внутримышечно и внутривенно под контролем артериального давления. В ряде случаев удается купировать острый психоз с помощью внутримышечного или внутривенного введения транквилизаторов (седуксена, реланиума). При затяжных формах соматогенных психозов применяют транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, нейролептические и противосудорожные средства. Отмечается плохая переносимость некоторых препаратов, особенно из группы нейролептических средств, поэтому необходимо индивидуально подбирать дозы, постепенно повышать их, заменять одно лекарство другим, если появляются осложнения или отсутствует положительный эффект.
При дефектно-органической симптоматике рекомендуют назначать витамины, успокаивающие или психостимулирующие средства, амипалон, пирацетам.

телесный, относящийся к телу, в противоположность психическому, относящемуся к психике человека.

В работе «Толкование сновидений» (1990) З. Фрейд использовал понятие «соматический» при рассмотрении различных источников сновидений. Он обратил внимание на то, что исследователи выделяли, как правило, три соматических источника: получаемые извне объективные чувственные раздражения, субъективные внутренние возбуждения органов чувств и получаемые изнутри физические раздражения. Несмотря на популярность в то время теории соматических раздражений как источника сновидений, основатель психоанализа отметил ее слабые стороны. В частности, он показал, что внешние раздражения не обязательно вызывают сновидения, хотя и появляются в их содержании: патология указывает на многочисленные примеры того, что различные раздражения во время сна могут не оказывать никакого воздействия.

Обсуждая различные концепции, авторы которых акцентировали внимание на соматических источниках образования сновидений, З. Фрейд пришел к выводу, что всякая теория, считающая сновидение бесцельной и загадочной психической реакцией на соматические раздражения, не имеет под собой никакой почвы. По его мнению, соматические источники привлекаются к образованию сновидений лишь в том случае, если способны к соединению с содержанием представлений психического источника. Это напоминает собой тот случай, когда меценат приносит художнику редкий камень и заказывает сделать из него художественное произведение. «Величина камня, его окраска и чистота воды обусловливают самый характер произведения, между тем как при обильном материале, например мраморе, первенствующую роль играет не он сам, а идея художника».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд подчеркнул, что психоаналитическое понимание сновидений основывается на предположении, что «сновидение является не соматическим, а психическим феноменом». В своей исследовательской и терапевтической деятельности психоаналитик интересуется сновидениями лишь в той степени, в какой они рассматриваются в качестве не соматического, а психического явления. Аналогичным является отношение психоаналитика и к психическим заболеваниям, истоки возникновения которых соотносятся с психическими, а не соматическими причинами. Однако это вовсе не означает, что психоаналитик игнорирует соматическое проявление невротических симптомов. Как заметил З. Фрейд, сексуальная функция не представляется чисто психической или чисто соматической. Она оказывает влияние и на душевную, и на телесную жизнь. «Если в симптомах психоневрозов мы увидели проявления нарушений в ее воздействиях на психику, то мы не удивимся, если в актуальных неврозах найдем непосредственные соматические последствия сексуальных нарушений».

В современной психоаналитической литературе значительное внимание уделяется психосоматическим состояниям и расстройствам. Тем не менее следует иметь в виду, что психоанализ характеризует, по словам З. Фрейда, «не материал, которым он занимается, а техника, при помощи которой он работает».

Вверх