Бог шу с головой льва. Главные боги древнего египта. Многообразие в Элладе

Шу

Шу — египетское божество воздуха, сын , брат и муж . После отждествления Атума с считался сыном Ра.

При мироздании Шу поднял небо — — от земли — и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с и .

Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Бог Шу, богиня Тефнут, бог Геб и богиня Нут. Египетская мифология

Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. В начале творения они были рождены Ра-Атумом. От них произошли все величайшие боги Египта.
Шу - бог ветра и воздуха. Обычно он принимает облик человека и носит на голове страусиное перо - иероглиф своего имени, которое означает «Пустота» - то есть «воздух»; но иногда этот бог принимает обличье грозного льва. Богиня влаги Тефнут является перед очами бессмертных небожителей чаще всего в облике львицы.
После того, как мир был создан, наступил век богов (В более южных районах Египта дождей практически не бывает) - время, когда боги пребывали на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, творца мира и Владыки всего сущего. Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Но однажды Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она удалилась на юг - в Нубию (египетск. Куш), в Нубийскую пустыню.

Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она покинула Египет, на страну обрушилась смертоносная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскаленные лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.
Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
- Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго рассказывал богине, какие ужасающие бедствия терпят египтяне, и, наконец, разжалобил её, убедил вернуться на родину. Когда они вместе возвратились в Египет, Великая Река разлилась и щедро напитала водой пашни, а на земли Дельты хлынул с неба живительный «небесный Нил» - дождь. Засуха кончилась, и голод прекратился.
Сказания о бегстве Солнечного Ока в Нубию составляют отдельный большой цикл солярных мифов. Иногда за Солнечным Оком отправляется бог Луны и мудрости Тот, иногда - Шу и Тот вместе. Все древние версии мифа сохранились обрывочно, полный сюжет восстановлен по фрагментам. Далее (в разделе 3 - с. 76) пересказана поздняя (II-III вв. н. э.) версия.

После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней (рис. 30). От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба (см. рис. 28). Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Рис. 30. Брак Шу и Тефнут.
Слева направо: Тот, Шу, Тефнут, Ра, Онурис (?).

Нут по вечерам рождала звёзды, а на утренней заре проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньёй, поедающей своих поросят.
Владыка всего сущего Ра был очень недоволен этой ссорой богов. Он призвал к себе Шу и велел ему немедленно разорвать объятия Геба и Нут - разделить небо и землю. Если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ бога Солнца: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир (рис. 31).

Рис. 31. Отделение неба от земли.
В центре - Геб и Нут;
справа - бог ветра Шу с поднятыми руками

и перо страуса - иероглиф имени Шу;
слева внизу - белый гусь,
олицетворение Великого Гоготуна, символ

и священная птица Геба и Амона(-Ра);
наверху - Амон в облике барана;
тройной бич у Амона -

символ власти над миром.
Рисунок из «Папируса Тамени»;
XXI династия; Британский музей, Лондон.

Когда это свершилось, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю, возвращая в объятия мужа. Поэтому один из символов Шу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь - превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск (см. рис. 24). Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой, как жук-скарабей (греч.; египетск. хеперер) катит свой шар (см. рис. 27), и, достигнув зенита, передаёт диск великому Ра. Владыка всего сущего берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку - по животу Нут.
Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца - гигантский змей Апоп (см. рис. 51). В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, - но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт (рис. 32).

Рис. 32. Земля, небо и Ладья Вечности.
Внизу - бог земли Геб, наверху -
богиня неба Нут, между ними -

бог Шу с воздетыми руками.
Слева - Ладья восходящего Солнца,
справа - «умирающего».

В Ладье восседают Ра, Маат и бог магии Хека,
увенчанный иероглифом своего имени.

Заходящее Солнце принимает в свои руки бог,
обозначенный как «бог великий, владыка Дуата»

(возможно, Нун, хотя иконография
больше соответствует Атуму).

Примитивные религии жителей древнего мира изобилуют большим количеством богов. Чаще всего каждый из них отвечал за какое-то явление окружающего мира, например, за гром, дождь, а также за развитие человека и цивилизации. Так появились покровители плодородия, охоты, любви, войны, красоты и иные. Очень интересны боги воздуха, которые в той или иной степени присутствовали в пантеонах древних народов. Познакомимся с ними, узнаем общие черты и различия.

Общая характеристика

Воздушная стихия подразумевает не только сам воздух, то есть невидимую субстанцию, которую люди используют для дыхания, но и небо, ветра, облака, поэтому и боги воздуха весьма многочисленны в древних религиях. В наиболее примитивных верованиях, например, анимизме, тотемизме, воздуху особого внимания не уделялось, поскольку люди еще не могли догадаться, что для дыхания необходим кислород. Духи воздуха впервые появились в шаманизме, к ним взывали колдуны при камлании, у них просили помощи и защиты для своего племени.

Позднее в пантеоне Древнего Египта появился бог Шу, бог ветра и воздуха, с его именем связано несколько интересных мифов.

Разветвленная система божеств представлена у древних греков, в пантеоне которых присутствует не только бог неба, но и божества ветров, облаков. Аналогичным образом выстроены боги у римлян, которые в качестве основы использовали греческую религию.

Божества, ответственные за воздух, есть также у скандинавов, индейцев, китайцев и некоторых других народностях.

Общее и отличия

Можно выделить ряд ключевых черт, которые свойственны богам ветра в мифологии древности:

  • Играли в пантеоне важную роль, считались если не верховными божествами, то хотя бы древними и важными.
  • Нередко выполняли сразу несколько функций, например, Эекатль, ацтекское божество воздуха и неба, своим дыханием перемещало солнце по небосводу, а также подметало дорожки для бога дождей Тлалока.

Отличительные черты таковы:

У каждого народа или цивилизации божества, связанные с воздушной стихией, имели различия во внешнем виде. Например, у греков они напоминали людей - с безупречной фигурой и светлыми волосами. У египтян Шу часто изображался в образе человека, но на отдельных фресках можно видеть этого бога в облике льва или с головой хищника. Китайцы же использовали образ дракона.

Каждый бог, несмотря на общность значения, отличался нюансами и тонкостями исполняемых функций. Например, в Греции бог Зефир считался покровителем а Нот - южного.

Далее, каждое божество имело собственные атрибуты, с которыми изображалось на фресках или статуях. Так, отличительными признаками Шу была бородка, характерная для фараонов, жезл и анкх в руках, змея - символ мудрости - на голове.

Многообразие божеств

Покровителей воздушной стихии в мире древних религий было очень много. Например, в Греции к их числу можно причислить Зевса-громовержца, который возглавлял пантеон и владычествовал не только над людьми, но и над прочими бессмертными жителями Олимпа. Познакомимся с именами греческих богов и их значением. Прежде всего, это Уран, древнейшее божество, отец бога Кроноса и дед Зевса. Кроме того, был бог Борей, который символизировал холодный северный ветер, Аура покровительствовала непосредственно воздуху, а Эол был повелителем ветров в целом.

В Древнем Риме функции Зевса выполнял бог Юпитер, его супругой была Юнона, соответствующая греческой Гере. В скандинавских странах бог Ньерд был ответственен не только за воздух, но и покровительствовал плодородию.

В мифологии Древнего Египта сразу несколько божеств были связаны с небом, воздухом, ветрами. Прежде всего, это бог Шу, о котором будет сказано отдельно, далее - это Гор, покровитель неба, сын богов Исиды и Осириса, отважный и мужественный, не побоявшийся бросить вызов своему дяде, коварному, но могущественному божеству песков пустыни Сету. Более древним представителем «небесной семьи» считается Нут, мать Осириса, покровительница неба. Часто изображалась на фресках в облике коровы.

Бог Шу: внешний вид и функции

Этот бог неба у египтян часто изображался в облике человека в короне, украшенной перьями. Представал также как человек, сидящий на троне, украшенном с простертыми вверх руками, словно поддерживающими небесный свод, оттого считается возможным прототипом атлантов. Роль бога была значительна - он помогал небу не упасть на землю, обеспечивал порядок и нормальное течение жизни.

Изначально играл роль покровителя воздушной стихии, позднее приобрел функции бога палящего солнца. В отдельных папирусах можно найти гимны, повествующие о том, как могучий Шу одолел врагов света при помощи копья. Позднее бог стал покровителем неба и главой пантеона, произошло это после ухода Ра. В его ведении находились также ветры, наводнения и моря.

Место в пантеоне

Шу, бог неба у египтян, член великой эннеады, был сыном бога Атума, а также мужем и одновременно братом Позднее, когда боги Ра и Атум слились воедино, Шу стал сыном верховного Ра. Является отцом еще двух важных представителей пантеона, Геба и Нут.

Бог сыграл важнейшую роль в сотворении мира. Согласно космогонии египтян, именно он поднял небо - свою дочь Нут - над землей, а после стал поддерживать небесный свод, осуществляя функции покровителя воздушного пространства. Еще один миф повествует о том, что Шу вместе с богом мудрости Тотом помогли вернуть в семью богиню Тефнут, разгневанную тем, что люди почитали ее недостаточно. Гордая Тефнут приняла облик львицы, стала охотиться на территории пустынь и раздирать в клочья своих жертв, а земли терзали засухи. После ее усмирения в Египте наступила долгожданная весна.

Итак, роль Шу, бога воздуха, в мифологической концепции мира Древнего Египта велика. Это божество принимало непосредственное участие в сотворении мира, не раз спасало человечество от гибели, способствовало нормальному течению жизни, поддерживая небо и не допуская таким образом гибели всего живого.

Дошедшие до нас изображения

Мы можем достаточно хорошо представлять себе, как выглядел Шу, благодаря тому, что время милосердно сохранило большое количество фресок и барельефов с его участием. Иногда бог изображался стоя, держащим в руках жезл, но чаще - сидящим, с возведенными вверх руками, что заставляло древних мастеров изрядно поработать - такая поза не вписывалась в египетские каноны.

Дошли до нас и несколько подголовников, которые украшали ложе фараонов. Так, один из них принадлежал Тутанхамону и сейчас находится в музее в Каире, на нем бог воздуха, разделяющий небо и землю, предстает стоящим на коленях, удерживая изголовье, словно небесный свод, на вытянутых руках, рядом неизвестный мастер разместил фигуры двух львов, священных животных Шу.

Традиции Греции

Продолжим рассмотрение имен греческих богов и их значений. Прежде всего, это Эол, покровитель ветров, штормов. Считался отцом царя Сизифа, известного по выражению «сизифов труд» - деяния бессмысленные, но утомительные. Сам Эол, несмотря на божественный статус, в полном смысле богом не являлся, матерью его была смертная женщина, а кормилицей - корова. Мифы наделяют его такими особенностями:

  • Считается правителем острова Эолии.
  • Имеет 6 сыновей и 6 дочерей, которые составили 6 пар и вели довольно праздный образ жизни.
  • По одним источникам - сын Посейдона, по другим - правнук этого бога.
  • Считается изобретателем парусов, хотя, согласно некоторым мифам, это открытие совершено человеком, Дедалом.

Согласно Гомеру, первая встреча этого бога воздуха со странствующим Одиссеем прошла благоприятно, герой был благосклонно принят Эолом и даже получил в подарок меха с попутными ветрами. Однако когда спутники Одиссея развязали мешок, думая, что там находятся сокровища, и корабль вновь сбился с пути, Эол уже не был столь добр и прогнал героя.

Многообразие в Элладе

Рассмотрим и других богов воздуха, которые присутствовали в мифах Древней Греции. Прежде всего, это Аура, покровительница воздушного пространства, изображалась в образе прекрасной девушки, часто в развевающемся одеянии, иногда - сидящей на лебеде. По одной версии, была дочерью мифического Эфира, по другой - титана Гипериона, сестра Гелиоса (покровителя солнца) и Селены (божества луны). От имени этой богини произошло имя Аврора.

Бог Зефир - еще одно популярное божество низшего эшелона в Древней Греции, покровитель западного ветра, также его функцией было приносить вести богам. Именно этот бог находился в мехах, дарованных Одиссею Эолом и так бессмысленно растраченных жадными спутниками странствующего царя. В Древнем Риме назывался Фавонием. Братья Зефира - Борей и Нот, северный и южный ветер соответственно.

Мудрость славян

Познакомимся с именами славянских богов воздуха, прежде всего, первое воплощение Рода, даже верховное божество по отдельным источникам. Легенда гласит о том, что Сварог бросил камень в Алатырь, безбрежный океан, что и образовало сушу, а затем - создал других богов. По славянским верованиям этот седовласый старец считался защитником, покровителем кузнечного дела, именно он наделил людей огнем и научил их трудиться, выковал первый плуг, даровал своим детям-славянам чаши для приготовления напитков и оружие для защиты от врагов. Кроме того, он даровал людям заповеди, которые помогали понять ценность семьи и мирной жизни. К их числу относятся следующие:

  1. Необходимо почитать родителей и супругу, которая у человека должна быть одна.
  2. Чтить род, богов, следовать правде.
  3. Соблюдать Великий Пост, Страстную неделю, Перунов день.
  4. После жатвы воздавать почести богам.
  5. Уважать старцев и защищать младенцев.
  6. Чтить природу, уважительно относиться к ее богатствам, поскольку именно они являются основой жизни.

Как видим, многие заповеди Сварога не утрачивают своей актуальности и в наши дни.

Также рассматривая имена славянских богов неба и воздуха, следует назвать Рода, покровителя грома, молнии и небес, по функциям сходного с античным Зевсом, именно он почитался как бог-творец. Славяне не знали, как выглядит Род, поскольку ни разу он не представал перед своими созданиями. Зачастую творца сопровождали женские божества, Рожаницы, покровительницы плодородия и деторождения.

Мы познакомились с некоторыми богами воздуха в пантеонах цивилизаций прошлого, все они сыграли значимую роль в становлении мировых религий, поскольку именно эти божества зачастую были верховными и стали основой возникновения веры в единственного бога.

По древнему мифу, Шу вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу(воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной. Двое их детей - это богиня неба Нут и бог Земли Геб. Поднятыми руками бог воздуха, отец, выгибает небо вверх и отделяет его таким образом от земли; Шу перенимает функцию носителя неба. Путём отождествления Атума с Ра, Шу становится "сыном Ра", и тогда борющийся за солнце Шу получает иногда голову льва. В других случаях он изображается в человеческом облике со своим знаком-картинкой (пером) на голове.

Властитель вселенской стихии воздуха и межзвездного пространства. Он сын Прародителя Атума-Ра, брат и муж Тефнут – вселенской влаги. При мироздании Шу поднял небо - Нут от земли – Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной, Шу также поддержал ее руками. Таким образом, Шу - бог воздушного пространства, озаряемого солнцем. Впоследствии он получил характер божества переносящего тепло и свет палящего полуденного солнца. Его В гимнах, как в магическом папирусе Харриса, Шу величается как победитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем.

Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царем неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознесся на небо. Шу считался вторым членом Великой Девятки и сопоставлялся с Тотом и с Хонсу в фиванской традиции. Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в дельте Нила.
Из храмовкоторого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами.

Еще чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода - своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Шу, Тефнут, Геб и Нут

Шу и Тефнут – это первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой.

Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ней Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.

После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.

Наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".

В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.

Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскаленные лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твердой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.

Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему: - Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!

Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось ее разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло ее родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил ее вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул (неба живительный "небесный Нил" - дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.

После того, как Шу привел свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга еще во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

При мироздании Шу поднял небо - Нут - от земли - Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу - бог воздушного пространства , озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра : «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсом .


Шу
("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума , супруг и брат богини влаги Тефнут . Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей.

Бог Шу - в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом , приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

Как бог ветра, Шу входил в гелиопольскую эннеаду богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба и Нут. Гелиополь (по-гречески - «город солнца»; египетское название - Иуну), древний город в дельте Нила, севернее современного Каира.

С V династии (XXVI-XXV столетия до нашей эры) до династии Птолемеев Гелиополь являлся центром культа бога Ра, отождествившегося с местным богом Атумом, отцом бога Шу. Сам Гелиополь в эллинистическое время отождествляется с библейским городом Он.

Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Говорят, что египетское божество Шу поднял небо от земли и держал его распростертыми руками, а также поддерживал спину небесной коровы, когда Ра сел ей на спину, после своего царствования. Египетское божество Шу еще называли богом воздушного пространства, которое озаряется солнцем. Из-за этого он также получил характер божества жгучего полуденного солнца.

В гимнах и в чудотворном папирусе Харриса он величается борцом, уничтожающим пламенем и копьем врагов света. В поздних мифах повествуется о том, что после ухода Ра божество Шу вместе с Тефнут царствовало на земле.

Он был превосходным царём преисподней и вод, неба и земли, ветров и наводнения, гор и моря. Через тысячелетия он вознёсся на небо.

Египетское божество Шу сопоставляли с богом войны Анхуром («носитель неба»), которого почитали в Себенните и в Тинисе, с Хонсом и Тотом. Он был вторым членом великой Эннеады.

Его изображали в виде льва или человека с львиной головой, но чаще всего в образе сидящего человека, с распростертыми вверх руками для того, чтобы держать небо. Трон этого божества несли львы. На стенах саркофагов его изображали в тот момент, когда он разъединяет Геба и Нут.

Египетское представление о небе. Бог Себ лежит на земле, а бог Шу поддерживает богиню Нут - современную Галактику.

Вверх