Русская литература 1950 1980 годов. Рабочая программа учебной дисциплины од б. I. Организационный этап

Тема 2.27. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы



1

2

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов.

Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова.

Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.

Для чтения и изучения Н.Рубцов . Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?.», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».

Б.Окуджава . Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим.».

А. Вознесенский . Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».

Повторение. Творчество поэтов XIX - первой половины ХХ века.


Анализ стихотворений.


1

Тема 2.28. Драматургия 1950-1980-х годов

Содержание учебного материала:

1

2

Особенности драматургии 1950-1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950-1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова.

Теория литературы . Драма. Жанр. Жанровая разновидность.


Тема 2.29. Александр Трифонович Твардовский

Содержание учебного материала:

2

2

Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т. Твардовский - главный редактор журнала «Новый мир».

Для чтения и изучения . Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете.», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины.», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти».

Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX-XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

Теория литературы . Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.

Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А. Твардовского.


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Анализ стихотворений;

Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть.


1

Тема 2.30. Александр Исаевич Солженицын

Содержание учебного материала:

2

2

Обзор жизни и творчества А.И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына.

Для чтения и изучения . Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».

Для чтения и обсуждения «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор с чтением фрагментов).

Повторение . Проза В. Шаламова.

Теория литературы . Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А.И. Солженицына.


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Чтение рассказов.


1

Тема 2.31. Александр Валентинович Вампилов

Содержание учебного материала:

1

2

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта.

Для чтения и изучения . Драма «Утиная охота».

Повторение . Н.В. Гоголь: «Нос», «Ревизор». Драматургия 1950-1980-х годов.

Теория литературы . Анекдот. Драма. Герой. Система персонажей. Конфликт.


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Чтение пьесы.


1

Тема 2.32. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции)

Содержание учебного материала:

1

2

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.

Для чтения и изучения

В. Набоков. Машенька.

Повторение. Поэзия и проза ХХ века.

Теория литературы . Эпос. Лирика.


Тема 2.33. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

Содержание учебного материала:

1

2

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала XXI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Для чтения и обсуждения


  1. Рыбаков. «Дети Арбата».
Л. Петрушевская. Рассказы.

В. Астафьев. «Прокляты и убиты».

Повторение . Проза, поэзия, драматургия 1950-1980-х годов.

Теория литературы . Литературное направление. Художественный метод. Постмодернизм.

Демонстрация . Живопись, музыка, архитектура 1980-2000-х годов.


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к экзамену


2

Самостоятельная работа: подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) всего за 2 семестр часов: 10

ИТОГО за 2 семестр

- аудиторных часов: 60

- внеаудиторной самостоятельной работы: 29


Экзамен

ВСЕГО по дисциплине

- аудиторных часов: 118

- внеаудиторной самостоятельной работы: 59

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература». Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся 1 .

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

Рабочее место преподавателя;

Посадочные места студентов.

3.1.2. Технические средства обучения:

Телевизор

Проектор
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:


  • ФГОС СОО/ФГОС ООО (по дисциплине);

  • извлечение из ФГОС СПО по специальности;

  • примерная программа учебной дисциплины;

  • рабочая программа учебной дисциплины;

  • календарно-тематический план;
3.2.2. Общеметодический компонент:

По управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

По написанию и защите рефератов;

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

план-конспект учебного занятия;

вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

домашние задания;

перечень тем рефератов, устных сообщений.

3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

тесты по темам дисциплины;

контрольные работы.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

3.3.1. Основная литература

Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015.

Обернихина Г . А ., Антонова А . Г ., Вольнова И . Л . и др . Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2014.

3.3.2. Дополнительная литература

Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н. Сухих.- М., 2014.

Белокурова С. П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. - М., 2014.

Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2014.

Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2014.

Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10-11 класс / под ред. Б.А. Ланина - М., 2014.

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2014.

Михайлов О . Н ., Шайтанов И . О ., Чалмаев В . А . и др . Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П. Журавлева. - М., 2014.

Сухих И . Н . Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2014.

Сухих И . Н . Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. - М., 2014.

3.3.3. Интернет-ресурсы:

История русской литературы XX века: методические разработки. Учебное пособие для студентов-заочников и учителей-словесников. – Режим доступа: http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_metod.htm ;

Классика.ru: библиотека классической русской литературы. – Режим доступа: http://www.klassika.ru/ ;

Электронная библиотечная система www/book/ru/

3.3.4. Художественные произведения

В начале 1944 года весь чеченский народ подвергся сталинской репрессии, был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. Развитие литературы и искусства народа было приостановлено. И все же пути ее развития во второй половине 50-х - конце 80-х годов отмечены значительным идейным, тематическим и художественным ростом, жанровым обогащением, укреплением связей с другими братскими литературами страны. Новая нравственная атмосфера в обществе, глубинные изменения, происшедшие во внутреннем мире и в гражданской позиции человека, емко отразились прежде всего в поэзии. Ее дальнейшее развитие со второй половины 50-х годов связано с именами поэтов старшего поколения: М. Мамакаева, Н. Музаева, Б. Саидова, А. Мамакаева, А. Сулейманова, М. Сулаева, Х. Эдилова и др.

Некоторые из них (М. Мамакаев, Н. Музаев, А. Мамакаев), явившиеся, по существу, родоначальниками поэзии 20-30-х годов, сразу же после восстановления Республики в 1957 году продолжили осмысление темы личности в обществе, начатое ими в предвоенные годы, прерванное войной, а затем выселением чеченцев в 1944 г. Тринадцать лет бесправия обострили звучание этой темы в их поэзии. Тяжкие раздумья о себе, о судьбах народов и родины придали ей поразительную открытость к состраданию, небывалые ранее глубину и задушевность, вызванные народной трагедией. На смену характерному для их раннего творчества решению тем и конфликтов, обусловленных сугубо внутринациональными проблемами, несмотря на глубокие травмы, оставленные в их душах сталинским террором, пришла широта общественной, общечеловеческой проблематики. Все чаще звучала в их поэзии тема предназначения человека, смысла и цели его жизни. Лирико-философское осмысление бытия стало характерной чертой не только поэтов старшего поколения, но и поэтов так называемых второго и третьего поколения, пришедших в литературу в 60-80-е годы.

Все это является одним из весомых свидетельств того, что чеченские поэты сумели перешагнуть через личные обиды, не замкнулись в себе, годы сталинского террора не погасили их интернационалистские чувства. В их поэзию, как и в поэзию поэтов второго поколения - Р. Ахматовой, Ш. Арсанукаева, М. Кибиева, Х. Сатуева и других, широко вошли мотивы отчизны, любви и сыновнего долга перед ней. Начались кропотливые поиски художественных средств для передачи тончайших движений души лирического героя, идейно и нравственно созревшего для того, чтобы вместить в своем сердце радости и боли всей страны. У такого лирического героя в жизни могут быть только три высоты: первая - его родные места, где жили отцы - «Роднее их нет на свете мест»; вторая высота - Кавказ; третья высота - Россия - «Родина, славная и великая», «Сияющие вершины трех высот - моя любовь, моя судьба» («Три высоты» Ш. Арсанукаева, «А Лермонтову было двадцать семь», «На могиле Бестужева» Р. Ахматовой).

Во второй половине 50-х, в 60-70-е годы в литературе вновь усилилось стремление писателей осмыслить и объяснить важнейшие события истории чеченского народа. Интенсивно развивались традиции романного мышления, сложившиеся на стыке 20-30-х годов. Появились романы Х. Ошаева «Пламенные годы», М. Мамакаева «Мюрид революции», «Зелимхан», А. Айдамирова «Именем свободы» и «Долгие ночи», Ш. Окуева «Красные цветы на снегу», «Пролог», на которых лежит «печать переходных эпох». Романы восприняли и развили способы и принципы нравственных качеств героев, воссозданных в первых литературных опытах, воедино связали значительные события с судьбами героев. Впервые героем эпического произведения стал народ.

Указанные романы - своеобразный сплав строгой документальности, острой публицистики, художественного вымысла и даже некоторой очерковости. Исторические и фольклорно-этнографические познания писателей стали основой создания этого фона, на котором развертывалось повествование об исторических событиях и человеческих судьбах, вводя читателя в национальноспецифический мир изображаемого времени. В образах Арсби, Дмитрия Ивашина, Асланбека Шерипова, Зелимхана, Алхаста и др. героев писатели воплотили типичные социальные, психологические и моральные черты, присущие лучшим представителям народа, преодолевшего бури и невзгоды прошедших веков.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов наметился постепенный отход писателей от темы исторического прошлого. Усиление их внимания к современности можно объяснить развитием общественных процессов сегодняшней национальной жизни, в которой накопилось слишком много неотложных актуальных проблем, требующих своего художественного осмысления. В литературе вновь на первый план выдвигаются жанры повести и романа: «Подъем» А. Айдамирова, «На рассвете, когда звезды гаснут» М. Ахмадова, «Запах прелой листвы» И. Эльсанова, «Мелодии Родины» С.-Х. Нунуева - произведения, написанные в разной стилевой манере, но их объединяет проблема формирования социально-нравственных позиций героев, находящихся в гуще событий своего времени. В центре внимания писателей - проблема человека и его корней, наследования им морально-нравственных традиций, этики народа.

Но, начиная с 1994 года, в результате двух опустошительных войн в Чечне, развитие литературы и искусства чеченского народа по сути приостановилось.

Когда гремят пушки, музы молчат…

Духовную атмосферу 1945-1953 гг. определяли такие события, как победа в Великой Отечественной войне, стремление восстановить страну. Сформировалось поколение людей, привыкших принимать самостоятельные решения, имеющих свое мнение. Тоталитарный политический режим снова использовал репрессивную силу в борьбе за укрепление власти, против свободомыслия. Для этих же целей использовалось и нагнетание «холодной войны». Идеологический критерий был главным и единственным в развитии творчества, литературы и искусства. Летом 1946 г. было начато широкое наступление в области культуры, тесно связанное с именем А. Жданова, одного из сподвижников И. Сталина, вошедшее в историю под названием «ждановщины».

  • 14 августа 1946 г. ЦК КПСС обрушился на журналы «Звезда» и «Ленинград» — поводом послужили публикации произведений поэтессы А. Ахматовой и писателя‑сатирика М. Зощенко, журналы обвинялись в том, что стали проводниками «идеологии, чуждой духу партии».
  • 1946 г. — волна процессов по делам молодежных групп, деятельность которых квалифицировалась следователями как «антисоветская». В августе 1946 г. группа молодежи г. Челябинска за «контрреволюционную деятельность» Верховным судом РСФСР была осуждена по статье 58 Уголовного кодекса на длительный срок заключения.
  • 4 сентября — постановление ЦК подвергло критике ряд «безыдейных» фильмов («Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина; вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна).

Утверждается принцип бесконфликтности, «лакировки действительности». Лишь в произведениях, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, можно было встретить яркие характеры, правдивые изображения живых людей («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Звезда» Э. Казакевича, «Знаменосцы» О. Гончара, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.).

  • 24 июня 1947 г. — А. Жданов провел совещание философов, на котором была осуждена «История западной философии» Г. Александрова за «чрезмерную терпимость» к буржуазной философии.
  • Декабрь 1947 г. — С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, Д. Шостаковича, Н. Мясковского и других обвинили в том, что они придерживаются «антинародного направления». Следствием постановления стала чистка в Союзе композиторов.
  • Были осуждены как «буржуазные лженауки» волновая механика, кибернетика, в биологии утвердилась псевдонаучная теория о наследственности Т. Лысенко.
  • С конца 1948 г. основой идеологических кампаний стала «борьба с низкопоклонством» перед Западом.
  • Критика репертуаров драматических театров, сатирического журнала «Крокодил».
  • Реакционными науками объявлялись генетика, теория относительности А. Эйнштейна.

Научные достижения: 1949 г. — создание ядерного оружия (И. В. Курчатов, П. Л. Капица).

Архитектура и монументальная скульптура: построены здания МГУ на Воробьевых горах и МИД на Смоленской площади; установлен памятник воину‑освободителю в Берлине (Е. В. Вучетич).

Духовную атмосферу 1953-1964 гг. определяли смерть И. В. Сталина и смена политического руководства, осуждение культа личности и возвращение репрессированных. Хрущевская «оттепель» выражалась в борьбе двух тенденций: реализации провозглашенной свободы творчества и прежнего идеологизированного отношения к литературе и искусству.

1‑я тенденция:

  • 1954 г. — повесть И. Г. Эренбурга «Оттепель».
  • 1955 г. — возобновление издания журнала «Иностранная литература», «реабилитация» генетики.
  • 1956 г. — открытие в Москве театра «Современник» (под руководством О. Ефремова).
  • Публикация повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», произведений Ч. Айтматова, В. М. Шукшина, Ф. А. Искандера, С. П. Залыгина в журнале «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский).
  • 1957 г. — VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
  • 1958 г. — Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”».
  • Развитие жанра научной фантастики («Лезвие бритвы» И. А. Ефремова).
  • Фильмы Г. Н. Данелия «Я шагаю по Москве», М. К. Калатозова «Летят журавли», Г. Н. Чухрая «Баллада о солдате».

Система образования:

  • 1958 г. — введение обязательного восьмилетнего образования, реорганизация ремесленных и фабрично‑заводских училищ и ПТУ; увеличение срока обучения до 11 лет в средней школе; в старших классах введено производственное обучение.
  • Введение преимуществ при поступлении в вуз для лиц, имеющих трудовой стаж до 2 лет и демобилизованных из Советской Армии; приоритетное развитие вечерней и заочной форм обучения.

2‑я тенденция — ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны:

  • «Дело» Б. Л. Пастернака.
  • Осуждение творчества Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева, К. Г. Паустовского.
  • Закрытие монастырей, семинарий; гонения на церковь.
  • С 1961 г. (Программа КПСС) выдвинута новая задача — воспитание «нового человека» будущего общества.
  • Осуждение творчества художников‑абстракционистов (их творчество стали именовать советским андеграундом).

Научная сфера: в 1956-1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали Н. Н. Семенов, Л. Д. Ландау, И. М. Франк и др.; развитие ракетной техники — С. П. Королев (1957 — запуск первого спутника, 1961 — первый полет человека в космос); открытие новых научных центров.

Развитие духовной сферы в 1965-1985 гг.

Особенности: диктат атеизма; утрата обществом нравственных ориентиров; господство марксистско‑ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия; распространение иждивенческих настроений у части населения; усиление идеологического давления на культуру.

  • В середине 1960‑х гг. был устроен судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем.
  • К высылке за «тунеядство» приговорили поэта И. А. Бродского (в будущем лауреата Нобелевской премии).
  • 1970‑е гг. — страну покинули А. И. Солженицын, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, М. Л. Ростропович и др.
  • 1970 г. — создан Комитет защиты прав человека, в который вошли академик А. Д. Сахаров (отправлен в ссылку в город Горький), один из создателей водородной бомбы, математик И. Р. Шафаревич и другие представители интеллигенции.

В то же время писатели В. П. Астафьев («Последний поклон», «Пастух и пастушка»), Ю. В. Трифонов («Другая жизнь», «Дом на набережной», «Старик»), В. Г. Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Ф. А. Абрамов (тетралогия о Пряслиных), В. М. Шукшин («Я пришел дать вам волю»), В. В. Быков («Обелиск», «Сотников»), театральные режиссеры Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос, А. А. Гончаров, кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, Л. А. Кулиджанов создавали произведения высочайшего художественного и нравственного уровня.

Знамением времени было возникновение целого сектора нонконформистской культуры, появление так называемого самиздата.

Развитие общественных наук после некоторого оживления, связанного с «оттепелью», вновь затормозилось.

Наука и техника: труды по аэрогидродинамике, авиации и космонавтике (М. В. Келдыш); работы по основам линейного программирования (Л. В. Канторович); создание ракетоносителей «Протон» и орбитальной станции «Салют».

Литература

  • Деревенская проза (Б. А. Можаев, В. Г. Распутин, В. М. Шукшин, С. П. Залыгин).
  • Новый взгляд на события Великой Отечественной войны (Ю. В. Бондарев «Горячий снег», Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», В. В. Быков «Сотников»).
  • Национальная литература (Ч. Айтматов, Р. Гамзатов, Ф. Искандер).
  • Произведения писателей‑фантастов А. Н. и Б. Н. Стругацких.
  • Творчество писателей, эмигрировавших из СССР (А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо»).

Киноискусство, театр, эстрада

  • 1970-1980‑е гг. — подъем отечественного киноискусства (фильмы С. Бондарчука «Война и мир», С. И. Ростоцкого «А зори здесь тихие», А. Г. Германа «Двадцать дней без войны», Т. М. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»; психологическое кино А. А. Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев»; комедии Л. И. Гайдая «Кавказская пленница», Э. А. Рязанова «Гараж» и др.).
  • Достижения классического музыкального театра (оперные певцы Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, Е. А. Нестеренко).
  • Успехи советского балета (Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа).
  • Развитие эстрадой песни (М. Магомаев, И. Кобзон, С. Ротару) и вокально‑инструментальных ансамблей («Песняры», «Веселые ребята»).
  • Появление бардовской песни (Б. Окуджава, В. Высоцкий).
  • Неофициальное искусство (скульптор Э. Неизвестный); «бульдозерная» выставка 15 сентября 1974 г. в Москве.

Спорт: фигурное катание (И. К. Роднина и А. Г. Зайцев), хоккей (В. Б. Харламов, В. А. Третьяк), футбол (Л. И. Яшин), гимнастика, легкая атлетика, шахматы (А. Е. Карпов, Г. К. Каспаров); 1980 г. — летние XXII Олимпийские игры в Москве.

Диссидентское движение (1965-1982)

1) Период становления (1965-1972) — деятельность А. Синявского, Ю. Даниэля, А. Амальрика, Л. Чуковского, А. Гинзбурга, Ю. Галанского, Б. Буковского, А. Марченко, С. Ковалева, Л. Богараз, П. Григоренко и др.

2) Период кризиса (1973-1974) — процесс над П. Якиром и В. Красиным.

3) Период широкого международного признания (1974-1975) — расширение географии диссидентского движения. Высылка А. Солженицына из страны. Образование русской секции организации Международной амнистии. Присуждение Нобелевской премии А. Сахарову.

4) Хельсинкский период (1976-1982) — деятельность Хельсинской группы. Процессы над Ю. Орловым, Г. Якуниным, А. Марченко. Высылка А. Сахарова.

В своей борьбе диссиденты использовали следующие методы: массовые мероприятия; письма‑протесты, открытые письма, обращения в адрес международных организаций; издание и распространение самиздата; распространение листовок; индивидуальные протесты, создание правозащитных организаций. К началу 80‑х гг. почти все активные участники диссидентского движения оказались в заключении или в ссылке.

Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил пафос нонконформизма, на основе которого объединялись художники, противостоящие официальной политике в сфере искусства. Инакомыслие художников в политических кругах было названо диссидентством, а в творческих — андеграундом. Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс. Между этими крайними точками протекала многогранная, интересная творческая жизнь, основу которой составили поиски путей обновления изобразительно-выразительного языка искусства.

Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства . Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало , а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.

С модернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В 1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П. Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.

Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н. Айги, В.А. Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам "шестидесятников". Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе , даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье "Писатель, читатель, критик" (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек .

Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970 — 1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастки и сюрреализма. В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты.

В период правления Л.И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции . В 1970 - 1980-е годы СССР покинули В. П. Аксенов, И. А. Бродский, Г. Н. Владимов, В. Н. Войнович, Ф. Н.Горенштейн, С.Д.Довлатов, А.А. Галич, Ю. М. Кублановский, В. Е. Максимов, С. Соколов и др., был выслан из страны А. Солженицын и многие другие. Их творчество формировалось под влиянием не только русской классической литературы, творчества М. И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А. П. Платонова, по и популярной в 1960-е годы в Советском Союзе американской и латиноамериканской литературы. Этим объясняется эстетическое разнообразие русской эмигрантской литературы третьей волны: от реализма до постмодернизма. Оторванные от родины, не принятые «старой эмиграцией», писатели создавали свои альманахи и журналы, из которых наиболее известны парижский «Континент», американские газеты «Новый американец» и «Панорама», журнал «Калейдоскоп», израильский журнал «Время и мы», мюнхенский — «Форум». В период 1985 — 1991 годов в результате ослабления цензуры были опубликованы острокритические статьи, предметом обсуждения в которых стали "деформации социализма", произошедшие за 70 лет существования системы. «Прорабами перестройки», поддержавшими политику М.С. Горбачева, стали «шестидесятники», они рассматривали деятельность Горбачева как продолжение антисталинских реформ «оттепели».

Границы между официальной культурой и возникшими еще в недрах советского государства субкультурами были окончательно взорваны. Пользуясь терминологией Ю. М. Лотмана, можно сказать, что отечественная культура на рубеже 1980 — 1990-х голов оказалась в ситуации «взрыва». Это, с одной стороны, усложнило, а с другой — разнообразило общественно-культурную жизнь страны. Постепенно налаживались контакты с эмигрантами третьей волны, снимались запреты с их публикаций.

В результате смягчения политико-идеологического давления в "толстых" литературно-художественных журналах "Новый мир", "Дружба народов", "Октябрь" и других были опубликованы произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и получившие определение "возвращенная литература ". Среди них произведения Платонова, Ахматовой, Гроссмана, Пастернака, Булгакова, Твардовского, Трифонова, Домбровского, Тендрякова, Солженицына и др. В то же время в литературу вошло новое поколение писателей: B.C. Маканин, Р.Т. Киреев, Т.Н. Толстая, Л.С. Петрушевская, В. Н. Крупин, Т.Ю. Кибиров и др.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков : О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова.

Раздел 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов.

Смерть И.В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым...»

А.А. Ахматова.

Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.



Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Демонстрации. Портреты А. А. Ахматовой кисти К. С. Петрова-Водкина, Ю. П. Анненкова, А. Модильяни. И.В. Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В. Добужинского к книге «Подорожник».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Б.Л. Пастернак.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Повторение. Тема интеллигенции и революции в литературе XX века (А. А. Блок. Поэма «Двенадцать», статья «Интеллигенция и революция»; М.А. Булгаков. «Белая гвардия»; А. А. Фадеев. «Разгром»).

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман.

Демонстрации. Видеофильм «Борис Пастернак». А. Скрябин. 1-я и 2-я сонаты; Ф. Шопен. Этюды; И. Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б.Л. Пастернак. «Прелюдия». М.Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О. Пастернака. Диктант по тексту, подготовленному учащимися, на уроке русского языка.

Творческое задание. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов - в чем разница?». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся)

А.Т. Твардовский.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Поэма «По праву памяти»* – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX-XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.

Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А. Твардовского.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX-XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского». Наизусть Два-три стихотворения (по выбору студентов).

В.М. Шукшин.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

А.И. Солженицын.

Сведения из биографии.

«Матренин двор». «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Повторение. Проза В. Шаламова. Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А. И. Солженицына.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».

Творчество поэтов в 1950 - 1980-е годы .

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Творческие задания. Исследование и подготовка докладов о поэте (на выбор).

Вверх